Анархия мать порядка кто произнес фразу. Анархия – мать порядка

В то время как на Украине скромными мероприятиями отметили 120-летие со дня рождения одного из вождей русского анархизма, Нестора Махно, в серединной части России вспомнили о его жене - матушке Галине. В музее Управления ФСИН по Республике Мордовия в экспозиции выставлено лагерное дело Галины Кузьменко, которая отбывала тут наказание полвека назад

Пожелтевшие страницы с лохматыми краями, записи стальными перьями, на каждом углу листа оттиск печати «совершенно секретно», фотографии, которые напоминают рисунки с кладбищенского надгробия. Надо всем тень батьки Махно - символа русской лихости и удачи, символа презрения к своей и чужой жизни. Открывается дело жены знаменитого атамана квитанцией: «Всего подшито 53 страницы. Заполняется при сдаче дела в архив». Биографы, во всех подробностях описавшие деятельность Нестора Махно, не оставили белых пятен и в жизни его жены. И только ее пребывание в лагере и обстоятельства освобождения по понятным причинам не были доступны их взору.

В конце января 1946 года в тюремный поселок Потьма прибыл новый этап. Среди осужденных находилась женщина 47 лет. Седые волосы, две горькие складки у губ и прищуренные надменные глаза свидетельствовали о драматических событиях в ее прошлой жизни. Но появление Галины Кузьменко в мордовских лагерях ажиотажа не вызвало. Здесь и не таких особ видали. А когда-то о ее знаменитом муже слагали легенды. Героический атаман наводил ужас на весь Юг России. В историю же Нестор Махно вошел больше созданием слова «махновец», которым обычно награждают неряшливого и пестро одетого человека...

Галину Кузьменко арестовали в Европе, куда она сбежала с Нестором Ивановичем после Гражданской войны. Среди осужденных женщин не выделялась. Тихая, незаметная. Носила очки, которые очень берегла. Говорила певучим голосом. И только иногда в минуту крайней усталости от нее могли услышать имя какой-то Маруськи. Поминала ее зэчка недобрыми словами. Но в тесном бараке, где у каждой осужденной свои беды, никто к этому бормотанию не прислушивался. А исповедоваться о прошлой жизни Галине было ни к чему. Сколько она лично перестреляла из пулемета белых офицеров и красных командиров! Лучше не говорить об этом бабам, попавшим в лагерь за украденное мыло, неосторожное слово или спекуляцию... По сравнению с ними она была в свое время царицей. И если бы не принципы Нестора, то ездила бы сейчас по Елисейским Полям на роскошном «роллс-ройсе», а не слушала звон рельса, зовущий к работе в мордовском лесу. И зачем она связалась с анархистом, который довел ее до лагерной баланды? Тем, чем начинал ее муж, она теперь заканчивала свою жизнь.

Помучившись с таким мужем, первая супруга сбежала, а Махно арестовали и приговорили к каторге. Освобожденный амнистией Временного правительства, в 1917 году Нестор приехал на родную Екатеринославщину, где его ждала подруга по переписке, Анастасия Васецкая. Она и стала второй женой Махно, который превратился в знаменитого атамана. Постоянные разъезды, нападения на поезда, ранения кончаются для него потерей Анастасии. Новую подругу Нестора его соратники уважительно называют атаманшей Марусей, а своего предводителя величают батькой. В тот момент, когда даже эмиссары новой, советской власти вынуждены заключить с Махно договор и признать его славу и влияние, в жизни Махно появляется она. Новая женщина, его личный секретарь, а затем, как оказалось, последняя жена - Галина Кузьменко, учительница русского языка по образованию, называвшая себя дочерью железнодорожного служащего, но на самом деле - царского жандарма.

Первая встреча Нестора Махно и Галины Кузьменко не предвещала создания семьи. Атаман заглянул в одну из школьных библиотек и, желая блеснуть эрудицией перед молодой учительницей и боевыми товарищами из своего эскорта, попросил книгу какого-то мудреного автора. Галина отказалась выдать на руки редкую книгу, которая запросто могла бы пойти на папиросы. На угрозы Махно револьвером будущая невеста швырнула книгу под ноги такому читателю. Нестор ушел, хлопнув дверью, но красивую учительницу не забыл. В следующую встречу он показал себя галантным кавалером девушке, которая тоже оценила преимущества жены знаменитого на всю Россию и Украину атамана. Эту красивую брюнетку часто видели верхом, в атаке, за пулеметом. Когда один из махновцев изнасиловал женщину, Галина собственноручно расстреляла негодяя. И так она поступала часто. Галина все дальше и дальше отодвигает свою предшественницу - Марусю Никифорову - от Махно. И в итоге побеждает. Маруся уходит, осыпая соперницу проклятиями, которые та так часто потом вспоминала в лагере на лесоповале.

Но и помимо этого было что вспомнить в часы горьких раздумий. Муж ввел Галину в состав главного судебно-карательного органа махновщины, ей поручили вести подробный дневник, в котором детально описывались рейды махновских отрядов, грабежи и казни. Свое передвижение по захваченной территории Нестор Иванович обставлял поистине царскими почестями - насколько хватало воображения. На пустую железнодорожную платформу в середине поезда ставили изящное княжеское ландо, украшенное золоченой резьбой. Проносясь мимо станций, супруги развлекались стрельбой из револьверов по людям, собравшимся посмотреть на атамана и его «матушку». Но через полтора года такой веселой жизни ландо сменила телега, а от большой армии осталось только сорок преданных людей. Сам Махно мучился ранением в ногу и туберкулезом. И если бы не преданность жены, выходившей его, то закончил бы батька свои дни в Бутырке, как многие его соратники.

В августе 1921 года Махно с женой и небольшим отрядом спасается от красных в Румынии. Затем супруги бегут в Варшаву и попадают в тюрьму по обвинению в подготовке заговора по отделению Галиции. Здесь, в неволе, Галина родила единственную дочь, Елену. В Париже, где они оказываются после оправдательного приговора польского суда, Галина впервые выражает сожаление о ее не оправдавшихся расчетах на те богатства, которые Нестор Махно захватил во время многочисленных боевых рейдов. Об этих сокровищах ходили легенды. Но оказалось, атаман, в отличие от своих сподвижников, не вывез за границу ни рубля! Семье Махно пришлось перебиваться случайными заработками. Знаменитый атаман был признателен даже за место рабочего на киностудии. Но и там долго продержаться не смог из-за плохого здоровья. Он часами гулял по парижским улицам, не спеша возвращаться домой, где его ждала раздраженная и недовольная Галина. Она уже давно перестала смотреть с восторгом и обожанием на своего кумира. Когда они познакомились, Махно поклонялись 3 млн украинских крестьян, в его распоряжении была армия до 25 тыс. человек. Галина тогда и представить не могла, что через годы ей придется жить в бедности и обивать пороги в поисках грубой работы. И все потому, что ее муж оказался настоящим анархистом, ничего не скопил, не спрятал.

Стоя в очереди за лагерной баландой, Галина часто вспоминала голодную жизнь в Париже. В ту пору у парижанок вошли в моду тапочки из разноцветных веревок. Махно плел их на квартирке, которую они снимали. Там же Махно писал свои воспоминания. Но больше всего Нестор переживал из-за дочери, которую был вынужден отдать на воспитание в другую семью: украинского языка девочка не знала вовсе, а русский быстро забыла. Галина уже тогда задумывалась над последствиями своей семейной жизни с Нестором Махно, опасалась вечного клейма жены «бандита и анархиста». Она развелась с мужем незадолго до его смерти в 1934 году, но новой семьи завести не смогла. Никто не желал связываться с дамой, которой приписывались расстрелы русских дворян. Дневники Галины попали в руки красных, и они раструбили о ее «подвигах» на весь мир. Единственным человеком, который был расположен к ней, оказался тоже соратником Махно - анархист Волин... До начала Второй мировой войны все шло еще благополучно, но после взятия Парижа германским вермахтом немцы вывезли дочь Галины в Берлин на работы. Мать нашла возможность поехать за Еленой в Берлин и даже снять там квартиру. Из этой квартиры их и увели летом 1945 года русские солдаты на допрос, который кончился арестом и отправкой в Киев. В мордовский лагерь Галина Кузьменко прибыла с приговором, который лишал ее свободы на 8 лет за участие в анархистской банде и вступление в брак с Нестором Махно. Ее дочь получила 5 лет ссылки.

В лагере Галина шила тапочки, клеила коробки, ходила на уборку территории, работала на швейной фабрике контролером в закройном цехе. В свое время Нестор Махно вызвал у Галины чувство сострадания тем, что показал у себя на ногах следы каторжных оков, которые получил при царском режиме. Теперь она лично могла познать все «прелести» тюремной жизни. Но сначала лагерь все-таки проявил интерес к Галине. Некоторые сотрудники Дубравлага специально приходили, чтобы посмотреть на жену Махно, которую видели в суперпопулярном тогда фильме «Александр Пархоменко». Подругу батьки там играла кинокрасотка Цесарская. Однако между высокой сутулой женщиной в ватнике и блистательной дамой на экране не находили ничего общего.

И все-таки жена Махно казалось опасной. Согласно заключению от 13 апреля 1948 года, составленному комиссией из заместителя начальника Дубравлага МВД подполковника Чебана, представителя МГБ СССР подполковника Никольского и прокурора лагеря младшего советника юстиции Гулякова, которые, рассмотрев личное дело и материалы на заключенную Кузьменко, осужденную 16 августа 1946 года Особым совещанием сроком на 8 лет за то, что она являлась женой Нестора Махно и одновременно участницей анархистской банды в 1919-1921 годах в борьбе против Советской власти, установили, что, находясь в лагере, Кузьменко проводит антисоветскую агитацию среди заключенных, пытается устанавливать связи с волей. На основании совокупности просмотренных материалов и руководствуясь специальными приказами МВД, МГБ и Генпрокуратуры СССР, комиссия предлагала заключенную Кузьменко Галину Андреевну как социально опасную по своим антисоветским связям и вражеской деятельности перевести из общего исправительно-трудового лагеря в особый лагерь под номером 10.

До прибытия туда осужденных женщин там раньше жили мужчины. Начальство решило их куда-то перевести. Когда этап, в котором была Кузьменко, вводили в зону, мужчин выводили. Кто-то из них уже знал о жене Махно. «Анархия - мать порядка!» - кричали ей и махали руками. Эта зона была больше предыдущей. В каждом бараке помещалось человек двести. Более здоровые девушки ходили за зону - чинить железную дорогу, рубить лес для топки печей. Посещать чужие бараки запрещалось, обедать ходили строем, каждая бригада в определенное время. Возле бараков висели корыта с водой для умывания. В этой обстановке жена Махно, должно быть, не раз недобрым словом вспомнила ошибки своей молодости. Через год после перевода в особый лагерь Галина Кузьменко добивается справки об инвалидности и освобождения от работ по причине гипертонической болезни. Большую часть времени Галина предпочитала оставаться в одиночестве, живя только ожиданием писем от дочери. Та жила в городе Джамбуле, в казахских степях. В письмах дочь часто жаловалась на свое бедственное положение. Писатель Сергей Семанов, исследователь жизни и деятельности Нестора Махно, в книге «Под черным знаменем» цитирует письмо Елены матери, подчеркивая, что Елена Нестеровна «русский знала совсем плохо, а грамматические и всякие иные ошибки ее, недавней парижанки, дают дополнительный оттенок к ее образу и несчастной судьбе».


В письмах за 1950 год Елена описывает свою работу в качестве буфетчицы, посудомойки в железнодорожном ресторане, домработницы, свинарки. А также пишет о болезни, которая закончилась распродажей последних вещей. В одну из зим она голодала так сильно, что лазила по паровозам на станции и выпрашивала у машинистов уголь для продажи. Раздетая и босая, она мечтала устроиться работать официанткой, но из-за отсутствия хорошей одежды ее взяли только посудомойкой. «В каждой отрасли можно продвинуться, но не мне с моей фамилией и происхождением», - жаловалась она матери и приводила новые подробности своего тяжелого существования. Найти средство помочь своей единственной дочери Галина Кузьменко не могла, но и молча ронять слезы над письмами было не в характере жены свирепого батьки Махно. Предпринятые ею действия больше походили на лихой кавалерийский набег.

После одного из жалостных писем дочери в лагерном деле Галины Кузьменко появилась запись о том, что 13 февраля 1952 года из мордовских лагерей отправился закрытый пакет в ЦК КПСС на имя И.В. Сталина от заключенной Кузьменко Г.А. с приложением справки по личному делу и с припиской: «О результатах просим сообщить нам для объявления заключенному». Судя по контрольной печати, поступило оно в Общий отдел ЦК КПСС 19 февраля 1952 года. Наверное, это письмо было, по мнению Галины Кузьменко, единственной возможностью повлиять на улучшение материального положения своей дочери в далеком Джамбуле. Помня о роли своего мужа в Гражданской войне и его значении в разгроме белогвардейских частей, жена Нестора Махно ни слова не говорит о своих обидах и своей невиновности, а наоборот, обвиняет. Жена Махно писала Сталину: «14 августа 1945 года я была арестована в Берлине, месяц спустя была арестована и моя дочь Елена Нестеровна Михненко 1922 года рождения. Комната, в которой мы с дочерью жили, находилась в части Берлина, называемой русскими Александр Пляс. На Линиен-штрассе номер 58-59 мы снимали комнату в квартире Макса Шольце. Ключ от комнаты был взят лицом из следственной части. В ноябре 1945 года я в сопровождении одного офицера НКВД, одного штатского писаря и одного конвоира была привезена на квартиру Шольце с целью переписать уцелевшие, как подчеркнул офицер, наши вещи. Здесь офицер обнаружил, что у него нет ключа от комнаты. Тогда он оставил меня с конвоиром у Шольце на квартире, а сам отправился отыскивать ключи. Вернулся он не скоро, без ключей, злой и раздраженный, и принялся взламывать дверь. Разбив дверь, мы все в сопровождении жены Шольце вошли в комнату. При быстром и поверхностном осмотре я обнаружила отсутствие целого ряда лучших вещей: недоставало золотых вещей, часов на руку и браслетов, трех дамских пальто и целого ряда других вещей. На мой вопрос - куда же девались недостающие здесь наши с дочерью вещи, хозяйка Ольга Шольце ответила: почти каждый вечер приходили с ключом офицеры с Клайне-Александринен улицы со своими дамами, проводили несколько часов в вашей комнате и уходили всегда с пакетами (на Клайне-Александринен помещалось тогда арестное помещение, я там и находилась в первый месяц ареста). Слышавший это офицер, перебивая хозяйку, прикрикнул на меня, чтобы поскорее просматривала оставшиеся вещи, так как было много потеряно времени и ему некогда со мною возиться. Под злобные крики этого офицера под мою диктовку кое-как наспех был составлен краткий неточный список вещей. Записывалось примерно так: в шкафу 25 штук одежды, пять чемоданов полных одежды, пять картонных коробок полных... Так перечень наших с дочерью вещей был составлен в трех экземплярах и подписан присутствующими здесь офицером, писарем, квартирною хозяйкою и мною. Небольшой шкаф за отсутствием ключей не был открыт, и его содержимое не попало в список. Один экземпляр этого документа вручен квартирной хозяйке Ольге Шольце с поручением хранить оставшиеся вещи, другой предназначался для приложения к моему личному делу, а третий должен был остаться у следственных властей. К 1 января 1946 года мы с дочерью были доставлены в Киевскую тюрьму, а в августе 1946 года нам было зачитано постановление ОСО о том, что я осуждена на 8 лет ИТЛ, а дочь на 5 лет вольной высылки без поражения в правах и конфискации. Много раз с тех пор в разное время я обращалась к разным начальствующим лицам по поводу наших с дочерью вещей, на что в конечном результате из МГБ получила сообщение о том, что в настоящее время у Шольце никаких вещей больше нет, кем и когда они унесены, за давностью времени установить невозможно. Такой ответ меня не удовлетворяет. Дочь моя, не будучи практичной, не обратилась вовремя к высшим следственным органам с просьбой о выдаче ей необходимых носильных вещей и других предметов первой необходимости, принадлежавших ей и мне и оставшихся в Берлине, и выехала в чем была. В данный момент срок высылки моей дочери закончился. Подорванное здоровье дочери крайне нуждается в восстановлении. Считаю, что поскольку нас осудили без конфискации имущества и тем самым не лишили права иметь принадлежащие нам вещи, не отданные нам в свое время (по чьей вине трудно установить), то дочь имеет право получить наши вещи теперь. Поэтому обращаюсь к Вам, Иосиф Виссарионович, с просьбой распорядиться о том, чтобы все наши с дочерью вещи были бы, наконец, в скорейшем времени возвращены или возмещены деньгами. Ожидаю мудрого и справедливого ответа. Список наших вещей при сем прилагаю».


Можно только представить, как уговаривали в лагере Галину Кузьменко не отправлять такое письмо на имя Сталина, но и нарушить права жены Махно тоже побоялись.

За время нахождения в лагере и под влиянием горьких писем дочери о голодной жизни Галина Кузьменко вспомнила все пропавшее вплоть до золотых брошек и колье, шпилек и коробок с булавками. Немалое место в перечне пропавших вещей заняли предметы женского белья: рейтузы, панталоны, чулки, тапочки. Конечно, только бедственное положение единственной дочери заставило Галину Кузьменко развязать войну за возвращение отнятых вещей и обратиться с таким письмом к Сталину, повторив хрестоматийную сцену из пушкинской «Капитанской дочки», где преданный слуга Савельич просит Емельяна Пугачева возместить своему барину ущерб, нанесенный тому молодцами самозванца. Неизвестно, делилась ли Галина Кузьменко с соседками по бараку своим планом, попал ли на стол к Сталину перечень женского белья, расхищенного советскими офицерами в Берлине, но даже сейчас, спустя полвека, этот поступок вызывает и смех, и слезы. «Что ж, анархия - мать порядка!» - отвечала она с иронией на вопросы администрации по поводу своего письма. С таким обитателем лагеря, конечно, надо было что-то делать.

Немедленно составляется очередное медицинское заключение на жену Махно. Врачи записывают жалобы на головную боль, на общую слабость, на головокружение, на раздражительность, на боль в суставах. Из перенесенных заболеваний отмечают: скарлатину, воспаление почек, сухой плеврит, ревматизм, дважды зафиксировано кровоизлияние в мозг. И вот диагноз: гипертоническая болезнь, постоянное расстройство мозгового кровообращения. Заключение комиссии: является стойким инвалидом, материально обеспечить себя не может. Постороннего ухода не требует.

Закончился этот поход на Москву жены Махно в июне 1952 года. Ответ Галина Кузьменко получает казенный, но исчерпывающий. Из него видно, что проверку произвели. Министерство государственной безопасности сообщило начальнику спецотдела Управления Дубравного лагеря МВД, что «просим довести до заключенной Кузьменко сведения о том, что у немки Шольце Ольги, проживающей по адресу город Берлин Линиен-штрассе 58-59, в настоящее время никаких вещей, принадлежащих Кузьменко, не имеется за исключением мебели. По объяснению немки Шольце, в квартире Кузьменко после ее ареста было обнаружено имущество, приобретенное Кузьменко. Это имущество было описано, а спустя некоторое время изъято. Установить, какое имущество Кузьменко находилось на квартире Шольце, кто производил его опись и изъятие, за давностью времени не представляется возможным».

Помочь своей дочери у Галины Кузьменко не получилось. Но и бесследно для жены Махно такой поступок не прошел. После возвращения с лечения из центральной лагерной больницы она вдруг при очередной проверке узнает, что срок ее заключения заканчивается не 15 августа 1953-го, как было определено ранее, а в январе 1954 года. В то время как ее соседки при подобной ошибке или несправедливости молчат и плачут, жена Махно садится и пишет заявление: «Я арестована в городе Берлине 15 августа 1945 года. Сидела в Берлине в разных арестных помещениях и в пересыльном лагере. В ночь на 1 января 1946 года была под конвоем привезена в Киев и посажена в тюрьму на ул. Короленко. В августе месяце 1946 года мне было зачитано постановление ОСО о том, что я осуждена на 8 лет ИТЛ, считая срок со дня ареста. Точно помню, что мне зачитали, что концом срока будет 15 августа 1953 года, на всех проверках до сих пор моих бумаг и моего дела концом моего срока считалась эта дата».


Откуда и как вкралась такая страшная ошибка, Галина Кузьменко понять не может и в многочисленных обращениях просит ее исправить. В том, что это ошибка, у нее нет сомнений. Ее уверенность подтверждается даже ответом из Москвы: «Сообщаем, что осужденной Особым совещанием при МВД 1946 года Кузьменко начало срока наказания следует исчислять согласно решению Особого совещания с 15 августа 1945 года, то есть с момента ее задержания». Это ее победа, которой она с гордостью делится с соседками по бараку, а те, должно быть, шипят на нее: «Анархистка!» Галина отвечает им своей шуткой: «Анархия - мать порядка!» Напрасно обрадованная полученным сообщением Галина Кузьменко считает дни. В назначенный срок никто не объявил ей заветных слов о свободе. У многих соседок по бараку срок кончился три года назад, а их не освобождали. Вместе с женой Махно в одном лагере находились жена Якира (репрессированный советский маршал), работала бригадиром; жена генерала Власова (перешел на сторону гитлеровской Германии), работала швеей. Жаловаться дальше Галина посчитала ненужным из опасения накликать беду на себя и свою дочь, положение которой в Джамбуле она так и не смогла поправить. Последний год Галина Кузьменко борется за разрешение уйти под опеку своей дочери. Он уже слышала, что освобожденных лиц без гражданства (каким она и была на момент ареста) по состоянию здоровья оставляют в местном доме инвалидов на пожизненное содержание. Поэтому она пишет письмо начальнику Спецчасти Дубравлага: «Сим довожу до Вашего сведения, что у меня есть дочь Елена Нестеровна Михненко 1922 года рождения, проживающая в городе Джамбуле Казахской СССР, которая могла бы взять меня на иждивение по окончании мною срока».

Следом за этим документом в лагерном деле идет письмо начальнику УМГБ Джамбульской области города Джамбула от 11 марта 1953 года: «Из Дубравлага МВД подлежит освобождению по отбытии срока наказания заключенная Кузьменко Галина Андреевна. В соответствии с распоряжением МГБ СССР Кузьменко может быть освобождена только по получении от ее дочери Михненко Елены Нестеровны заявления о том, что она согласна взять под опеку на иждивение освобождающуюся Кузьменко. Просим дать указание вызвать гражданку Михненко, проживающую по адресу Джамбул, ул. Малая Карабакирская, дом 43, и при ее согласии получить от нее заявление по прилагаемой форме, заверенное печатью местных органов власти и ее подписью, и выслать нам. Срок предоставления материала в 9-е управление МГБ СССР истекает 20 марта 53 года, а потому просим высылку этого заявления не задерживать».

Заявление, в котором Елена соглашается взять мать под опеку, приходит быстро. Но без разрешения Москвы лагерное начальство все равно не решается выпустить жену Махно на свободу. Ее выходка с письмом Сталину, легенды о ее боевом прошлом с батькой Махно пугают администрацию. Решает вопрос присланное заключение, которое составил инспектор 5-го отделения Отдела П МВД СССР подполковник Волков.

«Рассмотрев поступившие из Управления Дубравного лагеря МВД материалы с заключением лагеря и прокуратуры о передаче под опеку родственникам Кузьменко, уроженки г. Киева, из семьи жандарма царской охранки, со средним образованием, нашел, что она была осуждена на 8 лет ИТЛ за участие в анархической банде в борьбе против советской власти и брак с Махно, после разгрома контрреволюции Кузьменко вместе с Махно сбежала за границу. По решению центральной комиссии МВД, МГБ и Прокуратуры СССР Кузьменко отнесена в категорию особо опасных государственных преступников и содержится в особом лагере МВД. В соответствии с указом ПВ СССР от 21 февраля 1948 года подлежит высылке на поселение, но так как она медкомиссией признана стойким инвалидом не могущей себя обеспечить средствами существования, а дочь Михненко Елена Нестеровна, проживающая в городе Джамбуле, изъявила согласие взять ее под свою опеку, полагал бы Кузьменко по отбытии срока наказания в ссылку не направлять, а передать под опеку дочери и надзор органов МВД».

Только после этого начальнику УМВД Джамбульской области подполковнику Джандильдинову в город Джамбул было направлено учетное дело на Кузьменко вместе с заключением из Москвы и просьбой проследить за своевременным ее прибытием и взятием под надзор органов МВД. А вскоре в далеком Джамбуле получили и новый документ: «Сообщаем, что освобожденная из Дубравлага 7 мая 1954 года Кузьменко Галина Андреевна выбыла в город Джамбул, при освобождении выдана справка, паспорт при освобождении не выдавался».

Галина Кузьменко пересидела свой срок на 9 месяцев. «Сама себе не верила», - писала она в своих воспоминаниях. На вокзале в Джамбуле, куда пришла встречать ее дочь, они прошли мимо друг друга. За 8 лет разлуки жена и дочь легендарного атамана неузнаваемо изменились.

Но лагерное дело на этом не заканчивается. Сразу после прибытия Галины Кузьменко в Джамбул оттуда приходит запрос на подтверждение сообщаемых Кузьменко о себе сведений и просьба указать ее гражданство. По документам она лицо без гражданства, вид на жительство в Берлине, выданный еще гитлеровскими властями, только пугает чиновников. В Джамбуле с трудом верят своим глазам: перед ними супруга самого батьки Махно, кровожадного персонажа многих фильмов и книг. Их уже тогда появилось немало.

«Компрометирующими ее материалами мы не располагаем», - отвечают в Джамбул, и инспектор, ведущий лагерное дело одной из самых интригующих женщин XX века, подшивает последнюю бумагу: «При освобождении Галина Кузьменко расписалась, что принадлежащие ей вещи и деньги при освобождении получила сполна, претензий к администрации не имеет». Можно только представить, с каким чувством жена Махно подписывала этот документ, который полностью и окончательно лишал ее всех прав на расхищенное в Берлине добро. Было ли оно куплено на заработанные деньги или все-таки на припрятанные драгоценности, накопленные во время расцвета махновской вольницы, - неизвестно. Неровная линия букв выдает дрожание руки, но может, это была радость от освобождения, а не клокочущее негодование?

Скончалась Галина Андреевна 23 марта 1978 года в Джамбуле на руках у дочери, которая в 1992 году получила справку о посмертной реабилитации матери. Перед смертью Галина Андреевна часто рассматривала копию перечня расхищенных в Берлине вещей, наверное, с таким же чувством, с каким полководцы рассматривают карты с завоеванными, но утраченными территориями. Никогда больше она не имела возможности надеть золотую брошь, шелковые чулки и меховую накидку, как это делали киноактрисы, воссоздающие ее образ в кинолентах. Всматриваясь в лицо Галины Кузьменко на лагерной фотографии, невольно думаешь: что же так привлекло свирепого и беспощадного вождя русского анархизма батьки Махно в этой женщине? И только прочтя перипетии ее лагерной жизни, понимаешь. Упрямая воля к свободной жизни икакая-то удивительная любовь к порядку.

АНАРХИЯ, и, жен. 1. Безвластие, отсутствие всякого управления. А. мать порядка (девиз анархистов). 2. Стихийность в осуществлении чего н., отсутствие организованности, полный беспорядок. А. производства. | прил. анархический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Всякий существующий порядок приходится непрерывно наводить. Владислав Гжегорчик Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты. Лао цзы Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок … Сводная энциклопедия афоризмов

Традиционный чёрный флаг анархистов. Чёрная гвардия вооружённые отряды анархистов времён Гражданской войны в России. Формировались в 1917 1918 годах. Отряды Чёрной г … Википедия

Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия

По рассуждениям Комиссии о санктпетербургском строении 1738 года этот проезд должен был именоваться 1 й Пушкарской улицей, по находившейся здесь Пушкарской слободе, но фактически это название не употреблялось. Первое же реально… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Анархизм в России – история анархистов в Российской империи, РСФСР и Р … Википедия

В широком смысле слова гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего либо, а также: порядок в физике расположение атомов, обладающее некоторой инвариантностью относительно сдвига; порядок в биологии один… … Википедия

Содержание 1 А в круге 1.1 Описание 1.2 Доанархистское использование … Википедия

Лидер: отсутствует, решения принимаются консенсусом Дата основания: 16 17 июня 1990 … Википедия

Книги

  • Мама , Алексей Гравицкий. Сбылась мечта батьки Махно и теоретиков анархо-синдикализма... "Анархия - мать порядка!" Анархия действительно стала государственным режимом издерганной, издыхающей страны... Эксперимент?…
  • Мама , Гравицкий Алексей. Сбылась мечта батьки Махно и теоретиков анархо-синдикализма..."Анархия - мать порядка!"Анархия действительно стала государственным режимом издерган­ной, издыхающей страны... Эксперимент?…

Ровно восемьдесят лет назад, в июле 1934 года, в Париже скончался от туберкулеза в возрасте 46 лет Нестор Иванович Михненко, в прошлом батька Махно, предводитель крестьянской повстанческой армии Украины в 1918-1921 годах, кавалер одного из первых орденов Боевого Красного Знамени.

Сколько себя помню, столько и видел в советском кино разных лет образ Махно. Кинематографисты явно любили этого героя Гражданской войны, как бы разбавляя им скуку официальной, часто сводящей скулы истории противостояния самых разных сил. Малорослый истерик и садист с длинными волосами, в каком-то опереточном зипуне неизменно вызывал у зрителей смех, а то и отвращение. Однако кинопропагандисты не ограничивались лишь карикатурным изображением Махно, а откровенно лгали. Так, в пронзительном "Служили два товарища" 1968-го Красная армия героически форсирует Сиваш и, взяв Крым, победоносно заканчивает войну.

На деле же все было не так, совсем не так. "Гнилое море" преодолели с боями как раз партизаны, Повстанческая армия Махно. Но если бы историческое вранье касалось бы только этих эпизодов...

Писателю Василию Голованову Нестор Махно, похоже, куда интереснее, чем любая другая личность в Гражданской войне. Еще в 1997-м выпустив книгу "Тачанки с юга", он возвращается в своему герою и пишет основательного "Нестора Махно" для молодогвардейской "Жизни замечательных людей". Пристально разглядывает батьку и его армию в сонме фигур, фронтов, армий, банд и коммун, но четко держит дистанцию между собой и персонажами тех лет, как бы они ни были ему любопытны. Едва наметив, например, образ Михаила Фрунзе, имевшего прямое отношение к действиям армии Махно, лишь констатирует недовольство комфронтом в Кремле. Но отнюдь не развивает перспективную тему, не идет проторенным путем к истории, быть может, насильственной смерти Фрунзе на хирургическом столе в 1925 году. Ведь книга-то - о Махно.

С другой стороны, Голованов изо всех сил стремится, чтобы мы, читатели, подготовленные или не очень, осязали реалии времени, а не просто поверили автору и источникам. Ну невозможно в наши дни понять мотивацию тогдашних поступков и преступлений, не представляя, какой мелочью казалась одним смерть десятков, сотен, тысяч людей перед лицом близкого "светлого будущего", какой мрак поселился в душах других в лихую годину. С полей сражений писатель переносит нас в столичные кабинеты и издательства, анализирует, чем дышат, к примеру, в 1920-м Есенин и его антипод Маяковский, цитирует стихи и письма Цветаевой, вспоминает моральное и телесное угасание Блока. Словом, полностью погружает читателя в эпоху с ее представлениями о добре и зле, преступлении и наказании. На сам собой возникающий вопрос, убивал ли и грабил столь любезный автору Махно, отвечает: убивал и грабил. Но не больше, чем петлюровцы, немцы, оккупировавшие Украину, красные или банды других батек. Ибо ни те, ни другие, ни третьи просто не имели налаженного снабжения, а нравы, отношение к частной собственности, к бессудным казням известно, какие были.

Подобно опытному историку, Голованов соскребает с писаной хроники войны вообще и махновщины в частности наносы, состоящие из наветов, заблуждений, откровенной лжи. И объясняет, какими политическими, идеологическими и военными обстоятельствами продиктованы как безудержная похвала Махно - союзника красных, так и площадная ругань в адрес Махно-нейтрала или противника большевиков. И очень наглядно показывает, чем для такого, как он, участника Гражданской войны 1920 год отличался от 1918-го, что чрезвычайно важно для понимания не только причин братоубийственного побоища, но и всей советской истории.

Сказать, что батька-революционер, бунтарь, анархист, значит, не сказать ничего. Каким-то звериным чутьем Махно понял, что в ходе войны решался уже не один лишь чрезвычайно важный для него крестьянский вопрос, проблема частного владения землей, свободного обращения селянина с произведенным товаром, подчинения властям и тому подобного.

В подмене большевиками лозунга "Вся власть Советам" диктатом единственной партии он увидел все более крепнувшую Систему - Голованов пишет это слово с прописной буквы, - стремящуюся подавить все и всех, уничтожить инакомыслие и его носителей. Систему, постоянно лгущую себе самой, народу, окружающему Россию миру. Систему, обложившую от имени власти крестьянство в России и Украине губительной для людей продразверсткой. Иначе говоря, лишавшей их шансов на собственное пропитание, обрекавшей порой на мучительную голодную смерть. Романтические представления 1918 года, юноши с горящим взором уходили в прошлое. Трагическое будущее страны, уже заканчивающей Гражданскую, виделось Махно все отчетливее.

В книге ни слова о реакции Махно, уже живущего в Париже, на вести из СССР о ликвидации кулака как класса и коллективизации. Но можно предположить, что, хотя и с горькой улыбкой, он отдал должное своему предвиденью. А все дальнейшее, происходившее в нашей стране после 1934 года, когда экс-батька скончался, и вовсе укрепили бы его в мысли, что все он делал правильно.

Лично я не в силах вычленить из суммы представлений Махно об идеальном обществе анархические мотивы. И вообще не слишком понимаю, какую роль они реально играли в его решениях. В эпилоге книги Голованов замечает, что батька "не мог поверить, что махновщина и большевизм принципиально нестыкуемы, ибо первая, хоть и в упрощенном виде, представляет анархистский принцип спонтанной самоорганизации общества, а другой воплощает принципы тоталитаризма и, следовательно, беспрекословного подчинения масс вождям, всех государственных структур - партии, а партии - идее". Простите за длинную цитату, но разве, создав огромную армию, пусть и добровольческую, отдавая единоличные приказы и карая за грехи, например за антисемитизм, смертью, не воплощал сам Махно "принципы тоталитаризма"? Впрочем, полемизировать с автором не моя задача. Как, впрочем, и пересказывать "своими словами" блестяще написанную книгу.

Мать порядка

Что поразило из кропотливо процеженной Головановым фактографии жизни и борьбы Махно? Сверхциничное отношение к нему лично и к крестьянской армии со стороны большевиков, прежде всего их верхушки. В 1919-м батька - союзник красных, перед которыми поставлена задача взять Ростов. Ленин иезуитски рекомендует быть с партизанами дипломатичными, но "временно, пока не взят Ростов". Махно не получает обещанных оружия, обмундирования, полевых кухонь, перевязочных средств.

В мае, когда уже в разгаре мятеж Григорьева, а белая конница Деникина рвется к Москве, Совет рабоче-крестьянской обороны Украины собирается с повесткой "Махновщина и ее ликвидация", хотя именно 35 тысяч махновцев и держат фронт.

Поразительно, но в пору честного сотрудничества Махно с красными его постоянно, нередко и в партийной печати, подозревают в измене, неподчинении, тон шельмованию явно задают командарм Ворошилов, посетивший Украину Троцкий и не покидавший Москву Ленин. Батьку как будто подталкивают к предательству.

1919 год. Махно, повторюсь, пока еще союзник красных. Но вот несколько весьма красноречивых цитат из официальных документов того времени.

Ленин: "Мы оказываемся втянутыми в новую форму войны, в новый вид ее, который можно объединить одним словом: бандитизм... Эта мелкобуржуазная революция, несомненно, более опасна, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые".

Яков Яковлев, видный деятель украинского ЦК партии: "Ликвидировать все банды и те повстанческие организации, которые сегодня бьют Деникина и которые завтра будут гораздо опаснее для нас. Никакого чувства благодарности по отношению к ним быть не может".

Командарм Иероним Уборевич: "Принять все меры к разоружению населения и уничтожению банд Махно".

Достали. Но только в феврале 1920 года на митинге в селе Святодуховка Махно призывает к беспощадной борьбе с большевиками.

Увы, мы мало знаем о Гражданской войне. И потому, вероятно, поражает "крестьянская" программа генерала Петра Врангеля, сменившего в апреле 1920-го на посту главнокомандующего генерала Антона Деникина. Оказывается, белые оставляли после себя не только повешенных на столбах - "Вы звери, господа?", но и готовились, вырвавшись из Крыма, что-то предложить населению. Причем отнюдь не в виде брошенной кости, а в форме радикальных реформ.

Принятый пакет законов: декларация по национальному вопросу, законы о земле, волостных земствах и сельских общинах, пишет Голованов, сделал бы честь любому режиму, вступившему на путь реформаторства. Когда до Врангеля дошел помещичий ропот на этот счет, он заявил: "Я сам помещик, и у меня первого придется делить землю". Но реформы запоздали, к тому же и у селян в целом, и тех из них, кто склонялся в хозяйственном смысле к махновщине, особого доверия к Добрармии уже не было. Да и что-то глубоко барское сквозило в общем-то дельной и вполне реализуемой затее.

Октябрь 1920 года. То ли потому, что Махно действительно не мог поверить, что махновщина и большевизм принципиально нестыкуемы, то ли по каким-то неизвестным до сих пор причинам, но батькина армия снова заключила соглашение с большевиками. И очень помогла им справиться с вырвавшимися из Крыма белыми и вновь загнать их на полуостров. Поразительно, но ровно в тот день, 3 ноября, когда это произошло, Ленин в публичном выступлении помянул махновщину в числе "разнообразных форм контрреволюции" среди юденичей, колчаков, петлюр. Махно, залечивавший моральные и физические раны в родовой вотчине Гуляй-Поле, вроде бы не знал о высочайшей оценке.

Решающую роль в последовавшем за этим разгромом Врангеля и окончании войны сыграл корпус соратника батьки Семена Каретникова. К слову, о дисциплине в махновских войсках, в которой категорически отказывала партизанам красная верхушка. Каретников, возражавший против союза с большевиками, неизменно выполнял приказы по Южфронту. И двинул часть своих бойцов в десять вечера 7 ноября форсировать Сиваш, а других на двух сотнях тачанках - кромсать обороняющихся на полуострове белых. Справедливости ради - вместе с красными отрядами. Которые, опять-таки к слову, весьма неохотно преследовали объявленных вне закона махновцев спустя считаные недели после крымского триумфа. Боевое братство перевесило воинский долг, обязывавший красноармейцев физически уничтожать бывших однополчан.

Гуляй-Европа

С декабря 1920 года по август 1921-го редеющая армия Махно металась по всей восточной Украине и примыкающей к ней части России. Металась, как казалось, бессистемно, но ловко уклоняясь от наседавших красных войск. Войск, чью "живую силу" составляла уже молодежь, ничего не знавшая о легендарном крестьянском вожде, а вооружение - бронепоезда, броневики и авиация.

На измотанных, потерявших всякую цель, кроме спасения, партизан натравили местное население, порой небезвозмездно. Единственной надеждой Махно оставалось ожидание бунта украинских крестьян и донского казачества против большевистского угнетения. Но нет, люди устали от многолетней войны и будто бы смирились с тяжестью новой власти. Случается, обреченные махновцы лютуют, срывают гнев и отчаяние на пленных, а то и на таких же селянах, как они сами.

На исходе августа Махно с женой и горсткой примерно из семидесяти соратников переплывают Днестр и оказываются в Румынии. Но преследование продолжается, уже на дипломатическом уровне.

Советские власти требуют выдачи группы как уголовных преступников, но при этом подчеркивают, что вопрос о Махно является сейчас более принципиальным для нормализации отношений между Румынией и Советами, чем принципиальный спор о Бессарабии. Изумленные столь высокой ценностью для РСФСР уголовника, румыны то ли сами способствуют выезду Махно в Польшу, то ли закрывают глаза на его бегство из страны.

Но и в Польше Махно не находит покоя или готовых к борьбе соратников. Его и здесь преследуют бывшие союзники-большевики, но делают это куда более тонко и с далеко идущими целями. Батька-эмигрант еще сидит в лагере для интернированных, когда в близкий контакт с ним пытается войти некий Красновольский, - как выясняется позже, агент Москвы. Он предлагает Махно просить у Советов помилования и в благодарность возглавить крестьянское восстание в Восточной Галиции, ныне Западной Украине, чтобы отторгнуть ее от Польши. Махно отказывается, но провокатор как бы случайно попадает в руки польских спецслужб, а те находят у задержанного документы с планом восстания и письмом Махно советскому диппредставителю.

Отношение поляков к Советской России однозначное - всего-то два года назад Красная армия была под Варшавой, и дело принимает весьма серьезный оборот. К счастью для Махно, готовили операцию топорно, подписи самого батьки и его жены слишком грубо подделаны. И суд, состоявшийся осенью 1923 года, полностью оправдал обвиняемого.

Переезд в Данциг, тогда вольный город под контролем Германии. Здесь его неуклюже пытались похитить люди, представившиеся работниками советского торгпредства. Снова тюремная камера, обвинение в погромах немецких колонистов на Украине в 1918 году. До суда, впрочем, не дошло, а Махно, чье здоровье подорвано ранами и психологическими перегрузками, перевели из узилища в тюремную больницу. Оттуда он сбежал и с помощью украинских анархистов-эмигрантов и немецкого поклонника нелегально пробрался в Берлин. А из немецкой столицы в апреле 1925 года с паспортом на имя Михненко - в Париж.

В Румынии, Польше и Германии Махно пережил потерю товарищей, кое-кто из которых не просто вернулся в Советы, но и написал про Махно и махновщину то, что требовали в ЧК. Ушла жена, разделившая с ним тяготы фронтовой жизни, но разочарованная эмигрантской. Он, правда, востребован анархистскими кругами, но дружно отторгнут всеми другими политическими движениями.

Ему нет места среди многочисленной белой эмиграции, совершенно чужд Париж. Махно мучает старая рана ноги, нанесенная разрывной пулей, операция не приносит облегчения. Он страшно одинок и часто уходит в запои. Простейший грипп стимулировал чахотку, туберкулез.

В марте Махно попадает в больницу для бедных, летом переживает операцию, в июле - точная дата почему-то не сохранилась, в разных источниках фигурируют 6 и 25 июля - умирает. Хоронят его на кладбище Пер-Лашез под Парижем.

Почему советская власть, столь яростно клеймившая Махно, объявлявшая батьку вне закона и стремившаяся уничтожить физически, все же оставила его в покое? Злопамятная, она выманивала, похищала и убивала многих своих врагов - от Бориса Савинкова и Льва Троцкого до Степана Бандеры. Мне кажется, предприняв несколько плохо подготовленных и потому неудачных акций, Кремль поверил в безвредность былого бунтаря и в то, что память о нем вытравлена из народа. Быть может, режим посчитал выгоднее свести образ одного из важнейших персонажей Гражданской войны к карикатуре, оттенив таким образом роль других героев, истинных и назначенных. И те, и другие или уходили из истории в чекистских подвалах, или занимали в ней строго определенные властью места, но Махно оставался там, куда его определили большевики - в балагане.

Существует легенда, что на священнике, крестившем Нестора Махно, от свечей загорелось одеяние. По народному поверью это означало, что родился разбойник, каких свет не видывал.

Легенды и тяжбы

Отец, Иван Махно, записал дату рождения сына годом позже, что в будущем уберегло Нестора от смертной казни. С раннего детства Нестор и четверо его братьев остались на попечении матери. Это было тяжёлое, голодное время. Нестор начал работать сызмальства, гонял на молотьбе волов у богатых хуторян, подрабатывал выпасом скота. В 16 лет устроился чернорабочим на гуляйпольский чугунолитейный завод, где вступил в театральный кружок.

Анархия. Начала

Осенью 1906 года Нестор Махно вступил в группу анархистов. Промышляли сорвиголовы грабежами, несколько раз задерживались, но откупались и брались за старое. С грабежей ячейка анархистов перешла к убийствам и хотя Махно в них не участвовал – его поймали и уже готовы были повесить на виселице, но из-за малолетнего возраста заменили смертную казнь каторгой. Отцовская дальновидность продлила сыну жизнь.

Его университеты

Школа каторги заменила Нестору университет. Он шёл по политической статье и всеми правдами и неправдами добился того, чтобы отбывать каторжный срок вместе с политическими. В бутырской тюрьме была хорошая библиотека, да и новые знакомцы были людьми образованными – теорию анархизма будущий «батька» закрепил именно в застенках. По его словам, в тюрьме он прочитал всех русских писателей, начиная с Сумарокова и заканчивая Львом Шестовым. Несмотря на пристрастие к литературе, нрав Нестора не слишком изменился. Он был из тех, кого люди режимные (а такие тюрьмы и строят) не любят так, что кушать не могут – поэтому большую часть срока Махно отбывал в кандалах.

Ячейка сказала: «Надо»

По возвращении Нестора домой он женился на Насте Васецкой, с которой переписывался, пока был в застенках. Однако вернувшегося Нестора ждала не только Настя, но и товарищи анархисты, которым хотелось не только теории анархизма, но и практического его освоения. Нужен им был только лидер. Таким лидером и оказался уже возмужавший и набравший «политический вес» Нестор Махно. Долгим первый брак Махно не был. Родившийся сын Нестора и Насти умер в младенчестве, а боевые товарищи Махно жаждали видеть «повидавшего жизнь» Нестора в своих рядах, а не в хате у печки. По одной из версий, именно друзья Махно «поспособствовали» отъезду Насти из Гуляйполя. Нестор переживал, а потом ушёл с головой в дела ячейки.

Руководитель-анархист

Махно занял целых пять руководящих должностей сразу. С теорией анархизма это сочеталось слабо, точнее не сочеталось никак, но Нестор объяснял своё рвение к порядку и даже диктатуре тем, что анархию нужно подготовить, так, с кондачка идеального анархистского государства не сотворить. Он ездил на съезды делегатов, работал в коммуне и понемногу разочаровывался в революции. Он видел, что на месте раскулаченных «буржуйских» хозяйств процветает разруха и беспредел, видел, что к свободе люди пока не готовы.

Батька

Оккупация Украины немцами и австро-венграми в результате «позорного» «Брестского мира» возмутила Махно. Он доехал до самого Ленина, Сведлова и Кропоткина, но правды в них не нашёл. «Нет партий, — сокрушался тремя годами позже батька, — а есть кучки шарлатанов, которые во имя личных выгод и острых ощущений… уничтожают трудовой народ». По фальшивым документам Махно вернулся в Гуляйполе. Его хату сожгли, двух братьев замучили и расстреляли австро-венгры. В сентябре 1918 года Махно дал первый бой. Махно совершал дерзкие сокрушительные атаки на имения и хутора немцев, убивал немцев и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского. Кровь лилась рекой, но отряды Махно пользовались поддержкой местного населения, простой люд Нестор не трогал. Он был практически неуловим. Ядро отряда составляла небольшая мобильная группа, для крупных операций Махно собирал добровольцев, которые по окончании «дела» расходились по хатам, а Нестор исчезал – до следующего раза.

Гуляйполе — Париж

После падения правительства Скоропадского, на смену гетманщине пришла петлюровщина. Гуляйполю удавалось сохранять независимость и от Петлюры, и от большевиков. Жилось махновцам вольготно, но и об «общественной нагрузке» Махно не забывал: в Гуляйполе восстанавливались коммуны, строились школы, культпросвет давал спектакли. Большевикам этот «анклав свободы» не нравился, но не признавать силы Махно большевики не могли. Силы анархистов были использованы против белогвардейцев и Махно серьёзно помог Красным, сдерживая Деникина, но он по-прежнему был опасен «диктатуре пролетариата» своей вольностью. В итоге, было принято решение о полном уничтожении махновцев. Махновца Каретникова вызвали к Фрунзе и расстреляли, а части махновцев попали в окружение Красных в Крыму. Из бойцов, пробивших заслон сил красноармейцев, к батьке вернулось не больше половины. Дни Махно были сочтены, но ему удалось пробиться к Днестру, 28 августа 1921 года он ушёл оттуда в Бессарабию. Последние годы жизни Нестор Махно прожил в Париже, активно занимался пропагандой идей анархизма, издавал брошюры. Похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез. Его вдова и дочь во время войны попали сначала в концлагерь, затем в подвалы ГПУ. После смерти Сталина обе они поселились в Джамбуле. Такая вот «вольница».

Анархия – мать порядка. Наверное, многие слышали это, парадоксальное на первый взгляд, утверждение. Однако многие ли понимают, что оно означает на самом деле. В основном это воспринимается как шутка, банальная фраза, сказанная по ничтожному поводу. Но поверьте, в этих словах заключена великая мудрость (почему то очень многие мудрые вещи, увы, стали в современном обществе публичным посмешищем).
Я объясню.

Во-первых, при слове анархия, сразу включается ложный ассоциативный ряд: толпа озверевших разбойников, жгущих костры, разбитые витрины, крики изнасилованных женщин, валяющиеся на улицах трупы, в общем, всюду хаос и разрушение. Многие лжеанархисты даже в свою символику включают фразы о разрушении порядка, и какой-нибудь банальный вандализм, мелкое хулиганство позиционируют как некий акт анархизма. Между тем слово анархизм означает, буквально, безвластие и к беспорядку никакого отношения не имеет. Тогда откуда же такое негативное отношение к анархии? Конечно, если сейчас, уничтожить всю государственную властную структуру, распустить армию, освободить заключённых из тюрем, ликвидировать полицию, этот самый хаос, которого все боятся, наступит непременно. Но дело же тут не в губительности безвластия, дело в нас самих. Если бы мы сами все были порядочными людьми, разве нужна была б власть для поддержания порядка? Конечно же нет, порядок был бы такой же естественной вещью, как наше дыхание. Только не поймите меня неправильно, я сейчас говорю о порядке не как о жизни, подчинённой чёткому расписанию, этот порядок не что иное, как рабство. Я говорю о жизни в гармонии с нашей планетой, с нашей Вселенной.

Посмотрите как разумно, как порядочно устроена жизнь растений и животных, как размеренно движутся по своим орбитам планеты, как наше солнце и звёзды живут, подчиняясь определённым законам. Однако растения не выбирали, животные не выбирали и планеты не выбирали этот порядок. Они просто так запрограммированы. Человек это нечто большее, он может выбирать. Он может выбрать порядок, а может выбрать и беспорядок. Но почему же порядок не становится для нас естественным, почему всё время приходится подавлять свою беспорядочность? Дело в том, что наш ум беспорядочен, наши мысли беспорядочны. Вся наша цивилизация образована этим самым беспорядочным умом, иначе она никогда бы не превратилось в угрозу для жизни целой планеты.

Нас обучают отождествлению себя с этим самым умом. «Я мыслю – значит, я существую». Только человек, никогда не изучавший себя всерьёз, никогда не исследовавший свои глубины мог сказать подобную чушь. Если я и мои мысли – это одно и то же, тогда никогда бы я не мог рассматривать свои мысли отдельно от себя. Однако можно не только взглянуть на свои мысли со стороны, можно вообще остановить мысли и сознание при этом останется. Но что же такое ум? И почему он вдруг стал таким беспорядочным? Мысли приходят к нам как незваные гости, а мы ничего и поделать с этим не можем. Без всякого нашего на то желания приходят вздорные мысли, а нужную в данный момент мысль отыскать порой бывает трудно. Чтобы ум эффективно работал, нужна концентрация, то есть направленное мышление. Кто управляет таким мышлением? Как возможно было бы вообще направленное мышление, если мы – это наши мысли?

Направленное мышление приносит очевидную пользу, но почему же ум продолжает работать даже тогда, когда мы спим, генерируя сновидения. Почему наш ум работает непрерывно, независимо от нас, беспорядочно? Говорят, что человек использует возможности своего мозга на 5 или 10%. Куда же растрачиваются 90% нашего потенциала? Именно на эту беспорядочную работу и растрачиваются. Гениальные люди лучше умеют концентрировать свой ум, поэтому их ум работает более эффективно, но и они не избавлены от процесса беспорядочного мышления. Вся беда в том, что мы отождествляем себя с этим процессом мышления. Поэтому он стал неуправляемым. Ум – это аналитический инструмент. Он берёт какую-то вещь и делит её на части, ум оперирует пределами и только в определённых пределах.

Поэтому такие понятия как бесконечность и вечность приводят наш ум в ступор, он этого просто не в силах постичь. Но мироздание беспредельно. За любым пределом всегда что-то есть, и за новым пределом есть ещё что-то. Наш ум - прикладной инструмент, но благодаря отождествлению с ним, стала возможно такая цивилизация как эта.

Беспорядочное мышление стало нашей привычкой, которую мы даже не осознаём как привычку, мы принимаем это как данность. Беспорядочное мышление породило хаос современной цивилизации. Мы даже не знаем что такое настоящий порядок. Мы встаём в определённое время, завтракаем, идём на работу, приходим с работы, ужинаем. Внешне это выглядит как порядок. Но чему этот порядок служит. Что приносит Ваша работа этой планете? В большинстве своём эта работа заключается в превращении природных ресурсов в неутилизируемый мусор или в ликвидации последствий разрушительной деятельности.

Вы встаёте в 6 или 7 утра, вы завтракаете. Зачем Вы завтракаете? Разве в такое время уже хочется есть? Вы завтракаете не потому, что хочется, а потому что боитесь проголодаться не вовремя. Чтобы проснуться, Вы пьёте кофе, Вы едите бутерброды или что ещё там Вы едите? Эта пища разрушает Ваш организм. Ваш порядок разрушает Ваш организм. Что-то здесь не так. Либо этот порядок неразумен, либо это и не порядок вовсе.

Наша цивилизация превратилась в отлаженный механизм разрушения. Истощение природных ресурсов такими темпами приведёт рано или поздно к гибели большей части человечества. Причина этого – отождествление с умом. Ум – разделительный механизм. Отождествление с ним порождает чувство отдельности. Нам кажется, что мы как бы отдельно существуем от всего окружающего, от животных, растений, от этой планеты, от этой Вселенной. Мы не чувствуем связи. Но если мы не чувствуем связи, это ещё не значит, что связи нет. Реальность существует независимо от наших иллюзий.

Если электроны отделить от атома и закрыть в пустом сосуде, из которого откачан весь воздух, начнётся беспорядочное их движение. Раньше они двигались по орбитам, у них была связь, невидимая энергетическая связь с ядром атома. И благодаря этой связи движение электронов подчинялось порядку. Но вот связь исчезла, наступил хаос. Так же беспорядочны и люди, утратившиеся чувство связи с Вселенной, с своим собственным центром. Люди даже не делают уже никакого выбора, за них выбирает система. Они делают что-то, потому что так надо. Они даже не задают уже вопросов? Почему так надо? Они даже не видят, к чему ведёт это надо. Надо учиться, надо жениться, надо зарабатывать деньги, надо включить телевизор, надо почитать книгу. Э-эй!! Что ещё там Вам надо? Вам всё время надо чего-то сделать, вы в постоянной неудовлетворённости, в беспокойстве, в броуновском движении. Как Вы можете понимать, что такое порядок?

Вы смотрите на поле, заросшее разными травами. Это же беспорядок, здесь всё перемешано, то ли дело ухоженный огород: там капуста, тут свекла, здесь огурцы, - думаете Вы. Но разве Ваш огород принесёт плоды, если за ним не ухаживать? На поле же все травы прекрасно уживаются друг с другом. И растут без всякого ухода, и переживают сильнейшие засухи. Определённые травы растут в определённых местах, помогая друг другу. Это не беспорядок, это очень тонкая, очень эффективная организация. Она основана на чувстве связи. Ваш огород же сделан умом, который стремится всё разделить. Поэтому и растёт на нём капуста отдельно, морковка отдельно, огурцы отдельно.

Эта система не будет устойчиво развиваться, она нуждается в большой энергетической поддержке извне, также как и система жизнеобеспечения городов. Также как и общество, основанное на разделении, не будет устойчиво развиваться. У такого общества нет будущего. Люди уже понимают это. Человек, осознавший связь с планетой, с Вселенной, почувствовавший её всем своим существом, автоматически станет порядочным. Потому что порядок – суть самой жизни. Устойчивое развитие возможно только в симбиозе, в взаимопомощи. Тогда человек осознанно выберет порядок и будет действовать согласно с законами этой Вселенной.

И будет думать в планетарных, а не в атомарных масштабах. И тогда не нужна будет никакая власть для поддержания порядка, исчезнут государства, исчезнут нации и наступит безвластие, анархия. Анархия, как высшее проявление порядка. Вот такая анархия и есть – мать порядка.

Рецензии

Мне кажется, вы пишете очень дельные, очень правильные вещи. Но все же позволю себе кое в чем с вами не согласиться. Как вы говорите, непорядочность определяется разумом человека, то есть его природой. Тут скорее по-другому, люди становятся непорядочными, будучи воспитанными в капиталистическом мировоззрении. С детства навязываются принципы подчинения, конкуренции, последующего управления и доминирования. Во всех процессах между людьми существует лишь два типа отношений:
соперничество или власть. Разумеется ни о каком симбиозе, мутуализме, взаимопомощи и сотрудничестве, лишенном угнетения, и речи быть не может, так как человек просто не понимает, как это может существовать. И Анархия, как тип безвластного общества, основанного на на взаимопомощи, воспринимается как бредни, и ей приписываются всяческие нехорошие черты. А вот если бы изменилось мировоззрение...



 

Возможно, будет полезно почитать: