Дорожный алфавит детям. Викторина для взрослых «Дорожный алфавит

Вариант 1. Оборудование: Пробирка с водой и спиртовка.

Для демонстрации плохой теплопроводности жидкости в пробирку на ¾ объема наливают воды. Держа пробирку в руках под небольшим углом над пламенем спиртовки, нагревают воду у открытого конца (рис. 130). Показывают, что вода здесь быстро закипает, однако внизу большого нагрева не ощущается.

Рис. 130 Рис. 2.105 Рис. 131

Опыт 4. Теплопроводность газов

Вариант 1 . Оборудование: две пробирки, две пробки, два стержня, два шарика, спиртовка, штатив, подвес.

Плохую теплопроводность воздуха демонстрируют с помощью двух одинаковых пробирок, закрытых пробками, через которые пропущены короткие стержни. К концам стержней прикрепляют пластилином или парафином стальные шарики (рис. 131). Про­бирки над спиртовкой располагают так, чтобы в одной из них про­исходила конвекция, а в другой теплопроводность воздуха. Замечают, что в одной пробирке ша­рик быстро отпадает от стержня.

Вариант 2. См. рис. 2.105

Опыт 5. Конвекция жидкостей

Вариант 1. Оборудование: прибор для демонстрации конвекции жидкости, марганцовокислый калий, спиртовка, штатив.

Прибор, представляющий собой замкнутую стеклянную трубку (рис. 132), укрепляют в лапке штатива. (Лучше подвесить, чем зажимать трубку в нижней части, ибо в последнем случае больше вероятности разрушить стекло.) Через верхнее отверстие любого колена трубку наполняют водой так, чтобы по всему замкнутому пути внутри трубки не было пузырьков воздуха.

При выполнении опыта в ложечку с сеткой помещают кристаллики марганцовокислого калия и oпускают ее в колено (можно одновременно опустить две ложечки с кристалликами марганцовокислого калия в оба колена). Затем к нижней части этого колена подносят спиртовку и наблюдают конвекцию.


Рис. 132 Рис. 133

Опыт 6. Конвекция газов

Вариант 1. Оборудование: спиртовка, спички, бумажная змейка, металлическое острие.

Для демонстрации конвекции газа изготовляют бумажную змейку, которая вращается в потоке восходящего горячего воздуха, идущего от спиртовки или электроплитки (рис. 133). (При установке змейки на острие нельзя прокалывать бумагу.)

Опыт 7. Нагревание излучением

Вариант 1. Оборудование: теплоприемник, манометр открытый демонстрацион­ный, настольная лампа (или электроплитка).

Теплоприемник, соединенный трубкой с демонстрационным мано­метром (см. рис. 123), укрепляют в штативе напротив излучателя. В качестве излучающего тела можно взять электроплитку, сосуд с горячей водой и пр. К нему сбоку подносят теплоприемник темной стороной и наблюдают за показаниями манометра в тече­ние 1-2 мин.

Затем поворачивают теплоприемник блестящей по­верхностью к лампе, расположенной на том же расстоянии от теплоприемника, и в течение того же времени следят за показанием манометра. Делают вывод.

Во второй серии опытов накал лампы (или расстояние до излучателя) уменьшают и вновь наб­людают изменение показаний манометра в прежних условиях. Делают вывод.

Вариант 2. См. Рис. 2.99; 2.101.

Вопрос. В каком случае изменение показаний жидкостного манометра

происходит быстрее, если теплопередатчик и теплоприемник обращены друг к другу блестящими поверхностями или если они об­ращены друг к другу зачерненными поверхностями?



Рис. 123 Рис. 2.101 Рис. 2.99

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

  • Участник: Шароглазова Ксения Сергеевна
  • Руководитель: Печерская Светлана Юрьевна
Цель данной работы: изучение явления теплопроводности, проделав ряд опытов с твердыми телами, жидкостями и газами.

Актуальность: В наше время разрабатываются новые материалы. Знания о теплопроводности различных веществ позволяет не только широко использовать их, но и предотвращать их вредное воздействие в быту, технике и природе.

Цель: изучение явления теплопроводности, проделав ряд опытов с твердыми телами, жидкостями и газами.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по данному вопросу;
  • исследовать теплопроводность твердых тел;
  • исследовать теплопроводность жидкостей;
  • исследовать теплопроводность газов;
  • сделать выводы о полученных результатах.

Гипотеза: все вещества (твердые, жидкие и газообразные) имеют разную теплопроводность.

Оборудование: спиртовка, штатив, деревянная палочка, стеклянная палочка, медная проволока, пробирка с водой.

Элементы УМК к учебнику А.В.Перышкина: учебник «Физика. 8 класс» А.В.Перышкина

Внутренняя энергия, как и любой вид энергии, может быть передана от одних тел к другим. Внутренняя энергия может передаваться и от одной части тела к другой. Так, например, если один конец гвоздя нагреть в пламени, то другой его конец, находящийся в руке, постепенно нагреется и будет жечь руку. Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте называется теплопроводностью.

Изучим это явление, проделав ряд опытов с твердыми телами, жидкостью и газом.

Видео: https://cloud.mail.ru/public/JCFY/CFTcCeqhE

. Исследование теплопроводности твердых тел на примере деревянной палочки, стеклянной палочки и медного стержня

Внесем в огонь конец деревянной палки. Он воспламенится.

Вывод: дерево обладает плохой теплопроводностью.

Поднесем к пламени спиртовки конец тонкой стеклянной палочки. Через некоторое время он нагреется, другой же конец останется холодным.

Вывод: стекло имеет плохую теплопроводность.

Если же мы будем нагревать в пламени конец металлического стержня, то очень скоро весь стержень сильно нагреется. Удержать его в руках мы уже не сможем.

Вывод: металлы хорошо проводят тепло, т. е. имеют большую теплопроводность. Наибольшей теплопроводностью обладают серебро и медь.

Рассмотрим передачу тепла от одной части твердого тела к другой на следующем опыте. Закрепим один конец толстой медной проволоки в штативе. К проволоке прикрепим воском несколько гвоздиков (рис. 6). При нагревании свободного конца проволоки в пламени спиртовки воск будет таять. Гвоздики начнут постепенно отваливаться. Сначала отпадут те, которые расположены ближе к пламени, затем по очереди все остальные.

Выясним, как происходит передача энергии по проволоке. Скорость колебательного движения частиц металла увеличивается в той части проволоки, которая ближе расположена к пламени. Поскольку частицы постоянно взаимодействуют друг с другом, то увеличивается скорость движения соседних частиц. Начинает повышаться температура следующей части проволоки и т. д. Следует помнить, что при теплопроводности не происходит переноса вещества от одного конца тела к другому.

Опыт 2. Исследование теплопроводности жидкостей на примере воды

Рассмотрим теперь теплопроводность жидкостей. Возьмем пробирку с водой и станем нагревать ее верхнюю часть. Вода у поверхности скоро закипит, а у дна пробирки за это время она только нагреется (рис. 7). Значит, у жидкостей теплопроводность невелика, за исключением ртути и расплавленных металлов. Это объясняется тем, что в жидкостях молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, чем в твердых телах.

Вывод: теплопроводность жидкостей меньше теплопроводности металлов.


Опыт 3. Исследование теплопроводности газов

Исследуем теплопроводность газов.

Сухую пробирку наденем на палец и нагреем в пламени спиртовки донышком вверх (рис. 8). Палец при этом долго не почувствует тепла. Это связано с тем, что расстояние между молекулами газа еще больше, чем у жидкостей и твердых тел.

Вывод : теплопроводность у газов еще меньше, чем у жидкостей. Итак, теплопроводность у различных веществ различна.


Выводы и их обсуждение

Вывод: Проведенные опыты показывают, что теплопроводность у различных веществ различна. Наибольшей теплопроводность обладают металлы, у жидкостей теплопроводность невелика и самая малая теплопроводность у газов.

Используя §4 учебника физики для 8 класса, представим результаты в виде таблицы:

Объяснение явления теплопроводности с молекулярно-кинетической точки зрения: теплопроводность - это перенос энергии от одной части тела к другой, который происходит при взаимодействии молекул или других частиц. В металлах частицы расположены близко, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Скорость колебательного движения в нагретой части металла увеличивается и быстро передается соседним частицам. Повышается температура следующей части проволоки. В жидкостях и газах молекулы расположены на больших расстояниях, чем в металлах. В пространстве, где нет частиц, теплопроводность осуществляться не может.

Применение теплопроводности

Теплопроводность на кухне

Теплопроводность и ее регулировка важны в процессе приготовления пищи. Часто во время тепловой обработки продукта необходимо поддерживать высокую температуру, поэтому на кухне используют металлы (медь, алюминий…), так их теплопроводность и прочность выше, чем у других материалов. Из металла делают кастрюли, сковородки, противни, и другую посуду. Когда они соприкасаются с источником тепла, это тепло легко передается пище. Иногда бывает необходимо уменьшить теплопроводность - в этом случае используют кастрюли из материалов с более низкой теплопроводностью, или готовят способами, при которых пище передается меньшее количество тепла. Приготовление блюд на водяной бане - один из примеров уменьшения теплопроводности. Для посуды, предназначенной для приготовления пищи, не всегда используют материалы с высокой теплопроводностью. В духовом шкафу, например, часто используют керамическую посуду, теплопроводность которой намного ниже, чем у металлической посуды. Их самое главное преимущество - способность держать температуру. Хороший пример использования материалов с высокой теплопроводностью на кухне - плита. Например, конфорки электроплиты сделаны из металла, чтобы обеспечить хорошую передачу тепла от раскаленной спирали нагревательного элемента к кастрюле или сковородке. Люди используют материалы с низкой теплопроводностью между руками и посудой, чтобы не обжечься. Ручки многих кастрюль сделаны из пластмасс, а противни вынимают из духовки прихватками из ткани или пластмассы с низкой теплопроводностью.

Материалы с невысокой теплопроводностью также используют для поддержания температуры пищи неизменной. Так, например, чтобы утренний кофе или суп, который берут в путешествие или на обед на работу, оставался горячим, его наливают в термос, чашку или банку с хорошей теплоизоляцией. Чаще всего в них пища остается горячей (или холодной) благодаря тому, что между их стенками находится материал, плохо проводящий тепло. Это может быть пенопласт или воздух, который находится в закрытом пространстве между стенками сосуда. Он не дает теплу перейти в окружающую среду, пище - остыть, а рукам - получить ожог. Пенопласт используют также для стаканчиков и контейнеров для пищи навынос. В вакуумном сосуде Дьюара (известном как «термос», по названию торговой марки) между наружной и внутренней стенкой почти нет воздуха - это еще больше уменьшает теплопроводность.

Отопительная система

Задача любой системы отопления является эффективная передача энергии от теплоносителя (горячей воды) в помещение. Для этого используют специальные элементы системы отопления – радиаторы. Радиаторы предназначены для повышения теплопередачи накопившейся в системе тепловой энергии в помещение. Они представляют собой секционную или монолитную конструкцию, внутри которой циркулирует теплоноситель. Основные характеристики радиатора отопления: материал изготовления, тип конструкции, габаритные размеры (кол-во секций), теплоотдача. Чем выше этот показатель, тем меньше тепловых потерь будет при передаче энергии от теплоносителя в помещение. Лучший материал для изготовления радиаторов – это медь. Наиболее часто используют чугунные радиаторы; алюминиевые радиаторы; стальные радиаторы; биметаллические радиаторы.

Теплопроводность для тепла

Мы используем материалы с низкой теплопроводностью для поддержания постоянной температуры тела. Примеры таких материалов - шерсть, пух, и синтетическая шерсть. Кожа животных покрыта мехом, а птиц - пухом с низкой теплопроводностью, и мы заимствуем эти материалы у животных или создаем похожие на них синтетические ткани, и делаем из них одежду и обувь, которые защищают нас от холода. Кроме этого мы делаем одеяла, так как спать под ними удобнее, чем в одежде. Воздух имеет низкую теплопроводность, но проблема с холодным воздухом в том, что обычно он может свободно двигаться в любом направлении. Он вытесняет теплый воздух вокруг нас, и нам становится холодно. Если движение воздуха ограничить, например, заключив его между внешней и внутренней стенками сосуда, то он обеспечивает хорошую термоизоляцию. У снега и льда тоже низкая теплопроводность, поэтому люди, животные и растения используют их для теплоизоляции. В свежем не утрамбованном снеге внутри находится воздух, что еще больше уменьшает его теплопроводность, особенно потому, что теплопроводность воздуха ниже теплопроводности снега. Благодаря этим свойствам, ледяной и снежный покров защищает растения от замерзания. Животные роют ямки и целые пещеры для зимовья в снегу. Путешественники, переходящие через заснеженные районы, иногда роют подобные пещеры, чтобы в них переночевать. С древнейших времен люди строили убежища изо льда, а сейчас создают целые развлекательные центры и гостиницы. В них часто горит огонь, и люди спят в мехах и синтетических спальных мешках.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности в организме людей и животных необходимо поддерживать определенную температуру в очень узких пределах. У крови и других жидкостей, а также у тканей разная теплопроводность и ее можно регулировать в зависимости от потребностей и окружающей температуры. Так, например, организм может изменить количество крови на участке тела или во всем организме с помощью расширения или сужения сосудов. Наше тело также может сгущать и разжижать кровь. При этом теплопроводность крови, а, следовательно, и части тела, где эта кровь течет, изменяется.

Теплолечение

Современные методы лечения теплом могут быть разделены на три большие группы: 1) контактное приложение нагретых сред; 2) светотепловое облучение и 3) использование теплоты, образующейся в тканях при прохождении высокочастотного электрического тока. Остановимся на использовании нагретых сред. Для теплолечения выбираются среды, позволяющие создать в них значительный запас теплоты. Эта теплота затем должна медленно и постепенно передаваться организму во все время процедуры. Для этого среда должна иметь, возможно, высокую теплоемкость и сравнительно низкие теплопроводность и конвекционную способности. Для теплолечения в основном применяют следующие среды: воздух, воду, торф, лечебные грязи и парафин.

Теплопроводность в бане

Многие любят отдыхать в саунах или банях, но сидеть там на скамейках из материала с высокой теплопроводностью - было бы невозможно. Требуется много времени, чтобы сравнять температуру таких материалов с температурой тела, поэтому вместо них используют материалы с низкой теплопроводностью, например дерево, верхние слои которого намного быстрее принимают температуру тела. Так как в сауне температура поднимается достаточно высоко, люди часто надевают на голову шапочки из шерсти или войлока, чтобы защитить голову от жары. В турецких банях хамамах температура намного ниже, поэтому там для скамеек используют материал с более высокой теплопроводностью - камень.

Тепло ли колючим зверям в иголках?

Шерсть не только спасает зверей от холода, но и служит средством защиты. А чтобы защита была внушительнее и надежнее, волосяной покров порой видоизменяется, превращаясь в своеобразные доспехи. Иглы, например. Но вот сохраняет ли такое облачение присущие шерсти свойства, не зябнут ли ежи и дикобразы в своих колючих шубках?

Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северова РАН обстоятельно изучили теплопроводные и теплоизоляционные свойства иголок, взятых со спины взрослого самца североамериканского дикобраза из коллекции Зоологического музея МГУ, и убедились, что греют эти самые иголки очень даже неплохо. Чтобы понять внутреннюю структуру игл, на них делали тонкие срезы, на которые напыляли золото для исследования в электронном микроскопе. Кератин - главная составляющая иголок - проводит тепло в 10 раз лучше, чем воздух. И благодаря этому иглы увеличивают теплопроводность «доспехов». Следовательно, возрастают и потери тепла с тела животного. Однако внутренняя пористая структура игл создает дополнительное экранирование теплового излучения, что, скорее всего, и компенсирует увеличение теплопроводности. Так что дикобраз, как и другие колючие звери, вовсе не страдает от холода. Иглистый покров сохраняет ровно столько тепла, сколько нужно теплокровному животному такого размера.

Полипропилен

Пока является лучшей основой для материалов (волокон, нитей, пряжи, полотен, тканей), используемых в производстве нательной спортивной одежды, термобелья и термоносков. Среди всех синтетических материалов, применяемых в этой области, он обладает самой низкой теплопроводностью. Поэтому одежда из полипропилена позволяет наилучшим образом сохранить тепло зимой и прохладу летом.

Какой материал имеет самую высокую теплопроводность?

Материалом с наивысшей теплопроводностью является вовсе не какой-нибудь металл (серебро или медь), как думают многие. Самую высокую теплопроводность имеет материал, который похож на стекло – алмаз. Его теплопроводность почти в 6 раз больше, чем у серебра или меди. Если изготовить чайную ложечку из алмаза, то воспользоваться ею не удастся, так как она будет обжигать пальцы в ту же секунду.

Из чего изготавливают сваи при строительстве зданий в регионах с вечной мерзлотой?

Большие трудности строителям зданий доставляет просадка фундамента особенно в регионах с вечной мерзлотой. Дома часто дают трещины из-за подтаивания грунта под ними. Фундамент передает почве какое-то количество теплоты. Поэтому здания начали строить на сваях. В этом случае тепло передается только теплопроводностью от фундамента свае и далее от сваи грунту. Из чего же надо делать сваи? Оказывается, сваи, выполненные из прочного твердого материала, внутри должны быть заполнены керосином. Летом свая проводит тепло сверху вниз плохо, т.к. жидкость обладает низкой теплопроводностью. Зимой свая за счет конвекции жидкости внутри неё, наоборот, будет способствовать дополнительному охлаждению грунта.

«Огнеупорный шарик»

Обычный воздушный шарик, надутый воздухом, легко воспламеняется в пламени свечи. Он тут же лопается. Если же к пламени свечи поднести такой же шарик, заполненный водой, он становится «огнеупорным». Теплопроводность воды в 24 раза больше, чем у воздуха. Значит, вода проводит тепло в 24 раза быстрее, чем воздух. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет.

Лариса Кожина

Игра «Дорожный алфавит»

Ведущая: Уважаемые взрослые, сегодня мы вас приглашаем на игру «Дорожный алфавит». Почему дорожный? Все вопросы и задания связаны с темой правил дорожного движения.

На полу разложены карточки с буквами от А до Я. Команды по очереди бросают кубик. Сколько очков выпало на кубике, на столько делений передвигается фишка. Например, если выпало 4 очка, то фишка со старта передвигается на букву Г. Затем задается вопрос, ответ на который начинается с буквы, на которой стоит фишка. Если ответ верный, то фишка остается на данной букве и в игру вступает следующая команда. Если ответ не верный, то фишка возвращается на то поле, где она стояла.

Во время продвижения вперед по буквам вам встретятся:

Буквы с черной кошкой – это пропуск хода.

Буквы с цветами – дополнительный ход.

Буквы с нотами – музыкальная пауза – чтение стихов, пение песен (результативный ход).

Буквы с вопросительными знаками – блиц-опрос, то есть нужно ответить на три коротких вопроса или дать развернутый ответ на один вопрос.

Чья команда быстрее доберется до финиша, та и выигрывает.

Буква А

1. Дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением, без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками (Автомагистраль)

2. Что должен включать водитель в случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство (Аварийную световую сигнализацию)

Буква Б

1. Как называется этот дорожный знак? («Боковой ветер»)

2. Как называется этот дорожный знак? («Больница»).

Буква В

1. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (Водитель)

2. Как называется этот дорожный знак и что он означает? («Велосипедная дорожка») Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

3. Как называется дорожный знак, который запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении («Въезд запрещен»)

Буква Г

1. Дорога по отношению к пересекаемой (примыкающей, или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. (Главная дорога)

2. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Главная дорога»). Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

Буква Д

1. Как называется этот дорожный знак? («Движение пешеходов запрещено»).

3. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Дети». Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного, на проезжей части которого возможно появление детей.

Буква Е

Дополнительный ход

Буква Ё

Музыкальная пауза

Буква Ж

1. Как называется этот дорожный знак? («Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)

2. С ним не расстается сотрудник ГИБДД. (Жезл)

Буква З

1. Какие группы дорожных знаков вводят или отменяют определенные ограничения движения? (Запрещающие знаки)

2. Какого цвета сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч»? (Зеленого)

Буква И

1. Какие группы дорожных знаков информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения (Информационные знаки).

2. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Искусственная неровность»).Участок дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости.

Буква Й

Пропуск хода

Буква К

1. Какое насекомое, сидящее в траве, одного цвета с разрешающим сигналом светофора? (Кузнечик)

2. Как называется этот дорожный знак? («Крутой подъем»)

3. Как называется этот дорожный знак? («Кемпинг»).

Буква Л

1. Живое транспортное средство (Лошадь)

2. Искусственная неровность (обычно возвышение) на проезжей части, используемая для ограничения скорости движения транспортных средств. (Лежачий полицейский)

Буква М

1. На каком двухколесном механическом транспортном средстве запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье. (Мотоцикл)

2. Транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок («Маршрутное транспортное средство»)

3. Как называется этот дорожный знак? («Место отдыха»).

Буква Н

1. Какие бывают пешеходные переходы? (Наземный, надземный)

2. Как называется этот дорожный знак? («Надземный пешеходный переход»).

3. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает(«Неровная дорога».Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное).

Буква О

1. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства («Остановка»)

2. Специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве («Организованная перевозка группы детей»)

3. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Опасные повороты»). Участок дороги с опасными поворотами: - с первым поворотом направо, - с первым поворотом налево.

Буква П

1. Лицо, находившееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу («Пешеход»).

2. Участок проезжей части, обозначенный определенными знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу («Пешеходный переход»)

3. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Пешеходная дорожка»). Разрешается движение только пешеходам.

Буква Р

1. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование («Регулировщик»)

2. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Разводной мост»). Разводной мост или паромная переправа.

Буква С

1. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Светофорное регулирование»). Перекресток, пешеходный переход или участок дороги, движение на котором регулируется светофором.

2. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства («Стоянка»)

3. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Скользкая дорога»). Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.

Буква Т

1. Дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном («Тротуар»).

2. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Тупик»). Дорога, не имеющая сквозного проезда.

3. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Телефон экстренной связи»). Указывает место, где находится телефон для вызова оперативных служб.

Буква У

1. Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства («Участник дорожного движения»)

2. Как называется этот дорожный знак и что он обозначает? («Уступите дорогу»). Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички - по главной.

Буква Ф

1. Электрический фонарь в передней и в задней части транспортного средства (Фара)

2. Назовите марку автомобиля (Форд, фольксваген)

Буква Х

Музыкальная пауза

Буква Ц

Буква Ч

Придумать и нарисовать дорожный знак

Буква Ш

1. Поднимающаяся и опускающаяся перекладина для открытия и закрытия пути на железнодорожных переездах и на заставах (Шлагбаум)

2. Один из наиболее важных элементов колеса, представляющий собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод колеса (Шина)

3. Отличительный и обязательный элемент такси от остальных транспортных средств («Шашки»)

Буква Щ

Дополнительный ход

Буква Ъ

Блиц-опрос

Блиц вопросы

По какой части улицы должны ходить пешеходы? (По тротуару)

Что такое регулируемый перекресток? (Это перекресток, на котором движение регулируется милиционером-регулировщиком или светофором)

Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? (Убедиться в безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги направо)

Педагогическая ситуация

Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу. Вопрос. Как надо поступить маме?

Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос. Как надо поступить папе?

Мама идет с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это. Вопрос. Как надо поступить маме?

Буква Ы

Пропуск хода

Буква Ь

Блиц-опрос

Назовите правила перевозки детей в автомобиле

1. Пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто находится в автомобиле

2. Дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья; обязательно пользоваться автокреслами.

3. Как водитель и как пассажир быть примером для подражания.

4. Во время длительных поездок чаще останавливаться: детям необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дорог.

Назовите правила перехода улицы без светофора:

1. Найдите безопасное место.

2. Остановитесь на тротуаре возле обочины.

3. Прислушайтесь и осмотритесь.

4. Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать.

5. Если поблизости нет транспортного средства, переходите дорогу под прямым углом.

6. Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдете дорогу.

Буква Э

Я своей работой рад.

Заменяю сто лопат.

Гордый силищей огромной.

Я складной, высокий, скромный.

(Экскаватор)

Гусеница мчится

Круглые копытца.

По степям, лесам ползёт

Пассажиров вдаль везёт

Растянулась на версту

И кричит "Ту - ту, Ту - ту!"

(Электричка)

Буква Ю

Блиц-опрос

Блиц вопросы (Отгадайте загадки)

Держусь я только на ходу,

А если стану – упаду. (Велосипед)

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала – побежала

Телега без коня. (Грузовик)

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как

Вам в пути. (Дорожный знак)

Блиц вопросы

Сигналы светофора имеют определенные значения, какие?

Зеленый сигнал - разрешает движение;

Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Буква Я

Пропуск хода



Светлана Бац

Игра для старшего дошкольного возраста.

Цель : формирование сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет к изучению правил дорожного движения .

Задачи :

1. Закреплять знания детей о назначении дорожных знаков .

2. Расширять сведения детей в сфере городского транспорта.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

4. Воспитывать нравственные качества, согласованность и сотрудничество в игре.

Игровой материал : игровое поле, 4 фишки, кубик, загадки и вопросы.

Ход игры:

в игре могут участвовать 2 и более игроков. Заранее оговаривается, сколько кругов нужно будет пройти. Движение идет по стрелкам. Игроки по очереди кидают кубик :

Красный цвет на кубике означает ход назад;

Желтый цвет - пропусти ход;

Зеленый - делай ход.

Если выпадает квадрат со значком дорожного движения , игрок должен правильно назвать его. Если выпадает веселый человечек - отгадай загадку, знак вопроса - ответь на вопрос викторины.

Выйгравшим считается тот, кто придет первым к финишу.

Примерные загадки :

Дом по улице идет,

На работу всех везет

не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках (автобус) .

Я глазищами моргаю

неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь (светофор) .

Этот конь не есть овса.

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем (велосипед) .





Публикации по теме:

Сценарий праздника «День дорожных знаков» Ведущий: По городу, по городу не ходят просто так: Когда не знаешь правила, легко попасть впросак. Все время будь внимательным и помни наперед:.

Цель: закрепить знания детей о цвете, обогащение словаря Эту игру можно организовать для малышей и старших дошкольников. Нам понадобится.

Азбука пешехода Цель игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах.

Эта игра подходит как для подготовительной группы, так и для старшей. Мои детки очень любят играть в эту достаточно простую, но интересную.

Дидактическая игра "Весёлая азбука" В своей работе я, как и многие педагоги, работающие в детском саду, активно использую различные дидактические.



 

Возможно, будет полезно почитать: