Интересные беседы для детей в летнем лагере. Примерные темы для бесед с детьми разных возрастов

Беседа по ОБЖ на летнюю тематику для учащихся начальных классов

Тематическая беседа в летнем лагере "Осторожно, осы!" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов,для проведения уроков окружающего мира, ОБЖ, внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы и среднего звена.
Цель Организация познавательного досуга
Задачи:
-проверить знания учащихся об осах;
- расширить кругозор детей о многообразном и удивительном мире насекомых;
- познакомить учащихся с интересными фактами из жизни ос;
- прививать интерес учащихся к осам и бережное отношение к ним;
- развивать логическое мышление, познавательные способности и память учащихся.

Ход мероприятия

Учитель
Добрый день, ребята! Угадайте о ком мы сегодня с вами побеседуем?
Желто-черная тельняшка,
Вовсе даже не букашка,
Любит сладости и мед,
Мясо ест и мух жует.
Злюка лезет в рот, глаза,
Эта хищница... (оса).
Правильно, это оса. Что вы знаете об этом насекомом?
(Ответы детей)
Учитель
Мне хотелось бы поподробнее поговорить об этом интересном насекомом. Итак:
Ученик
Полосатая оса,
Пролетала мимо,
Вдруг, заслышав голоса,
Говорит игриво:
«Мне сегодня одиноко,
Не хотите ль поиграть?
Жало спрячу я далеко,
Вас не стану обижать!»
Мы обидеть не хотели,
Но не стали рисковать,
Как же нам на самом деле
В игры с осами играть?
«Ты, оса, не обижайся!
Мы - не осы, мы же люди!
Ты к подружкам возвращайся -
Одинокою не будешь!»
Учитель
Казалось бы, пестрый окрас этих миниатюрных и утонченных насекомых должен привлекать птиц, но последние стараются облетать ос стороной, понимая, что могут сильно пострадать.
В отличие от пчел, осы строят свои гнезда и создают семьи в одиночку. Так, весной одна самка строит гнездо и откладывает туда яйца. Примерно через 26 дней вылупливаются личинки, которые первое время едят принесенный «мамой» корм. Примечательно, что рождаются все взрослые особи одного пола – самки. У них от природы недоразвитые яичники, поэтому они не могут произвести потомство и занимаются лишь заботой о доме.


Жаль, что осы не издают таких звуков, как пчелы. Рассерженных пчел боятся даже огромные слоны, которые хулиганят, выкорчевывая деревья.


Придумали: развешивать занятые пчелами улья, тогда слоны стали обходить такие деревья стороной. Некоторые осы, а еще шмели, пчелы - общественные насекомые. Их тело разделено на голову, грудь и брюшко.


На конце брюшка насекомых могут быть видоизменены конечности: жало, яйцеклады. Оса - перепончатокрылое жалящее насекомое. Слюнные железы насекомых развиты, а вот пищеварительная - печень - отсутствует. Еда переваривается благодаря ферментам слюны и сокам, выделяемым эпителиями средней кишки. Самки ос обеспечивают своих личинок обездвиженными насекомыми, их личинками, паукми.


Свои гнезда они строят под землей - в покинутых норах мышей, полевок и других мелких зверьков, в дуплах или на ветвях деревьев, на чердаках различных строений. Гнездо всегда состоит из горизонтальных сотов с обращенными вниз отверстиями ячеек. Осиное гнездо представляет собой несколько шаров, вставленных один в другой. Причем само гнездо помещается во внутреннем шаре.




Осы не выделяют воска, как пчелы, и строят свои гнезда из переработанной древесины. Насекомое скоблит крепкими челюстями-жвалами старую, выветрившуюся древесину, разжевывает ее, склеивает слюной древесные волокна, и получается строительный материал, похожий на оберточную бумагу.
Самые большие из роевых ос - шершни - обычно устраивают свое гнездо в дупле. Гнездо достигает размеров большого ведра. Шершни изготовляют массу для постройки гнезда из молодой зеленой коры деревьев. Поэтому их ячейки буровато-желтого цвета и очень ломкие.


Осиная семья существует только одно лето. Весной перезимовавшая самка делает несколько чашеобразных неглубоких ячеек и откладывает в каждую из них по яйцу. Пока оса-строит новые ячейки, в старых выводятся личинки. Сначала матка кормит их сахаристыми веществами, собранными с цветков и плодов, а затем насекомыми. Схватив, например, муху, оса убивает ее жалом и отгрызает крылья и ноги, а мясистые части пережевывает, превращая в мягкие комочки, которыми и кормит личинок.

Осы хорошо охраняют и защищают свое гнездо, у них есть своего рода сторожевые - по их сигналу об опасности из гнезда быстро выползают десятки ос, и тогда плохо приходится врагу. И все же можно долго простоять возле осиного гнезда, даже осторожно брать ос пинцетом и не быть ужаленным. Нужно лишь спокойно вести себя, не делать резких движений. Ползающая по руке оса не ужалит, если ее не беспокоить.
Осы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, а ущерб от порчи ими плодов невелик. Больше вреда от шершней: они обгладывают кору молодых деревьев и поедают пчел. Поселившись вблизи пасеки, они за лето могут уничтожить тысячи пчел.
Как вы думаете осы опасны для человека?
(Ответы детей)
Ученик
Очень на пчелу похожа,
Только чуть поярче цвет,
Если сильно растревожить -
От нее отбоя нет!
Как ужалит больно-больно!,
Так опухнет весь укус!
Лучше быть с ней осторожно,
Я осу всегда боюсь!
Обойду ее сторонкой,
Пусть летит себе тихонько!
Учитель
Шершни и осы – настоящие агрессоры, жалящие просто так, по настроению. Осы и шершни имеют гладкое острое жало, легко проникающее в кожу и обратно, поэтому эти насекомые могут кусаться многократно, всякий раз впрыскивая в жертву определённую дозу яда.
Рассерженные пчёлы и осы чаще набрасываются на тех, у кого аллергия на их укусы. Как они это распознают – загадка для учёных.
Чаще всего лесные осы строят гнёзда в ветвях деревьев и кустов, а представители вида оса средняя – под крышами домов, в сараях, на чердаках. Именно этот вид больше всего доставляет беспокойство людям, поселяясь по соседству и претендуя на занимаемую территорию. Именно они встречаются на сладких спелых фруктах в саду и кружатся над кухонным столом, привлеченные каким-либо запахом.


С одной стороны, осы делают много полезного: опыление цветущих растений, истребление вредных насекомых. Но с другой стороны, их агрессия и укусы опасны для здоровья человека. Обнаружив у себя на даче это неприятное соседство, постарайтесь от него избавиться. Если есть возможность, обратитесь в МЧС, вызванная бригада всё сделает. Если такой возможности нет, действовать придётся самостоятельно.
Конечно, нужно соблюдать некоторые правила обращения с осами:
1.Гуляя на природе, обходите стороной старые дуплистые деревья и не поддавайтесь соблазну пробежаться босиком по зеленому лугу с шелковой травкой и душистыми цветами – и в дуплах, и в траве могут быть осы и подобные небезопасные насекомые.


2. После купания в реке сразу же насухо вытирайте тело, оно привлекает насекомых, как и пот, и различный парфюм.


3.Пикник на природе – замечательный вид отдыха, но избегайте пить и держать открытыми сладкие напитки и фрукты, они за много метров своими ароматами привлекут нежеланных гостей.


4. Не стоит носить слишком яркую одежду, если планируете находиться в месте скопления насекомых – осы и пчёлы бурно реагируют на яркие расцветки, принимая ткань за цветы.


5. Если к вам подлетела оса или пчела, сохраняйте спокойствие, оставайтесь неподвижными, не размахивайте руками и не делайте резких движений – это может спровоцировать агрессию.
6. Аллергическая реакция на укусы насекомых является одной из самых опасных для жизни. В тяжёлых случаях возникают обширные отёки, крапивница, рвота, понос, может произойти приступ удушья – всё это приводит к анафилактическому шоку, который заканчивается смертью, если не оказать помощь вовремя.
7. Правила безопасности с особой строгостью следует соблюдать тем, у кого есть аллергия на укусы насекомых. Кроме всего вышесказанного, такие люди должны в весенне-летний период всегда иметь при себе антигистаминные препараты, чтобы при необходимости сразу их принять. Будьте внимательны, берегите себя и своих близких!
Учитель
О каком насекомом мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей)
Что интересного вы узнали о них?
(Ответы детей)
Нужно ли быть осторожными в поведении с осами?Нужно ли соблюдать правила поведения?
(ответы детей)
Думаю, что эта беседа вам поможет правильно себя вести с окружающими нас насекомыми, в частности с осами, которые летом приносят нам иногда неприятности.
Ученик
Осы дружною семьей,
Вечером, не поздно,
Возвращаются домой,
Обсуждая грозно:
Как сегодня, на полях,
Шмель мешал работе,
Выбирая второпях,
Лучшие угодья!
«Завтра не дадим шмелям,
Лучшие цветочки!
Весь нектар нужнее нам!
Не дадим, и точка!»
Так всю ночь они жужжали,
Обсуждая свой захват,
Осы, глупые, не знали:
Шмель ни в чем не виноват!
И нектара хватит всем:
И шмелю, и пчелам,
Осы смогут без проблем
Заниматься сбором!
Дружно надо жить со всеми!
Хватит летом всем еды!
Главное - не тратить время,
На ненужные вражды.
Учитель
Думаю, вы согласны, с осами лучше не враждовать! Удачно вам провести время летом и не забывать о том как себя вести в природе.

Беседа первая

Мне всегда было непонятно и интересно, как возникает музыка, о чем думает композитор, когда ее сочиняет.

Я думаю, что надо быть особенным человеком, с необычным мышлением и яркой индивидуальностью, светлой и доброй душой, своего рода волшебником. Потому что только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в гаком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.

Ведь сколько звуков, шумов нас окружает в повседневной жизни, какие-то нас раздражают, к каким-то мы просто привыкли и не замечаем.

Давайте проведем с вами, ребята, небольшой эксперимент. Каждый из вас попытается стать композитором. И не важно, что вы не можете еще знать ноты, не сможете записать услышанные звуки, преобразовав их в ноты и превратив в музыку. Вы ведь еще не волшебники, вы еще только учитесь... Вы сможете звуки воспроизвести, это совсем нетрудно.

Закройте на минутку глаза и посидите тихонько, прислушиваясь к окружающим нас звукам, шумам...

Что вы услышали? Их очень много, верно? Это и шаги прохожих, шелест листьев на деревьях, пение птиц, скрип двери, голоса детей, весело играющих на улице... и многое-многое другое. Попробуем все это воспроизвести на наших музыкальных инструментах: деревянных ложках, треугольнике, металлофоне, погремушках и т. п.

А сейчас отложим в стороны инструменты и попытаемся записать услышанное, изобразить па бумаге.

Для этого понадобятся чистый лист бумаги карандаши или краски. Ваши рисунки должны быть не простыми, а говорящими, т. е. звучащими.

Беседа вторая.

А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в музыкантов. Но прежде давайте с вами немного поговорим о тех музыкальных инструментах, на которых вам предстоит играть, а также познакомимся с краткой историей их возникновения.

Начнём же знакомство с самого простого инструмента, который известен каждому цивилизованному человеку, независимо от возраста, национальности и места проживания. Этим инструментом мы пользуемся в день по несколько раз, только в другом применении. Догадались, о каком инструменте идёт речь? Конечно же, о ложках. Вы, ребята, ещё не умели ходить, а мамы уже учили вас правильно пользоваться ложкой.

В музыке вы на данный момент делаете, вернее, пытаетесь делать свои первые шаги. Поэтому знакомство с музыкальными инструментами мне хочется начать с того, что более доступно и понятно вам, то есть с самого простого.

Когда появилась первая ложка, история скромно умалчивает. Известно лишь, что очень давно и вначале ложки изготовляли из дерева. Ложка считается ударным инструментом. Хотя довольно трудно представить данное орудие труда в роли ударного инструмента. Тут же вспоминается один детский анекдот: сидят за столом дедушка и внук, едят. Дед вдруг ни с того, ни с сего бьёт внука ложкой по лбу.

За что, дедушка? - ошарашенно говорит внук, потирая ушибленное место рукой.

А ты не чавкай за столом, - отвечает дед, продолжая спокойно есть. Через некоторое время дед опять вдруг неожиданно бьёт мальчика ложкой по лбу.

Больно же, дед! А сейчас за что ударил? - с обидой и слезами на глазах спрашивает внук у деда.

Дед, немного помолчав, ответил, вздохнув:

Да вот вспомнил, как ты чавкаешь во время еды...

Ложки считаются исконно русским народным музыкальным инструментом. Две обычные деревянные ложки ударяются одна о другую выпуклыми сторонами, в результате чего появляется чёткий, звонкий звук.

Творческое задание: музыкально-ритмическая импровизация.

Давайте попытаемся исполнить на ложках русскую народную мелодию «Я на горку шла».

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения, предполагающий участие обеих сторон; вожатого и детей. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

  1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Вожатому желательно стимулировать нестандартные вопросы, помогать детям самим находить на них ответы.
  2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
  3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: Вожатый говорит, дети слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют вожатому направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней дети свою душу.
  4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
  5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.
  6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь подопечным самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого вожатому нужно уметь смотреть на события или поступки глазами подопечного, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Конечно, опытные вожатые проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение подопечными усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В младших отрядах детского лагеря этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших отрядах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Предлагаемые в этой статье методические рекомендации по проведению этических бесед, могут быть полезными для вожатых младших отрядов.

Проведение этических бесед включает в себя:

  • подготовительный этап;
  • проведение беседы;
  • организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап включает в себя разнообразную деятельность вожатого. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, можно рекомендовать следующее:

  1. В зависимости от возраста подопечных, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
  2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить дети; те практические выводы, которые будут сделаны.
  3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
  4. Продумываются вопросы беседы.

Проведение беседы требует большого мастерства от вожатого. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает вожатый, который, проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
  2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
  3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
  4. Вопрос должен привлечь внимание детей к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы детям связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими детьми должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки детей и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, можно порекомендовать следующие:

  1. Определение темы беседы и возбуждение у детей интереса к восприятию и усвоению материала.
  2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
  3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
  4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению подопечных.
  5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос подопечных по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность вожатого, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес детей к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;
  2. прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
  3. прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из отрядной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
  4. объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения подопечных по отдельным вопросам и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения детей лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что дети их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства детей. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Елена Ушакова
План мероприятий в летнем оздоровительном лагере при школе

МБОУ «НШ №7»

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

1СМЕНА Июнь 2014г.

Дата Планируемые мероприятия

2. Организационное мероприятие «Давайте познакомимся» . Знакомство с планом работы и правилами поведения. Инструктаж по ТБ, противопожарной безопасности и ПДД.

3. Операция «Уют» (Оформление атрибутов лагеря ) .

4. 10.30. «Здравствуй лето!» - праздничная программа, посвящённая Дню защиты детей.

2. «Дверь в детство» - развлекательная программа

3. День творчества «Алло мы ищем таланты» . Разучивание лагерной песни , речевок.

4. Подвижные игры с мячом.

2. Конкурс рисунков на асфальте «Волшебные мелки– Мы против табака!» ,

4. Разучивание новых подвижных игр.

6 июня 1. Конкурс детского рисунка «Земля – наш дом, посвященный Всемирному Дню окружающей среды» .

2. Информационный час «Что же в мире происходит?»

3. Просмотр мультфильмов.

4. Минутка здоровья «Книга о здоровье»

2. Экологический десант на пришкольный участок .

12.00. «Моя семья, мой дом и я» - конкурс рисунков на асфальте.

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Проведение тренировочных занятий по эвакуации детей и личного состава при экстремальных ситуациях.

3. Беседы о безопасном поведении детей на водных объектах.

4. Конкурс детского рисунка на противопожарную тематику.

2. Рейд в библиотеку «Книжка мы тебя спасем!»

3. 12.00. Весёлые старты.

14.00. Конкурс пословиц и поговорок

2. Защита фантастических проектов «Страна в которой мне хотелось бы жить» .

12.00. Конкурс «Алло мы ищем таланты» посвящённый дню независимости России.

10.00 Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь»

Конкурс загадок «Отгадай-ка»

Эстафета с препятствиями.

2. Соревнование «Вкусные истории»

3. Танцевальный марафон.

4. Подвижные игры на свежем воздухе

1. Антинаркотическая акция «Здоровье – твое богатство»

2. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» .

3. Малая спартакиада

11.30. «А ну-ка, мальчики!» - соревнования сильных, ловких, смелых.

14.00. «Русская берёза – символ Родины моей» - беседа.

«Мульти – пульти – карнавал» просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Конкурс рисунков «Осторожно огонь» .

1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2. Беседа как вести себя в театре, доме культуры».

3. «До, ре, ми, фа, соль» - концерт будущих артистов.

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

10.30. «Память сердца» - урок памяти к Дню памяти и скорби.

Возложение цветов.

Изготовление мозаичных панно. Аппликация.

Оформление выставки изделий. Награждение лучших работ.

«Волшебное колесо» - о безопасности на дорогах

Конкурсная программа «Мисс – лето 2011»

27 июня 10.30. «Международный день борьбы со злоупотреблением наркотических средств и их незаконным оборотом» - беседа

«Скакалочные состязания» - спортивная программа.

«Книги умные читаем и природу уважаем» - прогулка по родному краю.

Конкурс «Думай, смекай, отгадывай»

Беседа-викторина «Природа летом»

30 июня 10.30. «Расстаемся, друзья!» Конкурс рисунков «Как хорошо летом» , анкета «Что вам понравилось?»

Концертная программа. «Ты меня не забывай» . Закрытие лагеря .



 

Возможно, будет полезно почитать: