Лучше играть в масс эффект 3. Чего на мой взгляд не хватает в игре

Еще перед выходом второй части данной космической саги все уже знали, что разработчики замахнулись как минимум на трилогию. И вот, в середине марта финальная часть посетила наши с вами прилавки и сразу вызвала бурю смешанных эмоций у фанатов серии, вплоть до сетевых демонстраций и страйков с угрозами скорой смерти парням из Bioware . Что-что, а обеспечить интерес к своей игре в этой конторе умеют…

Сюжет в лучших традициях серии чертовски крут, а заняться нам предстоит организацией всегалактического ополчения против борьбы со Жнецами. Ну, попутно придется прекратить пару войн, принести в галактику мир и справедливость, попутно отмахиваясь от пытающихся вставлять нам палки в колеса Жнецов и террористов Цербера.

Специализация и системы прокачки остались теми же, впрочем что либо кардинально менять тут и не было смысла. По-прежнему работает перенос сохранений, так что все ваши решения из предыдущих частей напрямую влияют на прохождению.

В финальной части предстоит повидаться со всеми героями, которые когда - либо помогали/препятствовали Шепарду плюс новые персонажи. И тут выплывает первая причина негодования фанатов и моего лично. Биотвари решили устроить тотальный геноцид и в результате вы обнаружите Тейна, Мордина, Тали, Джек, Грюнта, Легиона, Самару и других немного мертвыми, что естественно портит впечатления и количество продаж. Драматизм это конечно круто, но хорошего понемножку знаете ли.

Боевка осталась той же. К сожалению. Mass Effect повторяет печальный опыт Modern Warfare , так что даже через 200 лет в будущем вы не увидите даже намека на механизацию, и полагаться приходится только на свой ствол и изредка попадающиеся на некоторых уровнях турели. Правда, можно угнать у Цербера робота «Атлас», что есть гуд. Оставшуюся часть миссии можете подстригать ногти на ногах.

Сильно влияет на прохождение игры уже привычный рейтинг героя/отступника, который почему то не переносится вместе с сохранениями, так что можно начать строить характер Шепарда с чистого листа. Очки героя даются за все «хорошие» действия и помогают в ряде действительно важных моментов, так что советую прокачивать именно их. Так, вам врятли удастся помирить гетов с кварианцами или спасти Андерсона в конце без достаточного их количества. Хотя если хочется побыть злюкой - вперед, запугивайте всех взглядом закоренелого маньяка-убийцы, занимайтесь рукоприкладством и посылайте всех в далекую-далекую галактику, как только они заикнутся про очередное спасение кого-нибудь. Игра дает полную свободы действий на этом поприще.

Ну и какие же игры от Bioware без романтики и секса, начиная с 2007 года? Вы вольны завязать отношения с любым из членов своей команды, или восстановить их, если таковые были в предыдущих частях. Вариантов не бесконечность, но хватает, можете встречаться даже с инопланетянами из основных игровых рас. Если же предпочитаете однополые отношения, то и вы не останетесь одиноки. Ваш пилот челнока развеет мрачные будни. Впрочем, не стоит забывать, что Шепард может быть и девушкой - все в руках редактора и игрока.

Сюжет наполнен изрядным количеством ситуаций, когда нужно выбирать между «маленьким злом во имя большого добра» и чистой совестью, так что приготовьтесь к непростым моральным решениям.

Итак, вы собрали все что имела галактика, ворвались на Землю, всыпали Жнецам по первое число и … и дальше не играйте. Нет, серьезно, не надо, пусть картина Шепарда, победоносно идущего навстречу Предвестнику останется в вашей памяти как финал этой замечательной игры. Если же ваш игровой мазохизм все же взял верх над здравым смыслом, то вы сможете лицезреть главный геморрой Mass Effect 3 . Даже если вы набрали максимум очков военной готовности и поступали из рук вон хорошо, то все что будет наградой - три унылых ролика, которые отличаются в основном только цветом, которым сметает все ретрансляторы и Галактика отправляется в каменный век. Разработчикам мое пламенное «Фффуууу». Более убого закончить такую эпическую сагу просто невозможно при всем старании.

Ну и разумеется выход любой крупной игры не обходится без коллекционного, полного, золотого, платинового и других всевозможных изданий. Поверьте, коллекционка Mass Effect 3 не стоит ни капли переплаченных за нее денег. Такие вещи как стилбук, нашивка и литография, я считаю, в принципе бесполезны, а набор екслюзивного оружия убог. Даже робопса не смогли сделать хоть чуточку интересным и живым. Предзаказ оправдывает себе полностью ценой и этого достаточно. Про то, какая убогая и неудобная вещь винтовка «Аргус», шедшая к этому изданию бонусом, я вообще молчу. Ах да, в Bioware решили не отставать от других крупных компаний и вырвали кусок из игры, выпустив его в первый же день как платное дополнение. Без комментариев.

Появился мультиплеер, который предоставляет возможность сыграть за представителя инопланетян и хотя бы поэтому имеет право на жизнь. Хотя конечно до шутеров ему еще далеко.

В общем и целом, не могу сказать, что игра получилась плохой, но количество моментов, которые приводят в уныние недопустимо для такого крупного хита. Волна негодования фанатов вполне справедлива и ожидаема. Остается надеться на грядущие дополнения и на то, что Bioware не станет закрывать такой прибыльный проект, а выпустит к примеру MMO по мотивам этой замечательной вселенной, которая стала родной для многих из нас.

Куда им всем до первых частей? Список достойных приемников гораздо скромнее ( , etc...), оттого каждая игра в нем – на вес золота.

Mass Effect 3 порой чрезмерно заскриптована,
но такой подход все равно послужил игре на пользу.

На сегодняшний день обволакивают скандалы, недовольства и множество требований к разработчикам. Еще до выхода игры «фанатами» скрупулезно составлялись гневные петиции о том, чтобы в игре не было сцен однополого секса, новоявленные «аналитики» пророчили ей мучительный конец из-за ухода Дрю Карпишина, а после финальных титров свыше 40 тысяч игроков подписались под коллективным письмом, мол, «Измените концовку, BioWare!» . Массовый «троллинг» пользовательской оценки на metacrtic.com уже стал причиной негодования – «А не продались ли журналисты?». Не продались. Неоднозначная концовка – не повод писать петиции. А постельные сцены в игре никто не навязывает. Mass Effect 3 достойна Mass Effect 2 также, как Mass Effect 2 была достойна Mass Effect .

Ванька-встанька

Спустя два года после победы над человекоподобным жнецом Шепард просиживает штаны на Земле. Об инопланетной угрозе замолчали, продолжая игнорировать все попытки бывшего капитана достучаться до верхушек непробиваемой власти. Впрочем, на всякий случай Шепарда держат на коротком поводке - живет он прямо в здании центра безопасности, в двух шагах от Совета. Но роковому дню суждено было настать – в одночасье замолчали десятки земных колоний, спустя короткое время перестала отвечать Луна, а через минуту сквозь облака с диким ревом начали прорезаться огромные корабли. «Я же вас предупреждал».

На протяжении всех двух частей Mass Effect и их DLC Шепард с железным терпением выполнял сотни поручений. Каждый считал своим долгом возложить на него свои надежды, его благодарили за хорошие поступки, несколько раз герой Альянса помогал чиновникам сохранить важные посты, часто защищал обездоленных и пару раз спасал галактику от полного уничтожения. Но стоило заговорить о Жнецах, как большинство тут же фыркали, морщились, демонстративно выходили из помещения или меняли тему разговора – никто не верил в «сказки» о разумных машинах, циклично уничтожающих все живое, ведь прямых доказательств не было. Теперь же – восстановленному в звании капитану вновь поручено спасти всех и сразу.

Интрижки, страсти и болтология

В Mass Effect 3 тысячи пафосных сцен. Из-за побега с Земли героя мучают ночные кошмары. Приглушенный звук, медлительность происходящего, туман – трудно отделаться от сравнений с психоделичными снами в . Командир турианского взвода, которого только что хотели убить собственные подчиненные, резво восстанавливает доверие парочкой ободрительных реплик и самозабвенно жертвует собой ради эфемерной цели. Призрак теперь выглядит, как отъявленный негодяй – хоть его идеи до сих пор не лишены смысла, былой симпатии к нему уже не испытать. «Не стойте у меня на пути» - вот она, коронная фраза «самой загадочной личности». Капитан Андерсон, который, казалось, уже сделал шаг навстречу спасательному кораблю, разворачивается со словами «Я нужен здесь».

Порой складывается ощущение, будто диалоги писали совершенно разные люди. С одной стороны – герои без устали делятся своими переживаниями, интересными мыслями, объясняют свои мотивы и даже проливают натуральные слезы. С другой – разговор заканчивается после парочки коротеньких фраз, оброненных как бы между делом. Некоторые умудряются проронить идиотские «бла-бла-бла» и «ну ты понял», а от шепардовского «ага» передергивает как от скрежета по стеклу.

Однако наблюдать за сюжетными перипетиями по-прежнему интересно. Несмотря на обещания сделать третью часть более оптимистичной, чем , сценаристы BioWare вернулись к мраку . Они без устали «убивают» одного персонажа за другим, а «тяжелые» сцены не раз вытягивают печальный вздох и учащают сердцебиение. Колоритность такому подходу придает возвращение знакомых героев.

Эшли Уильямс, ныне капитан-лейтенант Альянса, теперь не выглядит, как наивная девочка, она погружена в работу и частенько ставит действия Шепарда под вопрос. Гаррус консультирует турианские войска по поводу вторжения жнецов. Мордин до сих пор играет с эволюцией. Лиара Т"Сони продолжает заниматься бизнесом Серого Посредника, а также раскапывает секреты протеан. Не завидую тому, у которого не осталось сохранений с прошлых частей – в этой игре тысячи мелких деталей, проскальзывающих во фразах, отношениях и фотографиях в капитанской каюте. Вы же хотели увидеть, как на самом деле выглядит Тали"Зора нар Райя?

После начала массовой атаки жнецов Шепард крутится, словно белка в колесе. Герой носится по галактике в поисках союзников в финальной битве. Хотите примирить кроганов и саларианцев – выполняйте поручения каждого, кто эгоистично желает извлечь из шаткого союза выгоду. Хочется помощи от турианцев – помогите им отмыться от былых грехов. Военные ресурсы собираются на необитаемых планетках, но теперь не нужно покупать спутники и тратить уйму времени на поиск месторождения. Удалив все ненужное, разработчики благоразумно решили не прибегать к походу классических RPG, вроде - зачастую достаточно подслушать чужой разговор, чтобы квест появился в журнале. Практически все письма с просьбами приходят на электронную почту в корабле, а те, ради которых нужно пройтись по мирным станциям, в доступной форме отображаются на карте. «Гнусная консольщина»? Я бы сказал «Полное погружение». Тем же, кому не хочется выбирать ответы за героя, можно и вовсе отключить эту функцию.

Последний герой

По сравнению со второй частью «экшен» практически не изменился. Это все также знакомая по механика с некоторыми доработками. Шепард научился отбиваться в контактном бою, а если ничего не подозревающий враг встал за баррикадой, можно его красиво устранить. Хотя, что солдаты «Цербера», что искусственно выведенные жнецами организмы, вроде «тварей» и вернувшихся рахни, не дают подойти к себе близко, прячутся за укрытиями и постоянно меняют позиции. Из-за этого практически любой бой выглядит, как танцы на льду: порой сложно понять, кто стреляет рядом – враг или напарник. Как и прежде, тактическая пауза расставит все на свои места. Соратникам отдаются команды бросить гранату, применить биотическую способность и стрелять бронебойными или зажигательными патронами.

Авторы вернули возможность модернизировать оружие с помощью модулей, но теперь это выглядит гораздо эффектнее, чем в первой части. И без того разнообразные пистолеты, снайперские винтовки, дробовики и пулеметы снабжаются глушителями, модулями, увеличивающими скорострельность и убойность, появляются другие прицелы и штыки. Чтобы не создавать дисбаланс, «тяжелое» оружие, вроде гранатометов и огнеметов, теперь доступно лишь в строго определенных местах – ракетница не раз выручит в сражении с бронированным «мехом», солдатом со щитом и установленной турелью. К тому же, каждый «ствол» имеет достаточно большой вес, и это сильно влияет на скорость восстановления навыков.

Некогда размышлять

Подумать над выбором оружия придется и в мультиплеере. Назвать это кооперативом не поворачивается язык – слишком уж примитивен местный режим. Группа из четырех игроков снаряжают своих бойцов. Можно выбрать класс, прокачивать персонажей и покупать на заработанные балы экипировку и дополнительные умения, вроде возможности возрождаться на поле боя без помощи друзей. Маленькие локации не способны заинтриговать интересной постановкой задач – голос генерала в наушнике честно предупреждает о первой волне врагов, второй волне врагов, третьей волне врагов, четвертой... Развеять скуку могут лишь редкие задания, наподобие отключения внезапно найденных передатчиков и уничтожения важной информации в компьютерах неподалеку.

Несмотря на разные комбинации врагов, многопользовательский режим хватает лишь на один раз. Заставить вернуться в него может разнообразие уровней, которые хоть и маленькие, но ничем не уступают красивым локациям из «сингла». Поверить в живой мир Mass Effect 3 можно из-за нагромождений ящиков, десятков компьютеров, микроволновок на столах и прочих мелких деталей, скрупулезно расставленных по комнатам. На турианской луне холодно и безжизненно, серые кратеры вызывают желание поскорее попасть на планету с красивейшими водопадами, яркими закатами и густозаселенными горами. От и до - заслуга дизайнеров. Несмотря на то, что разработчики использовали обновленный движок, игра выглядит почти так же, как раньше.

Кричать, пыжиться и краснеть, топать ногами и материться на форумах можно долго. Непоколебимость разработчиков что-либо изменить из-за кучки «троллей» еще раз доказывает то, что они верят в свою игру. И это правильно. Mass Effect 3 – такое же мощное, правильное, законченное произведение, как «Матрица: Революция» или «Звездные войны: Эпизод 3 - Месть Ситхов» . Это апофеоз всей серии и просто отличная игра.

П очти три года игроки по всему миру жадно ловили любые слухи, пересматривали грандиозные кинематографичные трейлеры и фапали любовались на концепт-арты. В общем, подбирали все, что хоть как-то касается финальной части похождений знаменитого в определенных кругах командора Шепарда . Mass Effect 3 уже вышел в продажу (лучший подарок к 8-му марта), ЕА продала 900000 копий оного в первый же день, а все остальные, так или иначе, могут спасать вселенную в одиночном режиме и в . Ну и какие же первые ощущения могут быть от третьей части одного из лучших среди игровых фантастических сериалов нашего времени? А они могут быть очень разными.

Тут, кстати, хотелось бы сказать пару слов о , но не хочется раскрывать его заранее, да многое в нем зависит как и от действий игрока в самой игре, так и от действий в прошлых частях Mass Effect , если вы любовно пестуете своего игрового аватара от части к части, и перенесли сохранение из Mass Effect 2 (а туда из первой части).
Возможно, многие успели приобщиться к демо-версии, узнали завязку сюжета, но все же стоит о ней упомянуть.

Ш епард прибывает на Землю, проторчав 6 лет под домашним арестом из-за событий предыдущей игры, где его должен судить военный трибунал, но все сводиться к тому, что командор толкает небольшой спич о том, как должно выглядеть сопротивление Жнецам . Которые крупно поимели человечество, внезапно напав на Землю, и начав творить с ней всякое непотребство: шатают небоскребы, не дают эвакуироваться обалдевшим землянам, портят посевы и посыпают поля кибернетической солью под кодовым названием "хаски " (это такие зомбороботы-робозомби).

Эпичный захват планеты


Если вы создаете нового персонажа, то вам будет дано выбрать, кто погиб в первой части Mass Effect , и на Земле вас встретит либо отрастившая себе попу и грудь (ну, еще волосы) Эшли , либо ставший гораздо более метросексуальным Кейден . Также, создавая персонажа, вы пройдете все стандартные процедуры предыдущих игр: выбор места рождения, событие, которым командор или знаменит(а), выбор ощущений от потерь в бою (кто погиб по вине игрока в прошлых играх), а так же класс, предпочитаемый игроком: использующий весь арсенал оружия Солдат , специалист маскировки и снайперского огня Разведчик , рисковый Штурмовик , мастер биотики Адепт , технологически подкованный Инженер и с легкостью принимающей на себя вражеский огонь Страж. И, самое главное, - теперь можно выбрать стиль игры: Action (шутер ), Roleplaying (стандартная игра ) и Story (кинцо ).


С самого начала видно, что разработчики сделали большой шаг в сторону шутера: Шепард очень динамично перемещается в бою, перестрелки стали интереснее, можно с ходу перепрыгивать через укрытия, а так же можно использовать оружие вне зависимости от класса. В целом, как в шутер, в игру играть очень приятно и интересно. Про RPG -составляющую тоже не забыли - игрок может улучшать оружие и улучшать персонажа благодаря обширному древу умений. Любителям тактики скучать также не придется. С наскока дастся не всякий противник. Владельцы Kinect могут заодно покричать на виртуальных компаньонов, и, коли им угодно, сорвать голос до мужественной хрипотцы типичного спасителя галактики.


С первой же миссии возникает вопрос: "Тысяча чертей, а где инвентарь!? ". А доступен он только на корабле (там же можно настроить внешний вид) или после нахождения огнестрельного оружия, а так же в редких мастерских. Сомнительное нововведение. После приходит другой: "Да кто же этот ирод, что так изуродовал "Нормадию", да так, что хоть глаза выкалывай, чтобы не глазели на это убожество?" . ... А еще они не пускают мужского персонажа в женский туалет в жилом отсеке. Кто же будет проверять, не спрятался ли в душевой кабинки вражеский гет? Конечно, дизайн - дело сугубо личное, а вот разделение корабля на несколько частей и дурацкая синяя рамка проверки к лишнему. Неудобно это. Очень не удобно. Так же неудобно, как когда все игровые действия (кроме экрана группы и стрельбы) совершаются нажатием ОДНОЙ кнопки. Пытаешься сходу атаковать врага, бежишь к нему с дробовиком наперевес, уже готов к быстрой разборке, нажимаешь кнопку перепрыгивания через ящики... Но камера повернута немного не так, как надо, и герой, скорчившись, прячется за ящик, и чуть позже огребает от зашедшего сзади дружка противника. Иногда, вместо пригибания, персонаж перекатывается. Консольщина, как есть.


О т консоли игре кстати досталась и графика, которая, на мой взгляд, выглядит слегка устаревшей.
Те, кто вдоволь по-измывались на MW3 , будут довольны новым поводом для зубоскальства, как над графикой, так и над заточенностью игры под аудиторию .
Вдобавок, (хотя это наверно чисто моя претензия к игре) командор бегает, как зажавший между ног арбуз, орангутанг (либо ему трусы жмут), а за укрытиями передвигается боком, как мучимый радикулитом и сколиозом крабо-шимпанзе. А сами персонажи выглядят слегка вздувшимися. Но это, повторюсь, личные впечатления. Не хочется долго обсуждать графическую составляющую игры. Плоха она, или же хороша - на вкус и цвет товарища нет. И все же, внешний вид игры мог бы быть и получше, то же самое касается анимации.


П о-настоящему поражает проработанность игрового мира. В случайных диалогах столько импрессии, что короткие сценки захватывают больше, чем сюжет. Кодекс частенько пополняется из окружающего мира, а не из безликих записей уже мертвых людей.
Отыгрывание роли дошло до логического конца. Игрок может выбрать: 1) Злой вариант. Внизу, справа; 2) Добрый. Вверху, справа; 3) Нейтральный. Посередине, левая часть.
Нету никакого чередования, все до безобразия просто. Выбери нужную и наслаждайся кино. Иногда речь, произносимая командором, не слишком соответствует выбранному варианту на диске. А так... Герои сверху, злыдни снизу. На развилках сюжета тоже более-менее ясно, что выбирать, благо подсказок уйма (игрока предупреждают). Осторожно выбирать придется только в одном случае, при общение с Кейданом , если вы не хотите оказаться свидетелем гомосексуальной сцены с участием мужчин. Опыт DA 2 пошел Bioware на пользу, нетрадиционной ориентации персонажей в игре мало, по одно на Шепарда и . Почему по одному? Да потому что состав группы, следующей за игроком, очень скромен. Гаррус , Лиара , Тали , Эшли/Кейдан , Миранда и т.д. Некоторые персонажи будут в группе только на время определенной миссии. А еще часть персонажей можно спасти только с сохранением из Mass Effect 2 .


И еще парочка слов парочку о недостатках.
  • Первое, это локации. Размерами они не поражают, а скорее даже наоборот, очень маленькие. И по ним разбросаны маленькие блокноты-записки, где можно найти интересные (кому-то) записи и получить немножко опыта (наблюдательность в игре поощряется). Кто-то скажет, что это лишь идет на пользу проработанности окружения, но такие размеры чаще характерны квартирам в домах массовой постройки 60-х годов. Цитадель маленькая, Земля плохо проработана и скушна. Самые большие локации - в снах Шепарда .
  • Вторым бы я назвал отсутствие квестов в кодексе.
  • Третье - моменты сюжета в худших традициях "голливудских блокбастеров". История может быть эпичной, масштабной (вся игра пропитана масштабностью), происходящее может быть великолепным фантастическим боевиком, но откровенные ляпы от этого менее заметными не станут.
    Еще немного раздражают ситуации, когда диалог спутников или простых обывателей прерывается на полуслове, когда вы активируете следующий триггер, даже если это простая активация лифта.
    Небольшие роли особо опекаемых персонажей из предыдущих частей (хотя история Легиона очень занимательна).
    Фух, вроде все.


    А теперь то, на что так надеялись фанаты; то, что вызвало такой ажиотаж вокруг игры; то, что разрекламировали по всему интернету - главная "фишка" игры. Мультиплеер. (см. ). Этот серенький отстрел компьютерного противника с друзьями, с даже не совсем друзьями, скорее приятелями или просто незнакомыми людьми. Разницы нет. Но конечно есть шанс поиграть вместе с незнакомой вам девушкой из Facebook "a, вдруг ей понравиться ваша манера игры, и у вас будет секс, а потом дети... Кроме типа своего напарника можно выбрать класс. Ну и самое главное для идеалистов, сложно получить идеальное завершение игры , если вам не будут помогать ваши друзья в кооперативе. Пока Шепард спасает галактику, вы спасаете планеты, как на настоящей войне. Противник не важен, он везде одинаково туп, управление неудобное, а декорации однообразны.

    И как же игра в целом?
    В целом игра восхитила мою кровожадную душу. Это война. Это постоянные бои, адское месиво, толпы вражеский боевых единиц вперемешку с боссами, космические корабли, боевые флоты, эпичность и размах игры, постоянные смерти персонажей, сложные выборы (особенно при отыгрывание "добряка"). Эта отличная смесь пострелушки вроде и RPG наподобие DA 2 получит свою порцию похвал, как от основной массы игроков, так и от более элитарных групп игроков, которые могут могут назвать игру противным, но емким словом "казуальщина". Хотя... концовка многим доставит пару минут когнитивного диссонанса. А некоторых приведет к исключительно сильной негативной реакции.

    ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 9.4 /10

    Такую игру сложно оценить по достоинству. В нее стоит просто сыграть. Или, если не играть, то провести время с друзьями на улице. Или одному, но не за приставкой или монитором компьютера. А я пока в Baldur"s Gate сыграю...

  • Много уже было сказано до нас о том, какой прорыв в жанре Action/RPG совершила компания BioWare , как ловко и талантливо Рэй Музика и Грег Зещук соединили удобную боевую систему, огромный детально проработанный мир и жутко интересный сюжет в одно целое. Назвали это явление Mass Effect , игра тут же была принята за эталон. Mass Effect - один из тех франчайзов, игровой мир которых исследовать действительно хочеться, и для этого не нужно читать скучные дневники или прослушивать дополнительные материалы. Любой, кто даже без особого фанатизма пробежал основные миссии любой из игры трилогии, без запинки расскажет, что действие игры разворачивается в XXII веке, что есть такой Капитан Шепард, который мотается на своём корабле - «Нормандии» - по всей галактике и пытается предотвратить возвращение древней инопланетной расы - Жнецов. Это исполинские разумные корабли, которые примерно раз в в 50000 лет уничтожают всю органическую жизнь в галактике, чтобы, как они сами объясняют, покончить с хаосом и бесполезными войнами. И вот как раз приближается время нового Цикла: присутствие и скорое вторжение Жнецов - неизбежно. Но текущей цивилизации повезло, ведь у них есть тот самый Шепард - простой человек, солдат, патриот. Но его знает каждый ребёнок, в любом уголке галактики, ведь он и его команда - последняя надежда на спасение. Что ещё нужно знать о Mass Effect как явлении в гейминдустрии, так это то, что бездумно проходить игру ради ещё одной галочки в списке «пройдено» - не выйдет. Дело в том, что существует множество опций, которые позволяют вам самим на ходу изменять сюжет игры. Принятые решения, заведённые знакомства, выполненные квесты в первой игре, оказывают значительное влияние на вторую. Ну а в триквеле дошло до того, что после импорта сохранений из Mass Effect 2 и старта новой игры - сюжет преображался. Меняются сотни строк диалогов, появляются или исчезают знакомые персонажи, целые расы могут пропасть из повествования. Даже сравнив самую первую катсцену в Mass Effect 3 в «чистом» виде и после синхронизации игры со старыми сейвами, можно отчетливо увидеть, что добавилось реплик, на заднем плане вам улыбаются совсем другие люди, да и вообще с вами разговаривают как со старым знакомым, с которым пришлось пройти через огонь и воду. Это невероятно сближает игрока с вселенной и персонажами.

    Начало конца

    Действия непосредственно Mass Effect 3 начинаются с внезапной атаки Жнецов на Землю. К интервенции не был готов никто, ведь предостережениями Шепарда пренебрегли, отстранили его от службы, отобрали «Нормандию» и личный жетон. Но как только присутствие первых кораблей было замечено в системе Млечный Путь - капитана откопали, отобрали солнцезащитные очки и коктейль, впихнули в руки ствол и, игнорируя его «Я же предупреждал», отправили на Цитадель для оперативного составления плана действий в борьбе со Жнецами. Тем временем Земля за считанные часы превратилась в беспомощный пылающий шар, миллиарды людей погибли или были вынуждены облачиться в военную форму, дабы помочь Альянсу выстоять в неравном бою. Итак, в нашем распоряжении всё та же «Нормандия» образца SR2, верный Джокер за штурвалом, СУЗИ на подхвате и возможность снова бороздить просторы вселенной. Только теперь ситуация очень напряжена. Нужно обратиться за помощью к каждой цивилизации, чтобы заручиться их поддержкой в финальной битве за выживание. Время поджимает, члены Совета становятся в не себя от ответственности, которая на них лежит, да ещё и организация «Цербер», на которую Шепард фактически работал в Mass Effect 2 , ставит палки в колёса. Помимо того, что нужно сплотить все цивилизации, попутно избежав распрей и новых конфликтов между расами, перед Шепардом стоит ещё одна задача. Во время миссии на Марсе Шепард, с помощью старой знакомой Лиары Т’Сони находит чертежи древнего протеанского оружия, которое те пытались когда-то построить, чтобы покончить со Жнецами раз и на всегда. Команда «Нормандии» начинает поиск данных, которые помогут завершить начатую протеанами работу, но оказывается, что не хватает одного компонента - так называемого Катализатора. Подключая к своей миссии всё новых союзников, Шепард получает одновременно и ресурсы, необходимые для постройки Горна (так называется это оружие). Само собой, что оказалось Катализатором и сработало ли оружие, мы не расскажем из понятных соображений. В принципе всё, ситуация вам должна быть ясна. Остальное узнаете сами, разве что можем сказать, что в одной из миссий Шепард наконец побывает на Земле, а также на протяжении всего сюжета повстречает почти всех персонажей из предыдущих частей сериала. Это при условии, если вы играете со старыми сохранениями и что ваши напарники пережили финал Mass Effect 2 . Если же вы будете проходить кастомную версию Mass Effect 3 , то в любом случае обнаружите такие имена как Эшли Уильямс/Кайден Аленко, Джейкоб Тейлор, Тейн Криос, Урднот Рекс, Джек и другие на мемориальной доске в память погибших членов экипажа «Нормандии» на одной из её палуб. Так что не поленитесь проверить «Мои Документы» на наличие сохранений из Mass Effect 2 или попросите их у знакомых геймеров (кстати, любой вариант сохранений можно найти на специальных библиотеках в Интернете), если хотите дать вышеперечисленным персонажам ещё один шанс.

    Что у Шепарда в кармане

    ***

    Что ж, можно без тени сомнения сказать, что Mass Effect 3 удалась во всех аспектах: и как просто успешная игра, и как несомненно качественный вид развлечения и как достойная концовка саги о капитане Шепарде. Финалов, к слову, в игре три, и что б в конце ваш персонаж остался жив, а Жнецы были уничтожены - нужно ещё ох как постараться. Но в любом случае Mass Effect 3 даст ответы на все вопросы, как глобальные, так и личные, вроде романов или дружбы Шепарда с другими персонажами. После титров открывается режим фриплея, который позволяет закончить все оставшиеся квесты и оставляет дверь открытой для DLC. Что вообще-то странно. При первом прохождении мы не смогли достичь идеальной концовки, и Шепард погиб, ну и плюс ещё пара нюансов вообще поставили существование галактики под большой вопрос. Но вот после финального ролика мы снова оказываемся на целёхонькой «Нормандии» и можем продолжать исследование космоса, как ни в чём не бывало. Такие дела. Остаётся надеяться, что BioWare не зря нас обнадеживали, и новые игры серии ещё увидят свет. Пусть уже без полюбившегося харизматичного и такого родного Шепарда, но мы будем ждать.

    З.Ы. Ещё в Mass Effect 3 есть мультиплеер, но на поверку он оказался лишь жалким подобием режима Horde из Gears of War 3 , так что не стоит даже терять на него времени. Тут BioWare однозначно сплоховали.

    Mass Effect 3

    Жанр action-RPG
    Разработчик BioWare
    Издатель EA
    Сайт masseffect.bioware.com

    Оценка

    Сюжет; импорт событий предыдущих частей; масштабность происходящего

    Игра еще больше приблизилась к шутерам от третьего лица, очень неоднозначная концовка, плохая реализация фетч-миссий

    Достойное завершение лучшей космической саги последнего времени

    Mass Effect, вне всякого сомнения, одна из лучших игровых серий последних лет. Есть, конечно, критики и скептики, которые не согласятся с этим утверждением, но они будут всегда и никуда от них не деться. Причем запоминается игра совсем не уникальным геймплеем или сногсшибательной графикой – серия никогда не была сильна в этих категориях. На первые места Mass Effect выводят сюжет, великолепные напарники коммандера Шеппарда и отличная проработка игрового мира. В игре всегда было чем заняться помимо прохождения основной сюжетной линии и порой побочные квесты оказывались чуть ли не интереснее главного задания. Напарники же были настолько живыми и настоящими, что потеря кого-то из них воспринималась как личная трагедия. По ним действительно скучали и, встретив в следующей части игры, радовались как родным. Именно взаимодействие с ними, их истории и превращали Mass Effect из шутера от третьего лица с элементами RPG в настоящую Ролевую игру с большой буквы. Поэтому неудивительно, что заключительную часть трилогии так ждали.

    Жнецы атаковали Землю 7 марта, и коммандеру Шеппарду, пребывающему под домашним арестом за сотрудничество с Цербером, снова пришлось предстать перед советом Альянса. Кому же еще спасать мир, как не опальному герою галактики? Но на этот раз не все так просто — цикл в 50000 лет, отпущенный технологически развитым органическим цивилизациям, подошел к концу, и жнецы пришли уничтожить их. Все до единой. Так что застоявшаяся Нормандия покидает доки и начинается миссия по спасению всего живого. Только Шеппард может привести к Земле флот, равных которому еще не было, только с его помощью может быть построен Горн, сверх-оружие, способное, по легендам, уничтожить Жнецов раз и навсегда. Только бравый коммандер способен организовать достойную оборону Цитадели и разрешить конфликты враждующих рас.

    Тут, правда, мы сталкиваемся с первым из минусов заключительной части трилогии — непробиваемой тупостью большей части населения известной части вселенной. Даже перед лицом неминуемого уничтожения все эти виды неспособны отложить свои разногласия хотя бы на время и дать отпор врагу. Шеппарду приходится метаться от планеты к планете и заниматься порой до невозможного мелкими конфликтами, в то время как жнецы уверенно захватывают систему за системой и опустошают одну планету за другой. Причем мы говорим не только о фетч-квестах (а найди-ка, дорогой коммандер, останки динозавра, чтобы мы могли его клонировать и выдать кроганам в качестве ездовых животных) но и об основной сюжетной линии. К примеру, турианцы не присоединятся к объединенному галактическому флоту и не полетят спасать Землю, пока не защитят родной мир, для чего им нужны кроганы, а те не станут помогать пока не будет излечен генофаг. Да вас завтра всех вместе переработают на компост, если вы не объедините усилия! Но нет, апокалипсис подождет.

    Встречаются такие моменты не слишком часто, но все же чаще, чем хотелось бы. В остальном, впрочем, претензий к сюжету практически нет.

    Mass Effect 3 поддерживает импорт сохранений, и последствия каждого вашего действия в прошлом самым непосредственным образом отражаются на текущем положении дел. В игре собраны буквально все основные персонажи, которых вы встречали на протяжении предыдущих двух частей, и очень много второстепенных. Вы постоянно будете натыкаться на знакомые лица, получать электронную почту или подслушивать разговоры, из которых становится ясна судьба того или иного персонажа. Тут BioWare проделали воистину титаническую работу.

    В духе предыдущих частей, Шеппард то и дело оказывается перед весьма непростой моральной дилеммой, и выбор на этот раз делать еще сложнее. Жизнь любимых напарников теперь напрямую зависит не только от ваших действий, но даже от случайной фразы, которую вы обронили несколько часов назад. И когда вы узнаете, к чему она привела, менять что-либо уже слишком поздно. В целом атмосфера в игре царит весьма и весьма печальная, герои постоянно сталкиваются с предательством, дезертирством, погибают близкие люди и просто хорошие знакомые. Кто-то замыкается в себе, другие ищут разрядку на дне бутылки. Как бы вы ни старались, спасти всех невозможно. Мемориальная плита, установленная на борту Нормандии SR2, будет пополняться новыми именами. Редкие моменты просветления здесь напоминают скорее затишье перед бурей.

    Несколько иная ситуация с боями. Шутерная часть, которая и так доминировала во второй части, здесь возведена практически в абсолют, а ролевая система уже даже не в зачаточной стадии. Заключается она в наличии столь любимой в канадской студии шкалы добрый/злой и паре десятков умений на все классы. Сводятся они в основном к выбору, с помощью чего именно вы будете уничтожать врагов на очередной арене. Немного изменили систему вооружения – теперь мы можем использовать все оружие, однако разработчики ввели ограничение по количеству доступных слотов. Перегруженные оружием персонажи получают пенальти к скорости восстановления умений, вплоть до замедления на 200%. Видов оружия не слишком много, но его можно модифицировать, изменяя характеристики и внешний вид. Новых комплектов доспехов лично я не встретил. Сами бои напоминают Gears of War, с фирменными приседаниями за укрытиями, перекатами и быстрыми перебежками, а все сражения, включая бои с боссами, проходят по накатанной схеме – вышли на условную арену, перебили неприятеля, возможно, пережили один-два вражеских респауна, и отправились дальше, на следующую арену. Обойти врага без боя нам не дают. Однако не стоит расстраиваться, на деле сражения гораздо веселее, чем на словах.

    Во второй части разработчики упростили побочные задания, убрав покатушки на Мако и дав нам взамен радар с развед-модулем для автоматического сбора ресурсов с поверхности планет. Он перекочевал и в третью часть и используется при выполнении фетч-миссий. Прохаживаясь по Цитадели, вас или напрямую просят достать что-то важное, или же вы получаете задание автоматически, просто подслушав нужный разговор. Найти требуемую вещь не слишком сложно, даже учитывая тот факт, что частое использование сканера в одной звездной системе обязательно привлекает внимание жнецов, делая последующие посещения этого сектора более чем проблематичными. А вот найти, кому именно на Цитадели нужно сообщить о находке, задача не из простых, и Шеппарда можно частенько застать носящимся по столице Альянся в поисках какого-то волуса или турианца, которых он раньше и в глаза не видел – на карте-то эти персонажи никак не отмечены, а в квесте их местоположение обозначено довольно туманно.

    Для чего выполнять побочные задания? Для накопления так называемых очков EMS (военной мощи флота Альянса). От их количества и от процента готовности звездных систем к войне, по идее, должна зависеть концовка игры. Но только если во второй части большее количество побочных квестов и выполненные миссии на лояльность были залогом хорошей концовки, то в Mass Effect 3, как показывает практика, гриндить квесты и набивать в мультиплеере стопроцентную боеготовность звездных систем после определенной отметки уже не имеет значения – на концовку это не повлияет никак.

    Кстати, о многопользовательской части. Сначала у меня сложилось впечатление, что добавлена она была исключительно для галочки, да еще и несколько возмущал тот факт, что, привязав мультиплеер к прогрессу в однопользовательской игре, нас практически насильно заставляли в него играть. Всего один тип игрового режима (выживание на арене) и однообразные карты еще больше убеждали меня в этом мнении, но все поменялось, как только я прокачал своего персонажа и, открыв более мощное оружие, перешел на второй из трех доступных уровней сложности. Мультиплеер засиял новыми красками, как только побеждать врагов с гиканьем и пробежками по всей карте с ружьем наперевес оказалось невозможно. Естественно, хорошие результаты возможны только при слаженной работе команды, и пройти испытание в одного-два игрока больше не выйдет.

    Ролевая система в мультиплеере еще более упрощена, навыков у персонажей совсем не много, зато они уникальны не только у разных классов, но и у представителей разных рас, принадлежащих к одному классу. К примеру, стиль игры за адепта дрелла сильно отличается от игры за адепта азари.

    Особенно хочу отметить отличную находку разработчиков – комплекты плюшек, которые можно покупать за заработанную в бою валюту. На выбор изначально предлагаются три различных комплекта, позже добавляется еще один бонусный сундучок. Внутри сундуков можно обнаружить оружие различного вида, одноразовые бонусы для использования в бою, улучшения или карты персонажей. Чем дороже сундук, тем больше шансов заполучить редкое оружие или персонажа. Сам процесс оказался очень волнующим и захватывал не меньше вскрытия бустеров MTG.

    Еще до выхода Mass Effect 3 оказался в центре громкого скандала – игроки были возмущены вырезанным из игры эпизодом с последним выжившим протеанином, который мало того что являлся новым спутником Шеппарда, так еще и раскрывал некоторые сюжетные моменты. Получить доступ к этому контенту можно было либо купив DLC, либо приобретя расширенное издание игры. Я не могу сказать, что «протеанские хроники» кардинально меняют понимание происходящего, однако с ними явно лучше, чем без них, несмотря на всю пресность Явика как персонажа.

    И не успел затихнуть шум вокруг DLC, как новый скандал разгорелся с еще большей силой. Предложенные варианты концовки не устроили многих игроков, по последним данным более сорока пяти тысяч игроков в социальной сети BioWare выразили недовольство окончанием трилогии и требуют от разработчика пересмотреть этот момент.
    Концовка действительно очень спорная и не слишком хорошо вяжется с тем, чем мы занимались на протяжении последних пяти лет, но, несмотря на это и на некоторую однообразность боев, на игру обязательно следует обратить внимание, и если вы еще не успели познакомиться с этой космической сагой, самое время это сделать, необычайно сильные эмоции вам гарантированы.








     

    Возможно, будет полезно почитать: