Морфемика. Основа слова и окончание

Морфемика

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

Основа слова и окончание

Основа - это часть слова без окончания.

Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Как найти окончание и основу в слове?

Чтобы найти окончание в слове, нужно изменить его по родам, по числам, по падежам или по лицам, в зависимости от того, какая перед нами часть речи.

Например, найдем окончание в слове трудный. Изменяем слово по падежам: трудного , трудному . Обратите внимание, какая часть слова изменяется. Это и есть окончание.

Таким образом, в слове трудный окончание -ый. А часть слова без окончания - это основа.

Слова с нулевым окончанием

Выясним, какое окончание в слове труд. Изменяем слово. Можем изменить его и по числам, и по падежам: труды , трудом . Мы видим, что в слове труд изменяемой части нет, но она появляется в других формах этого слова. Значит, в слове труд нулевое окончание. А в основу входит всё слово труд .

Слово без окончания

Разберём слово (ждать) трудно. Можем ли мы в нем выделить окончание? К какой части речи относится слово трудно? Это наречие. А мы знаем, что наречия не изменяются. Ни по падежам, ни по числам, ни как-нибудь иначе мы это слово изменить не можем. Это означает, что в слове трудно нет окончания, оно состоит только из основы.

Список литературы

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Распределите слова из предложений по соответствующим колонкам таблицы, выделяя окончания.

Чудесно играет скрипач. Сквозь ночь плавно течет мелодия.

Задание № 2

Определите, изменяется ли данная форма слова. У изменяемых слов выделите окончания.

1. улучшение 2. читай 3. читать 4. читая 5. чтение 6. навзничь 7. пахуч 8. ничей 9. мыслей 10. статей 11. гений 12. черепаший 13. водолей 14. кредо 15. муравей 16. птичий 17. пятеро 18. бордо 19. посередине 20. что 21. никогда 22. морей 23. князей 24. чья-то.

  1. Интернет-портал School-assistant.ru ().
  2. Интернет-портал Litera865.blogspot.com ().

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.


§1. Окончание слова

Для понимания данной темы, важно вспомнить, что у слова есть:

Лексическое

Грамматическое значение.

О лексическом значении слова сообщает нам основа слова , а о грамматическом окончание .

В таких словах, как смотришь, лица, синего о грамматическом значении слова нам говорят окончания.

Окончание -ишь в глаголе смотришь сообщает нам о том, что это глагол 2 лица, единственного числа;

Окончание в существительном лица о форме именительного или винительного падежа множественного числа;

Окончание -его в прилагательном синего говорит о мужском роде, форме родительного падежа единственного числа.

Окончание – значимая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова.

Просклоняем и проспрягаем слова и понаблюдаем, что меняется в слове:

родная, родной, родного, родную, родной, родной;

ваза, вазы, вазе, вазу, вазой, вазе;

применяю, применяешь, применяет, применяем, применяете, применяют.

Замечаем, что изменились только окончания. Приходим к выводу:

Когда мы склоняем или спрягаем слова, лексическое значение остаётся тем же самым, изменяются только окончания. Это значит, что изменяется грамматическое значение слова.

Окончания выражают следующие грамматические значения:

У существительных – число и падеж;

У прилагательных – род, число, падеж;

У глаголов настоящего и будущего времени – лицо и число;

У глаголов прошедшего времени – род и число.

Для того, чтобы выявить грамматическое значение слова, нужно:

Изменить слово (просклонять или проспрягать) → выделить окончание

по окончанию сделать выводы

Такие слова, как:

Сквозь

Давно

Чуть Их нельзя изменить, это неизменяемые слова.

Хорошо Следовательно, и нет окончаний.

Сегодня

Завтра.

Про такие слова нужно говорить, что «слово заканчивается на… ».

Например:

«Слово сегодня , заканчивается на я »

Про изменяемые слова мы говорим «имеет окончание».

Когда изменяем слова, замечаем, что в некоторых формах отсутствует окончание, но оно обнаруживается в других формах.

Например:

Страны - стран В этом случае говорят, что слово имеет

Решила - решил нулевое окончание.

Портфеля - портфель.

Оно обозначается знаком (пустой квадратик).

Нулевое окончание тоже имеет грамматическое значение :

В слове портфель – указывает на форму именительного или винительного падежа единственного числа

В слове решил – на мужской род, форму единственного числа.

Ещё об одной важной роли окончания. Если мы возьмём отдельные слова, например: длительный, туристы, поход, из, возвращаться , понятен ли нам будет смысл? Конечно же, нет. Это просто набор слов. Попробуем составить предложение и понаблюдать, что помогло нам связать слова в словосочетания и в предложение.

Словосочетание:

возвращаться из похода , из длительного похода.

Предложение:

Туристы возвращаются из длительного похода.

Изменились формы трёх слов. Из набора слов получились словосочетания и предложение. Приходим к выводу, что окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончания – как маяки на незнакомом берегу, они освещают нам очень многое. А ещё можно представить, что это телефонисты, которые работают на телефонной станции.

Например:

Звонит местоимение я на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите меня, пожалуйста со словом путешествовать». И морфема-телефонистка соединяет при помощи нужного окончания: я путешествую...

Окончание – значимая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, а также для образования разных форм одного и того же слова

§2. Основа слова

Склоняя или спрягая слова, мы замечаем, что меняется только грамматическое значение слова, лексическое остаётся тем же. Если мы отсечём от слова окончание, то останется часть слова, называемая основой.

Запомнить помогает шуточное стихотворение:

А и Б сидели на трубе…

Окончанье отделилось и пошло гулять.

Что останется? Основа! Это надо знать.

Если в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов, то в основе – лексическое значение слова со всеми теми оттенками значений, которое оно приобрело в процессе словообразования.

Так в слове безоблачный основа безоблачн - в ней заключено значение признака, например, дня: без единой тучки, совершенно ясный (день).

Основа выделяется так:

Нет таких слов, которые не имели бы основы

У неизменяемых слов всё слово является основой и состоит только из неё (например, в слове завтра).

Основа может состоять:

Только из одной морфемы (корня), например, в слове облако, ветры

Из двух морфем: гриб-ок, рас-свет

Из трёх морфем: без-облач-н-ый , при-дорож-н-ый.

В основе слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

В русском языке встречаются слова, где в окончаниях скрывается звук . Это бывает в тех случаях, когда буквы е, ё, ю, я обозначают не один звук, а два: лью, знание, поэзия, поёшь.

Для того, чтобы верно провести границу между основой и окончанием, нужно изменить слово, сделать фонетическую запись йотированных букв, а затем выделить морфемы.

Например:

В слове лью (фонетическая запись л´ ):

л´ – окончание.

В слове поёшь (пошь )

пошь – окончание.

Звук относится к основе слова, звуки [о], [а], [у], [э] – к окончанию.

Если представить, что все жители-морфемы решили построить дом, то основы слов будут закладывать прочный фундамент… Важно уметь находить основу , потому что это важная часть словообразовательного анализа.

Новое слово образуется именно от основы с помощью различных морфем, (после фундамента – дальнейшее строительство дома-слова) Например:

слово природный образовалось от существительного природа , путем присоединения к основе природ суффикса -н- : природа – природный.

Основа – часть слова, в которой заключено его лексическое значение. Важно выделять в слове основу, чтобы понять, от чего и с помощью чего оно образовалось.

Окончание – значимая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, а также для образования разных форм одного и того же слова.

Источники:

1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.

2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.

4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.

5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.

6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

7. Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.

8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.

9. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.

11. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.

12. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.

13. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.

14. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.

15. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфография / Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова; Под ред. Л. Ю. Максимова. - М.: Просвещение, 1989.- 287 с.

16. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М.: Просвещение, 1988.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 190 с.

3. Дорохов А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. - Изд-во Педагогика, 1970.

4. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.

5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. - Саратов: Лицей, 2006. - Ч.1.- 64 с.

6. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Перевод с немецкого С.Т.Бугло. - 1986.

Магистр вежливых наук, или Путешествие в страну Патафию: Сборник прозы польских авторов / Пер. и пересказ с польского Г. Языковой и Д. Гальпериной. – М. Дет. лит., 1991. - 191 с.

7. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.

9. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1993. - 287 с.

10. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

11. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.

12. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура / Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.:АСТ, 1996. – 480 с.



 

Возможно, будет полезно почитать: