Сын бориса новикова биография личная жизнь. Проклятие знаменитой высотки

Правоохранительные органы заинтересовались странной историей с продажей квартиры в одном из самых знаменитых зданий Москвы - высотном доме на Котельнической набережной. В результате этой сделки лишился жилья Сергей Новиков - сын известного актёра Бориса Новикова.

Больной и беспомощный человек оказался совершенно беззащитным перед наглостью охотников за элитными квадратными метрами.

Репортаж Олега Шишкина

Седой старик с потусторонним взлядом, с трудом шагающий по тропинке подмосковного дачного поселка, и есть Сергей Новиков, которого столичная милиция искала весь последний месяц.

С заявлением о его пропаже обратились встревоженные соседи по дому на Котельнической набережной, в котором Новиков жил до последнего времени. Душевнобольной, беспомощный старик исчез около месяца назад. Близких родственников у него не было. Соседи сразу заподозрили неладное.

Елена Рощина, соседка: "Соседка с четвертого этажа видела, как его вывозили на инвалидном кресле".

Квартира в доме на набережной Сергею досталась по наследству от отца - известного актера Бориса Новикова. Сериал "Тени исчезают в полдень", драма "Испытательный срок", комедия "Белые росы". Почти сто ролей в кино - колоритнейшие персонажи второго плана - как правило, простаки или обаятельные хитрецы. Маленькие роли большого артиста.

Рассказывают, что перед смертью Новиков сильно нуждался. Его жена, сама в прошлом актриса, Надежда Антоновна, вроде бы даже просила Союз кинематографистов зараннее выдать причитающиеся на похороны актера деньги - в семье не хватало на еду. Борис Новиков умер в конце 90-х годов. А полгода назад скончалась его жена. Сергей остался совершенно один.

Дом на Котельнической набережной в особом представлении не нуждается - памятник архитектуры, одно из самых известных зданий в Москве. В нем разное время жили Фаина Раневская, Константин Паустовский, Лидия Смирнова, Галина Уланова - список звездных жильцов можно перечислять еще долго. Самое престижное жилье - в высотной части здания - трехкомнатная квартира площадью 140 квадратных метров стоит около 2 миллионов долларов.

Ни друзья, ни соседи Новиковых не знают женщину, которая согласно документам стала новой хозяйкой квартиры. Сам же Сергей, похоже, вряд ли понял, зачем он переехал из московской высотки в дачный поселок Черкизово.

Надежда Бондаренко, новая хозяйка квартиры: "Почему на даче он? Да в Москву мне тяжело ездить".

Зачем Надежда Бондаренко решила взять на себя заботу о больном человеке - новая хозяйка квартиры так и не объяснила. Друзья семьи Новиковых, примчавшиеся в Черкизово, уверены: Сергея надо спасать. Правда, дальше ворот их не пустили.

Тем временем сделкой по продаже квартиры Новикова заинтересовались следственные органы.

Дмитрий Каковкин, следователь СКП РФ по Таганскому району г. Москвы: "Следствию кажется подозрительным, что Надежда Михайловна, не являсь опекуном, при этом является собственником квартиры, и в связи с этим нами был материал направлен для дополнительной проверки".

Защищать интересы Сергей Новикова взялась Гильдия киноактеров. Здесь уверены - есть шансы добиться признания сделки незаконной.

Сергей Воронов, юрист Гильдии актеров кино России: "Документы для суда уже, по сути, готовы. Эти документы находятся как в прокуратуре, так и на Петровке, 38. С ними уже ознакомились специалисты. Говорят о том, что данная сделка юридически не имела никакой силы и не имеет на данный момент".

Сейчас квартира номер 135 в доме на Котельнической набережной пустует. Исторический дом опять попал в историю - на это раз про то, как людей портит квартирный вопрос.

(Сергей Новиков - сын Бориса Новикова)
Наследника знаменитого актера совратила коварная врачиха.
Мы первыми написали о загадочной истории, связанной с сыном известного актера Бориса НОВИКОВА. После смерти родителей душевнобольной Сергей стал единственным наследником «двушки» в легендарном доме на Котельнической набережной. Люди, назвавшиеся опекунами Новикова-младшего, прибрали к рукам его элитную квартиру. Сам же мужчина, которого без его ведома прописали в развалюхе в Тверской области, сейчас находится психбольнице им. Алексеева (Кащенко). Друзья семьи отчаянно пытаются вернуть его в родной дом.
(Борис Новиков)
Напомним, Сергей Новиков пропал из своей квартиры в высотке на Котельнической набережной в середине апреля. Полтора месяца соседи и друзья не могли его найти. Наконец голодного и беспомощного обнаружили в подмосковном поселке Черкизово. А жилплощадью Новикова-младшего, которая оценивается риэлторами в $500 тыс., уже, как выяснилось, завладели проходимцы.
Сергея в больнице побрили наголо
Новая хозяйка(адежда БОНДАРЕНКО завладела квартирой НОВИКОВЫХ)
Квартиру в сталинской высотке Новикову выбил Александр Твардовский. Поэта потрясло, насколько проникновенно Борис Кузьмич сыграл в Театре им. Моссовета роль Василия Теркина. Фильмы с участием актера - «Тени исчезают в полдень», «Тихий Дон», «Семь стариков и одна девушка» - любимы зрителями и по сей день. Его голосом говорит почтальон Печкин. Несмотря на это, умер актер в нищете и почти всеми забытый.
Престарелая супруга Новикова - бывшая актриса ТЮЗа Надежда Климович - понимала, что рано или поздно их душевнобольной сын Сережа останется один, и начала подыскивать опекунов. После ее смерти заботу о Сергее взяли служители церкви Святого Николая в Котельниках - священник Алексий Ющенко и староста Александр Бродский. Они наняли сиделку, приносили продукты. Но когда Новиков-младший стал полноправным владельцем квартиры, он вдруг изчез. После интенсивных поисков выяснилось, что Бродский вывез несчастного в подмосковное Черкизово. И поселил в халупе, принадлежащей некой Надежде Бондаренко, которая и стала владелицей престижной квартиры Новиковых.
Следователи Таганского районного отдела милиции начали проверку, но формально все было по закону. По документам выходило, что Бондаренко купила жилплощадь за $180 тысяч у никому не известного гражданина Сергунова, который до этого якобы приобрел «двушку» у Сергея Новикова.
Борис Кузьмич всегда переживал за своего единственного сына Серёжу
Сына актера, увы, никогда официально не признавали недееспособным. И, разумеется, никаких денег он в глаза не видел.
Загадочная смерть
Вырвав Новикова-младшего из рук Бондаренко, друзья поместили его в психиатрическую лечебницу имени Алексеева.
- В Подмосковье Сережу содержали в жутких условиях, - говорит друг семьи актер Николай Денисов. - Поэтому врачам пришлось потрудиться, чтобы хоть немного привести его в нормальное состояние. Сергей теперь чувствует себя лучше, но из больницы ему некуда идти. Чтобы вернуть квартиру, нужно отменить через суд договор купли-продажи, этим сейчас занимается юрист Гильдии актеров кино. Бондаренко в суд не является… Самое страшное, что в Таганском РОВД мне заявили, что не будут заводить уголовное дело по факту мошенничества. Их не смущает, что Новикова без его ведома выписали из Москвы и в этот же день прописали в халупе в Тверской области, где еще зарегистрировано несколько алкоголиков. Кстати, первый покупатель Сережиной квартиры Сергунов, по сути, подставной человек, недавно скончался при загадочных обстоятельствах. Мне рассказали, что он был судим, имел проблемы с наркотиками. Может, его смерть имеет отношение к нашему делу? Удалось выяснить, что и Надежда Бондаренко имеет темное прошлое.

Всенародую известность НОВИКОВ приобрёл полсе роли в фильме «Тени исчезают в полдень»
На ее родине в Новониколаевском районе Волгоградской области спиваются несколько человек в деревенских развалюхах, куда она их переселила из Москвы и Подмосковья.
Не узнала сына
Друзья семьи Новиковых передали в «Экспресс газету» дневник Сережиной мамы. Незадолго до смерти Надежда Антоновна раскрыла тайну, почему ее сын стал неполноценным. Оказывается, в детстве Сергей был здоровым мальчиком с творческой жилкой. Душевный недуг обнаружился после окончания школы.
- В 1975 году сыну поставили диагноз «спазм сосудов головного мозга», - объясняет Надежда Антоновна. - На простых седативных средствах он прекрасно чувствовал себя полтора месяца. А однажды он обманул меня, сказав, что ему необходимо пойти на прием к лечащему врачу. Оттуда позвонил домой и сказал, что ему нужно еще пройти курс лечения. Оказывается, влюбился во врача, которая была старше его на 11 лет.

(мать Сергея Новикова)
Надежда Антоновна не смогла передать сына в надёжные руки
Итак, у парня случился роман с лечащим врачом. Что было потом - трудно понять. То ли доктор искренне хотела поправить здоровье молодого возлюбленного и стала пичкать его сильными психотропными препаратами, то ли таким варварским способом решила избавиться от надоевшего воздыхателя. В любом случае результат оказался ужасным.
- Буквально через неделю я его не узнала, - вспоминает Новикова. - Появились повышенное слюноотделение, заторможенность, ноги еле двигались… Когда я встретилась с врачом и спросила, что произошло, она сказала, что «так быстро пошел процесс». Выписывая домой, я попросила оформить на сына инвалидность, на что врачиха ответила, что это невозможно…
Так Сергей Новиков и считается до сих пор абсолютно здоровым человеком. К радости аферистов, которые бессовестно обобрали беспомощного человека.
Надежда БОНДАРЕНКО завладела квартирой НОВИКОВЫХ
Валерия ГУЩИНА, директор Гильдии актеров кино:
- За последние годы произошло сразу несколько трагических случаев, когда жулики охотились за жилплощадью известных людей. Например, Марианна Стриженова, которая жила в районе Арбата, неожиданно продала свою престижную квартиру за… 4200 долларов. И буквально через сутки после этого умерла от сердечного приступа. Актрису Светлану Чачава обнаружили мертвой у себя дома. Ее тело лежало в неестественной позе: будто в последние мгновения жизни она ползла к телефону. А шнур от него был вырван. Вскоре выяснилось, что квартира Светланы на момент ее смерти оказалась официально проданной посторонним людям. Темные истории связаны и с квадратными метрами балерины Ольги Лепешинской и актрисы Тамары Носовой.
(Борис Новиков похоронен на Даниловском кладбище в Москве)

ОПЕКА ЗА $2 000 000

Сергей Новиков пропал еще в апреле. Тревогу забили бывшие друзья Сережиных уже умерших родителей. Обратились в прокуратуру, в розыск, на телевидение... Куда мог деться больной человек, который самостоятельно и из квартиры-то выйти не мог?

Сергей - сын актрисы московского ТЮЗа Надежды Климович и знаменитого актера кино, народного артиста России Бориса Новикова (озвучивал в мультике «Простоквашино» почтальона Печкина, снимался в сотне советских фильмов, среди которых «Тихий дон», «Капитанская дочка», «Семь стариков и одна девушка», «Друг мой Колька»…).

Так уж распорядилась судьба, что сын двух именитых родителей в 20 лет сошел с ума. Поначалу был нормальным, окончил школу и даже в институте учился, но в 20 лет вдруг дало о себе знать психическое расстройство. А потому 60-летний мужчина был похож на маленького ребенка.

Соседи и бывшие сослуживцы его родителей говорят про Сережу: «Безобидный и очень добрый». Они называют его «человеком дождя» - по аналогии с фильмом про судьбу такого же безобидного, больного парня. Обслуживать себя Сергей толком не мог. То есть с элементарными надобностями справлялся, а вот приготовить поесть, позвонить куда-то или самостоятельно выйти на улицу было выше его сил.

Его заслуженный отец умер еще в 1997 году в возрасте 72 лет, как водится у нас, больной и всеми забытый.

Престарелая же мама все силы прилагала к тому, чтобы хоть как-то приспособить Сережу к самостоятельной жизни. В театре говорят, она себе даже новую одежду стеснялась покупать – все тратила на оплату больниц для мужа и сына.

Мысль о том, что после ее смерти Сережа останется абсолютно беззащитен, пугала Надежду Антоновну больше самой смерти. Единственное, что хоть как-то утешало, – хорошая квартира, которую она оставляла сыну в наследство. Двушка в знаменитой сталинской высотке на Котельнической набережной оценивается примерно в два миллиона долларов – вполне достаточная плата за хлопоты человеку, который возьмется опекать Сережу после ее смерти и до конца его жизни. Оставалось только найти достойного претендента. После долгих поисков такой человек был найден - это староста местного храма Святителя Николая в Котельниках Александр Бродский.

Как именно, с точки зрения закона и бумаг выглядел этот договор, неизвестно, так как староста сейчас отказывается разговаривать даже со следователем.

Наверное, она завещала ему или церкви эту квартиру за опеку над Сергеем, - гадают друзья.

Надежда Антоновна умерла прошлой осенью. На похоронах Бродский клялся, что будет ухаживать за Сережей и никогда его не оставит. Что с его головы ни один волос не упадет.

Так ключи от жилища Сергея Новикова перекочевали к старосте. Потом соседи не раз видели его приносящим в дом продукты. Пока однажды Сергей не пропал.

ИСЧЕЗ ВМЕСТЕ С СИДЕЛКОЙ

В полдесятого вечера мне позвонили соседи, – рассказывает Николай Денисов, актер, режиссер и бывший коллега Надежды Антоновны. - Сказали, что с Сергеем, похоже, что-то стряслось, потому что его давно не слышно и дверь он на звонки не открывает. Я позвонил по телефону - никто не ответил. Это было странно, ведь рядом с ним постоянно находилась сиделка, которая в последние месяцы еще за Надеждой Антоновной ухаживала. А после ее смерти услуги сиделки оплачивали люди из церкви. А тут оба – и сиделка, и Сергей - исчезли...

Друзья семьи кинулись в церковь - узнать, что случилось. Но староста общаться отказался. За него ответил настоятель храма отец Алексей. Он сказал, что однажды, когда Александр Бродский пришел в квартиру Сергея с продуктами, его встретил какой-то милиционер, который попросил «больше сюда не являться, так как у Сергея нашлись родственники и наследники». По версии священника, после того случая церковь больше не касалась судьбы Новикова.

СТРАННОЕ СОВПАДЕНИЕ

Подали заявление о пропаже человека. И тут выяснилось, что квартира... уже продана. Стали всплывать и другие любопытные факты. Например, выяснилось, что когда вдова Новикова попросила штатного юриста гильдии актеров Николая Воронова помочь приватизировать квартиру, ему стали звонить какие-то люди - требовали поторопиться с оформлением документов. Юрист поначалу думал, это от Надежды Антоновны, Потом выяснилось, что нет. А самое странное, что через неделю после того, как документы были ей переданы, Надежда Климович скончалась. Что это? Совпадение? Странно однако, что пропал Сергей ровно через шесть месяцев после ее смерти - как раз в это время истек срок, в течение которого наследники могут предъявить права на наследство.

«ОБЕЩАЛ ЕХАТЬ В ХРАМ, А ВЫВЕЗ НА ДАЧУ»

Найти Сергея помогли журналисты. Когда сюжет о нем прошел в передаче «Человек и Закон», к следователю Таганской прокуратуры, занимающемуся розыском, пришла женщина - Надежда Бондаренко. Она стала уверять, что была подругой семьи Новиковых и после смерти родителей ухаживала за их умственно отсталым сыном. А потом купила у него квартиру за 180 тысяч долларов. И незачем, дескать, бить тревогу.
Бондаренко сказала, что у Сергея все хорошо, он жив и поселился в Подмосковье, в старом доме на окраине поселка Черкизово.

Там мужчину и нашли. Истощенного, чуть живого. Насмерть перепуганный, он рассказал, что сюда его привез Александр Бродский. Еще в апреле забрал из родного дома, заверив, что повезет в церковь. Но вместо этого Сергей оказался в этом медвежьем углу...

Сейчас Новикова приводят в чувство в психиатрической лечебнице им. Кащенко: он слишком долго находился в жутких условиях и почти без еды.

Его любимая родительская квартира - единственное место, где он чувствовал себя в безопасности, будет пустовать до конца разбирательства. А в прокуратуре собираются завести уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. Пока под следствием только Надежда Бондаренко. Похоже, она почувствовала, что милиция наступает ей на пятки - потому и пришла добровольно «сдаваться».

По словам Дмитрия Каковкина - следователя следственного отдела по Таганскому району Москвы, дама продолжает в красках рассказывать про дружеские отношения с Надеждой Антоновной при ее жизни и про последующую помощь Сергею. Но сама не знает даже имени его бывшей сиделки. А соседи утверждают, что видят ее впервые.

Тем не менее следствием установлено, что между Сергеем Новиковым и Надеждой Бондаренко действительно был заключен договор купли-продажи квартиры за смешную для сталинки в центре цену в 180 тысяч долларов. Скорее всего, договор липовый, так как денег Сергей в глаза не видел.

Но самое страшное не это. В одиночку эта простая деревенская баба просто не смогла бы провернуть такую дорогостоящую махинацию. И следствие прекрасно понимает, что она – лишь пешка. За Бондаренко стоят другие люди.

Один из них - наверняка церковный староста Александр Бродский, который сейчас отмалчивается.

Но не он один. Ведь кто-то в паспортном столе выписал Сергея из квартиры, причем задним числом.

Мало того, Новикова уже прописали в деревянный барак в Тверской области, город Конаково. Там же, в бараке, в грязной, заваленной бутылками однокомнатной зарегистрированы еще восемь человек. Но живут только двое - спившаяся парочка бичей. Единственное, что они смогли пояснить внятно, что «сожителей» им за умеренную плату предоставил некий Ларин, который пообещал, что «в реальности этих людей здесь никогда не будет». То есть вся команда, провернувшая дельце с квартирой Новикова, точно знала, что больной человек не выживет без ухода в неподходящих условиях. То есть его собирались если не убить, то просто оставить умирать от голода и холода.

Большинство подобных историй абсолютно однотипны: больные, беспомощные старики, подписав какую-нибудь дарственную, тут же «внезапно» умирают от сердечного приступа или просто исчезают...

В фильме «Человек дождя», именем которого прозвали Сергея Новикова, главный герой тоже пытается использовать больного аутизмом брата для отвоевания наследства, но вовремя останавливается, увидев, как больно от этого беззащитному человеку... Нашего «человека дождя» пожалеть и защитить было некому. Квартирная мафия не сентиментальна.

Борис Кузьмич Новиков. Родился 13 июля 1925 года в Ряжске Рязанской губернии - умер 25 июля 1997 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1994).

Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 (ныне город Ряжск Рязанской области).

В школьные годы участвовал в самодеятельности. Воевал на фронте.

В 1948 году окончил Школу-студию Ю. А. Завадского после чего стал актёром Театра имени Моссовета. В этом театре работал в спектаклях: «Обида» А. А. Сурова - 1-й прогульщик; «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца - старый цыган; «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина - слуга; «Чаша радости» Н. Винникова - Миша Каргин; «Особое мнение» С. Клебанова, А. Марьямова - Юра; «Студент третьего курса» А. В. Борозиной и А. Г. Давидсон - Виктор Соболев; «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова - Оператор; «Модная лавка» И. А. Крылова - Андрей, слуга Лестова; «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета - конвойный; «Беспокойная должность» - шофёр Цветков; «Первая весна» Г. Е. Николаевой и С. А. Радзинского - Стеня Бобриков; «В тихом переулке» А. И. Мовзона; «Трое» М. Горького; «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты - Никита Стрешнев, "Отрицатель"; «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, Э. Радзинского; «Первое свидание» Т. Г. Сытиной; «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского - Василий Тёркин.

Сотрудничал с Московским драматическим театром имени А. С. Пушкина, в котором сыграл роль Свистикова в спектакле «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1963-1972 годах служил в Театре Сатиры, среди его работ: «Гурий Львович Синичкин» - Пустославцев; «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского - друг; «Старая дева» И. Штока - Чурин; «Интервенция» Л.И Славина - аптекарь; «Последний парад» А. Штейна; «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше - слуга; «У времени в плену» А. П. Штейна - Скиталец морей; «Ревизор» Н. Гоголя.

В 1971 году у актера случился инфаркт. А в 1972 году из-за болезни (диабет) Борис Новиков был вынужден расстаться с театром и дальше работал только в кинематографе.

В кино дебютировал в 1954 году в фильме Юлии Солнцевой «Родимые пятна. Ревизоры поневоле». Далее снялся в роли Витеньки Шубникова в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето».

Но действительно широкая известность к нему пришла после роли Митьки Коршунова в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон».

Борис Новиков в фильме "Тихий Дон"

Далее он стал постоянно сниматься в кино, выпуская по несколько фильмов в год. В молодости Новикову доставались чаще всего роли отрицательных персонажей - пьяницы, шпана, бандиты, иностранные шпионы. Успешно сыграл в фильмах «На графских развалинах», «Голубая стрела», «Девушка с гитарой», «Испытательный срок», «Друг мой, Колька». При этом его даже отрицательные герои неизменно обладали неким шармом, завоевывая любовь зрителей, в т.ч. и за счет юмора, который зачастую сопровождал его роли.

Небольшой эпизод в телесериале «Адъютант его превосходительства» - ювелир Либерзон - стал маленьким шедевром большого артиста. Нелепой внешностью и характерным выговором старого еврея, к которому чекисты приходят за советом, Новиков подчеркнул безысходную драму этого человека - потерявшего сына от рук петлюровцев.

Борис Новиков в фильме "Адъютант его превосходительства"

Большим успехом пользовался фильм с его участием «Тени исчезают в полдень». Он сыграл Тараса «Купи-продай» (он же Илья Юргин). Присказка его героя «загремим под фанфары» пошла в народ. Свой персонаж актер полностью придумал сам. На площадку Новиков приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены. Сам он впоследствии сожалел, что не занялся режиссурой.

Борис Новиков в фильме "Тени исчезают в полдень"

За свою творческую жизнь сыграл в 150 фильмах; среди его героев - прогульщики, художники, бригадиры, начальники автоколонн, военные, завхозы, юноши и подростки. Особо удачно ему удавались эпизодические роли, благодаря чему он даже получил прозвище «Король эпизода».

Одну из своих последних ролей в кино актёр сыграл в фильме «Возвращение броненосца» в 1997 году, незадолго до кончины.

Также Борис Кузьмич участвовал в озвучивании мультфильмов. Самый известный его персонаж - почтальон Печкин из серии мультфильмов «Трое из Простоквашино».

"Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают", - говорила о нем актриса .

Борис Новиков скончался от диабета в возрасте 72 лет 25 июля 1997 года, всеми забытый и почти в полной нищете.

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве (участок № 2). О смерти актёра не сообщалось в прессе (в Москве как раз проходил Международный кинофестиваль и его смерть не заметили). На похороны пришли только три пожилых родственника и когда из машины нужно было выносить гроб, то не нашлось четвертого человека, чтобы его поддержать. Тогда жена Надежда Антоновна сама решила в последний раз подставить плечо любимому супругу - к счастью, на помощь ппришел шофер.

Позже об этом написала одна из газет, и читатели собрали деньги на памятник актёру.

Борис Новиков. Короли эпизода

Личная жизнь Бориса Новикова:

Жена - Надежда Антоновна Климович, была актрисой московского ТЮЗа, умерла в 2008 году.

У пары в 1949 году родился сын Сергей, инвалид с детства. Супруги всю жизнь опекали и заботились о своём больном сыне. Жила семья в знаменитой высотке на Котельнической набережной.

Поначалу Сергей был полностью нормален психически, окончил школу, учился в институте. Однако в 20 лет у него развилось душевное расстройство. Он жил в родительском доме на Котельнической набережной, но без ведома Сергея его прописали в старом доме в Тверской области, а квартира в Москве перешла в другие руки.

Сергей Новиков - сын Бориса Новикова

В сентябре 2008 года его матери Надежды Антоновны не стало - а в апреле 2009 года Сергей пропал. Тревогу подняли друзья семьи Новиковых, и благодаря огласке в СМИ выяснилось, что сын Новикова стал жертвой "черных" риелторов. Действующими лицами в этой истории оказались настоятель церкви Святителя Николая в Котельниках отец Алексей Ющенко и староста церкви Александр Бродский. Они опекали Новиковых в последние месяцы жизни Надежды Антоновны. Они же подыскали для Сергея Новикова опекуна. Опекун этот оказался человеком ненадежным и вскоре признался, что согласился поставить свою подпись под соответствующими документами за вознаграждение.

Найти Сергея помогли журналисты. Когда сюжет о нем прошел в передаче "Человек и Закон", к следователю Таганской прокуратуры, занимающемуся розыском, пришла Надежда Бондаренко. Она стала уверять, что была подругой семьи Новиковых и после смерти родителей ухаживала за их умственно отсталым сыном. А потом купила у него квартиру за 180 тысяч долларов. Бондаренко сказала, что у Сергея все хорошо, он жив и поселился в Подмосковье, в старом доме на окраине поселка Черкизово. Там мужчину и нашли - истощенного, и чуть живого. Насмерть перепуганный, он рассказал, что сюда его привез Александр Бродский заверив, что повезет в церковь. Найденного Сергея Новикова отвезли в психиатрическую лечебницу им. Кащенко. Он слишком долго находился в жутких условиях и почти без еды. В прокуратуре было заведено уголовное дело по факту мошенничества.

В настоящее время Сергей восстановлен в правах на квартиру в доме на Котельнической набережной, где и проживает под наблюдением сиделки.

Ситуации с квартирой Сергея Новикова была посвящена программа "Пусть говорят", в которой разбирались - как получилось, что сын Бориса Новикова, прописанный в элитной квартире в центре Москвы, оказался в развалюхе в 100 км от столицы.

Пусть говорят - Проклятье знаменитой высотки

Фильмография Бориса Новикова:

1954 - Родимые пятна. Ревизоры поневоле - Единица
1955 - За витриной универмага - хулиган (в титрах не указан)
1956 - Первые радости - Виктор Шубников
1956 - Песня табунщика - милиционер Сидоров
1957 - Необыкновенное лето - Виктор Шубников
1957 - К Чёрному морю - Митя, милиционер
1958 - Тихий Дон - Митька Коршунов
1957 - На графских развалинах - Хрящ, бандит
1958 - Девушка с гитарой - Цыплаков
1958 - Голубая стрела - Дудник, лейтенант
1958 - У тихой пристани - Арнольд Базюков, хулиган и дебошир
1958 - Капитанская дочка - Максимыч
1959 - Заре навстречу - маляр
1960 - Испытательный срок - Воробейчик, дежурный
1960 - Первое свидание - артист цирка, собутыльник Смурова
1960 - Повесть пламенных лет - Мандрыка
1961 - Казаки - Назарка
1961 - Совершенно серьёзно (новелла «История с пирожками») - заведующий отделом
1961 - Алые паруса - художник (в титрах не указан)
1961 - Друг мой, Колька! - Кузьма Михалыч (Кузя), секретарь комсомольской организации
1961 - Битва в пути - прогульщик
1962 - Бей, барабан! - милиционер
1962 - Павлуха - Фертов
1963 - Необыкновенный город - Облапошкин
1963 - Полустанок - Грубоухов, бригадир колхоза
1963 - Встреча на переправе - Уваров, балагур с гитарой
1964 - Фитиль (киножурнал) (Выпуск 26 «Любовь с первого взгляда»)
1964 - Донская повесть - Иван Чубуков
1964 - Приключения Толи Клюквина - милиционер
1964 - Возвращение Вероники - Медовой
1965 - Над нами Южный Крест - билетёр цирка (озвучен другим артистом)
1965 - Дорога к морю - московский таксист
1965 - Пакет - Гибель, подпоручик
1966 - Выстрел - Кузька
1967 - Дом и хозяин - Лёшка
1967 - Житие и вознесение Юрася Братчика - приспешник кардинала
1968 - Семь стариков и одна девушка - Степан Петрович Бубнов, старик-сантехник
1968 - Там, за окошком, лето - садовник (озвучен другим артистом)
1969 - Адъютант его превосходительства - Исаак Либерзон, киевский ювелир
1969 - Кабачок «13 стульев» - пан Специалист
1969 - Суровые километры - Чуркин, шофёр
1970 - Любовь Яровая - Константин Грозной
1971 - Тени исчезают в полдень - Тарас «Купи-продай» (Илья Юргин)
1972 - После ярмарки - Степан Крыницкий
1973 - Нейлон 100 % - Шилобреев
1974 - Фитиль (киножурнал) (Выпуск 148 «Наглядный урок»)
1975 - На ясный огонь
1975 - Алмазы для Марии - Марьин гость
1976 - День семейного торжества - Фёдор Матвеев, друг Петра с войны
1976 - Преступление - Кузьма Афанасьевич
1976 - Кадкина всякий знает - кум
1976 - Капитанская дочка (телеспектакль)
1977 - Есть идея! - Нарышкин
1977 - Смешные люди! - чиновник
1977 - Странная женщина - скандалист в вокзальном буфете
1978 - Живите в радости - дед Афоня по прозвищу «Самосвал»
1978 - Уроки французского - дед Илья
1978 - Расписание на послезавтра - Степан Фёдорович, завхоз
1979 - Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы - Венделер, генерал
1980 - Жду и надеюсь - однорукий дед-инвалид
1980 - Цветы луговые - Тарас Кузьмич
1980 - Гражданин Лёшка - официант вагона-ресторана (в титрах - Е. Новиков)
1980 - Мелодия на два голоса - Аскольдыч, слесарь
1981 - Белый танец - Фома
1981 - Следствие ведут ЗнаТоКи. "Из жизни фруктов" - Николай Старухин
1982 - Красиво жить не запретишь - дядя Бодрова
1982 - Печники - Фёдор, школьный завхоз
1982 - Трест, который лопнул - бомбардир
1983 - Дамское танго - дядя Яша
1983 - Подросток - Пётр Ипполитович
1983 - Тайна «Чёрных дроздов» - дворецкий Кремп
1983 - Пароль - «Отель Регина» - Семён Соловейчик, портной
1983 - Белые Росы - Тимофей
1983 - Обещаю быть!... - Кузьмич, сторож
1983 - Безумный день инженера Баркасова - истопник
1984 - Зачем человеку крылья - Павел Ефимович Чудин (Павлюня)
1985 - Ещё люблю, ещё надеюсь… - Павел Петрович
1985 - Тайная прогулка - дед Игнат
1985 - С юбилеем подождём
1987 - Наездники - Прокудов, ветеран войны
1987 - Осенние сны - Микита
1988 - Пусть я умру, Господи - мужик с собакой
1988 - Происшествие в Утиноозёрске - Трофим Семёнович, старожил-долгожитель
1989 - Князь Удача Андреевич - старожил Китаевки
1989 - Кому на Руси жить… - Никодим Петрович
1990 - Ералаш (Выпуск 79 «Реклама "Ералаша"») - клоун Бим (в титрах не указан)
1990 - Охота на сутенёра - Хоттабыч
1990 - Далеко-далече - Степан Васильевич, лесник
1991 - Говорящая обезьяна - Васильич, сторож зоопарка
1991 - Кровь за кровь - Сафин, маклер
1991 - Фитиль (киножурнал) («Техника безопасности») - обходчик
1991 - Семьянин - начальник автобазы Василия Колыванова
1992 - Убийство на «Ждановской» - сосед
1993 - Твоя воля, Господи! - Егор Кузьмич
1993 - Желание любви - ростовщик
1993 - На Муромской дорожке - Ахмет, дворник
1995 - Воровка - Мотофонин
1997 - Возвращение «Броненосца» - пикейный жилет
1999 - Транзит для дьявола - Борис Кузьмич (озвучил Юрий Саранцев)

Озвучивание мультфильмов Бориса Новикова:

1970 - Дядя Миша - Кот
1973 - Мы с Джеком - милиционер
1978 - Трое из Простоквашино - почтальон Игорь Иванович Печкин
1979 - Волшебное кольцо - мужик на базаре
1980 - Каникулы в Простоквашино - почтальон Игорь Иванович Печкин
1980 - Ну, погоди! (выпуск 13) - пёс-рефери (в титрах не указан)
1981 - Приключения Васи Куролесова - Курочкин
1981 - Зимовье зверей - Баран
1981 - Отражение - посетитель музея
1981 - Бездомные домовые
1981 - До свидания, овраг - псы Хромой и Рыжий
1982 - Каша из топора - Старик
1983 - Как старик наседкой был - Старик
1983 - Горе - не беда - придворный (в титрах не указан)
1984 - Зима в Простоквашино - почтальон Игорь Иванович Печкин
1984 - Сказка о царе Салтане - рыжий корабельщик
1985 - Терёхина таратайка - кузнец Терёха
1985 - Миссис Уксус и мистер Уксус - Заяц
1985 - На заре во дворе - гусь, который сгонял жир
1985 - Чертёнок с пушистым хвостом - пёс-главарь
1986 - Банкет - мужчина во главе стола с салфеткой на груди
1986 - Как дед за дождём ходил - Заяц
1986 - Мышонок и красное солнышко - Ёж
1986 - Дверь
1987 - Смех и горе у Бела моря - мужик на базаре
1987 - Щенок и старая тапочка - Пугало
1988 - Карпуша - старик
1988 - Доверчивый дракон - пёс
1989 - Пришелец в капусте - Дед
1990 - Пришелец Ванюша - Дед
1991 - Ванюша и космический пират - Дед
1991 - Маленькая колдунья - Главная Ведьма
1993 - Ванюша и великан - Дед
1993 - Коммунальная история
1993 - Пряник - Уж


«Сколько раз мы вдвоем сидели в подсобке булочной и Борис Кузьмич под водочку учил меня жизни!» - вспоминает актер Николай Денисов. «Колька, - говорил он, - будь хитрым, осторожным с ними». «С кем?» - спрашивал я. «С теми, кто приспосабливается, создает видимость». Сам Кузьмич ничего этого не умел.

Если человек родился комиком или характерным актером, то в его жизни отчего-то будут возникать всякие нелепые ситуации. Так, однажды молоденький студиец Боря Новиков решился подойти к Соломону Михоэлсу, на чьи спектакли бегал, отдавая за билеты последние гроши.

В послевоенные годы жилось туго, с одеждой было плохо, Боре же мама, преподававшая в школе НКВД русский язык, сшила полупальто, но не из чего-нибудь, а из шинели, какие носили только сотрудники «органов». Эту ткань мышиного цвета граждане узнавали за версту. И вот после спектакля, в котором блистал Михоэлс, Боря, робея, подошел к нему, чтобы попросить автограф и засвидетельствовать свое почтение. Но Михоэлс, видимо, даже не успел разглядеть худенького робеющего парнишку, потому что увидел перед собой энкавэдэшную шинель, пусть и перешитую. При виде «мыши» знаменитый актер мгновенно отпрянул и дунул прочь от оторопевшего поклонника.

Мечтавший о сцене парнишка скорее всего так и не познакомился с кумиром своей юности, сам же Михоэлс вскоре погиб от рук тех, кто носил эти самые серые шинели...

Мало осталось людей, которые могли бы рассказать о Борисе Кузьмиче. Его нет на свете уже больше пятнадцати лет, умерла и Надежда Антоновна, вдова, в отчаянную минуту жизни уничтожившая его письма к ней и свои к нему, да и все собственные записи, которые касались мужа. Их сын Сережа, сам уже немолодой, давно болен, воспоминаниями о родителях делится мало и неохотно. А я общался с Кузьмичом почти четверть века (с перерывами на то время, что меня не было в России). И сейчас, как ближайший друг Сереги, ему помогаю.

Конечно, мой рассказ не претендует на полноту, но я попытаюсь показать, каким человеком был Борис Новиков, которого обожали миллионы зрителей в Советском Союзе.

Только услышишь: «Загремим под фанфары» (его герой произносил «панфары») - и сразу перед глазами его хитроватый детский взгляд. Новиков - актер по своей природе, недаром рассказывал, что никем больше не хотел быть с самого детства. В обычной жизни он всегда оставался человеком естественным, но, видно, игра была его натурой, и оттого вокруг него, особенно когда находился в приподнятом настроении, словно вспыхивали маленькие фейерверки.

Например, Борис Кузьмич, живший в знаменитой высотке на Котельнической набережной, приходил в булочную, что располагалась внизу. Там работала моя сестра Галя. Кузьмич с порога начинал: «Девчонки, как дела, как жизнь?» Дальше неслись шутки-прибаутки, комплименты. Словом, балагур- весельчак был.

Помнил все дни рождения, приносил «девчонкам» подарки, хотя бы шоколадку, один раз подарил Гале цветок, застенчиво признавшись: «Я с клумбы сорвал. Ничего?»

В булочной у сестры мы с Кузьмичом и познакомились. Сидели частенько в подсобке, куда он спускался прямо из своей квартиры, черным ходом. Был «пузырь», была закуска, были разговоры о театре-кино, о жизни. «Коля, у тебя характер, как у меня, - вздыхал Борис Кузьмич. - Ты такой прямой! Нельзя так, будь хитрее». А сам, правдолюб, не терпел несправедливости, лез заступаться за обиженных. И получал по полной: наживал врагов, уходил из театров. Но молодое поколение в моем лице учил жизни, а я слушал. В какой-то момент появлялась Надежда Антоновна и мягко, но настойчиво влекла уже нетрезвого мужа домой.

В соседях у них были люди творческие: актеры, режиссеры, писатели. Когда Кузьмичу предложили трехкомнатную квартиру в главном подъезде, он отказался, посчитав, что она для него слишком «роскошна», и в результате согласился на двухкомнатную в другом подъезде. Спустя время он стал соседом переехавшего в этот дом Александра Твардовского, чьего Василия Теркина сыграл в спектакле, поставленном в Театре имени Моссовета. И такой это вышел Теркин, что лучше на сцене не придумаешь, Твардовскому очень понравилось. Единственное, что его удивило, - накладной нос «картошкой», который приделывали Новикову ради «достоверности» образа. Собственный нос Бориса Кузьмича был с горбинкой. Один из актеров, а именно Ростислав Плятт, сказал на худсовете, когда собирались ставить «Теркина», что не может у русского солдата быть такой нос.

Видимо, к нему прислушались и «недостаток» исправили. Но и с накладным носом Кузьмич играл совершенно естественно, недаром публика на спектакле смеялась и плакала, настолько обаятелен и правдив был его Теркин.

Такой успех Новикова ошеломил его коллег по работе. Некоторые из них и так Кузьмича недолюбливали, прежде всего за острый язык и прямоту. А он и впрямь вел себя так, словно ему многое позволено, и не только в театре. Сестра рассказывала, как однажды на работников их магазина написал жалобу «наверх» знаменитый композитор: ему, видите ли, «Бородинского» не принесли домой. Хлеб же этот в те дни вообще не привозили в булочную - там ремонтировали помещение. И вот в одной из центральных газет появилась статья о том, как обидели всенародно любимого композитора.

«Не переживай, - сказал Борис Кузьмич Гале. - Он еще извинится перед тобой». «Да что вы! Извинится, как же!» - «Увидишь». И что вы думаете? Спустя несколько дней композитор пришел к ней на работу вместе с Кузьмичом и попросил прощения за свой поступок.

Вот и в маститом столичном театре, где есть своя иерархия, Новиков, видимо, старался существовать так, будто все равны, не приемля рамок и условностей. Как Фаина Раневская, с которой они приятельствовали и частенько подкалывали друг друга. «Опять ты, Фаня, хулиганишь?» - кричал Новиков, когда Раневская со своего второго этажа просила мою сестру бросить ей в окно батон, чтобы покормить голубей. «Боря, - отвечала она, - нет бы поздороваться, а ты с утра мне гадости говоришь». И оба смеялись… Так вот, пришедшая к Борису Кузьмичу слава не давала кое-кому покоя.

Конечно, главного режиссера Юрия Завадского, поставившего спектакль, и самого Новикова решили выдвинуть на Ленинскую премию. Но вроде Завадского это задело: у ведущих актеров нет такой награды, а тут сыграл одну роль, пусть и имевшую успех, и на тебе! В итоге главреж премию получил, а Кузьмича обошли...

Впрочем, премия не так важна: не дали - и ладно. Обидным было другое: в театре, кроме Теркина, серьезных ролей у Бориса Кузьмича не оказалось. Он годами ждал и ничего не получал. Наконец решился поговорить с Завадским, что скромному и даже застенчивому, если надо решить свою проблему, Кузьмичу было тяжело. Представляю себе сановного, уверенного в себе, сидящего в кресле главрежа и заикающегося от волнения Новикова, чья судьба решалась в тот момент.

Борис Кузьмич не мог не понимать, что ему многое припомнят. Те же выпивки. И хотя он не срывал репетиции, но дисциплину, наверное, нарушал, опаздывал, однажды его даже решили проработать на товарищеском собрании. Он коллег выслушал и заявил в ответ что-то вроде: «Если я пить не буду, всех вас переиграю». Но, наверное, Кузьмич надеялся, что не выпивки или дерзости решают дело, поэтому и отправился к Завадскому. Спросил у Юрия Александровича, почему тот не дает ему больших ролей. Завадский посмотрел на Новикова долгим взглядом и ответил вопросом на вопрос: «А ты кто?»

А надо заметить, Кузьмич был человеком ранимым, обижался до слез. Вспоминаю случай, произошедший между нами много лет спустя после той истории. У нас в ТЮЗе, где мы работали вместе с женой Новикова Надеждой Антоновной, был шофер, тоже Боря.

Однажды он пообещал мне что-то сделать и не выполнил обещания. Позвонил я сестре, она говорит: «У меня Боря сидит». Я, возмущенный, требую: «Давай его сюда!» Подходит к телефону. Я: «Ну ты, придурок…» И не успел договорить, как в трубке послышался прерывающийся голос: «Кто? Я… я придурок?» Тут я понял, что это Кузьмич. А он уже разносил меня трехэтажным матом, да с вывертами, на что был большой мастер! И ругался, и всхлипывал. От неожиданности я опешил, потом расхохотался, стал извиняться перед ним, объясняя, что подумал о другом Борисе, шофере. Но надо же было так раскочегариться из-за ерунды!

Теперь представляете, как воспринял слова Завадского Борис Кузьмич? Конечно, он смолчал, но немедленно театр оставил.

Ушел в никуда. Вскоре Валентин Плучек, возглавлявший Театр сатиры, узнал, что Новиков подался на вольные хлеба, и позвал его к себе. В том театре ему тоже пришлось сложно и из-за характера, и потому, что заметная работа у него была всего одна - в спектакле «Теркин на том свете».

По-настоящему его актерская судьба сложилась в кино. Правда, тоже если не эпизоды, так роли второго плана. Но какие!.. Кузьмич обожал импровизировать, и режиссеры рады были его свободной манере игры и словесным кренделям. Помните, как Илья в советском сериале «Тени исчезают в полдень», когда ему на плоту подожгли штаны, падает в воду и разражается тирадой о том, что заболеет туберкулезом: «Будете мне пенсион платить?» Новиков сочинил ее на ходу, барахтаясь в холодной воде. Даже его осечки в тексте становились байками.

Например, снимали для «Тихого Дона» сцену, как Наталья идет на виду у всего села. В съемках участвовали местные жители, подававшие реплики. Жара стояла под сорок градусов, все вспотели донельзя. Кто-нибудь из массовки непременно делал что-то не то, поэтому снимали дубль за дублем, хотя дорогую пленку надо было экономить. Герой Новикова, Митька Коршунов, на слова мальчишки должен был ответить: «Ты говори да откусывай!» И Кузьмич, вконец упарившись, выдал: «Ты говори да закусывай!» Пришлось снимать еще дубль.

На съемки с ним долгое время ездила жена. Познакомились они в студии Завадского. Она, красавица, пользовалась большим успехом у мужчин, и внешне невыдающийся Новиков ей поначалу не приглянулся. Тем более что он подшучивал над девушкой, например, подходил и говорил, дескать, юбка у тебя коротковата или, наоборот, длинновата.

А Надя аккуратистка была, одеваться всегда умела - и такие слова! Но Борис все шутил, и она уже невольно стала обращать на него внимание. А тут еще они от студии поехали по Подмосковью с выступлениями, там и подружились...

Студийцы, узнав, что у красотки Нади роман с Борей Новиковым, недоумевали: что она в нем нашла? Хотя Кузьмич был кавалеристом, умел подкатиться к женщине, да и вообще мог обаять и уболтать любого. К тому же был очень одарен, выделялся среди соучеников, а это немало для девушки, которая сама - натура творческая. Наде было все равно, что ее жених беден. И кто в те времена из молодых актеров имел больше, чем он? Одна из тогдашних радостей для обоих - наскрести денег и отправиться в кондитерскую на Арбате, взять там по пирожному и стакану чая.

Они поженились.

Наденька, как называл ее муж, стала ему вроде мамки, опекала его буквально как сына. Борис Кузьмич не очень хорошо запоминал тексты, особенно стихи, поэтому она садилась рядом и вместе с ним учила. Так Кузьмич выучил роль Теркина - полностью стихотворную. Он был освобожден Наденькой от всех домашних дел, да и дома редко бывал, снимаясь в нескольких картинах в год. Если же уезжала Надежда Антоновна, то, возвращаясь, видела такую картину: на кухне в раковине - гора грязной посуды, в холодильнике пусто, собака не кормлена, а Кузьмич с сыном Сережей сидят как короли и слушают музыку или читают книжки. Тогда мать начинала мыть-стирать-готовить. Чистюля она была редкая и хозяйка отменная. Муж с сыном ходили в хороших костюмах, начищенные-наглаженные, Борис Кузьмич так и говорил всем, что Наденька и одевает его, и следит за его гардеробом.

Она и за ним самим присматривала, на съемки поэтому ездила: вдруг не поест толком, а у него диабет, вдруг выпьет лишнего, в экспедициях киношники любят это дело. Когда муж, будучи в Москве, засиживался с приятелями за выпивкой, Наденька приходила и ласково, как ребенка, уговаривала его: «Ну Боренька, пошли, пошли». Аккуратно выпроваживала из своего дома пьющие компании, которые приводил Кузьмич. Вообще с его выпивками жена боролась усердно и разнообразно, еще и сыну уделяла много внимания. И это при том, что сама до определенного времени играла в театре и активно занималась там общественной работой.

Моя сестра вспоминает, как видела всех троих, когда они шли на выпускной вечер к Сереже: счастливый Борис Кузьмич, одетый с иголочки, нарядная Наденька, ростом чуть повыше его, и между ними - элегантный юноша.

Сын окончил школу с золотой медалью, вскоре поступил в институт. Модником был, даже франтом, стройный, интересный, только мрачноватый, что-то байроническое в нем виделось…

Недавно одноклассник Сергея рассказывал мне, каким тот был в школе. Ну, мог похохмить на уроке. Иногда в разговоре вдруг пускался в заумные рассуждения. Хотя что здесь особенного? Непредсказуемый, начитанный, немного заумный мальчик-отличник. И оттого случившееся с ним стало полной неожиданностью. Сережа в детстве много болел, уже юношей перенес тяжелый грипп, наверное, все это и привело к тому, что вскоре после окончания школы он оказался в психиатрической клинике.

С тех пор стал время от времени лежать там.

Вообще-то Кузьмич старался на людях свои переживания держать в себе, по-прежнему ко всем с улыбочкой, с нежным говорком. И все-таки он изменился. Может, это совпадение - тяга к выпивке ведь постепенно только усиливается, - но, как вспоминают многие из тех, кто знал Бориса Кузьмича, он стал чаще прикладываться к рюмке. Работе его возлияния не мешали, режиссеры не припоминали, чтобы Новиков явился на съемочную площадку не в форме, например, Усков с Краснопольским, снявшие «Тени исчезают в полдень», говорят, что ни разу не видели Бориса Кузьмича навеселе. Значит, он мог взять себя в руки. Значит, работа была последним, что его держало. Потому что в обычной жизни он отпускал вожжи. Бродил в окрестностях Котельнической, выпивал со знакомыми и даже незнакомыми, кто бы ни налил всеми любимому актеру, который сам никогда не различал званий и сословий и общался одинаково охотно и с генералом, и с дворником.

Возвращаясь домой в подпитии, иногда, чтобы не раздражать жену, Кузьмич укладывался в прихожей на диванчике. Но бывало, начинал и выступать, и тогда Надежда Антоновна спешила запереться в своей комнате. Думаю, именно пьянки мужа она в конце концов не смогла ему простить, когда уничтожила связанную с ним часть семейного архива.

Конечно, дома Кузьмичу было тяжело: нездоровый сын, а также больной и лишившийся своей квартиры брат жены, который умирал у них. Будем честны: это, как правило, женщина может напрячься и изо дня в день тащить на себе тяжеленный воз - ухаживать за больным, не чувствуя себя жертвой.

Мужчины хуже переносят страдания других, пусть это и родной человек, особенно если привыкли большую часть жизни отдавать не семье, а работе, да еще долгое время отсутствовать дома.

Сережу отец очень любил и жалел. Обычно Кузьмич был закрытым во всем, что касалось его переживаний, но однажды, зайдя в магазин к моей сестре, когда там никого не было, сказал ей: «Не могу идти домой. Как мне смотреть на это?» Было понятно, о чем он. «Борис Кузьмич, еще все может наладиться», - утешала его Галя. «Нет, - отвечал он, - не наладится, лучшим профессорам показывали, они сказали, что надежды на выздоровление нет». А когда мы, как всегда, встретились с Кузьмичом в той самой бойлерной, он глухо произнес: «Наливай... Серега уже не придет в себя».

Теперь Кузьмич один зарабатывал на семью: жене пришлось уйти с работы, чтобы быть рядом с сыном. Кузьмич снимался и ездил с выступлениями по стране, несмотря на свой диабет и проблемы с сердцем: он ведь лет в сорок перенес инфаркт. Сниматься и выступать перед зрителями любил, но в 90-е годы работы стало меньше. А когда стало совсем плохо со здоровьем, у семьи началась нищенская жизнь. Надежда Антоновна крутилась как могла, старалась свести концы с концами в их немудреном хозяйстве. Они с мужем оба гордые были, чтобы обратиться к кому-то за помощью - ни за что! Это к Кузьмичу, пока он зарабатывал, всегда мог кто-нибудь, даже малознакомый человек, подойти, сказать: «Привет, под фанфары!» - к нему часто так панибратски обращались, называя его «под фанфары», - и попросить денег «взаймы». Новиков давал и непременно добавлял: «На здоровье».

Долги ему почти никогда не возвращали, он и не спрашивал... Но сам пойти и рассказать кому-то о своем теперешнем бедственном положении не мог, хорошо, что об этом узнали другие, прежде всего в Гильдии киноактеров, и стали помогать.

В один из зимних дней Борис Кузьмич пошел в магазин, на обратном пути поскользнулся и упал. Встать уже не мог, так и лежал на тротуаре, держа в руке пакет с яйцами. Кто-то из прохожих узнал Новикова, позвал на помощь, его отнесли домой - за несколько кварталов. Оказалось, что у Бориса Кузьмича сломана шейка бедра. А у него и так болячек было полно...

Умер он летом, в разгар Московского кинофестиваля. Прах не один год стоял в квартире на книжной полке, пока его наконец не захоронили… Время шло.

Как-то я отправился с денежной помощью от театра к Надежде Антоновне. «Сережа, иди сюда! - позвала она сына. - Коля Денисов пришел!» Сергей вышел из кухни, остановился, пристально долго-долго смотрел мне в глаза, и в его взгляде был, как я потом подумал, некий знак. Наконец произнес: «Здравствуй, Коля». После той встречи я стал чаще, чем раньше, бывать у них, выполнял всякие поручения Надежды Антоновны.

Она старенькая уже была, выходила только в магазин, а Сергей вообще месяцами сидел дома, потому что матери без посторонней помощи было трудно с ним гулять. И вот однажды Надежда Антоновна упала дома. Подняться не могла, а Сережа никому из посторонних не открывал, поэтому она позвонила моей жене (я был на съемках). Вызвали МЧС, они взломали дверь и увезли Надежду Антоновну, которая, подобно Борису Кузьмичу, сломала бедро…

Конечно, она последние годы беспокоилась о том, как будет жить сын, когда ее не станет, все рассматривала какие-то варианты с квартирой, искала Сереже опекуна. Нашла, но ошиблась...

После смерти матери Сергей попал в руки квартирных аферистов и в результате исчез. Искали мы его всем миром, подключилась Гильдия актеров, привлекли даже телевидение. Нашли в деревне, в полуразвалившемся доме, лишенного московской прописки, худого, настрадавшегося. Положили в больницу подлечиться. Помню, я в очередной раз пришел к Сереге, и подтвердилось мое давнее убеждение в том, что он не такой уж больной. Сережа сидел за столом, ел, когда к нам подошел один из пациентов и с ходу задал мне вопрос: «Вы - Штирлиц?» Серега, продолжая пить чай, буркнул: «Дурак».

Тот заявил, что он президент, и пообещал подарить мне квартиру, «в которой будет играть музыка - «Соловей»… этого, как его?» И Сергей мрачно ответил, по-прежнему не поднимая головы: «Алябьева» - отставил стакан и поднялся из-за стола. Нет, узнается в нем, хотя бы отчасти, отец - начитанный и острый умом Кузьмич. И это утешает.

Но приходя в больницу, я все думал: куда девать Сережу после? Квартиру отвоевали, но она была разорена, вещи, которые «новые владельцы» еще не украли, стояли упакованными в коридоре, на стенах после дымного лета осела копоть. Привез я Серегу к себе, попросил знакомую женщину за деньги посидеть с ним. Потихоньку отчистили квартиру, перевезли в нее хозяина, теперь он, как и хотела мать, живет здесь под хорошим присмотром. Счастье, что все так закончилось, наверное, Борис Кузьмич заслужил.

Он ведь любил людей...

Однажды летним вечером, часу в одиннадцатом, во двор дома на Котельнической въехал мини-автобус. Из него вышел Кузьмич, за ним - целый цыганский хор. Кузьмич дал знак, цыгане запели, заиграли на гитарах, пустились в пляс. А двор знаменитого дома с его высокими стенами с трех сторон и гаражами с четвертой обладает идеальной акустикой, просто концертный зал. Из окон выглядывали жильцы, улыбались, слушали. Надежда Антоновна переживала, что мужа заберут в милицию за нарушение тишины. Но соседи остались концертом довольны и по сей день о нем вспоминают...



 

Возможно, будет полезно почитать: