Что такое рассказ краткое описание. Определение жанра рассказа

РАССКАЗ - повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. «Отличие новеллы от рассказа не представляется мне принципиальным», - писал исследователь европейской новеллы Е.Мелитинский. Б.Томашевский считал, что рассказ - это русский термин для новеллы. Такого же мнения придерживаются и большинство (хотя и не все) других литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней мере до 19 в., принято именовать новеллой. Что же такое новелла? Теоретического определения новеллы «не существует, скорее всего потому, что… новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообразных вариантов, обусловленных культурно-историческими различиями… Совершенно очевидно, что сама краткость является существенным признаком новеллы. Краткость отделяет новеллу от больших эпических жанров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом». (Е.Мелетинский).

Со второй половины десяти лет Пиранделло посвятил почти исключительно театру. Автор возвращается к теме кризиса индивидуальной идентичности, которая уже была в центре Фу Маттиа Паскаля. Витанджело Москарда, главный герой, случайно обнаруживает, что окружающие его люди имеют видение, отличное от того, что у него есть. Он обнаруживает, что он не «один», как он всегда считал, но «сто тысяч» - столько же, сколько и перспективы, на которые он смотрит, а потому не «никто». Таким образом, все его уверенности прыгают, и Витанджело переживает период кризиса, из-за ужаса открытия того, что он никем, поэтому он предлагает устранить все образы, которые другие сделали из него, чтобы быть один для всех.

Генетические истоки новеллы - именно в сказке , басне , анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни - отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки - отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное.

Для достижения этой цели он проводит серию бессмысленных действий, которые подрывают его экономическое процветание, раненые в конце концов другом его жены, захваченным доступом безумия, используя свои последние активы, чтобы найти хосписе для бедных, где его принимают. Он остается таким изолированным и отчужденным от общественной жизни.

Витанджело исцеляет свою одержимость, уходя от общества: он отказывается от каждой личности и отказывается от потока жизни. Он перестает фиксироваться в «форме», чтобы возродиться в каждый новый момент и идентифицироваться со всем, с чем он сталкивается, например с деревьями и облаками. Критика идентичности приведена к крайним последствиям здесь, но, в отличие от Мэтта Мэтьюса Паскаля, отсутствие идентичности превращается в позитивную и освобождающую вещь. Однако этот отказ от жизни интерпретируется как признак мистического иррационализма, которого Пиранделло отвратило в последний этап его производства.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя - неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччио из сборника Деккамерон . Вот, например, сюжет четвертой новеллы второго дня: «Ландольфо Руффоло, обеднев, становится корсаром; взят генуэзцами, терпит крушение в море, спасается на ящике, полном драгоценностей, находит приют у одной женщины из Корфы и возвращается домой богатым человеком».

Реальность здесь показана чистому состоянию в виде непрерывного монолога. Повествование фактов растворяется в отступлениях и делениях повествовательного голоса, который в первом полугодии в книге говорится о его внутреннем восстании, которое вращается вокруг темы индивидуальности личности. Рассказчик всегда обращается к гипотетическому слушателю, который в какой-то момент делает свой физический облик в истории. Вторая часть романа, однако, не сообщает о событиях линейным образом. Напротив, каждая логическая конкатенация прыгает, и факты находят свою связность только в безумии главного героя.

Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в сознании героя (Песочный человек Гофмана).

Пиранделло в Париже для постановки шести персонажей в поисках автора. Его пьесы были очень успешными и революционизировали итальянский театр. Успех заставил его взять все больше и больше театра, почти оставив повествование. Пиранделло разрушил узоры буржуазного театра с его разочаровывающей иронией, которая, в свою очередь, была таким же дискомфортом, что и голос в романах и романах. Психология персонажей не объединена, а фрагментирована в разные «маски», то есть в парадоксальных формах, противоположных друг другу.

Театр, таким образом, становится представлением о том, как сама жизнь отмечена вымыслом: во всех отношениях есть двуличие, из-за взгляда, который другие проецируют на него. Поэтому они участвуют в утомительных диалектических спорах, в ходе которых они копают в складки человеческих отношений с чрезвычайным и обсессивным отношением.

Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла избегала психологизма и философии, внутренний мир героя передавался через его действия и поступки. Ей была чужда всякого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок.

С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчезает. Реализм 19 в. немыслим без описательности, психологизма. Новелла вытесняется другими видами короткого повествования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как разновидность краткой повести (У А.Марлинского, Одоевского , Пушкина , Гоголя и др.). В проспекте Учебной книги словесности для русского юношества Гоголь дал определение повести, которое включает рассказ как частную разновидность («мастерски и живо рассказанный картинный случай»). Причем имеется в виду «случай» обыкновенный, который может произойти с каждым человеком.

Таким образом, Пиранделло является «гротескным» театром, который может быть использован и для других активных авторов в годы Первой мировой войны. Драма смешивается трагически и комично и использует реалистичные элементы, чтобы вывести на сцену отношения, которые характеризуют мелкобуржуазную жизнь. Персонажи, в своей агрессивности, подобны куклам, разделяющим роли на сцене, чтобы в конечном счете утверждать абсолютную абсурдность.

Многие драмы пиранделя вращаются вокруг семейных осложнений. Как правило, стартовая диаграмма - это треугольник, из которого развиваются коварные и парадоксальные отношения. Персонажи разделены между их чувствами и ролью, которую они требуют от общества и их положения в семье. Среди наиболее успешных примеров можно упомянуть Пенсаки Джакомино!, Таким образом, «Удовольствие честности», Ма Это не серьезная вещь, человек, зверь и добродетель. Самой важной драмой этого этапа является, однако, игра частей.

С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова Спать хочется говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное - убийство младенца. Рассказ невелик по объему.

Помимо работ на итальянском языке, Пиранделло также активно посвятил себя сицилийскому театру. Диалект дал ему возможность играть на языковых формах и непосредственно рисовать в фольклоре, доводя до крайности комические и гротескные возможности. Персонажи характеризуются особой манией, и единственный способ общения друг с другом - прибегать ко всем Абсурд.

Если на первом этапе он играл с буржуазными театральными структурами, Пиранделло довел до крайности механизм разложения с драмой Шесть символов в поисках автора. Работа, одна из вершин театра двадцатого века, родилась от реакции автора на конвенции театральной жизни, которые автор знал в те годы в первую очередь. Поскольку компания актеров пытается сыграть пьесы частей, на сцене группа из шести призраков, членов семьи, которую автор представил в качестве персонажей драмы, но затем были отложены. Шесть персонажей попросят капокомико провести сюжет, который они испытали, но что ни один актер никогда не играл.

Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова Ионыч по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна - показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона , «рассказ - это… единство настроения, ситуации, действия».

После различной настойчивости следуют призраки; они начинают рассказывать свои воспоминания и контрастируют с актерами, которые пытаются вывести их на сцену. Таким образом, они прослеживают различные травматические события их убогое существование, которые повторяются бесконечно, но по-разному в зависимости от персонажей, помешивая, в зависимости от случая, ощущения страдания, стыда, агрессии.

С одной стороны, это театр с его вымыслами и его пустыми формами, а другой - подлинная жизнь шести персонажей, в которых чувство тоски повторяется за совершенные и безошибочные недостатки. Но «подлинная» жизнь не может быть представлена ​​на сцене в непрерывном потоке: драма должна быть представлена ​​в разбитой форме. Разрыв жизни на сцене разрушает текст и театральное пространство: в конце символы исчезают, но это не вывод, а приостановка, которая оставляет работу открытой. Театральное пространство разорвано, а актеры остаются задушенными.

Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя. Так, в рассказе Тургенева Хорь и Калиныч сапоги Хоря, сделанные, казалось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесенный Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян - хозяйственность Хоря и поэтичность Калиныча.

Контраст между жизнью и театром возобновляется даже в оппозиции между одержимостью искренностью, проявленной персонажами, и риском того, что их роман, представленный актерами, заканчивается законами типичной художественной литературы театра. Весь этот механизм порождает расширение театра в театре. Традиционные драматические структуры разбиты критически и рационально, перспектива, которую Пиранделло также следует во Всем на Его пути, и Этот вечер - предмет. Эти две драмы, наряду с шестью персонажами в поисках автора, образуют трилогию под названием «театр в театре», все они играли на конфликтах между элементами театра.

«Но отбор деталей - это еще не вся трудность», - писал мастер рассказа Нагибин . - Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…». Так, в рассказе Бунина Антоновские яблоки практически ничего не происходит, но мастерски подобранные детали рождают у читателя «живое, картинное представление» об уходящем прошлом.

Интерес Пиранделло к разложению будет иметь большое влияние на театр в те годы, и откроет путь для авангардных экспериментов. Подводя крайний интерес к декомпиляции в шесть персонажей в поисках автора, Пиранделло почувствовал необходимость создания стабильных форм, которые могли бы содержать подлинную и вечную жизнь. В новых драмах они появились трагическими персонажами, от трудных и измученных личностей. К ним он присоединился к поиску новой драматической интенсивности и глубокого смысла за масками.

Тогда мелкобуржуазная среда заброшена в пользу буржуазии, а разделение театральных форм оставляет место для трагической сублимации. Поэтому Пиранделло выходит на путь «буржуазной трагедии». Первая - это просто историческая драма: на самом деле главный герой - сумасшедший человек, который, будучи верхом во время исторической реконструкции, считает, что он действительно средневековый император, которого он олицетворяет. Через 12 лет он восстал против своих друзей и врагов времени, ситуации, которая в конечном итоге осуждает его, чтобы он вернулся в безумие.

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами - сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова , в 20 в. - Ремизова , Зощенко , Бажова и др.).

Однако он должен страдать от агрессивности других персонажей, которые хотят узнать причины своего жеста, и избежать этой конфронтации и сохранить достоинство, которое он дал ему, а не самоубийство, он отравился, умирая в одиночку. В последней драме мы по-прежнему находим героев высокой буржуазии, которые ставят под сомнение чувство существования и необходимость утверждать подлинную жизнь, несмотря на социальные конвенции. Это, однако, переводится в искусственные и внешние эффекты, в исследованиях контраста между ясностью сознания и несогласованностью в извращенных рассуждениях.

Рассказ, как и новелла, несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан. Так, рассказы Мопассана вобрали в себя опыт психологической прозы, и потому, если и могут называться новеллами (в литературоведении иногда принято называть их так), то новеллами, принципиально отличными от новеллы классической. Рассказам Чехова свойственен подтекст, практически неизвестный литературе середины 19 в. В начале 20 в. модернистские течения захватывают и рассказ (рассказы

В те же годы, когда он писал эти драмы, Пиранделло также пытался создать новое великое шоу, способное воспроизводить универсальные ценности. Он представил новые мифические механизмы, которые изменяют отношения с реальностью и находят элементы из «изумительного и легендарного» поля. Однако результатом является театр, полный осложнений, за которым стоит передать ряд ценностей, которые они должны быть полным выражением сознания настоящего.

Вдумчивое размышление о связи между литературой и историей, два жанра, конкурирующих между собой в том, что историк Чарльз Гинзбург называет «представлением реальности», но объединенный одними и теми же этическими обязанностями и этикой, тот, который в конечном счете разделяет работа писателя с историком.

Цель проекта – рассмотреть жанр рассказа на примере следующих произведений:

  1. И. Бунин “Темные аллеи”.
  2. М.Шолохов “Судьба человека”.
  3. А.Солженицын “Матренин двор”.
  1. Изображается эпизод из жизни героя.
  2. Малое число действующих лиц.
  3. Сужено место и время действия.
  4. Характер героя раскрывается через его действия и поступки, отношения к другим.
  5. Композиция: З-К-Р.
  6. Повествователь-посредник между изображаемым и читателем.
  7. Тяготение к развернутому сюжету.
  8. Сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи).

ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

Самые игривые и абстрактные европейские писатели, Раймонд Кено, не любят юмор, сюрреализм, риторику вдохновения, возвышенную литературу, лирический фрагмент. Он не отказывается от материалистической и антропологической концепции литературы, рассматриваемой как место в истории, историю, которую он определяет как «науку о несчастье людей».

В эссе 1945 года Кеноу вспоминает, что были написаны романы, которые не учитывали исторический контекст, в котором происходит история. Во многих британских работах, от Тома Джонса до Дэвида Копперфилда, не упоминается ни о каком политическом событии или о социальных ситуациях. Но в круглых скобках говорится, что дело не в том, чтобы работать из истории: как сказать, что каждая история, находящаяся в реальности, смертельно опасна в истории, даже когда нет дат, войн и революций.

  1. Характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние.
  2. Через героя передаются чувства самого автора.
  3. Сжатость, выразительность речи.
  4. Через личное передается типичное.
  5. Сюжет прост внешне, несложен (ослаблен).
  6. Лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека.
  7. Главное для автора – отражение внутреннего мира героя.
  1. Строится как рассказ.
  2. Рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора.
  3. Речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы данного времени.
  4. Сказ-монолог.
  5. Сказ строит рассказчика, но сам-построение писателя.
  6. Время увеличено за счет монолога героя.
  1. Поучение в иносказательной форме.
  2. Берется проблема морали.
  3. Главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя.
  4. Сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над эти
  5. Символичность повествования.

РАССКАЗ XX ВЕКА

Особый интерес представляет эпилог короткого эссе, где он утверждает, что наличие Истории в повествовании имеет только значение, если оно позволяет писателю «обнаружить первые зародыши того, что завтра станет тривиальной реальностью, обнародовать ценности, которые остаются незамеченными». И вот его настоящая провокация пропущена, войдя в дебаты в Европе во времена Анналеса Марка Блоха.

Стендаль, Бальзак, Флобер предложили персонажей и мужчин, которые вскоре появятся на французской сцене. «Бальзак велик, не потому, что он хорошо описывает общество своего времени, а потому, что описал его как генератор того, что будет дальше». В чем смысл «заставлять общественные ценности оставаться ненаблюдаемыми»? Поэтому Бальзак - интеллектуальный писатель.

  • Рассказ – лирическое повествование. (И.Бунин “Темные аллеи”)
  • Рассказ-сказ. (М. Шолохов “Судьба человека”)
  • Рассказ-притча. (А. Солженицын “Матренин двор”)

Цель урока: формирование навыков учебного исследования.

Структура:

  1. Выделение проблемы и цели исследования.
  2. Формирование гипотезы исследования.
  3. Определение методов исследования, источников информации.
  4. Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.

Форма продукта проектной деятельности – сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования. Мультимедийный продукт.

Форма презентации – научный доклад.

Ценность – развитие навыков научного исследования обучающихся.

1 этап – обсуждение, выделение проблемы и цели исследования.

Проект рассчитан на два урока.

Ставим перед учащимися проблему “В чем особенность жанра рассказа в литературе двадцатого века”. Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем методы исследования. В результате работы формируем четыре группы, рассматривающие следующие темы:

“Что из себя представляет жанр рассказа?”, “Рассказ-притча. Солженицын “Матренин двор”, “Рассказ-сказ. Шолохов “Судьба человека”, “Лирический рассказ. Бунин “Темные аллеи”.

1 группа. Вопрос: “Что из себя представляет жанр рассказа?”

Цель: рассмотреть особенности жанра рассказа.

Задачи: дать определение рассказа; рассмотреть его особенности; выделить его основные черты.

План исследования:

  1. Что такое жанр?
  2. Дать понятие рассказа.
  3. Выделить основные особенности рассказа.
  4. Какие существуют виды повествования в рассказе?

2 группа. Вопрос: “Почему “Матренин двор” А.Солженицына – рассказ-притча?”

Цель: рассмотреть с точки зрения жанра произведение “Матренин двор”; выявить его жанровые особенности; дать определение виду повествования, используемому автором в нем.

Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Матренин двор”; выяснить особенность жанра данного произведения, вид его повествования.

План исследования:

  1. Выяснить, какие черты эпического жанра рассказа есть в данном произведении.
  2. Что такое притча.
  3. Найти элементы притчи в данном произведении.

3 группа. Вопрос: “Почему произведение И. Бунина “Темные аллеи” – лирический рассказ?”

Цель такая же, как и у предыдущей группы.

Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Темные аллеи”; выяснить, особенность жанра данного произведения, вид его повествовании.

План исследования:

  1. Выяснить, что такое лирика.
  2. Найти элементы лирического в данном произведении.

4 группа. Вопрос “Почему “Судьба человека” – рассказ-сказ?”

Цель, задачи такие же, как и у предыдущих групп.

План исследования:

  1. Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
  2. Выяснить, что такое сказ.
  3. Найти элементы сказа в данном произведении.

2 этап – обсуждение, предложения, координация действий групп.

3 этап – подбор наиболее значимых цитат из текстов, аргументов.

4 этап – вывод, итоги исследования.

5 этап – подготовка презентации.

6 этап – защита проекта.

  • изображается эпизод из жизни героя;
  • развертывание действия в пространстве и времени;
  • кратковременность изображаемых событий;
  • малое число действующих лиц;
  • характер героя раскрывается через действия и поступки; его отношения с другими персонажами;
  • повествователь-посредник между изображенным и читателем;
  • тяготение к развернутому сюжету;
  • сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи.)

ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние;
  • через героя передаются чувства самого автора;
  • сжатость, выразительность речи;
  • через личное передается типичное;
  • сюжет внешне прост, несложен;
  • лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека;
  • главное для автора – отражение внутреннего мира героя.
  • строится как рассказ;
  • рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора;
  • речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы;
  • сказ-монолог;
  • сказ строит рассказчика, но сам – построение писателя;
  • время увеличено за счет монолога героя.
  • поучение в иносказательной форме;
  • берется проблема морали;
  • главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя;
  • сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над этим;
  • символичность повествования.

БУНИН “ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ”

  • характер главного героя раскрывается через его эмоциональное состояние при воспоминании о прошлой любви, молодости;
  • через главного героя мы понимаем, как автор относится к любви, к жизни;
  • в рассказе все лаконично, динамично;
  • события, описанные в рассказе, типичные, часто встречающиеся в жизни;
  • речь точная, выразительная, в форме диалога, который позволяет передать душевное состояние героя непосредственно, прямо;
  • они могут быть счастливы вместе сейчас: он и она одиноки, но ему мешают предрассудки, общественные взгляды, а она в обиде на него;
  • велика роль пейзажа: вспыхивает на мгновение прежнее чувство, как природа осенью, и умирает;
  • особое внимание уделено отражению внутреннего мира героя;
  • сюжет ослаблен

ШОЛОХОВ “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”

  • строится как рассказ;
  • повествование об определенном моменте жизни героя;
  • два рассказчика (рассказчик-автор и рассказчик-герой);
  • рассказчик отличен от автора своей речью, позицией;
  • в речи рассказчика используются просторечья, присказки, элементы плача;
  • автор возвращается к простым и вечным общечеловеческим ценностям;
  • автор через отдельные временные отрезки выделяет главное: масштабность и человечность Андрея Соколова – главного героя;
  • повествование – построение героя, но сам он создание автора;
  • рассказ – исповедь героя.

СОЛЖЕНИЦЫН “МАТРЕНИН ДВОР”

  • проповедование истины, духовности;
  • движение сюжета направлено на постижение тайны характера героини, необыкновенно душевного человека;
  • для автора важно показать, что мир устроен неправильно, он враждебен человеку, даже природа противится этому миру;
  • символы: крестного пути, праведника, мученика (Матрена), дома – пристанища после бездомья, железная дорога, поезд-враждебность жизни;
  • идеал автора – бескорыстный человек, праведник.

Таким образом, выяснили, что рассказ Бунина – лирическое повествование, Шолохова – рассказ-сказ, Солженицына – рассказ-притча.

Почему же писатели двадцатого века обращались к жанровому синтезу, они не просто изображали отдельные эпизоды из жизни героя, а пытались заглянуть в их душу, понять причину их поступков. Как Бунин раскрыть их чувства. Как Шолохов показать мироощущение русского человека, впитавшего народное представление о жизни, или как Солженицын пытались вернуть мир на путь праведный. Наверное, все это связано с историей человечества, нашей историей. И. Бунин пишет рассказ, когда ломалось все старое, строился новый мир. Человек чувствовал, осознавал напрасность прожитых лет, бесцельность. Отсюда непонимание происходящего, уход в прошлое, связанный с лучшим, что есть на земле – любовью. М. Шолохов описывает послевоенные годы, когда простой русский человек, солдат был возвеличен миром, он освободил мир от фашизма. Вырос интерес к нему как личности, как патриоту, гуманисту. А. Солженицын рассказывает о событиях, происходящих уже в более позднее время после смерти Сталина. Почему же это произошло, неужели нет бескорыстных, добрых людей? Есть. Но во времена Сталина были разрушены все каноны морали. А нужны ли эти праведники? Солженицын говорит, что они есть и нужны нам. И вот в своем рассказе “Матренин двор” он показывает нам, на примере Матрены, в чем истинное предназначение человека, какими мы должны быть. Отсюда, наверное, и своеобразие жанра рассказа в литературе двадцатого века. У Бунина это рассказ – лирическое повествование, у Шолохова – рассказ-сказ, и у Солженицына – рассказ-притча.



 

Возможно, будет полезно почитать: