Жеребьевки для проведения подвижных игр. Жеребьевка - правила игры

Жнивная песня – разновидность осенних песен календарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая поэзия не получила такого развития, как летняя (см. Троицко-семицкие, Купальские песни), воспевающая проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько»:

Ох, и слава Богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали
И в копны поклали,
На гумне стогами,
В клети закромами,
А в печи с пирогами.

Загадка – вид устного народного творчества, замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как испытание на сообразительность или упражнение (детям) на развитие логического мышления.

Загадка принадлежит к тем древнейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качественно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в военных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Еще в XIX в. существовали запреты на загадывание загадок в неурочное время, а именно летом или днем. Это, по представлениям крестьян, могло навлечь неурожай или падеж скота. Загадки разрешалось загадывать зимой, во время святок (в праздничные дни между рождеством и крещением), чтобы «зазвать» плодородие в наступающем году. В такие зимние вечера старшие поколения в форме загадок передавали молодым свой бесценный опыт, обретенные знания. Многие загадки выделились из колядок и представляли собой вопросы, на которые тут же давались ответы: «Чаще лесу… часты звезды»; «Краше свету… красно солнце». Весьма популярны были и загадки типа: «Что всего на свете быстрее? – Мысль»; «Что всего жирнее? – Земля». Такие загадки рождались на специальных «состязательных» вечерах, когда у собравшихся шло как бы соревнование в мастерстве, остроумии, сообразительности; иногда их загадывали в процессе игры: участники называли свои города и за каждую неразгаданную загадку «сдавали» один город.

По мере «взросления» народа загадка превращалась в забаву, преследующую воспитательные и познавательные цели. Русские загадки чрезвычайно остроумны и разнообразны, охватывают все стороны жизни человека:

Золотой мост на семь верст (Луч).

Кругом вода, а с питьем беда (Море).

Красна, да не девка, зелена, да не дубрава (Морковь).

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

(Дерево).

Два братца хотят подраться,
Да друг друга достать не могут.

(Ведра на коромысле).

В одной бочке
Два разных пива:
Болтаются -
Не смешаются.

(Яйцо).

Красная девица
Росла в темнице.
Люди в руки брали,
Косу отрывали.

(Морковь).

Заговор – языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой.

В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое состояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться симпатией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил природы: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.



В заговорах выражалось стремление повторить в практической деятельности человека те процессы, которые производятся на небе неземными силами (А.Н. Веселовский): «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба (имя) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».

Необъяснимая, необоснованная, но и неустранимая вера в заговорное слово жива по сей день. Например, люди, изнемогающие от зубной боли или от безответной любви, и сегодня иногда прибегают к помощи знахарей.

Календарно-обрядовые песни (см. Колядки, Подблюдные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнивные) – песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам.

С различными состояниями природы связаны наиболее значительные обряды и песни летнего периода, начинавшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня.

В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информация: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоззрения.

Легенда – один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возникновения легенды – трансформация предания.

Зачастую легендами называют устные рассказы об исторических лицах или о событиях, которым приписывается абсолютная достоверность (легенды об основании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, излагая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная основа часто уходит на второй план.

По тематике легенды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Байкале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

Сюжет народной легенды об атамане Кудеяре использован НА. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил…

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл…

Малые жанры – название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора, исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и заключается их главная ценность. Кто из нас не любит покопаться в пестром ворохе русских потешек, загадок, пословиц и анекдотов?

Несмотря на скромные внешние параметры, малые жанры необыкновенно глубоки по внутреннему содержанию, являясь своеобразной квинтэссенцией народной мудрости, иные из них способны заместить собою довольно объемные устные рассказы.

Так, пословица «Не любо – не слушай, а врать не мешай» вынесена в заголовок сказки.

Благодаря уникальной компактности малые жанры щедро рассыпаны по более «громоздким» текстам. Древние сказители таким образом привлекали внимание слушателей к какой-либо особо важной мысли (так, в былине «Добрыня и змей», в сказках «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» трижды повторяется пословица «утро вечера мудренее»), оживляли одноообразное течение повествования, превращая его в театральное действо.

google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); В сказках, былинах и балладах мы встречаем приговоры-заклинания: «Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!» («Репка»), элементы колыбельных песен: «Спи, глазок, спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка»), «Баю-баю, сестрица-ластушка!» («Разбойники и сестра». Баллада), заклички:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!

Поют многие и многие персонажи. Потешает Колобок: «Я по коробам метен, по сусекам скребен, в сыром масле пряжон…» («Колобок». Сказка), кличет Коза: «Козлятушки, детятушки!

Отопритеся, отворитеся… Ваша мать пришла, молока принесла…» («Волк и семеро козлят». Сказка), причитает Уточка: «Кря, кря, мои деточки, кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала…» («Белая уточка». Сказка), плачет несчастный Иванушка: «Сестрица моя, Аленушка, выплынь, выплынь на бережок, котлы кипят кипучие, костры горят горючие…».

Довольно широко распространены заговоры:

Илья Муромец по кораблю похаживает,
Свой тугой лук принатягивает,
Калену стрелу принакладывает,
Да и сам стреле приговаривает:
«Полети-ка моя каленая стрела,
Высоко-далеко по поднебесью
Белой лебедью.
Не пади ты ни в воду, ни на землю,
Попади ты, калена стрела,
Под турецкий град, во зеленый сад,
На бел шатер, во дубовый стол,
Со дубового стола к самому хану,
На его груди белые,
Вынимай у него ретиво сердце,
Ретиво сердце и со печенью…»

(«Илья Муромец на Соколе-корабле». Былина).

О распространенности загадок говорить не приходится. Редкое повествование, связанное с добычей невесты или состязанием богатыря/бедняка/солдата с невестой/барином/чертом обходится без включения в текст любимого жанра:

– О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

– Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать.

– Скажи мне, какие загадки?

– А вот какие, дочка: что всего на свете сильней и быстрей, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

– Слушай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, – земля все питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет, а милее сна нет ничего на свете!

(«Мудрая дева». Сказка).

Малые жанры не только украшают и оживляют другие тексты, они очень хорошо приспособлены и к самостоятельной жизни. В отличие от былинного эпоса, малые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад. Они сопровождают нашу жизнь с первых дней, когда мы слышим, еще ничего не сознавая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток говорунюшки!
Ручки хватунюшки! -

и до последних, когда, отягощенные знаниями, мы грустно подводим итоги: жизнь прожить – не поле перейти.

Небылицы – произведения комической поэзии, небольшие по объему песенки, построенные по принципу нанизывания совершенно абсурдных событий:

Гром по небу прокатился:
Комар с дерева свалился.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под воротни лают ворота…

Именно небылицы наглядно демонстрируют обратную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, постепенно создает единую картину «сдвинутого», «перевернувшегося» мира, где «сын на матери все снопы возил… родну матенку-то попонюгивал, попонюгивал, да сам подстегивал», и картина становится апокалиптической, невозможной.

Небылицы не менее философичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, – тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь противоположных, «изнаночных» явлений действительности.

В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов (см. Скоморошины).

Небылицы исполнялись с приплясом под скоморошьи гудки – своеобразные трехструнные скрипки, которые гудопшики держали на коленях. «Небылица про щуку из Белого озера» и «Небылица про льдину» – самые популярные, в них помимо традиционных образов большое значение имеет местный колорит. Это северные, поморские небылицы – ироничные изображения царских «почесных пиров», где гости «пировали-столовали тут челы суточки, кабы вси-то тут ягодицей наедалисе» (речь идет об одной ягодице – щеке большой щуки, которую везли к царю на трех лошадях).

Небылицы-переделки чрезвычайно популярны в современном школьном фольклоре:

У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо разрубили…
Русалку в бочке посолили…

– Откуда костйшки?
– Из леса, вестимо,
– Отца, слышишь, рубят, а я отвожу…

И неизвестно, чего больше в сегодняшних детских безымянных строчках – страха, смеха над собственным страхом или привыкания к страху и низведения его к обыденному. Поиск ответа на этот вопрос станет основой отдельного серьезного исследования.

Песня – одна из форм вокальной музыки, широко распространенная в народном творчестве и в быту.

Народные песни – подлинная художественная энциклопедия жизни русского народа.

На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора, описан неполно и противоречиво. Достаточно условно жанровое деление песен на исторические и балладные, разбойничьи и солдатские, лирические и хороводные. Все они – образец тончайшей лирики и все без исключения историчны.

Притягательные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством: «За Россиюшку стояли, за прекрасную Москву…»; для которого неоспорима высокая ценность любви: «Лучше в Волге быть утопимому, чем на свете жить нелюбимому…»; который не устает любоваться родным краем («По лугу, лугу вода со льдом, по зелену золота струя струит»; «Растет растет травонька, все цветы цветут, цветут, цветут цветики, все алеются, зеленая травонька зеленеется…») и своим детьми:

…душечка, красна девица,
Чернобровая, радость, черноглазая,
Круглолицая, радость, белолицая,
СО-тонка ли ты ростом высокая!..
Ты своей сушишь девьей красотой,
Девьей красотой, грудью белою,
Грудью белою, трубчатой косой,
Трубчатой косой, лентой алою…

Богатейший поэтический источник видел в русских народных песнях А.С. Пушкин, создавая на их основе самостоятельные произведения. Великий поэт России отмечал широчайшую амплитуду эмоциональной нагрузки русских песен: «то разгулье удалое, то сердечная тоска».

Песенная поэзия была колыбелью творчества всемирно известного композитора П.И. Чайковского, который с детства проникся неизъяснимой красотой характерных черт русской народной музыки. Сокровища русских песен были для Чайковского, по его собственному признанию, художественной святыней.

Песенное творчество русского народа невозможно отразить во всей полноте, ибо невозможно составить полный «реестр» тех достоинств, которые таят в себе народные песни.

Поговорка – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явление или дающее ему оценку:

Овсяная каша хвалилась, что с маслом родилась.

И готово, да бестолково.

Счастье придет и на печи найдет.

Блин не клин, брюха не расколет.

Где умному горе, дураку веселье.

Из русской литературы

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

(А. С. Пушкин. Из частной переписки).

Пословица – краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой – остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, пословица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению народа, – «цветочек», пословица – «ягодка». В пословицах запечатлен жизненный опыт народа:

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Игумен за чарку, братья за ковши.

Малы детушки, что часты звездочки: и светят, и радуют в темную ноченьку.

Алтынного вора вешают, полтинного чествуют.

Житье сиротам, что гороху на дороге: кто мимо пройдет, тот и урвет.

В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Француз боек, да русский стоек.

Один и у каши сирота.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4-9 тыс. пословиц: «Собрание древних российских пословиц» (Московский университет, 4291 пословица), «Полное собрание русских пословиц и поговорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание – художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове – основателе крупнейших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Возможно, Демид Клементьевич, согласно преданию, действительно пришел в Тулу из села Новое Павшино Тульской области и первоначально не имел в Туле собственного дела. Но роль чуда в судьбе Демидова сыграла встреча с Петром I, несколько раз проездом посетившим Тулу в 1695-1696 гг. Несмотря на то, что эта встреча и приезды царя в оружейную столицу России не зафиксированы документально, нет оснований отвергать возможность этих событий, память о которых сохранила история рода.

Сказ – устный народный рассказ, без вымысла повествующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шахтеров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Часто за народные повествования принимают сказы авторские, истоком которых, несомненно, является фольклор, но они представляют собой самостоятельный литературный жанр (сказы Н.С. Лескова, П.П. Бажова).

Сказка – один из основных прозаических фольклорных жанров художественно-фантастического характера.

Когда-то, десятки тысяч лет назад, ближайшим окружением человека были звери и птицы, в поведении которых, привычках и повадках он находил свои собственные слабости, пороки и добродетели. Жизнь и поведение животных человек соотносил с различными атмосферными явлениями, объясняя смену погоды, шум ветра и завывания бури борьбой небесных существ, напоминающих знакомых ему животных, ставших символическими выражениями явлений природы. Так, летящие стаи птиц, развевающиеся волосы ведьм, гривы коней олицетворяли ветры. Лютые хищники, целиком заглатывающие добычу, стали символом злых туч, поглощающих солнце; Кощей Бессмертный, скупой страж несметных сокровищ и похититель нежных красавиц, представляющих метафору лета, тепла, солнышка, от одного взгляда которого все костенеет, цепенеет, не что иное, как персонификация зимнего холода.

Для древнего человека нет никакой пропасти между ним и животным миром. Он рассматривает животных прежде всего как существа, равные ему не только физически, но и социально. Окружающий мир для человека населен просто разными племенами с таким же социальным устройством, как у него, и отношение к этим племенам то мирное, то враждебное, смотря как проявляется отношение самих животных к нему. И наши предки принимали исключительные инстинкты животных за проявление высшего разума, считая некоторых не только равными себе, но и превосходящими его самого (Л.Я. Штернберг, 1936).

Древние славяне находили у себя черты медведя, другие племена отмечали сходные со своими черты иных животных, например сарацины находили у себя сходство с вепрем, румыны – с выдрой, турки – со змеем, литвины – с туром.

Сказки о животных органично сочетают в себе другие сюжеты (бытовые и волшебные), и порой границу между жанрами провести вовсе невозможно. Мифопоэтические представления о природе, выражающие при помощи образов животных и птиц определенное познание мира, переплетаются в сказках с живыми наблюдениями за звериными повадками, являют постепенно крепнущий дух соперничества между человеком и животным, отстаивание своих прав на жизнь, борьбу за добычу и территорию.

Бытовые сказки и сказки о животных отличают необычайный оптимизм и мягкий юмор, пронизывающий повествование.

По мере того как человек становился сильнее и увереннее в себе, фольклорные образы животных приобретали другую, более «снисходительную» окраску: волк из злодея превращался просто в глупца («битый небитого везет»), грозный медведь, тотемное животное, наделялся добродушием: велела Машенька отнести старикам гостинцев – он и понес.

Для других сказок, бытовых (новеллистических), характерно противостояние социальных героев: мужик (его сын или дочь) тягается умом и сообразительностью с купцами, попами, а то и с самим царем. Большое внимание уделяется семейным конфликтам с неверной, болтливой или «задорной» женой, с младшим братом (сыном) дураком, которому неизменно сопутствует удача («дуракам счастье»), несмотря на природную глупость.

Особую группу составляют сказки о черте, уступающем мужику в любых состязаниях, гораздо более простодушном и бесхитростном, чем сам мужик, который с легкостью осваивает небесное (подземное) царство, где, не стесняясь высоким соседством, ставит трактир, преследуя и получая лишь свою выгоду.

Антропоморфизм русской природы в фольклорных произведениях касается не только Матери Сырой Земли (см. Мать Сыра Земля), но и деревьев, в первую очередь дуба и березы, способных разговаривать, давать советы и прогнозировать дальнейшее течение событий. Деревья в сказках – верные друзья и помощники человека, они укрывают от врагов, дарят волшебные предметы, открывают клады и тайны, вознаграждая героев за труд и терпение.

Фольклор принято отождествлять с народной традиционной крестьянской культурой. Не отвергая общепринятого мнения, необходимо прояснить несколько моментов, позволяющих на стадии появления фиксированных культурных текстов проследить особенности семантики древнерусского языка.

Согласно исследованиям (И.И. Бахтин, 1982), первая запись русской сказки появилась примерно 470 лет назад при следующих обстоятельствах. В 1525 г. царь Василий Иванович отправил посольство в Рим к папе Клименту VII. Среди русских послов был образованнейший, знавший несколько иностранных языков князь Дмитрий Герасимов.

Итальянский историк Павел Иовий Новокомский написал исследование о России, во многом основанное на блестящих рассказах Герасимова, где и была найдена первая запись русской сказки «О поселянине и медведице». Сказка содержала историю о провалившемся в дупло, желающем полакомиться медом селянине, который выбрался из западни, где просидел трое суток, благодаря наведавшейся туда медведице. Сказка была, согласно этикету тех времен, рассказана на латинском языке, а затем переведена на русский.

Следует отметить, что в сказочных повествованиях слово «русский» употребляется только применительно к «духу», которым наполнены герои. Названия «Русь», «Россия» или просто «русская земля» не встречаются вообще, речь идет об условных «некоторых» или «тридевятых» царствах.

Герой легко переходит из одного царства в другое и часто становится царем не там, где родился и вырос. Другими словами, в сказках отражена Русь периода феодальной раздробленности, когда каждый город (ср. городить, огородиться) был княжеством (царством).

Иностранные же государства называются заморскими (заморские вина, заморская царевна).

Сказки практически не содержат представлений о родине, идеи патриотизма, поскольку возникли так давно, что и родины-то, государства не было.

В былинах же не только упоминается государство наряду с Киевом («матерью городов русских»), но и все герои являются ярыми защитниками государства Русь . Былины пронизаны идеями патриотизма, ибо возникли позднее сказок.

Таким образом, сказки отражают жизнь и представления разноплеменных обитателей (территории, ставшей впоследствии русской) на этапе возникновения и распада первобытнообщинного строя. И сказки о животных, и легенды, связанные с верой в духов природы и растений, а также обрядовые песни и детский фольклор характерны для тотемических обществ, естественных для этого этапа языческих отношений человека с миром.

Из народных сказок выросла лучшая русская литература – творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, С.Т. Аксакова, П.П. Бажова.

Известный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал кантату «Сказка» (1880); наш современник, талантливый композитор Н.Н. Сидельников создал концерт для 12 солистов «Русские сказки». Вековая поэтичность фольклорных образов запечатлена в русской поэзии:

…Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал…

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит…

(И.З. Суриков. Детство).

Скоморошины – разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста´рины (былины – пародии), пародийные баллады, песни-новеллы комического содержания, небылицы.

Объединяет их одно – смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержания, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Искусство скоморохов, распространенное в XI-XVII вв., было разнообразным. Скоморохи исполняли драматические сценки, героические песни, играли на музыкальных инструментах, рассказывали сказки, показывали дрессированных животных, выступали как акробаты. Их искусство требовало почти профессионального мастерства: «всяк спляшет, да не как скоморох» (пословица). Наиболее интересным и важным в искусстве скоморохов был глум – насмешка, сатира, направленная против неприглядностей народного быта, а также феодального правления.

Известно, что скоморохи веселили царей Ивана IV и Алексея Михайловича, а некоторые из них были взяты в придворный штат.

До XVI в. сведения о скоморохах отрывочны, разрозненны и свидетельствуют лишь о преследовании Церковью, которая называла их служителями дьявола, а их искусство – сатанинским:

«Скоморошья потеха сатане в утеху» (пословица). С XVI в. скоморохи причисляются к ремесленникам, селятся особыми деревнями (село Скоморохово), слободками в городах или, образуя ватаги (артели), бродят в поисках заработка.

В 1648 г. по указу царя Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены. Указом предписывалось: «Не петь в домах, на улицах и в полях песен, не плясать, в хороводы не играть и игр не слушать, загадок не загадывать, „небылых“ сказок не сказывать, платье скоморошеское не надевать, в карты и шахматы не играть, на качелях не качаться, медведей не водить, с собаками не плясать, на гуслях, бубнах, домрах, волынках, гудках не играть».

Музыкальные инструменты скоморохов (гудки, дудки, сопелки и сопели разного рода, бубны, трещотки, варганы) отнимали, сжигали или ломали. Ослушников публично били батогами, кнутом и ссылали.

google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Была и другая причина исчезновения скоморохов: культура России развивалась, потребности зрителей росли, поэтому шутки скоморохов уже не удовлетворяли изменившимся вкусам населения.

Типичными образцами скомороший являются песни «Вавило и скоморохи», «Гость Терентище», «Чурила в гостях у чужой жены», где бытовые ситуации принимают форму анекдота, дополняясь нескромными подробностями.

Эффект смешного иногда достигался путем пародирования стиля высокого эпоса – приемы, служившие величественному изображению богатырей и их подвигов, использовались для отображения обыденной жизни: старец Игренище из монастыря Боголюбова, собирая милостыню, повстречал девушку, «рад девушке-чернавушке, ухватил девушку-чернавушку, посадил в мешок»; монахиня Стафида Давыдьевна «тонцы водит» да пьет «винца-водки добрыя».

Замечательными произведениями комической поэзии являются излюбленные скоморохами небылицы (см. Небылицы ) – небольшие по объему песенки, построенные по принципу нанизывания совершенно абсурдных событий:

По синю морю да жернова несе,
А по чисту полю да все корабль бежит,
По поднебесью да все медведь летит,
На ели корова да белку лаяла,
Белку лаяла да ноги ширила.
В осеку свинья да все гнездо свила…

Со временем, ближе к XVII в., веселое и дерзко-обличительное искусство скоморохов стало забываться.

Скороговорки – шуточный жанр народного творчества, относящийся к разряду малых, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. В.И. Даль называет скороговорку – «чАстоговоркой», «чИстоговоркой», что вполне отражает ее суть: произнести быстро и чисто сложное по звуковому оформлению высказывание.

Скороговорки использовались в народе как обучающее средство при формировании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей:

Стоит копна с подприкопеночком.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова посреди двора!

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да не переколпаковывается.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба, говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Частушка (от частый ) – короткая, обычно рифмованная песенка юмористического или сатирического содержания. Частушки исполняются в веселом задорном темпе в сопровождении гармони:

Меня милый провожал
Елками да елками,
Все сердечко исколол
Тонкими иголками.

Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.

Фольклорные частушки послужили основой для возникновения жанра литературной частушки, встречаются в творчестве поэтов Д. Бедного, А.А. Прокофьева.

Если педагог по своему усмотрению будет фор мировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____ Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____ Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости » выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). « Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

____ Особое значение детским жеребьевкам придает известный фольклорист В.П. Аникин, считая, что народные игры являются для ребенка своеобраз­ной школой. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством со­циализации ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

____ Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой метке : палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий . Кто вытянет коротышку, тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянетотметинку .

____ Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов .

____ Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий .

____ Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхуш­ка палки, что возникают споры , кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует игровое правило : последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

По материалам книгиВ.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения» (М., 2000)

I. Жеребьевки

Если вожатый по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми детьми даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На мероприятиях полезно использовать те виды жеребьевок, которыми дети пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим вожатым.

Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит. Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.

Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

II. По считалочке

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Вожатому проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на мероприятии каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь детям освободиться от подобных реакций - задача вожатого. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках. ___ Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути - восток - будет где-то слева, а конец - запад - справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо). ___ Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке. ___ Оставшийся последним обычно - водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга). ___ На кулачках. Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении - наоборот. На третьем - своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Все кричали «куку - мак!» Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчет повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба - выходит (или водит). Примеры детских фольклорных считалок:

Стакан, лимон - Выйди вон! Ниточка, иголочка, ти-ти - Улети! Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана: Буду резать, буду бить - Все равно тебе водить! По дороге на Кавказ Едет старый тарантас. В тарантасе сидит котик, У него болит животик! Ехал барин в тарантасе. Таракана раздавил - И за это приключенье Три с полтиной заплатил! Айны, деву, Рики, факи, Торба, ерба. Он Дэсмаки, Дэус, дэус, Касматэус, Бакс!

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:

На золотом Крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит. ___ Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй - до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько ему Надо гвоздей, Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как бы вора наказать? Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Я поеду в Ленинград Покупать себе наряд. Красный, синий, голубой, Выбирай себе любой.

Обратим особое внимание, что можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок. ___ Все дети стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает. ___ Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга. ___ Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

III. Разрезанная открытка

Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты»).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), вожатый может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к вожатому.

Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение дети воспринимают как абсолютно самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом дидактических зайцев возрастает. И при повторении задания на разных занятиях набор этих пойманных зайцев будет различным.

IV. В заплатки

Все дети парами расходятся по комнате. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

V. Колечки

Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминается обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь отряд.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной на мероприятии.

Например, объединив весь отряд в колечки-шестерки, вожатый объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет детям встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

VI. Ворота

Играть в „Ворота“ можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек. Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя „ворота“. Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например „василек“ и „ромашка“ или „сосна“ и „елка“. А иногда и что-нибудь другое придумывали - „день“ или „ночь“, „яблоко“ или „груша“, «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад». Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики. Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки. Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

Просим вас, Пропустите нас Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

Что дадите?

Матка предлагает:

Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота. Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клену или к березе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клена» или «березы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось! А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево… Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нем крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится. Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в отрядах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырех с половиной минут. А в малокомплектных отрядах - практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на мероприятии затеять «ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-мероприятия), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением, и своеобразной подзарядкой отряда единым деловым темпоритмом, то становится очевидно, что время мероприятия, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском детской работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность. Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

Б ерут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят метку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают. Затем игроки по очереди берут по одной палочке. Кто вытянет жребий с условной меткой, тому и быть ведущим.

О дин из игроков делает пометку на одном из пальцев своей руки (землей, мелом и пр.). Каждый игрок выбирает себе один палец. Кому достанется помеченный палец, тот начинает игру или водит.

О дин из игроков прячет за спиной жребий и говорит: «Кто угадает, тому водить». К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто выбирает правую, а кто левую руку?»

После ответов жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.

По количеству игроков берут палочки, соломки или бумажки. Одна из них должна быть короче или длиннее. Каждый из игроков тянет жребий. Кто вытянет самую длинную или короткую палочку, тот и водит.

О дин из игроков берется за один конец палки или веревки, за ним второй, третий и т. д. Кому достанется противоположный конец палки или веревки, тому водить или начинать игру.

И гроки выстраиваются в ряд лицом к ведущему и вытягивают вперед руки ладонями вниз. Ведущий ходит перед игроками, рассказывает стихотворение, неожиданно останавливается и задевает руки игроков. Те, кто не успел спрятать руки, становится водящим.

И гроки делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «луной», а другой - «солнцем». Игроки сговариваются тихо, чтобы не услышали ведущие. Затем они подходят к ведущим и спрашивают, кого те выбирают: Луну или солнце? (Холодной воды или черного хлеба? За печкой заблудился или в корыте утопился? Земляника или малина? Колокольчик голубой или желтый зверобой? И т. д.)

Ведущие заранее договариваются, кто первым в какой паре выбирают. Один выбирает в первой паре, другой – во второй.

И гроки встают в круг. Ведущий ходит за кругом и по очереди касается игроков. Игроки закрывают глаза руками. После того, как все игроки закроют глаза, ведущие входит в круг, подходит к любому из игроков и касается его рук. Игрок открывает глаза и ведущий спрашивает у него: «Волк или заяц?» Игрок изображает волка или зайца. Ведущий отводит волков в одну сторону, а зайцев - в другую .

1. Батюшка наш сруб рубил,

Где –то ключик оборонил.

Кто найдет – водить пойдет!

2. Баню бабушка топила,

Там свои ключи оборонила

Кто найдет - водить пойдет.

3. Бьют куранты гулко:

Бим-бом! Бим-бом!

Выходи скорее вон!

4. Не могу найти свой хлеб,

Поищите, дети.

Кто – найдет – тому водить.

5. Вася во лесок пошел,

Ежевику там нашел.

С ревом выскочил медведь,

Вася тоже стал реветь.

6. Я считаю до пяти,

Не могу до десяти.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Я иду искать.

7. На горе овес дед сеял,

И пшеницу тоже.

С кем все это убирать?

Остается нам назвать.

8. Кто-то в комнате моем

Все вверх дном перевернул.

Раз, два, три- это ты.

9. Ты – идешь,

А ты – беги,

Ты – стоишь,

А ты – води.

10. Ветерочек навевает

И березку качает,

Крылья мельницы вращает,

Зерно в муку превращает,

Ты, дружочек, не смотри,

Выходи к нам – и води.

11. Заинька сидит в овраге,

Ушки лишь его торчат.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо заиньку поймать.

12. Зайки спрятались за кустик.

Раньше выйдешь – волком станешь.

13. Почему ты не выходишь?

Ждешь чего? Я не пойму.

В печке нашей пирожочек

Поспевает. Вот и жду.

14. Катилась яблоко

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

15. На зеленом на кусту,

Я орешки нахожу.

А орешки все пустые,

Лишь скорлупки золотые.

Кто орешки мне найдет,

Тот водить пойдет!

16. Валенки, сапожки

Ходят по дорожке.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

17. Ехал купец по дороге,

Вдруг слетело колесо.

Сколько надобно гвоздей

Починить то колесо?

18. Вышли мышки как – то раз

Посмотреть, который час.

Резко дернули за гири,

И раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

19. Ветер, ветер, ветерок,

Наша Сарби как цветок!

Хоть одним глазком взгляни,

Перед нами попляши.

20. Печет мама пирожки,

Вкусные и сладкие.

Кто возьмет – водить пойдет.

21. В лес красавица лиса

Заманила петуха.

Его хозяин – среди нас.

Он водить начнет сейчас.

22. Встань в кружок,

Нам водящего искать!

23. Бьют московские куранты:

Бим-бом! Бим-бом!

Ты скажи, который час?

24. В нашем чудном огороде

Иволга щебечет вроде.

Я считаю: раз, два, три,

Этот птенчик – точно ты.

25. В молодой крапиве-

Иволги птенец.

Ты красив, и он красив,

Раскрасавец, выходи!

26. Зайчик по полю скакал

И траву себе искал.

Кто траву ему найдет,

Тот водить сейчас пойдет.

27. Ать – два в сапогах,

Командир – то наш в лаптях.

Подготовила инструктор

по ФК Степанова Л.Н.


Изобретение относится к массовым коллективным мероприятиям и может быть использовано при жеребьевке большого числа участников, когда требуется случайным образом выделить участника для последующего его участия в следующем этапе мероприятия.

Известны способы жеребьевки в играх , например, основанные на выборе предмета в руке судьи. Данные способы применимы только с целью выбора 1 из 2. При множественной жеребьевке , когда требуется присвоить командам определенные номера, заранее заготовленные номера по количеству участвующих команд опускаются в урну. Затем поочередно называются наименования команд и для каждой из них вынимается номер из урны. Жеребьевка с рассеиванием применяется при проведении соревнований с разделением команд на подгруппы. При рассеивании команд можно сформировать подгруппы, примерно равные по силам. Применяются два способа рассеивания: рассеивание жребием и рассеивание по способу «змейка».

Рассеивание жеребьевкой производится следующим образом. После определения принципа рассеивания берется число команд, соответствующее количеству подгрупп, и между ними бросается жребий для распределения по подгруппам. Затем таким же образом распределяется по жребию следующая группа команд и т.д. Рассеиванию могут подвергаться или все команды или часть команд. Это предусматривается положением о соревнованиях. Если рассеиванию подвергается часть команд, то остальные команды распределяются по подгруппам чистой жеребьевкой.

Рассеивание по способу «змейка» производится следующим образом. Командам в соответствии с их местом, занятым на предыдущих соревнованиях, присваиваются номера, и команды распределяются «змейкой» по подгруппам. При рассеивании команд на две подгруппы конфигурация «змейки» одна, а при рассеивании на три группы и более - другая. При рассеивании по способу «змейка» создается условное равенство в подгруппах.

Известна автоматизированная жеребьевка , при которой проводится компьютерная генерация номеров по алгоритму псевдослучайных чисел. Ее недостатком является также ограничение числа участников, которых вводят в машинные расчеты вручную. С тысячами и миллионами участников генератор случайных чисел способен справиться и выбрать одного, но ввести такое количество в базу данных вручную быстро за короткий срок не представляется возможным, либо требует больших затрат человеко-ресурсов и компьютерной техники.

Недостатком данной жеребьевки является техническая сложность ее проведения, когда стоит задача жеребьевки среди большого множества участников мероприятия, например, исчисляемого тысячами или миллионами с целью выбора только одного из этого множества.

Ни один известный способ не решает задачи жеребьевки среди большого множества участников мероприятия, например, исчисляемого тысячами или миллионами с целью выбора только одного из этого множества.

Целью изобретения является решение данной задачи.

Техническим результатом изобретения является упрощение проведения жеребьевки при большом числе участников мероприятия, устранение необходимости запоминания информации участниками, отсутствие ограничения на количество участников мероприятия. Также техническим результатом является устранение ограничений прав участников, посредством исключения участия в процессе жеребьевки лиц, реально не участвующих в мероприятии, например, при наличии свободных мест для участников при отсутствии самих людей на мероприятии.

Указанный технический результат достигается за счет способа жеребьевки, при котором каждому участнику мероприятия организатор обеспечивает прием и регистрацию заявки, а также информирование участников о номере, присвоенном заявке участника, который становится номером электронного жеребьевочного билета, затем осуществляют жеребьевку таким образом, что процесс определения выигрышных номеров жеребьевочных билетов осуществляют по меньшей мере в один тур, заявку на участие в жеребьевке подают с одновременной регистрацией данных, идентифицирующих личность участника жеребьевки, причем указанные регистрационные данные каждой личности привязывают к каждой заявке на участие в жеребьевке и номеру, присвоенному участнику; номера участнику жеребьевки присваивают в порядке очередности поступления заявок в режиме реального времени; жеребьевку производят для одного из билетов с использованием лототрона, который настраивают на ограничение возможных комбинаций выпадающих пронумерованных шаров лото с учетом условий: общее количество выпадающих шаров лото равно количеству разрядов числа, соответствующему общему количеству жеребьевочных билетов; первые и последующие шары лото, формирующие выигрышное число ограничивают по выпадению возможных комбинаций цифр исходя из тех числовых значений, которые могут обеспечить выпадающему номеру значение в пределах числа, соответствующего общему количеству жеребьевочных билетов.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 показан принцип формирования номеров билетов жеребьевки при регистрации билетов пользователями.

На Фиг. 2 показан принцип формирования шаров с номерами, которые могут разыгрываться в лототроне.

На Фиг. 3 показан пример устройства и принципа работы лототрона.

На Фиг. 4 показан пример устройства шара лототрона и желоба (вид с торца в разрезе).

Осуществление изобретения

Способ проведения жеребьевки осуществляется посредством того, что ее участники становятся обладателями неких жеребьевочных билетов, которыми являются просто порядковые номера, которые присваивают каждому вновь зарегистрированному жеребьевочному билету. При организации жеребьевки желающие участвовать в ней пользователи осуществляют регистрацию идентификационных данных о своей личности на сайте сервера организатора жеребьевки. Данные о пользователях соотносят с номерами, которые присваивают заявке участника жеребьевки, и который становится номером электронного жеребьевочного билета. Жеребьевку осуществляют только среди номеров, заявки на которые зарегистрированы. Заявку на участие в жеребьевке пользователь подает и регистрирует путем вноса в период тиражного цикла установленной суммы.

При потребности сформировать жеребьевку среди билетов, а не участников, количество приобретаемых одним участником жеребьевки билетов может быть в этом случае не ограничено.

Регистрация участника и выдача ему электронного жеребьевочного билета или его номера служит основанием возникновения гражданско-правовых отношений, в соответствии с которыми участник вправе участвовать в жеребьевке и претендовать в случае выпадения жребия на него на дальнейшее участие в мероприятии, например, в качестве ведущего или основного игрока, главного героя и т.п.

Аналогично можно проводить жеребьевку при продаже проездных документов, например, на железнодорожный транспорт или авиатранспорт с использованием серийных номеров билетов. В этом случае при продаже билета пассажир заявляет о своем желании участвовать в жеребьевке, и кассир регистрирует его участие и с помощью билетопечатающего автомата указывает в билете необходимые для жеребьевки атрибуты, в том числе порядковый номер билета. В этом случае проездной билет после использования по прямому назначению остается у пользователя в качестве жеребьевочного и при выпадении на него жребия может быть предъявлен для участия в некой акции или мероприятии.

Преимуществом заявляемого способа проведения жеребьевки является простота участия, не требующая от участника запоминания какой-либо информации, и даже отсутствие необходимости осуществлять какие-либо действия, кроме подтверждения воли участвовать, с одной стороны, а с другой стороны, проведение такой жеребьевки позволяет повысить привлекательность и конкурентность основной услуги, предоставляемой пользователю в той или иной сфере обслуживания.

Способ осуществляется следующим образом.

Пользователи 2 регистрируются на сервере 1, вводят свои регистрационные данные. В момент приобретения билета сервер 1 присваивает номер билету 3 в соответствии с моментом подачи заявки на такое приобретение. Номер присваивается по порядку подачи заявки (см. Фиг. 1). Количество поданных заявок на покупку билетов соответствует общему количеству разыгрываемых вариантов комбинаций. Т.е. если куплено N билетов, то в розыгрыше участвуют все номера числом N комбинаций. Жеребьевку осуществляют с помощью лототрона 12 (см. Фиг. 2), который может быть реализован, например, на основе следующего устройства (см. Фиг. 2). Внутри корпуса лототрона 12 размещают процессор или микроконтроллер 5. Также может быть размещен накопитель информации 4, на который от сервера 1 поступает запись базы данных номеров, либо сведения о разыгрываемых номерах поступают сразу на процессор или микроконтроллер 5.

Начало работы лототрона 12 зависит от комбинации числа, которое требуется разыграть во всех возможных комбинациях. Например, если общее число комбинаций N=ABCDEF, где A, B, C, D, E, F - некие числа от 0 до 9, это значит, что лототрон должен крутить шесть барабанов с шарами.

Процессор или микроконтроллер 5 подает команду на загрузку сначала крайнего левого барабана 6 шарами с номерами от 0 до 3.

Данную загрузку можно выполнять, например, посредством двигающегося вдоль барабанов загрузочного модуля 14, загруженного шарами 17 (см. Фиг. 3). Модуль 14 разделен на 10 секций, в каждой из которых находятся шары с соответствующими номерами от 0 до 9. Когда требуется загрузить шар 17 в один из барабанов 6, 7, 8, 9, модуль 14 подъезжает, например, на направляющих соответствующей секции 15, секция поворачивается вдоль оси и через лунку 18 выгружает один из шаров при совпадении лунки 18 с лункой загрузки 16 в барабан. Когда таким способом в барабан загружены шары со всеми требуемыми номерами, барабан раскачивают, тасуя шары. После чего, например, так как показано на Фиг. 3 барабан 6 переворачивают лункой 16 вниз и через нее выгружают только один шар 17. Шар 17, выпав из барабана, падает на специальный наклонный желоб 13, по которому, скатываясь вниз, контактирует с RFID считывателем 19. Внутри каждого шара 17 установлены RFID метки 20 (см. Фиг. 4), соответствующие номерам шаров. Когда считыватель 19 инициирует метку 20, данные передаются на процессор 5 или микроконтроллер, который рассчитывает возможные комбинации чисел, шары с которыми могут быть загружены в следующий барабан. После чего операция по загрузке барабана шарами и розыгрыш второго шара повторяется аналогично для следующего барабана 7, затем для барабанов 8, 9 и т.д., если требуется розыгрыш номеров большего порядка. После окончания розыгрыша шары 17 могут загружаться обратно в модуль 14 вручную или автоматическим податчиком.

Описанный пример лототрона одна из возможных вариаций его технической реализации. Лототрон может быть выполнен в виде электронного табло, где числа выпадают в виде случайно сгенерированного. Также возможна реализация простого лототрона, куда загружают и распределяют шары вручную. Каждый из этих вариантов реализации позволяет реализовать заявленный способ.

Например, нужно разыграть 347853 комбинации на предмет выпадения любого числа от 000001 до 347853. В левый барабан загружают шары с номерами от 0 до 3. Если выпали числа 0, 1, 2, то в следующий барабан загружают все шары с номерами от 0 до 9. Если выпало число 3, то загружают в следующий барабан только шары с номерами от 0 до 4. Аналогично распределяют загрузку шаров во все остальные барабаны по очереди слева направо. Так происходит розыгрыш каждого следующего шара у всего ряда шестизначного числа. В итоге разыгрывается один единственный номер любого числа от 000001 до 347853, которым и будет номер выпавшего жребия.

Источники информации

1. http://medicalplanet.su/reabilitatia/106.html

2. http://ru.convdocs.org/docs/index-110939.html?page=3#1281686

3. http://support.ystok.ru/doc/tournament/ug/help.html?cont

Http%3A//support.ystok.ru/doc/tournament/ug/events/randomizing_00.html

Способ жеребьевки, при котором каждому участнику мероприятия организатор обеспечивает прием и регистрацию заявки, а также информирование участников о номере, присвоенном заявке участника, который становится номером электронного жеребьевочного билета, затем осуществляют жеребьевку таким образом, что процесс определения выигрышных номеров жеребьевочных билетов осуществляют по меньшей мере в один тур, заявку на участие в жеребьевке подают с одновременной регистрацией данных, идентифицирующих личность участника жеребьевки, причем указанные регистрационные данные каждой личности привязывают к каждой заявке на участие в жеребьевке и номеру, присвоенному участнику; номера участнику жеребьевки присваивают в порядке очередности поступления заявок в режиме реального времени; жеребьевку производят для одного из билетов с использованием лототрона, который настраивают на ограничение возможных комбинаций выпадающих пронумерованных шаров лото с учетом условий: общее количество выпадающих шаров лото равно количеству разрядов числа, соответствующего общему количеству жеребьевочных билетов; первые и последующие шары лото, формирующие выигрышное число, ограничивают по выпадению возможных комбинаций цифр исходя из тех числовых значений, которые могут обеспечить выпадающему номеру значение в пределах числа, соответствующего общему количеству жеребьевочных билетов; выпадающий из барабана шар лототрона падает на специальный наклонный желоб, по которому, скатываясь вниз, контактирует с RFID считывателем, а внутри каждого шара установлены RFID метки, соответствующие номерам шаров; когда считыватель инициирует метку, данные передают на процессор или микроконтроллер, который рассчитывает возможные комбинации чисел, шары с которыми могут быть загружены в следующий барабан; после чего операция по загрузке барабана шарами и розыгрыш следующего шара повторяется аналогично для следующего барабана, если требуется розыгрыш номеров большего порядка.

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приспособлений для проведения трансляций спортивных соревнований, например оборудования для букмекерских клубов. Описана система выбора и регистрации событий, относительно которых неизвестно, наступят они или нет при совершении букмекерских ставок, которая позволяет участнику в ходе просмотра спортивного события делать выбор вариантов развития события, в качестве которых используют результаты по меньшей мере одного соревнования, и/или отдельные ситуации, события и/или действия, возникающие, происходящие и/или предпринимаемые в ходе каждого из соревнований, и/или результаты этих ситуаций, которая включает в себя как минимум одно место проведения спортивного события, как минимум одно матричное поле с расчетной координационной сеткой, блок визуализации, блок передачи данных, расчетный блок, систему позиционирования.

Изобретение относится к защищенному листу и способу его изготовления. Защищенный лист содержит подлежащий выявлению элемент информации и носитель, образованный непрозрачной подложкой, в которую введена непрозрачная, предпочтительно волокнистая полоска, имеющая поверхность А и поверхность В.

Изобретение относится к проведению лотерей и розыгрышу денежных призов с помощью дистанционно разнесенных терминалов, соединенных с процессинговым центром лотереи, в частности лотерей, основанных на предсказании результатов спортивных соревнований.

Изобретение относится к лотереям и может быть использовано для организации лотерей и розыгрышей. Сущность способа - организатор лотереи осуществляет генерацию и изготовление массива лотерейных билетов в бумажной и электронной форме с предварительным распределением призового фонда по лотерейным билетам, а также розыгрыш лотерейных билетов и выплату выигрышей, которые осуществляют через терминалы оператора территориально распределенной системы терминалов, причем перед началом реализации лотерейных билетов в каждый терминал оператора территориально распределенной системы терминалов по каналам связи загружают и закрепляют за ним партию лотерейных билетов из массива лотерейных билетов, а при приобретении лотерейных билетов участниками лотереи информацию о каждом из реализованных лотерейных билетов и выданном выигрыше передают на сервер оператора территориально распределенной системы терминалов и сервер организатора лотереи. В способе достигается требуемый технический результат, заключающийся в расширении области применения и повышении достоверности проведения лотереи. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к лотереям и может быть использовано для организации лотерей. Сущность способа - осуществляют формирование массива лотерейных билетов в электронной форме, проводят розыгрыш лотереи и распределяют выигрыши по лотерейным билетам, а также выплату выигрышей, при этом взаимодействие с участниками лотереи осуществляют через терминалы, при этом после формирования массива лотерейных билетов в электронной форме и распределения выигрышей по лотерейным билетам формируют контрольный тираж лотерей в виде заверенного реестра идентификационных номеров лотерейных билетов и результатов розыгрыша, выпускают необходимое количество электронных партий лотерейных билетов и загружают их на сервер, связанный с терминалами, каждому из лотерейных билетов соответствующих партий, предназначенных для реализации через соответствующие терминалы, устанавливают условный номер билета, который хранят на сервере в паре с его реальным номером и результатом розыгрыша по нему, при визуализации процесса лотереи и ее результатов техническими средствами терминала на его экран выводят условный номер билета и результат розыгрыша в виде информации о наличии выигрыша по нему и размере выигрыша для выигрышного билета, которую дублируют путем выдачи участнику фискальной квитанции, причем при контроле результатов участия в лотерее информацию в фискальной квитанции сверяют с соответствующими лотерейными билетами контрольного тиража лотереи в электронной или бумажной форме. В изобретении достигается технический результат, заключающийся в расширении области применения и повышении достоверности проведения лотереи.

Изобретение относится к массовым коллективным мероприятиям и может быть использовано при жеребьевке большого числа участников, когда требуется случайным образом выделить участника для последующего его участия в следующем этапе мероприятия. Техническим результатом изобретения является упрощение проведения жеребьевки при большом числе участников мероприятия, устранения необходимости запоминания информации участниками, отсутствие ограничения на количество участников мероприятия. Также техническим результатом является устранение ограничений прав участников посредством исключения участия в процессе жеребьевки лиц, реально не участвующих в мероприятии, например, при наличии свободных мест для участников при отсутствии самих людей на мероприятии. Указанный технический результат достигается за счет того, что процесс определения выигрышных номеров жеребьевочных билетов осуществляют по меньшей мере в один тур, заявку на участие в жеребьевке подают с одновременной регистрацией данных, идентифицирующих личность участника жеребьевки, причем указанные регистрационные данные каждой личности привязывают к каждой заявке на участие в жеребьевке и номеру, присвоенному участнику; номера участнику жеребьевки присваивают в порядке очередности поступления заявок в режиме реального времени; жеребьевку производят для одного из билетов с использованием лототрона, который настраивают на ограничение возможных комбинаций выпадающих пронумерованных шаров лото с учетом условий: общее количество выпадающих шаров лото равно количеству разрядов числа, соответствующего общему количеству жеребьевочных билетов; первые и последующие шары лото, формирующие выигрышное число, ограничивают по выпадению возможных комбинаций цифр исходя из тех числовых значений, которые могут обеспечить выпадающему номеру значение в пределах числа, соответствующего общему количеству жеребьевочных билетов; выпадающий из барабана шар лототрона падает на специальный наклонный желоб, по которому, скатываясь вниз, контактирует с RFID считывателем, а внутри каждого шара установлены RFID метки, соответствующие номерам шаров; когда считыватель инициирует метку, данные передают на процессор или микроконтроллер, который рассчитывает возможные комбинации чисел, шары с которыми могут быть загружены в следующий барабан; после чего операция по загрузке барабана шарами и розыгрыш следующего шара повторяется аналогично для следующего барабана, если требуется розыгрыш номеров большего порядка. 4 ил.



 

Возможно, будет полезно почитать: