Царь иудейский. Ирод Великий - царь Иудеи

История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, это требование народа было не по сердцу Бога, так как они отвергли правление Господа над собой. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля. Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки. Правление первого царя Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул боится,
что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит его с царского престола, и воздвиг преследования на Давида, но Бог Израиля был с ним и его царство продолжалось 40 лет. Давид сделал столицей государства город Иерусалим. Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, сыном и преемником Давида. Соломон вошел в историю Израиля как самый мудрый и богатый царь, он стал создателем Иерусалимского храма. Времена правления Соломона – 40 лет, стали лучшим временем Израиля.

Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать. С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов. Два колена остались верными престолу Давида и сыну и его, а 10 колен образовали другое государство на севере Израиля. В 722 г. до Р/Х. десять колен были пленены, Ассирией и уведены в рабство, после чего их судьба неизвестна. Царство южное - Иудейское, существовало больше 300 лет, и в 606 г. было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон, а по пророчеству, в 536 году, Персидский царь Кир издал указ о возвращении Израиля и восстановлении храма, что бюло совершено спустя 70 лет после разрушения – в 516 г. до Р/Х.

Иудейские цари представляли одну династию Давида
Ровоам (932-915) - 17 лет, плохой. Женой имел Мааху, дочь Авесалома. Египетский Сусаким захватил Иерусалим и ограбил богатство его отца Соломона.
Авиа (915-913) - 3 года, плохой. Женою имел Ану, сестру матери своей, дочь Авессалома.
Аса (913-872) - 41 год, хороший. Вёл блгочестивую жизнь, искоренил идолопоклонство, за что и мать свою Ану лишил звания царицы.
Иосафат (872-850) - 25 лет хороший. Учил народ закону Божию и имел большое войско.
Иорам (850-843) - 8 лет, плохой. Имел женою Гофолию, вероятно по её научению убил всех братьев своих. Умер от жестокой болезни.
Охозия (843) - 1 год, плохой. Назван вероятно в честь сводного брата своей матери Гофолии, сына Ахавова. Был убит во время посещения Иорама в Изрееле.
Гофолия (843-837) - 6 лет, плохая, дочь либо внучка Амврия, названа также дочерью Ахава и Иезавели. По смерти сына своего Охозии умертвила всех своих потомков. Была убита в заговоре священника Иодая.
Иоас (843-803) - 40 лет, хороший, был скрываем 6 лет от Гофолии его тёткой Иосавефой. В 7 лет воцарился, под руководством Иодая очистил Иудею от идолов. По смерти Иодая уклонился в идолопклонство и убил сына его Захарию. Умер от заговора.
Амасия (803-775) - 29 лет, начинал не плохо, доколе после победы над Идумеями в долине соляной принёс в Иерусалим их идолов и стал поклоняться им. Иоас Израильский разрушил и ограбил Иерусалим и покалечил Амасию. Умер Амасия от заговора.
Озия (775-735) - 52 года, хороший. Имя Озия было обиходным именем а его тронное имя Азария (энциклопедия Бракгауза). Первые годы он царствовал с отцом Амасией,последние годы жизни возгордился и был прокажённым, а на престоле был его сын Иоафам.
Иоафам (749-734) - 16 лет, хороший. Практически был соправителем со своим отцем Озией.
Ахаз (741-726) - 16 лет, плохой. В начале был соправителем с Иоафамом, изменил жертвенник по образцу Дамасского.
Езекия (726-697) - 29 лет, хороший. На четвёртом году его правления в 722 году пало северное царство Израиля. На 14 году Сеннахирим пошёл на всю землю Иудейскую, Бог даровал чудное избавление от царя Асирийского и чудное выздоровление от болезни со знамением.
Манассия (697-642) - 50 лет, плохой. Ради его нечестия Бог не захотел простить Иуду. По преданию он перепилил пророка Исаию.
Аммон (642-640) - 2 года, плохой. Убит в заговоре.
Иосия (639-608) - 31 год, хороший. В 8 лет стал царём, производил благочестивые реформы в народе. Убит фараоном Нехао.
Иоахаз (608) - 3 месяца, плохой. Уведён в плен фараоном.
Иоаким (608-597) - 11 лет, плохой.
Елиаким, поставлен фараоном вместо брата своего Иоахаза. Вначале фараону а через 3 года, после завоевания Навуходоносором, Вавилону платил дань.
Иехония (597) - 3 месяца, плохой. Вышел к Навуходоносору и отведён был в Вавилон, где прожил 37 лет. Был выведен из темницы и до дня смерти получал содержание от царя.
Седекия (Матфания) 597-586) - 11 лет, плохой. (Матфания), дядя Иехонии, был отведён в Вавилон где над ним произвели суд. Иерусалим и храм были разрушены и 70 лет оставались в развалинах.
Годолия, последний правитель Иудеи, поставленный царём Вавилонским, правил 2 месяца и был убит, он не был из царского рода Давида
По смерти Соломона царство разделилось, десять колен составили северное царство называемое "Израильским"; Иуда и Вениамин составили южное царство, называемое "Иудейским".

Израильские 19 царей составляли 9 различных династий
Иеровоам (932-911) - 22 года, плохой. Основатель Северного независимого от Иуды. Иеровоам, как евреи по пути из Египта ввел в стране египетское идолопоклонство тельцу. Вероятно в помять о работах в медных рудниках, где часто после затухшей свечи выход зависел от чутья на свежую струю волов, которые тянули тяжести. Все 19 царей поклонялись тельцу.
Нават (911-910) - 2 года, плохой. Ходил путями отца своего, убит Ваасой, со всем домом Иеровоама.
Вааса (910-887) - 24 года, плохой. Сделал заговор против Навата, воевал с Иудейским царством.
Ила (887-886) - 2 года, плохой. Был развратником, убит в пьяном состоянии Замврием, который истрабил весь дом Илы.
Зимврий (Ииуй) (886) - 7 дней, плохой. Сгорел в огне.
Амврий (886-875) - 12 лет, плохой. При нём Израиль стал поступать хуже окружающих народов.
Ахав (875-854) - 22 года, плохой. Взял в жёны дочь жреца Сидонского Ефваала, которая истребила пророков Господних и ввела в Израиле поклонение Ваалу и Астарте, которое было искорененно пророками Ильей, Елисеем и Иуем.
Охозия (855-854) - 2 года, плохой. Ходил путями матери своей, при загадочных обстоятельствах упал через решётку дома и скончался.
Иорам (854-843) - 12 лет, плохой. Убит военочальником Ииуем.
Ииуй (843-816) - 28 лет, плохой. Начальник телохранителей Ахава, истребил весь дом его и поклонение ваалу.
Иоахаз (820-804) - 17 лет, плохой. Ходил путями отца своего Ииуя.
Иоас (806-790) - 16 лет, плохой. Воевал и разрушил стены Иерусалима.
Иеровоам 2 (790-749) - 41 год, плохой.
Захария(748) - 6 месяцев, плохой. Публично убит Селлумом.
Селлум (748) - 1 месяц, плохой. Убит Менаимом, из Фирцы.
Менаим (748-738) - 10 лет, плохой. Откупился от Фула, царя Ассирийского.
Факия (738-736) - 2 года, плохой.
Факей (736-730) ~ 20 лет, плохой. В 734 г. до Р.Х. Феглаффелласар увел в плен северный и восточный Израиль.
Осия (730-721) - 9 лет, плохой. Царь Ассирийский Салманасар обложил его данью, по смерти его в 721 г. до Р.Х. Самария и остаток Израиля были взяты и уведены в плен Саргоном в 722 г.

Пленение и возвращения из Вавилона Израиля
Вавилонское пленение Иуды произошло в три этапа:
1) В 606 г. до Р.Х.
2) В 597 г. до Р.Х.
3) В 586 г. до Р.Х.
Вавилонский плен продолжался 70 лет, от 606-536 до Р.Х.
В 516г. спустя 70 лет от разрушения и сожжения храма в 586 г. он был восстановлен.
Возвращение Израиля было в три этапа:
1) от указа Кира в 538-536 году;
2) при Артарксерксе Первом и священнике Ездре в 458;
3) на 20 году правления Артарксеркса I, с виночерпием Неемией в 445.
Что стало началом времени отчисления определенного Израилю в 69 седмин до смерти Христа: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» (Дан.9:26)
В IVв. завоевание Греческой империи А. Македонского
В III -IIв. Макковейские войны с царями Сирии
В Iв. до Р.Хр. Становление Римской империи, завоевание Помпея (63г. до Р. Хр.)
37-4 гг. до Р/Х. царство Ирода Идумея, который истребил царственный род Хасмонеев. Чтобы придать своей династии царственные связи семьи Хасмонеев, Ирод женился на внучке первосвященника Гиркана II Мариамне, которую в последствии с двумя сыновьями и её матерью приказал казнить.

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.

История Ветхого Завета показывает, что когда Его народ был послушен Ему, то наследовал благословения: изобилие, жизнь с избытком, победу над врагом. Когда уклонялся от заповедей Божьих, то израильский народ сразу становился уязвимым и побежденным врагами. Бог говорил к своему народу через пророков: людей, имеющих близкие отношения с Богом. Они слышали Его голос, а затем передавали Его волю царям и всему народу. Бог избирал лидеров, которые вели народ Его путями. Это Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, И. Навин и др. Но люди, слыша голос Бога через лидеров, пророков, часто оставались непослушными и непокоривыми, ропотниками и неблагодарными Богу за все Его милости и дела, которые Он являл им.

Первородный грех, сделанный Адамом и Евой, проложил огромную пропасть между Богом и людьми. Бог хочет обратить сердца своего народа к Себе и обещает послать такого царя, которого не бывало прежде: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот – имя Его, которым будут называть Его: Господь – оправдание наше!» - пишет пророк Иеремия. «Отрасль праведная» - еврейское слово «Цемах цадик», «росток», который непосредственно идет от корня – царя Давида. Описание мудрости, суда и правды будущего царя указывает на Его Божественность. Сам Бог-Господь дает ему Свое имя и это указывает на будущего Мессию и Его искупительную роль: «Господь – оправдание наше».

Духовная слепота людей, мысливших человеческими стандартами и ожидая будущего царя как важного и знатного человека, сильного воина, окруженного армией, который бы держал в страхе весь мир, давая безопасность еврейскому народу, не могла разглядеть в сыне плотника, окруженного простыми рыбаками, проститутками, сборщиками налогов – Мессию и своего царя. Зависть и ненависть фарисеев привела Христа на крест.

Казнь Иисуса была величайшим узаконенным убийством в мировой истории. Это было «самое гнусное убийство, самое грязное преступление, которое когда-либо совершали мятежники по отношению к доброму Отцу своего отечества». Но что же сделал Бог? « Он превратил этот низменный мятеж против Своей Личности в жертвенное искупление и спасение этих же мятежников! Он ответил на этот удар кулаком в Его лицо поцелуем примиряющей любви. Мы совершили самое худшее из сферы зла против Него, Он же совершил самое лучшее из сферы благости по отношению к нам, причем то и другое совершилось в один и тот же час» (Ф. Гердтель).

Троном будущего Царя был крест, короной – терновый венец. Так позор креста одновременно стал искупительным, поворотным пунктом в истории евреев и всего человечества; а потому и крушением, и драмой вселенской сверхистории. То, что произошло на кресте, является победоносным основанием искупления.

Сегодня многие люди, даже христиане, считают до сих пор виновными евреев в том, что произошло, и некоторые евреи сами считают Иисуса (Иешуа) объектом их страданий и гонений. Так ли это с позиции Бога и Священного Писания? Поскольку люди постоянно грешили, в Ветхом Завете за грех, совершенный человеком, приносилась жертва животного, т.е. должна была пролиться кровь, чтобы сделанный грех был прощен. Но кровь животных не могла навсегда оправдать грешников и каждый раз совершались жертвы за грех, но люди, их жизни не изменялись. В планах Отца было послать Своего Сына, отрасль Давидову, чтобы «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». Иисус Христос (Иешуа) пришел и стал этой жертвой, приношением, чтобы заплатить за все грехи, дать новое сердце, вернуть Свою природу и силу противостать любому греху. Господь Иисус стал оправданием нашим; сначала иудеев, потом еллинов (язычников). Поэтому, пролитие крови Иисуса Христа было запланировано Отцом, и в том, что эта кровь пролилась, виноваты не только евреи, но и люди всех национальностей. За грехи всего человечества Иисус был распят на кресте.

Простил ли Бог евреев за участие в убийстве? Иешуа, Царь Иудейский, Иисус Христос добровольно отдавал свою жизнь на кресте за свой народ и просил Бога-Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Иисус (Иешуа) простил, простил и Бог-Отец, позволив Сыну умереть, заплатить святой кровью за грехи евреев и людей всех национальностей. Поэтому обвинять евреев, что они до сих пор виноваты, безосновательно, так как сам Иисус Христос простил и оправдал их на кресте. Он был распят за грехи всего человечества, и мы с вами равноценные участники этого акта, так как и за ваши, и за мои грехи Сын Божий, Господь Иисус, Иешуа был пригвожден ко кресту.

В первую очередь Господь Иисус Христос родился и явился своему избранному народу как Царь Иудейский, о чем писали все ветхозаветные пророки, о чем свидетельствовала табличка на кресте: «Царь Иудейский». Христиане появились только после Его смерти и воскресения. После распятия осталось ядро, остаток евреев – Его учеников, к которым потом присоединились язычники, которые также унаследовали спасение. Иисус Христос, Иешуа при жизни был послан проповедовать Евангелие сынам Израиля, неся освобождения своему народу: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Только после Его распятия, посредством креста была устранена преграда, небеса раскрылись и для язычников, и все народы получили право на спасение и долю назидательного содержания Евангелия подобным же образом, как и иудеи, отнести к самим себе.

Одной из причин, почему еврейскому народу тяжело признать Иешуа своим царем, является то, что христиане на протяжении столетий не признавали евреев особым, избранным Богом народом, к которому Мессия пришел как Царь. Приход Мессии как Царя Иудейского мы видим из следующих мест Священного Писания:

Господь сообщает мудрецам с востока, что будет рожден Царь Иудейский.

Они пришли поклониться Царю Иудейскому.

Иисус Христос, Царь Иудейский при жизни проповедовал исключительно евреям.

Существующие религиозные власти захотели убить Иешуа, Иисуса Христа, за признания и провозглашения себя Царем Иудейским, в этом была найдена Его вина.

По этой причине в процесс вмешался римский наместник Пилат.

Подтверждением всему этому является надпись на кресте: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский».

Часто многие христиане не только забывают, что Иисус Христос – Царь Иудейский, но и существует нелепая позиция, разжигающая вражду между христианами и евреями, которая ранит сердце Бога Отца: «евреи отвергли Господа как Царя, а мы, язычники, приняли Его как вождя». Бог Отец смотрит сегодня на каждого христианина как участника в духовном наследии евреев, а не как гонителя евреев. Апостол Павел обращается ко всем христианам в послании к римлянам: «Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном», то есть, оказывая не только доброе расположение сердца, но и посильную помощь через добрые дела. Лакмусовой бумагой на проверку истинности христианина служит его отношение к евреям, избранному Богом народу. Бог Отец видит сегодня Церковь как одно с еврейским народом, как родных и близких людей, готовых уважать, помогать и благословлять евреев. «Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти…, были в то время отчуждены от Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем».

Дорогие Богом избранный народ, возлюбленные Господом евреи! Царь Иудейский, Иешуа, Иисус Христос оставил славу Небес и пришел на эту землю, чтобы вы были искуплены от проклятия греха, болезней, нищеты, неуважения, грубого обращения, гонений и убийств; чтобы ваши страдания и унижения прекратились и вы стали Его красой и благословением для всех народов. Примите сегодня своего Царя, Иисуса Христа, пролившего Свою кровь и отдавшего Свою жизнь за каждого из вас, произнеся эту молитву: «Великий Бог, я принимаю сегодня Твоего Сына, Иешуа, Иисуса Христа, как Царя Иудейского, Господа и Спасителя. Я признаю себя грешником и прошу, прости все мои грехи. Я благодарю Тебя, что за все мои грехи уже заплачено, и они прощены ценой жизни, смерти и воскресения Царя Иудейского, Иисуса Христа. Иисус, я признаю Тебя моим Царем, Господом и Спасителем и с этого дня отдаю свою жизнь в Твои руки. Приди в мое сердце и живи в нем во имя Иисуса Христа. Аминь».

Эта статья о легендарном библейском царе, см. также Соломон (имя). Соломон др. евр. שְׁלֹמֹה, Шломо … Википедия

Царь Иудейский перифрастическое именование Иисуса Христа, а также Мессии. В особенности может означать: Царь Иудейский тип изображения Христа в католической иконографии «Царь Иудейский» пьеса поэта и драматурга К. Р. (великого… … Википедия

Иудейский праздник Ту бе-Ав - Согласно традиции, в день Ту бе Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за так называемый грех десяти разведчиков, посланных Моше во время странствия по пустыне в Ханаан и по возвращении из разведки убеждавших народ вернуться обратно … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Ту бе‑Ав (15‑й день месяца ав) - Согласно традиции, в день Ту бе‑Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за так называемый грех десяти разведчиков, посланных Моше во время странствия по пустыне в Ханаан и по возвращении из разведки убеждавших народ вернуться обратно … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Шавуот, или Пятидесятница - Шавуот (др.евр. праздник недель), Пятидесятница еврейский праздник сбора урожая пшеницы в конце мая начале июня, одновременно отмечаемый как праздник Десяти заповедей или «дарования закона» еврейскому народу. Празднуется в течении… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Шавуот: история и традиции - Шавуот праздник дарования Торы, т.е. нравственного закона. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Кроме того, он еще получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник – День приношения омера - В иудейском календаре период между весенним праздником Песах и летним праздником Шавуот является одним из наиболее важных и называется сфират ха омер (отсчет омера). Этот период начинается со второго дня Песаха (16 число весеннего месяца нисана… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЦАРЬ - 1. (тж в сочет.: Царь Небесный, Царь Щедрот; Бог) А там, в полях необозримых, Служа Небесному Царю, Чугунный правнук Ибрагимов Зажег зарю. Цв914 (III,10); Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста, Наградит тебя Царь… …

ИУДЕЙСКИЙ - (при распятии над Иисусом Христом была надпись: «Сей есть Царь Иудейский») Прибита к горе заря: ИСУС НАЗАРЯНИН ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ Изм. цит. Ес918 (II,47) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

царь - А. Темы в Библии ЦАРЬ как тема первой Царств: 1Цар 11:15 Б. Земные цари 1. Примеры неизраильских царей четыре царя, воевавшие с пятью: Быт 14:8 11 Мелхиседек, царь Салимский: Быт 14:18 перечень царей Едома: Быт 36:32 39 фараон, царь Египта: Исх 1 … Библия: Тематический словарь

Книги

  • Царь Иудейский. Драма в четырех действиях и пяти картинах , К. Р.. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1914 год. Типография Министерства внутренних дел. Иллюстрированное издание. Владельческий переплет с кожаным корешком и уголками. Корешок бинтовой.…
  • Царь Иудейский (подарочное издание) , Константин Романов. Подарочное издание в суперобложке и твердом футляре. Книга выполнена в эксклюзивном красочном оформлении, богато иллюстрирована. Великий князь и талантливый писатель конца XIX - начала XX…

Но как мог быть организован подлог? Согласно Евангелию, все, за исключением учеников Иисуса, желали его смерти – или по меньшей мере не вмешивались в ход событий. Власти Иудеи и заполонившая улицы шумная толпа – а также римляне, хотя и неявно – хотели избавиться от него. Традиционная интерпретация евангельских рассказов рисует следующую картину. Иисуса судили в присутствии народа, толпа потребовала, чтобы его распяли, Пилат «умыл руки», а затем Иисуса провели к месту публичной казни – Голгофе, или «месту черепа» – сквозь толпы людей, которые проклинали его и прибили гвоздями к кресту между двумя разбойниками.

Если бы он попытался бежать по пути на Голгофу, такая попытка была бы сразу же пресечена. Нашлось бы множество добровольцев, которые быстро вернули бы его на Крестный путь. В Евангелии говорится, что римляне сложили с себя всю ответственность за происходящее; их не интересовало, что будет дальше. Однако властям Иудеи и представителям священников-саддукеев было не все равно – они желали смерти Иисуса. Немногочисленные ученики были не в силах защитить его и лишь беспомощно наблюдали за разворачивавшейся у них на глазах трагедией. Таким образом, если его спасение не служило интересам ни римлян, ни властей Иудеи, которые обладали достаточной для этого властью, то оно представляется невозможным. Тем не менее в тексте Евангелия содержится достаточно намеков, чтобы сделать паузу и задуматься. Ситуация не так проста, как мы привыкли думать.

Первое, и очень важное замечание – в ту эпоху к распятию приговаривали за политические преступления. Однако по свидетельству Евангелия Пилат отдал судьбу Иисуса в руки толпы, которая потребовала распятия, обвиняя его в ереси. По законам Иудеи наказанием за такое преступление служило побитие камнями. Распятие – это римская казнь, к которой приговаривали за подстрекательство к мятежу, а не за религиозные воззрения. Одно это противоречие иллюстрирует, что события тех дней переданы в Евангелии не совсем верно. Может быть, составители Евангелия старались скрыть от нас какие-то важные детали? Или пытались переложить вину на других?

Можно не сомневаться, что Иисус был приговорен к смертной казни за политические преступления. Мы также уверены, что первую скрипку в этом судебном процессе играли римляне, а не власти Иудеи – в чем бы нас ни пытались убедить Евангелия. Евангелисты прекрасно справились со своей задачей – современному христианину кажется немыслимым, что Иисус мог заниматься политической деятельность. Тем не менее еще пятьдесят лет назад профессор Сэмюэл Брэндон из Манчестерского университета обратил внимание на эту теологическую неточность:

«Неоспоримым остается важный факт – смертный приговор был вынесен римским прокуратором и приведен в исполнение римскими чиновниками».

«Не подлежит сомнению, что движение, связанное с [Иисусом], имело, по меньшей мере, некоторое сходство с мятежом, чтобы римляне признали в нем возможного бунтовщика и казнили его по этому обвинению».

Впоследствии Брэндон высказывался еще откровеннее – возможно, разгневанный поведением тех, кто упорно игнорировал этот важный факт.

«Любое исследование, – убедительно доказывал он, не оставляя места для сомнений, – связанное с Иисусом как исторической личностью, должно начинаться с факта его казни римлянами за подстрекательство к мятежу».

Нам еще предстоит выяснить, что здесь мы столкнулись не только с интригами теологов, но и махинациями политиков. Даже сегодня обезврежены еще не все «мины» на этом пути.

Мы задались вопросом, есть ли еще в Евангелиях свидетельства – помимо жестокого способа казни, – что всем заправляли римляне и что преступление Иисуса заключалось в подстрекательстве к мятежу, а не в искажении религиозных догм иудаизма.

Ответ: есть. Иисус был распят вместе с двумя другими людьми, которые в Библии (в английском переводе) названы ворами. Однако если обратиться к оригинальному греческому тексту, то найдем там термин «лестаи», который буквально переводится как «разбойники» и которым греки называли зелотов, борцов за освобождение Иудеи от римской оккупации.

Римляне считали их террористами.

Однако зелоты не просто добивались политических целей – у них были и корыстные мотивы. Помимо всего прочего, они высказывали сомнение в легитимности священников, служивших в Храме Соломона, и в особенности первосвященника, который в то время назначался царями из рода Ирода. Они хотели поставить на их место «сынов Аарона», то есть священников из рода Аарона, брата Моисея из племени Левия, который основал род священников и был первым первосвященником Израиля. Термин «сыны Аарона» стал обозначать единственный законный род священников в Древнем Израиле.

Тот факт, что на Голгофе Иисус оказался между двумя приговоренными к смерти зелотами, неопровержимо свидетельствует, что римляне также считали его зелотом. Им же был Варавва, пленник, отпущенный Пилатом в честь праздника Пасхи. Греческий вариант Евангелия называет его «лестес». Похоже, Иисус был буквально окружен зелотами.

То же самое можно сказать и об учениках Иисуса: в Евангелии от Луки говорится о «Симоне, прозываемом Зелотом». Более того, фанатичная группа убийц в среде зелотов носила имя «сикарии» по названию небольшого ножа – сика, – которым они убивали противников. Иуда Искариот явно был сикарием (правда, неизвестно, действующим или бывшим). Предположение о воинственности зелотов приобретает особый смысл, если мы вспомним со бытия, предшествовавшие аресту Иисуса в Гефсиманском саду. Согласно Евангелию от Луки на встрече с учениками Иисус приказал им вооружиться: «…продай одежду свою и купи меч». Когда ему ответили, что у них есть два меча, «он сказал им: довольно». Здесь Иисус описывается в контексте страстного и нередко связанного с насилием желания евреев освободиться от власти Рима. Не видеть этого – значит игнорировать большую часть текста.

В определенном смысле антиримские настроения Иисуса подтверждаются тем, что его приговорили к распятию. Пилат якобы «умыл руки», однако именно по его настоянию на кресте осталась надпись «Царь Иудейский» – и это значит, что римские законы, которые отличались необыкновенной скрупулезностью, были соблюдены. По закону Пилат мог принять одно-единственное решение: распять Иисуса. Однако надписью на кресте он давал понять, что ему известна правда.

Остается главный вопрос: если Иисусу удалось избежать смерти на кресте – он бежал или его кем-то заменили, – то кто ему помогал? Это были явно не римляне: зачем им спасать того, кто выступал за освобождение Иудеи? Спасителями не могли быть и священники из Храма Соломона, поскольку Иисус по меньшей мере с крайним неодобрением высказывался об их деятельности. Мы полагали, что помощь могла прийти только со стороны зелотов.

Однако дальнейшие исследования показали, что мы глубоко заблуждались.

В 37 году до н. э. Ирод захватил Иерусалим. Он не был уроженцем Иудеи, а происходил из северной области, которая называлась Идумея. Опытный воин и администратор, он также был жестоким убийцей. Его покровитель Марк Антоний предоставил в его распоряжение мощную армию римлян, чтобы взять Иерусалим, но даже при наличии такой помощи осада города продолжалась пять месяцев. Захватив власть, Ирод тут же казнил сорок пять членов Синедриона, тем самым лишив его влияния. Он также арестовал Антигона, последнего царя Иудеи, и отправил его в Антиохию, в резиденцию Марка Антония. Там царя Иудеи обезглавили. Царем вместо него стал Ирод, известный историкам как «Ирод Великий»; он поддерживал дружеские отношения с помогавшими ему римлянами.

Ирод испытывал глубокую неприязнь ко всем членам древнего царского рода, сохранявшим законные права на престол. Женившись на царевне, он тем не менее приказал утопить ее брата-первосвященника в бассейне дворца города Иерихона. Впоследствии он убил и свою жену, а также двух сыновей от этого брака. На протяжении всего своего правления он методично уничтожал остатки царской династии Израиля. Ирод реставрировал Иерусалимский Храм, но несмотря на этот щедрый дар большинство населения страны ненавидело его. В 4 году до н. э., перед самой смертью, он приказал сжечь двух фарисеев, последователи которых сбросили золоченого римского орла, установленного по приказу Ирода на передней стене Храма.

Единственным хроникером этого периода был еврейский историк Иосиф Флавий. Он сообщает, что после смерти Ирода «народ» потребовал сменить первосвященника, который был ставленником умершего царя. Они потребовали назначить первосвященником человека «более благочестивого и непорочного». Это первое свидетельство того, что большую часть еврейского народа волновала данная проблема, что очень важно для понимания того исторического периода. Но кто были эти люди?

Иосиф Флавий описывает три течения в иудаизме, существовавшие в то время: фарисеев, саддукеев и ессеев. Саддукеи поддерживали богослужения в Храме, и из их рядов выходили священники, совершавшие ежедневные жертвоприношения. Фарисеи больше интересовались иудейскими традициями и сведением воедино законов, установленных древними пророками, не участвуя в храмовых жертвоприношениях. Об ессеях, живших обособленными общинами, в произведении Флавия содержатся противоречивые сведения. Историк описывает их то сторонниками, то врагами Ирода, то мирными, то воинственными, то соблюдавшими обет безбрачия, то имевшими семьи – в зависимости от того, какую часть его трудов вы откроете. Все это привело к разброду в рядах современных исследователей и усложнило проблему. Тем не менее всех ессеев отличала преданность иудейскому закону, и, как отмечал Иосиф Флавий, даже под пытками они отказывались проклинать Моисея и нарушать предписания закона. Кроме того, писал Иосиф, они придерживались тех же взглядов, что и «сыны Греции»; вероятно, он имел в виду пифагорейцев или платоников, которые также считали человека вместилищем бессмертной души, которая находится внутри недолговечной телесной оболочки.

В своей более поздней работе, «Иудейские древности», Флавий добавил к этим трем группам четвертую – зелотов.

Те, кто требовал нового первосвященника, действовали не только из религиозных побуждений. Требование перемен стало особенно громким по завершении недельного траура по умершему Ироду. Его сын Архелай надеялся унаследовать трон отца, но последнее слово было за римским императором Августом.

Перед отъездом в Рим во время пышного поминального пира в Храме Архелай услышал шум разгневанной толпы, выкрикивавшей свои требования. Главная цель нападок – первосвященник – тоже присутствовал на пиру. Архелай был разгневан шумным выступлением, но не хотел обострять ситуацию и отправил одного из военачальников, чтобы тот успокоил толпу, собравшуюся в Храме. Многие пришли в город из близлежащих деревень в преддверии праздника Пасхи. Но прежде чем военачальник успел что-то сказать, толпа принялась забрасывать его камнями, и он поспешно ретировался.

Вероятно, Архелай запаниковал, опасаясь за свою жизнь, и события стали стремительно развиваться, приняв жестокий оборот. Архелай тут же приказал армейской когорте войти в Храм и арестовать зачинщиков, которые подстрекали толпу. Это была серьезная сила – в регулярной римской армии численность когорты составляла шестьсот солдат, а в войсках союзников – скорее всего, именно они были размещены в Иерусалиме – колебалась от пятисот до семисот человек. Было совершенно очевидно, что столкновение неминуемо, Архелай хотел нанести быстрый и решительный удар. Но его план провалился. Толпа была разъярена внезапным появлением солдат и встретила их градом камней. Как это ни удивительно, но большинство солдат были убиты, а их командир ранен, и ему едва удалось избежать смерти. Это серьезное столкновение явно свидетельствует о том, что «народ» не только требовал нового первосвященника, «более благочестивого и непорочного», но и что это была серьезная и организованная сила, готовая сражаться и умереть за свои убеждения.

Одержав победу над солдатами, люди продолжали приносить жертвы в Храме, как будто ничего не случилось. Архелай воспользовался этой возможностью и призвал на помощь армию: пехота заполнила улицы Иерусалима, а всадники контролировали окрестности города. Не подлежит сомнению, что оппозиция первосвященнику была гораздо шире, сильнее и организованнее, чем готов признать Иосиф. По какой-то причине Флавий преуменьшает масштабы бунта, который начался в Храме, а затем вылился в кровопролитные бои на улицах Иерусалима. Тем не менее историк не скрывает своего отношения к событиям. С его точки зрения это «мятеж». Использование этого нелестного термина дает ясно понять, что Иосиф был на стороне Архелая и римлян.

Сражение закончилось гибелью нескольких тысяч гражданских лиц, в том числе большинства присутствовавших в Храме. Уцелевшие обратились в бегство, ища убежище среди близлежащих холмов. Поспешно закончив траурный пир, Архелай тут же отбыл в Рим. Тем временем его брат Антипа тоже предъявил права на престол.

Пока Архелай отстаивал свои права перед римским императором, в Иудее началось новое восстание. Накануне праздника Пятидесятницы (Шавуот, пятидесятый день после пасхальной субботы) огромные толпы народа окружили римские лагеря и взяли их в осаду. Сражения начались как в Иерусалиме, так и в его окрестностях. Наиболее организованным сопротивление было в Галилее, и именно оттуда пришел первый лидер мятежников, Иуда, который напал на царские арсеналы с целью захвата оружия. Примерно в это же время был сожжен дворец Ирода в Иерихоне. Не мог ли быть этот демонстративный акт местью за того последнего законного первосвященника, утопленного в этом дворце? Вполне вероятно.

Римляне поспешно собрали три легиона, четыре конных эскадрона и многочисленные отряды союзников, чтобы нанести ответный удар. Восстание было жестоко подавлено, а около двух тысяч иудеев, в том числе все лидеры восстания, были распяты – естественно, за подстрекательство к мятежу.

Тем временем в Риме император Август решил разделить Иудею между сыновьями Ирода, каждый из которых, таким образом, лишался царского титула. Самые богатые земли, в том числе Иудею и Самарию, он отдал Архелаю, который получил титул этнарха, а оставшаяся часть была разделена на две тетрархии (от греческого термина, обозначающего четвертую часть территории, находящуюся под властью одного правителя). Тетрархии достались Филиппу и Ироду Антипе. Ирод Антипа получил Галилею и земли за рекой Иордан, а Филипп – территории к северу и востоку от Галилеи.

Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, хотя Иосиф утверждает, что требование «более благочестивого и непорочного» первосвященника исходило от неорганизованного и даже случайного скопления людей, которое было частью толпы, собиравшейся в Храме в преддверии праздника Пасхи, но судя по масштабу столкновений и сопротивлению, оказанному в самом Иерусалиме и за его пределами, эта группа была хорошо организована и имела разветвленную структуру. И они совсем не случайно собрались в Храме в день поминального пира. Они пришли туда намеренно, готовясь к столкновениям. Они явно ожидали столкновений с римлянами. В связи с этим возникает два вопроса. Кто были эти люди? И что еще мы можем узнать об их взглядах, помимо желания видеть на месте первосвященника «более благочестивого и непорочного» человека?

Похоже, эти события рисуют нам обстановку, в которой проходило детство Иисуса: в 4 году до н. э., когда умер Ирод, Иисусу исполнилось – с этим согласны большинство специалистов – два года. Таким образом, можно не сомневаться, что рождение и жизнь Иисуса протекали на фоне выступлений против коррумпированной и вызывавшей ненависть династии Ирода. Христос родился в иудейском городе Вифлееме, но по свидетельству Иосифа Флавия в детском возрасте был увезен в Назарет, в Галилею. Спустя много лет, рассказывает Евангелие, Иисус пришел из Галилеи, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя. Именно в Галилее он нашел себе учеников, и по меньшей мере двое из них были зелотами. Неудивительно, что его называли Иисусом Галилеянином. По свидетельству Иосифа Флавия Галилея была рассадником мятежа, и именно из этой местности был родом Иуда Галилеянин, руководивший крупным отрядом повстанцев. Каковы же были отношения Иисуса с этими политическими агитаторами, с этой готовой к бунту толпой? Может, он должен был возглавить их? Ключи к разгадке этой тайны мы вновь находим у Иосифа Флавия.

Оппозиция официальным властям превратилась в широкое движение, значение которого Флавий всеми силами старается принизить, называя «мятежом». Однако он также сообщает, что после кровавой бойни в Иерусалиме сопротивление не прекратилось. Наоборот, со временем оно лишь усиливалось. Архелай оказался таким жестоким правителем, что через десять лет был сослан императором в Виенну – город в Галлии. Земли Архелая управлялись непосредственно из Рима как провинция Иудея. Поскольку Филипп и Ирод Антипа правили в своих тетрархиях, Иудеей управлял назначенный Римом прокуратор Колоний, столицей которой стал приморский город Кесария. Вместе с ним приехал новый наместник Сирии Квириний. Рим хотел иметь полное представление о том, чем предстоит управлять, и поэтому Квиринию поручили произвести полную перепись имущества страны. Эта перепись была, как минимум, очень непопулярной. Это было в 6 году н. э. Беда казалась неминуемой.

Возглавил восстание Иуда из Галилеи. Он обвинил в трусости всех, кто платил налоги римлянам, и потребовал от евреев, чтобы они не признавали римского императора своим повелителем, потому что повелитель у всех только один – Бог. Вопрос о налогах был главным средством для того, чтобы определить, кто за Иуду, а кто против него. В это же время, сообщает Иосиф Флавий, появились первые сикарии. Именно они стояли за всеми случаями насилия. Флавий намекает, что Иуда из Галилеи либо организовал эту группу фанатиков, либо возглавлял ее, причем, судя по комментариям историка, Флавий ненавидел сикариев. Он обвинял их в том, что их политика служит прикрытием варварства и алчности.

Любопытно, что рассказ об Иуде в Новом Завете совпадает с описанием Флавия:

«…во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб».

Далее Иосиф объясняет, что Иуда вместе с другим мятежником, фарисеем Цаддоком, создал четвертую – помимо саддукеев, фарисеев и ессеев – партию в иудаизме. Их называли зелотами, или ревнителями, поскольку они «ревностно преследовали добрые цели». Понятие «зелоты» встречается только у Иосифа Флавия; о них не упоминает ни один римский автор, и даже Иосиф редко использует это название, предпочитая именовать их «лестаи» (разбойники) или «сикарии» (люди с кинжалами).

О зелотах также упоминается в Новом Завете, в Деяниях Апостолов, где рассказывается о встрече Павла с первосвященником Иаковом в Иерусалиме после того, как туда вернулся Павел, в течение многих лет проповедовавший христианство в римских и греческих городах Тарсе, Антиохии, Афинах, Коринфе и Эфесе. Иаков и его паства обратили внимание Павла, «сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона». Далее в этом же тексте используется другое, более обидное слово. Римляне обвиняют Павла в том, что он вел за собой «четыре тысячи человек разбойников», и арестовывают его. Но если мы обратимся к оригинальному греческому тексту, то увидим, что речь шла вовсе не о разбойниках. В действительности Павла обвиняли в том, что он был предводителем четырех тысяч сикариев.

Несмотря на ярлык «зелоты», или «разбойники», – а, возможно, даже благодаря ему – вопрос о том, кто были эти люди, готовые скорее умереть, чем служить римлянам, пока остался без ответа. Иосиф Флавий хотел убедить нас в том, что это была небольшая группа безрассудных людей, склонных к бунту. Однако восстания, о которых он рассказывает, свидетельствуют о том, что они сражались стойко и яростно, а численность их была достаточно велика. Это явное противоречие заставляет нас думать, что Флавий не говорит нам всей правды об этом восстании. Оно было явно серьезнее, чем он готов признать. Этот факт очень важен для нашего рассказа и многое объясняет.

Почему же Иосиф так ненавидел зелотов? Ответ на этот вопрос дает карьера Иосифа Флавия: он сам начинал как зелот. Он даже был военным командиром зелотов. Более того, под его началом находилась вся Галилея – сердце освободительного движения – в самом начале восстания против Рима. Однако после поражения и потери Галилеи он решил перейти на сторону римлян и стал близким другом императора Веспасиана и его сына Тита, одного из военачальников римской армии. В конечном итоге Иосиф переселился во дворец императора, принял римское гражданство и получал пособие от государства. Однако за свое предательство он дорого заплатил – всю оставшуюся жизнь ему пришлось соблюдать осторожность, потому что его ненавидели даже те евреи, которые жили в Риме.

В своей первой книге «Иудейская война» – она была написана в 75–79 г. н. э. и предназначена для римской и романизированной аудитории – Иосиф перекладывает на зелотов вину за разрушение Храма. Несмотря на то, что Флавий имел доступ и к еврейским документам, которые пережили осаду Иерусалима и пожар в Храме, и к официальным документам империи, мы обнаружили, что не можем полностью доверять его рассказу. В его распоряжении был превосходный материал, но он перешел на сторону врага и писал свое сочинение для врага – римских аристократов. Произведение Иосифа Флавия «Иудейская война» можно сравнить с нацистской историей Польши, которая оправдывает немецкое вторжение 1939 года. И поскольку один и тот же человек для одних может быть террористом, а для других патриотом, необходимо проявлять крайнюю осторожность в использовании трудов Флавия. Следует критически относиться к его свидетельствам.

Теперь обратимся к исключительному событию, случившемуся в 1947 году. Пастух-бедуин по имени Мохаммед ад-Диб бродил у северной оконечности Мертвого моря в поисках отбившихся от стада коз. Подумав, что они могли скрываться в обнаруженной им пещере, пастух бросил туда камень, надеясь что животные испугаются и выбегут наружу. Однако вместо громкого блеяния он услышал звук бьющейся посуды. Заинтересовавшись, он прополз внутрь сквозь узкий лаз, чтобы посмотреть, что же там такое. Перед ним лежали несколько больших глиняных кувшинов – один из них теперь был разбит, – в которых обнаружилось первое собрание документов, получивших мировую известность под названием «рукописей Мертвого моря».

Пастух принес рукописи торговцу древностями в Вифлееме, который по частям стал продавать их клиентам, проявлявшим интерес к древним текстам. Однако точное число найденных рукописей до сих пор остается загадкой. Семь из них получили известность, и в конечном итоге они были проданы научным учреждениям, но есть все основания предполагать, что еще несколько манускриптов остались у торговца древностями или попали к другим антикварам или в частные коллекции. Один свиток оказался в Дамаске и какое-то время находился в руках сотрудников Центрального разведывательного управления США.

В то время главой отделения ЦРУ в Дамаске был специалист по Ближнему Востоку Майлз Копленд. Он рассказывал мне, что однажды к нему пришел «хитрый египетский торговец» и предложил древний свиток, похожий на те, которые известны нам как рукописи Мертвого моря. В то время о них, разумеется, никто ничего не знал, и Копленд сомневался, обладает ли этот ветхий документ какой-либо ценностью. Он не знал ни арамейского, ни древнееврейского языка, но вспомнил, что глава ближневосточного отдела ЦРУ Кермит Рузвельт, штаб-квартира которого находилась в Бейруте, был специалистом по древним языкам и, наверное, сможет прочесть его. Копленд поднялся на крышу своего дома в Дамаске, развернул свиток – при этом ветер сдувал обрывки пергамента на улицы внизу – и сфотографировал его. Он вспоминает, что сделал больше тридцати снимков, но пленки не хватило, чтобы скопировать весь текст, из чего можно сделать вывод, что рукопись была достаточно длинной. Затем он отправил фотографии в отделение ЦРУ в Бейруте. А там они исчезли. Поиски в архивах ЦРУ, проведенные в соответствии с Законом о свободе информации, не дали результата. Копленд слышал, что в тексте упоминается о Давиде, но не знает, был ли это стандартный текст Ветхого Завета или «пешер», то есть комментарии к отдельным эпизодам священного текста, наподобие тех, что встречаются на других свитках из той же пещеры. Вне всякого сомнения, этот текст где-то существует – в темном мире нелегального оборота древностей.

Изученные рукописи Мертвого моря впервые позволили познакомиться с жизнью многочисленной общины, жившей в этих местах, – эта община ненавидела власть иноземцев, искренне заботилась о непорочности первосвященника и царя, а также строго соблюдала еврейские традиции и законы. Одно из имен, которыми они себя называли, звучит как «Осе ха-Тора» – те, кто соблюдают закон.

По всей вероятности, рукописи Мертвого моря содержат оригинальные документы зелотов – это была именно их община. Интересно, что согласно археологическим данным, Кумран – место, где были найдены многие документы и где, похоже, располагался центр зелотов, – был необитаем во времена правления Ирода Великого, дворец которого находился в нескольких милях от этого места, в Иерихоне, и был сожжен зелотами после его смерти. Заселение Кумрана началось уже после этого события.

Рукописи Мертвого моря были написаны теми, кто ими пользовался, и – что необычно для религиозных документов – их не коснулась рука живших в последующие эпохи редакторов и ревизионистов. Поэтому их содержание достойно доверия. А они рассказывают нам очень интересные вещи. Так, например, они свидетельствуют о глубокой, почти патологической ненависти к чужеземному господству; эта ненависть питала жажду мщения за долгие годы жестокостей, эксплуатации евреев и унижения их религии врагом, которого они называли «кит-тим» – возможно, это общий термин, но в первом веке нашей эры он явно обозначал римлян. В рукописях Мертвого моря мы читаем:

«Весь этот Устав пусть исполнят они в тот [день], стоя против станов киттийских. А после того как священники протрубят им в трубы напоминания, раскроются проходы бо[евые, и будут вы]ходить бойцы… И протрубят им священники вторичный клич для сближения. И когда они встанут вблизи шеренги киттиев, достаточно для метания, каждый поднимет свою руку с орудием. А шесть [священников затрубят клич в т]рубы сражения гласом резким и тревожным, чтобы управлять боем; и левиты и весь народ, (держащий) рога, затрубят [боевой клич] громогласно. Когда раздастся этот глас, их руки начнут валить сраженных киттиев».

Так мечтали зелоты, ненавидевшие и проклинавшие римлян: они были готовы скорее умереть, чем служить «киттим». Они жили ради того дня, когда у еврейского народа появится мессия и возглавит их в победоносной войне против римлян и их марионеток, которые будут стерты с лица земли, и тогда в Израиле восстановится непорочная династия первосвященников и царей из рода Давида. В действительности они ждали двух мессий: первосвященника и царя. Так, например, в «Уставе общины» говорится о «будущих мессиях Аарона и Израиля». Под мессией Аарона подразумевается первосвященник, а мессия Израиля – это царь из рода Давида. Далее в рукописях упоминаются те же фигуры. Интересно, однако, что в некоторых документах, например в «Дамасском документе», эти лица объединены, и речь идет об «мессии Аарона и Израиля». В текстах говорится о человеке, который одновременно является первосвященником и царем Израиля. Особое внимание уделяется требованию «чистоты» рода царей и первосвященников, то есть их происхождению. В «Храмовом свитке» сказано:

«И выберешь царя, выберешь его из братьев, поставишь царя – не чужого человека, который тебе не брат».

И царь, и первосвященник были помазаны Богом и являлись «мешида», то есть мессией. И действительно, термином «мешида» еще во втором веке до н. э. называли законного царя Израиля из рода Давида, который должен был появиться и занять трон. Таким образом, эти надежды и ожидания были свойственны не только для зелотов и уходили корнями в Ветхий Завет и верования евреев в эпоху Второго Храма. Они были распространены гораздо шире, чем принято считать: выяснилось, что «книги Ветхого Завета составлены таким образом, чтобы в совокупности представлять собой мессианский документ».

Не подлежит сомнению, что еврейское – по меньшей мере – население Иудеи ожидало появления мессии из рода Давида. Ужасы и жестокости правления Ирода и сменивших его римских прокураторов подталкивали к мысли, что время пришло. Момент для появления мессии был самый подходящий, и поэтому мы не удивились, обнаружив, что повстанческое движение зелотов под руководством Иуды Галилеянина и фарисея Цаддока было по сути своей мессианским.

Но кого они считали мессией?

Рукописи Мертвого моря знакомят нас с обстановкой тех лет, которая помогает понять роль Иисуса и возможных политических махинаций, связанных с его рождением, женитьбой и активной ролью в стремлении зелотов к победе. По свидетельству Евангелий Иисус по отцу принадлежал к роду Давида, а по матери к роду Аарона, первого священника. Внезапно мы поняли, насколько важным для зелотов был тот факт, что Иисус является потомков обоих родов. Он был «двойным» мессией, потомком обоих родов, царского и первосвященников, то есть «мессией Аарона и Израиля», о котором упоминается в рукописях Мертвого моря. По всей видимости, многие современники воспринимали Иисуса именно так. Подтверждением тому может служить якобы издевательская надпись, которую Пилат приказал сделать на кресте: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский».

Зелоты рассчитывали, что в качестве первосвященника и царя – как мессия сынов Израиля (на древнееврейском языке «бани машиах») – Иисус поведет их к победе. От него ждали, что каждый его шаг будет направлен против римлян и что он будет строго соблюдать чистоту ритуалов, чему зелоты придавали огромное значение. Как лидеру зелотов в политике и религии ему была отведена определенная роль, причем случилось так, что существовал общепризнанный способ сыграть эту роль: ветхозаветный пророк Захария предсказывал, что царь въедет в Иерусалим на осле. Иисус считал себя обязанным исполнить и это, и другие пророчества, чтобы привлечь к себе внимание народа: и действительно, об исполнении пророческих слов Захарии рассказывается в Евангелии от Матфея. Таким образом, Иисус появился в Иерусалиме верхом на осле. Это не укрылось от внимания толпы, которая приветствовала его. «Осанна Сыну Давидову!» – кричали люди, в знак признания устилая его путь своими одеждами и ветвями деревьев.

Иисус сознательно выбрал свой путь. И жители Иерусалима признали его царем из рода Давида. Гибель была неизбежна. Или, по крайней мере, так казалось.

Эти намеренные действия в соответствии с пророчествами Ветхого Завета, а также их последствия анализируются доктором Хью Шонфилдом в книге «The Passover Plot», впервые увидевшей свет в 1965 году; книга выдержала множество переизданий и разошлась тиражом более шести миллионов экземпляров на одиннадцати языках. По всем меркам это был настоящий бестселлер, и тем не менее сегодня о нем почти забыли. В современных работах на эту тему книга Шонфилда даже не упоминается.

Поднятые им вопросы неоднозначны, но чрезвычайно важны. Приверженцы ортодоксальной версии постоянно замалчивают эти альтернативные теории, чтобы они не потрясали основы веры, чтобы они не заставляли нас по-новому взглянуть на Евангелия, на фигуру Иисуса и на историю той эпохи. Уроки, подобные тем, которые нам преподал Шоифилд, должны повторяться в каждом поколении, пока в конечном итоге они не подтвердятся доказательствами, достаточно достоверными, чтобы у официальной доктрины не осталось иного выхода, кроме как рухнуть, заставляя нас совсем по-другому взглянуть на нашу историю.

Многочисленные факты в жизни Иисуса – восстание зелотов, рождение в семье потомков Давида и Аарона, зелоты в ближайшем окружении, сознательное появление в Иерусалиме в образе царя – должны были обеспечить ему место в анналах истории как лидеру еврейского народа. Но этого не произошло. Что же случилось?

GarcHa Martinez, The Rule of the Community, IX, 11 (стр. 13–14).

Garcua Martinez, The Damascus Document, XX, 1 (стр. 46).

Храмовый свиток, LVI, 14–15; См. GarcHa Martinez, The Dead Sea Scrolls Translated, стр. 173.

Horbury, Jewish Messianism and the Cult of Christ, стр. 11.

Horbury, Jewish Messianism and the Cult of Christ, стр. 37.

Eisenman, Maccabees, Zadokites, Christians and Qumran in The Dead Sea Scrolls and the First Christians, стр. 107. «Новым в 4 веке до н. э., – пишет Эйзенман, – было появление „мессианского“ направления политического течения зелотов».

Матфей, 1,1 и 16; Лука 1,5; 36 и 2,4.

Матфей, 27, 37. Формулировки у Марка, Луки и Иоанна несколько отличаются.

Schonfield, The Passover Plot, стр. 118–124.



 

Возможно, будет полезно почитать: