Что значит яйцо над гимном. Символика Тёмных - Золотое Яйцо

В Христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение.

Вскоре после Вознесения Спасителя Мария Магдалена явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо - за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!»

Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело».

Однако, не стоит забывать, что яйцо – исконный символ мира и происхождения жизни.

И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца – образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам.

Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо со с демоном Ангро-Майнью – главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода – Родителя всего сущего.

Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк – из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя.

Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…»

Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле – так произошел чудовищный Тифон.

Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще А.Н.Афанасьев: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного.

Не менее интересно мнение А.Н.Афанасьева о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках».

Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу!

Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил – бил, не разбил; баба била – била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…»

Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо – золотой мир, рай. Дед и баба – предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей – представитель нижнего мира. Мышка у славян – тоже.

Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое – не золотое, а простое».

Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно – Ряба. Пестренькая несушка – вместилище добра и зла одновременно.

А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично – яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья.

Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора А.Е.Наговицына «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир». В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета».

Валентина Пономарева

В христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение.

Вскоре после Вознесения Спасителя Мария Магдалена явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо - за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!»

Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело».

Однако, не стоит забывать, что яйцо - исконный символ мира и происхождения жизни.

И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца - образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам.

Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо со с демоном Ангро-Майнью - главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода - Родителя всего сущего.

Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк - из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя.

Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…»

Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле - так произошел чудовищный Тифон.

Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще А.Н.Афанасьев: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в яйце сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного.

Не менее интересно мнение А.Н.Афанасьева о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках».

Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу! Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил - бил, не разбил; баба била - била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…»

Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо - золотой мир, рай. Дед и баба - предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей - представитель нижнего мира. Мышка у славян - тоже.

Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое - не золотое, а простое».

Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно - Ряба. Пестренькая несушка - вместилище добра и зла одновременно.

А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично - яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья.

Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора А.Е.Наговицына «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир» . В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии нового и Ветхого Завета».
А Вы как думали?

С самых древних времен человек рассматривал яйцо как символ первоосновы, начала начал, происхождения бытия. Это подтверждает и крылатое римское изречение - «Ab ovo» («от яйца»), т.е. с самого начала.

В мифологии многих древних народов, от Египта до Океании, яйцо символизирует тайну сотворения мира из первозданного хаоса и совершенный микрокосм. Именно яйцо, возникшее либо само по себе, либо отложенное в океан огромной фантастической птицей или змеей, разделившись, становится источником жизни на Земле.

В индийской мифологии Брахманда, Золотое яйцо Брахмы, возникает из первобытных вод, согретых теплом огня. Целый год плавало оно по волнам первозданного океана, пока из этого Золотого Зародыша не появился Прародитель Брахма, разбивший яйцо изнутри. Когда яйцо раскололось надвое, его верхняя половина стала небом, а нижняя - землей. Чтобы отделить небо от земли, Брахма создал между ними воздушное пространство. Так древние индийцы представляли себе сотворение Вселенной.

Более сложный вариант возникновения всего сущего представлен в тибетской мифологии. Первоначально от сырости и ветра появились пять яиц: красное из меди, темно-красное из сардоникса, голубое из бирюзы, белое из серебра и желтое из золота. Они породили пять элементов: землю, воду, ветер, воздух и огонь. И только после этого, из сути пяти элементов, образовалось Дунги Гонгма - первородное космическое яйцо. Из его внешней скорлупы образовались белые скалы, а из внутренних вод - белое первородное озеро, омывающее желток. Желток и породил первочеловека.

В мифологии древних космос имеет форму яйца. Например, гомеровский космос представляется в виде сплющенного на полюсах яйца, разделенного плоскостью земли на два полушария. Верхнее полушарие отождествляется с небом, смыкающимся с заснеженным Олимпом, где обитают греческие боги во главе с Зевсом-громовержцем; нижнее полушарие образует тартар - подземный мир, где обретаются свергнутые Зевсом титаны во главе с Кроносом.

Славянам мир тоже казался похожим на гигантское яйцо. В центре славянской вселенной, подобно яичному желтку, располагалась Земля. На верхней стороне желтка находился обитаемый Верхний Мир людей, на внутренней его стороне - Нижний Мир, т.е. Царство Мертвых. Эти два мира разделяло Океан - море, омывавшее Землю. Над Землей, подобно яичным пленкам и скорлупе, нависали девять различных небес. У каждого из девяти небес имелась своя функция: по одному перемещалось солнце, по другому - месяц, по третьему - звезды, по четвертому - тучи, по пятому - ветры и т.д. Все части славянской вселенной - Нижний Мир, Верхний Мир и девять небес связывал воедино центральный столп мироздания - Мировое Древо.

В мифологии яйцо иногда выступает символом девственного, непорочного зачатия. В этой связи можно упомянуть греческий миф о любви Зевса к Леде, дочери царя Этолии Фестия. Зевс прилетел к Леде в образе прекрасного лебедя. Плодом их любви стали два яйца, рожденные Ледой. Из первого яйца появилась Елена, из второго - близнецы Диоскуры, Кастор и Полидевк.
Тот же принцип непорочного зачатия отразился и в бестиариях, согласно которым страусиные яйца появляются на свет сами по себе.

В мифах и преданиях волшебные золотые и серебряные яйца наделяются символическим значением самого надежного оберега, способного защитить человека от ярости дракона.
Как символ возрождения яйцо является атрибутом богов весеннего возрождения природы (Осириса, Диониса и др.), а также знаком бессмертия чудесной птицы Феникс, погибающей в огне и возрождающейся из собственного яйца.

В христианской религии та же символика возрождения и бессмертия сопутствует пасхальному яйцу. Религиозная традиция красить яйца на Пасху имеет немало различных толкований, основанных на старинных христианских легендах. Одна из них сделала главной героиней Марию Магдалину, явившуюся к римскому императору Тиберию вскоре после воскресения Христа. Мария предложила императору свой скромный дар - куриное яйцо, а затем поведала ему о чуде воскресения. Тиберий лишь посмеялся над наивным рассказом простодушной девушки и в шутку заявил, что он уверовал бы в божественность и воскресение Христа, если бы белое яйцо, принесенное Марией, вдруг стало красным. В тот же миг чудо свершилось - яйцо покраснело.

Важное символическое значение придавалось яйцу не только в христианстве. В иудаизме трапеза из яиц, подаваемая во время религиозного праздника Сед-дер, олицетворяет надежду, а в Непале купола буддистских храмов повторяют форму космического яйца.
В алхимии «философским яйцом» называлась небольшая шарообразная колба с длинным горлышком, применявшаяся в процессе Великого Делания. Это философское яйцо являлось для алхимиков символом преображения, поскольку с помощью мистического философского камня, полученного в результате длительного химического процесса, они надеялись преображать неблагородные металлы в алхимические желток и белок, т.е. в золото и серебро.

В заключение необходимо добавить, что в фольклоре народов всего мира яйцо воспринимается исключительно как добрый знак и символ здоровья, богатства и удачи.

Теософский словарь

МИРОВОЕ Яйцо или Древо , или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть "Мировая Гора"; Древо Бодхи или Ficus religiosa, есть Мировое Древо буддистов, также как Иггдразил является "Мировым Древом" древних скандинавов.

Источник:

ЯЙЦА (Пасхальные). Яйца были символическими с древних времен. Было "Мировое Яйцо", в котором развивался Брама, у индусов - Хиранья-Гарбха ; и Мировое Яйцо египтян, которое вышло изо рта "несотворенного и вечного божества", Нефа, и которое является эмблемой порождающей силы. Затем, Яйцо Вавилона, из которого вывелась Иштар и которое якобы упало с небес в Евфрат. Потому ежегодно весной почти в каждой стране употреблялись раскрашенные яйца, и в Египте ими обменивались как священными символами весной, которая была, есть и всегда будет символом рождения или возрождения - космического и человеческого, небесного и земного. Их подвешивали в египетских храмах, и подобным же образом их и по сей день подвешивают в мусульманских мечетях.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Тайная Доктрина

На первой странице изображен чистый, белый Диск на черном фоне. На следующей странице тот же Диск, но с Точкою в центре. Первый, как это известно изучающему оккультную науку, представляет Космос в Вечности перед новым пробуждением еще дремлющей Энергии, эманации Вселенной в последующих системах. Точка, в до сих пор незапятнанном круге, – Пространство и Вечность в состоянии Пралайи – указывает на зарю дифференциации. Эта Точка в Мировом Яйце есть Зародыш внутри его, который разовьется во Вселенную, во все Сущее, в беспредельный, периодический Космос; Зародыш, являющийся, периодически и поочередно, то скрытым, то действенным. Единый Круг есть Божественное Единство, откуда все исходит и куда все возвращается; его окружность – вынужденно относительный символ в силу ограниченности человеческого ума – предпосылает отвлеченное, вечно-непознаваемое ПРИСУТСТВИЕ, а его площадь Вселенскую Душу, хотя оба они едины. Тем, что лишь площадь Диска белая, вся же окружающая плоскость черная, ясно указывается, что этот план, как бы ни был он еще тускл и туманен, является единственным, доступным человеку, знанием. На этом плане начинаются проявления Манвантары, ибо в этой ДУШЕ дремлет, во время Пралайи, Божественная Мысль , в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии.

Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность; истинно, «Хаос для чувств, Космос для разума». На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется «Великим Дыханием », и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе.

Символ Яйца также выражает факт, преподаваемый в Оккультизме, что первичная форма всего проявленного, от атома до глобуса, от человека до ангела, сфероидальна; сфера у всех народов является эмблемою вечности и беспредельности – змий, закусивший свой хвост. Но, чтобы понять смысл, сфера должна быть представлена мысленно, как бы видимая из ее центра. Поле зрения или мысли подобно сфере, радиусы которой устремлены от мыслящего во все стороны и, простираясь в пространство, скрывают беспредельные горизонты вокруг. Это есть символический круг Паскаля и каббалистов – «центр которого везде, а окружность нигде» – понятие, входящее в сложную идею этой эмблемы.

«Мировое Яйцо» является, может быть, одним из наиболее обще-принятых символов, будучи одинаково высоко изобразительным, как в духовном, так и в физиологическом и космологическом смысле. Потому оно встречается в каждой Мировой Теогонии, где оно широко ассоциируется с символом змия, последний всюду является, как в философии, так и в религиозном символизме, эмблемою вечности, бесконечности, возрождения и омолаживания, также и мудрости. Тайна очевидного само-зарождения и эволюция посредством своей собственной творческой мощи, повторяют в миниатюре, в яйце, процесс космической эволюции – оба процесса совершаются благодаря теплу и влаге, под приливом невидимого творческого духа – и вполне оправдывают выбор этого изобразительного символа. «Девственное Яйцо» есть микрокосмический символ макрокосмического прототипа «Девственной Матери» – Хаоса или Предвечной Глуби. Творец Мужского Начала (под любым наименованием) происходит от девственного Женского Начала, Беспорочного Корня, оплодотворенного Лучом. Кто из сведущих в астрономии и естественных науках не усмотрит этой изобразительности? Космос, как воспринимающая Природа, есть оплодотворенное Яйцо, но остающееся непорочным; ибо раз он рассматривается, как беспредельный, он не может иметь другого изображения, нежели сфероидное. Золотое Яйцо было окружено семью элементами, из которых «Четыре уже проявлены (эфир, огонь, воздух, вода), три сокрыты».

Откуда этот вселенский символ? Яйцо, как священная эмблема, встречается в Космогонии каждого народа на Земле и почиталось как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних умственных представлений человека, оно было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри замкнутой скорлупы; внутренний процесс без какого либо заметного внешнего вмешательства силы, который из скрытого ничто производит активное нечто , не нуждаясь ни в чем, кроме тепла; и постепенное развитие этого зародыша в конкретное живое существо, которое разбивало свою оболочку, являясь для наших внешних чувств как самозарождающееся и само себя сотворившее существо; все это с самого начала должно было казаться постоянным чудом.

Сокровенное Учение объясняет причину этого почитания в символизме доисторических рас. Вначале «Первопричина» не имела названия. Позднее, она запечатлелась в воображении мыслителей, как вечно-невидимая, таинственная Птица, роняющая Яйцо в Хаос, и это Яйцо становится Вселенной. Отсюда Брама назывался Калаханса , «Лебедем во (Пространстве и) Времени». Став Лебедем Вечности, Брама, при начале каждой Махаманвантары, кладет Золотое Яйцо, изображавшееся великим Кругом, или , что само по себе является символом Вселенной и ее сферических тел.

Вторая причина избрания яйца символом Вселенной и нашей Земли заключалась в его форме. Оно было Кругом и Сферой; овальная же форма нашей планеты должна была быть известна с самого начала символики, раз яйцо было принято повсеместно. Первое проявление Космоса в форме Яйца было наиболее широко распространенным верованием древности. Как доказывает Бриан , оно было символом, принятым среди греков, сирийцев, персов и египтян. В египетском Ритуале говорится, что Себ, Бог Времени и Земли, положил Яйцо или Вселенную, «Яйцо, зачатое в час Великого Единого, обладающего Двуначальною Силою» .

Ра, подобно Браме, изображается развивающимся в Яйце Вселенной. Умерший «блистает в Яйце страны Мистерий» . Ибо это есть «Яйцо, которому дана Жизнь среди Богов» . «Это Яйцо великой кудахтающей Курицы, Яйцо Себа, который исходит из него, подобно ястребу» .

У греков Орфическое Яйцо было описано Аристофаном и было частью Дионисовых и других Мистерий, во время которых происходило освящение Мирового Яйца и пояснялось значение его. Порфирий тоже объясняет его, как символ Мира: «Έρμηνεύει δε το ωον τον κόσμον». Фабер и Бриан пытались доказать, что Яйцо обозначало Ноев Ковчег – мнение дикое, если только не принять его, как чисто аллегорическое и символическое. Оно могло изображать Ковчег лишь как синоним Луны, как Аргха, который несет вселенское семя жизни; но, конечно, оно не имело ничего общего с библейским Ковчегом. Во всяком случае, воззрение, что Вселенная существовала вначале в форме Яйца было всеобщим. И как говорит Уильсон:

«Подобное же описание первого соединения элементов в форме Яйца приводится во всех Пуранах с обычным эпитетом Haima или Hiranya «золотой», как, например, в Ману, I, 9» .

Хиранья, однако, означает, скорее, «блистающий», «сияющий», нежели «золотой», как это доказано великим индусским ученым, покойным Свами Дайананд Сарасвати, в его неопубликованной полемике с проф. Максом Мюллером. Как сказано в Вишну Пуране :

«Разум (Махат)… включая (непроявленные) грубые элементы, образовал Яйцо… и Владыка Вселенной Сам пребывал в нем в качестве Брамы. В этом Яйце, о брамины, заключались материки и моря, и горы, планеты и подразделения планет, боги, демоны и человеческий род» .

Как в Греции, так и в Индии, первое видимое Существо Мужского Начала, соединявшее в себе природу обоих полов, пребывало в Яйце и изошло из него. Этот «Перворожденный Мира», по мнению некоторых греков, был Дионис, Бог, который возник из Мирового Яйца и от которого произошли Смертные и Бессмертные. Бог Ра явлен в Книге Мертвых , сияющим внутри своего Яйца (Солнце), причем звезды также исходят из него, как только Бог Шу (солнечная энергия) просыпается и дает ему толчок . «Он в Солнечном Яйце, Яйце, которому дана Жизнь среди Богов» . Солнечный Бог восклицает: «Я – Душа Творца Небесной Бездны. Никто не видит моего Гнезда, никто не может разбить Моего Яйца. Я есмь Владыка!»

Ввиду этой кругообразной формы, причем «| » исходит из или Яйца, или мужское Начало из Женского в Андрогине

< ... >

Протестантские богословы хотели бы, чтобы мы приняли их толкование только потому, что Медный Змий был воздет на шест! Тогда как он имел, скорее, отношение к египетскому Яйцу, которое стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау; ибо Яйцо и Змий нераздельны в древнем почитании и символике Египта, и Медный, как и «Огненные» Змии, были Серафимами, пылающими «Огненными» Вестниками, – то же, что и Боги Змии, Наги Индии. Без яйца змий являлся чисто фаллическим символом, но в связи с ним он имел отношение к космическому творению.

< ... >

В Книге Мертвых , как только что было показано , часто делаются ссылки на Яйцо. Ра, Могущественный, остается в своем Яйце, пока идет борьба между «Детьми Возмущения» и Шу, Солнечной Энергией и Драконом Тьмы. Умерший сверкает в своем Яйце, когда он переходит в Страну Тайны. Он есть Яйцо Себа. Яйцо служило символом Жизни в Бессмертии и Вечности; а также глифом рождающего чрева, тогда как Тау, находившийся в связи с ним, был только символом жизни и рождения в акте зарождения . Мировое Яйцо помещалось в Хнум’е в Водах Пространства или женском абстрактном Начале; причем Хнум становился после «падения» человечества в зарождение и фаллицизм, Амоном-Творящим Богом. Когда Пта, «Огненный Бог», несет Мировое Яйцо в своей руке, символизм становится совершенно земным и конкретным в своем значении. В соединении с Ястребом, символом Озириса-Солнца, символ становится двойственным и относится к той и к другой жизни – смертной и бессмертной. Изображение на одном папирусе в «Edipus Egyptiacus» Кирхера представляет яйцо, парящее над мумией. Это символ надежды и обещания Второго Рождения для озирифицированного умершего; его душа, после необходимого очищения в Аменти, будет пребывать в этом Яйце Бессмертия, чтобы вновь родиться из него для новой жизни на Земле. Ибо это Яйцо, по Эзотерическому Учению, есть Дэвачан, Обитель Блаженства; Крылатые Скарабеи также другой символ того же. Крылатая Сфера есть лишь другой вид Яйца и имеет то же значение, что и Скарабей, Khopiroo от корня khoproo – становиться, вновь рождаться, – что имеет отношение к перевоплощению человека, так же как и его духовному возрождению.

В Теогонии Мохуса мы находим сперва Эфир, потом Воздух, два начала, которые породили Улом, Познаваемое (Νοητος) Божество, видимую Материальную Вселенную, из Мирового Яйца .

В Орфических Гимнах Эрос-Фанес возникает из Божественного Яйца, которое оплодотворяется Эфирными Ветрами; Ветер, будучи здесь «Духом Божьим» или, вернее, «Духом Неведомой Тьмы» – Божественной Идеей Платона – движущимся, как сказано, в Эфире . В Катхопанишаде индусов, Пуруша, Божественный Дух, уже стоит перед Первичною Материей, «от слияния которых рождается Великая Душа Мира», Маха-Атма, Брама, Дух Жизни и т. д.; все последние наименования тождественны с Anima Mundi или «Вселенской Душою», Астральным Светом каббалистов и оккультистов или же «Яйцом Тьмы». Кроме этого, существуют много других прекрасных аллегорий на эту тему, разбросанных в Священных Книгах браминов. В одном месте Творец женского рода является вначале зародышем, затем каплей росы, жемчужиной и, наконец, Яйцом. В таких случаях, которых слишком много, чтобы перечислять их отдельно, Яйцо дает рождение четырем Элементам, внутри Пятого, Эфира, и оно покрыто семью оболочками, которые впоследствии становятся семью верхними и семью низшими мирами. Разбиваясь надвое, скорлупа становится Небесами, а содержимое Землей, причем белок образует Земные Воды. Затем уже возникает из Яйца Вишну с Лотосом в Руке. Вината, дочь Дакши и жена Кашиапы, «Саморожденного, возникшего от Времени», одного из семи «Творцов» нашего Мира, положила Яйцо, из которого родился Гаруда, Носитель Вишну; последняя аллегория касается нашей Земли, ибо Гаруда есть Великий Цикл.

Яйцо было посвящено Изиде; и потому жрецы Египта никогда не ели яиц. Изида почти всегда изображается держащей Лотос в одной руке, а в другой Круг и Крест (crux ansata) .

Диодор Сикул утверждает, что Озирис, подобно Браме, родился из Яйца. Из Яйца Леды были рождены Аполлон и Латона, а также Кастор и Поллукс, светлые близнецы. И хотя буддисты не приписывают тождественного происхождения своему Основателю, тем не менее, они, так же как и древние египтяне или современные брамины, не едят яиц из опасения уничтожить в них латентный зародыш жизни и тем совершить грех. Китайцы верят, что их Первый Человек родился из Яйца, которое Тьянь уронил в Воды с Небес на Землю. Этот символ Яйца до сих пор рассматривается некоторыми как выражение идеи начала жизни, что есть научная истина, хотя человеческое ovum невидимо невооруженным глазом. Потому мы видим почитание его с древнейших времен у греков, финикиян, римлян, японцев и сиамцев и среди племен Северной и Южной Америки и даже среди дикарей отдаленнейших островов.

У египтян Сокровенным Богом был Амон или Мон, «Скрытый», Высший Дух. Все их Боги были двуначальны; научная Реальность для святилища; ее двойник – сказочное, мифическое Существо для масс. Например, как было указано в отделе «Хаос, Теос, Космос», Старший Гор был Идеей Мира, пребывающей в Разуме Демиурга, «Рожденной во Тьме прежде сотворения Мира»; Второй Гор – та же идея, исходящая от Логоса, облекающаяся в материю и начинающая реальное существование . Гор, «Старший» или Haroiri есть древний аспект Солнечного Бога, современный Ра и Шу; Haroiri часто принимается за Гора (Horsusi) Сына Озириса и Изиды. Египтяне очень часто представляли восходящее солнце в виде Гора Старшего, поднимающегося из распустившегося Лотоса, Вселенной, причем солнечный диск всегда находился на ястребиной голове этого Бога. Haroiri есть Хнум (Khnum) . То же самое и в отношении Хнума и Амона, оба изображаются с бараньими головами, и обоих часто смешивают, хотя функции их различны. Хнум – «формовщик людей», изготовляющий людей и вещи из Мирового Яйца на колесе горшечника. Амон-Ра, Зарождающий – второй аспект Сокровенного Божества. Хнум почитался в Элефантине и в Филах , Амон в Фивах. Но Эмефт есть Единое Высшее Планетное Начало, выдувающее Яйцо из своего рта и который потому есть Брама. Тень Божества, Космического и Вселенского, того, который высиживает и оплодотворяет Яйцо своим живоначальным Духом, пока не созреет содержащийся в нем Зародыш, был тем Таинственным Богом, имя которого не произносилось. Это, однако, Пта, «тот, кто открывает», открывающий Жизнь и Смерть, исходящий из Яйца Мира, чтобы начать свою двойственную работу .

Согласно грекам, призрачная форма Хеми (Хеми – Древний Египет), плавающая на Эфирных Волнах Небесной Сферы, была вызвана к жизни Гором-Аполлоном, Солнечным Богом, который явился причиною ее развития из Мирового Яйца. В Браманда Пуране содержится вся тайна о Золотом Яйце Брамы; и вот почему она, может быть, недоступна востоковедам, которые говорят, что эту Пурану , подобно Сканда , «невозможно более достать в цельности», но что «она встречается в разных Кхандах и Махатмиах, которые, как утверждается, все произошли от нее». Браманда Пурана описана как «та, которая воспела в 12.200 стихах великолепие Яйца Брамы и где содержится пояснение о грядущих Кальпах, как это было открыто Брамою» . Совершенно верно; и, может быть, еще нечто гораздо большее.

В Скандинавской Космогонии, которую проф. Макс Мюллер считает «гораздо древнее Вед », в поэме Волюспа, в Песне Пророчицы, Мировое Яйцо снова встречается в Зародыше – Призраке Вселенной, который изображен лежащим в Гиннунгагапе, в Чаше Иллюзии, Майи, Беспредельной и Пустой Бездне. В это Мировое Чрево, бывшее прежде областью ночи и запустения, Нефельхейм, Страною Тумана, небесных туманностей , как называется это сейчас, в этот Астральный Свет упал Луч Холодного Света , который переполнил Чашу и замерз в ней. Тогда Невидимый вызвал палящий Ветер, который растопил замерзшие Воды и разогнал Туман. Эти Воды (Хаос), называемые Потоками Эливагара, пролились, как живительные капли, и создали Землю и Гиганта Имира, который имел «только подобие человека» (Небесный человек) и Корову Аудумлу («Матерь», Астральный Свет или Космическая Душа), из вымени которой потекли четыре реки молока – четыре страны Света; четыре истока четырех райских рек и т. д., эти «четыре» символизированы Кубом, во всех его разнообразных и мистических значениях.

Христиане – особенно греческая и латинская церкви – вполне приняли этот символ и видят в нем упоминание жизни вечной, спасения и воскресения. Свидетельство и подтверждение этому находим в освященном веками обычае обмениваться «Пасхальными Яйцами». Начиная с Ангуина, «Яйца» языческих Друидов, одно имя которых приводило Рим в трепет ужаса, и до красного пасхального яйца крестьянина-славянина, истек целый цикл. И все же, будет ли это в цивилизованной Европе или среди отверженных дикарей Центральной Америки, мы встретим ту же архаическую первобытную мысль, если только пожелаем дать себе труд поискать и не будем – в высокомерии нашего воображаемого умственного и физического превосходства – искажать первоначальную идею символа.

Согласно скромному мнению оккультистов, так же как и его ближайших друзей, Кили был и еще сейчас находится у порога одной из величайших тайн Вселенной; той, на которой, главным образом, зиждется вся тайна физических сил и эзотерическое значение символа «Мирового Яйца». Оккультная философия, рассматривая проявленный и непроявленный Космос, как ЕДИНСТВО, символизирует идейное представление первого этим «Золотым Яйцом» о двух полюсах. Положительный полюс действует в проявленном мире материи, тогда как отрицательный теряется в непознаваемой Абсолютности Sat – Бытия.

Что символизирует яйцо? В христианстве пасхальные яйца символизируют кровь Христа и его Воскресение. Вскоре после Вознесения явилась в Рим на проповедь и, вручая императору Тиберию в качестве обязательного дара яйцо – за неимением ничего более весомого, воскликнула: «Христос Воскресе!» Тот возразил, что это невозможно, точно так, как белое яйцо не может стать красным. Не успел сказать, как яйцо «покраснело». Однако, не стоит забывать, что яйцо – исконный символ мира и происхождения жизни. И в языческие времена в пасхальные торжества плодородия оно имело особый смысл. А на Красную Горку славяне катали крашеные яйца – образ мира или солнца, чтобы души предков очнулись от зимней спячки и помогали потомкам. Яйцо издревле фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. В зороастризме бог Ахурамазда, творящий мир усилием мысли, боролся за яйцо с демоном Ангро-Майнью – главой сил тьмы. В сказаниях о русских богах сотворение мира представлено через явление Всевышним Золотого Яйца, заключавшем Рода – Родителя всего сущего. Из яйца появилось несколько персонажей греческой мифологии. Кастор и Полидевк – из рожденного царицей Спарты Ледой от Зевса в облике лебедя. Кстати, сравним со Станцей VI «Тайной доктрины» Е. Блаватской о происхождении третьей расы: «Тогда вторая развила рожденных из яйца, третью. Пот усилился, капли его увеличились, и … стали твердыми и круглыми. Солнце согрело ее; Луна охладила и оформила ее; ветер питал ее до зрелости ее. Белый лебедь из поднебесья звездного осенил каплю большую. Яйцо расы будущей…» Гера, говорят, в порыве мести Зевсу за рождение Афины обратилась к сверженному Кроносу, получила два оплодотворенных им яйца и укрыла в земле – так произошел чудовищный Тифон. Любопытную аналогию с этим сюжетом заметил еще: «Василиск, по народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз». А еще в русских сказках именно в яйце сокрыта игла жизни Кощея Бессмертного. Не менее интересно мнение о том, что «созвездие Плеяд… известное у народов европейских под именем наседки с цыплятами … у наших крестьян называется Птичьим или Утиным гнездом … в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. О сковороде, поставленной на горячие уголья, народная загадка выражается: «сидит царь-птица (или курочка) на золотых яичках». Как тут не вспомнить сказку про Курочку Рябу! Не один взрослый, рассказывая ее детям, недоумевал по поводу случившегося со снесенным ею золотым яичком: «Дед бил – бил, не разбил; баба била – била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…» Впрочем, эту драму можно прочитать иначе. Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо – золотой мир, рай. Дед и баба – предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Вам это ничего не напоминает? Например, Адама и Еву, не сумевших использовать дарованную Богом свободу воли? И встретившихся со Змеем, помните? Змей – представитель нижнего мира. Мышка у славян – тоже. Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… как наши дед с бабой. А Курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое – не золотое, а простое». Между прочим, в этом присловье передается основная идея христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И Курочка вовсе неслучайно – Ряба. Пестренькая несушка – вместилище добра и зла одновременно. А теперь вспомним многовековые споры о том, что первично – яйцо или курица. Речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мирозданья. Поэтому в заключение уместнее всего сослаться на компетентное мнение философа. По мнению профессора «…в философско-религиозном споре о “первичности курицы или яйца” под курицей понимался Бог, а под яйцом мир». В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета». А Вы как думали?
Источник: http://*****/archive/0/n-4869/
© *****

Почему репку тянули всем миром?

Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т. д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.

До чего многозначны незатейливые народные сказки! Мы уже говорили про Курочку Рябу. А сегодня перечитаем «Репку», обратившись к старинным традициям. Она исстари фигурировала в народном творчестве. Про выражение «проще пареной репы» Вы, конечно, знаете. А пословицы слышали? Кругла девка, как репка. (Или: хороша (девка), как мытая репка!). Круглую девицу ласкательно называли как раз Репушкой. Или: На спине не репу сеят. Хоть ты матушку-репку пой (речь идет о непристойной песне). А загадки? Шибу (брошу) шибком, вырастет дубком, заолешничком. В землю крошки, из земли лепешки. Под дубком, под карандышком, ни клубком, ни камешком. Сама клубочком, а хвост под себя. Cверху зелено, посередке толсто, под конец тонко. Кругла, да не девка: с хвостом, да не мышь. По народному обычаю, когда у ребенка выпадал молочный зуб, ему полагалось кинуть его за печку, приговаривая: «Мышка, мышка! На тебе зуб репяной, а мне дай железный!» Интересно: в этом обряде фигурируют два персонажа знаменитой сказки – и тот, который послужил названием, и тот, который появился последним, но сыграл «решающую роль»! А Вы не находите, что они чем-то похожи? О. Сулейменов в «Аз и Я» заметил, что «у славянских жрецов письма и языка был значок... репен (репа), хвостатый клубень», и связан он был с солнцем. Так что репка – солнечный (солярный) символ, а мышка, тоже кругленькая, и тоже с хвостиком – совсем наоборот, представитель подземного мира. И в этом качестве репка может означать сам мир или сложную, важную для жизни задачу. Бабка с дедкой – предки, которые, не в силах решить ее, зовут внучку. Здесь легко угадывается идея связи поколений, не так ли? Но этого оказывается недостаточно, и на подмогу зовут сначала Жучку, потом Кошку, и, наконец, Мышку. В этой анималистической троице представлена традиция трехзвенного мирозданья. Верхний мир символизирует собака (или волк), спутник небесных богов. Если в древних мифах (Цербер, Анубис) – это страж загробного мира, то у крестьян на Руси волк до XIX в. почитался как верный пес святого Георгия, насылаемого грешникам в наказание. А еще у народов мира собака связывалась с природными явлениями (с молнией, дождем), им приписывалась способность видеть духов, предупреждать хозяев об опасности, чувствовать приближение природных катаклизмов, предсказывать эпидемии. Кошка связана с земным миром, с домом. Во многих мифологических традициях она связывается с луной, плодородием. Но в некоторых культурах является и солярным символом царственности. Е. Блаватская отмечала: «Египтяне представляли луну как кошку. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны. Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме». И неслучайно в «Книге мертвых» бог солнца Ра выступает как «великий кот». Можно еще добавить, что мужское начало традиционно сопровождалось образом собаки, а женское – кошки: «Мужик да собака на дворе, баба да кошка в избе». Мышка, как уже говорилось – представитель подземного мира. Поговорка «гора родила мышь» как раз и связана с хтонической ее природой. В греческих мифах Зевс-громовержец обращает своих детей в мышей, крыс и кротов. Кроме того, в древних мифах мыши падали с неба. Это дало основу для средневекового поверья, что мышь родилась от грома и грозы. (А собака – помните? – связывалась с молнией и дождем). Итак, в простеньком тексте «Дедка за репку, бабка за дедку…» заключен призыв к союзу поколений с силами мира – небесными, земными и подземными. И тогда можно решить любую, даже кажущуюся невыполнимой, задачу. Короче говоря: сила в единстве! При желании эта формула обращается в графику креста, священного символа многих народов безотносительно к принятому у них вероисповеданию : горизонталь – поколения (слева – предки, справа – потомки), вертикаль – триединство мира. Удачи и радости!



 

Возможно, будет полезно почитать: