Иларион митрополит 11. Митрополит Иларион Киевский: биография (фото)

(† ок. 1054/55?), свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), митр. Киевский.

Биография

В источниках о жизни И. сохранились немногочисленные сведения. Согласно «Повести временных лет», И. был священником («бе презвутер») в ц. св. Апостолов в с. Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; вполне вероятно, являлся духовником киевского кн. св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Из автобиографической записи И. следует, что он был иеромонахом (см. ниже). Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского монастыря, И. нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место буд. обители, ее «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь прп. Антоний Печерский.

Поскольку в произведениях И. имеются свидетельства знания им греч. языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, нек-рые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Л. Мюллер высказал предположение, что И. приобрел опыт пустынножительства на Афоне, позднее, посетив Францию в составе одного из рус. посольств 1048-1051 гг., связанных с бракосочетанием кор. Генриха I и кнж. Анны Ярославны, познакомился с лат. богослужением (Мюллер. 2000. С. 94-96).

«Муж благ, книжен и постник», И. в 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе кн. Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155) и стал первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (ГИМ. Син. № 591, посл. треть XV в.), на л. 203 находится запись, где от лица И. говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста.

Хиротония И., совершенная не в К-поле, а в Киеве Собором рус. архиереев, шла вразрез с принятой практикой назначения епископов и митрополитов Патриаршим Синодом и получила неоднозначную трактовку в историографии. По мнению одних историков, прежде всего отечественных (М. Д. Присёлков, Я. Н. Щапов и др.), она означала стремление Ярослава к церковной независимости от Византии. Др. исследователи (Мюллер, К. Ханник, А. В. Поппе ) считают, что этим действием юрисдикция К-польской кафедры не подвергалась сомнению (не случайно хиротония И. не рассматривалась как прецедент при поставлении на митрополичий престол Климента Смолятича в 1147). Согласно мнению Поппе, поддержанному А. В. Назаренко, Ярослав, созывая Собор для избрания и хиротонии И., опирался на реформаторские тенденции внутри К-польской Церкви, в к-рой именно в это время влиятельный Студийский мон-рь отстаивал выборность архиереев вопреки практиковавшимся Патриархией централизованным назначениям. Однако, как отметил Мюллер, в источниках говорится не об избрании И. епископами, а лишь о совершенной ими хиротонии.

При И. киевский князь дал Церкви Церковный устав князя Ярослава Владимировича, дошедший в поздних списках (см.: ДРКУ. С. 85-139). По мнению Щапова, прототип Устава был составлен в нач. 50-х гг. XI в. В Уставе сказано, что Ярослав, «сгадав» с И., «дал митрополиту церковные суды и епископомь, по правилом святых отець, судивше, казнити по закону». Как показал Щапов, несмотря на то что составители документа декларировали приверженность нормам визант. Номоканона, в Уставе кн. Ярослава греч. правила были приспособлены к условиям Др. Руси времени «Русской Правды» с широкой церковной юрисдикцией, охватывавшей многие сферы жизни, к-рые не регулировались княжеской властью (суд над священно- и церковнослужителями, семейно-брачное право, дела о непредумышленных убийствах, о разного рода оскорблениях). В документе заметна ориентация на русскую практику светского судопроизводства, широко использовавшего денежные штрафы («продажи»). По Уставу часть этих штрафов поступала архиерею. За нек-рые преступления по усмотрению епископа назначались епитимии, в ряде статей помимо размера штрафа в пользу архиерея записано: «...а князь казнит» (см.: Щапов Я. Н. Устав кн. Ярослава и вопрос об отношении к визант. наследию на Руси в сер. XI в. // ВВ. 1971. Т. 31. С. 71-78; Он же. 1989. С. 107-110, 174).

По проложному сказанию, известному в рукописях с 1-й пол. XIV в., И., будучи митрополитом, 26 нояб. неизвестного года освятил великокняжескую ц. св. Георгия в Киеве, построенную Ярославом Мудрым в честь своего небесного покровителя. В храме совершались наречения и поставления епископов. Владимирский еп. св. Симон писал Поликарпу, что из Жития прп. Антония Печерского он узнал о том, что И. совершил монашеский постриг и рукоположил во иерея свт. Леонтия , еп. Ростовского («Первый - Леонтий, епископ Ростовьскый... Илариона же митрополита, и сам чел еси в житии святаго Антониа, яко от того пострижен бысть, тако священства сподоблен» - Абрамович Д. И. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 76; получившая распространение в науке интерпретация данного фрагмента как сообщения о принятии И. пострига от прп. Антония неудовлетворительна, поскольку она противоречит летописному сказанию о начале Печерского мон-ря, где сообщается, что прп. Антоний вернулся с Афона после поставления И. на митрополичий престол).

После смерти кн. Ярослава 20 февр. 1054 г. о судьбе И. ничего не известно. Вероятно, митрополит скончался еще при жизни князя, поскольку не упоминается в связи с отпеванием и погребением последнего. В 1055/56 г. Киевским митрополитом был Ефрем (НПЛ. С. 183). Гипотеза Присёлкова (Присёлков М. Д. Митр. Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую Рус. Церковь: Эпизод из начальной истории Киево-Печерского мон-ря // С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели: [Сб.]. СПб., 1911. С. 188-201; Он же. 1913), что И. после оставления митрополичьего престола удалился в Киево-Печерский мон-рь и является одним лицом с летописцем игум. прп. Никоном , не была принята научным сообществом.

Сочинения

Важнейшие произведения И.- «Слово о законе и благодати» (далее: СЗБ), Молитва, Исповедание веры - входят в сборник посл. трети XV в. ГИМ. Син. № 591 (л. 168-203; тексты имеют общее заглавие: «О законе, Моисеом даннем ему, и о благодати и истине, Исус Христос бывшим. И како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка русскаго. И похвала кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом. И молитва к Богу от всеа земля нашеа»). Подборка текстов, предположительно восходящая к И., завершается кратким автобиографическим послесловием.

СЗБ датируется большинством исследователей 40-ми гг. XI в. (во всяком случае не ранее 1037, когда была построена упоминаемая в памятнике киевская ц. Благовещения на Золотых воротах, и не позднее 1050, когда скончалась киевская кнг. Ирина, о к-рой говорится как о живой). Помимо первоначальной редакции, сохранившейся в единственном списке ГИМ. Син. № 591, выделяют сокращенную редакцию, в к-рой опущены Похвала кн. Владимиру и текст, связанный с Ярославом Мудрым (по-видимому, составлена в XII-XIII вв., сохр. более чем в 30 списках), а также сокращенно-интерполированную редакцию, в которой при сокращенной исторической части усилено богословское содержание (известна не менее чем в 10 списках XV-XVII вв.). По мнению Н. Н. Розова и Мюллера, СЗБ могло быть пасхальной проповедью. Др. исследователи (напр., Д. С. Лихачёв ) полагают, что СЗБ, будучи сказано в киевском соборе Св. Софии, завершалось Молитвой. Мюллер, выделяющий из СЗБ Похвалу кн. Владимиру, полагал, что СЗБ могло быть произнесено в день смерти равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича (15 июля) в 1049 или 1050 г. у гробницы крестителя Руси в Десятинной ц.

СЗБ - древнейшее известное оригинальное рус. лит. произведение. В нем в художественно совершенном и богословски обоснованном виде нашла выражение апология новопросвещенной страны и ее крестителя равноап. кн. Владимира. СЗБ начинается с обзора библейской истории человечества: от ветхозаветных событий, отразивших господство в Израиле закона, к новозаветной истории, когда благодать (христ. учение) распространилась по всей земле. Через идею христ. благодати, открытой для всех народов, в сочинении проводится мысль о равенстве новообращенной Руси с др. христ. странами, в первую очередь с Византией.

В Похвале кн. Владимиру, содержащейся в 1-й редакции СЗБ, автор сравнивает св. князя с апостолами. Русская земля восхваляет своего «учителя и наставника» так же, как др. страны - апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, Фому, Марка. Рус. князь по значению своих деяний в Похвале сближается с равноап. имп. Константином I Великим . И. уподобляет частые совещания Владимира с епископами о том, «како в человецех сих, новопознавшиих Господа, закон уставити», Никейскому Собору, созванному имп. Константином (БЛДР. Т. 1. С. 48). И. указывает 2 обстоятельства, подвигшие св. князя принять крещение: следование примеру Византии («слышано ему бе всегда о благоверьнии земле Гречьске... како единого Бога в Троици чтуть и кланяются» - Там же. С. 44), а также личное благочестие (не живя во время Христа и апостолов, не видя совершаемых ими чудес, Владимир «без всих сих притече к Христу, токмо от благааго съмысла и остроумиа разумев, яко есть Бог един Творець невидимыим и видимыим» - Там же. С. 46). Говоря о Крещении Руси, И. замечает, что одни крестились по убеждению, а другие по приказу - «страхом повелевшааго крещаахуся, понеже бе благоверие его с властию съпряжено». Среди христ. добродетелей Владимира И. выделяет щедрость в милостыне: «Кто исповесть многыя твоа нощныа милостыня и дневныа щедроты... Просящим подаваа, нагыа одевая, жадныа и алчныа насыщая, болящиим всяко оутешение посылаа, должныа искупая, работныим свободу дая» (Там же. С. 48). Похвала завершается рассказом о кн. Ярославе как о продолжателе дел Владимира: «Добр же зело и верен послух сын твои Георгии... иже недоконьчаная твоя наконьча, акы Соломон Давыдова... Виждь же и град, величьством сиающь, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град, иконами святыих освещаем и блистающеся, и тимианом обухаем, и хвалами Божесьтвенами и пении святыими оглашаем» (Там же. С. 50). Похвала кн. Владимиру оказала заметное воздействие на жанр похвалы правителю в слав. лит-рах XIII в. Она использована в летописном некрологе владимиро-волынскому кн. Владимиру (Иоанну) Васильковичу в Галицко-Волынской летописи и в Житии св. Симеона Мироточивого (в миру серб. вел. жупан Стефан Неманя), написанном в 1264 г. хиландарским мон. Доментианом .

Исследователи выявили ряд источников, к-рыми мог пользоваться И. при написании СЗБ: Слово на Преображение прп. Ефрема Сирина (Шевырёв С. П. История рус. словесности. СПб., 18602. Ч. 2. С. 26), западнослав. сочинения - Пространные жития равноапостольных Кирилла и Мефодия, Жития св. Вита и св. Вацлава (Розов. 1968), «Большой апологетик» К-польского патриарха Никифора I , др. визант. сочинения (Молдован, Юрченко. 1989).

Начиная с работы И. Н. Жданова 1904 г., СЗБ часто рассматривалось как антивизант. произведение и связывалось с идеологической подготовкой русско-визант. войны 1043-1046 гг. (эта т. зр. получила широкое распространение в историографии советского периода). Некоторые авторы усматривали в СЗБ противопоставление суровому аскетизму Византии менее строгого рус. Православия киевского периода (Присёлков. 1913) и даже отражение симпатий русских к язычеству (Мильков В. В. Иларион и древнерусская мысль // Идейно-филос. наследие Илариона Киевского. К., 1986. Ч. 2. С. 8-40). Данные положения были аргументированно опровергнуты Мюллером (Мюллер. 2000. С. 100-114), к-рому принадлежит наиболее глубокий анализ произведений И. Исследователь показал, что «принадлежность к православной Церкви для Илариона, несомненно, первая, самая высшая ценность, а причастность к народу и государству Руси - вторая... Внутренняя связь Илариона с его землей, народом и государством не приводит его к неприятию других, чужеземных народов и уж ни в коем случае к враждебному отношению к другим христианским народам». Византия названа в СЗБ «благоверной страной Греческой», а К-поль - Новым Иерусалимом. Довольно важным представляется отсутствие в СЗБ антилат. полемики, хотя его составление приходится на время, близкое к разделению Церквей в 1054 г. «Римъскаа страна», к-рая «хвалит же похвальными гласы... Петра и Павла», названа в общем ряду христианских стран. Несмотря на наличие резких антииудейских пассажей, И. высоко оценивает ВЗ и цитирует его книги столь же часто, как и книги НЗ. По мнению Мюллера, СЗБ «могло служить собранием материалов для какого-то антииудейского полемического документа, но само по себе таковым не являлось» (Там же. С. 123), поскольку И. считал, что ушедший в прошлое иудаизм неактуален («иудейство бо преста, и закон отъиде», «Июдея млъчит»). Лишь язычество, традиции к-рого на Руси были сильны, получает у И. полностью негативную оценку - как беззаконие, служение бесам и тьма неведения. В общих выражениях осуждаются «учениа еретическаа» и следование «лжууму коему пророку» (под лжепророком, по-видимому, подразумевается основатель ислама).

Молитва, нередко встречающаяся в рукописях отдельно от СЗБ, посвящена новообращенной Русской земле. Автор благодарит Бога за то, что Он ее «исторг из пагубы идолослужения» (БЛДР. Т. 1. С. 52), и просит и в дальнейшем проявлять Свою милость и покровительство. Исповедание веры, составленное И., очевидно, при его поставлении в митрополиты (это следует из слов И. в конце: «И молите обо мне, честнеи учителе и владыкы Рускы земля» - Там же. С. 60), имеется только в сборнике ГИМ. Син. № 591. Исповедание представляет собой вариант Никео-Цареградского Символа веры, дополненный краткими рассуждениями И. на догматические темы с упоминания определений III-VII Вселенских Соборов , касающихся двух природ Христа и почитания икон.

Есть основания считать И. автором не входящего в сборник ГИМ. Син. № 591 послания «К старейшему ми брату-столпнику» (и выписанного из него «Поучения к отрекшимся мира»), в заглавии к-рого указана принадлежность Илариону. Древнейшие списки «Послания...» (3-я четв. XIV в.- 10-е гг. XV в.) с надписанием: «Илариона, митрополита Киевского» - содержатся в ряде рукописей серб. извода: БАН. Текущие поступления. № 13, 3-я четв. XIV в. (ранее был известен как «Сборник К. Д. Петковича», «Сборник М. П. Петровского», 3-я четв. XIV в.; см.: Сергеев А. Г. Атрибуция некоторых серб. рукописей XIV в. из собрания БАН // Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: (Мат-лы междунар. науч. конф.). М., 2008. С. 167-168); Белград. НБС. Рс 26, 3-я четв. XIV в.; Афон. Хиландар. № 455, посл. треть XIV в.; Черногория, б-ка мон-ря Савина, № 22, ок. 1418 г. По крайней мере 2 списка (с.-петербургский и хиландарский) происходят из б-ки серб. монастыря Хиландар на Афоне, с момента основания связанного с Русским великомученика Пантелеимона монастырем . Широко представлены в южнославянской традиции XIV-XVIII вв. списки памятника, в заглавии к-рых автор (Иларион) не назван Киевским митрополитом. В восточнослав. традиции памятник известен с более позднего времени, древнейшие списки (пергаменные) датируются нач.- 1-й четв. XV в. (РГБ. Беляев. № 1; РГАДА. Ф. 201. № 16 и др.). В полных рус. списках памятника определение автора как митрополита Киевского неизвестно, однако оно встречается в рукописях XV-XVI вв. при выписке (именуемой «От иного слова») из «Наказания к отрекшимся мира» прп. Илариона Великого (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 640; см.: Каталог слав.-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 218, 227. № 81). Послание «К старейшему ми брату-столпнику» посвящено различным вопросам монашеской жизни, и в первую очередь взаимоотношению монахов и «мира». Автор убежден, что иноческое житие есть наиболее совершенное проявление христ. веры. Поэтому, апеллируя к авторитету Свящ. Писания и святоотеческих творений, он призывает иноков отрешиться от «мира» - не участвовать в мирских трапезах, не стремиться к достижению монастырских должностей и церковных отличий, не искать милости от светских властей, питаться прежде всего делом рук своих, а не рассчитывать на милостыню от сильных мира сего и богомольцев.

Атрибуция «Послания...» И. отвергалась Н. К. Никольским (Никольский. 1906. С. 92-93) и вслед за ним позднейшими авторами. При этом датировка сочинения домонг. временем ни у кого не вызывала сомнений, т. к. следы его использования находят в памятниках не позднее XII-XIII вв. Предполагалось, что «Послание...» было переведено в Др. Руси с греческого, но греч. оригинал памятника не найден. Против предположения о переводном характере «Послания...» в последнее время был выдвинут ряд веских возражений. Исследуя средневек. авторскую топику, Д. М. Буланин пришел к выводу, что примененная в «Послании...» формула: «Не бо взрастохом в Афинех, ни философии учихомся» - нехарактерна для визант. лит-ры, но широко распространена в древнерус. книжности (Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 242-243). Кроме того, в средневек. слав. книжности неизвестны случаи атрибуции текстов, написанных греч. почитаемыми авторами, слав. авторам, развитие псевдоэпиграфов шло в противоположном направлении. Важно также, что недавно обнаруженные древнейшие списки «Послания...» с надписанием: «Илариона, митрополита Киевского» - невосточнослав. происхождения: в Болгарии и Сербии в XIV-XV вв. не было стимулов приписывать текст неизвестному и неканонизированному лицу. Во 2-й пол. XVI в. «Послание...» послужило одним из источников Послания царя Иоанна Грозного игумену и братии Кирилло-Белозерского мон-ря.

Поучение св. Илариона о пользе души (нач.: «Потщимся, братие и сестры, к вечней жизни светлой»), опубликованное прот. А. В. Горским как принадлежащее И. (ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 204-222; Прил. С. 223-299), известно с надписанием: «Митрополита Киевского» - в 2 рус. рукописях (в пергаменном сборнике 1-й четв. XV в. РГБ. ТСЛ. № 13 и в неустановленном списке Волоколамской б-ки, известном Горскому), а также в болг. сборнике нач. XV в. (Патерик Римский с дополнениями - Сербия. Собр. Печской Патриархии. № 103). Данное сочинение с именем св. Илариона в заглавии читается уже в учительной части Пролога РНБ. Соф. № 1324, сер.- 2-я пол. XIII в., что служит доказательством домонг. датировки памятника. Из вышесказанного следует кроме прочего, что сочинения с именем И. играли заметную роль в русско-южнослав. лит. связях домонг. времени.

Ряд произведений аскетического содержания приписывался И. без достаточных оснований исходя из их заглавий, где автором назван «отец наш» «святой» «мних» Иларион (см.: Никольский. 1906. С. 90-122, 511-517; Подскальски. 1996. С. 150-152). По Лихачёву, опиравшемуся на стилистическое и идейное сходство СЗБ с ранним летописанием, И. является наиболее вероятным автором «Сказания о распространении христианства на Руси», которое, по гипотезе исследователя (разделяемой не всеми учеными), было одним из важнейших источников Начальной летописи (см.: Лихачёв Д. С. Рус. летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 66-70). Возможно (хотя этому нет прямых подтверждений), И. участвовал в переводческой работе, организованной при киевском Софийском соборе кн. Ярославом Мудрым.

Почитание

В «Книге степенной царского родословия» (нач. 60-х гг. XVI в.) И. назван «святителем» (ПСРЛ. Т. 21. С. 170). В составленном при митр. Киевском св. Петре (Могиле) ок. 1643 г. Каноне прп. отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг , И. упоминается в 1-м тропаре 9-й песни наряду с др. рус. «Божественными иерархами» (необязательно связанными с Киево-Печерским мон-рем). Вместе с другими русскими митрополитами И. назван в светильне канона прп. отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим (Минея (МП). Сент. С. 830; служба составлена в 1684-1690). «Святый Иларион митрополит» указан среди святых г. Киева в списке XVIII в. «Описания о российских святых», принадлежавшем П. И. Савваитову (Барсуков. Источники агиографии. С. I; Описание о российских святых. С. 258).

Со 2-й пол. XVII в. встречаются сообщения о том, что И. был погребен в Киево-Печерском мон-ре. Вероятно, первым об этом написал И. Гербиний в соч. «Religiosae Kijovienses Cryptae, sive Kijovia Subterranea» (Jena, 1675. P. 112), созданном на основе Киево-Печерского патерика (К., 1661) без знакомства автора с монастырским некрополем. В Каталоге российских архиереев (РНБ. Соф. № 1417, XVIII в.), составленном ок. сер. XVIII в., об И. сказано: «Преставися в лето 6579 (1071) и положен бысть в Печерском монастыре. И крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен. Сей святый Иларион митрополит первее начат копати пещеру» (цит. по: Макарий. 1995. Кн. 2. С. 460. Примеч. 18). По-видимому, вслед. такого рода сообщений в позднейшей агиографической лит-ре И. безосновательно был отождествлен с упоминаемым в Киево-Печерском патерике книгописцем прп. Иларионом схимником, подвизавшимся в монастыре в игуменство прп. Феодосия Печерского (Ɨ 1074) и погребенным, согласно позднейшей традиции, в Дальних пещерах (Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 9-12; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Розов. 1987. С. 199-200; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 66). Не принимая этого отождествления, архиеп. Филарет (Гумилевский) тем не менее относил И. к святым, чьи мощи почивают в Дальних пещерах (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 468-471). Имя И. отсутствует в перечнях Печерских преподобных в составленном архиеп. Сергием (Спасским) на основании сведений из епархий «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, составленный в связи с подготовкой к изданию богослужебных Миней в сер. 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 356). Позднее имя святого вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер (вероятно, в результате соотнесения места, где подвизался сначала И., затем прп. Антоний Печерский, с Ближними пещерами Киево-Печерской лавры). В составе данного Собора И. указан в Православном церковном календаре, в перечне святых Собора в Минее (МП) под 28 авг. И. не назван.

Ист.: ПВЛ; НПЛ; ПСРЛ. Т. 1, 2; Патерик Киевского Печерского мон-ря / Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 12, 76; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 326, 378.

Изд.: Памятники духовной лит-ры времен вел. кн. Ярослава I. Слова митр. Илариона. 1. О законе Моисеевом... и похвала кагану нашему Владимиру; 2. «Потщимся, братие и сестры...» / Пер.: А. В. Горский // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 223-292, 293-299; Славяно-рус. сочинения в пергаменном сб. И. Н. Царского // ЧОИДР. 1848. Кн. 7. № 11. С. 21-41; Памятники древнерус. лит-ры, посвященные Владимиру Святому // ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 45-58; Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в. / Изд.: Вс. Срезневский. СПб., 1893. С. 32-68; Покровский Ф. И. Отрывок Слова митр. Илариона «О законе и благодати» в списке XII-XIII вв. // ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 3. С. 412-417; Исповедание веры митр. Киевского Илариона с записью о его поставлении // ПДРКП. 1920. Ч. 2. Вып. 1. С. 102-103; M ü ller L. Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis. Wiesbaden, 1962; Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона - рус. писателя XI в. // Slavia. Praha. 1963. Roč. 31. Seš. 2. S. 141-175; Die Werke des Metropoliten Ilarion / Hrsg. L. Müller. Münch., . (Forum slavicum; 37); Из творческого наследия рус. писателя XI в. Илариона // Dissertationes slavicae. Szeged, 1975. T. 9/10. P. 115-155; Elbe H. Die Handschrift С der Werke des Metropoliten Ilarion // RM. 1975. T. 2. S. 120-161; Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. К., 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Пер.: Т. А. Сумникова; отв. ред.: А. А. Баженова. М., 1986. 2 ч.; БЛДР. 1997. Т. 1. С. 26-61.

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 215-217; Калугин Ф. Г. Иларион, митр. Киевский, и его церк.-учительные произведения // Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1894. Вып. 1. С. 47-85; Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 297-300, 841-846; Жданов И. Н. «Слово о законе и благодати» Илариона и «Похвала кагану Владимиру» // Соч. СПб., 1904. Т. 1. С. 1-80; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений: (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 75-122; Петровский М. П. Иларион, митр. Киевский, и Доментиан, иером. хилендарский // ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 4. С. 81-133; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII в. СПб., 1913, 20032 (по указ.); Туницкий Н. Л. Хиландарский отрывок «Слова к брату-столпнику» с именем Илариона, митр. Киевского // В память столетия МДА (1814-1914): Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 1. С. 375-482; Вальденберг В. Е. Древнерус. учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 93-98; Никольская А. Б. Слово митр. Киевского Илариона в позднейшей лит. традиции // Slavia. 1928/1929. Roč. 7. Seš. 3. S. 549-553; Seš. 4. S. 853-870; Розов Н. Н. Рукописная традиция «Слова о законе и благодати» // ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 42-53; он же. Из наблюдений над историей текста «Слова о законе и благодати» // Slavia. 1966. Roč. 35. S. 365-379; он же. Из истории русско-чешских лит. связей древнейшего периода: О предполагаемых западнослав. источниках сочинений Илариона // ТОДРЛ. 1968. Т. 22. С. 71-85; он же. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании // Летописи и хроники, 1973. М., 1974. С. 31-36; он же. Иларион, митр. Киевский // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 198-204 [Библиогр.]; Мainka R. М. Von Gesetz und Gnade: Die heilsgeschichtliche Schicht im Slovo des Kiever Metr. Ilarion // Clarentianum. R., 1969. Vol. 9. P. 273-304; Poppe A. Państwo i Kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968 (по указ.); он же. Рус.-визант. церк.-полит. отношения в сер. XI в. // История СССР. 1970. № 3. С. 108-124; idem. The Rise of Christian Russia. L., 1982; Danti A. Sulla tradizione dello «Slovo о zakone i blagodati» // Ricerche slavistiche. 1970/1972. Vol. 17/19. P. 109-117; M ü ller L. Neue Untersuchungen zum Text der Werke des Metropoliten Ilarion // RM. 1975. Т. 2. P. 3-91; он же (Мюллер Л.). Понять Россию: Ист.-культурные исследования. М., 2000. С. 88-164; Молдаван А. М. Лингвотекстологический анализ списков «Слова о законе и благодати» митр. Илариона // Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 38-52; он же. К истории составления троицкой Минеи № 678: Значение ее для текстологического исслед. произведений митр. Илариона // Зап. ОР ГБЛ. 1981. Вып. 42. С. 64-76; он же. «Слово о законе и благодати»: Сопоставление списков // История рус. яз.: Исслед. и тексты. М., 1982. С. 227-261; Молдован А. М., Юрченко А. И. «Слово о законе и благодати» и «Большой Апологетик» патр. Никифора // ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 5-18; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Ужанков А. Н. Когда и где было прочитано Иларионом «Слово о законе и благодати» // ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 75-106; он же. Из лекций по истории рус. лит-ры XI - 1-й трети XVIII вв.: «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. М., 1999; Акентьев К. К. Мозаики Св. Софии и «Слово» митр. Илариона в визант. литургическом контексте // Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. XVIII Междунар. конгр. византинистов. СПб., 1995. С. 75-94. (Византинороссика; 1); Макapий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Топоров В. Н. Святость и святые в рус. духовной культуре. М., 1995. Т. 1. С. 257-412; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси: (988-1237). СПб., 19962 (по указ.); Алексеев А. И. «Наказание к отрекшимся мира» Илариона Великого в контексте полемики о монастырском «стяжании» XVI в. // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 16-24; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: (Аннот. кат.-справ.) / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 175-181 [Библиогр.].

А. А. Турилов, Э. П. Р.

Иконография

Наиболее раннее изображение И. сохранилось на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30. Л. 90, кон. XV в.; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 2. С. 336), где проиллюстрировано поставление его митрополитом в соборе Св. Софии в Киеве: И. в центре композиции вполоборота вправо, в светлой фелони и омофоре, с бородой средней величины, с залысинами, с нимбом. В составе Собора Киево-Печерских чудотворцев раннее изображение И. (с нимбом) известно на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) - поясной образ в епископском облачении, с непокрытой головой, в одном из цветков древа, крайний слева среди святителей. Единоличный образ И. (в саккосе и митре, с Евангелием) на фоне собора имеется в местном ряду иконостаса 1-й пол. XIX в. ц. прп. Антония в Ближних пещерах лавры.

И. в архиерейской мантии и черном клобуке, с жезлом в руке помещен среди подвижников XI в. в одной из настенных композиций в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В профиль, с окладистой седой бородой, с крестом и жезлом в руках (надпись: «пр Iларiонъ Митр.») представлен в росписи «Шествие Русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря (Большакова С. Е. Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря. СПб., 2005. С. 15. Ил.). На иконе «Святые первосвятители всея Руси» кон. 50-х - 70-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) он изображен в центральной части композиции на фоне собора Св. Софии в Киеве (между святителями Михаилом Киевским и Константином Черниговским), прямолично, в монашеском и святительском облачении: в схиме и куколе, в фелони и омофоре, десница на груди, в левой свиток с текстом: «Слово о законh и благо…», на нимбе надпись: «Прп Iларiw нъ чu д печерск.».

Лит.: Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонизацiï // Могилянськi читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 223; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.] / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

На вопрос Первый русский метрополит. Кто он был? заданный автором Обложко Владимир лучший ответ это Самым первым иерархом в сане митрополита, присланным из Константинополя при князе Владимире, был Михаил (988–992). Однако он не обладал реальной епископской властью, поскольку не существовало еще подчиненных ему епископий. Русская церковь была разделена на епархии преемником Михаила, греком Леонтием (992–1008), который и стал первым русским митрополитом. Местом пребывания первых митрополитов был город Переяславль, находившийся неподалеку от Киева.
Кто же был первым Русским Митрополитом?
На этот вопрос русские источники отвечают не однозначно, называя четыре различных имени.
1. Святой Михаил, упоминаемый Степенной книгой, Никоновской летописью и всеми рукописями первоначального варианта Жития святого Владимира (т. е. источниками, восходящими приблизительно к 989 году) .
2. Леонт, называемый летописями Новгородской, Софийской, Воскресенской, Ермолинской и Типографской. Но Степенная книга и Никоновская летопись свидетельствуют, что он был преемником Михаила. В этих источниках Леонт упоминается под 991 годом.
3. Феопемпт. Он называется первым Русским Митрополитом в летописях XI-XII веков, именно: в Лаврснтьевской и Ипатьевской. Упоминание о нем относится к 1039 году.
4. Иларион, засвидетельствованный одним из списков Жития святого Владимира. Впрочем, академик А. А. Шахматов ("Корсунская легенда", с. 1096) отводит это свидетельство, рассматривая данный список как позднейшую переработку древнейшего Жития святого Владимира, в котором первым Русским Митрополитом назван святой Михаил.
Противоречивости русских летописей можно объяснить тем, что были две группы источников, повествовавших о принятии Русью христианства: в одной из них говорилось о князе Владимире, но не о Патриархе, пославшем на Русь епископа, а в другой (более древней) - только о Патриархе, впервые пославшем на Русь епископа (то есть о Фотии) , но не о князьях, принявших этого епископа (то есть не об Аскольде и Дире). Точных же сведений о времени жизни Патриарха Фотия у русских летописцев не было, что способствовало смешению источников обеих групп.
Из имеющихся четырех гипотез о личности первого Русского Митрополита две (называющие Феопемпта и Илариона) отпадают при первом внимательном рассмотрении вследствие явных противоречий источников.
Наиболее вероятным остается предположение, что первым Русским Митрополитом был либо Михаил, либо Леонт.
Степенная книга, несмотря на имеющийся в ней анахронизм с именем Патриарха Фотия, остается наиболее достоверным источником о начальном периоде истории Киевской Митрополичьей кафедры.
Следовательно, Русскими Митрополитами были последовательно:
Св. Михаил - 989-991
Леонт - 991-не позднее 1007
Феофилакт - 1006-1007 (вероятнее всего, не смог прибыть на Русь) .
Согласно Никоновской летописи, в 1008 году прибыл на Русь Митрополит Иоанн, который построил в том же году в Киеве храм во имя святых апостолов Петра и Павла, а в Переяславле - храм в честь Воздвижения Честного Креста. Скончался Митрополит Иоанн не позднее 1039 года, потому что в этом году Русским Митрополитом уже был Феопемпт. Об этом свидетельствует "Повесть временных лет", сообщая под 1039 годом об обновлении Митрополитом Феопемптом храма Богоматери, построенного св. Владимиром. Скончался Митрополит Феопемпт в 1051 году.
Исследование, проведенное Фидасом, вновь подтверждает, что, в соответствии с Преданием Русской Церкви, первым Русским Митрополитом был св. Михаил, хотя это и подвергалось сомнению многими известными церковными историками.
Источник:

Ответ от Мосол [новичек]
В 1051 киевскую кафедру занял первый русский митрополит Иларион (1051–1062). Летопись сообщает, что он был избран по воле «самовластца» Ярослава собором русских епископов, и хотя Иларион испросил себе благословения у Константинопольского патриарха, он стал первым митрополитом, посвященным в сан без участия Константинополя. Немногочисленные сведения об Иларионе, содержащиеся в Повести временных лет, дают представление о нем как о выдающемся деятеле периода политического и культурного подъема Киевской Руси. Монах и пресвитер, «муж благ и книжен», он был главным помощником великого князя Ярослава, стремившегося к независимости от Византии. Его знаменитое произведение Слово о законе и благодати представляет собой апологию русской державы, ставшей после принятия крещения, как утверждает автор, в один ряд с европейскими государствами.


Ответ от шеврон [гуру]
Иларион – первый русский митрополит
Его "Слово о Законе и Благодати" стало философским обоснованием нового смысла бытия Руси
В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в "Повести временных лет" под 1051 годом: "Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов".
А между тем, событие, случившееся в Киеве в 1051 году, было далеко не ординарным. Ведь впервые киевскую митрополичью кафедру возглавил выходец из русских – пресвитер Иларион. До Илариона этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.

Открыт и по нынешнее время. Окунувшись в историю конфессиональных споров, можно с уверенностью утверждать, что принятие автокефалии - не столько религиозный, сколько политический процесс.

Данная статья будет посвящена первой попытке Русской православной церкви получить такую автономию. Уже в 11 веке было ясно, что подчинение Константинополю наносит значимый ущерб Российскому государству.

Историко-политические предпосылки избрания митрополита из русских

Поводом к конфликту, переросшему в настоящую войну между греками и русскими в период был инцидент, связанный с купцами из Киевской Руси.

В Константинополе был убит купец из Киева, при этом имущество, которое принадлежало погибшему, было конфисковано в пользу императора. Известия про случившееся довольно быстро достигли Киева и вызвали бурю негодования у правящей элиты и, конечно же, непосредственно у князя. Ведь незадолго до этого были проведены переговоры, оговаривающие подобные ситуации и меры по решению спорных вопросов, однако греки поступили абсолютно против принятых соглашений.

Военный поход против греков

Князь Ярослав отправляет в Восточную Римскую империю экспедиционный корпус, возглавил его старший сын князя, который отправляется морским путем. Около западных берегов Черного моря эскадра славян попала в большой шторм, потеряв более трети своих кораблей. Оставшаяся часть войск, двигавшаяся морем, была атакована греческими судами. После таких неприятностей часть еще пригодных к использованию кораблей была отправлена обратно, высадив при этом десант. На обратном пути корабли князя вновь были настигнуты греческой эскадрой, но в этот раз удача была на стороне воинов князя Ярослава. Суда греков в большом количестве были потоплены.

Шесть тысяч воинов, которых удалось высадить на берег, продолжили свой поход, вел войска опытный воевода Вышата. Известие про уничтожение флота привело императора Константина Мономаха в бешенство, поэтому вопрос высаженного десанта должен был быть по замыслу императора решен с максимальной жестокостью.

После ряда столкновений воевода Вышата был окружен и с остатками отряда взят в плен, в этом случае греки употребили очень жестокое наказание, которое, в принципе, уже применялось в истории, достаточно вспомнить Василия II Болгаробойца. Оставшиеся русские воины были ослеплены и отправлены на родину, конечно, такой акт со стороны греков не способствовал прекращению войны.

Смерть митрополита Феогноста как предпосылка к избранию Илариона

В 1048 году умирает В связи с кризисом греко-славянских отношений новый митрополит не может приехать на Русь. Необходимо заметить, что до этого все иерархи присылались из Константинополя. Князь Ярослав Мудрый понимает, что ситуация критична и в ней необходимо действовать быстро и жестко. Поэтому он принимает решение поставить на должность митрополита-соотечественника без разрешения Византии. Выбор падает на насельника Киево-Печерской лавры, будущего первоиерарха Русской православной церкви, которым становится Иларион Киевский.

Сближение будущего митрополита и князя

Еще до своего монашеского подвига Иларион Киевский отличался аскетической жизнью, подражая древним анахоретам.

Источники повествуют, что он выкопал себе пещеру в лесу. В ней он проводил уединённые часы в молитве. Впоследствии там поселился инок Антоний, вернувшийся с Афона. Именно с этого момента духовный авторитет Илариона начинает расти в глазах населения Через некоторое время, вероятнее всего, в 50-х годах XI века, люди начинают прибегать к различным советам этого человека. Князь сделал его настоятелем собственного храма.

Иларион Киевский, митрополит: биография

Сведений относительно жизни будущего святителя и первого митрополита из русских не очень много. Достоверно известно, что Киевский и всея Киевской Руси был родом из Киева. Бесспорно, что сочинения, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о прекрасной подготовке автора как в богословии, каноническом праве, так и в знаниях правил ораторского искусства.

Существует предположение, что он владел греческим языком, который изучал на Афоне или в Константинополе, возможно, был и на Западе, где познакомился с западным богословием и богослужением. Однако такие гипотезы не имеют достоверного подтверждения.

До своей архиерейской хиротонии Иларион, сначала был священником в селе Берестовое, расположенным под Киевом, и служил в церкви, принадлежащей князю.

Относительно его личных качеств как пастыря и человека свидетельств не сохранилось. Однако тот факт, что он возглавлял княжеский приход, свидетельствует о неком духовном авторитете, который завоевал этот человек в глазах князя. Единственные данные про Илариона, митрополита Киевского, можно отыскать в летописи, где говорится о нем как о человеке добродетельной жизни, постнике и книжнике. Однако понять, что означает последнее, трудно. Бесспорно, это говорится про его начитанность. Но ограничивается ли она изучением святых отцов и их творений или же получением систематического образования, судить трудно. В современной науке до сих пор не умолкают споры относительно этого.

Собор русских епископов

В 1051 году князь Ярослав Мудрый, собрав местных архиереев, провел синод, после чего независимо от Константинополя священник Иларион был возведен на Киевский престол на должность митрополита.

Исходя из анализа сохранившихся документов, можно заключить, что Киевский абсолютно поддерживал внутренний и внешний политический курс, выбранный Ярославом Мудрым.

Последующая судьба митрополита

После смерти который боролся за независимость церкви от Константинополя, этот церковный и политический деятель был практически смещен, вместо него был прислан ставленник из Византии. Это событие произошло в 1055 году. Дальнейшая судьба первого митрополита из русских неизвестна, существует несколько версий:

  1. Самостоятельно ушел с кафедры и доживал свои дни как насельник Киево-Печерского монастыря.
  2. Причиной появления митрополита из Византии стала смерть митрополита Илариона Киевского, но в этом случае вопрос о том, была ли она естественной, остается открытым.
  3. Был принудительно снят с кафедры и заточен в монастырь.

Таким образом, биография митрополита Киевского Илариона является иллюстрацией процесса стремления молодой церкви на территории Киевской Руси к автокефалии и нежелания Византии потерять рычаги давления на государство и общество, предоставив самостоятельность новообразованной митрополии.

Общественная деятельность митрополита Илариона

Многие исследователи истории такие как Карташов, Голубинский, митрополит Макарий, Смирнов, часто пытаются дать историческую оценку этому феномену в истории Российского государства. Возникает закономерный вопрос: "Иларион Киевский, митрополит, что сделал для государства и церкви, как это повлияло на развитие этих двух институтов общественной жизни?"

Будущий святитель не только занимался церковными делами, но и участвовал вместе с князем в формировании правовой системы Киевской Руси. Благодаря его непосредственному участию, была создана и систематизирована правовая система, действующая на территории Киевской Руси.

Участие в организации Киево-Печерской лавры

Также он принимал активное участие в строительстве Киево-Печерской лавры. Имея очень близкие отношения с князем, он получил необходимые земли для строительства будущего центра духовной культуры всего Российского государства.

Кроме этого, святитель принимал участие в формировании библиотеки, которая создавалась при соборе святой Софии. Его авторству принадлежит ряд церковно-литературных памятников, которые являются настоящим произведением искусства древнеславянской письменности.

Литературная деятельность святителя Илариона

Наиболее значимым произведением, принадлежащим ему, является литературное произведение, которое полностью перевернуло представление ученых про интеллектуальное развитие Киевской Руси. Был высокообразованным человеком Иларион Киевский, митрополит. "Слово о законе и благодати" указывает на то, что была необходима симфония власти.

Известнейший исследователь литературного наследия Древней Руси С. считал, что это произведение написано на высоком уровне. Автор выстроил логически выверенный текст, простота повествования и разнообразие литературных приемов свидетельствуют о таланте писавшего его человека. Ритмически правильно расставленная речь приравнивает этот текст к аналогичным литературным памятникам византийских авторов. Писал и другие работы митрополит Иларион.

Киевская Русь - государство, подарившее свету такого талантливого человека. Кроме вышеозвученного произведения, ему принадлежат еще несколько сохранившихся до нашего времени сочинений.

Интересным произведение является «Исповедание веры», написанное по случаю епископской хиротонии. По обычаю, поставляемый клирик в епископы должен прилюдно рассказать о своих богословских убеждениях, чтобы все присутствующие могли понять, что он не является еретиком.

Также ему принадлежит молитва, которая имеет название «Молитва преподобного отца нашего Илариона, митрополита Российского», производящая незабываемое впечатление на читателя поэтичностью и обилием поэтических образов.

Канонизация святителя Илариона

Вопрос о канонизации остается открытым и сейчас. Достоверно неизвестно, когда произошло это событие, возможно, что митрополит Киевский и всея Руси Иларион Киевский был причислен к лику святых без определения церковного собора. Впрочем, большинство церковных историков считают, что непосредственно решения собора по данному вопросу не было. Причиной стало народное почитание. Мощи этого святого находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. День памяти совершается 21 октября.

До настоящего времени не сохранилось достоверных изображений, на которых изображен Иларион Киевский, митрополит. Фото, представленные в статье, это подтверждают. Также в соответствии с русскими традициями, мощи находятся под облачением, их не показывают широкой публике. Можно лишь увидеть фото гробницы, где находятся мощи святого.

ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого . Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет . Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».

Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати , т.н. Молитва и Исповедание веры . Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати , которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.



 

Возможно, будет полезно почитать: