Как появились азербайджанцы в дманиси откуда пришли. Азербайджанцы – коренное население Грузии

В результате распада Советского Союза в Закавказье образовались 4 независимых государства, к которым позже прибавились еще 2 республики.

По мнению некоторых кавказологов и аналитиков, окончательная карта Кавказа еще не сформировалась, и для формирования окончательных границ в регионе нужно не одно десятилетие. Как отмечает немецкий кавказолог, капитан Кайзеровской армии Т.Оберленедер, вместе с германской военной экспедицией находившийся в 1917-1918 гг. в Грузии, мир в регионе наступит только тогда, когда будет создан один политико-правовой субъект, вместо трех или четырех. Капитан имел в виду, что три основных народа Закавказья – армяне, татары (азербайджанцы) и грузины – не успокоятся, пока один из них не завоюет значительную часть территорий и ресурсов соседей. Эти стремления он называл генетически заложенными и представил, с точки зрения зарубежного историка и этнографа, этногенетическую задачу для каждого народа, стараясь принять во внимание традиции и менталитет народов Кавказа.

То, что ученые народов Кавказа интерпретирует историю региона исходя из интересов собственных народов, факт общеизвестный. Очевидно, что заложниками подобного подхода к исторический науке становятся молодые поколения, воспитывающиеся в антагонизме к национальной идеологии соседей. Делается это исключительно для того, чтобы и дальнейшие поколения вели ту же политику достижения гегемонии в регионе той или иной этнокультурной группы. Для народов Кавказа подобная политика – единственный путь сохранения национальной идентичности, языка и традиций. Подобное идеологическое наследство, наверное, является уникальным во всем мире. Представители Запада, утверждающие, что «демократии друг с другом не воюют» и что вопросы Кавказа можно решить путем демократизации региона, сильно ошибаются. Борьба трех этносов в регионе носит не только идеологический и политический, но и этнокультурный характер. Иными словами, Оберлендер все же прав, говоря о «менталитете противостояния соседей». Годы кровопролитных войн в регионе после распада СССР только подтверждают этот вывод.

В свете армяно-азербайджанского, грузино-абхазского и грузино-осетинского активных противостояний, пассивный конфликт между Грузией и Азербайджаном имеет второстепенный характер. Пропагандируемое «братство Азербайджана и Грузии», преследует лишь одну цель: выглядеть в глазах Запада в качестве надежного экономического партнера. Об этом свидетельствует совместные грузино-азербайджанские энергетические и коммуникационные проекты, единые «демократические направления» и т.д. Словом все то, что приветствуется на Западе.

Безусловно, играя в «братьев» каждая сторона преследует свои цели. Грузия демонстрирует, что у нее все великолепно, что ее ждет светлое будущее. Кроме того, официальный Тбилиси претендует на роль «локомотива Кавказа в Единую Европу», показывая этим, что лишь ее территория на данный момент является оплотом демократии на Кавказе, и прогрузинские решения конфликтов будут означать расширение демократической власти в регионе.

«Братская» позиция по отношению к Грузии выгодна Азербайджану для ведения пропаганды против Армении и Нагорного Карабаха, которая направлена на демонстрацию примера хороших межгосударственных отношений и, конечно же, больших выгод от них. В конце концов, как говорят некоторые азербайджанские политические деятели: «Азербайджан будет стремиться быть центром всего Кавказа, иметь такое развитие, что армяне Карабаха сами будут просить включить их в состав республики». Конечно - это утопия… и в первую очередь для такой республики, как Азербайджан. В конечном итоге она компенсирует закрытость границы с Арменией и НКР за счет Грузии и тем самым попытается на десятилетия блокировать Армению.

Итак, мы видим, что у Грузии и Азербайджана действительно взаимовыгодные братские отношения. Однако не надо быть профессиональным политологом или аналитиком, чтобы «за малым не видеть главного», а именно: сильное противостояние между этими республиками. Получается, что Запад купил их своими гуманными идеями и инвестициями, но не усмотрел менталитет этих народов, которые, несмотря ни на что, будут продолжать политику своих предков до победного или «уничтожительного» конца. Как известно, азербайджанское общество не скрывает подобные стремления и агрессию против Армении и армянского народа. И дело отнюдь не в Карабахе. Научно-образовательные учреждения, институты, школы, университеты, СМИ и т.д. являются оплотом создания вышеуказанной экспансионистской политики. Она дошла до такой степени, что высшие круги руководства АР экспортируют эти идеи за рубеж и максимальным образом подпитывают ее.

Приведем лишь некоторые аргументы:

Азербайджанцев уверяют, что Ереван является исконно азербайджанской землей, которую они «уступили пришлым армянам в 1918 г.», озеро Севан называют «жемчужиной западного Азербайджана» (так они называют Армению) и так далее и т.п. Самым важным фактом является то, что азербайджанские историки уже много лет стремятся освоить культурно-политическое наследие Кавказской Албании. Для этого руководство АР тщательно пытается вытеснить и ассимилировать истинных наследников этого былого государства – лезгов, аварцев, удин...

Подобная политика Азербайджана по отношению к Грузии не уступает своей важностью Армении.

Азербайджано-грузинский конфликт можно разделить на две части: этнокультурную и политическую, полное развитие которых может привести и к заключительной – военной части.

Этнокультурная часть конфликта

Азербайджан

Тысячи так называемых научных изданий в Азербайджане о вопросах правоприемничества культурно-политического наследия Кавказской Албании сильно настораживают не только Армению, но и Грузию. Дело в том, что по представлению азербайджанской элиты, «территория исторической Кавказской Албании, чьим культурно-политическим наследником является Азербайджан, распространялась на территориях не только нынешнего Азербайджана и Армении, но и значительной части Дагестана, северной части Ирана, и на восточную половину современной Грузии». Необходимо также отметить, что здесь приводится немаловажный факт – населенный тюркским этническим элементом грузинский район Квемо-Картли (Борчалы – по-азерб.), основная часть Кахетии до города Телави, который, согласно азербайджанской историографии, также является «исконно азербайджанским городом». Кроме того, якобы доказывается тот факт, что «предки азербайджанского этноса» в Квемо-Картли жили тысячелетиями и десятки церквей и монастырских комплексов являются исконно албанскими (т.е. «азербайджанскими»), не говоря уже о мечетях, которые были построены иранцами и аварами.

Ведется отдельная и внушительная работа с тюркским населением Грузии. Главной целью Баку является обеспечение свободного роста азербайджанского населения в этой стране, затем постепенное заселение новых территорий путем явного демографического бума. В условиях критической демографической ситуации в Грузии это сделать не трудно. Немаловажной задачей также является четкая образовательная программа по отношению к вырастающему поколению азербайджанцев в Грузии. В качестве ответной меры в Грузии усиливается давление на азербайджанцев, что также накаляет этнокультурный конфликт.

Грузия

В грузинских учебниках по истории о заселении тюркоязычных шиитов в Квемо-Картли говорится очень мало, но эмоционально. Там в частности сказано, что «азербайджанцы здесь появились лишь в конце 18 века из-за великодушия грузинского народа».

Фактом нарастания этнокультурного конфликта является последний скандал по демаркации границ между Грузией и Азербайджаном, который, кстати, не утих и продолжает усиливаться. Пользуясь случаем, азербайджанская сторона предъявила претензии сразу к более 10 деревням, которые находятся на границе и входят в состав Грузии. Другая сторона не отстала от соседа и сразу же потребовала архитектурный монастырский комплекс «Давид Гареджи», который находится на приграничной линии. В обмен на архитектурный комплекс грузинская сторона предложила территориальный обмен, но не на те районы, которые требовал Азербайджан. Грузинская сторона выступила с предложением о создании научной комиссии для того чтобы доказать именно грузинское, а не албанское происхождение «Давида Гареджи».

Согласно грузинской историографии, Закатальский, Белоканский, Кахский и Шекинские районы являются исконно грузинскими. Кроме того, грузинскими считаются также Казах и Товуз. Аналогично бакинским коллегам, официальный Тбилиси тоже ведет внушительную работу с ингилойцами, которые компактно проживают в Кахском и Шекинском районах. Грузинское руководство, начиная с правления З. Гамсахурдиа, продолжает медленную, но верную политику по отношению к ингилойцам, которые этнически схожи с грузинами, и пользуются отдельной ветвью картвельских языков. Кроме способствования сильного роста численности ингилойцев в Азербайджане (в течение 20 лет увеличилась в 2 раза), грузинское руководство проводит массовую христианизацию этого народа, который по состоянию на 1985 г. на 70% исповедовал ислам. На сегодняшний день ингилойцы на 75-80% являются православными. Грузинская сторона каждый год выделяет ингилойцам сотни квот на бесплатное обучение в своих вузах, с условием, что выпускники вернутся на родину, и будут развивать свой край с помощью грузинского государства. В настоящее время ингилойцы занимают значительные посты в административных районных учреждениях и даже в правительстве АР.

Иными словами идет попытка создания мощного грузинского этнического анклава внутри Азербайджана, точно такого же, как в Квемо-Картли. Однако здесь нельзя сравнивать демографический потенциал азербайджанцев Грузии с ингилойцами.

Кроме того, грузинская сторона в последнее время проявляет интерес в восстановлении заброшенных церквей не только в ингилойских районах, но и там, где компактно проживает удинское меньшинство.

Политическая часть конфликта

Азербайджан

В Азербайджанской республике на первом месте в качестве пропаганды против Грузии ставятся националистические заявления госчиновников страны, яркие попытки СМИ показать сильное ущемление прав азербайджанского меньшинства в этой стране и конечно конкретные шаги давления на Тбилиси в малых или в больших масштабах, что в конечном итоге имеет свои политические последствия.

Кроме высказываний и публикаций историков, в АР громкие заявления об исторической принадлежности тех или иных территорий делают довольно влиятельные руководители страны и народные избранники. Одним из таких ярких примеров является заявление депутата Милли меджлиса, декана факультета истории Бакинского государственного университета Ягуба Махмудова, сделанное им в 2003 году в интервью газете «Эхо»: «азербайджанская сторона правомочна претендовать на часть грузинских территорий… До 1122-го года Тбилиси был мусульманским городом...У нас есть право на территориальные претензии к грузинам. Но мы сейчас не поднимаем эти вопросы, так как у нас с Грузией хорошие отношения, и мы участвуем в совместных проектах». Немаловажным фактом также является то, что этот человек представляет правящую партию страны. Любопытен также тот факт, что заявление было сделано точно тогда, когда собственно и начался процесс демаркации границы между государствами.

Понятно, что это в первую очередь был политический шаг, который был призван «образумить» грузин в некоторых неприятных для Баку вопросах. Исходя из всего этого, вспомним также то, что буквально за неделю до скандала, связанного с монастырским комплексом, официальный Баку внезапно приостановил подачу газа в Грузию, заявив, что «азербайджанская сторона в первую очередь хочет обеспечить газом своих потребителей, и потом уж продолжить ее подачу в Грузию». Это действие также может свидетельствовать о попытке использования давления на соседа для выгодного решения граничного вопроса со стороны Азербайджана. Кроме того, «пятой колонной» для Баку являются представительства азербайджанцев в Грузии, которые время от времени делают резкие заявления, заставляя грузинскую сторону идти на компромиссы. Это не значит, что Тбилиси не осознает нарастающую проблему в стране, значение «тюркский фактор» в Грузии растет не по годам, а по месяцам. Неопровержимым фактом этого является заявление азербайджанского национального меджлиса в Грузии в начале этого года, где от правительства Грузии требовалось соблюдать решение о выдаче земельных участков многодетным семьям. Кстати, земельные участки азербайджанцы требовали в районах Рустави и Телави. Выражаясь иными словами, азербайджанское руководство, которое до 2002 г. твердило о территориальной и культурной автономии азербайджанцев в Борчалы, сейчас уже поняло, что это на сегодняшний день пойдет ей только во вред, руководствуясь идеей - «зачем отделять только Борчалы, если завтра путем демографического бума и присвоением новых земель можно получить всю Грузию». Итак, факт того, что азербайджанцы уже требуют новые территории и требуют заселения турок-месхетинцев, реально доказывает этот ход развития событий.

Одним из основных оружий политического конфликта против Грузии является политическое опекунство вопроса по возвращению турок-месхетинцев в родные края. Азербайджанская сторона несколько раз заявляла о своей готовности «помочь» грузинской стороне заселить турок-месхетинцев в армянонаселенном крае Самцхе-Джавахк. Кстати, этому также содействует и официальная Анкара, выплачивая большие деньги месхетинцам и внедряя в их среде антиармянские настроения. Этот пример показывает, что в отношении к Грузии у Турции и Азербайджана также общие планы и взгляды. Ведь кроме усиления «тюркского фактора», заселение турок-месхетинцев представляет собой также антиармянский характер.

Грузия

Грузинская сторона в политической борьбе явно проигрывает. Как сказал автору этих строк один из депутатов парламента Грузии по-поводу антигрузинской политики Анкары и Баку, «а что нам остается делать? Анкара содержит почти половину нашей армии и всячески помогает в оснащении, а из Азербайджана идет единственный путь альтернативных энергоресурсов. Кроме того, эта страна является хорошим рынком для реализации наших товаров». Однако у грузинской стороны не такая уж и плачевная ситуация. В первую очередь Тбилиси начал с поднятия боевого духа своего народа, кроме армейских парадов и риторических заявлений ее высокопоставленных политиков, она начала большие реформы в школьных и в вузовских учреждениях. Это делается в первую очередь для реального поднятия именно грузинского самосознания. Затем Грузия начала активно публиковать «научные труды», в которых четко показывалась, что в регионе лишь грузинские королевства и династии были мощными, имели огромные территории от Черного до Каспийского моря. В начале прошлого года многотысячными тиражами начали публиковать «исторический атлас Грузии», который бесплатно направляется в образовательные учреждения, в библиотеки, в выставки и в первую очередь в зарубежье. На этих картах четко обозначены территориальные претензии грузинского государства, и, что самое главное, подобные претензии в книге не скрываются, называя территории «исконно грузинскими». Кстати, на днях появился и электронный вариант атласа, который можно найти в интернете.

Официальный Тбилиси, начиная с 2003 г., принял азербайджанские методы «работы» с нацменьшинствами. Началось сильное давление на азербайджанцев Грузии, одновременно сильная агитация того, что Борчалы (Квемо-Картли) является грузинской землей, и что там нет места неблагодарным соседям, которых грузины приютили в конце 18 века. Причем дело дошло до того, что отдельные представители перспективной азербайджанской молодежи в своих речах даже согласились с этим. Кроме того, известно, что в некоторых случаях грузинская сторона искусственным образом накаляет вражду азербайджанцев региона с армянами для нейтрализации антигрузинских помыслов. Фактом этого является осквернение памятника Низами Гянджеви грузинскими националистами в Марнеули в конце 2005 г., в результате которого поднялась волна протеста. Пользуясь случаем, представители правоохранительных органов Грузии сразу же заявили, что это «дело рук армян». Подобное заявление дало обратный эффект, поскольку вандалы, осквернив памятник, в ту же ночь на памятнике Руставели написали «отец» той же краской на грузинском языке, что и доказывает непричастность армян. Необходимо отметить, что грузинская подобная пропагандистская работа активным образом ведется и среди армян Самцхе-Джавахка

Кроме агитационной деятельности, Тбилиси также пытается помешать росту тюркского этнического элемента в стране, что приводит к волнениям и создает крепкие основания для ненависти к грузинам. В дальнейшем это обстоятельство может стать ярким поводом для вооруженного столкновения сторон. Приведем некоторые факты:

В течение полутора лет дважды делались попытки арестовать руководителя Национальной Ассамблеи Азербайджанцев Грузии Дашгына Гюльмамедова. Кроме того, был задержан его младший брат, в результате чего был устроен многотысячный митинг, следствием которого стали несколько разбитых стекол районной полиции в городе Марнеули. Грузинская сторона была вынуждена отпустить задержанного.

Начиная с 2003 г. начались аресты, и даже убийства видных, уважаемых и состоятельных азербайджанцев в Грузии. Неопровержимым фактом этого является убийство более 5 человек в течение одного года, избиение марнеульским спецназом митинга протеста в прошлом году. Однако самым показательным актом политики вытеснения стали аресты сразу пяти влиятельных азербайджанцев в нынешнем году. Вначале был арестован глава исполнительной власти села Сарачло Болнисского района, Рамиз Сафиев, который 14 августа отобрал документы у всех проживающих в селе грузин и потребовал от них убраться из села.

5 октября сотрудники Специального оперативного департамента МВД Грузии, без предъявления обвинения, арестовали жителей села Поничала (Соганлуг) Гардабанского (Караязы) района Раиба Алиева, Фариза Ибрагимова и Мурадали Пирмурадова. Затем, 18 октября, без всякой причины и объяснения сотрудники МВД Грузии прямо в кабинете арестовали мэра города Марнеули, видного представителя азербайджанцев Грузии Рафика Гаджиева и сотрудника Марнеульской городской мэрии Автандила Герекова. Эти действия властей сразу же подняли бурю массовых волнений и критики уже не только в Грузии, но и в самом Азербайджане. Проправительственная и оппозиционная пресса, а также общественные деятели сразу вспомнили, что Борчалы – это «исконно азербайджанская земля» и что «азербайджанскому народу для освобождения Карабаха нужна маленькая, но победоносная война». В этой атмосфере и родились два лозунга, которые на сегодняшний день активным образом становятся не чем иным, как идеологией: «Ключи от Карабаха находятся в Тавризе», а спустя некоторое время: «Ключи от Карабаха находятся в Тавризе и Борчалы».

Итак, основным оружием Грузии в политическом конфликте с Азербайджаном является физическая нейтрализация нарастающей опасности и массовая агитация. Другого способа быстрого и целенаправленного вытеснения азербайджанцев из страны нет.

Каковым будет ответный шаг Баку? Уступка Грузии своих территорий, т.е. «албанского» монастырского комплекса?

Думаем, что нет. Недавно в Бакинской газете «Зеркало», где обосновывались причины недопустимости уступки комплекса «Давид Гареджи», было напечатано следующее: «Высота 800 метров над уровнем моря имеет для нас громадное военное значение. В горах ведь, как известно, бои идут за ненаселенные высоты, которые берегут населенные низины. Отсюда открывается вид на окрестности Сагареджо, Рустави…». Какой из этого можно сделать вывод?

Может, вооруженная фаза конфликта уже не за горами?

В последнее время в грузинском обществе пропагандируются абсолютно антинаучные взгляды о том, что азербайджанское население в Грузии «пришлое». Утверждается в частности что они были поселены здесь только во времена иранского Шаха Аббаса, причем сознательно делается акцент на взаимосвязь азербайджанцев с завоевателями.

При этом одновременно полностью игнорируются исторические данные, свидетельствующие о древнейшем характере поселений предков азербайджанцев – тюрков в Грузии и их многовековой дружбе с грузинским народов, об их участи в создании грузинского государства и его обороне от внешних врагов.

В первую очередь о том, что тюрки жили в Картли испокон веков свидетельствует входящая в собрание Грузинских летописей «Картлис Цховреба» книга «Жизнь Картлийских царей» Леонти Мровели. Согласно этому источнику тюрки поселились в Картли с полного согласия картлийцев задолго до времен вавилонского царя Навуходоносора и появления в Грузии евреев. В другой древнейшей грузинской летописи – «Обращение Картли» вообще говориться о том, что тюрки были древними коренными обитателями Грузии.

В дальнейшем тюрки сыграли ключевую роль в становлении единого грузинского государства. Основой армии царя Давида Ашмашенебенли, присоединившего к грузинскому государству Тбилиси и сделавшего его столицей, были 40 тыс. тюрок кипчаков, семьи которых царь поселил в Квемо Картли. Именно с помощь кипчаков была одержана историческая победа в Дидгорской битве. Численность тюрок-кипчаков переселенных Давидом Ашгмашенебели по оценкам историков достигала не менее 200 тыс. человек – и это не считая потомков тюрок, которые уже к этому времени жили в Грузии. Историческое название заселенных азербайджанцами районов Квемо Картли — Борчало происходит от названия поселенного здесь кыпчакского племени Бурдж-оглу.

Свидетельством поселения тюрок являются характерные только для тюркских народов захоронения в Дманисском, Цалкинском, Болнисском, Тетри-Цкаройском, Марнеульском, Гардабанском и других районах востока и Юга Грузии, многочисленные надгробные памятники в виде каменных изваяний баранов и лошадей, древние исторические топонимы, названия сел, крепостей, гор. Отрицание тюркского вклада в историю древней и средневековой Грузии полностью антинаучно, оно и противоречит данным летописей и археологичским и культурологическим исследованиям.

Отождествление азербайджанского населения Грузии исключительно с завоевателями, отрицание их роли в борьбе за свободу и государственный суверенитет Грузии противоречит историческим фактам. В частности наряду с 300 арагвинцами в обороне Тбилиси от Ага-Махмад-хана в 1795 г. героически погибли 200 бочалинцев, однако об их подвиге, к сожалению вообще не упоминают. Масса и других примеров самоотверженного служения азербайджанцев Грузии.

Во всех войнах проживающие в Грузии азербайджанцы защищали свою Родину – Грузию. Замалчивание этого, распространение ложных домыслов о «пришлости» азербайджанцев оскорбительно для азербайджанского народа и для тех азербайджанцев, которые являются искренними патриотами Грузии.

Большинство проживающих в Грузии азербайджанцев в настоящее время исповедуют ислам. В районах их компактного расселения сохранились как доныне действующие так и остатки построенных в 8-11 веках мечетей. На протяжение многих веков мусульмане составляли либо большинство, либо значительную часть населения Тбилиси.

О том, какую роль играли мусульмане в жизни Тбилиси свидетельствуют такие факты: великий грузинский царь Давид Агмашенебели запретил христианскому населению города держать свиней, чтобы не оскорблять чувств их соседей-мусульман и установил для мусульман в Тбилиси более низкие ставки налога, чем для христиан, всячески привлекая мусульманское население переселяться в столицу. В годы расцвета Тбилиси здесь насчиталось 16 мечетей (из них до нашего времени дошла одна)

К сожалению, в публикуемых перечнях памятников истории и архитектуры, как в Тбилиси, так и в Квемо Картли мечети чаще всего вообще не представлены, хотя многие из них имеют исключительную культурную и художественную ценность. Также не упоминается что город Дманиси длительное время был столицей мусульманского государственного образования – Дманисского эмирата на территории которого мирно уживались представители мусульмане и христиане. Замалчивание позитивного влияния ислама и мусульманской культурный традиции, пренебрежительное к ней отношение, акцентирование внимания на негативных исторических измышлениях является оскорбительным для проживающих в Грузии мусульман, причем не только азербайджанцев, но и для исповедующих ислам этнических грузин.

Выдающийся грузинский ученый Михаил Курдиани в свое время сделавший очень много для восстановления исторической правды всегда подчеркивал огромную роль которую сыграли азербайджанцы в истории Грузии. К сожалению сегодня, когда такие мыслители как Михаил Курдиани ушли в вечность, находятся политические спекулянты которые искусственно разжигают рознь, сознательно оскорбляя чувства народов, веками бок о бок живущих с грузинами. Наша сегодняшняя задача – оставить предел распространению подобных провокационных измышлений вредящих в первую очередь грузинскому государству.

В 2006 году московское издательство “Европа” на средства Фонда развития “Институт евразийских исследований” опубликовало книжку “Азербайджанцы Грузии”. Автор - доктор исторических наук Халаддин Ибрагимли - директор Кавказского исследовательского центра в Баку, рассматривает и комментирует основные проблемы, с которыми сталкивается проживающее в грузинском регионе Квемо-Картли тюркоязычное население. Брошюра, по словам автора, “призвана сыграть важную позитивную роль в прорыве информационной блокады... организованной грузинскими властями”. Наверное, не имело бы смысла обращаться к давней работе бакинского историка, если бы не его весьма вольная трактовка понятий “Азербайджан” и “азербайджанцы”. В небольшой по объему брошюре Ибрагимли умудрился предъявить территориальные притязания и к Грузии, и к Армении, а “азербайджанцами” в его опусе становится практически все тюркоязычное население Кавказа.

Как хорошо известно, закавказские турки - “азербайджанцы” (самоназвание - мусульмане) до сих пор не определились в вопросе собственного этногенеза. С самого провозглашения Азербайджанской Демократической республики в мае 1918 года, названной так с целью предъявить территориальные претензии к одноименной провинции Ирана, их волнует вопрос: кто мы? Откуда есть пошли племена наши? До этого времени кавказские татары или закавказские тюрки жили себе спокойно, кочевали вслед за овцами по тучным пастбищам, не интересуясь столь сложными вопросами. И лишь когда анатолийские турки, будь они неладны, с помощью армии построили для них государство, перед турками закавказскими эти вопросы встали во весь рост. Словно дети, подкинутые к порогу детдома и всю жизнь ищущие своих непутевых родителей, закавказские турки десятилетиями находятся в бесплодных поисках давно утерянной в степях Турана своей истории.

В самом деле, все народы имеют свою историю, а они чем хуже, пусть даже пока народом не стали? Вон и государством “своим” успели обзавестись, а истории все нет и нет. В поисках собственной истории соседи за неполные сто лет прошли четыре этапа. На первом этапе они, вслед за Сысоевым, пришли к выводу, что являются потомками кочевых тюркских племен, впервые появившихся в нашем регионе в ХI-ХII веках нашей эры и продолжавших мигрировать к нам вплоть до второй половины ХVIII века.. И все бы ничего, и никто не оспаривал, да вот незадача: теория пришлости кавказских татар (закавказских турок) лишала их права и возможности претендовать на земли соседей, как назло оказавшихся автохтонами. Пришлось искать других предков, благо, и отношения с Турцией у СССР испортились. Заглянув в не свои книги, закавказские турки с радостью узнали, что на юге Закавказья задолго до нашей эры существовало сильное в военном и культурном отношении государство Мидия.

Восприняв эту “новость” как подарок судьбы, закавказские турки, указом Сталина в 1936 году переименованные в азербайджанцев, не преминули объявить себя потомками мидийцев. Делалось это по указке ЦК компартии АзССР, который тогда возглавлял М. Дж. Багиров. Он и начал кампанию по присвоению мидийского наследства. Одновременно Багиров рисовал кочевников-тюрок как грабителей и убийц, утверждая, что эти черты характера не имеют ничего общего с менталитетом азербайджанцев. Тогда бакинские литераторы и историки в массовом порядке отказывались даже от общетюркского эпоса “Деде Горкут”, как произведения варваров кочевников. Тем не менее, “мидийская” теория, призванная “доказать” автохтонность закавказских турок в регионе, имела серьезный недостаток: Мидия никогда не простиралась на территории Армении и Грузии и лишь затрагивала юг современного Азербайджана. Как раз ту ее часть, где испокон веков живут талыши, истинные наследники мидийской культуры. Да и говорили мидийцы на одном из иранских наречий. “Мидийская” теория этногенеза “азербайджанцев” стала настоящим бедствием для ираноязычных талышей, поскольку привела к их “стиранию” из страниц статистики проживающих в Азербайджане народов. Тем не менее, в Баку осознавали ее изъяны и продолжали искать новую версию “своей” истории.

Тогда и родилась “албанская” версия истории и этногенеза азербайджанцев. Родоначальником этой теории стал историк, академик и герой З. Буниятов, предложивший считать азербайджанцев потомками населяющих Кавказскую Албанию племен. При этом Буниятов не рекомендовал отказываться от “мидийской” теории. Всем была хороша эта теория: во-первых, албанцы являлись автохтонами; во-вторых, Кавказская Албания не была обделена богатой историей и культурой, а также выдающимися деятелями. Теперь все это богатство можно провозгласить своим. Осталось лишь “расширить” границы Албании, “объединить” ее с Мидией, севером современного Ирана, и восточными провинциями Армении и готово. Есть собственная история и достойный этногенез.

Вскоре, однако, и эта теория приказала долго жить. Отношения СССР с Турцией потеряли выраженную враждебность, да и к тюркам в СССР стали относиться более лояльно. Тут еще и независимость подоспела, и роль главного опекуна Азербайджана - Турции - вновь стала актуализироваться. И вспомнили закавказские турки, что они являются тюрками. Некстати, вспомнили, надо сказать, ибо теперь им приходилось отказываться от столь лакомого чужого наследства. Однако, как говорится, из любого положения есть выход. И он нашелся. Новая волна молодых историков Азербайджана синкретизировала все предыдущие теории. Теперь “выяснилось”, что азербайджанцы являются прямыми потомками мидийцев и албанцев одновременно, и что и те, и другие являлись... тюрками. Заодно тюрками назвали и скифов, и саков, и сарматов, а также, не удивляйтесь, шумеров и скандинавских викингов, объявленных то ли потомками, то ли предками закавказских турок. Словом, все, кто когда-нибудь соприкасался с территорией, ныне называемой Азербайджанской республикой, были провозглашены турками. Потому и тянулись, мол, сюда другие тюрки: огузы, сельджуки, кипчаки и др. Если раньше считалось, что пришлые тюркские племена полностью ассимилировались в среде “местных азербайджанцев” и лишь оставили в память о себе тюркский язык, то теперь все автохтонные народы обширнейшей территории приказано считать изначально тюркоязычными. А всякие там Армении и Ираны, назойливо упоминаемые в историях всех народов региона, “переселить” за тысячи километров от границ Азербайджана.

Как бы там ни было, логика развития “истории Азербайджана” не оставляет места для сомнений: новые “теории”, каждая из которых будет доказывать еще большую древность азербайджанцев и еще большую площадь Азербайджана, обязательно родятся. Хотя, казалось, куда еще, если уже президент Азербайджана, а вслед за ним и пресса этого образования, называет Ереван и Эчмиадзин “исконно азербайджанскими” городами. А молодое поколение ученых уже успело окрестить праотца всех народов Ноя... великим азербайджанским ученым-астрономом.

Теперь самое время вернуться к брошюре Ибрагимли. Пекущийся о благополучии “азербайджанцев” в Грузии, автор не согласен с изданными в Грузии учебниками истории, в которых предками нынешнего тюркоязычного населения республики указываются переселенные в Грузию шахом Аббасом (1571 - 1629) кочевые племена борчалу. Позднее, пишется в учебниках, к ним присоединились представители племени мугалов. Оскорбленный Ибрагимли считает, что нынешнее тюркоязычное население Грузии является потомками тюркских племен карапапахов, кипчаков, барсилов, тех же борчалу, мугалов… перекочевавших на территорию современной Грузии две с лишним тысячи лет. И переселились они сюда потому, что здесь всегда всегда, от начала времен, жили бунтюрки, коренные тюрки.

Нет смысла спорить с Ибрагимли, у него своя логика, хотя очень хотелось бы понять, как это на расстоянии в тысячи километров параллельно зародились одноязычные племена? И еще непонятно, какое отношение имеют эти самые бунтюрки к азербайджанцам? Согласно ныне господствующей среди бакинских историков теории, азербайджанцы - это коренные албанцы и мидийцы. Тюркоязычное население Грузии, надо понимать, не имеет отношения ни к тем, ни к другим. Иначе получается, что “азербайджанцы” - это весь тюркоязычный мир плюс коренное население Азербайджанской республики, севера Ирана, юга Грузии и Дагестана, восточных провинций Армении. Очень напоминает аукцион, на которым каждый пытается перещеголять другого абсурдностью идей. Тем не менее, азербайджанским историкам следует определиться: кто есть азербайджанцы: местные коренные народы, или пришлые тюркские племена. При любом ответе, кстати, азербайджанцами не могут быть одновременно тюркоязычные племена Грузии или Азербайджана и живущие в Азербайджанской республике коренные народы: талыши, лезгины, парсийцы (таты), аварцы и т.д.

Беспокоящийся о положении “азербайджанцев” в Грузии, Ибрагимли пишет, что политика Тбилиси за последние 15-20 лет “привела к многочисленным жертвам и лишениям: более 100 тыс. азербайджанцев были изгнаны или “добровольно” оставили свои дома на исторических землях, они почти полностью покинули районные центры Дманиси и Болниси, за эти годы на религиозной почве убито примерно 150 азербайджанцев, сотни домов разрушены или разграблены, сотни людей похищены, подвергнуты пыткам, только часть из них выпущена после выплаты выкупа. Одной из главных причин всех этих беззаконий, произвола и бесчеловечности было отсутствие отпора со стороны азербайджанцев, именно этим объясняется различная картина, которую мы видим, с одной стороны, в Абхазии, Осетии, Аджарии, Джавахетии и, с другой, в Борчалы”.

Мы воздержимся от комментариев ситуации в названных регионах, равно как и от призыва к противостоянию - происходящее в Республике Грузии выходит за рамки предлагаемой статьи. Приведем лишь достаточно интересные сведения из опубликованного в 1927 году статистического сборника ЗСФСР.

Согласно данному сборнику, в 1923 году в Азербайджане проживало 12 тысяч 264 грузин. А согласно переписи 1999 года количество грузин в Азербайджане увеличилось на 2632 человек, составив 14 тысяч 900.

Как сообщает тот же сборник, в 1923 году в Грузии проживало 76 тысяч 664 тюркоязычного населения. Ныне, согласно сведениям самого Ибрагимли и многих других авторов, после отъезда свыше 100 тысяч человек, в Грузии осталось свыше 500 тысяч “азербайджанцев”. То есть за 80 лет количество “угнетаемых” “азербайджанцев” в Грузии увеличилось более чем на 550%. За тот же период количество “процветающих” в Азербайджане грузин увеличилось всего лишь на 22%. Выводы оставляем за читателем.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

В исторической грузинской провинции Саингило – территории, переданной в советское время Азербайджану - нарушаются права этнических грузин как христианского, так и мусульманского вероисповедания. В районах Закатала и Белакни грузинским семьям не разрешается называть новорождённых грузинскими именами – они должны выбрать имя из списка, представленного местными властями.

За последние годы уже пять грузинских священников были вынуждены покинуть Саингило по требованию азербайджанской стороны. Врата церкви Святого Георгия в Курмухи по-прежнему затворены.

Здесь, в исторической Эрети, по решению азербайджанских властей, граждане Азербайджана грузинского происхождения, которых в регионе Саингило свыше 10 000 (ранее было около 40 000), могут являться на молебны лишь два раза в год – 6 мая и 23 ноября – в празднование Дня Святого Георгия. Грузинам мусульманского вероисповедания не предоставляется возможности восстановить исторические фамилии.

Как говорится в сообщении ИЦК, азербайджанцы, проживающие в Грузии, также имеют проблемы в плане интеграции в общественную жизнь . Во многих случаях их претензии на передачу земли в собственность и реформу образовательной системы полностью справедливы. Но проблем по сохранению национальной идентичности и свободы вероисповедания у азербайджанцев Грузии нет, передал Благовест-Инфо. Различные азербайджанские фонды, в том числе Фонд Гейдара Алиева, финансируют многообразные проекты в области культуры, в том числе и строительство мечетей и медресе.

Известный азербайджанский политолог Эльдар Намазов в интервью «Голосу Америки» заявил, что стратегическое партнёрство двух стран стоит выше означенных проблем.

«Я думаю, как в Грузии, так и в Азербайджане понимают, что наше стратегическое партнёрство, стратегический союз более значительны, чем эти проблемы и тяжбы. Если у нас будет это стратегическое партнёрство, уверяю вас, что все проблемы, связанные с сохранением культуры, самоидентификации, самобытности, языка национальных меньшинств и их правами, шаг за шагом будут урегулированы. Это касается как грузинского меньшинства в Азербайджане, так и азербайджанского меньшинства в Грузии», - заявил азербайджанский политолог.

«В Грузии права азербайджанцев как с религиозной, так и с этнической точки зрения, не нарушаются, мы свободно молимся в своих мечетях. В отличие от нас, грузинам, проживающим в Саингило, местная бюрократия чинит множество препятствий. У них нет права свободно посещать и молиться в Курмухской церкви Святого Георгия. Мы обращаемся с просьбой к министру иностранных дел Азербайджана поставить на правительственном уровне вопрос давления на грузин, проживающих в Саингило», - сказано в обращении Союза верующих мусульман Грузии, переданного главе МИД Азербайджана Эльмару Мамедьярову во время его визита в Тбилиси.

Однако на совместном брифинге главы внешнеполитических ведомств двух стран – Эльмар Мамедьяров и Григол Вашадзе дипломатично уклонились от ответа на эту просьбу мусульман Грузии.

Справка (По материалам Википедии и Энциклопедического словаря):

Ингило́йцы - этническая группа грузин, близкая кахетинцам; живут на западе Азербайджана. Численность 12-15 тысяч человек (1999, оценка). Ингилойский говор относится к восточным периферийным говорам равнинной подгруппы диалектов грузинского языка. Верующие - мусульмане-сунниты и православные. Этноним появился после принятия грузиноязычным населением Западного Азербайджана ислама в 17-18 веках.

Считается, что предками ингилойцев было древнее население Восточного Закавказья, которое в раннем средневековье из Грузии приняло православие, и со временем перешло на грузинский язык. В 17 веке в результате походов персидского шаха Аббаса и под натиском лезгин большая часть православного населения ушла в Грузию, а оставшиеся приняли ислам и получили азербайджанское имя «инги йол» - новообращенный. В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. Мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях. Большинство ингилойцев записывались как азербайджанцы, а меньшинство - как грузины. Переписью 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысяч грузин. Большинство из них - ингилойцы, живущие в сельской местности Гахского (7,5 тыс. чел., в основном, православные), Закатальского (3 тыс. чел., в основном, мусульмане) и Белоканского (2 тыс. чел., в основном, мусульмане) районов.

Эрети или Херети - историческая область на границе Кавказской Албании и Грузии (юго-восток Кахетии). С 787 по 959 годы - независимое грузиноязычное государство. Позднее по Эрети проходила граница между христианским и исламским Закавказьем. В настоящее время Эрети разделено между Грузией и Азербайджаном.

Мусульманские общины Грузии за свою историю прошли непростой и противоречивый путь. Одну из наиболее значимых современных общин составляют азербайджанцы, большинство которых придерживается ислама шиитского толка и населяет районы юго-востока Грузии – Гардабани, Марнеули, Дманиси, Болниси, а также Тбилиси.

История азербайджанской общины в Грузии многократно становилась предметом научного осмысления, а в последние годы и объектом пристального внимания современных исследователей – политологов. Но все-таки, несмотря на столь обширные научные изыскания, все еще остаются «белые пятна» в летописи, повествующей о жизни азербайджанцев Грузии.

Появление азербайджанской общины на территории Грузии, как правило, связывают с одной из наиболее продолжительных волн мусульманской экспансии конца 15 века, с продвижением персидских правителей на территорию Южного Кавказа. К этому времени относится появление на территории восточной Грузии мусульманского населения, которые впоследствии сформировало азербайджанскую общину страны. В частности, известный историк Н.Г.Волкова отмечает, что в 1480-х гг., в период наступления персидских шахов на южные рубежи Грузии - по р. Акстафе, Дебед и др., здесь поселяются азербайджанцы (казахская, памбакская и шурагельская группы).

В источниках можно найти следующее утверждение: «В начале XVII века (1615-1616 гг.) шах Аббас I несколько раз совершал нашествия на Грузию, опустошая её, грабя церкви. Кроме того, он забирает большую часть жителей Кахетии, вместо которых переселяет в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар». В более поздний период - начала XVIII - первой половине XIX вв. возникли азербайджанские поселения в Дманисском районе.

Как указывает Х. М. Ибрагимбеили, в начале 19 века азербайджанские поселения в районе Борчалы (ныне Квемо Картли), на юге Грузии охраняли границы Грузии от вторжения извне и участвовали в экспедициях русских регулярных войск.

В целом, процесс переселения в Грузию представителей мусульманских народов и, напротив, отселение грузинского населения на территорию Персии и Османской империи очень сложный и противоречивый процесс, вызывающий постоянные дискуссии между представителями различных исторических школ.

Впрочем, как отмечают грузинские эксперты, «если мы начнем слушать эти аргументы, спорить о том, жили ли предки нынешних азербайджанцев в Грузии более тысячи лет или были переселены шах Аббасом, ничего путного из этого не получится. Кстати вопрос о том, жили ли в Грузии или тогда эта территория была территорией Азербайджана, достаточно бессмысленный, ибо тогда не было никаких национальных государств, а подданство определялось властью конкретного правителя ». Учитывая, какую негативную роль могут играть «исторические войны» для отношений между странами Южного Кавказа, к этому совету стоит прислушаться.

В настоящее время большая часть азербайджанцев проживает на территории региона Квемо Картли - исторически один из ареалов компактного проживания населения, исповедующего ислам. В своем большинстве это азербайджанцы, которые населяют также и регион Кахетия – Сагареджойский, Лагодехский и Телавский муниципалитеты. Только в Квемо Картли проживает более 177 тысяч этнических азербайджанцев, а в целом численность азербайджанской общины в стране достигает около 233 тысяч человек. Хотя, замечу, что и эти данные подвергаются сомнению.

Как живут азербайджанцы Грузии? С какими проблемами сталкивается азербайджанская община? Наверно, самый правильный ответ таков – со всем комплексом социальных проблем населения всей Грузии. В этом плане большой разницы между азербайджанцами и другими этническими группами не существует.

Однако в последние несколько лет о проблемах азербайджанской общины заговорили на самом высоком уровне в самой Грузии и за ее пределами – через рупор международных организаций.

Прежде всего, это вопрос об уровне интегрированности азербайджанской общины в грузинское общество. По оценке международных экспертов, решению этой проблемы препятствуют низкий уровень владения местным населением грузинского языка и целый ряд аспектов т.н. религиозного вопроса – как часть более общей проблемы положения мусульманских меньшинств в христианской Грузии.

Продолжение следует

Екатерина Шишкина (Москва)



 

Возможно, будет полезно почитать: