Как сделать поперечную флейту из бумаги. Духовой инструмент из трубочек для коктейля

И нструменты: тиски, рубанок, ножовка по металлу (или по дереву с мелким зубом), острый нож (лучше всего выдвижной с отламывающимися лезвиями), надфили, наждачный круг (удобно использовать насадку на электродрель в виде круга со сменными листами наждачной бумаги), электродрель и длинное сверло по дереву с диаметром равным внутреннему диаметру свирели, клей (любой, который дерево клеит, Момент, например), морилка или лак по дереву (можно натуральный воск использовать)

М атериал: в принципе подойдет ровный ствол или ветка любого дерева, без сучков, но лучше всего использовать орешник, он и ровный и обрабатывается легко. Свежесрубленному дереву надо дать просохнуть, где-то пол года – год. Поэтому имеет смысл заготавливать материал впрок. Из сырого дерева я бы делать не рекомендовал, и обрабатывать тяжелее, и треснуть потом может, как высохнет. Можно использовать и покупную древесину – брусок подходящего размера. Но хвойная древесина (а в основном она и продается) имеет ярко выраженные годовые слои и поэтому, при обработке легко сделать скол или задир. Да и уж слишком она мягкая, придется стенки свирели делать более толстыми.

И так. Рассмотрим изготовление на примере маленькой свирели. Делаем деревянную трубку. Берем древесину, заведомо большей длины и диаметра, чем предполагаемые размеры свирели. Например, если нужна свирель с внутренним диаметром 14мм и длиной 30см. то берем кусок дерева диаметром 35-40мм. Это нужно вот для чего: как бы вы ровно не ставили сверло, оно все равно пойдет слегка вкривь. Если у вас нету сверлильного станка (а его у вас нету, как и у меня:))), идеально отвесно просверлить не получится. А так у вас остается простор для маневра. Значит зажимаем заготовку отвесно в тисках, ставим сверло как можно ровнее и сверлим. Коротенькие трубочки длиной сантиметров в 15 у вас получатся без проблем, а вот чем длиннее вы задумали инструмент, тем толще надо брать заготовку. Если сверло сильно скривилось и вылезло сбоку заготовки это не беда, просто отпилите нижнюю неудачную часть, а верхнюю используйте для более короткой свирели.

Д опустим просверлили, все нормально. Теперь отпилите просверленную заготовку такой длины, какой будет свирель (у этого инструмента длина 160мм). И, зажав в тиски, начинайте ее обрабатывать рубанком до толщины стенок 2-3мм. Окончательную доводку проводят на шлифовальном кругу. Итак у вас получилась деревянная трубочка. Внутри нее не должно быть больших заусенцев. Если они есть, надо либо большим круглым напильником, либо тем же сверлом их удалить. Так как при игре в инструменте будет оседать конденсат, надо защитить его от влаги изнутри. Для этого затыкаем один конец трубки (можно пальцем) и через воронку внутрь наливаем немного морилки или лака. Затыкаем другой конец трубки и энергично ее встряхиваем, что бы морилка равномерно покрыл внутреннюю поверхность трубки. Сливаем оставшуюся морилку и оставляем ее сохнуть на часик.

П осле того, как высохнет, делаем свисток. Размечаем заготовку: можете использовать приведенные размеры, можете свои, не суть, свисток все равно получится. Сначала наносится осевая линия, потом все остальное.


О стрым ножом сначала прорезаем линию, помеченную на фотографии с размерами, красным цветом вглубь на 1,5-2мм и потом наискосок срезаем весь этот полукруглый клинышек. Это для того, чтоб снять лишнюю древесину и потом будет меньше работы надфилем. Заново наносим разметку прямоугольной дырки и тем же ножом вырезаем ее. Далее берем плоский надфиль, и аккуратно начинаем формировать клинышек свистка. Окончательно довести и выгладить его можно кусочком наждачной бумаги – нулевки, но это потом, когда уже свисток будет закончен.

Т еперь тем же плоским надфилем надо проточить прямоугольную щель свистка внутри трубочки, глубиной 0,5-0,8 мм. Ближе ко входу она должна слегка расширяться.

З атем надо изготовить так называемую вставку. Берем кусок дерева и сначала ножом, а потом на наждаке подгоняем ее под внутренний диаметр свирели. Вставляться она должна с трудом, но только не переусердствуйте, а то расколете трубку. Длиной она должна быть от красной линии до входа в свирель, пока не отпиливайте ее от основы, так удобнее будет ее вклеивать, есть за что держаться и внутри вращать ее можно будет, пока клей не высох, дабы подобрать лучший звук. Теперь вставку надо слегка сточить с одной стороны, той которая ко внутренней щели свистка примыкать будет. Ближе к клинышку совсем чуть-чуть, ближе ко входу в свирель побольше, где-то на 1мм. с лишним.

Т еперь вставьте ее в свирель и дуньте в щель. Регулируйте звук перемещением вставки, или изменением размера клинышка. Толщина щели при входе должна быть где то 1,5 мм. Если все понравилось, вытаскивайте вставку и покройте морилкой внутреннюю щель свистка и часть вставки, что к ней примыкает. После высыхания морилки вклеивайте вставку, и пока не высох клей регулируйте. После полного высыхания клея отпиливайте эту выступающую часть вставки вместе с частью трубки наискосок, обстругайте эту часть свирели ножом так, что бы удобно ее было в губах держать, зачистите наждачной бумагой.

П осле этого надо в свирели сделать дырочки, зажимая которые будет меняться высота столба воздуха внутри и, тем самым, высота звука. Дырки надо вырезать ножом, а не высверливать. При высверливании образуются заусенцы внутри трубки, а при вырезании этого можно избежать. Здесь приведены размеры дырочек и расстояние между ними у моей свирели. Она никак не настроена, вырезались они так, как мне показалось нужным (ну нету у меня музыкального слуха, нету! :)). Если вы музыкант, то вам не составит труда настроить свирель, путем изменения размера дырочек. Начинать вырезать надо с самой нижней дырки (та, что дальше от свистка).

Свирель своми руками{jcomments on}

И нструменты: тиски, рубанок, ножовка по металлу (или по дереву с мелким зубом), острый нож (лучше всего выдвижной с отламывающимися лезвиями), надфили, наждачный круг (удобно использовать насадку на электродрель в виде круга со сменными листами наждачной бумаги), электродрель и длинное сверло по дереву с диаметром равным внутреннему диаметру свирели, клей (любой, который дерево клеит, Момент, например), морилка или лак по дереву (можно натуральный воск использовать)

М атериал: в принципе подойдет ровный ствол или ветка любого дерева, без сучков, но лучше всего использовать орешник, он и ровный и обрабатывается легко. Свежесрубленному дереву надо дать просохнуть, где-то пол года – год. Поэтому имеет смысл заготавливать материал впрок. Из сырого дерева я бы делать не рекомендовал, и обрабатывать тяжелее, и треснуть потом может, как высохнет. Можно использовать и покупную древесину – брусок подходящего размера. Но хвойная древесина (а в основном она и продается) имеет ярко выраженные годовые слои и поэтому, при обработке легко сделать скол или задир. Да и уж слишком она мягкая, придется стенки свирели делать более толстыми.

И так. Рассмотрим изготовление на примере маленькой свирели. Делаем деревянную трубку. Берем древесину, заведомо большей длины и диаметра, чем предполагаемые размеры свирели. Например, если нужна свирель с внутренним диаметром 14мм и длиной 30см. то берем кусок дерева диаметром 35-40мм. Это нужно вот для чего: как бы вы ровно не ставили сверло, оно все равно пойдет слегка вкривь. Если у вас нету сверлильного станка (а его у вас нету, как и у меня:))), идеально отвесно просверлить не получится. А так у вас остается простор для маневра. Значит зажимаем заготовку отвесно в тисках, ставим сверло как можно ровнее и сверлим. Коротенькие трубочки длиной сантиметров в 15 у вас получатся без проблем, а вот чем длиннее вы задумали инструмент, тем толще надо брать заготовку. Если сверло сильно скривилось и вылезло сбоку заготовки это не беда, просто отпилите нижнюю неудачную часть, а верхнюю используйте для более короткой свирели.

Д опустим просверлили, все нормально. Теперь отпилите просверленную заготовку такой длины, какой будет свирель (у этого инструмента длина 160мм). И, зажав в тиски, начинайте ее обрабатывать рубанком до толщины стенок 2-3мм. Окончательную доводку проводят на шлифовальном кругу. Итак у вас получилась деревянная трубочка. Внутри нее не должно быть больших заусенцев. Если они есть, надо либо большим круглым напильником, либо тем же сверлом их удалить. Так как при игре в инструменте будет оседать конденсат, надо защитить его от влаги изнутри. Для этого затыкаем один конец трубки (можно пальцем) и через воронку внутрь наливаем немного морилки или лака. Затыкаем другой конец трубки и энергично ее встряхиваем, что бы морилка равномерно покрыл внутреннюю поверхность трубки. Сливаем оставшуюся морилку и оставляем ее сохнуть на часик.

П осле того, как высохнет, делаем свисток. Размечаем заготовку: можете использовать приведенные размеры, можете свои, не суть, свисток все равно получится. Сначала наносится осевая линия, потом все остальное.


О стрым ножом сначала прорезаем линию, помеченную на фотографии с размерами, красным цветом вглубь на 1,5-2мм и потом наискосок срезаем весь этот полукруглый клинышек. Это для того, чтоб снять лишнюю древесину и потом будет меньше работы надфилем. Заново наносим разметку прямоугольной дырки и тем же ножом вырезаем ее. Далее берем плоский надфиль, и аккуратно начинаем формировать клинышек свистка. Окончательно довести и выгладить его можно кусочком наждачной бумаги – нулевки, но это потом, когда уже свисток будет закончен.

Т еперь тем же плоским надфилем надо проточить прямоугольную щель свистка внутри трубочки, глубиной 0,5-0,8 мм. Ближе ко входу она должна слегка расширяться.

З атем надо изготовить так называемую вставку. Берем кусок дерева и сначала ножом, а потом на наждаке подгоняем ее под внутренний диаметр свирели. Вставляться она должна с трудом, но только не переусердствуйте, а то расколете трубку. Длиной она должна быть от красной линии до входа в свирель, пока не отпиливайте ее от основы, так удобнее будет ее вклеивать, есть за что держаться и внутри вращать ее можно будет, пока клей не высох, дабы подобрать лучший звук. Теперь вставку надо слегка сточить с одной стороны, той которая ко внутренней щели свистка примыкать будет. Ближе к клинышку совсем чуть-чуть, ближе ко входу в свирель побольше, где-то на 1мм. с лишним.

Т еперь вставьте ее в свирель и дуньте в щель. Регулируйте звук перемещением вставки, или изменением размера клинышка. Толщина щели при входе должна быть где то 1,5 мм. Если все понравилось, вытаскивайте вставку и покройте морилкой внутреннюю щель свистка и часть вставки, что к ней примыкает. После высыхания морилки вклеивайте вставку, и пока не высох клей регулируйте. После полного высыхания клея отпиливайте эту выступающую часть вставки вместе с частью трубки наискосок, обстругайте эту часть свирели ножом так, что бы удобно ее было в губах держать, зачистите наждачной бумагой.

П осле этого надо в свирели сделать дырочки, зажимая которые будет меняться высота столба воздуха внутри и, тем самым, высота звука. Дырки надо вырезать ножом, а не высверливать. При высверливании образуются заусенцы внутри трубки, а при вырезании этого можно избежать. Здесь приведены размеры дырочек и расстояние между ними у моей свирели. Она никак не настроена, вырезались они так, как мне показалось нужным (ну нету у меня музыкального слуха, нету! :)). Если вы музыкант, то вам не составит труда настроить свирель, путем изменения размера дырочек. Начинать вырезать надо с самой нижней дырки (та, что дальше от свистка).


Здесь показаны размеры свирели большего размера, скопированной с настроенного инструмента.


П осле того, как все вырезано и настроено, можно украсить инструмент резьбой, поставить на него свое клеймо, дать ему имя и вообще как-то украсить. Как все сделано, свирель надо защитить от внешних осадков, влаги и т.д. Для этого она покрывается несколькими слоями морилки, лака или, лучший вариант, натуральным воском. Что бы сделать восковое покрытие, надо свирель равномерно нагреть над электроплиткой и пройтись по ней кусочком воска, он будет плавиться и впитываться в дерево. Излишки воска удалить тряпочкой. После остывания отполировать.

Д ля хранения не худо сделать кожаный или льняной чехол с завязочками, украсить его. И пыль не попадает и меньше вероятности повредить инструмент.

Свирель (ее еще называют «сопелью» или «цевницей») - один из видов продольной флейты, распространенный на Руси.
Согласно славянской легенде, на свирели играл Лель - сын богини любви. Поэтому считалось, что свирелью можно пробудить взаимные чувства.
Материалы и инструменты для изготовления свирели
Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:
наждачка
маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
линейка
карандаш
тюнер
небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
надфильнож
полукруглый резец
пара струбцин
клей ПВА
два деревянных брусочка 30×2х1 см.


Изготовление свирели своими руками
Сначала берем деревянные брусочки и размечаем их. Нужно нарисовать границы внутреннего канала свирели, с одной стороны бруска этот канал 1,5 см в ширину, а с другого, 1 см, то есть, канал будет слегка сужаться к концу свирели.


Теперь зажимаем один из брусков в тисочки и начинаем вырезать полукруглый канал. На моей заготовке заштрихована область, которую нужно будет снять резцом.


Аккуратно и не торопясь снимаем стружки, следим за направлением древесных волокон. Они не всегда могут идти вдоль заготовки, поэтому будьте внимательны, иначе резец может пойти криво.


Стараемся прорезать канал до ровненького полукруга по всей длине. Со вторым бруском поступаем точно так же.
Когда обе половинки вырезаны, нужно их зашлифовать. Кусочком наждачки проходим по внутренней поверхности канала, добиваясь гладкости.


После шлифовки переходим к свистку. Отступив 4 см от верхнего края заготовки (где широкий конец канала), рисуем прямоугольник 5 на 7 см, желательно ровно по центру.


Сверлом 4,2 мм делаем три отверстия вплотную друг к другу, так, чтобы получилось овальное окно.


Теперь берем надфиль и доводим окно до прямоугольной формы, согласно сделанной разметке.


После этого тем же надфилем стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов. Это самая ответственная часть работы: от остроты и гладкости грани будет зависеть качество звука.


Настало время соединить половинки. Мажем их клеем ПВА и складываем, аккуратно совмещая канал. Прижимаем струбцинами и оставляем сохнуть на пару часов.


Когда клей высохнет, раскручиваем струбцины и берем нож. Срезаем верхнюю часть маленькой деревянной втулки, примерно 1,5 мм, так, чтобы получилась плоская ровная грань. Посмотрите на фото, и все станет ясно.


После этого смазываем втулку клеем и вставляем ее с верхнего конца флейты, формируя свисток. Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна.


Ждем пока клей высохнет, и беремся за нож. Аккуратно остругивая заготовку, придаем ей округлую форму, потом заглаживаем шкуркой.


Чтобы было удобно играть, сделаем срез на верхнем конце свирели сзади.


Теперь самое интересное - настройка. Попробуйте подуть в свирель, послушайте звук и проверьте по тюнеру. Если вы все сделали аккуратно, у вас получится Ля диез. Это самый низкий звук, который может извлекать наша свирель.
Всего у нас будет семь нот и шесть игровых отверстий. Разметим их: самое первое отверстие будет в 6 см от нижнего конца свирели, остальные отверстия - с шагом в 2 см.


Вооружившись сверлами разных диаметров, начинаем настройку. Свирель часто настраивают в натуральном мажоре. Это значит, что у нас должен получиться такой ряд звуков: Ля диез - До - Ре - Ре диез - Фа - Соль - Ля.
Общий принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук. Поэтому сперва просверливаем очень маленькую дырочку, слушаем. Если нужен звук чуть-чуть выше, рассверливаем побольше. Главное - не переборщить, потому что сделать отверстие меньше уже не получится.


Сверлить начинаем с самого нижнего отверстия. Когда оно настроено, переходим ко второму. Второе отверстие настраивается при открытом первом и так далее. То есть, когда вы слушаете звук от какого-нибудь отверстия, должно быть открыто это самое отверстие и все отверстия ниже него.


Ну вот и все! Свирель готова, можно начинать играть. А можно и украсить ее на свой вкус. Свою свирель я просто покрыла морилкой.

Дицзы – это флейта с шестью отверстиями, обычно изготавливаемая из бамбука. Более крупные экземпляры дицзы имеют по семь отверстий для пальцев. Флейты были частью китайской культуры с древнейших времен. Существуют различные версии происхождения флейты дицзы, или поперечной флейты, но многие ученые полагают, что она была завезена в Китай в период династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Дицзы представляли собой музыкальные инструменты для обычных людей, которые имели некоторые разновидности в северных (флейты банди) и южных регионах (флейты гу ди). Хорошо сделанные флейты дицзы при правильном уходе могут эксплуатироваться до 30 лет.

Шаги

Часть 1

Планировка корпуса флейты

    Выберите материал для изготовления корпуса флейты. Традиционно дицзы изготавливают из бамбука, тогда как исторически существовали флейты из костей, керамики, нефрита и прочих камней. При выборе учитывайте наличие возможности приобретения и обработки материала. Материал для флейты должен иметь диаметр 2-2,5 см.

    Определитесь с размером флейты. Размер флейты будет определять строй, в котором она сможет играть. Обычно флейты бывают следующих строев (от самых длинных до самых коротких): F, G, G# , A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F и F#. Неплохой длиной для флейты будет 45-50 см. Более длинные флейты могут иметь дополнительное отверстие для пальца (обычно оно есть у больших дицзы) и будут играть более низкие ноты. Небольшие флейты, играющие на более высоких октавах, короче 40 см, тогда как большие флейты в идеале имеют длину 60-65 см.

    Выберите стиль оформления концов дицзы. Дицзы могут иметь окольцованные концы, концы с крышечками или необработанные концы. Это будет определять долговечность флейты, а также ее подверженность растрескиванию и плесневению. Для крышечек и колец, называемых ободками, могут использоваться такие материалы как латунь, кость, пластик, дерево.

    • Окольцованные концы. Некоторые флейты имеют латунные кольца на концах, которые защищают ее от растрескивания (особенно флейту из бамбука или иного дерева). Однако под кольца может попасть влага и вызвать появление плесени. Кольца можно установить на флейте, у которой раньше их не было, чтобы остановить начавшееся растрескивание.
    • Концы с крышечками. Эти крышечки часто делают из пластика, коровьей кости или рогов. Флейты с крышечками обычно обладают более ярким звучанием. Однако под крышечку может попасть влага и вызвать появление плесени.
    • Необработанные концы. Не обязательно закрывать концы флейты крышечками или кольцами. Вместо этого можно для красоты окрасить их или же совсем оставить как есть. Однако, бамбуковые флейты с необработанными концами могут быть особенно легко подвержены растрескиванию, по сравнению с теми флейтами, которые имеют крышечки или кольца на концах.
  1. Осторожно измерьте наружный диаметр корпуса флейты. Подберите в скобяной лавке кольца или крышечки необходимого размера из металла или пластика. Если вы не будете использовать кольца или крышечки, то также можно обмотать концы веревочкой, чтобы предотвратить растрескивание.

    Прожгите внутреннюю часть бамбуковой флейты. Вам следует выжечь и удалить волокнистые перегородки внутри бамбукового стебля. Нагрейте на огне (не используйте для этого духовку) стальной прут диаметром 1,3 см. Держитесь за ненагретый конец прута прихваткой, так как он тоже будет горячим. Осторожно вставьте прут в бамбуковый стебель, не протыкайте его насквозь. Оставьте один блокирующий узел на конце целым. Прокрутите прут несколько раз, чтобы он выжег все лишнее внутри стебля. Выньте прут.

    Прожгите отверстия. Используя прихватку и зажим, нагрейте 6 мм сверло на огне (опять же, не пользуйтесь для этого кухонной духовкой). Установите кончик сверла на каждую меткуотверстия, немного прокручивая само сверло для прожигания древесины, но не давите на сверло для окончательного прохождения сквозь стенку стебля (это может привести к растрескиванию бамбука).

    Обработайте отверстия наждачной бумагой. Скрутите в трубку кусок мелкозернистой наждачной бумаги и установите одним концом в выжженное отверстие. Покрутите его туда-сюда для зачистки опаленных пятен. Трубка наждачной бумаги должна пройти сквозь стенку стебля, заканчивая формирование отверстия. Отверстие мундштука обработайте наждачной бумагой сильнее, чтобы оно стало немного больше, однако не делайте его слишком широким. Оно должно быть всего 0,7-0,9 см в диаметре.

    Обработайте всю флейту наждачной бумагой. При помощи мелкозернистой наждачной бумаги осторожно обработайте всю поверхность корпуса флейты. Перед работой подстелите себе газету, чтобы вся пыль сыпалась на нее. Очень тщательно обработайте места вблизи отверстия мунштука, вблизи отверстий для пальцев и на концах. Флейту следует зачищать наждачной бумагой до тех пор, пока она не станет гладкой на ощупь.

Часть 3

Украшение флейты

Часть 4

Прикрепление мембраны ди мо

    Выберите материал для мембраны ди мо. Традиционно она изготавливается из тонкой внутренней мембраны бамбука. К другим применимым материалам относят чесночную шелуху, рисовую бумагу, папиросную бумагу и прочие тонкие виды бумаг. Бумага для мембран ди мо доступна в музыкальных интернет-магазинах. Вместо нее можно использовать скотч, но звук при этом будет не из лучших.

    Соберите все необходимое. Вам понадобятся небольшие острые ножницы, вода, Erjiao (традиционный китайский клей для флейт дицзы) или иной водорастворимый клей, мембрана ди мо, корпус флейты дицзы. Клей Erjiao можно купить в музыкальных интернет-магазинах.

    Определите размеры и вырежьте мембрану ди мо. Ди мо должна быть размещена на втором отверстии от верхнего конца флейты (то есть на резонирующем отверстии). Наложите бумагу для ди мо на данное отверстие и поставьте метки по всем сторонам на расстоянии 5 мм от краев отверстия. Вырежьте мембрану согласно поставленным меткам.

    Нанесите клей на дицзы. Окуните палец в воду и потрите его об твердый клей для ди мо. Нанесите клей пальцем вокруг резонирующего отверстия. Уберите излишки клея, попавшие в само отверстие и на самый его край. Приклеивание мембраны непосредственно к краям резонирующего отверстия нарушит ее вибрацию.

    Осторожно наложите ди мо на отверстие. Выровняйте ди мо таким образом, чтобы она легла равномерно со всех сторон. Защипните ди мо пальцами с боков от отверстия. Пальцами другой руки проведите несколько раз вверх и вниз по корпусу флейты через ди мо, чтобы не ней образовались поперечные складки. Складки должны равномерно расположиться на ди мо. Если мембрана будет совершенно ровной, то флейта не станет звучать ярко. Если же ди мо будет слабо натянутой даже при наличии складок, дицзы может звучать ярко, а может периодически не издавать ни звука, становясь непредсказуемой.

  1. Проверьте дицзы. Подуйте во флейту для проверки создаваемого мембраной звука. Несколько раз постучите по ди мо во время игры на флейте, чтобы помочь ей занять правильное положение. Во время игры мембрана должны начать вибрировать.

    • Мембрана понижает звук дицзы во время игры. Она также ограничивает возможность исполнения высоких нот.
    • Одна ди мо может использоваться на флейте в течение нескольких месяцев, но для поддержания флейты в рабочем состоянии может потребоваться внесение корректив в ее расположение.
    • Не отчаивайтесь, если у вас возникли сложности с ди мо. Для правильного крепления мембраны и получения наилучшего звучания дицзы требуются определенные навыки и практика.

Часть 5

Игра на дицзы
  1. Держите флейту поперек к своему телу и расположите губы у отверстия мундштука. Поставьте три пальца одной руки на первые три отверстия за резонирующим отверстием и три пальца другой руки установите на последние три отверстия. Подуйте во флейту так, как если бы вы дули в горлышко стеклянной бутылки для извлечения звука, направляйте поток воздуха губами изо рта в отверстие. Если у вас не получается издать звук, попробуйте сильнее напрячь губы и сделать отверстие между ними поменьше.

    • Так как флейта дицзы имеет симметричное строение, ее можно держать горизонтально в любом направлении, поэтому на ней легко играть как правшам, так и левшам.

Свирель (ее еще называют «сопелью» или «цевницей») - один из видов продольной флейты, распространенный на Руси. Согласно славянской легенде, на свирели играл Лель - сын богини любви. Поэтому считалось, что свирелью можно пробудить взаимные чувства.

Материалы и инструменты для изготовления свирели

Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:

  • наждачка
  • маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
  • линейка
  • карандаш
  • тюнер
  • небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
  • что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
  • надфиль
  • полукруглый резец
  • пара струбцин
  • клей ПВА
  • два деревянных брусочка 30×2х1 см.

Изготовление свирели своими руками

Сначала берем деревянные брусочки и размечаем их. Нужно нарисовать границы внутреннего канала свирели, с одной стороны бруска этот канал 1,5 см в ширину, а с другого, 1 см, то есть, канал будет слегка сужаться к концу свирели.

Теперь зажимаем один из брусков в тисочки и начинаем вырезать полукруглый канал. На моей заготовке заштрихована область, которую нужно будет снять резцом.

Аккуратно и не торопясь снимаем стружки, следим за направлением древесных волокон. Они не всегда могут идти вдоль заготовки, поэтому будьте внимательны, иначе резец может пойти криво.

Стараемся прорезать канал до ровненького полукруга по всей длине. Со вторым бруском поступаем точно так же.

Когда обе половинки вырезаны, нужно их зашлифовать. Кусочком наждачки проходим по внутренней поверхности канала, добиваясь гладкости.

После шлифовки переходим к свистку. Отступив 4 см от верхнего края заготовки (где широкий конец канала), рисуем прямоугольник 5 на 7 см, желательно ровно по центру.

Сверлом 4,2 мм делаем три отверстия вплотную друг к другу, так, чтобы получилось овальное окно.

Теперь берем надфиль и доводим окно до прямоугольной формы, согласно сделанной разметке.

После этого тем же надфилем стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов. Это самая ответственная часть работы: от остроты и гладкости грани будет зависеть качество звука.

Настало время соединить половинки. Мажем их клеем ПВА и складываем, аккуратно совмещая канал. Прижимаем струбцинами и оставляем сохнуть на пару часов.

Когда клей высохнет, раскручиваем струбцины и берем нож. Срезаем верхнюю часть маленькой деревянной втулки, примерно 1,5 мм, так, чтобы получилась плоская ровная грань. Посмотрите на фото, и все станет ясно.

После этого смазываем втулку клеем и вставляем ее с верхнего конца флейты, формируя свисток. Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна.

Ждем пока клей высохнет, и беремся за нож. Аккуратно остругивая заготовку, придаем ей округлую форму, потом заглаживаем шкуркой.

Чтобы было удобно играть, сделаем срез на верхнем конце свирели сзади.

Теперь самое интересное - настройка. Попробуйте подуть в свирель, послушайте звук и проверьте по тюнеру. Если вы все сделали аккуратно, у вас получится Ля диез. Это самый низкий звук, который может извлекать наша свирель.
Всего у нас будет семь нот и шесть игровых отверстий. Разметим их: самое первое отверстие будет в 6 см от нижнего конца свирели, остальные отверстия - с шагом в 2 см.

Вооружившись сверлами разных диаметров, начинаем настройку. Свирель часто настраивают в натуральном мажоре. Это значит, что у нас должен получиться такой ряд звуков: Ля диез - До - Ре - Ре диез - Фа - Соль - Ля.

Общий принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук. Поэтому сперва просверливаем очень маленькую дырочку, слушаем. Если нужен звук чуть-чуть выше, рассверливаем побольше. Главное - не переборщить, потому что сделать отверстие меньше уже не получится.

Сверлить начинаем с самого нижнего отверстия. Когда оно настроено, переходим ко второму. Второе отверстие настраивается при открытом первом и так далее. То есть, когда вы слушаете звук от какого-нибудь отверстия, должно быть открыто это самое отверстие и все отверстия ниже него.

Ну вот и все! Свирель готова, можно начинать играть. А можно и украсить ее на свой вкус. Свою свирель я просто покрыла морилкой.



 

Возможно, будет полезно почитать: