Обслуживание и ремонт магнитных пускателей кми. Ремонт электромагнитных контакторов

Магнитный эмиттер (МП) – непростое перестановочное устройство, которое намного легче и в разы быстрее восстановить, чем заменить на новое оборудование. Из этой статьи читатель узнает, как проверить катушку пускателя своими силами.

Как проверить пускатель и его составляющие

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Магнитный пускатель состоит из катушки (важнейшая его часть), сердечника (неподвижный элемент) и якоря (подвижный элемент). Кроме того, как и в любом механизме электросистемы, в пускателе имеются контакты.

Контакты

Итак, в любом электрооборудовании первично выходят из строя подвижные компоненты. В МП такими составляющими становятся контакты. Сажа, окалины и отложения – бесспорно, собираются на поверхностях контактов, вызывают искрение и другие проблемы. Возникают они не только по причине влажности окружающей среды, но и из-за протекания различных электрохимических процессов.

Чтобы осуществить проверку бобины пускателя, вначале рекомендуется осмотреть контакты, очистить их от накопившегося нагара и грязи. Использовать для этого можно напильник или наждачную бумагу, но при этом нужно проводить процедуру очистки аккуратно, чтобы не оставить царапин на контактах.

Следующий этап – регулировка контактов. Нужно с помощью тонких пластиковых лент и динамического измерителя выставить правильный зазор, прижим контактов. Пластиковые полоски в данном случае будут имитировать контакт. Динамометр же – выполняет функцию измерителя усилия – как только дойдёт до 700 гр, пластина вынимается.

К распространённым неисправностям пускателя принято относить:

  • Возникновение слоя коррозии в местах соединения подвижной части пускателя с неподвижной;
  • Трескание короткозамкнутого (КРТЗ) витка;
  • Неправильное взаимоположение якоря и сердечника;
  • Чрезмерное натяжение контактов и т.д.

Как и говорилось выше, контакты и их повреждения относятся к отдельному виду неисправностей. Их принято делить на следующие:

  1. Возникновение загрязнений различного свойства, которые устраняются протиркой бензином или спиртом. Если отложения выпуклые и твёрдые, то зачищаются они напильником.
  2. Эрозия контактов, когда они частично или на 70 процентов разрушаются. В этом случае помогает только замена на новые элементы.
  3. Выходят из строя пружины контактов. Это тоже не «лечится» ремонтом. Нужно заменить контакты.

Катушка или бобина

Первым делом катушка пускателя осматривается на наличие трещин. При обнаружении нужно взять немного холодной сварки и заполнить пространство с помощью тонкого и маленького шпателя. Рекомендуется усилить изоляцию, приклеив поверх холодной сварки ещё и медицинский пластырь.

Если в катушке обнаруживается МКЗ (межвитковое замыкание), то нужно удалить витки до места замыкания. Делается это просто методом отматывания проводки. Заметить место замыкания можно по повреждённой финифти на витке. Кабель разрезается вблизи повреждения, зачищается и спаивается.

Проводка

Замыкание, которое возникает при загрязнении контактов, может вызвать дугу. Она же вполне легко может перенестись на магнитопровод. К загрязнениям приплюсовывается коррозия. Чтобы очистить поверхность магнитопровода, нужно взять ветошь, увлажнить её бензином или ацетоном, и хорошенько очистить от загрязнений. Большие слой коррозии устраняются наждачной бумагой – зашлифовываются.

Существуют и другие сложности в работе пускателя:

  • Повреждение КРТЗ витков;
  • Ослабление винтовых креплений, фиксирующих пару якорь-сердечник.

КРТЗ витки – обязательная составляющая неподвижной части пускателя, они расположены на концах сердечника. Бывают изготовлены из мягкого металла. Для КРТЗ витков предусматриваются особого типа пазы, в которых они и размещаются. Кроме того, витки способны портиться ещё и внутри катушки, собственно намагничивающей сердечник.

Понятно, что устранить проблемы с фиксаторами можно путём затягивания слабых креплений. А насчёт КРТЗ витков, то поможет только замена.

Подробнее про различные неисправности пускателя и катушки в таблице

Тип неисправности Причина Устранение
Нет напряжения на выходе Подвижные контакты не касаются неподвижных из-за загрязнения или порчи Разобрать устройство, проверить контакты
Пускатель не срабатывает Заклинивание внутреннего механизма из-за загрязнения или порчи Проверить и устранить заклин, почистить устройство
Обгорание зажимов присоединения проводов у пускателей Слабая фиксация сердечника Замена пускателя или съёмной части, проверка контактов у новых устройств
Перегрев или окисление зажимов присоединения проводов Слабая фиксация зажимов Разобрать крепления, зачистить и собрать заново
Пускатель не включается (нет напряжения на катушке) Обрыв цепи или что-то другое Проверить цепь управления
Слабое нажатие в зажимах или на контактах Отрегулировать контакты, затянуть зажимы
Пускатель не включается (есть напряжение на катушке) Пускатель заклинен при замерзании влаги в зазорах Разобрать пускатель и собрать

Как функционирует пускатель

Принцип функционирования пускателя несложен. Чтобы задействовать пускатель, нужно для начала подать напряжение на катушку устройства. При включении она будет потреблять незначительный вольтаж в пределах 10-80 Вт.

После того, как катушка включится, она воздействует на неподвижную часть пускателя, намагничивает его. Это способствует движению якоря, который замыкает контакты. В результате этого замыкается цепь, и напряжение идёт по всей цепи.

Чтобы отключить устройство, достаточно обесточить катушку. Если на неё не будет поступать ток, то подвижная часть механизма возвратится назад, контакты разомкнутся.

Для защиты катушки и всего пускателя от перегрузок и различных внештатных ситуаций, между устройством и двигателем принято устанавливать реле. Однако если это будет тепловое реле, то от КЗ оно защитить пускатель не сможет.

По сути, пускатель – это модифицированный контактор с широким набором различных функций. Он позволяет не только задействовать генератор или другой электродвигатель, но и осуществлять реверс, защищать мотор от перегрузок, поддерживать работу цепей управления и т.д.

Что касается катушки устройства, то она может иметь конструкцию разного типа. Всё зависит от напряжения и силы тока.

Магнитные пускатели и контакторы проверяют и налаживают по следующей программе: внешний осмотр, регулировка магнитной системы; регулировка контактной системы, проверка сопротивления изоляции токоведущих частей.

При внешнем осмотре контакторов и магнитных пускателей в первую очередь обращают внимание на состояние главных и блокировочных контактов, магнитной системы, проверяют наличие всех деталей контактора: немагнитной прокладки у контактора постоянного тока, крепежных болтов, гаек, шайб, короткозамкнутого витка у контакторов переменного тока, дугогасительных камер.

Легкость хода контактора проверяют путем замыкания его от руки. Ход магнитной системы должен быть плавным, без толчков и заеданий.

При протекании тока по катушке контактор переменного тока должен издавать лишь слабый шум. Сильное гудение контактора может указывать на неправильное крепление якоря или сердечника, повреждение короткозамкнутого витка, охватывающего сердечник, или на неплотное прилегание якоря к сердечнику электромагнита. Для устранения чрезмерного гудения подтягивают винты, крепящие якорь и сердечник.

Плотность прилегания якоря к сердечнику проверяют следующим образом. Подкладывают между якорем и сердечником листок бумаги и замыкают контактор от руки. Площадь соприкосновения должна составлять не менее 70% сечения магнитопровода, при меньшей площади соприкосновения дефект устраняют правильной установкой сердечника и якоря. При образовании общего зазора шабруют поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы.

По мере работы контактора постоянного тока может происходить истирание немагнитной прокладки, что уменьшает зазор и способствует прилипанию якоря к сердечнику, поэтому при значительном износе прокладку заменяют на новую.

Контактная система является наиболее ответственной частью контакторов магнитных пускателей, поэтому на ее состояние должно быть обращено особое внимание.

В замкнутом состоянии контакты должны касаться друг друга нижними частями, образуя линейный контакт по всей ширине контакта без просветов.

Наличие на контактной поверхности наплывов или застывших кусочков металла увеличивает контактное сопротивление (а, следовательно, и потери в контактах) более чем в 10 раз. Поэтому при обнаружении наплывов необходимо удалить их напильником. Зачистка наждачной бумагой и смазка контактной поверхности не допускается.

Кроме того, в особо ответственных контакторах и магнитных пускателях определяют начальную и конечную силы нажатия главных контактов. Начальное нажатие - сила, создаваемая контактной пружиной в момент соприкосновения контактов. Она характеризует упругость пружины. Конечная сила нажатия характеризует давление на контакты при полностью включенном контакторе и неизношенных контактах. Начальную и конечную силы нажатия определяют с помощью динамометра.

Сопротивление изоляции токоведущих частей контакторов и магнитных пускателей проверяют мегомметром на 500 или 1000 В. Значение сопротивления изоляции катушки не должно быть ниже 0,5 МОм. Сопротивление катушки измеряют омметром. При обнаружении обрыва, катушку заменяют.

Производим визуальный осмотр всех деталей, выявление механических повреждений и следов коррозии

После выявления и устранения неисправностей производим сборку пускателя в обратной последовательности.

Кроме указанных выше работ в программу наладки могут быть включены следующие:

а) проверка отсутствия короткозамкнутых витков в катушке,

б) проверка контакторов многократными включениями и отключениями,

в) настройка тепловых реле магнитных пускателей.

gendocs.ru

Наладка электромагнитных пускателей и контакторов

Магнитные пускатели и контакторы инспектируют и налаживаютпо последующей программке: наружный осмотр, регулировка магнитной системы; регулировка контактной системы, проверка сопротивления изоляции токоведущих частей.

При наружном осмотре контакторов и магнитных пускателей сначала обращают свое внимание на состояние основных и блокировочных контактов, магнитной системы, инспектируют наличие всех деталей контактора: немагнитной прокладки у контактора неизменного тока, крепежных болтов, гаек, шайб, короткозамкнутого витка у контакторов переменного тока, дугогасительныхкамер.

Легкость хода контактора инспектируют методом замыкания его от руки. Ход магнитной системы должен быть плавным, без толчков и заеданий.

При протекании тока по катушке контактор переменного тока должен издавать только слабенький шум. Сильное гудение контактора может указывать на неверное крепление якоря либо сердечника, повреждение короткозамкнутого витка, обхватывающего сердечник, либо на неплотное прилегание якоря к сердечнику электромагнита. Для устранения лишнего гудения подтягивают винты, крепящие якорь и сердечник.

Плотность прилегания якоря к сердечнику инспектируют последующим образом. Подкладывают меж якорем и сердечником листок бумаги и замыкают контактор от руки. Площадь соприкосновения должна составлять более 70% сечения магнитопровода, при наименьшей площади соприкосновения недостаток избавляют правильной установкой сердечника и якоря. При образовании общего зазора шабруют поверхность повдоль слоев листовой стали магнитной системы.

По мере работы контактора неизменного тока может происходить истирание немагнитной прокладки, что уменьшает зазор и содействует прилипанию якоря к сердечнику, потому при значимом износе прокладку подменяют на новейшую.

Контактная система является более ответственной частью контакторов магнитных пускателей, потому на ее состояние должно быть обращено повышенное внимание. В замкнутом состоянии контакты должны касаться друг дружку нижними частями, образуя линейный контакт по всей ширине контакта без просветов. Наличие на контактной поверхности наплывов либо застывших кусочков металла наращивает контактное сопротивление (а как следует, и утраты в контактах) более чем в 10 раз. Потому при обнаружении наплывов нужно удалить их ратфилем.Зачистка наждачной бумагой и смазка контактной поверхности не допускается.

Не считая того, в особо ответственных контакторах и магнитных пускателях определяют исходную и конечную силы нажатия основных контактов. Изначальное нажатие - сила, создаваемая контактной пружиной в момент соприкосновения контактов. Она охарактеризовывает упругость пружины. Конечная сила нажатия охарактеризовывает давление на контакты при стопроцентно включенном контакторе и неизношенныхконтактах. Исходную и конечную силы нажатия определяют при помощи динамометра.

Сопротивление изоляции токоведущих частей контакторов и магнитных пускателей инспектируют мегомметром на 500 либо 1000 В.Значение сопротивления изоляции катушки не должно быть ниже 0,5 МОм.

Не считаяобозначенных выше работ в программку наладки могут быть включены последующие:

а)проверка отсутствия короткозамкнутых витков в катушке,

б) проверка контакторов неоднократными включениями и отключениями,

в) настройка термических реле магнитных пускателей.

elektrica.info

Ремонт магнитного пускателя - Ремонт электрических аппаратов напряжением до 1000 в и электропроводок

При ремонте магнитного пускателя очищают контакты, проверяют сохранность биметаллических элементов и нагревателей. Вышёдшие из строя элементы заменяют новыми заводского изготовления.

Одной из наиболее часто повреждающихся деталей магнитного пускателя является его удерживающая катушка, которая при включенном пускателе обтекается током. Катушку с пересохшей вследствие длительной работы изоляцией заменяют новой.

При отсутствии катушек заводского изготовления их наматывают в электроцехе предприятия, руководствуясь приведенными в таблице параметрами обмоток, размерами поврежденной катушки, а также приведенным выше описанием способа намотки катушек контакторов.

Параметры обмоток катушек магнитных пускателей

Габарит магнитного пускателя Типы магнитных пускателей Напряжение, в
127 220 380
Диаметр провода, мм Число витков Диаметр провода, мм Число витков Диаметр провода, мм Число витков
2 П-211; П-212; П-213: П-214; П-221; П-222; П-223; П-224 0,25 1600 0,20 2700 0,15 4700
3 П-311; П-312; П-313; П-314; П-321; П-322; П-323; П-324 0,31 1220 0,25 2120 0,20 3650
4 П-411; П-412; П-413; П-414; П-421; П-422; П-423; П-424 0,83 490 0,64 850 0,47 1470
5 П-511; П-512; П-513; П-514; П-521; П-522; П-523; П-524 1,16 400 0,86 700 0,64 1200

У тепловых реле часто выходят из строя нагревательные элементы. Элементы реле, встроенные в магнитные пускатели, изготовляют шести типов, рассчитанных на различные величины токов. Элементы первого и второго типов изготовляют из нихромовой или фехралевой проволоки.

В элементах первого типа проволока намотана на пластинку из слюды, к концам проволоки припаяны серебром медные наконечники.

В элементах второго типа проволока навита в виде спирали, к ее концам припаяны стальные наконечники. Спиральные элементы кадмируют, чтобы предохранить от окисления при нагревании. Элементы остальных четырех типов изготовляют методом штамповки.

Для обеспечения надежной работы магнитного пускателя при ремонте применяют нагревательные элементы заводского изготовления и только в исключительных случаях изготовляют новые элементы на своих предприятиях.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,В.Б.Атабеков

В производственных помещениях предприятий проводку силовых и осветительных сетей прокладывают, как правило, в тонкостенных или водогазопроводных стальных трубах, укладываемых поверх стен, потолков и различных конструкций, или в глубоких бороздах, пробиваемых в стенах, полах и потолках. При ремонте таких проводов часто приходится заменять отдельные участки электрической сети, проложенной в трубах. Ремонт проводок обычно связан с гибкой…

При ремонте контроллеров очищают напильником контактные поверхности. Необходимая сила нажатия и правильная работа контактов обеспечиваются пружинами, поэтому проверяют состояние контактных и возвратных пружин; ослабленные пружины заменяют новыми. Подтягивают все крепежные детали. У кулачковых контроллеров проверяют легкость вращения роликов, прочность посадки кулачков на приводном валу, целость гибких связей и прочность их соединений с наконечниками, укрепленными на…

При регулировании контактной системы после ремонта добиваются одновременности касания главных, затем предварительных и в последнюю очередь разрывных контактов. Регулирование одновременности касания главных контактов осуществляется соответствующим расположением держателя 20 на главном валу выключателя посредством затяжки одного и ослабления другого винтов, крепящих держатель. Регулирование одновременности касания предварительных контактов осуществляют подгибанием плоской пружины 28, а разрывных контактов -…

Гидравлический трубогиб применяют для гнутья труб с нормальной толщиной стенок и больших диаметров. Проводку в трубах выполняют открыто, располагая их параллельно потолку, карнизу, выступающим конструкциям, или скрыто, прокладывая трубы по кратчайшим расстояниям. Проводку в трубах выполняют негерметичной или герметичной. Открытые негерметичные проводки применяют для предохранения проводов от механических повреждений в производственных и складских помещениях, где…

Контактором называется электромагнитный аппарат, предназначенный для дистанционных включений и отключений силовых электрических цепей при нормальных режимах работы. В электроустановках промышленных предприятий применяют контакторы, подвижная система которых приводится в действие электромагнитом. Основными частями электромагнитных контакторов являются: главные контакты, осуществляющие замыкание и размыкание электрической цепи; дугогасительное устройство, обеспечивающее гашение электрической дуги, возникающей на главных контактах при размыкании…

www.ktovdome.ru

Ремонт - магнитный пускатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Ремонт - магнитный пускатель

Cтраница 1

Ремонт магнитного пускателя сводится к его разборке, очистке всех его деталей от грязи, их дефектовке, сборке и регулировке пускателя с заменой дефектных деталей. Восстанавливать поломанные и изношенные детали магнитного пускателя экономически нецелесообразно.  

Ремонт магнитного пускателя состоит из зачистки токоведущих контактов, проверки сохранности биметаллических элементов и нагревателей, а при необходимости замены их новыми заводского изготовления, проверки катушки пускателя. Катушку с пересохшей изоляцией заменяют новой. При большой потребности новых катушек для пускателей их изготовляют в электроремонтном цехе.  

Ремонт магнитных пускателей по своему характеру мало чем отличается от ремонта контакторов.  

Ремонт магнитных пускателей по своему характеру мало чем отличается от ремонта контакторов Т5со - бенность ремонта магнитных пускателей - смена неисправных катушек и тепловых элементов. Катушки пускателя меняют из-за их неисправности и если напряжение сети отлично от того, на которое рассчитан магнитный пускатель.  

Рассмотрим ремонт магнитных пускателей. Этот ремонт по своему характеру мало чем отличается от ремонта контакторов.  

Особенность ремонта магнитных пускателей составляет смена неисправных катушек и тепловых элементов.  

Для ремонта магнитных пускателей и контакторов заводы-изготовители поставляют запасные и сменные части.  

При ремонте магнитного пускателя наряду с очисткой его контактов проверяют сохранность биметаллических элементов н нагревателей. Вышедшие из строя тепловые элементы заменяют новыми - заводского изготовления.  

При ремонте магнитного пускателя очищают контакты, кроме того, проверяют сохранность биметаллических элементов и нагревателей. Вышедшие из строя тепловые элементы заменяют новыми заводского изготовления.  

При ремонте магнитного пускателя очищают контакты, проверяют сохранность биметаллических элементов и нагревателей. Вышедшие из строя элементы заменяют новыми заводского изготовления.  

Страницы:      1    2    3

Ремонтные работы В результате эксплуатации, аварий, перегрузок и естественного износа часть электрооборудования и сетей выходит из строя и подлежит ремонту. Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электротехнических устройств, восстановлению их ресурсов или их составных частей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности, например: очистка, разборка, сварка, изготовление обмоток и т.д. В электрических аппаратах чаще всего повреждаются подвижные, неподвижные и дугогасительные контакты. Ремонт в основном заключается в определении неисправности, устранении ее, замене поврежденных и изношенных деталей с последующей регулировкой и испытанием. При эксплуатации контакты очищают от нагара металла, копоти, окислов. Очищают напильником с тонкой (мелкой) насечкой. Устраняют сильный и слабый нажим контактов. Для этого между контактами помещают бумагу (фольгу), оттягивая подвижные контакты через динамометр, вытягивают фольгу. Нормальное усилие 0,5-0,7кГ. Магнитная система контактов может создавать шум, гудение, причины этого:

Неплотно прилегает якорь к сердечнику, повреждение короткозамкнутого витка;

Очень большое натяжение контактов, якорь перекошен по отношению к сердечнику;

В местах прикосновения якоря и сердечника имеется ржавчина;

У магнитных пускателей и контакторов нельзя допускать разновременности замыкания силовых контактов.

Короткозамкнутые витки у контакторов и магнитных пускателей выполняются из меди, латуни и алюминия. Они укладываются в штампованные пазы на концах сердечника. Обращается внимание на дугогасительные камеры. Отсутствие их может вызвать перекрытие дугой отдельных фаз. Катушки ремонтируют при повреждении каркаса, обрывах, витковых замыканиях и полном сгорании.

Обрыв в катушке определяется, если не развивается тяговое усилие и не потребляется ток. Витковое замыкание обнаруживается по ненормальному нагреву и уменьшению тяги. У контакторов чаще меняют главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки, пружины, короткозамкнутые витки. Сопротивление изоляции обмоток не должно превышать 0,5 МОм. У реле чаще перегорают нагревательные элементы. Для нагревательных элементов применяют нихром, фехраль. Отдельные нагревательные элементы изготавливают методом штамповки. Спиральные нагревательные элементы кадмируют для предохранения от окисления. Ремонт контактов. Загрязнения, износ, обгорание, копоть или окисления, наплывы и брызги металла на поверхности подвижных частях, включая и ножи рубильников или неподвижных (губки ножей) контактов, а также на пластинах и контактных мостиках устраняются хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, или надфилем. При изломе или ослаблении контактных пружин, повреждениях антикоррозийного покрытия, пружины заменяют.

Ремонт катушек электромагнитов . Катушки бывают каркасными и бескаркасными. Наиболее часто встречающееся повреждение - трещины длиной до 15мм в каркасе. Их устраняют следующим образом. Поверхность каркаса вокруг трещины очищают от пыли и масла хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине. При повреждении наружного слоя изоляции катушки или обрыве обмоточного провода в верхних слоях обмотки снимают наружную изоляцию обмотки и поврежденные витки до места повреждения или обрыва, припаивают, изолируют место пайки нового обмоточного провода и доматывают требуемое количество витков, повторив операции, которые выполняются при намотке новых катушек. При значительных повреждениях каркаса, междувитковых замыканиях, обгорании изоляции обмотки на большую глубину катушка должна быть заменена новой. Ремонт каркасных катушек. Подбирают необходимый для катушки каркас и провод, параметры которого должны соответствовать паспортным данным. Перед установкой на намоточный станок каркас следует обернуть двойным слоем электроизоляционной бумаги толщиной 0,02-0,03мм и конец ее приклеить к каркасу. При намотке необходимо следить за тем, чтобы натяжение провода не было чрезмерным, это может вызвать обрыв провода. Провод при намотке должен ложиться ровным плотным слоем. Между 1-м и 2-м слоями обмотки укладывают межслоевую изоляцию из изоляционной бумаги. Если катушка нагревостойкая, то для межслоевой изоляции используют тонкую стеклоткань.

Ремонт магнитопровода . Загрязнения удаляют хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине; следы коррозии тщательно зачищают стальной щеткой и шлифовальной шкуркой; наклеп на поверхностях соприкосновения сердечника и ярма удаляют шлифовкой поверхности напильником на шлифовальном станке.

ОХРАНА ТРУДА

Организационные мероприятия Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются:

а) оформление работы наряд-допуском, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

б) допуск к работе;

в) надзор во время работы;

г) оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы.

Наряд, распоряжение, текущая эксплуатация

Работа в электроустановках производится по наряду, распоряжению, в порядке текущей эксплуатации. Наряд - это задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы, и пр. По наряду могут производится работы в электроустановках, выполняемые:

а) со снятием напряжения;

б) без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них.

Распоряжение - это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и лиц, которым поручено ее выполнение. Распоряжение может быть передано непосредственно или с помощью средств связи с последующей записью в оперативном журнале. Текущая эксплуатация - это проведение оперативным (оперативно-ремонтным) персоналом самостоятельно на закрепленном за ним участке в течении одной смены работ по перечню Лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности Ответственными за безопасность работ являются:

а) лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение;

б) допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала;

в) ответственный руководитель работ

г) производитель работ;

д) наблюдающий;

е) члены бригады.

Лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение, устанавливает необходимость и объем работы, отвечает за возможность безопасного ее выполнения, достаточность квалификации ответственного руководителя, производителя работ или наблюдающего, а также членов бригады. Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется лицам из электротехнического персонала предприятия, уполномоченным на этом распоряжением лица, ответственного за электрохозяйство предприятия. Указанные лица должны иметь группу по электробезопасности не ниже V в электроустановках напряжением выше 1000 В и не ниже IV в установках напряжением до 1000 В. Право давать распоряжения на производство ряда работ, перечень которых определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, предоставляется также лицам из оперативного персонала с группой не ниже IV.

Допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала - несет ответственность:

а) за правильность выполнения необходимых для допуска и производства работ мер безопасности, их достаточность и соответствие характеру и месту работы;

б) за правильность допуска к работе, приемку рабочего места по окончании работы с оформлением в нарядах или журналах.

Допускающий должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV при работе в электроустановках выше 1000 В и не ниже III - в установках до 1000 В.

Ответственный руководитель , принимая рабочее место от допускающего и осуществляя допуск, отвечает наравне с допускающим за правильную подготовку рабочего места и достаточность выполненных мер безопасности, необходимых для производства работы, в том числе и за достаточность мер, предусмотренных в графе наряда Отдельные указания Ответственному руководителю запрещается принимать непосредственное участие в работе по нарядам, кроме случаев, когда он совмещает обязанности ответственного руководителя и производителя работ. Ответственный руководителями назначаются лица из электротехнического персонала, имеющие группу по электробезопасности V.

Производитель работ , принимая рабочее место от допускающего, отвечает за правильность его подготовки и за выполнение необходимых для производства работы мер безопасности. Производитель работ обязан проинструктировать бригаду о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при работе, обеспечить их выполнение членами бригады. Производитель работ соблюдает настоящие Правила сам и отвечает за их соблюдение членами бригады, следит за исправностью инструмента, такелажа и другой ремонтной оснастки. Производитель работ обязан также следить за тем, чтобы установленные на месте работы ограждения, плакаты, заземления не снимались и не переставлялись. Производитель работ, выполняемых по наряду с электроустановках напряжением выше 1000 В, должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, в установках до 1000 В - группу не ниже III. Производитель работ, выполняемых по распоряжению во всех электроустановках, должен иметь группу не ниже III

Наблюдающий назначается для надзора за бригадами строительных рабочих, разнорабочих, такелажников и других лиц из неэлектротехнического персонала при выполнении ими работы в электроустановках по нарядам или распоряжениям. Наблюдающий за электротехническим персоналом, в том числе командированным, назначается в случае проведения работ в электроустановках при особо опасных условиях, определяемых лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, где эти работы производится. Наблюдающий контролирует наличие установленных на месте работы заземлений, ограждений, плакатов, запирающих устройств и отвечает за безопасность членов бригады от поражения электрическим током электроустановки. Наблюдающему запрещается совмещать надзор с выполнением какой-либо работы и оставлять бригаду без надзора во время работы. Наблюдающими назначается лица с группой не ниже III. Члены бригады обязаны соблюдать настоящие Правила инструктивные указания, полученные при допуске к работами во время работы.

Технические мероприятия . Для подготовки рабочего места при работах со снятием напряжения должны быть выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:

а) произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коомутационной аппаратуры;

б) на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационной аппаратуры вывешены запрещающие плакаты;

в) проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током;

г) наложено заземление (включены заземляющие ножи, а там, где они отсутствуют, установлены переносные заземления;

д) вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты, ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части.

При оперативном обслуживании электроустановки двумя и более лицами в смену перечисленные в настоящем пункте мероприятия должны выполнять двое. При единоличном обслуживании их может может выполнять одно лицо, кроме наложения переносных заземлений в электроустановках выше 1000 В и производства переключений, проводимых на двух и более присоединениях в электроустановках напряжением выше 1000 В, не имеющих действующих устройств блокировки разъединителей от неправильных действий

РАЗБОРКА КОНТАКТОРА

Электромагнитный контактор МК-310Б разбирают в следующей последовательности:

Снимают дугогасительную камеру, а на МК-15-01 перегородки и осматривают их состояние.

Отсоединяют гибкие шунты и соединительный кабель. Проверяют их целостность и припайку наконечника к проводу. Снимают неподвижный контакт, рычаг с подвижным контактом. Снимают блокировку, очищают все детали и осматривают их целостность, рейки, пружины и держатели пружин. Проверяют резьбовые отверстия в планках. Снимают с контактора пружины.

Снимают дугогасительную катушку, предварительно ослабив ее выводы.

Осматривают изоляционную стойку и при надобности снимают и заменяют другой. Отвертывают болты, крепления вертикальной стенки, снимают ее. Снимают включающую и удерживающую катушки.

Проверяют исправность якоря, ярма и их крепления, при неисправности снимают с контактора.

РЕМОНТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ КОНТАКТОРОВ

Ремонт электромагнитных контакторов при текущем ремонте проводят с полной их разборкой. Его удобно производить на специальных стендах, имеющих подвод воздуха и постоянного тока напряжением 50В для испытания отремонтированных аппаратов. На таком стенде каждый контактор устанавливают в гнездо, позволяющее быстро закрепить стойку и свободно поворачивать аппарат в горизонтальной плоскости при разборке и сборке. Перед разборкой контакторы продувают сжатым воздухом, снимают дугогасительную камеру и осматривают узлы и детали на определение объема ремонта. Все детали очищают от грязи, разбирают и осматривают, убеждаясь в отсутствии трещин.

Рог дугогасительной системы очищают от плавлений и копоти металлической щеткой или наждачным полотном. Профиль рога проверяют по шаблону и при больших оплавлениях или трещинах восстанавливают газовой сваркой. После остывания дугогасительного рога сварочный шов зачищают напильником.

Контакты с незначительным износом или имеющие подгары, зачищают бархатным или личным напильником, стараясь снять возможно меньший слой металла и не изменить профиля контакта. После зачистки контакты протирают ветошью. Места сопротивления контакта с рогом обслуживают припоем. Контакты, изношенные выше допустимых норм, могут быть восстановлены. В этом случае изношенные контакты после очистки и замеров наплавляют медью газосваркой. Контакты предварительно нагревают газовой горелкой, после чего наплавляют их рабочие поверхности. Наплавленные контакты для придания твердости простукивают молотком и обрабатывают. Размеры профиля контактов контролируют шаблонами.

Дугогасительную катушку проверяют на отсутствие повреждений поверхностной изоляции, на надежность пайки кабельных наконечников; замеряют активное сопротивление обмотки и сопротивление изоляции между обмоткой и полюсами, которое должно быть не менее 10 Мом. При заниженном сопротивлении изоляции катушку сушат в печи при температуре 100-110°С или производят замену изоляционной втулки сердечника. Площадь сечения провода и число витков дугогасительной катушки должны соответствовать техническим требованиям чертежа. В случае невыполнения этого условия может быть неправильное направление магнитного выдувания электрической дуги, что приводит к сильным обгарам дугогасительных рогов и контактов. Дугогасительную катушку контактора с трещинами в витках заменяют. При постановке новой катушки контактный вывод приваривают латунью, предварительно хорошо пригнав друг к другу сопрягаемые поверхности. После этого место соединения с витками изолируют вполуперекрышу двумя слоями лакоткани и изоляционной лентой. Витки катушки прокрашивают при необходимости масляно-битумным лаком БТ-99 Витки не должны касаться друг друга и подходить ближе чем на 2 мм к дугогасительному рогу.

Включающую катушку контактора - промывают бензином и осматривают на отсутствие ослабления выводных зажимов, проверяют наружную изоляцию и состояние каркаса. Для выявления возможных обрывов проводов измеряют мегаомметром активное сопротивление катушки. Оно не должно отклоняться от установленного более чем на 8% в большую или на 5% в меньшую сторону. Повышенное сверх допустимого значения сопротивление катушки укажет на возможный внутренний обрыв обмотки или на ухудшение контакта между жилой вывода обмотки и наконечником. Катушки с пониженным сопротивлением изоляции подвергаются пропитке.

Ремонт катушек с их полной разборкой выполняют при наличии в них обрывов проводников или межвитковых замыканий. Если у катушек повреждена покровная изоляция, то при ремонте ограничиваются только сменой изоляции. У катушек допускается восстановление двух обрывов обмотки. Концы обмоточных проводов в местах обрыва зачищают, скучивают и пропаивают припоем ПОС-40.

Катушки с оплавлением витков более 3% площади их сечения или с трещинами шин подлежат ремонту. Прогары, оплавления или трещины зачищают и проваривают латунью газовой сваркой. При более глубоких прожогах катушки заменяют. Катушки, прошедшие ремонт, пропитывают в лаке. Поврежденную оплетку выводов заделывают прорезиненной липкой лентой.

Якорь магнитопровод, сердечник промывают от грязи и при необходимости оцинковывают. Втулки с разработанными отверстиями в контактодержателе, якоря распрессовывают и устанавливают новые. Оси и валики очищают от грязи, опалины, подгаров, оцинковывают и перед постановкой смазывают.

Дугогасительная камера

Снятую с контактора дугогасительную камеру продувают сжатым воздухом, очищают от копоти, подгаров и брызг металла и разбирают. Асбестоцементные стенки, перегородки и решетки очищают на сталеструйной или установке. Стенки с толщиной менее 4 мм, со сколами, трещинами и прогарами глубиной более 25% их толщины их заменяют. Места более глубоких трещин и прогаров разделывают, тщательно зачищают напильником, крупнозернистой шлифовальной бумагой или обрабатывают в пескоструйной камере, очищают от пыли и песка и заделывают специальной замазкой или эпоксидной смолой.

В качестве замазки применяют асбестоцементный порошок, разведенный жидким стеклом, или смесь из равных частей гипсового порошка и асбестового волокна на щелочном лаке. Замазку наносят так, чтобы ее уровень был немного выше ремонтируемой поверхности, так как по мере затвердевания она дает усадку. Замазку на жидком стекле сушат при температуре 25-30°С, а щелочную - в сушильной печи при температуре 70-80°С в течение 7-8ч.

Сквозные прожоги и трещины можно устранить специальной мастикой. Замазку наносят немедленно после ее изготовления, так как у нее быстро начинается процесс полимеризации и через 30-40 мин. она уже затвердевает. Перед нанесением мастики ремонтируемое мест тщательно обезжиривают ацетоном или бензином. После окончательной обработки для повышения влагостойкости асбестоцементные стенки и перегородки пропитывают льняным маслом. Убедившись в исправности всех деталей камеру собирают.

Изоляционные планки и панели оснований, рычаги, стойки должны иметь чистую глянцевую поверхность или быть окрашены эмалью ГФ-92-ХК.

Поверхностную изоляцию, имеющую трещины, сколы, прожоги или повреждения до половины ее толщины, снимают полностью или частично. Небольшие прогары зачищают напильником и шлифуют мелкой стеклянной бумагой. Ремонтируемое место промывают бензином и дважды покрывают эмалью.

Пружины снимают, промывают и проверяют по основным размерам. Пружины, имеющие следы ржавчины, оцинковывают с последующим обезводораживанием. Растянутые или просевшие, но не имеющие механических повреждений пружины восстанавливают. Для этого пружину отпускают, нагревая до температуры 920-980°С, сжимают или растягивают до чертежных размеров и для придания необходимой упругости подвергают закалке. Концевые винты пружины должны иметь ровную горизонтальную поверхность. Пружины с трещинами и не соответствующие характеристике заменяют.

Шарнирные соединения.

Они должны обеспечивать свободное без заеданий движение соединяемых деталей и не иметь повышенного люфта.

Для ремонта шарнирное соединение разбирают. Неисправные оси и валики не ремонтируют, а заменяют новыми. Разработанные отверстия заваривают и рассверливают под чертежный размер или на больший диаметр с последующей установкой в него втулки с соответствующими внутренним и наружным диаметрами.

Перед сборкой трущиеся поверхности шарнирных соединений покрывают смазкой, а после сборки контролируют зазор в шарнире.

После ремонта всех узлов и деталей контактор собирают в обратной разборке последовательности.

Проверка и настройка сводится к следующему:

    К проверке и настройке контактной системы.

    К определению состояния изоляции катушки магнитного пускателя.

    К определению напряжения срабатывания и отключения магнитного пускателя.

Состояние контактной системы проверяется на отсутствие перекосов, на одновременность замыкания контактов, чтобы исключить работу токоприёмника на двух фазах, отсутствие коррозии на пружинах главных и блокировочных контактов, хорошую затяжку крепёжных винтов и сопротивление изоляции между контактами подвижной и неподвижной системы, а также контактами и корпусом магнитопровода.

Проверка сопротивления изоляции осуществляется мегаомметром на напряжение 1000В. Данные заносят в таблицу 1. Для проверки одновременности замыкания силовых контактов можно использовать неоновые лампы или 3 секундомера, включенных последовательно с контактами (рис.3).

Рис.3 Схема включения ламп или электросекундомеров для определения одновременности замыкания силовых контактов магнитных пускателей.

Включая и выключая на мгновение катушку магнитного пускателя из розетки “0-250В” стенда 13 УН-1, сравнивают показания секундомеров между собой. Если эти показания разные, делают соответствующую регулировку. Затем определяют начальное положение и конечное нажатие контактов. Данные замеров заносят в таблицу 2.

Начальное нажатие - это усилие, контактной пружиной в точке первоначального касания контактов. Оно характеризует упругость пружины в ее разжатом состоянии. Для проверки делается следующее: к пружине подвижных контактов привязывается петля из киперной ленты и цепляется за крючок динамометра. Полоска папиросной бумаги закладывается между подвижным контактом и пружинящим кронштейном (пружиной). Затем оттягивают в горизонтальной плоскости динамометр (перпендикулярно плоскости касания контактов) настолько, чтобы пружина освободила полоску бумаги и она смогла свободно перемещаться. Усилие фиксируется (табл.2) и сравнивается с табличным (табл.3).

Конечное нажатие – характеризует давление контактов при полностью включенном пускателе и неизношенных контактах (катушка магнитного пускателя подключается к розетке “0-250В” стенда). При недостаточном нажатии пускатель нечетко работает. При проверке между подвижными и неподвижными контактами магнитного пускателя устанавливается полоска папиросной бумаги, подается питание на пускатель и бумага зажимается между подвижными и неподвижными контактами. За петлю из киперной ленты цепляют крюк динамометра (в горизонтальной плоскости) и тянут до свободного перемещения бумаги

между контактами. Усилие фиксируется (табл.2) и сравнивается с табличным (табл.3).

Pаствор контакта - это кратчайшее расстояние между подвижным и неподвижным контактами в отключенном состоянии магнитного пускателя. Измерить это расстояние можно линейкой или щупом, один конец которого, равный номинальному раствору, должен проходить между контактами, а другой равный максимально допустимому раствору, не должен проходить между ними.

Провал контакта - это расстояние, на которое может сместится место касания подвижного контакта с неподвижным из положения полного замыкания, если удалить неподвижный контакт. Поскольку провал измерить практически не возможно, измеряют зазор, контролирующий провал, то есть зазор образующийся между упором (при снятом неподвижном контакте) и контактом подвижным при включенном пускателе (его контакты замкнуты). Измеренное расстояние фиксируется в табл. 2 и сравнивается с табличным (табл. 3). По мере износа провал уменьшается, что может привести к перегреву.

Таблица 1

Сопротиление изоляция магнитного пускателя, МОм

R из катушки магн.

R из. неподвиж. контактов относит. корпуса

R из. подвиж. контактов относит. корпуса

R из. подвиж. контактов относит. неподвиж.

Таблица 2

Данные проверки контактной системы магнитного пускателя.

Контактное нажатие

Заклю-чение

начальное

конечное

Таблица 3

Технические данные растворов, провалов и нажатий для пускателей типа ПМЕ и ПА.

Раствор, мм

Провал, мм

Контактное нажатие

начальное

конечное

Проверка срабатывания электромагнитного пускателя сводится к определению напряжения его втягивания (срабатывания) и отпускания. Он должен срабатывать (включаться) при поднятии напряжения с 0 до Uн при 0.85Uн и должен отключаться при снижении напряжения от Uн до 0 при 0.4Uн. Замеры повторяются три раза и берется средняя величина напряжения срабатывания и отпускания. Данные заносятся в таблицу 4.

Таблица 4

Напряжение срабатывания и отпускания магнитных пускателей.

Напряжение срабатывания

Напряжение отпускания



 

Возможно, будет полезно почитать: