План-конспект урока по химии на тему "Массовая доля химического элемента в соединении" (8 класс). Урок по фгос
Ирина Агаркова
Урок по ФГОС. Химия. Массовая доля химического элемента в соединении
Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме
ТЕМА УРОКА Массовая доля химического элемента в соединении .
Тип урока : урок изучения нового материала
Цели урока :
Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую .
Основные понятия. Массовая доля химического элемента .
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов .
Метапредметные. Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.
Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать . Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов .
Образовательные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков
Развивающие : развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Воспитательные : формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Методы проведения : самостоятельная работа учащихся.
Информационно-познавательная : умение работать с литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная : ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
Предметные :. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле . Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов
Оборудование : учебники, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент
(Цель : создать мотивацию к учебной деятельности)
Создание проблемной ситуации
(Цель : формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку , проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H2SO4,
можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения .
А их количество?
А в каком массовом соотношении они соединяются ?
Эти вещества являются сложными по составу.
2. Этап целеполагания на уроке (Цель : формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок ) -Назовите тему сегодняшнего урока ? Массовая доля химического элемента в соединении
3. (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности : выявление причинно-следственных связей) Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении ?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием .
W - массовая доля элемента в соединении .
n - число атомов элемента .
Mr - относительная молекулярная масса .
Учащиеся заполняют тетрадь с новыми понятиями.
4. Этап «Открытие нового знания»
Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении .
Задача №1
Работа с учебником. Изучите алгоритм
Вывод химических формул , если известны массовые доли химических элементов ,входящих в состав данного вещества
5. Первичная проверка усвоения нового материала Решение задачи
Проверка задачи Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
6 Вторичная проверка усвоения нового материала. Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке ?
Ответы учащихся
7. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель : формирование у учащихся способности подводить итоги урока , обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) – Что нового вы узнали сегодня
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо … Учащиеся отвечают на вопросы.
Дидактические карточки –индивидуально.
МБОУ СОШ № 139 городского округа Самара.
Конспект урока по химии для 8 класса.
Тема: Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.
Цели урока
учебные:
— изучить понятия: химическая формула, индекс, коэффициент; записи и чтение формул.
— изучить различия между относительными, атомной и молекулярными массами;
— изучит понятие массовой доли химического элемента и научиться ее рассчитывать.
развивающие:
— развить у учащихся умение делать несложные, логические построения на основе химических знаний;
— развить умение использовать в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин (физика, алгебра), при необходимости находить недостающую информацию в справочной и учебной литературе;
воспитательная:
— воспитать личностную рефлексию, то есть умение осмысливать свои действия и себя в проблемной исследовательской ситуации;
— воспитать самоорганизацию и самооценку учащихся при выполнении исследовательских заданий на уроке.
Оборудование: таблицы «Относительные атомная и молекулярная массы», индивидуальные карточки задания для учеников, таблица Д.И.Менделеева.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель настраивает учеников на работу во время урока. Разъясняет все этапы урока и действия учащихся на каждом из них.
— Ребята сегодня каждый из Вас станет исследователем и будет «добывать новые знания»: выяснять состав химических формул, правила их записи и чтения; выводить формулу массовой доли химического элемента и рассчитывать ее.
II. Изучение новой темы
1. Слово учителя.
— Каждый атом любого химического элемента имеет свою массу, также как и любое физическое тело, окружающее нас, в том числе и мы с Вами. Но в отличии от нас, масса атомов очень мала. Поэтому учеными была принята за эталон масса 1/12 массы атома углерода 6 12 С (как самая легкая) и масса остальных атомов сравнивалась с массой этого эталона, отсюда и название «Относительная атомная масса» от англ. « relative » относителен. Данная величина не имеет единиц измерения и обозначается Ar . Численное значение относительной атомной массы любого элемента прописано в периодической таблице Д.И. Менделеева.
Если вещество образовано несколькими элементами (одинаковыми или разными), то речь уже идет о молекулах и «Молекулярной относительной массе». Она складывается из атомных масс всех химических элементов образующих молекулу, умноженные на количество этих атомов. Так же не имеет единиц измерения и обозначается Mr . Например:
Mr (O 2) =Ar (O) ·2 = 16 · 2 = 32;
Mr (H 2 O) = Ar (H) · 2 + Ar (O) = 1· 2 +16 = 18;
Mr (H 2 SO 4) = Ar (H) · 2 + Ar (S) + Ar (O) · 4 = 1· 2 + 32 + 16 · 4 = 98;
Учитель неоднократно напоминает ученикам, что значение Ar находим в периодической системе Д.И. Менделеева под знаком химического элемента. Значение атомных масс разных химических элементов складываются между собой. Если одинаковых атомов в молекуле несколько, от их численное значение атомных масс умножается на количество этих атомов. (закрепление новой темы будет происходить при выполнении самостоятельной работы в исследовательской части урока)
2. Исследовательская часть (самостоятельная работа учеников под руководством учителя), при возникновении затруднений у учеников учитель должен быть очень осторожен и не в коем случае, не давать ученикам прямой правильный ответ, то есть «готовые знания» они должны добыть их сами. Лучше «подталкивать» ученика к правильному решению наводящими вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность, необходимость связывать уже имеющиеся знание из других областей с новым материалом. Это необходимо для того, чтобы не нарушить процесс исследования учеников и добиться наилучшего результата при изучении нового материала, поскольку знания, добытые самостоятельно удерживаются в долговременной памяти, нежели готовая информация.
Примерные вопросы:
— Как ты думаешь?
— Представь, что изменится если…?
— Как изменится, и что это значит?
— Подумай, где еще ты встречался с этим понятием? и т.д.
Учитель раздает ученикам карточки – задания, акцентирует их внимание на том, что это самостоятельная исследовательская работа, но при необходимости вы (учитель) обязательно поможете и направите работу каждого ученика в правильном направлении.
Карточки – задания
Тема: Химическая формула. Относительные, атомная и молекулярные массы. Массовая доля химических элементов.
Задание 1. Химическая формула ее состав, запись и произношение.
А. Исследуй качественный и количественный состав химических формул. Проанализируй, что каждый из них обозначает в формуле.
Качественный состав | |
O 3 | кислород (O ) |
H 2 | водород (H ) |
Al 2 O 3 | алюминий (Al ) и кислород (O ) |
Выводы:
1) Качественный состав химической формулы показывает: ____________________________________ образуют вещество.
2) Количественный состав химической формулы показывает:
Образуют вещество.
В. Проанализируй запись, как ты думаешь, что показывает индекс и коэффициент в химической формуле.
2 Al 2 O 3
коэффициент индекс
индекс – это _____________, которое показывает_______________ в веществе, записывается______________________ символа химического элемента;
коэффициент – это _______________, которое показывает количество _____________ химического вещества, записывается ______________ химической формулой;
В. Исследуй правила чтения формул.
Порядок произношения составных частей формулы:
1. коэффициент
2. символ химического элемента * и его индекс (если есть.)
3.следующий символ химического элемента и его индекс.
* при прочтении химической формулы читается произношение символа химического элемента, а не его название.
Самостоятельная работа.
(закрепление нового материала )
1.1. Запиши качественный состав каждой формулы:
H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________
H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________
1.2. Запиши количественный состав каждой формулы:
O 3 __________________ K 2 O _______________________
Cl 2 __________________ MgCO 3 ____________________
MgO ________________ NaOH _____________________
H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________
H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________
1.3. Прочитай формулы. Запиши то, что у тебя получилось:
Li 2 O ___________________________________________________
CaS ___________________________________________________
H 2 SiO 3 _________________________________________________
MgSO 4 _________________________________________________
Задание 2. Зависимость массовой доли элементов в соединении от некоторых физических величин.
Проанализируй, от каких параметров и как зависит массовая доля элемента в соединении.
А. Исследуй состав и относительные атомные массы элементов молекулы хлороводорода HCl .
Состав | качественный | водород H | хлор Cl |
количественный | |||
Относительная атомная масса Ar |
Сравни массовые доли элементов в соединении: (H ) _________ (Cl )
( , , )
Б. Исследуй состав молекул этана C 2 H 6 и ацетилена C 2 H 2 .
этан C 2 H 6 | ацетилен C 2 H 2 | |
Число атомов углерода n (C ) | ||
Число атомов водорода n (H ) |
Сравни массовые доли водорода в этане и ацетилене:
(H ) C 2 H 6 _______________ (H ) C 2 H 2
( , , )
Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?
В. Исследуй состав молекулы углекислого CO 2 и угарного газа CO .
углекислый газ CO 2 | угарный газ CO | |
Число атомов углерода n (C ) | ||
Относительная молекулярная масса соединения Mr |
Сравни массовые доли углерода в углекислом и угарном газе:
(C ) CO 2 _____________ (C ) CO
( , , )
Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?
Полученные выводы обобщи и составь формулу, показывающую зависимость массовой доли от найденных тобой параметров. Для этого: Обратно пропорциональные запиши в знаменатель
значению массовой доли
Чтобы выразить массовую долю в процентах, надо правую часть формулы умножить на 100 %
Самостоятельная работа.
2.1. Подчеркни соединение, в котором наибольшая массовая доля серы:
а) Na 2 SO 3 и Na 2 S 2 O 3 ; б) H 2 S и Na 2 S; в) Na 2 S 4 O 6 и Na 2 S 2 O 8 .
2.2. Не производя вычисления, запиши следующие соединения в ряд в порядке уменьшения массовой доли:
а) водорода — H 2 O , H 2 O 2 _________________________
б) хлора — Cl 2 O , Cl 2 O 7 , ClO 2 ______________________
в) серы — SCl 4 , S 2 Cl 2 , SCl 2 ________________________
г) углерода — CH 4 , C 2 H 2 , C 2 H 4 ____________________
д) фтора – P 2 F 4 , PF 3 , PF 5 _________________________
III. Итоги урока.
Подводятся итоги, проговариваются химические понятия изученные на этом уроке: относительные атомная и молекулярная массы, химическая формула, индекс, коэффициент, массовая доля химического элемента в соединении.
IV. Домашнее задание.
§5. упр. 1-5. (кто из учеников не доделал самостоятельные задания во время урока, делают их дома)
Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении
ω, ω%
Цель: Адаптация понятия доля к предмету химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении.
Задачи:
- Сформировать понятие массовой доли элемента;
- Развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении;
- Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Карточки;
- Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
- Тетради;
- Маркеры;
- Таблица Д.И.Менделеева;
- Листочки с номерами;
- Глобус.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться и день и ночь,
И день и ночь! (М.Заболоцкий).
1.Организационный момент. На демонстрационном столе стоит глобус.
Слова учителя: Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус.
71 % нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода) Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. (Включается мультимедийный проектор, на экране высвечивается формула Н 2 O). Что вы можете определить по этой формуле?
Ответы учащихся (качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти М r ).
Слова учителя: Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды? (водород и кислород). А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? (ответы учащихся) А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)? И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно высчитать какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?
С вашей помощью мы определили тему нашего урока: “Вычисление массовой доли элемента в соединении”.
Как вы считаете, какова цель нашего урока (ученики определяют цель урока)?
У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия изученные ранее вам помогут в достижении цели (химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса, доля)?
Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала. Проведём эстафету между рядами.
Учащиеся записывают названия химических элементов на листочке. Каждый ученик записывает только один химический знак и передает карточку своему товарищу. Группа первая выполнившая задание поднимает руку. Учитель показывает символы знаков химических элементов, а учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов ученик не знающий химических знаков).
Второе задание (3 балла) выполняем индивидуально. Четыре варианта.
Найдите относительную молекулярную массу:
I CO 2
II Na 2 O
III NO 2
IV Na 2 O 2
(учащиеся работают в тетрадях) При правильном решении задачи ученик получает три балла, при допущении математической ошибки – 1 балл, неправильном решении - 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов за два задания.
Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим понятие, решая задачи на нахождении доли.
(На экране появляется слайд с изображением колбы с круглыми и квадратными молекулами)
Задача № 1
Какова доля квадратных молекул в колбе? (учащиеся решают и сравнивают своё решение с решением предложенным учителем и изображённым на слайде)
Решение: всего 7 молекул, квадратных 3. Их доля равна 3/7 или 0,4286 или 42,86 %
Задача № 2
Какова доля площади зелёного прямоугольника? (сопровождается следующим слайдом, с изображением двух прямоугольников. Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2 )
Решение: 2/10 или 0,2 или 20 %.
Задача № 3
Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг (слайд с изображением красных и зелёных шариков в ящике и решением задачи). Какова доля зелёных шариков в ящике?
Решение: каждый зелёный шарик весит 1кг, а всего их два, значит в сумме 2 кг зелёных шариков. Общая масса шариков 12 кг, значит 2/12 или 0,1667 или 16,67.
Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.
Слова учителя: (демонстрация следующего слайда с изображением схемы молекулы воды) Рассмотрим молекулу воды. Массу этих шариков вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева. И так массовая доля кислорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно, познакомьтесь с алгоритмом решения задач. Кто не справился? Учащиеся могут получить помощь учителя или одноклассника. Решение проверяется на заранее подготовленном слайде.
Ученики, самостоятельно справившиеся с заданием получают 2 балла, остальные один.
Слова учителя: На уроке географии вы изучили основные источники загрязнения воды. Назовите их. Какой вывод мы должны сделать?
Учитель заостряет внимание на знании формулы нахождения массовой доли элемента. Эта формула появляется на слайде и прочитывается учащимися.
Слова учителя : Зачем человеку необходимо знание массовой доли?
Представим, что каждый из нас имеет свой металлургический завод. Для получения железа вам требуется закупить руду. Какую руду вам выгоднее приобрести Fe 3 O 4 или FeO?. Эту задачу лучше решать парами. Один учащийся находит массовую долю железа в руде Fe 3 O 4, другой FeO и сравнивают массовые доли.
Слова учителя : А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Беседа с учащимися.
Слова учителя: вы справились с сложной проблемой. Но в жизни вы можете столкнуться с более важными задачами. Массовая доля является одним из способов выражения концентрации, а этот фактор очень важен для человеческой деятельности. Ваши товарищи подготовили сообщения, давайте их послушаем.
Сообщение № 1
Сообщение № 2
Слова учителя:
Учащиеся решают задачу. Далее учитель сообщает о том, что при нагревании минерала киноварь выделяется ртуть в виде паров. На складе в 1000м 3 , где находилось 100кг киновари,случился пожар. Оцените опасность ситуации, воспользовавшись данными предыдущей задачи (эта задача решается самостоятельно или с помощью учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса). За решение этой задачи учащиеся получают 3 балла.
Слова учителя: Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого? Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно и завтра у вас всё получится. Поставьте себе оценку “5” если вы набрали 9 баллов и более, “4” - 7-8 баллов, “3” - 5-6 баллов, если вы набрали меньше 5 баллов оценку получим на следующем уроке.
Сообщение № 1
Углекислый газ-газ бесцветный с кисловатым запахом и вкусом, используется в пищевой промышленности для производства сахара, лимонада. Участвует в процессе фотосинтеза. Но если в воздухе его доля больше 2,5 %, то он вызывает отравление организма и может привести к смерти. Повышения содержания углекислого газа в атмосфере более 0,03% может привести к повышению температуры на нашей планете, т.е. к глобальным изменениям.
Сообщение № 2
Ртуть- высокотоксичный металл, поражающий кроветворную, центральную нервную систему, почки. В организме ртутные соединения проникают в различные органы и ткани, но больше всего их обнаруживают в крови, печени, почках, головном мозгу. Пары ртути имеют свойство равномерно распространяться по всему объёму, накапливаясь тканями. Если в небольшой комнате (2м 3 ) её паров будет 0,02 мг, то урон здоровью человека будет велик.
Задача № 1
Какова доля квадратных молекул в колбе?
Задача № 2
Какова доля площади зелёного прямоугольника? Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2
Задача № 3
Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг Какова доля зелёных шариков в ящике?
Задача № 4
В природе существует минерал киноварь. Определите массовую долю ртути в киновари (HgS).
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема "Массовая доля"
«массовая доля 8класс»
Интегрированный урок химия+математика на тему:
«Массовая доля элемента в соединении», 8 класс
(технология интенсивного обучения, ИКТ)
Цель урока: рассмотреть алгоритм решения задач на нахождение массовой доли элемента в молекуле, вывод химической формулы вещества. Познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении массовой доли элемента в молекуле, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование понятия массовой доли элемента в составе вещества.
2. Применение знаний о массовые доли элемента в составе вещества в повседневной жизни.
3. Решение задач с нахождением массовой доли элемента в составе вещества.
Развивающие:
1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
3.Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации.
Метапредметные:
Способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;
Продолжить развивать умение работать в команде;
Воспитывать уважение к мнению других членов команды и коллектива;
Формировать чувство ответственности за свою работу.
Личностные:
Формировать осознанную потребность в знаниях;
Развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Оборудование:
1. Химические реактивы и посуда.
2. Интерактивная доска.
3. Опорные конспекты.
4. Карточки.
Тип урока: комбинированный урок.
(Интенсивное обучение с формированием понятий)
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, словесно – наглядно – практический .
Деятельность учителя:
Планирует работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Ход урока.
Этап. Организационный момент.
приветствие учащихся, гостей.
Определение темы урока, целей урока: на доске вывешиваются формулы простых и сложных веществ, Sn, Cl 2 O 7, C, Mn 2 O 7, Pb, H 2 SO 3, Ag , AgNO 3 .
(что мы видим на доске?
По какому принципу их можно разделить?
Что называется, простым (сложным) веществом?
Какие физические величины мы можем применить для этих формул?
И так тема нашего урока?.......
Этап. Актуализация знаний. Прием: т эйк оф – тач даун (встать – сесть)
Относительная атомная масса элемента указана для каждого элемента в ПСХЭ? (да)
Абсолютная масса атома равна произведению относительной атомной массы на 1/12 массы атома углерода? (да)
79,932≈80? (да)
– величина, равная сумме всех относительных атомных масс и является безразмерной Mr = ∑ Аr × N ? (да)
Mr(NaCl)=23+36=59 ? (нет)
Каждый атом обладает относительной атомной массой? (да)
Процент это 1/100 часть числа? (да)
Относительная атомная масса элемента – величина равная отношению массы атома элемента к ½ массы атома углерода? (нет)
17%=0,017? (нет)
(Ar ) ? (да)
III этап. Самостоятельная работа.
формула | m ; г |
|||
1,97*10 -25 кг |
||||
Са 3 (PO 4 ) 2 |
формула | m ; г |
|||
1,99*10 -26 кг |
||||
СO 2 |
формула | m ; г |
|||
3,43*10 -25 кг |
||||
H 2 SO 3 |
формула | m ; г |
|||
1 ,79 *10 -25 кг |
||||
AgNO 3 |
Проверка самостоятельной работы. Прием: конэрс «Углы».
Участники №1 в 1-й угол
Участники №2 в 2-й угол
Участники №3 в 3-й угол
Участники №4 в 4-й угол
IV этап. Физминутка. Формирование в команды. Прием: Mix - Freeze - Group . Микс-Фриз-Груп. «Смешайся-замри-сгруппируйся» (ПСХЭ)
1. Сколько А – элементов в 1-й группе ПСХЭ? (6)
2. В молекуле воды общая сумма атомов? (3)
3. Найдите число, если 25% его равны 2? (8)
4. Сколько групп химических элементов в ПСХЭ? (8)
5. В каком периоде ПСХЭ находится атом U ? (7)
6. Сколько килограмм составляют 5% центнера? (5кг)
6. Относительная атомная масса Ne ? (4)
V этап. Изучение нового материала
Учитель химии: ребята, вернемся к формулам на доске. Читаем молекулу СО 2 . Что она нам показывает?
показывают количество атомов каждого вида.
А также сравним рассмотренное вещество с молекулой СО – угарного газа. Чем отличаются эти химические формулы.
Учитель математики: а с математической точки зрения – разное процентное содержание атомов в молекуле. А чтобы это было понятно вспомним:
1)Что такое доля? (часть от числа)
2) Чем она может быть выражена? (дробью)
3) Какое ещё понятие дает нам представление о части от числа? (процент)
4) Как найти число, если известно, сколько процентов оно составляет от целого? (разделить целое на 100 и умножить на количество %)
5) Опираясь на расчёты, которые вы выполняли в самостоятельной работе, чему равна относительная молекулярная масса молекулы углекислого газа (СО 2)? (Mr =12+16*2=44)
6) Найдите часть относительной молекулярной массы предложенной молекулы для углерода, зная его относительную атомную массу и число атомов в молекуле. (Ar (C )=12*1=12)
7) Чему равно отношение относительной атомной массы элемента к относительной молекулярной массе? (12/44=3/11=0, (27)) Выразите дробь в процентах. Тем самым мы выразили долю.
Учитель химии:
С какой физической величиной вы работали, выражая долю? (масса)
А это значит, что мы нашли массовую долю элемента в молекуле?
Сравним полученную формулу с предложенной формулой на странице 42.
Используя формулунайти массовую долю кислорода в соединение с углеродом?
(16*2/44= 32/44=8/11= 0, (72) =73%.
Сделайте вывод.
VI этап. Закрепление изученного материала. Прием релли тэйбл
Соседи по плечу. Задача 1 : «Вычислите массовую долю водорода, серы и кислорода в сернистой кислоте формула которой H 2 SO 3
Задача 2 :
Вычислите массовую долю кальция, фосфора, кислорода в фосфоритной муке и хлора, формула которой Са 3 (PO 4 ) 2
Дано: Решение:
Са 3 (PO 4 ) 2 M r (Са 3 (PO 4 ) 2 )= 40×4 (31+16×4)×2=310
w (P) -? w Ca = 40×3/ 310 = 0,387, или 38,7%
w (O) -? w O = (16×4)×2/ 310 = 0,413, или 41,3%
w (С a ) -? w P = 31×2/310= 0,2, или 20%
w (общ)=38,7+41,3+20=100%
VII этап. Рефлексия.
Значение знаний о массовой доле
Можно определить содержание элемента в любой массе вещества.
В народном хозяйстве определить содержание питательного элемента в определённом веществе
VIII этап. Прием: билетик на выход.
800 Рублей Самэри. Изложение за 800 рублей
4. Какое значение имеет знание о массовой доле…, например, добавляя суперфосфа (питательная соль) в почву.
Оценки за урок.
Просмотр содержимого документа
«формулы»
Cl 2 O 7
Mn 2 O 7
H 2 SO 3
AgNO 3
CO 2
Просмотр содержимого документа
«Раздат.материал»
Наименование величин | Обозначение | Единицы измерения | Форма записи | Математическое выражение |
|
Масса вещества | m | M(CaO) = 56 г. | m= M× ν |
||
Количество вещества | ν ( n) | ν (KCl) = 0,1 моль | ν = N / N А |
||
Постоянная Авогадро | N А | N А = 6,02 ×10 23 моль -1 | N А = N / ν |
||
Молярная масса | М | г/моль, кг/моль | М (HCl ) =36,5 г/моль М (HCl ) =36500 кг/моль | М= n /ν |
|
V m | V m =(O 2)=22,4 л/моль | V m =V / ν |
|||
Объём газообразного вещества (или раствора) | V | V (CO 2 ) = 5 ,6 л | V = V m × ν |
||
Относительная атомная масса | Ar | Безразмерная | Ar (Ca)=40 | Ar= |
|
Относительная молекулярная масса | Mr | Безразмерная | Mr (H 2 O) = 18 | Ar= |
|
Плотность в-ва | P | Р(Н 2 О)=1г/мл | Р= m / V |
Наименование величин | Обозначение | Единицы измерения | Форма записи | Математическое выражение |
|
Масса вещества | m | M(CaO) = 56 г. | m= M× ν |
||
Количество вещества | ν ( n) | ν (KCl) = 0,1 моль | ν = N / N А |
||
Постоянная Авогадро | N А | N А = 6,02 ×10 23 моль -1 | N А = N / ν |
||
Молярная масса | М | г/моль, кг/моль | М (HCl ) =36,5 г/моль М (HCl ) =36500 кг/моль | М= n /ν |
|
Молярный объём газа (при н.у.) | V m | V m =(O 2)=22,4 л/моль V m =(O 2)=22,4×10 -3 кг/моль | V m =V / ν |
||
Объём газообразного вещества (или раствора) | V | V (CO 2 ) = 5 ,6 л | V = V m × ν |
||
Относительная атомная масса | Ar | Безразмерная | Ar (Ca)=40 | Ar= |
|
Относительная молекулярная масса | Mr | Безразмерная | Mr (H 2 O) = 18 | Ar= |
|
Плотность в-ва | P | Р(Н 2 О)=1г/мл | Р= m / V |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Са 3 (PO 4 ) 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
СO 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
H 2 SO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Ag | ||||
AgNO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Са 3 (PO 4 ) 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
СO 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
H 2 SO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Ag | ||||
AgNO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Са 3 (PO 4 ) 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
СO 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
H 2 SO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Ag | ||||
AgNO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Са 3 (PO 4 ) 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
СO 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
H 2 SO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Ag | ||||
AgNO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Cl 2 O 7 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
СO 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
H 2 SO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Ag | ||||
AgNO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Cl 2 O 7 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
СO 2 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
H 2 SO 3 |
формула | Ar | Mr | m ; г |
|
Ag | ||||
AgNO 3 |
Просмотр содержимого презентации
«массовая доля 8кл презентация»
Cl 2 O 7
Mn 2 O 7
H 2 SO 3
AgNO 3
тэйк оф – тач даун
встать – сесть
ВСПОМНИТЬ
- Каждый атом обладает относительной атомной массой?
- Процент это 1/100 часть числа?
- Относительная атомная масса элемента – величина равная отношению массы атома элемента к ½ массы атома углерода?
- 17%=0,017?
- Относительная атомная масса элемента обозначается ( Ar ) ?
- 25%=1/4? (да)
тэйк оф – тач даун
встать – сесть
ВСПОМНИТЬ
- Относительная атомная масса элемента указана для каждого элемента в ПСХЭ?
- Абсолютная масса атома равна произведению относительной атомной массы на 1/12 массы атома углерода?
- 79,932≈80?
- Относительная молекулярная масса – величина, равная сумме всех относительных атомных масс и является безразмерной
- Mr = ∑ Аr × N ?
- Mr(NaCl)=23+36=59 ?
САМОСТОЯТЕЛЬНО
формула
m ; г
в ходе выполнения структуры участники распределяются по разным углам…
Участники №1 в 1-й угол
Участники №2 в 2-й угол
Участники №3 в 3-й угол
Участники №4 в 4-й угол
для дальнейшей презентации своей точки зрения и принятия точек зрения своих партнёров.
Mix-Freeze-Group
Микс-Фриз-Груп
«Смешайся-замри-сгруппируйся»
1. Сколько А – элементов в 1-й группе ПСХЭ?
2. В молекуле воды общая сумма атомов?
3. Сколько групп химических элементов в ПСХЭ?
4. В каком периоде ПСХЭ находится атом U
5. Относительная атомная масса Ne ?
ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА
- это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов
химический знак
углерода
химический знак
кислорода
- Качественный состав (какие атомы);
- Количественный состав (сколько атомов);
- Относительная молекулярная масса;
- Принадлежность вещества к ряду простых или сложных веществ;
- Относительное содержание элемента в образце вещества.
индексы
показывают количество атомов каждого вида
- Что такое доля?
- Чем она может быть выражена?
- Какое ещё понятие дает нам представление о части от числа?
- Как найти число, если известно, сколько процентов оно составляет от целого?
- Опираясь на расчёты, которые вы выполняли в самостоятельной работе, чему равна относительная молекулярная масса молекулы углекислого газа (СО 2)?
- Найдите часть относительной молекулярной массы предложенной молекулы для углерода, зная его относительную атомную массу и число атомов в молекуле?
- Чему равно отношение относительной атомной массы элемента к относительной молекулярной массе? Выразите дробь в процентах.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Определите массовую долю алюминия в его соединении с кислородом Al 2 O 3
Дано: Решение:
CO 2 w c = A r (C) / M r (CO 2 )
M r (CO 2 )= 12+ 16×2=44
w c = 12 / 44 = 0,27 или 27%
Ответ: массовая доля O 27%
w(Аl) = ?
МАССОВАЯ ДОЛЯ ЭЛЕМЕНТА В СОЕДИНЕНИИ (w )
– это отношение массы всех атомов элемента к относительной молекулярной массе вещества.
САМОСТОЯТЕЛЬНО:
Вычислите массовую долю кислорода в этом же соединении.
Проверка
w О = 16×2 / 44 = 0,72 или 72%
ОТВЕТ: массовая доля О=72%
Сумма массовых долей всех химических элементов в соединении равна ≈ 1 или ≈ 100%.
w C + w О = 27% + 72% = 99 %
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ
«ЗАПИСЬ КОРОТКИХ ОТВЕТОВ ПО ОЧЕРЕДИ В ПАРЕ»
СОСЕДИ ПО ПЛЕЧУ
Задача 1: Вычислите массовую долю водорода, серы и кислорода в сернистой кислоте формула которой H 2 SO 3
Задача 2: Са 3 ( PO 4 ) 2
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ
«ЗАПИСЬ КОРОТКИХ ОТВЕТОВ ПО ОЧЕРЕДИ В ПАРЕ»
Вычислите массовую долю водорода, серы и кислорода в сернистой кислоте формула которой H 2 SO 3
Дано: Решение:
H 2 SO 3 w H = A r (H) / M r (H 2 SO 3 )
w S = A r (S) / M r (H 2 SO 3 )
w S = A r (O) / M r (H 2 SO 3 )
W(Н) -? M r (H 2 SO 3 )= 1*2+32+16*3=82
W (S) -? w H = 1*2 / 82 = 0,024, или 2,4%
W (O) -? w S = 32/ 82 = 0,39, или 39%
w O = 16*3/ 82 = 0,585, или 58,5%
w (общ)=2,4+39+58,5=99,9%
Ответ: массовая доля H– 2,4%; S – 39%; O – 58,5%
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ
«ЗАПИСЬ КОРОТКИХ ОТВЕТОВ ПО ОЧЕРЕДИ В ПАРЕ»
Вычислите массовую долю кальция, фосфора, кислорода в фосфоритной муке, формула которой Са 3 ( PO 4 ) 2
Дано: Решение:
Са 3 ( PO 4 ) 2 M r ( Са 3 ( PO 4 ) 2 )= 40×4 (31+16×4)×2=310
w (P) -? w Ca = 40×3/ 310 = 0,387, или 38,7%
w (O) -? w O = (16×4)×2/ 310 = 0,413, или 41,3%
w(Сa) -? w P = 31×2/310= 0,2, или 20%
w (общ)=38,7+41,3+20=100%
Ответ: массовая доля Ca– 38,7%; P– 20%; O – .41,3%
- Можно определить содержание элемента в любом количестве вещества
- Можно определить химическую формулу вещества;
- В народном хозяйстве определить содержание питательного элемента в определённом веществе
800 Рублей Самэри
Изложение за 800 рублей
1. Химической формулой называют?
2. Что показывает химическая формула?
3. В чём выражают массовую долю?
4. Какое значение имеет знание о массовой доле…
Например добавляя суперфосфа (питательная соль) в почву
Возможно, будет полезно почитать:
- Талисманы китайской культуры, ошибочно приписываемые Фэн-шуй ;
- Сонник Лоффа — бывший муж ;
- Артикли в английском языке ;
- Большой энциклопедический словарь У вас более низкий риск развития диабета ;
- Молитва за человека который болеет раком ;
- План исследовательской работы и проекта ;
- Бухгалтер по расчету заработной платы (расширенный курс) Курсы по расчету заработной платы в 1с ;
- НТГ – нарушение толерантности к глюкозе: причины проявления, симптомы и методы коррекции ;