Подвиги рыцарей во славу родины и короля. Военные подвиги или предприятия

Мальчику оставалось лишь слушать песни бродячих жонглеров, забредших в отцовский замок, восхищаться подвигами их героев и давать себе обещания подражать им в течение всей жизни.

Рыцарь и оруженосец

С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов в учение Христа, в христианских заповедях. Но и христианство воспринималось упрощенно, лишь в соответствии с рыцарским духом, поскольку оно как бы оправдывало воинские устремления.

Заповеди любви и всепрощения обычно мало затрагивали сердца, зато воодушевляли на месть за страдания и смерть Христа и желание огнем и мечом распространить на Земле царство Божие. Иисус Христос становился для будущего рыцаря как бы бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови.

К 12-13 годам начальное воспитание завершалось, мальчик вступал в новое качество. Отец отвозил его в замок сеньора или какого-либо знатного рыцаря, своего друга, где он становился оруженосцем. Забот у него было немало.

В мирное время оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал его гостей, помогал им сойти с коня, накрывал столы, прислуживал за обедом, подавал вино, разрезал мясо.

Во время походов он неотступно следовал за своим рыцарем, возил его доспехи, копья и мечи. В сражении он был в двух шагах от господина, подавал ему оружие на смену, если была в этом необходимость.

В эти же годы оруженосец усваивал «кодекс» рыцарства, те идеалы, которым должен был следовать каждый воин после посвящения в рыцари. О том, какими они были, сегодня можно судить и по историческим источникам, и по «рыцарской литературе» литературным памятникам времен средневековья - балладам, песням.

Какими были рыцарские идеалы

Рыцарь прежде всего должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.

«Это времена горячей веры, - писал один из просвещенных современников, - когда у людей нет сомнений. Они представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом, землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и разнообразные сплетения. Божественные личности, ангелы и святые присоединяются ежеминутно к человечеству, чтобы направлять его, в то время как сатана и его темные легионы соблазняют и смущают его без конца. Человек, влекомый небесной милостью и адскими соблазнами в две противоположные стороны, свободен волей и господин своей судьбы. Он имеет земную жизнь для выбора между двумя влечениями и, смотря по тому, уступает ли он первому или второму, его душа отлетает по смерти тела в места счастливые, где царит вечная радость, или низвергается в бездны - убежище отчаяния».

Величайшим несчастьем человека по этим представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.

Рыцарь должен быть не только христианином, но и бойцом за христианскую Церковь. Ему предписывалось охранять и защищать ее. В одной из французских баллад об этом говорится прямо: «Мы - клирики, - молвит служитель Церкви, архиепископ, - и наш долг служить Богу, которому мы молимся за наших друзей. А вы, рыцари, не забывайте, что Бог создал вас для защиты Церкви».

Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать помощь и всем тем, кто находился под ее покровительством - вдовам, сиротам, слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках, замечательные примеры тому, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из них...

Чувствуя приближение смерти, Карл Великий завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег. Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.

Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын, пришел в бешенство от гнева. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего короля: "Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами, турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему, опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый пес. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь.

Он оставил после себя наследника, которому имя - малютка Беранже. Чтобы предать этого ребенка, надо быть, клянусь Богом, хуже труса и изменника. Если кто осмелится взять землю малютки Беранже, тот вот этот самый меч снесет ему голову".

На подобных балладах и формировалась нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе судить и о том, как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.

Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете.

Вот как трогательно прощается тот же литературный герой, граф Гильом, со своей страной Францией, надолго ее покидая: «Он обернулся в сторону милой Франции, и ветер оттуда пахнул ему в лицо; он открыл свою грудь, чтобы дать воздуху больше доступа. Встав против ветра, он опустился на колени: „О, нежное дыхание, веющее из Франции. В ней все те, кого я люблю. Я вручаю тебя в десницу Господа, потому что я сам не надеюсь тебя видеть более“. Из его прекрасных глаз полились слезы. Они льются ручьями по его лицу и обильно смачивают одежду».

Рыцари, защитники Церкви и слабых, должны были служить примерами мужества и проявлять это мужество особенно в борьбе с неверными. Физическим же идеалом рыцаря был сильный и смелый воин, который «одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах от макушки до низу вместе с лошадью», который «без труда за раз разгибает четыре подковы», «поднимает до головы рыцаря в доспехах, который стоит на его руке», и наконец... съедает за обедом четверть барана или целого гуся.

Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.

«По-рыцарски» надлежало обходиться и с побежденным противником, равным по рангу. Рыцарь должен был обращаться со своим пленником, как с самым почетным гостем, даже если тот был ему смертельным врагом. Пленники, как правило, предлагали за свое освобождение выкуп, а так же дорогие доспехи и боевого коня. Рыцарь не мог напасть на другого рыцаря без объявления войны.

Рыцари должны были быть беззаветно преданы своему сеньору, сохранять нерушимой клятву вассальной верности. Рыцарь должен был быть верен своему слову. Давая какое-нибудь обещание, он клялся Богом, «который никогда не лжет». И наконец рыцари должны были быть, согласно своему кодексу, щедры...

Как произошел обряд посвящения в рыцари

Приходило время, и оруженосец, мастерски научившийся владеть мечом и копьем, с малых лет привыкший к тяжести доспехов (для обучения специально изготавливалось детское вооружение), переносить походные лишения, впитавший в себя «кодекс рыцарства», готовился к посвящению в рыцари.

В ранние рыцарские времена этот обряд происходил обычно в пятнадцатилетнем возрасте. К XIII веку, времени расцвета рыцарства, оруженосец посвящался в рыцари позже - в 21 год. Случалось так, что иные небогатые бароны и вовсе оставались непосвященными, потому что обряд влек за собой слишком большие расходы. В ранние же времена, напротив, в рыцари мог быть посвящен за особые заслуги каждый - даже крепостной крестьянин или простолюдин. Но с течением времени рыцари становились все более замкнутой, элитной кастой.

М. Фрид

За основу игры берутся европейские легенды в переложении рыцарских романов 14-16 веков.

Литература:

«Наследие Вюльфингов»; «Рыцари круглого стола» (Серия «Предания седых веков», изд-во «Аргус»);
Томас Мэлори «Смерть Артура»;
а также любые другие рыцарские романы, кому что не лень прочитать.

Команды: короли и рыцари со своими воинами, свитами и замками.

Роли:

  1. Благородные Рыцари и Короли (тоже благородные), разница невелика.
  2. Коварные Злодеи (неблагородные рыцари).
  3. Прекрасные Дамы. Любая дама знатного рода считается прекрасной, независимо от возраста.
  4. Благочестивые Священники.
  5. Оруженосцы, придворные и т. д., знатного рода, но не посвященные в рыцари.
  6. Слуги, певцы...
  7. Добрые Пастухи, Искусные Кузнецы, Сострадательные Крестьяне и Крестьянки и т. д., и т. п.
  8. Тысяча Воинов (один игрок!). Вводится для того, чтобы отыграть вещи вроде «он привел с собой десять тысяч воинов», или «он один убил две тысячи воинов».
  9. Тридцать Девушек (свита Прекрасной Дамы), тоже один игрок, те же соображения, за исключением того, что убийство Тридцати Девушек — никак не подвиг.
  10. Отдельные волшебные персонажи (Вещие Девы, Страшные Звери, Волшебники Мерлины, Драконы...)

Боевые правила

Поражаемая зона — полуторная. Удары, нанесенные неожиданно и в спину — не засчитываются, кроме того случая, когда их нанес Коварный Злодей. Перерезать горло могут только неблагородные персонажи и Коварные Злодеи. Благородный Рыцарь может перерезать горло у поверженного врага.

Хиты

  1. Незнатные персонажи и Прекрасные Дамы — 1 хит
  2. Знатные воины и священники — 2 хита
  3. Рыцари обязательно носят доспехи типа «консервная банка», который добавляет 3 хита
  4. Тысяча Воинов — 6 хитов
  5. Волшебные персонажи — от 1 до 15 хитов

Оружие

  • Мечи — не длиннее роста владельца
  • Копья — не длиннее 10 метров
  • Луки (у незнатных воинов)
  • Ножи (у кого угодно)
  • Рыцари (у Прекрасных Дам)

Все оружие (кроме рыцарей) снимает 1 хит.

Возможно волшебное оружие (напр., особо крутые мечи), снимающее до 3-х хитов.

Ранения

Потерянные хиты восстанавливаются через 15 минут после окончания боя. Человек, с которого сняли все хиты, считается тяжелораненым и лежит, истекая кровью, неограниченное время. Тяжелораненого можно добить, перерезав горло или «отрубив голову», а можно вылечить, перевязав раны. Раны, перевязанные другим рыцарем, Сострадательным Крестьянином, Пастухом и т.п., заживают за 2 часа; перевязанные Прекрасными Дамами — за 30 минут.

Тысяча Воинов, с которой сняли все хиты — это тысяча трупов.

Крепости

Крепостью считается всё, о чем можно догадаться, что оно — крепость. Крепость должна также иметь ворота, о которых можно догадаться, что они — ворота.

Крепость штурмуется как минимум одним Рыцарем с Тысячей Воинов тремя ударами тарана. Неприступная крепость (с деревянным забором) — все числа утроить.

Отправляясь в поход, Рыцарь должен иметь модель Боевого Коня в масштабе 1:10, на котором он едет. Иначе будет считаться, что он упал под тяжестью доспехов и не может подняться без посторонней помощи.

Описание ролей

Благородные Рыцари имеют свойство влюбляться в Прекрасных Дам, встретив их в лесу или услышав песню о них. (Рыцарям не позволяется удирать, заметив в поле зрения Прекрасную Даму!) Влюблённый Благородный Рыцарь должен выполнять все капризы Прекрасной Дамы.

Рыцарь может просить руки Прекрасной Дамы, только совершив в её честь не менее трёх Подвигов.

Подвигом считается любое подтверждение собственной крутости, как то: победа над не менее крутым Рыцарем или Коварным Злодеем, убийство Страшного Зверя, тысячи вражеских воинов. Убийство дракона приравнивается к трем обычным подвигам.

Три совершенных подвига добавляют один хит, за исключением подвигов, совершенных ради руки Прекрасной Дамы.

Прекрасные Дамы проводят время, либо взирая из башни на тренировочные и настоящие поединки Благородных Рыцарей, периодически роняя вниз вышитые платки, рукава и нижние юбки (обеспечение за счет игроков), либо удирая по лесу от Коварных Злодеев, встречая раненых Благородных Рыцарей, перевязывая им раны и вешаясь на шею. Возможны промежуточные состояния, например, побеги к любимому от Коварных Родственников. Кроме того, имеют свойство провоцировать Благородных Рыцарей на Славные Подвиги.

Коварные Злодеи подстраивают разнообразные ловушки Благородным Рыцарям, влюбляются в Прекрасных Дам, а когда им отказывают, начинают преследовать их, похищать и содержать в башнях до прихода Благородных Рыцарей.

Священники благословляют всех подряд и Божьей Помощью спасаются от Страшных Опасностей. А впрочем, рубятся не хуже прочих воинов.

Незнатные Персонажи оказывают Рыцарям услуги, получая награду золотом, которое неизвестно куда девают.

Прочие правила

Ограбление

  • Благородный рыцарь может забрать только оружие и доспехи поверженного врага.
  • Незнатный персонаж может забрать все, кроме оружия и доспехов.
  • Коварный Злодей может забрать, что угодно.

В плен может взять кто угодно кого угодно, но рыцарь у рыцаря должен требовать признания себя пленником. В случае непризнания либо убивает противника, либо переходит в разряд Коварных Злодеев. Пленный Рыцарь остается таковым до тех пор, пока его не отпустят (например, получив выкуп).

Браки и рождения

Браки заключаются только среди благородных. Схема такая: рыцарь совершает три подвига, после чего Дама может согласиться на обручение, потребовав еще подвигов. Браки заключаются только священниками при согласии или отсутствии родителей девушки.

Дети рождаются у супружеских пар, а также в результате внебрачных связей, зарегистрированных у мастера. Девочки через 30 минут становятся Прекрасными Дамами, мальчики начинают мечтать о подвигах с момента рождения, через 30 минут могут стать оруженосцами, а через час — могут быть посвящены в рыцари.

Вдовы умирают от горя, узнав о смерти мужа, либо страдают до конца игры, либо мстят, и мстя их страшна.

Вещие сны насылаются мастерами и трактуются игроками в меру их испорченности.

Божья кара настигает Коварных Злодеев, исчерпавших свои возможности.

Болезни

  • Старость — наступает у отдельных долгоживущих людей. Обычно не лечится.
  • Мания величия — страдают все рыцари.
  • Слабоумие — страдают все.

P.S. Написано все это в 1996 году под влиянием правил первой Макарены («Молнии Свет», Н-ск, май 1996) и читаемых мной тогда рыцарских романов. — М.

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)


Ричард Львиное Сердце - единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)


Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)


Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)


Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)


Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)


Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет - так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)


Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)


Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище - Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)


Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси - один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.

Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.

Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.

Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм» в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».

Бертран Дюгеклен (1320-1380)


Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» - с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру - как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Áртур стоял уже у самой стены, по которой ему предстояло взобраться к желанному окну. Лезть нужно было ярдов шестьдесят, ставя ступни в неглубокие щели между неровными выступающими плитами где-то в полтора фута высотой, цепляясь за такие же щели выше, – местами в них росла пучковатая пожухлая трава, что ещё более осложняло задачу. По пути к окну примерно на одинаковом расстоянии друг от друга зигзагообразно располагались три арочной формы ниши в человеческий рост (две левее от центра, одна, средняя между ними, – правее). В каждой из ниш можно было спокойно встать и отдышаться, набираясь сил для броска к следующей, и, в конце концов, – к заветной цели. Тяжёлые доспехи Áртура лежали рядом на серо-белых валунах, большие голубые глаза рыцаря отважно смотрели вверх, ветер то и дело развевал его пышные пепельные волосы и раздувал пузырём широкую белую рубашку свободного покроя. Ноги Áртура, обутые в кожаные башмаки, обтягивали изящные чёрные штаны с наколенниками. Конь тёмно-гнедой масти мирно пасся в ярдах двадцати от стены на освещённой полуденным солнцем зелёной лужайке, по которой временами пробегали мохнато-пушистые тени небольших облаков. Áртур достал из кармана штанов и развернул свёрнутую в виде свитка записку, благоухающую вереском, – в ней красивым каллиграфическим почерком значились условия его восхождения: никаких приспособлений, использовать только силу рук и ног, надеясь лишь на небеса, – и награда: ночь любви прекрасной дамы, в том окне замка и обитающей. Записку Áртуру вручил неведомо как встретившийся на дороге мальчик вместе с таинственным овальным зеркалом, завёрнутым в холщовый мешок, прикреплённый теперь к поясу рыцаря. Дамы – отправительницы записки – Áртур никогда в глаза не видел и был весьма заинтригован. В записке говорилось о зеркале, о маршруте рыцаря к окну через три арочные ниши, и о том, как использовать магию зеркала в каждой из ниш. Áртур должен был смотреть в зеркало и увидеть там прекрасную даму и все детали предстоящей с ней встречи, что придало бы ему силы и духу идти до конца, не сорвавшись со стены. В каждой последующей нише образ дамы обещал быть всё более манящим и зовущим, а детали – всё более подробными и будоражащими воображение. Áртур пустился в путь. Это было нелегко. Башмаки то и дело срывались с плит, пальцы из последних сил держались за выступы, схваченная ими трава иногда выскальзывала из щелей… Рыцарь балансировал на грани жизни и смерти. Подъём до первой ниши показался ему невероятно долгим и неимоверно трудным. Когда он наконец добрался до неё, обливаясь потом, от которого потемнела его испачканная белая рубашка, с дрожью от жуткой усталости в руках, ногах и спине, солнце показывало уже где-то два часа пополудни. Кожа на ладонях была основательно исцарапана и ободрана. Áртур встал посреди ниши (она была глубиной примерно ярд с четвертью), опираясь вытянутыми руками о её холодные каменистые стены. Солнце озаряло его загорелое красивое лицо, по которому текли струйки пота… Конь заржал внизу на лужайке. Áртур достал из мешка зеркало и принялся внимательно в него смотреть. Зеркало было не очень большое, но тяжёлое, в позолоченной овальной раме, инкрустированной разной формы сапфирами и топазами. Сначала Áртур видел только своё измученное отражение, потом картинка стала постепенно расплываться… Внезапно рыцарь почувствовал, что проваливается в зеркало, что оно начинает кривляться и искажать его лицо, что сейчас он окажется внутри него, по ту сторону… Так и произошло.

Стены комнаты были украшены роскошными гобеленами с изображёнными на них сценами охоты. Сводчатый потолок, пол в круглых затейливых узорах. За небольшим квадратным дубовым столиком с резными ножками и ровной, словно зеркальной поверхностью, отражавшей свет из окна, сидела Она. Леди Ровена. Не в буквальном, конечно, смысле. Ясные голубые глаза, тонкие крыловидные собольи брови, ровный очертанием нос, немного выдающиеся скулы… Алый блеск не тонких и не пухлых, правильных губ. Огромная, просто львиная грива распущенных, великолепных медно-золотых волос, ниспадающих на очень богатое синее в сверкающих каменьях и серебристых позументах платье с неглубоким декольте, ниже которого угадывалась прекрасная грудь. На шее – тонкая цепочка, на открытых запястьях – широкие браслеты, в волосах – узорная диадема. Да, это Она, нет сомнений. Áртур медленно подошёл…

– Ты очень устал, Áртур? Я ждала тебя, я знала, что ты доберёшься… Ты получишь всё, что ты заслужил, с лихвой… – при этих словах смущение, даже стыд и одновременно вызов мелькнули в её взгляде. – Нужно только дождаться заката. В зале нас ждёт роскошный ужин, рябчики, вино… Будут играть музыканты.
– Откуда ты про меня узнала?
– Не сейчас, – «Ровена» заулыбалась и тихо поднесла палец к губам. – Ты всё узнаешь, ночью…

Áртур ещё раз окинул взглядом свою королеву. Таких женщин нельзя не любить возвышенной любовью, но тóлько такой любовью любить их тоже нельзя. И либо сами небеса с ними становятся адом, либо само небесное блаженство спускается на землю.

– Подойди, поцелуй меня. Тебе ведь надо двигаться дальше.

Она встала из-за столика. Платье только подчёркивало её и без того безупречную фигуру. Красота её как будто вспыхнула вновь во весь свой рост. Áртур взял «Ровену» за плечи…

– Как тебя зовут?
– Не сейчас…

Áртур впился губами в её губы. По телам их пробежала лёгкая горячая волна. Áртур почувствовал её язык и участившееся, сладкое, сбившееся дыханье. Грудь «Ровены» поднялась и прижалась к нему, руки обхватили его локти…

– Тебе пора…

Вокруг опять всё поплыло, завертелось… и Áртура словно вытолкнуло из зеркала. Он, еле устояв на ногах, бросил его в мешок. Солнце стояло точно на том же месте, что и до свидания с «Ровеной». Áртур схватился за очередной выступ и занёс ногу, направляясь направо, ко второй нише…

Добравшись до неё, Áртур вдруг почувствовал, что силы окончательно покидают его. Два раза он чуть не сорвался, соскользнув башмаком со слишком округлого камня, и чудом нашёл положение, позволившее ему хоть как-то за что-то уцепиться и удержаться. Кожа на руках была начисто содрана, лицо и грудь покрылись ссадинами, кровь испачкала рубашку. Почти без сознания он глядел, полусидя-полулёжа, из прохладного проёма на зелёные луга, окрестные холмы с изредка растущими дубами, – конь щипал травку уже далеко внизу, на валунах у стены блестели доспехи, выглядевшие игрушечными, а солнце находилось в районе пяти часов пополудни… Áртур достал зеркало. На этот раз он ждал несколько дольше, а в комнате оказался быстрее, где вроде бы всё было так же…

Только за столиком сидела уже другая, не Она. С большими тёмно-синими глазами в густой оторочке ресниц, загадочно и чувственно смотревшими из-под прямых стрел бархатных бровей. С правильным овалом лица и таким же чувственным ртом. С чёрными, как смоль, слегка вьющимися волосами, не доходящими до плеч, смугловатой кожей, в тёмном, богато отделанном платье с глубоким декольте, почти обнажившим её выпуклый загорелый бюст.

– Кто ты? – закрылся на миг рукой от смущения Áртур.
– Я твоя судьба. Меня зовут Елена.
– Где она, моя королева, с которой я был… о, я же не знаю её имени…
– Она – это я. Я – это она. Кого ты ищешь?
– Я не верю тебе…
– Веришь. Иначе бы не полез сюда. Иди ко мне… – она улыбнулась.

Чем дальше, тем больше Áртуру начинала нравиться таинственная незнакомка, поначалу даже напугавшая его. Как будто невидимый магнит потянул рыцаря к ней. Елена вдруг привстала и поставила прямо на столик левую ногу в лаковой туфельке на высоком каблуке, обнажив из-под длинного платья стройное полное бедро в полупрозрачном тёмном кружевном чулке, не сводя при этом испытующего взгляда с Áртура, смотревшего на её ногу, как заворожённый. Провела ладонью по внутренней его стороне в направлении к лобку, на мгновение показав рыцарю полное отсутствие у себя нижнего белья. Опустила ногу, протянула Áртуру руку:

– Веришь, тебе ведь нравится, я вижу… Пойдём-ка в зал.
– Значит, ты моя королева? Ты – это она, она – это ты. Я люблю тебя, Елена, – каким-то чужим голосом, словно во сне, сказал Áртур.
– Ты должен ещё это доказать, – неожиданно строго произнесла Елена, капризно сверкнув на Áртура синевой своих очей. – Ты это будешь доказывать всю ночь, – не выдержав, она прыснула и расхохоталась.
Áртур чуть смутился, а потом тоже рассмеялся. Его всё больше влекло к прекрасной незнакомке. Они прошли в зал. Играла тихая музыка, кравчие занимались подготовкой стола. В узкие витражные окна вдоль стены падали лучи вечернего, ещё не заходящего солнца.

– Не будем дожидаться заката, – сказала Елена, взяв со стола два прозрачных кубка огненного от солнца как кровь вина. – Садись здесь, – она указала Áртуру на богато украшенный стул с высокой спинкой. Сама же села ему на колени. Áртур чувствовал сквозь тонкое платье её упругие бёдра и всё, что было выше, между ними, ничем кроме платья не прикрытое. Перед глазами его маячил налившийся бюст Елены, уже готовый вылезти наружу. Она держала в руке кубок, смакуя вино, и не отрываясь смотрела на рыцаря томным прищурившимся взглядом. Спустила декольте ниже, обнажив тёмно-розовые вызывающе торчащие соски:

– Нравится? Хочешь поцеловать их?

Áртур прильнул к Елениной груди, как ребёнок. Елена макала палец в вино и смазывала им его губы. Затем поставила свой кубок на стол и сунула руку под платье в поисках мужского достоинства рыцаря.

– Тебе пора освободиться…

Несколько движений – и Áртур ощутил внизу горячую скользкую влагу. Елена продолжала пить вино и смотреть, не сводя глаз, на рыцаря, словно кошка. Бёдра её, прикрытые платьем, волнообразно покачивались, ходили из стороны в сторону, выдавая воображению волнующую и соблазнительную картину. Взгляд Елены, не отрываясь, словно подзадоривал его: давай, ещё, сильнее… Она ничего не говорила, но губы её непроизвольно сами приоткрывались в такт движениям Áртура, глаза затуманились, она уже не могла пить вино – кубок стоял на столе. И в момент наивысшего наслаждения с рыцарем произошло то же, что и в первой нише, – всё вокруг поплыло, и он снова оказался вне зеркала, совершенно обессиленный. Надо было продолжать путь, – только для чего? Чтобы обрести испытанную любовь или эти равные ей по силе блаженства наяву? Чтобы узнать правду? Думать было некогда – зов страсти неумолимо звал его выше.

Он смутно помнил, как добрался до третьей ниши. Похоже, открылось второе дыхание, и Áртуру показалось, что эту часть пути он преодолел быстрее, чем предыдущие. Однако солнце разрушило иллюзии рыцаря: было явно уже не меньше, чем девять часов пополудни. Áртур теперь не обращал внимания на свой изодранный вид, на то, что рубашка его вся в крови. Он блаженно разглядывал открывшуюся ему панораму: луга и холмы уходили в дымчатую даль, где на фоне ослепительно красного заката виднелись зубчатые леса. Передохнув немного, Áртур опять достал зеркало.

Этого и следовало ожидать. За столиком сидела совершенно обнажённая женщина – не «Ровена», не Елена. Уступавшая им красотой. Но было в ней нечто настолько притягательное, что Áртур похолодел… У неё были разные глаза: один карий, другой зелёный, с гипнотическим блеском смотревшие на него. Распущенные русо-каштановые волосы до плеч, убранные назад. Чуть вздёрнутый нос, какие-то полудетские черты лица… И грудь – от неё невозможно было отвести взгляд. Она приподняла её руками и поочерёдно провела языком по соскам, не сводя глаз с Áртура… Ведьма, точно ведьма…

Áртур поднял было руку в крестном знамении, но рука не слушалась его. Он вдруг понял, что читает её мысли и будет сейчас покорно выполнять всё, что она прикажет. Ведьма широко развела ноги за столиком и молча велела рыцарю лезть под него.

– Целуй… – он наконец услышал её голос, удивительно завораживающий и возбуждающий. Ярко-красный широко раскрытый бутон смотрел прямо на него. Делать было нечего… Неожиданно у Áртура закружилась голова, а на самом деле закружилось всё вокруг него… Он выходил из зеркала.

Остаток пути рыцарь проделал в совершенном беспамятстве. Ему даже казалось, что он не сам взбирается вверх по стене, а сидит на спине какого-то карабкающегося вверх зверя, чёрного и страшного… Уже далеко заполночь Áртур подобрался к неярко светящемуся окну и влез в него. Комната была… пуста.

Áртур бросился к дверям в зал и настежь распахнул их. Грянула торжественная музыка, славящая победителя. Длинный стол, покрытый парчовой скатертью, ломился от вин и яств в феерическом пылании многочисленных свеч. Вдоль стен, между разноцветными витражными окнами горели ровно воткнутые факелы. За столом, слева, ближе к рыцарю, сидела «Ровена», ближе к другому концу стола – Ведьма. Справа, в центре – располагалась Елена. Все дамы были одеты в роскошные платья и усердно поглощали кушанья, запивая их вином, как будто не замечая Áртура.

Дамы обернулись к нему и заулыбались, окидывая его с ног до головы томными, жгучими взглядами.

– Áртур, из-за этой музыки ничего не слышно! – воскликнула «Ровена».
– Тебя ждёт незабываемая ночь любви! – закричали все дамы разом.

У Áртура даже закружилась голова. Такого поворота он и представить не мог.

– А знаешь ли ты, кто четвёртая дама?! – сузив глаза, громко спросила Елена, державшая в руках кубок. – Посмотри, она сидит напротив тебя. Она тебя и пригласила.

На другом конце стола в полумгле Áртур увидал странно одетую девушку. В очках диковинной формы, в непонятном костюме… Её бы приодеть, была бы не хуже остальных…

– И она тоже? – растерянно спросил рыцарь.
– Не тоже, а только, – устало вздохнула Ведьма. – А мы потом как-нибудь, мы везде тебя найдём, ей только не говори. – она перешла на шёпот, заслонившись от странной девушки рукой, – Мы ведь с тобой не закончили, там, в третьей нише… – глаза её странно заблестели, как тогда, в зеркале, и она сочно провела языком вокруг губ…
– И ко мне заглядывай, – весело шепнула Елена.
– И ко мне, – грустно прошептала «Ровена». – Я буду ждать тебя.
– Как тебя всё-таки зовут? – спросил Áртур.
– Ровена, – улыбнулась «Ровена», – иди к ней, она всё это затеяла…

Рыцарь встал и медленно побрёл к странной девушке. Чем ближе он к ней подходил, тем знакомей становились ему её черты и, наоборот, туманней всё остальное…

– Джейн?! Откуда ты здесь?
– Вставай, лежебока… тебе пора в офис, – Джейн, раздетая, в одних соблазнительных трусиках, мягко тормошила ещё не опомнившегося Áртура. «Рыцарь» бормотал сквозь сон:

– Это ты всё устроила?
– Что устроила? Вставай!

Áртур открыл глаза и хитро улыбнулся:

– Ты забыла, у меня сегодня выходной! Ночь продолжается! Иди сюда!

Джейн умопомрачительным движением стянула с себя трусы. За окнами и в самом деле было ещё темно.

  • охарактеризовать народный идеал защитника Родины на примере Георгия Победоносца, средневекового рыцаря Роланда, Александра Невского;
  • развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • пробудить и воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры.

Жанр уроков: презентация.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация к уроку, учебник Г.И.Даниловой “МХК 7-9 классы”.

План уроков

  1. Оргмомент.
  2. Новый материал.
  3. Закрепление.
  4. Постановка д/з.

Ход 1-го урока

1. Начинается показ презентации. Слайд 1. Учитель объявляет тему и Слайд 2 цель уроков. Объясняет, что данная тема изучается на протяжении 3 уроков и итогом будет тестовая работа по теме.

2. Слайд 3. Вступительное слово учителя. Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.

“Быть человеком – значит быть патриотом”, – так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем. Ещё в древних летописях сказано: “Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть”.

Слайд 4. Учитель: Народный идеал защитника Родины – храбрый, мужественный воин, милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Таким идеалом стал Георгий Победоносец. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: “С родной земли умри – не сходи”.

Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?

Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III – начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.

Слайд 5. Учитель: Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашёной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем... А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

Слайд 6. Учитель: Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (13867-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина – победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле – отсюда он не отступит ни на шаг.

Не менее известна картина “Святой Георгий, поражающий дракона” (1502 г.), выполненная начинающим художником Рафаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.

Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося надыбы. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины – прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.

Слайд 7, 8. Предлагаю детям описать иконы.

Учитель: Вопрос: Какое из этих произведений произвело на вас особое впечатление?

Обучающиеся делятся своими впечатлениями об увиденном.

Слайд 9. Учитель: Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым – устроителем Земли Русской.

Учитель: Вопрос: Почему облик Георгия Победоносца представлен на гербе города Москвы?

3. Слайд 10. Постановка Д/З и переход по гиперссылке на Слайд 2

Ход 2-го урока

  1. Каков народный идеал защитника Родины?
  2. Кому принадлежат слова: “С родной земли умри – не сходи”?
  3. Расскажите о жизни Георгия Победоносца.
  4. Какие из произведений и почему произвели на вас особое впечатление?

2. Новый материал.

Время расцвета рыцарства – XII-XIV века. Звание рыцаря – это почётный титул благородного воина, строго следующего кодексу чести, согласно которому он должен защищать своё Отечество, проявлять бесстрашие в сражениях, быть верным своему сеньору (хозяину), оберегать слабых: женщин, вдов и сирот. Рыцарский кодекс чести гласил: “Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню”.

Переход на Слайд 12. Посвящение в рыцари.

Слайд 13. Рассказ о военных навыках рыцарей. Учитель: Военные навыки рыцарей формировались и оттачивались во время турниров, проводившихся по большим праздникам или в честь какого-то знаменательного события

Вопрос детям: Что вы знаете о военных навыках рыцарей?

Слайд 14. Рассказ о турнирах сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку. Учитель: Перед началом турнира подробно перечислялись все совершённые рыцарями подвиги, а иногда воспроизводились грандиозные сцены военных сражений. Самой распространённой формой турниров были поединки. Сражались верхом на конях притуплёнными копьями и мечами. Главной задачей было выбить противника из седла и нанести ему удар в грудь. Заканчивалось такое зрелище вручением призов победителю, который, как правило, посвящал свой подвиг даме сердца.

Слайд 15. Описание внешнего облика рыцаря: Учитель Представьте внешний облик средневекового рыцаря. Он восседает верхом на коне. Его тело защищает кольчуга с капюшоном. Позднее, с XIV века, когда было изобретено огнестрельное оружие, кольчугу сменили латы – металлические пластины, которые надёжно защищали рыцаря от ударов. Руки и ноги также закрывались металлическими чулками и перчатками. На голову одевался железный шлем с подвижным забралом, которое опускалось во время турниров и в сражениях.

Слайд 16. Оружие рыцаря. Учитель: В руках рыцарь держал меч или копьё, достигавшее четырех с половиной метров. Меч считался “самым благородным оружием”, его крестовидная форма напоминала Распятие, а шар на конце рукояти, две ручки и остриё символизировали три призвания рыцаря: защищать церковь, сражаться за короля и защищать свой народ. На щите изображались герб и девиз рыцаря.

Слайд 17. Рассказ о походах рыцарей сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку Учитель: Жизнь средневековых рыцарей протекала в постоянных боях, впрочем, они с удовольствием пускались в опасные путешествия и походы. Смерть в бою расценивалась как подвиг мужества и геройства.

Слайд 18, 19. Учитель рассказывает о произведении литературы “ Песнь о Роланде”. Главный герой, могучий и храбрый рыцарь Роланд, племянник французского короля Карла Великого, отважно защищает “милую”, “нежную” Францию:

Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
Неверным мы дадим великий бой.

Так говорит Роланд, полный решимости сражаться до конца. Его отряд окружён неприятелем во много раз превышающим по численности его войска. Враги подступают, в бою Роланд получают тяжёлую рану, но продолжает сражаться.

В последний момент он трубит в рог и подаёт знак Карлу, предупреждая его об опасности. Герой погибает, как и подобает доблестному рыцарю. Он пытается разбить свой меч, чтобы он не достался врагу. Роланд умирает, положив меч и рог себе на грудь, обратив лицо к Испании, откуда пришёл враг.

3. Вопросы для закрепления:

Слайд 20. Каждый вопрос появляется по щелчку

Ход 3-го урока

1. Урок начинается с фронтального опроса:

  1. Расскажите об идеале благородного рыцарства в средние века.
  2. Какое воплощение нашел идеал рыцарей во французском народном эпосе – “Песнь о Роланде”?
  3. В чем заключается подвиг Роланда?

2. Новый материал.

Учитель рассказывает о народном герое защитнике Земли Русской Александре Невском. Александр Невский (князь Александр Ярославич, 1220-1263) – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Причиной тому были его многочисленные военные успехи, особенно победа у реки Невы в 1240 году. С “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. За этот подвиг он получил имя Александра Невского. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера происходит знаменитое сражение, победа в котором сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси.

Описание картины Павла Корина, написанной в 1942 году. В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться “идеи стойкости, мужества, отваги... характер гордого и непокорного народа”. Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа.

Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали – столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они – как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения. Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: “Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост”. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

Слайд 22. Описание Александра Невского в “Житие…”

Учитель: “Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:

А вот, что рассказывает “Житие” о храбрости Александра Невского на Чудском озере:

“... Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью... Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться... и никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его... И прославилось имя его во всех странах, от моря Каспийского и до гор Араратских и по ту сторону моря Балтийского и до великого Рима”.

Слайд 23. Образ героя в произведениях искусства: в скульптуре, кино.

Подробный рассказ о фильме С. Эйзенштейна “Александр Невский”

Учитель: 1938 год. Над миром нависла реальная угроза фашизма. В это время особенно нужен был кинофильм, который вдохновил бы народ на защиту Отечества. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн (1898-1948) снимает “Александра Невского” – фильм о победе русского князя над немецкими рыцарями. Работа кипит. Даже сцены Ледового побоища решено снимать летом. Эйзенштейн возьмёт от зимы “лишь её формулу: тёмное небо и белый снег”. Специально созданные для этого бутафорские льдины выглядят на экране как настоящие.

В первых эпизодах фильма перед зрителем представали картины разорённой Руси: поле, усеянное человеческими костями и ржавыми доспехами. На нём зловещие вороны справляют мрачную тризну. Страна истощена и разграблена, много её жителей томится в плену. Русь собирает последние силы для борьбы с врагом. С запада движутся крестоносцы, а с востока – орда хана Батыя. Звучит набатный колокол, и, словно из-под земли, вырастают русские воины.

Вставайте, люди русские!

На славный бой, на смертный бой!

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).

На экране движутся крестьяне с вилами и косами, копьями и мечами. Наступает утро Ледового побоища. Мглистый туманный рассвет над недвижным озером. Замер русский лагерь... К нему приближается знаменитый стальной клин тевтонской “свиньи”. Лязгает, громыхает броня всадников. Расступаются ряды русских воинов перед строем крестоносцев. Ещё немного времени – и некогда непобедимые рыцари окажутся в окружении русских богатырей. Эта хитрость русского князя Александра Невского стоила неприятелю жизни...

Завязалась ожесточённая битва. В кучу смешались конные и пешие, мелькают мечи и копья. В ход идёт всё: косы и топоры, даже оглобли. Александр Невский надвинул шлем и внимательно наблюдает за боем. Теперь пора! Он ринулся на неприятельскую конницу. Звуки немецких рогов заглушают бойкие наигрыши ложечников. Властным языком музыки передаётся завет Александра Невского: “Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!”

Битва закончена. Лёд озера не выдержал тяжёлых доспехов рыцарей. Цепляясь за обломки льдин, под дробные и резкие звуки ударных инструментов исчезают под водой последние крестоносцы. Фильм завершается торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова встречают победителей. Народ празднует победу. Поют гудошники-скоморохи, звучат счастливые, радостные мелодии, высокие и звенящие: “Веселися, Русь!”

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников.

Если есть возможность, то можно показать фрагмент фильма “Александр Невский”

3. Закрепление

  1. Почему Александр Невский является почитаемым и любимым в народе героем – защитником?
  2. Какое сражение легло в основу фильма “Александр Невский”, и какая знаменитая фраза героя стала крылатой?


 

Возможно, будет полезно почитать: