Рейтинги территорий в региональной экономике. Приложение

МОСКВА, 14 янв - ПРАЙМ. В рейтинге регионов по качеству жизни - 2016 первые позиции по-прежнему занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Замыкают рейтинг Республика Ингушетия и Республика Тыва. Наиболее существенно улучшились позиции Республики Крым.

Рейтинговое агентство РИА "Рейтинг" медиагруппы МИА "Россия сегодня" подготовил очередной, шестой по счету рейтинг качества жизни населения в российских регионах. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социальной сфере. На основе учитываемых 72 индикаторов рассчитан рейтинговый балл, который выступает в качестве оценки межрегиональных различий и критерия ранжирования регионов.

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что стабилизация экономической ситуации в 2017 году благоприятно отразилась на качестве жизни в большинстве регионов. Среднее значение рейтингового балла всех регионов в Рейтинге регионов по качеству жизни - 2017 составило 45,12, что на 1,16 пункта больше, чем в Рейтинге - 2016. В предыдущем году среднее значение рейтингового балла всех регионов выросло всего на 0,35 пункта. Сводный рейтинговый балл вырос у 71-го региона, что обусловлено улучшением показателей, учитываемых при расчете рейтинга. При этом из четырнадцати регионов, у которых сводный рейтинговый балл снизился, только у пяти снижение превысило 1 пункт.

Как свидетельствуют результаты рейтинга, первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В то же время, несмотря на относительную устойчивость распределения регионов на полюсах рейтинга, позиции ряда регионов в середине списка изменились существенно. Более чем на пять мест изменились позиции 14 регионов, из которых у десяти позиции улучшились, а у четырех - ухудшились.

Первые позиции в рейтинге регионов по качеству жизни по-прежнему занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум - 1, возможный максимум - 100). За ними следуют Республика Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Воронежская область, Липецкая область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Калининградская область. В Рейтинге - 2016 большинство этих регионов также входили в первую десятку. Исключением является только Калининградская область, которая в предыдущем рейтинге занимала 11-е место, а в Рейтинге - 2017 поднялась на одну позицию и заняла 10-е место. Покинула первую десятку Тюменская область, которая в текущем рейтинге занимает 13 место. При этом значение сводного рейтингового балла Тюменской области в Рейтинге - 2017 выросло на 0,68 пунктов, таким образом, снижение ее позиций в рейтинге в большей степени обусловлено не ухудшением показателей, а тем, что в ряде других регионов показатели улучшились более существенно.

Состав замыкающей рейтинг десятки по сравнению с предыдущим годом не изменился. При этом у пяти регионов из последней десятки значение сводного рейтингового балла повысилось, что свидетельствует об улучшении большинства показателей, учитываемых при расчете рейтинга. Среди регионов из замыкающей рейтинг десятки сводный рейтинговый балл вырос у Республики Калмыкия, Республики Тыва, Еврейской автономной области, Курганской области и Республики Бурятия. Тем не менее, дистанция до среднего по стране уровня у этих регионов довольно велика.

Лидеры роста и снижения

В текущем рейтинге десять регионов показали рост более чем на 5 мест. Самый существенный рост позиций продемонстрировали Республика Крым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Хакасия. Лидером роста стала Республика Крым, которая переместилась с 66-го на 55-е место. Республика Крым второй год демонстрирует существенное улучшение позиций, что является следствием позитивных изменений в социальной и экономической сферах. Республика входит в число лидеров среди субъектов РФ по темпам роста многих социально-экономических показателей. Сводный рейтинговый балл Республики Крым в Рейтинге - 2017 повысился на 4,27 пункта. Этому способствовало улучшение таких показателей как объем вкладов и депозитов физических лиц, отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Также в Республике снизился уровень безработицы, сократились сроки поиска работы, уменьшилась смертность от внешних причин, снизилась общая заболеваемость населения, повысилась обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, выросла доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, и улучшился ряд других показателей.

Ямало-Ненецкий автономный округ поднялся на 8 мест и в Рейтинге - 2017 занимает 16-е место. Сводный рейтинговый балл повысился на 4,27 пункта. Такой результат стал следствием повышения обеспеченности врачами, увеличения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, сокращения уровня преступности, снижения смертности населения от внешних причин, сокращения доли коммунальных сетей (водопроводной, канализационной сети и тепловых и паровых сетей), нуждающихся в замене, роста затрат на охрану атмосферного воздуха на единицу выбросов. Кроме того, в автономном округе повысился объем вкладов депозитов физических лиц в банках и улучшился ряд экономических показателей, среди которых рост объемов производства товаров и услуг, повышение доли прибыльных предприятий.

Республика Хакасия в Рейтинге - 2017 заняла 51-е место, что на 7 позиций выше, чем в предыдущем рейтинге. Сводный рейтинговый балл региона вырос на 3,79 пункта. В предыдущем году республика также поднялась на 7 мест. Основными факторами, способствовавшими росту позиций Республики Хакасия в Рейтинге - 2017, стали снижение уровня безработицы, рост объема вкладов физических лиц в банках, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, снижение смертности населения от внешних причин и младенческой смертности, повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, рост доли государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения. Также в республике выросла обеспеченность населения жильем, увеличилась доля прибыльных предприятий и улучшился ряд других показателей.

В число лидеров по улучшению позиций в рейтинге также входят Тульская область, г. Севастополь, Хабаровский край, Удмуртская Республика, Мурманская область, Амурская область и Чеченская Республика. Позиции данных регионов РФ в рейтинге улучшились на 6 мест.

Более чем на 5 мест снизились позиции Республики Коми (-6 мест), Республики Адыгея (-7 мест), Орловской области (-8 мест) и Республики Северная Осетия - Алания (-15 мест).

Снижение позиций Республики Северная Осетия-Алания обусловлено ухудшением позиций по ряду показателей, в числе которых: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения. Ухудшились и некоторые экономические показатели. Сократился объем производства товаров и услуг, снизилась доля прибыльных предприятий. В то же время можно отметить, что ряд показателей Республики Северная Осетия-Алания улучшился. Среди них ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность, доля ветхого и аварийного жилья и некоторые другие.

В Орловской области ухудшилось отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, повысилась безработица и выросли сроки поиска работы безработными, увеличились выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, снизилась обеспеченность больничными койками. Кроме того, негативное влияние на позиции в рейтинге оказало ухудшение некоторых экономических показателей, в частности: сокращение инвестиций в основной капитал, снижение доли прибыльных предприятий. В то же время в Орловской области была зафиксирована позитивная динамика некоторых показателей, например, сократился уровень преступности, снизилась смертность населения от внешних причин и младенческая смертность. Следует отметить, что сводный рейтинговый балл Орловской области снизился незначительно - всего на 0.33 пункта.

Республика Адыгея ухудшила свои позиции в рейтинге вследствие повышения уровня младенческой смертности, снижения обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, снижения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, снижения обеспеченности больничными койками, повышения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, увеличения время поиска работы безработными и ухудшения ряда других показателей. При этом в качестве позитивных факторов можно назвать сокращение доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, повышение обеспеченности населения жильем, снижение уровня преступности.

Республика Коми опустилась в рейтинге на 6 мест, однако значение сводного рейтингового балла снизилось всего на 0.23 пункта. Среди основных факторов, которые оказали негативное влияние на позиции Республики Коми в рейтинге, можно выделить рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, ухудшение отношения денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, снижение обеспеченности больничными койками. Кроме того, в республике сократились инвестиции и снизилась доля прибыльных предприятий, что также способствовало снижению позиций в рейтинге. При этом ряд показателей, учитываемых при расчете рейтинга, улучшился. В частности в республике снизился уровень безработицы, сократился уровень преступности и смертность от внешних причин, уменьшились выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу.

Слабых субъектов в составе России по-прежнему больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно

Регионов с низким и крайне низким уровнем жизни в России гораздо больше, чем благополучных, а разрыв между ними остается колоссальным. В отдельных субъектах РФ наблюдается хроническая бедность, а безработица в 4-5 раз превышает среднероссийскую. Основным очагом неблагополучия является Северный Кавказ, но локальные проблемы есть также в Сибири, на Юге, в Поволжье и в Центральном округе. Подробнее - в исследовании «Реального времени».

Где живется богаче

Высокие цены на нефть, рост федеральных трансфертов и хорошая собираемость налогов с населения и компаний пошли на пользу региональным бюджетам: в первом полугодии их доходы увеличились почти на 10%, а дефицитных бюджетов осталось всего 25. Но это не избавило от многих проблем. В разной степени слабых субъектов в составе России по-прежнему гораздо больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно.

«Реальное время» составило рейтинг регионов по уровню жизни. В его основу легло несколько показателей: отношение зарплат к местному прожиточному минимуму, бедность и безработица, а также отношение среднедушевых доходов к стоимости фиксированного потребительского набора (более подробно методология описана в справке).

Каждый из этих показателей приносил от 0 до 2,5 балла. В зависимости от конечного суммированного балла регионы были разделены на четыре категории: высокий уровень жизни (8-10 баллов, в итоговой таблице такие субъекты отмечены зеленым цветом); средний уровень (5,5-7,9 балла, отмечены желтым); низкий уровень (3,5-5,4 балла, отмечены серым); крайне низкий уровень (0-3,4 балла, красный цвет).

В результате большая часть регионов попала в категорию середняков. «Зеленых» субъектов набралось 10: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Татарстан, а также Магаданская и Сахалинская области. Регионов с низким уровнем жизни оказалось 13.

Наконец, в «красную» категорию вошли девять субъектов РФ. Почти половина из них сосредоточена на Северном Кавказе (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня). Три таких региона (Забайкальский край, Тыва и Республика Алтай) расположены в Сибирском федеральном округе, еще по одному - на Дальнем Востоке (Еврейская автономная область) и в Южном ФО (Калмыкия). Для всех субъектов-аутсайдеров характерна хроническая бедность и масса других социально-экономических проблем.

Зарплаты в ЯНАО равны шести прожиточным минимумам, в Татарстане - трем с половиной

Безусловным лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, район Крайнего Севера, в котором добывается более 90% российского природного газа и более 6% нефти. ЯНАО - единственный из всех субъектов, получивший максимальный балл по всем показателям. К примеру, средние зарплаты в округе в I полугодии соответствовали 6 прожиточным минимумам трудоспособного населения, хотя в большинстве регионов они не дотягивали и до 3,5 местного минимума.

Среднедушевые денежные доходы жителей округа (от 67,9 до 73,2 тыс. рублей в апреле - июне 2018 года) позволяют им приобрести 3,6-3,9 фиксированного набора товаров и услуг. Это в 1,5-2,5 раза больше, чем в большинстве других регионов. Кроме того, в ЯНАО нет проблем с безработицей, а уровень бедности примерно вдвое ниже, чем в целом по стране.

Вторую строчку рейтинга поделили Москва и Санкт-Петербург, набравшие по 9,5 балла. Покупательная способность зарплат и доходов в этих субъектах чуть ниже, чем в ЯНАО. Так, средние зарплаты в Санкт-Петербурге соответствовали без малого 5 прожиточным минимумам трудоспособного населения, в Москве - 4,6. Денежные доходы в столице России составляют 2,4-3,3 от стоимости фиксированного потребительского набора, в Санкт-Петербурге - от 2,3 до 2,8 набора. Уровень безработицы и бедности в этих субъектах РФ также существенно ниже, чем в целом по стране.

Отношение зарплат к прожиточному минимуму трудоспособного населения в регионах РФ, II квартал 2018 года

Сразу пять регионов получили по 9 баллов. Среди них - Сахалинская область, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Татарстан и Московская область.

ХМАО - второй регион Уральского федерального округа, оказавшийся в числе лидеров рейтинга, - имеет репутацию одного из самых богатых российских субъектов (в 2016 году вклад округа в ВВП страны превышал 3,5%). Отношение зарплат к прожиточному минимуму в регионе составило 452%. Однако по отношению доходов к цене фиксированного потребительского набора субъект получил не высший балл.

Татарстан, который оказался единственным «зеленым» регионом в Приволжском федеральном округе, получил по 2 балла за покупательную способность зарплат и денежных доходов. Средняя зарплата в республике равна 3,6 прожиточного минимума трудоспособных граждан, а доходы позволяют приобрести 2,4- 2,6 потребительского набора. Высших баллов регион удостоился за показатели бедности (7,7%) и безработицы (3,4%). Почти такая же ситуация в Московской области.

При этом в отдельных регионах с высоким уровнем жизни уровень бедности выше и сопоставим с общероссийским. Например, в Ненецком автономном округе, одном из самых малонаселенных субъектов Федерации, он превышает 11%, в ХМАО составляет 12,6%.

Отношение доходов к стоимости фиксированного потребительского набора в регионах РФ, с апреля по июнь 2018 года

40% жителей Тывы - за чертой бедности

В категории аутсайдеров самый слабый результат получили два субъекта - Ингушетия на Северном Кавказе и Республика Тыва в Восточной Сибири. Оба они набрали всего по 1 баллу. В регионах наблюдается критически высокий уровень бедности: так, в Ингушетии он зашкаливает за 30%, а в Тыве за чертой бедности находятся более 40% домохозяйств. Уровень безработицы в Тыве и Ингушетии также в 4-5 раз выше общероссийского: 20,5% и 26,4% соответственно.

Кроме того, в этих регионах сложилось одно из самых худших соотношений денежных доходов и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В Ингушетии диапазон доходов в апреле - июне составил от 14,4 до 15,8 тыс. рублей. Эти деньги позволяли купить 1,1-1,2 потребительского набора.

В Тыве средняя стоимость набора в эти месяцы составила 13,6 тыс. рублей, а доходы - от 12,7 до 15,2 тыс. рублей. Таким образом, жители республики могли приобрести от 0,9 до 1,1 набора.

Уровень бедности в регионах РФ, 2017 год

Впрочем, низким это отношение было и во многих других регионах из самых разных частей страны. В Приволжском федеральном округе 0 баллов по этому показателю получили сразу три региона - Чувашия, Мордовия и Марий Эл. Жителям этих субъектов денег хватает на 1,3-1,6 потребительского набора.

На Юге России самая низкая покупательная способность доходов - у жителей Калмыкии. Они могут приобрести не более 1,2 набора товаров и услуг. На Дальнем Востоке примерно в такой же ситуации находятся жители Еврейской автономной области (1,3-1,4 набора), а на Кавказе, помимо жителей Ингушетии, - население Карачаево-Черкесии (1,2 набора).

Отдельные точки неблагополучия нашлись даже в сравнительно беспроблемном Центральном федеральном округе: входящая в его состав Ивановская область имеет самое низкое в России соотношение зарплат к прожиточному минимуму. В целом же регионы «красной» категории есть в четырех из восьми федеральных округов.

Уровень безработицы в регионах РФ, за май-июль 2018 года

Артем Малютин

Справка

Данные по средним зарплатам относятся к I полугодию 2018-го, размер регионального прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМТН) взят за II квартал. Баллы за отношение зарплат к ПМТН распределялись следующим образом: если зарплата в регионе составляет от 1 до 2,4 прожиточного минимума - 0 баллов, от 2,5 до 3,4 прожитого минимума - 1 балл, от 3,5 до 4 - 2 балла, выше 4 прожиточных минимумов - 2,5 балла.

В случае, если отношение зарплат к ПМТН оказывалось пограничным (например, в Белгородской области оно составило 347,3%, что без округления предписывало присвоить 1 балл, а после округления - уже 2 балла), показатель дополнительно пересчитывался за предыдущие периоды.

Данные по уровню безработицы взяты в среднем за май - июль 2018 года. Если уровень безработицы ниже 5%, регион получал 2,5 балла, от 5 до 9,9% - 2 балла, от 10 до 15% - 1 балл, выше 15% - 0 баллов.

Данными по уровню бедности Росстат располагает лишь за 2017 год. Баллы по этому показателю распределялись так: регионы с уровнем бедности ниже 10% получали 2,5 балла, от 10 до 14,9% - 2 балла, от 15 до 20% - 1 балл, выше 20% - 0 баллов.

Среднедушевые денежные доходы указаны за период с апреля по июнь 2018 года включительно, стоимость фиксированного набора товаров и услуг является средней за эти месяцы. Поскольку обе эти переменные существенно меняются каждый месяц, некоторые регионы не могли получить определенный балл. Например, доходы жителей Москвы в апреле - июне составляли от 51,5 до 72,2 тыс. рублей в месяц. Нижняя граница этого диапазона позволяла приобрести 2,4 потребительского набора (1 балл), верхняя граница - 3,3 набора (2,5 балла). В таких случаях дополнительно рассчитывалось соотношение за более ранние месяцы (кроме января, так как в январе доходы населения традиционно ниже).

Баллы распределялись по следующему принципу: если среднедушевые доходы позволяют приобрести от 0 до 1,4 потребительского набора, региону присваивалось 0 баллов, от 1,5 до 2,4 набора - 1 балл, от 2,5 до 3 наборов - 2 балла, больше 3 наборов - 2,5 балла.

Все данные по Архангельской и Тюменской областям приведены без учета входящих в их состав автономных округов.

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» представил полную версию рейтинга «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 года, рассказали в понедельник сайт в пресс-службе Центра.

Индекс, по словам авторов исследования, отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ, с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ.

По 100-бальной шкале интервал показателей индекса «Цифровая Россия» в первом полугодии 2018 сузился и находится в интервале от 37,2 до 75,14 баллов (в 2017 этот интервал составлял 26,06–70,01). Данный результат говорит о снижении разрыва между лидирующими и замыкающими рейтинг субъектами РФ.

В десятку регионов-лидеров вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область.

Рейтинг замыкают Севастополь, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Северная Осетия - Алания, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область.


Первая десятка.

Лидерство Москвы, сказано в исследовании, базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Помимо этого, Москва активно работает с федеральным центром, её представители входят в экспертные группы, созданные при АНО «Цифровая экономика». Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике.

Среднее медианное значение индекса в первом полугодии 2018 составило 56,22 балла (в 2017 – 45,57 балла).

Авторы рейтинга особо выделили Республику Дагестан, Костромскую область, Чеченскую Республику, Чукотский автономный округ, Рязанскую, Тверскую, Брянскую и Орловскую области. Темпы их роста за первое полугодие 2018 года составили 61,1%, при том, что средний темп роста по стране равен 26,4%.

Индекс «Цифровая Россия», по словам авторов исследования, отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например, по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес эффекты, она получает 100 баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.

Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.

Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:

  • нормативное регулирование и административные показатели;
  • кадры и учебные программы;
  • исследовательские компетенции и технологические заделы;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность;
  • экономические показатели;
  • социальные эффекты.

Субиндексы в свою очередь оцениваются через субфакторы, которыми в настоящем исследовании выступают события, факты и иная информация, полученная из открытых источников. Экспертная оценка для каждого факта выставляется исходя из формализованных критериев, которые можно агрегировать в три ключевых блока:

  1. Соответствие нормативным документам и стратегии государства в области цифровизации.
  2. Осязаемость события (т.е., наличие конкретных шагов/действий/процессов).
  3. Социально-экономические, финансовые и бизнес эффекты от упомянутого факта.

Субиндексы для регионов-лидеров.

Результаты остальных регионов с динамикой относительно второго полугодия 2017 года:


С 11 по 40 место.
С 41 по 75 место.
С 76 по 85 место.

Результаты исследования на уровне федеральных округов показывают ту же тенденцию, что и на уровне субъектов РФ. При этом на уровне федеральных округов данный процесс идёт динамичнее, а разрыв значений индекса «Цифровая Россия» между лидерами и замыкающими меньше, чем по субъектам РФ. Снижение стандартного отклонения индекса в разрезе по федеральным округам составило 3,4% соответственно.

Лидером по итогам первого полугодия 2018 года, с отрывом от второго места почти в 6 баллов, стал Уральский федеральный округ (УФО).

Четыре из шести субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, набрали более 70 баллов и входят в десятку лучших в общем индексе, что и обеспечивает ему первое место (Челябинская (70.75) и Тюменская (74.01) области, ХМАО – Югра (74.24) и ЯНАО (72,43)). Второе и третье место заняли Центральный и Приволжский федеральные округа.


Индекс «Цифровая Россия» в разрезе федеральных округов за первое полугодие 2018.
Таблица по округам с динамикой.

Тренды в информационном освещении процессов цифровизации субъектов РФ

Исследование позволило выделить две группы трендов отражения развития цифровой экономики России для субъектов РФ: на уровне государства и бизнеса.

К выявленным «государственным» тенденциям авторы отнесли особый интерес к цифровизации государственных услуг. Лидерство по публикациям здесь имеет федеральный портал госуслуг и региональные порталы госуслуг субъектов РФ.

Вторым важным трендом стала мотивация частного бизнеса развивать инновационные технологии, считают авторы исследования.

Значительное возрос объём данных о создании «Умных городов» (smart-городов).

Исследование позволило выделить особый интерес к этой теме у городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и Ростов-на-Дону. Социально-экономический эффект от применения и развития цифровых технологий при создании «Умного города» заключается, по данным открытых источников, в основном, в увеличении спектра электронных государственных услуг и в снижении уровня цифрового неравенства. Жители активно вовлекаются в управление развитием городов через порталы по взаимодействию населения с властью (например, «Активный гражданин», «Добродел», «Решаем вместе» и др.).

Внедрение цифровизации для «Умных городов» планируется реализовать с помощью крупных компаний из информационных и телекоммуникационных отраслей экономики в регионах.

Существенно увеличилось число нормативных правовых актов, посвященных цифровизации, которые носят практический характер с запланированными финансовыми и технологическими результатами. Прежде всего, речь идет о создании и работе профильных центров компетенций, территорий опережающего развития (ТОСЭР), технопарков, в том числе детских.

В бюджетах всех субъектов РФ запланировано финансирование развития цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. Например, в субъектах-лидерах - это масштабные программы по информатизации и цифровизации городов и регионов («Умный город» в Москве, «Программа информатизации» в Республике Татарстан и т.п.), в уступающих субъектах РФ, как правило, - это региональные акты о создании рабочих групп по развитию цифровизации, указы глав регионов о создании технопарков, о сокращении разрывов в предоставлении цифровых услуг населению, в том числе госуслуг в электронном виде. В целом, в замыкающих рейтинг субъектах РФ взят курс на устранение цифрового неравенства.

Работа с информацией оценивается как один из главных ресурсов бизнес-успеха, констатировано, что в 2017 году Россия потратила 55 миллиардов рублей на защиту цифровых данных. Исследование показало, что особо заинтересованы в инвестировании в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. Например, от внешних атак в 2017 году российская банковская сфера понесла ущерб в размере около 2,5 миллиарда рублей. В исследовании выявлено, что по направлению «Информационная безопасность» во всех субъектах РФ больше всего внимания уделяется криптографической защите информации и использованию электронной подписи.

Дополнительным фактором развития цифровизации стало наличие и успешная работа ТОСЭР, особых экономических зон ( – ред.), индустриальных парков и технопарков, индустриальных парков, а также активность институттов развития России.

Факторы, влияющие на темпы развития цифровизации в субъектах РФ

По данным из открытых источников, основными факторами, влияющими на неравномерное развитие цифровизации в регионах, являются:

1. Недостаток квалифицированных кадров и необходимость корректировок в образовательных программах.

2. Недостаток финансирования. Особенно сложно выделять средства на цифровизацию тем субъектам РФ, которым не хватает средств на решение текущих экономических задач.

3. Наличие цифрового неравенства. Без доступа к Интернету невозможно пользоваться ни госуслугами, ни услугами «Умных городов». Только треть базовых станций сотовой связи поддерживают современный стандарт мобильного интернета — 4G и LTE. Внедрение стандарта 5G отложено до 2022 года.

4. Постепенное формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий. Этот процесс еще не закончился в большинстве регионов.



 

Возможно, будет полезно почитать: