Скрытые фигуры оскар. Кэтрин Джонсон: невероятная жизнь забытого гения

Картина повествует о том, как накануне триумфа советских конкурентов работники американской космической отрасли лихорадочно старались нагнать и перегнать рвущиеся вперед и вверх Советы. Да только вот, как пел в свое время один чрезвычайно популярный ныне российский поп-певец, что-то все не то, а и непонятно что.

Это, впрочем, совсем не удивительно: принимая во внимание общий интеллектуальный уровень сотрудников агентства, находящихся под руководством справедливого, но тоже недалекого Эла Харрисона (Кевин Костнер), им запуск не то что ракет в космос - трамвая по маршруту из двух остановок нельзя доверить. Особенно ярко это иллюстрирует персонаж Джима Парсонса - научный сотрудник, который в основном сидит с таким видом, будто ждет привычного закадрового смеха, а в остальное время просто тупит или сосредоточенно хмурится.

Но, как говорится, все меняется, когда приходят они - три бойкие негритянки (Тараджи П. Хенсон, Жанель Монэ, Октавия Спенсер), занимающие скромные технические должности. Только эта веселая, энергичная и очень-очень умная троица способна спасти несчастную шарашку от полного фиаско. Они и нужную цифру со скоростью калькулятора высчитают, и со сложным новейшим суперкомпьютером поладят (стащив нужный учебник из библиотеки - просто так негритянкам книги не выдают, даже очень-очень умным и работающим в NASA), и вообще весь зашедший в тупик звездный проект на своих хрупких спинах вытащат.

Они, скорее всего, и СССР бы обскакать смогли - да расизм, на шовинизм помноженный, помешал. Сами посудите - ну какое первенство в космосе, когда единственному сотруднику в отделе, способному думать, приходится бегать под бодрую музычку в туалет на другой конец города? То-то и оно.

Под стать карикатурному отображению в фильме весьма мрачной темы сегрегации в США - и его кульминация. Ей становится торжественное уничтожение "расистской" таблички на двери туалета, ставшее результатом внезапного осознания Харрисона, что КПД одной чернокожей сотрудницы выше производительности всех его белых подчиненных вместе взятых. И орудующий ломом начальник в этот момент выглядит - и явно ощущает себя - Авраамом Линкольном, ни больше ни меньше. Все это делается с такой убийственно серьезной миной, что комический эффект моментально утраивается.

Фильм, как заявлено, основан на реальных событиях, и дисклеймеры перед финальными титрами служат тому подтверждением. Понятно, что дыма без огня не бывает, и вклад талантливых, но угнетаемых несправедливым обществом дам в развитие американской астронавтики наверняка достоин всеобщего восхищения. А позорная для США страница истории (которую до конца перевернуть так и не удалось), вне всяких сомнений, требует всестороннего изучения.

Только "прогрессивная общественность", очертя голову

Версия для печати

В истории кинематографа существует огромное количество произведений, основанных на реальных событиях и многие из них реверансные – о женщинах, изменивших историю.

Новая картина режиссера Теда Мелфи “Скрытые фигуры”, вышедшая на большие экраны буквально на днях, оставит след в сердцах впечатлительной и неравнодушной публики. Кино получилось не грандиозным исключением, не шедевральным творением, но воодушевляющим и качественным.

Пред нами предстает Америка 1961 года, когда еще было в норме вещей делить человека по цвету кожи, когда женщина была на втором месте, а то и вовсе в тени, когда Юрий Гагарин полетел в космос. В основе сюжета лежит необходимость опередить русских и запустить первыми космический корабль.

Прообраз главной героини – гений математики Кэтрин Джонсон , которую на экране сыграла Тараджи П.Хенсон (фильмы «Малыш», «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Девушке досталась роль вычислительного вундеркинда-ботаника и подавляющую в себе чувства феминизма героиня. Этот персонаж – центральный, ее переводят в отдел, в котором занимаются расчетами траекторий и иными вычислениями для полета в космос. Здесь она показывает себя с лучшей стороны, попав под руководство чуткого Эла Харрисона. Две ее подруги более бойкие Дороти Вон (Октавия Спенсер известна по фильму «Прислуга», за который она получила «Оскар», другие картины: «Станция «Фрутвейл», «Джеймс Браун: Путь наверх») и Мэри Джексон (Жанель Монэ , кстати, блистает в оскароносном фильме «Лунный свет», наиболее известна, как певица) изобразили на экране независимых женщин с революционными взглядами и борющихся за права женщин.

Несмотря на все качества героинь, Дороти отказывают повышать в должности, однако она практически уже руководит своим отделом, состоящим из чернокожих коллег. А Мэри, страстно желающую стать инженером, ждут испытания впереди. Она станет вести борьбу на юридических полях и отстоит свое право. Одаренные девушки – прекрасные математики, но их труд и знания замечают лишь в конце фильма. На всем протяжении ленты они с достоинством выдерживают давление и пренебрежение со стороны «белых» (в контексте вынуждены закавычить – прим. – ред.). А их дар в вычислительной математике позволяет американцам достичь поставленной цели. Приятно удивила Кирстен Данст в образе Вивьен Митчелл. Второстепенная роль ничуть не убавила таланта актрисы, и ей удалось убедительно показать неприязнь к афроамериканцам и не хуже изобразить злобную, внутренне несчастную женщину, сотрудника НАСА, стоящего на ступень выше по карьерной лестнице.
Режиссер демонстрирует зрителю тернистый путь к карьере и фееричное вознаграждение в финале за все унижения и притеснения. Тема дискриминации по полу и цвету проходит в фильме вскользь, к счастью, не забирая основную часть времени ленты. Режиссер четко расставляет приоритеты, будто говоря о том, что его картина, главным образом, об отважных девушках, преданных науке. Предсказуемый конец в виде позднего признания гениальности и смелости чернокожей женщины не портит общего впечатления о картине. Ведь сам по себе фильм не претендует на эффект изумления. Сюжет протекает спокойно, гладко, по законам драмы и биографии. Своего пика лента достигает в момент выплеска эмоций Кэтрин. «Здесь для меня нет туалета. Туалета для цветных ни в этом здании, ни в каком другом в западном кампусе! Наш туалет далеко. Вы знали это?» – обращается она к мистеру Харрисону. А он узнал, да и снес несколькими ударами у всех на глазах табличку “Туалет для цветных”, а в конце и вовсе подарил нить жемчуга Кэтрин (носить украшения на шее не позволялось, кроме жемчуга), что олицетворяет его человеческие качества.

Впрочем, как и многие биографические произведения об открытиях, величайших героях данный фильм не выходит за рамки и не предлагает ничего нового. Картина полезна тем, кто не знаком с этой частью истории, кто почерпнет для себя что-то новое. Однако преподнесена лента на старый манер, а стиль повествования не нов. Главным здесь является линейное развитие сюжета и жизнь обычного человека. Много времени уделяется развитию сюжета с Кэтрин, а, например, борьба Мэри за право обучаться в колледже с белыми раскрывается мало. Эта линия ограничивается ярким эпизодом в зале суда и пафосной речью о человеке-первооткрывателе. Линия повествования с Дороти также довольно бесхитростна. Большую часть на экране она выглядит ворчуньей, благо характер персонажа немного приоткрыли в финале, когда она справилась с вычислительной машиной и не оставила чернокожих коллег. На фоне гениальных умов главных героинь «белые» олицетворяют собой скудоумие и неспособность делать верные подсчеты. Взрослые мужчины в строгих костюмах словно декорации в НАСА сидят в офисе для массовости. Из всей команды специалистов мистер Харрисон едва ли не единственный способный размышлять человек. Он же запоминается главным образом проявлением некой доли бунтарства.
Режиссер разбавляет повествование гонки за освоение космоса, вставляя в рассказ повседневную жизнь героинь, показывает их маленькие радости, знакомит с семьями. И как же без романтической истории о любви между главным персонажем Кэтрин и офицером, которого сыграл Махершала Али (кстати, получивший главную награду “Оскар” за лучшую роль второго плана в фильме “Лунный свет”). В “Скрытых фигурах” он не отличился игрой, ему достался влюбленный, приятный молодой человек.

“Скрытые фигуры”- о конкретных людях, идущих вслед за мечтой, не оглядываясь назад. В русском переводе название фильма приобретает единственное значение – незаметного человека, обладающего мужеством, храбростью и талантом. Тед Мэлфи снял оптимистическую и светлую картину, не ударяясь в тему дискриминации, а расставляя акценты на людях любого цвета и пола. На их месте могли оказаться и мужчины, и смысл ленты бы не изменился, но историю не переделать. Главным в драме остается сильный человек, не сломленный обстоятельствами первооткрыватель, ведущий в цивилизацию, современный мир без шаблонов. Прорыв в космическое пространство параллелен и тесно касается пути развития расы, отрицания псевдоправильных законов.

Регина Ахмадуллина

Кэтрин Джонсон - это блестящий гений математики НАСА, которая работала над космической программой с ее первых дней, начиная с 1950-х годов. Многие из первых миссий НАСА стали возможными только благодаря бесстрашным не имеющим аналогов расчетам Джонсон.

Кэтрин до сих пор живет в Хэмптоне, штат Виржиния, где она и будет отмечать свой 98-й день рождения в конце этого месяца. Давайте узнаем истинную историю ее невероятной жизни.

Семейная атмосфера

Джонсон не раз говорила в интервью, что в детстве очень любила считать. Ее отец установил премию для образования и настоял на том, чтобы все четверо детей в семье пошли в колледж, работая сверхурочно, чтобы платить за него. Джонсон говорит, что такая атмосфера в семье имела решающее значение для ее успеха. Она всегда была окружена людьми, которые хотели чему-то научиться. И ей также нравилось учиться.

Учеба

Кэтрин окончила среднюю школу в 14 лет и колледж в 18. Директор ее средней школы посеял первые семена для будущей карьеры девушки в космосе - он проводил ее домой после школы и показал созвездия в небе. Уже в коллеже преподавательница, которая была другом семьи и знала способности девочки к математике, предложила Кэтрин учиться в ее классе. Позже ее наставником стал доктор Уильям Шифлин Клейтор, который предложил ей попробовать стать математиком-исследователем. Он начал вести классы, которые, как он знал, были необходимы Кэтрин для достижения успеха, в том числе и тот, где Кэтрин была единственной ученицей. На протяжении всего своего образования девушка смогла достичь успеха потому, чтобы любила задавать вопросы, даже когда учителя пытались ее игнорировать.

После окончания учебы Джонсон стала преподавать математику, а затем вышла замуж и завела детей. К преподаванию она вернулась, когда заболел муж. Спустя несколько лет он умер от рака, и в 1959 году оно снова вышла замуж. Но вернемся к науке.

Начало сотрудничества с НАСА

Джонсон начала работать с НАСА в 1963 году. В то время эта организация называлась Национальным консультативным комитетом по аэронавтике, так как еще не существовало космической программы. Джонсон выпало работать в научно-исследовательском центре Лэнгли в Виржинии. Это был центр исследования самолетов, и его можно назвать предшественником Космического центра имени Джонсон в Хьюстоне.

В то время агентство нанимало талантливых математиков, чтобы те делали расчеты и приводили в действие работу более престижных инженеров. Джонсон работала в основном вручную, заполняя большие таблицы со сложными расчетами.
Ее первым заданием было обрабатывать данные черных ящиков из разбившихся самолетов. «У нас была миссия, и мы трудились над ее реализацией. Для нас было очень важно правильно выполнять работу», - сказала она в интервью 2011 года.

Причиной начала работы над ракетами стали ее бесконечное любопытство и талант. Ее приняли в мужскую команду для работы над исследовательскими полетами на временной основе. Однако Джонсон была настолько хороша в этом, что ее решили не отправлять обратно.

В порядке исключения

Когда запустили космическую программу, Джонсон только начала работать с ребятами, и затем они должны были проходить инструктажи. Кэтрин также попросила разрешения поехать. И хотя женщины обычно не допускались на подобные заседания, ради нее сделали исключение.

Джонсон имела некоторый опыт работы с вычислительными машинами еще до того, как присоединилась к НАСА, поэтому она была подготовлена к использованию технологий. В то время в НАСА не могли полностью полагаться на электронные калькуляторы, в частности, когда были необходимы расчеты, касающиеся жизни и смерти, когда начали строить космическую программу. Прежде чем Джонсон начали доверять, она показала свой талант в работе с техникой, а также точность проверки данных вручную.

Особенности работы

Во время Второй мировой войны НАСА и остальная часть оборонной промышленности были вынуждены нанимать афроамериканцев, поэтому появились чернокожие и белые женщины-математики, работающие в агентстве отдельной группой. Джонсон говорит, что ее команда была лучшей.
Инженеры мужчины предпочитали работать с чернокожими девушками-математиками, поскольку они считали, что их способности лучше, чем у белых. С одной стороны, все они были в колледже, говорит Джонсон, в то время как лишь немногие чернокожие девушки имели такую возможность.

Хотя в то время женщины с уникальными математическими возможностями не получали такого же уважения, как мужчины-инженеры, это никогда не тревожило Джонсон. «Девушки способны делать все то же, что и мужчины.
Но иногда они проявляют намного больше фантазии, чем сильный пол, - сказала Джонсон в своем интервью 2011 года. - Мужчины не обращают внимания на мелкие детали. Они не заинтересованы в том, как вы делаете свою работу. Главное - вовремя предоставлять им необходимую информацию».
Джонсон работала в тесном сотрудничестве с Дороти Воган и Мэри Джексон, которые были экстраординарными учеными в своей сфере.

Дороти Вогон была математиком и главой Вычислительного блока на протяжении десяти лет. Позже она стала программистом. Что касается Джонсон, ее работы стали подкреплением многих из наиболее важных проектов НАСА.

Космические программы

В 1961 году на основании работы Джонсон Алан Шепард смог выйти в космос и стал первым американцем, который это сделал. Джонсон рассчитала траекторию его капсулы с момента запуска и до посадки. Если бы она ошиблась, в лучшем случае в НАСА бы не знали, где нужно забрать его.

Уже на раннем этапе, когда в НАСА начали планировать спустить капсулу в определенном месте, необходимо было вычислить, когда начинать эту миссию. Джонсон вызвалась сделать эти расчеты. Ей сказали, где он должен был опуститься на Землю, и она смогла определить, где должна была начаться миссия. Подобные расчеты были сильной стороной Джонсон.

В то время в разработке была миссия «Меркурий», в ходе которой Джон Глен должен был стать первым человеком на орбите Земли. В НАСА уже начали использовать электронные калькуляторы, но все по-прежнему с подозрением относились к новой технике. Поэтому Глен настоял на том, чтобы Джонс проверила все расчеты, сделанные калькулятором. «Если она скажет, что расчеты верны, я приму их», - сказал он агентству.

Миссия «Аполлон»

Джонсон использовала свой необычный талант и для расчетов посадки на Луну миссии «Аполлон-11» в 1969 году. «Все были обеспокоены тем, смогут ли астронавты туда попасть, - сказала Джонсон в интервью. - И все были обеспокоены также их возвращением».

Было невероятное количество факторов, которые следовало учитывать: вращение Земли, расположение спутника, время, когда астронавты достигнут Луны, когда смогут на нее высадиться. Все это было очень запутанным, но возможным. Миссия шла по плану.

Она делала расчеты не только для того, чтобы убедиться, что все идет по плану. Когда что-то в миссии шло не так, Джонсон также вмешивалась. В 1970 году «Аполлон-13», который был отправлен на Луну, пострадал от взрывов двух кислородных баллонов.
Джонсон была одним из математиков, которые помогали вычислить безопасный путь обратно на Землю. Эта работа стала основой системы, которая требует только одного наблюдения за звездой, совпадающей с бортовой картой звездного неба для космонавтов, чтобы определить точное местонахождение.

Отставка

Джонсон вышла в отставку в 1986 году, но ее огромный вклад в космическую программу привлек общественное внимание только в последние несколько лет. Она была первой, кто признал, что наука является совместным предприятием. «Мы всегда работали как команда, и никогда не воспринимали это как достижение отдельного человека», - сказала она в своем интервью.

В прошлом году президент Обама вручил Джонсон Президентскую медаль Свободы - самую престижную награду, доступную для гражданских лиц.

После космических запусков Спутника, собак и манекена Ивана Ивановича NASA, словно заправский зомби, потянулось к своим цветным женщинам с утробным стоном: «Мозги, нам нужны мозги-и-и!» Потому что возникла категорически острая нужда в интеллектуальных ресурсах, ну а мозг у разных людей окрашен одинаково (а если вдруг у кого-то в голове вместо белого вещества коричневое, так это от цвета кожи не зависит).

Почти два века назад первым в мире программистом стала Ада Лавлейс - одарённый математик, дочь поэта Джорджа Байрона; аналитическая машина Чарльза Бэббиджа ещё не была построена (даже действующую модель сконструировали лишь через полвека после смерти леди Лавлейс), а графиня уже написала программу для неё. Во времена Второй мировой войны женщины, работавшие на дешифровальных машинах Алана Тьюринга «Бомба» и «Колосс», по сути, были частью компьютера. Спустя ещё десяток лет в NACA, впоследствии превратившемся в NASA, трудились «живые компьютеры» - одну из героинь биографических «Скрытых фигур» прозвали так за скорость и точность вычислений. А другая героиня, когда на замену её математическому отделу привезли настоящие компьютеры - монструозные IBM - переучилась на программиста, причём самостоятельно, тайно и полулегально, с элементами воровства и несанкционированного проникновения. Отчаянные времена требуют отчаянных мер! Одни люди оказались вынуждены кооперироваться с теми, с кем им мучительно было сидеть рядом и пить из одного кофейника; другие - бежать не простой карьерный забег, а с постоянно добавляемыми препятствиями и отодвигаемым финишем. Внутри космической гонки велась ещё одна - карьерно-социальная.

Несмотря на все препоны, через которые протагонисткам пришлось перепрыгивать и перелезать на пути к цели, фильм получился не слёзовыжимательным и даже не особо-то морализаторским. Напротив, он приободряет, побуждает активно болеть за героинь и самому не опускать руки, а также даёт немало поводов для веселья: чего стоят только афористичные реплики или советский плакат с Никитой Хрущёвым «За работу, товарищи!», висящий в главном математическом отделе NASA. Универсальность тоже в наличии, авторы снимали киноленту не для двух групп американского населения, приговаривая: «Вам мы сочувствуем - а вот вам пусть будет стыдно, стыдно, стыдно!», а для всего мира. Примерить проблемы героинь на себя может почти любой новичок, устраивающийся работать в не шибко дружелюбный коллектив. А для пущей понятности авторы ввели сортирную (в прямом смысле) шутку - точнее, полушутливое, полусерьёзное раскрытие сегрегации на примере сортира. Ибо математическую проблему соотнести с собой может отнюдь не каждый, а туалетную - кто угодно. Шутка изрядно затянулась, да и метод не ахти какой тонкий - но сработало же.

Что ещё близко людям по всему земному шару? Романтические истории. Фильм про женщин без любовной линии снять было никак нельзя. В угоду нежным чувствам сюжет перекроил факты и завязал их узлом. Проблема даже не в слащавости, а в том, что фильм, рассказывающий помимо прочего о важности точных расчётов, шулерски мухлюет с числами - датами и возрастами. Причём делает это с грациозностью сводничающих подруг - то есть рьяно и почти неприкрыто. В реальности карьерные и матримониальные успехи были достигнуты за годы до полёта Джона Гленна; в фильме именно этот первый для американских астронавтов орбитальный полёт выступает осью вращения, к которой подтянуто всё остальное, да и сам сорокалетний Гленн сыгран двадцатисемилетним симпатягой. Омоложены и дети героинь: вместо здоровых лбов показаны милые крошки. Помимо умиления искусственно нагнетён саспенс: да, астронавты не очень-то доверяли компьютерным расчётам, ибо те ещё были в новинку, да и глюки с багами порой случались, так что Гленн действительно попросил женщину-математика всё перепроверить по старинке - но не перед самым стартом.

Словом, авторы не поскупились на сюжетные уплотнители и художественные украшения реальности. Поимка их на горячем подрывает доверие к истории в целом - а ведь она всё-таки правдива: Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон существовали на самом деле, Джонсон жива до сих пор. Каждая из них по-своему стала первой - причём не отказавшись ради этого от «классических» ценностей вроде замужества и материнства, а с ловкостью циркового жонглёра всё совместив. Одну такую героиню ещё можно было бы счесть редким исключением - но вместе они образуют систему. Цветное созвездие не в дискриминационном, а в прямом смысле слова: недаром разноцветные наряды, тёплые тона и даже бело-бирюзовый автомобиль героинь выделяются на приглушённом серо-металлическом фоне «белой» части NASA. А по-настоящему яркое не скроешь.

После веков рабства и дискриминации маятник качнулся к другой крайности, это отражается и в кинематографе: не просто стало больше цветных, женских и нетрадиционно ориентированных персонажей - нередко смену цвета, пола, ориентации претерпевают уже сложившиеся образы. Такие операции вместо увеличения толерантности рискуют вызвать эффект «от противного». А «Скрытые фигуры» идут другим путём и показывают не замену одного вытеснения другим, а объединение: связи взаимопонимания и сотрудничества устанавливаются между белым астронавтом и цветной математиком, белым шефом и цветной подчинённой, белым судьёй и цветной истицей, белыми женщинами-математиками и цветными женщинами-математиками, и так далее. Фильм напоминает о том, что забеги бывают не индивидуальными, а командными и смешанными. И что стремление видеть невидимое, смотреть за пределы, быть первым не зависит от пола и цвета кожи.

Ну и бонус для любителей советской космонавтики: конечно же, показаны и первые из «красной» команды - неоднократно и с документальными кадрами. Ведь что лучше мотивирует победить самого себя и прыгнуть выше головы, чем соревнование с сильным соперником? Вполне справедливо, что в истории о космических и околокосмических первых фигурируют не только Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон, Джон Гленн, Алан Шепард, но и Юрий Гагарин, Иван Иванович и Чернушка. А кто не согласен, тот злостный кинофоб и попиратель прав манекенов, так-то.

В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

“Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

Кэтрин Джонсон

(родилась в 1918 г.)

С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

Мэри Джексон

(1921-2005)

Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

Дороти Вогэн

(1910-2008)

В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.



 

Возможно, будет полезно почитать: