Стигматы. Что это такое? Дар божий или душевная болезнь

Эта загадка существует уже почти 2000 лет, примерно со времени распятия Христа.

Стигматы − появление на кистях или ладонях и ступнях (а иногда на теле) кровоточащих ран в тех местах, которые соответствуют ранам, полученным Христом во время распятия.

Хотя многие миряне были отмечены стигмой, все они были преданными католиками; о подобных ранах, появлявшихся у представителей других вер, не сообщается. На самом деле этот вопрос даже не обсуждается за пределами христианства и касается только людей, у которых раны появлялись из сочувствия к страданиям Христа; например святой Франциск Ассизский и священник и целитель Падре Пио были отмечены этим «благословенным недугом» (как уважительно называют стигму в католицизме).

Временами это явление сопровождается измененным состоянием сознания, которое называлось «вознесением» или формой транса. Стигма сравнивается с религиозными практиками самоистязания (такими как флагелляция), направленными на отказ от физической оболочки души. Кроме того, стигма считалась проявлением такой сильной любви к Христу, что люди воспроизводили его страдания − кажется, большинство случаев появления стигмы приходится на пятницу, день, когда по преданиям умер Христос.

Стигму можно называть «чудом» или состоянием глубокой веры и преданности, вызывающим определенный самогипноз. Известно, как бы просто это ни звучало, что введенному в состояние гипноза человеку можно положить в руку кусок льда и сказать, что это раскаленный уголь, − на его ладони появятся ожоги.

Но я не к тому, что чудес не бывает − за 50 лет своей практики я видела их сотни, но лично я считаю, что люди со стигмой настолько сильно охвачены любовью к Христу, что предлагают себя в жертву подобным страданиям. Имеющие стигму, скорее всего, более духовные, нежели мирские люди; ни один из тех, у кого были отмечены стигматы, не был человеком с плохой репутацией. Тем не менее, многие святые люди (например, мать Тереза) никогда их не имели. Кажется, что все зависит от уровня внутренней преданности.

Как известно, мысли действительно вещественны, и мы становимся тем, о чем думаем, что чувствуем и практикуем.

Что такое стигматы? Это повреждения на теле в виде кровоточащих ран, язв, царапин, ожогов, которые то появляются, то исчезают и не поддаются лечению. В то же время эти болезненные образования не вызывают никаких осложнений. Предрасположены к стигматизму люди, глубоко верующие, а сами раны появляются в тех местах на теле, которые соответствуют пяти ранам Христа. Это ступни, ладони или запястья, бок, а иногда лоб, плечо или спина.

Спаситель получил раны на руках и ногах, когда его распяли. В бок ткнули копьём, чтобы убедиться в его смерти. На голове у него остался след от тернового венца, а на плече отметина от креста, который осуждённый на распятие Сын Божий нёс на себе к месту казни. Кровавые же полосы на спине являлись результатом бичевания.

Появление у отдельных людей стигматов фиксируется уже на протяжении 800 лет. Их первым носителем официально считается святой Франциск Ассизский. Соответствующие знаки появились у него на теле в 1224 году в день Воздвижения Святого Креста. Он молился на горе Верне, и тут явился ангел. Он выпустил 5 лучей света и иссёк подвижнику руки, ноги и рёбра. После этого католическая церковь признала ещё 300 случаев возникновения знаков, совпадающих с ранами Христа.

Однако вызывает интерес тот факт, что лишь через 1200 лет после распятия Христа у отдельных подвижников начали появляться стигматы. До этого ничего подобного не фиксировалось. Есть, правда, версия, что соответствующие раны Иисуса впервые появились у апостола Павла. Но данное свидетельство не вызывает полного доверия и рассматривается как метафора.

Стигматизм признаёт не только католическая церковь, но и официальная медицина. Мнение католиков по данному вопросу понятно, а вот что говорят медики? Одно время среди них бытовало мнение, что носителями стигматов или стигматиками всегда являлись люди с нестабильной психикой. Как результат, они сами наносили себе раны и выдавали их за раны Иисуса, появившиеся путём божественного воздействия.

Однако в наши дни медицина рассматривает данное явление под иным углом зрения. Никогда ни один стигматик не помнил, когда и при каких обстоятельствах у него на теле появлялись кровоточащие раны. Некоторые пытались их заживлять, но те не поддавались лечению и проходили сами. Но по прошествии какого-то времени вновь появлялись на тех же местах тела.

Есть предположение, что стигматы имеют психомоторную природу, так как появляются они тогда, когда стигматик пребывает в состоянии транса. По сути, такой человек управляет своим телом и подсознательно даёт команду отдельным участкам кожи видоизмениться. То есть это очень сложный феномен, в котором сплетаются воедино физические и психосоматические факторы. Нельзя также исключать сверхъестественную составляющую. Если её принять, то можно говорить о Божьих избранниках и о существовании самого Бога.

Следует заметить, что в наши дни стигматиков насчитывается гораздо больше, чем в прежние столетия. Раньше раны Иисуса в основном появлялись у людей, живших на юге Европы. Сейчас же среди носителей много жителей Северной и Южной Америки, корейцев, японцев. А Ватикан очень осторожно относится к любому факту проявления стигматов. Процедура признания стигматизма растягивается на десятки лет. Часто носитель ран Иисуса умирает, так и не получив признания. Иногда такое признание и канонизация наступают через 100 лет после смерти человека.

У Ватикана в штате есть специальные эксперты, в обязанность которых входит определение подлинности кровоточащих ран. Если причина их появления заключается в самовнушении и неврозе, возникших на религиозной почве, то такие знаки признаются недействительными. А признаются лишь те знаки, которые проявляются в результате праведной жизнью и глубокой веры в Бога.

Последним официально признанным носителем стигматов является итальянский монах и священник Пио из Пьетрельчины (1887-1968). Этого человека католическая церковь канонизировала 16 июня 2002 года. У него стигматы проявлялись на руках, ногах и на боку. То есть в тех местах, где были нанесены раны Христу. Очевидцы говорили, что кровь, вытекавшая из этих ран, имела ароматный запах цветов.

В то же время у Пио при жизни было много завистников. Так итальянский историк Серджио Луццато заявлял, что падре для нанесения нужных ран использовал фенолом. Другой обличитель – врач Агостино Джемелли называл Пио психопатом, калечившим себя ради народного признания. Но все эти обвинения Ватикан отмёл, как незаслуживающие доверия.

Миллионы верующих считают, что стигматы указывают на божьих избранников. Таким способом Господь метит наиболее преданную ему паству. Он наделяет избранных чудодейственными способностями, а те помогают людям и всеми силами пытаются указать им истинный путь к Богу, который многие не могут увидеть в столь разноречивом и непредсказуемом мире.

Одной из самых больших человеческих трагедий является казнь Спасителя. Римские легионеры вошли в историю как палачи Христа. Кровавые раны на голове от тернового венца, а также на руках и ногах от гвоздей, коими Спаситель был прибит к кресту, а также рана на груди, нанесенная копьем одного из мучителей, свидетельствуют о жестокости тех, кто принял решение и тех, кто выполнил приказ.

Первое упоминание о возникающих отметинах или ранах на теле человека, которые точно соответствуют ранам, полученными Христом, появилось во времена папы Александра IV, который удостоверил их наличие на теле Франциска Ассизского. Легенды говорят, что во время праздника Воздвижения Святого Креста, святому Франциску было видение о явлении ангела, который лучами света иссек стигматы на теле священнослужителя. В некоторых источниках есть упоминание о том, что святой Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус».

На сегодня о появлении знаков страданий Христа на своем теле заявили около 300 человек, но католическая церковь признала только 60 из них. Эти раны получили и свое наименование - стигматы (стигма по-гречески - «рана», «укол»). Некоторые носители стигматов имеют раны на спине (аналогичный следу от бичевания у Христа), раны на лбу, напоминающие царапины и уколы от тернового венца.

Существует несколько форм проявления стигматов. Первая - внешняя. К внешним формам относятся кровоточащие раны на лбу, ногах, руках, на боку под ребрами, отметины на плече (как от ношения тяжелого креста), следы бичевания, а также графические изображения на любом участке тела (например, в виде креста). Так, например, в 2002 году у католического священника из Загреба появился на лбу стигматический знак в виде креста.

Вторая форма - внутренние. Такие стигматы наблюдать достаточно сложно. Например, внутренние стигматы были обнаружены при вскрытии медиками тела Е. Савеллы в 1691 году - на его сердечной мышце было изображение в форме распятия.

Месторасположение стигматов не всегда совпадает с расположением ран на теле Христа. В нескольких случаях они возникали как бы в инвентированном виде (зеркальном отражении). Это можно объяснить тем, что восприятие ран происходило как зрительный образ, находящийся прямо перед верующим.

Еще удивительный факт - медикам до сих пор не удается добиться положительного результата при лечении стигматов. Но все отмечают, что, несмотря на постоянную кровоточивость ран, они издают слабый запах духов.

Существует несколько версий причин появления стигматов. Первая относится к временам XI-XII века, когда особенно обострились споры по поводу человеческой природы Христа. Именно в это время появились сведения о случаях проявления стигматов. Вторая теория связана с желанием церкви принять факт появления стигматов как возможность укрепление веры мирян. Верующим давали понять, что Иисус всегда рядом с ними, т.е. «сам пасет свое стадо». Следующая гипотеза причин распространения стигматов связана экспрессивностью разнообразных форм изобразительного церковного искусства, когда изображения кровавых сцен распятия Христа, усиленно воздействовали на эмоции верующих. Колоссальное психологическое воздействие на верующих оказывала не только живопись, но и скульптура и архитектура. Эти виды искусства, благодаря образно-наглядной форме, были доступны массам и воспринимались верующими как библейский текст, зашифрованный в архитектурных, скульптурных и живописных образах. Можно с уверенностью сказать, что скульптура и архитектура средних веков была «Библией в камне», живопись же выражала те же темы, только светом и красками. Вспомним такие замечательные шедевры как «Распятие Христа» Ганса Мемлинга, «Распятие» Дуччо, «Несение креста со Св. Вероникой» Иеронима Босха, «Распятие» Лукаса Кранах Старшего - они прекрасно дают понять психологию средневековых искусств. При изображении страданий Спасителя мастера очень детально изображали капли крови, раны и эмоциональное состояние - это способствовало огромному психологическому воздействию на верующих.

В Средневековой Европе католический храм представлял собой гораздо большее, чем место вознесения молитв. Соборы были местом, где сосредотачивалась вся общественная жизнь. Именно там читались лекции, заседал парламент, исполнялись театральные мистерии. Богослужения сопровождались прекрасной органной музыкой, которая очень сочеталась с архитектурой храма, что, несомненно, также сильно воздействовало на прихожан. Для некоторых верующих желание ощутить страдания Христа стало смыслом всей жизни, что стало полной победой религиозного мировоззрения над светским.

В 19 веке французский врач Амбер-Гурбе попытался систематизировать имеющиеся сведения о стигматах. Ему удалось описать 300 случаев, основываясь на исторических записях и информации своих современников. Однако сегодня большинство, описанных им случаев признаны недостоверными. Такая неудача была связана, скорее всего, с тем, что сам врач был католиком-фанатом и подходил к описанию случаев стигматов без тщательной проверки сведений.

Сегодня специалисты говорят о том, что за последние 800 лет имелось 406 случаев стигматизма - 68% носителей стигматов были католиками, а остальные являлись членами других религий. Чаще всего стигматы появлялись на теле жителей средиземноморского региона, но сегодня стигматы зафиксированы и у корейцев, и у японцев, американцев, канадцев и аргентинцев. В 90% стигматы появлялись у женщины. Значительная часть людей со стигматами являются членами религиозных орденов, в частности, францисканцев и доминиканцев. Люди со стигматами были различного возраста. Стигматы встречаются даже у маленьких детей. В качестве примера можно привести малышку Клоретту Робинсон из Окленла (США). Она воспитывалась в глубоко религиозной католической семье, очень любила читать Библию. В возрасте 10 лет у девочки проявились стигматы. На уроке по изучению религии у девочки из ступней, лба и груди пошла кровь. На медицинском осмотре было установлено, что девочка абсолютно здорова.

Также католики часто рассказывают об отце Пио, носившего стигматы. Этот священник обладал удивительными способностями: имел дар биолокации, мог мгновенно переместиться за тысячи километров, ходили легенды о случаях исцеления им людей. Все считали его избранником Божьим.

Официальный Ватикан очень настороженно высказывается по поводу возникновения стигматов на теле человека. В каждом случае к экспертизе привлекаются священники и медики, где принимаются во внимание все детали. Иногда проходит около ста лет после смерти стигматика, чтобы церковь признала и канонизировала его. Церковь признает, что стигматы имеют необъяснимую и чудесную природу. Многие католические священники полагают, что в источнике появления стигматов следует разбираться психиатрам, поскольку многие носители стигмат имеют выраженные признаки истерии, склонность к самоистязанию, имеют очень низкий уровень самооценки, граничащий с ненавистью к себе самому. Многие носители стигмат, объясняют их наличие контактом с инопланетянами.

Так, наш современник, носитель стигматов, итальянец Джорждо Бонджованни преподносит доверчивым слушателям рассказ, являющийся причудливой смесью уфологии и католицизма.

И хотя можно допустить, что люди с больной психикой в состоянии сами нанести себе раны, но интересно то, что большинство стигматиков не могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах возникли раны на их теле. Есть свидетельства, что лечение стигматов не избавляет их носителей от ран - они снова появляются на тех же местах. Например, итальянский доктор Марко Марнелли длительное время пытался залечить раны носительницы стигматов Ло Бьянко. Всякий раз, когда стигматы после лечения начинали проступать на ее руках, женщина впадала в транс и, по ее словам, отчетливо видела перед собой крест и четки. Надо сказать, что отец Пио, о котором речь шла ранее, в трансе видел самого себя со стороны. А вот американка Этель Чапмен, имеющая стигматы в виде следов гвоздей на ладонях, при трансе видела сцену собственного распятия. Тот факт, что стигматики часто впадают в состояние транса, дало повод предположить, что стигматы имеют психосоматическую природу. Исследуя природу механизма появления стигматов, были сделаны следующие выводы - последовательность событий четко соблюдается практически во всех случаях: «религиозный экстаз – видения – стигматы».

Русская Православная церковь отрицательно относится к обсуждению стигматов. С точки зрения православия, появление стигматов на теле людей, является только механическим повторением ран Христа. А стигматы на теле людей рассматриваются как проявление гордыни, богохульством и происками дьявола. Эта позиция основывается на каноническом обосновании. Преподобный Нил Синайский говорил: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам».

Медицина рассматривает стигматы с точки зрения патологии или нормы. Специалисты считают, что кровоточивость стигмат имеет неврогенное происхождение и разделили их на два вида: первый имеет истерический и невропатический характер, а второй является имитационным (синдром Мюнхгаузена).

Первый вид встречается достаточно редко, поэтому и является мало изученным. Медики предполагают тесную связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного. Патология заключается в том, что больной в состоянии самостоятельно вызывать кровоточивость из неповрежденной кожи.

Второй вид был описан в 1951 году R. Asher. Суть его в том, что кровотечение (имитация) является проявлением нарушения психики и истерического невроза. Больные прибегают к помощи лекарственных средств или химических веществ, уменьшающих активность свертываемости крови. Также больные наносят себе повреждения каким-либо образом и, следовательно, кровоточащие раны являются результатом имитации.

Однако, несмотря на наличие фактов, вызывающих сомнения, верующие относятся к стигматикам, как Божьим людям. Этому способствуют многочисленные рассказы о необычных способностях стигматиков, умении левитировать, источать чудесный аромат и т.д. и т.д. Пока природа возникновения стигмат и источники удивительных способностей, носящих их людей, не будут определены, загадка стигматов останется не разгаданной.

Стигматы (греч. stigma - пятно, знак) - психосоматический феномен (наряду с такими, как внушенный ожог, эффект плацебо, "чудесное исцеление" у верующих, др.), заключающийся в изменении кожно-мышечных покровов тела в форме определенных знаков, наблюдающийся на фоне экзальтированного состояния человека. Как правило, стигматы наблюдаются у фанатично верующих в форме крестов на теле или ран на руках и ногах, своим расположением повторяющих раны распятого Иисуса Христа.

О явлении стигматизации впервые рассказывается в жизнеописании Франциска Ассизского; за два года до смерти (1224) у него появились раны на местах, в которых Христос был пригвожден к кресту. Сохранились многочисленные средневековые описания данного феномена у верующих, одержимых религиозным экстазом, особенно в период Страстной недели. Также сохранились описания появления на теле человека очертаний комет во время их появления на небе. Заключение о невропатологической природе стигматизации было впервые вынесено в 19 веке на заседании Брюссельской академии после специального медицинского обследования некой Луизы Лато, прославившейся своими стигматами. Явление стигматизации чаще обнаруживается у истеричных женщин, лиц, истощенных аскетическими упражнениями и подверженных кровоизлияниям. Стигматы толковались и как истерические превращения. В соответствии с представлениями З. Фрейда при истерическом превращении вытесненные сексуальные мысли и влечения находят свое замещающее выражение в изменении физических функций. В физическом симптоме происходит символическое преобразование бессознательных конфликтов и инстинктивных побуждений. Наряду со случаями стигматизации, имеющими психосоматическую природу, встречаются случаи, вызванные искусственными повреждениями и обманом.

А. С. Калашников

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от греч. stigma – точка), в христианском мистицизме – знаки на теле, шрамы или раны, соответствующие ранам распятого Христа. Стигматы располагаются на руках или ногах, возле сердца, иногда на голове (царапины от тернового венца) или плечах и спине (ссадины от креста и следы...

Энциклопедия "Религия"

СТИГМЫ, стигматы (греч. "клеймо, укол, рубец, знак, пятно") - покраснения на коже, кровавые подтеки, язвы, непроизвольно возникающие на телах искренне верующих людей в тех местах, где, согласно Библии, у распятого Иисуса Христа находились раны от тернового венца и гвоздей....

История

Принято считать, что впервые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году . Согласно биографам святого Франциска стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. С этого момента Католическая церковь насчитывает более 300 случаев появления стигматов, признанных Церковью подлинными.

Святая монахиня доминиканского ордена Екатерина Сиенская обрела стигматы во время визита в Пизу , 1 апреля 1375 года. Но в отличие от более типичных случаев, у неё не проступала кровь, это были «незримые стигматы». После её смерти и канонизации представители францисканского ордена выдвинули протест, поскольку в этом она «конкурировала» с их основателем св. Франциском. Поэтому в 1471/72 году папа Сикст IV специальной буллой запретил писать её со стигматами по причине противостояния между францисканцами и доминиканцами. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил этот запрет, указав впрочем, что стигматы не должны быть показаны кровоточащими .

В XX веке большую известность в католическом мире приобрели стигматы итальянского капуцинского монаха Пия из Пьетрельчины .

Описание

У некоторых стигматиков раны кровоточат постоянно, у других - периодически. В отличие от обычных ран стигматы не поддаются лечению, но и не приводят к осложнениям, они могут оставаться неизменными на протяжении множества лет. Чаще всего стигматы образуются в местах «пяти ран Христа»: на ладонях (запястьях), ступнях и в боку, однако иногда они проявлялись и на других частях тела (следы тернового венца на лбу, след от креста на плече и др.).

Исследования

Католическая церковь однозначно признаёт чудесный характер стигматов, однако для отсечения случаев шарлатанства все случаи появления стигматов тщательно изучаются, причём с привлечением независимых медиков . Исследователи-материалисты либо обвиняют носителей стигматов в обмане (историк Серджио Луццато заявлял, что Пио из Пьетрельчины сделал себе стигматы фенолом ), либо объясняют их появление самовнушением и неврозом на религиозной почве .

Известные носители стигматов

  • Мария Иисуса
  • Рита из Кашии
  • Тереза Нойманн
  • Марта Робэн

Литература

  • А. Гуревич. Культура и общество средневековой Европы глазами современников ; там же: Св. Бонавентура. «Legenda maior»: Глава XIII. О святых стигматах; П. Динцельбахер. Мистика.
  • Раймон Пейрэ. "Тайна Марты. Очерк жизни Марты Робэн. - М., Истина и Жизнь, 1996. - 112 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стигматы" в других словарях:

    - «СТИГМАТЫ» (Stigmata), США, MGM, 1999, 102 мин. Мистика У парикмахерши Френки вдруг появляются стигматы раны. Чтобы разобраться в ситуации, из Ватикана приезжает отец Эндрю, который начинает понимать, что высшее духовенство скрывает правду о… … Энциклопедия кино

    - (греч.). Знаки, клейма, которые выжигали железом в древности рекрутам и как позорное клеймо беглецам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИГМАТЫ знаки, которые клались в древности на левое плечо воина … Словарь иностранных слов русского языка

    СТИГМАТЫ, в католическом мистицизме отметины или раны на человеческом теле, соответствующие ранам Христа. Обычно их пять на руках и ногах и близ сердца, иногда добавляются отметины на голове, как бы от коронования терновым венцом, на спине и… … Энциклопедический словарь

    СТИГМАТЫ - СТИГМАТЫ, см. Истерия … Большая медицинская энциклопедия

    Стигматы - промоутеры христианства утверждают, что имели место случаи появления на теле верующих ран на местах, соответствующих ранениям Иисуса Христа; сообщалась о ранах, открывавшихся каждую пятницу и через один два дня затягивавшихся, о крови, которая … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Стигматы - ♦ (ENG stigmata) (греч. уколы остроконечного инструмента, лат. знаки) в христианской истории знаки, появляющиеся на теле верующих людей в местах, соответствующих ранам, нанесенным Христу, на руках, ногах, в боку. Известным стигматиком был… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стигматы. Стигматы Stigmata … Википедия

    Микеланджело Стигматы Святого Франциска, 1500 итал. Stigmate di san Francesco дерево, темпера. Сан Пьетро ин Монторио, Рим, Италия «Стигматы Святого Франциска» (итал. … Википедия



 

Возможно, будет полезно почитать: