Торпедный катер 206 проект модель. Торпедный катер пр.206

Торпедные катера проекта на подводных крыльях 206-М «Шторм» (по классификации НАТО - Turya class torpedo boat) спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством инженеров И. П. Пегова и А. П. Городянко как модификация катера проекта 206.
Катера 206-М отличались от оригинального проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой.
Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды катера проекта 206-М могут бороться с подводными лодками.


Корпус катеров на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм» гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из легких сплавов.
Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж - 25 человек.
Торпедные катера на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм» вооружены двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65.
Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов.

С 1971 по 1976 для ВМФ СССР построено 24 корабля данного типа. Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге.
Также с 1978 по 1985 на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы, Эфиопии и других стран построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС. Итого для Вьетнама было отправлено 5 катеров, для Камбоджи и Эфиопии - 2, для Кубы - 9 и еще одно судно для Сейшельских островов.
На настоящий момент в строю ВМС России находятся суда «Карачаево-Черкесия», «Буденновск» и «Боровск». Два корабля из ВМС СССР позднее были проданы Литве.


Основные характеристики торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм»:
Водоизмещение, т: стандартное – 218, полное – 250;
Длина, м: 39,5;
Ширина, м: 7,6 (по крыльям 12,5);
Осадка по корпусу, м: 2 (по крыльям 3,24);
Двигатель: 3 х дизель М-504;
Мощность, л.с.: 15000;
Скорость хода, уз: 44;
Дальность плавания, миль: 600 (при 37 узлах), 1450 (при 14 узлах);
Автономность плавания, суток: 5;
Экипаж, чел.: 25;
Вооружение: спаренная 57-мм артустановка АК-725, спаренная 25-мм артустановка 2М-3М, 4 x 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-56 или СЭТ-65);
Радиолокационное вооружение: навигационная РЛС «Баклан», РЛС управления огнем МР-103 «Барс», система групповых атак «Дозор-1», погружная ГАС «ОКА»

Количество

Постройка

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Ленинград, Средне-Невский ССЗ – 5 единиц

затем - АК-75
с 1976 - АК-61
затем - АК-72

Ленинград, "Алмаз" - 2 единицы

Рыбинск, "Вымпел" - 3 единицы

затем - АК-118

Владивостокский ССЗ - 14 единиц

Пр.206МЭ - Владивостокский ССЗ - 16 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание


Переклассифицированы в торпедные катера.

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное: 218
полное: 250
Размеры, м:
длина: 39,5
ширина: 7,6 (габаритная - 13,6)
осадка: 1,64 (габаритная - 3,24)
Скорость полного хода, уз: 44
Дальность плавания: 1450 миль (14 уз), 600 миль (37 уз)
Автономность, сут: 5
Силовая установка: 3х5000 л.с., дизели М-504Б, 3 ВФШ, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение: 1х2 57 мм АК-725 - 600 выстрелов СУ МР-103 "Барс"
1х2 25 мм 2М-3М - 1200 выстрелов
4х1 533 мм ОТА-53-206М (пр.206МЭ - ОТА-53-206МЭ) - 2 торпеды 53-56В или 53-56ВА и 2 торпеды 53-65К, затем 4 торпеды УСЭТ-80
10 ГБ
РТВ: РЛС МР-102 "Баклан", НРЛС МР-206, ОГАС МГ-329 "Шексна" (нет на пр.206МЭ), БИУС "Дозор-1"
Экипаж, чел: 25 (4 офицера)

Общий вид

История создания проекта

Модернизации проекта

Артиллерийские катера: АК-61 (Т-61), АК-72 (Т-72), АК-75 (Т-75), АК-118 (Т-118). На АК-61 сняты ТА
Т-72, 118 срезаны ПК.
1х1 12,7 мм ДШКМ установлены на Т-95, 98, 117, 118 (2х1 12,7 мм ДШК на Т-72)
На Т-72, 94, 95, 98, 117 установлены комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) – выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)
На Т-72, 95, 117 в 1981? установлены 2 ПУ помех УБ-16-57УМП (выстрелы С-5П)
На Т-98 в 1981? установлена 1 ПУ помех УБ-32
На Т-72 установлена НРЛС SRN-206S
На Т-117 установлена НРЛС SRN-207M
На Т-75, 118 установлена НРЛС SRN-207N

Распределение по флотам

БФ : Т-72 (с 09.1993 КВФ ), 95, 98, 117
ЧФ : Т-61, 94, 119, 373
СФ : Т-75 (с 1981 БФ , с 1992 КВФ ), 118 (с 1981 БФ , с 1992 КВФ )
ТОФ : Т-88, 96, 100, 101, 115, 116, 126, 140, 150, 167, 252, 253, 272, 273, зав.№815-830

Бортовые номера

Т-61: 300(1982), 302(1984)
Т-72: 412(1974), 306(1978), 364, 399, 353(1990), 051(2005)
Т-75: 244(1978), 377(1985), 370(1987), 300(1992), 305(1998), 052(2001)
Т-94: 300(1976), 304(1976), 305, 303(1982), 306(1984), 300(1990)
Т-95: 326?, 305(1974), 419(1975), 316(1979), 339(1989), 363(1992)
Т-98: 317(1979), 320(1985), 373(1989), 360(1992)
Т-116: 466?(1975)
Т-117: 321(1973), 413(1975), 432, 320(1978), 330(1982), 301(1984), 352(1989), 350(1992)
Т-118: 341?, 348(1978), 340(1983), 391(1984), 310(1987), 301(1995), 053
Т-119: 305?, 370, 308(1984), 300(1986), 302(1990)
Т-126: 451
Т-140: 452(1971), 467(1973)
Т-252: 272(1983)
Т-272: 463?(1975)
Т-273: 263(1983)
Т-373: 312, 311(1984), 302(1986), 303(1992)

Списание

1991 – Т-126 (24.06, учебное судно клуба "Восток")
1992 – Т-98 (19.03), Т-116 (апрель), Т-140 (19.03), Т-150 (19.03), Т-167 (апрель)
1993 – Т-88 (30.06), Т-96 (30.06), Т-100 (30.06), Т-252 (30.06), Т-253 (30.06), Т-272 (30.06), Т-273 (30.06), Т-115
1994 – Т-94 (5.07), Т-101 (ноябрь), Т-119 (5.07)
1995 – Т-15 (1.09), Т-95, Т-117, Т-373 (5.12)
2001 – Т-72 (3.05)
2002 – Т-118 (10.04)
2004 – Т-75 (29.12)

Экспорт

Вьетнам : 5 единиц
HQ-331 (до 1984 зав.№826), HQ-332 (до 1984 зав.№827), HQ-333 (до 1985 зав.№828), HQ-334 (до 01.1986 зав.№829), HQ-335 (до 01.1986 зав.№830). На HQ-334 срезаны ПК

Кампучия : 2 единицы
Пр.206М: 1 единица в 03.1984 (без ТА), 1 единица в 02.1985. №11, затем №1121, №12, затем №1122

Куба : 9 единиц
№101, 102 в 02.1979 (бывшие зав.№815, 816), №108, 112 в 02.1980 (бывшие зав.№817, 818), №130, 165 в 02.1981 (бывшие зав.№819, 820), №178, 180 в 01.1983 (бывшие зав.№821, 822), №193 (до 11.1983 зав.№823)

Сейшельские острова : 1 единица
Зороастер (до 21.06.1986 Т-61). Списан в 1995

Эфиопия : 2 единицы
НТВ112 (до 03.1985 зав.№824), НТВ113 (до 03.1986 зав.№825). Потоплены в 02.1991 эритрейской артиллерией на о.Нокра


ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 206М (206МЭ) «ШТОРМ»

TORPEDO BOATS OF THE PROJECT 206М (206МЭ) «STORM»

Большой торпедный катер пр. 206М «Шторм» спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко как развитие торпедных катеров пр. 206.
Отличался от базового проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой. Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды мог бороться с подводными лодками.
Основная задача состояла в усилении артиллерийского вооружения, поскольку в странах НАТО в этот период появились катера, оснащенные артиллерийскими установками калибром 76 мм, а отечественные катера имели 30-мм установки. На ТКА проекта 206М были размещены 57-мм установка АК-725 с системой управления «Барс» и спаренная 25-мм установка. Размещение опускаемой на «стопе» ГАС МГ-329 позволило применять противолодочные торпеды из 533-мм торпедных аппаратов. Благодаря установке носового ПК и управляемой транцевой плиты удалось достичь повышения мореходности. При полном водоизмещении 250 т катер развивал скорость хода 44 уз на тихой воде и 36 уз на волнении 5 баллов.
Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из легких сплавов. Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж - 25 человек.
Вооружён двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65. Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов.
В 1963 году заводом № 5 по проекту ЦКБ-5 строится экспериментальный катер проекта 205Э. на котором в целях повышения ходкости и мореходности устанавливаются носовое малопогруженное крыло с наклонными стабилизаторами и транцевая плита.
Головной катер проекта 206М строился на Приморском заводе ПО «Алмаз» в 1972- 1973 годах.
Всего ПО «Алмаз», Владивостокским, Рыбинским и Средне-Невским судостроительными заводами было построено 24 катера проекта 206М, из них 19 со стационарным носовым крылом (НКУ-1), а остальные - с НКУ-2, оборудованным автоматически управляемыми закрылками и складывающимися стабилизаторами. Благодаря последним упрощалась швартовка катеров.
Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге. Также с 1978 по 1985 на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы, Эфиопии и других стран построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС. Итого для Вьетнама было отправлено 5 катеров, для Камбоджи и Эфиопии - 2, для Кубы - 9 и ещё одно судно для Сейшельских островов.
После распада СССР в ВМФ России находились катера «Карачаево-Черкессия», «Будённовск» и «Боровск». Два корабля из состава ВМС СССР были проданы Литве.
В настоящее время осталось 2 ТКА в составе Каспийской флотилии

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
стандартное 218 т,
полное 250 т
Длина 39,5 м
Ширина 7,6 м (по крыльям 12,5 м)
Осадка:
по корпусу — 2.0 м,
по крыльям — 3,24 м
ГЭУ: дизельная, трехвальная, три дизеля М-504 (15000 л.с.)
Скорость хода 44 узла
Дальность плавания, мили:
ходом 14 уз 1450
ходом 37 уз 600
Автономность плавания 5 дней
Экипаж 25 человек (4 офицера)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение:
1х2 57-мм артустановка АК-725
1х2 25-мм артустановка 2М-3М
Торпедное вооружение 4 x 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-56 или СЭТ-65)

Радиолокационное вооружение
навигационная РЛС «Баклан»,
РЛС управления огнем МР-103 «Барс»,
система групповых атак «Дозор-1»,
погружная ГАС «ОКА», ОГАС МГ-329 «Шексна» (нет на пр.206МЭ)

Источники: ЦКМБ «АЛМАЗ», armyman.info, www.warships.ru и др.

Вооружение

Артиллерийское

  • 1х1 76 мм АК-176М – 300 выстрелов;
  • 1х6 30 мм АК-630М – 5000 выстрелов;
  • Система управления огнём МР-123 «Вымпел-А».

Противокорабельное

  • 2х1 ПУ КТ-97М ПКРК «Термит» (2 ПКР П-15М).

Зенитно-ракетное

  • 1х4 ПУ ЗРК «Стрела-3М» - 16 ЗУР.

Ракетные катера проекта 206МР шифр «Вихрь» - тип советских ракетных катеров разработанных на базе торпедных катеров проекта 206М в ЦКБ «Алмаз» под руководством А. П. Городянко. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах военно-морских баз и охраны водного района. При небольшом полном водоизмещении в 257 тонн катер получил мощное ударное и артеллеристкое вооружение: 2 ПУ ПКР П-15М «Термит», одну 76-мм артустановку АК-176 и один 30-мм автомат АК-630М с РЛС управления «Вымпел». С 1976 по 1983 год на Средне-Невском судостроительном заводе (пос. Понтонный около Ленинграда) для ВМФ СССР было построено 12 катеров данного проекта. На экспорт не постовлялись.

Описание конструкции

Корпус

Катер имеет гладкопалубный стальной корпус с носовым малопогруженным крылом с круглоскулыми обводами в носовой части и управляемой транцевой плитой с остроскулыми обводами в кормовой части. На палубе расположена протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов и при 4 баллов без ограничений.

Схема общего расположения РКА проекта 206МР

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

1. Форпик; 2. Кубрик №1 на 12 человек, артпомещение, цистерна пресной воды; 3. Кубрик №2 на 5 человек, каюта мичманов; 4. Каюты офицеров, тамбур, топливные цистерны; 5. Машинное отделение №1; 6. Пост дистанционного управления главными механизмами, ПЭЖ, топливная цистерна; 7. Машинное отделение №2; 8. Пост предстартовой подготовки ракет №1, топливная цистерна; 9. Пост предстартовой подготовки ракет №2; 10. Ахтерпик.

Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.

Главная энергетическая установка

ГЭУ трёхвальная с тремя дизелями главного хода М-504 по 5000 л.с. каждая машина с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты.

Вспомогательная энергетическая установка

Электроэнергетическая система переменного тока включала 1 дизель-генератор ДГ-200 мощностью в 200 кВт и 1 дизель-генератор ДГ-100 мощностью в 100 кВт, расположенных по одному в двух машинных отделениях.

Вооружение

Противокорабельное вооружение

ПКР П-15М «Термит»

На катерах проекта 206МР устанавливались 2 ненаводящиеся, нестабилизированные, небронированные, неамортизированные контейнерные пусковые установки КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М «Термит» со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями. ПУ расположены в кормовой части по одной с каждого борта, имеют постоянный угол возвышения. Модернизированные ПКР П-15 «Термит» имели дальность полета 80 км. на высоте 25-50 м., маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг.

Зенитное ракетное вооружение

Катера комплектовались зенитной ракетной установкой и несколькими ПЗРК с полным боекомплектом 16 ЗУР ближней самообороны «Стрела-3». Зенитная установка размещена на корме и представляет собой стабилизированную морскую тумбовую установку с четырьмя направляющими для пуска 4-х ЗУР «Стрела-3». Скорость ЗУР 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 до 4500 метров, по высоте - от 15 до 3000 метров при скорости цели до 310 м/с.

Артиллерийское вооружение

Артиллерия катеров включает одну одноствольную автоматическую 76-мм артиллерийскую установку башенного типа АК-176 с длинной ствола 59 калибров, расположенную в носовой части.

Темп стрельбы установки составляет 30, 60 или 75 выстрелов/мин. на ствол, после 75 выстрелов требуется перерыв в стрельбе в течении 30 минут. Охлаждение ствола непрерывное наружное, забортной водой со скоростью 3,5 м/с, которая пропускалась между кожухом и моноблоком. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы по надводным целям до 15 км. Питание автоматов непрерывное, обойменное, с двух сторон. Боезапас АК-176 – 316 выстрелов. Башня изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 толщиной 4 мм.

На корме катеров для борьбы с низколетящими целями размещен шестиствольная 30-мм артиллерийская установка-автомат АК-630М с длинной стволов 54 калибра, двумя ленточными магазинами на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов каждый. Дальность стрельбы – 4000 м, скорострельность - 4000-5000 выстрелов/мин. В нормативном режиме стрельба ведётся 4-5 очередями по 20-25 выстрелов начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3-5 секунд.

Средства связи, обнаружения и управления огнём

Для автоматического правления артиллерийским огнём катера оснащались МР-123 «Вымпел-А», на случай выхода из строя носовая АУ АК-176М могла вести огонь в ручном режиме, а кормовая АК-630 с визирной колонки. Противокорабельный комплекс П-15М «Термит» управлялся с РЛС «Рангоут» (начиная с шестого корпуса - 4Ц53 «Гарпун»), навигационная РЛС «Омега» (отсутствует на катере Р-15).

Построенные корабли

Всего с 1976 по 1983 года на Средне-Невском судостроительном заводе построили 12 катеров проекта 206МР. Семь кораблей остались служить на Балтийском флоте, в последующем 1 переведён на ЧФ, а ещё 4 катера в конце 90ых переведены в состав Каспийской Военной флотилии. Пять катеров сразу же после принятия в состав флота по внутренним водным артериям были переведены на Черноморский флот, где служили вплоть до развала Советского Союза. С разделом Черноморского флота СССР 5 катеров вошли в состав Военно-Морского флота Украины, один из них «Р-15» в конце 90ых годов был продан Грузии и вошёл в состав её флота под именем «Тбилиси». Во время Принуждения Грузии к миру (август 2008 г.) ракетный катер был захвачен в порту города Поти русскими десятниками и уничтожен. Ракетный катер «Р-44» модернизированный по проекту 2066 остался служит в составе российского Черноморского флота.

Название Заводской № Заложен Вступил в строй Служба Примечание
Р-27 №241 ? 31.12.1977 БФ; КВФ Списан в 2002 г.
Р-44 №242 ? 30.09.1978 БФ; ЧФ В 1985 г. модернизирован по проекту 2066. Списан в 2008 г.
Р-50 №243 ? 30.12.1978 БФ; КВФ С августа 2008 г. «Карачаево-Черкесия»
Р-221 №244 ? 30.12.1978 БФ Списан в 1998 г.
Р-254 №245 ? 10.01.1979 БФ Списан в 1994 г.
Р-260 №246 ? 21.12.1979 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Умань». Списан в 2004 г.
Р-262 №247 30.11.1979 12.12.1980 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Прилуки».
Р-265 №248 ? 15.11.1980 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Каховка». Списан в 2012 г.
Р-251 №249 ? 05.06.1981 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Цюрупинск». Списан в 2001 г.
Р-15 №250 ? 29.10.1981 ЧФ; ВМС Украины; ВМС Грузии С января 1996 г. «Конотоп», с 1999 г. «Тбилиси». Потоплен в Поти в 2008 г.
Р-25 №251 ? 28.02.1983 БФ; КВФ С мая 2005 г. «Боровск»
Р-30 №252 ? 30.12.1983 БФ; КВФ С мая 2005 г. «Будёновск»

В составе флотов

После развала Советского Союза 6 катеров отошли ВМФ России (все Балтийские), а из 6 Черноморских - пять были переданы в состав ВМС Украины, один остался в составе ВМФ России.

ВМФ России

После развала СССР 4 ракетных катера Балтийского флота проекта 206МР: «Р-25»; «Р-27»; «Р-30» и «Р-50» по внутренним водным артериям переведены на Каспийскую Военную флотилию. Один из них «Р-27» в апреле 2002 г. был выведен из состава флотилии и списан, три оставшиеся на конец 2014 г. всё ещё продолжают нести службу в составе флотилии. РКА «Р-44» после раздела Черноморского флота продолжил службу в составе ВМФ России. Катер входил в состав 295-го Сулинского дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров с базированием на Карантинную бухту Севастополя. К 2005 году находился в отстое. 05.10.2008 на корабле был спущен Военно-Морской флаг, и корабль был выведен из состава флота. 17.03.2009 г. катер был переведен из Каратнтинной бухты в Инкерманск. В марте-апреле 2009 года катер был разделан на металл на судоразделочной базе в Инкермане.

ВМС Украины

Конотоп U150 (до 12.08.1997 Р-15): Ракетный катер «Р-15» проекта 206МР был построен на Невском заводе в Ленинграде, вступил в строй Черноморского флота 29.10.1981 г. Входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР перешел в Севастополь. 12.08.1997 г. катер был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, где был переименован в «Конотоп» (бортовой - «U150»). 30.06.1999 г. по предварительной договоренности правительств Украины и Грузии состоялась передача катера грузинскому военному флоту, который до этого прошел ремонт в Украине.

Цюрупинськ U151 (до 10.01.1996 Р-251): Ракетный катер «Р-251» проекта 206МР вступил в состав Черноморского флота в 1981 году, и входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР он 30 декабря 1995 года был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, где был переименован в «Цюрупинськ» (бортовой - «U151»). Ракетный катер был списан на слом в 2002 году и разобран на металл турецкой фирмой в месте базирования в том же пос. Черноморское.

Умань U152 (до 10.01.1996 Р-260): Ракетный катер «Р-260» был построен на Средне-Невскиом ССЗ (пос.Понтонный), заводской №246, вступил в строй Черноморского флота в 1979 г. Катер ходил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР он 30 декабря 1995 года был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, и там и переименован в «Умань» (бортовой - «U152»). В боевой состав ВМСУ катер так и не был введен, и после длительного отстоя катер в 2008 г. был исключен из списков и продан на металл частной фирме. Корпус ракетного катера со срезанными надстройками в декабре 2008 г. был отогнан к причалам частной судоразделочной фирмы у западного берега бухты Стрелецкой. Там он простоял вплоть до конца декабря 2010 года, когда от поступления забортной воды внутрь корпуса он затонул прямо у причала. В феврале 2011 г. катер подняли при помощи водолазов и плавкрана, однако через два дня корпус катера снова затонул на том же самом месте. В конце августа 2011 г. корпус вновь подняли на поверхность, заделав течи в корпусе и осушив отсеки. В сентябре 2011 г. корпус катера был отогнан на СМЗ, где он и находится в настоящее время. В начале «НУЛЕВЫХ» данный ракетный катер так же собирались продать ВМС Грузии, но из за плохого технического состояния сделка не была осуществлена.

Прилуки U153 (до 10.01.1996 Р-262): Ракетный катер «Р-262» проекта 206МР был заложен 30.11.1979 г. на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №247), вступил в строй 12.12.1980 г. Катер входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота, базировавшейся на пос. Черноморское. После распада СССР он 30.12.1995 г. был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины. В 1996 году ракетный катер был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, и 10.01.1996 г. получил новое название «Прилуки», с присвоением бортового номера «U153». За время нахождения в составе ВМС Украины на счету катера многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы основным комплексом (в 1999 г.). Ракетный катер участвовал в учениях «Си Бриз», «Фарватер мира», BLACKSEAFOR, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины и ЧФ РФ, сборах-походах кораблей ВМСУ. 20.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России. 11.04.2014 г. ракетный катер «Прилуки» без флагов опознавания был выведен из Севастополя российскими буксирами за пределы 12-ти мильной территориальной зоны, где был передан украинскому гражданскому буксиру «Бакай» (Одесса) для буксировки в порт города Одесса.

Каховка U154 (до 10.01.1996 Р-265): Ракетный катер «Р-265» проекта 206МР был построен на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №248), вступил в строй 15.11.1980 г. Катер входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота, базировавшейся на пос. Черноморское. В 1990 г. катер получил название «Комсомолец Татарии», а с 15.02.1992 г он был вновь переименован в «Р-265». После распада СССР он 30.12.1995 г. был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины. В 1996 году ракетный катер был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, и 10.01.1996 г. получил новое название «Каховка» в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера «U154». За время нахождения в составе ВМС Украины на счету катера многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы главным корабельным комплексом (в 1997 г.). В августе 2008 г. когда отряд российских боевых кораблей ЧФ возвращался от берегов Грузии, РКА «Каховка» встал на фарватере Севастопольской бухты и пытался воспрепятствовать заходу боевых кораблей ВМФ России. Но катер заглох и был снесён течением к берегу, после чего буксир ВМС Украины оттащил его к причальной стенке. Это был последний выход ракетного катера в море. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 878-г от 07.11.2012 г. в связи с истечением установленных сроков службы, потерей тактико-технических характеристик и нецелесообразностью восстановления корабль был исключен из состава Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины. В декабре того же года корабль был разоружен. После полутора лет в отстое в Стрелецкой бухте Севастополя, 24.04.2014 г. корпус ракетного катера «Каховка» был отбуксирован в Инкерман для разделки на металл.

ВМС Грузии

В июне 1999 г. состав ВМС Грузии пополнился самым крупным на тот момент боевым кораблём. Им стал бывший РКА ВМС Украины «Конотоп», получивший в грузинском флоте новое название «Тбилиси и бортовой №302. В последующие 10 лет катер не раз выходил в море для участия в совместных учениях с флотами всех причерноморских государств, но из за слабо подготовленного экипажа особо ни где не проявил себя. В 2006, 2007 и первой половине 2008 годах несколько раз выходил на боевую службу к берегам Абхазии, участвовал в блокаде морских перевозок между портами Абхазии и Турции. В начале августа 2008 г. ракетный катер в последний раз вышел в море, но вскоре был вынужден вернутся в порт города Поти из за поломки дизелей (по непроверенным данным поломка машин была дезинформацией, на самом деле катер в ночь на 9 августа участвовал в боестолкновении с кораблями российского Черноморского флота и получил серьёзные повреждения). Как бы то ни было 13 августа 2008 года брошенный своим экипажем ракетный катер «Тбилиси» был подорван российскими военнослужащими у причала в порту г. Поти в ходе операции по принуждению Грузии к миру (военный конфликт 08-13 августа 2008 года между грузинской и южно-осетинской сторонами). В ходе последующего пожара ракетный катер выгорел практически полностью, затонув у причала.

Источники

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб.: Галея Принт, 2005. - Т. II. Ударные корабли. Часть II. Малые ракетные корабли и катера

Галерея

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного. Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

Торпедные катера пр. 206 – 50 (6)

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 129

– полное 161

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по ВЛ) 34,6 (33,6)

– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 6,74 (5,6)

– осадка 1,72

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 21 (2)

Автономность по запасам провизии, сут 5

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ГТД ЗхМ 503 (15 000)

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

Скорость хода наибольшая, уз до 45-46

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 2 000

– ходом 37 уз 750

Вооружение:

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-30/71 (АК-230)

– СУАО «Рысь» (МР-104)

Торпедное:

– количество ТА х труб (тип ТА) …. 4 х 1-533-мм (палубные неповоротные)

– боезапас 4 торпеды 53-56

Радиоэлектронное:

– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Баклан»

Торпедный катер пр. 206 (шифр «Шторм») спроектирован в ЦКБ-5 (с 1967 г. – ЦМКБ «Алмаз») под руководством П.Г. Гойнкиса на базе ракетного катера пр. 205. Это предопределило сущность многих технических решений в этом проекте, прежде всего по составу и мощности главной энергетической установки в части, касающейся артиллерийского вооружения и т. п. Катера пр. 206 имели несколько меньшее, чем катера пр. 205, водоизмещение и размерения, что позволило обеспечить им более высокую скорость хода. Данные корабли классифицировались как большие торпедные катера (БТКА) и предназначались для борьбы с транспортами и слабо вооруженными надводными кораблями.

В период с 1960 г. по 1974 г. для советского флота было построено 50 катеров пр. 206: по 25 единиц на Ярославском и Сосновском ССЗ.

Кроме того, на тех же заводах на экспорт построили еще 41 корабль, из которых 11 в разобранном виде передали правительству Югославии. В конце 1970-х годов продавались за рубеж и те катера пр. 206, которые входили в состав ВМФ . Всего было продано 66 кораблей данного проекта, включая специально строившиеся на экспорт. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии, Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Югославии и Островов Зеленого Мыса.


1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – АП РЛС «Баклан»; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – ходовой мостик; 6 – репитер гирокомпаса; 7 – визирная колонка СУАО «Рысь»; 8 – АП РЛС СУАО «Рысь»; 9 – 533-мм ТА; 10 – бомбосбрасыватели.



Помимо катеров пр. 206 для ВМФ СССР в 1974 – 1975 гг. на Средне-Невском ССЗ

(г. Ленинград) построили четыре корабля пр. 205Т (зав. № 450 – 453, в корпусе катера пр. 205У, но с четырьмя 533-мм ТА вместо ПУ противокорабельных ракет). В 1976- 1977 годах для правительств Сомали и Эфиопии были построены еще четыре таких же катера по пр. 205ЭТ, но с глубинными бомбами вместо 533-мм ТА.

В декабре 1991 г. в составе советского флота оставались лишь шесть катеров пр. 206 и пр. 205Т.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два катера пр. 206.

ТК-127 (зав. № 450, пр. 205Т). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): ; 30.01.1974 г.

Входил в состав ЧФ (первоначально базировался в Потийской ВМБ, а с декабря 1991 г. – в Новороссийской ВМБ). В декабре 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.

ТК-72 (зав. № 172). Ярославский ССЗ: 30.12.1975 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из боевого состава флота.

ТК-373 (зав. № 226). Ярославский ССЗ: 1974 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в марте 1992 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 г. в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-174 (зав. № 3206). Сосновский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в сентябре 1994 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-94 (зав. № 3224). Сосновский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в апреле 1992 г. исключен из боевого состава флота и осенью 1994 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-118 (зав. № 226). Сосновский ССЗ: 30.11.1972 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагается исключить из боевого состава флота.



 

Возможно, будет полезно почитать: