Апартаменты Николая Второго и молодой супруги в Зимнем дворце (11 фото). Гардеробная, уборная и бассейная императора Николая II

Рабочий кабинет императора Николая II

В VII выставочной комнате можно увидеть парадные платья и мундиры, принадлежавшие членам императорской семьи, парадные портреты Николая II и Александры Федоровны, изображающие императрицу в интерьере Александровского дворца, а также другие предметы, находившиеся в дворцовых залах, комнатах и кладовых. На месте этой выставочной комнаты, рядом с Приемной, убранство которой сохранилось, ранее располагался Рабочий (Старый) кабинет Николая II, оформленный по проекту Р. Мельцера в 1896-1898 годах. Стены кабинета, окрашенные в темно-красный цвет, в нижней части были облицованы панелями и оборудованы встроенными шкафами орехового дерева. В шкафах располагались книги по военным вопросам и истории дома Романовых. Убранство кабинета дополняли оттоманка, покрытая персидским ковром, и большой стол, уставленный семейными фотографиями и разнообразными предметами: здесь находились личная печать Николая II, кожаная пепельница, подаренная детьми, трубки, домино, блокнот и другие вещи.

Гардеробная, уборная и бассейная императора Николая II

Экспонаты выставки в бывшей Уборной императора Николая II посвящены наследнику цесаревичу Алексею и его сестрам. Здесь представлены крестильный комплект цесаревича, комплект обмундирования подпоручика 12 Восточно-Сибирского стрелкового полка, принадлежавший Алексею, а также шефские мундиры великих княжон Татьяны и Ольги. На месте VIII-й выставочной комнаты ранее находилась Уборная (Мавританская) императора Николая II - служебное помещение на половине императора в левом флигеле Александровского дворца.

Название «Мавританская» комната получила по ажурной перегородке, решенной в восточном вкусе. В этой комнате находился большой бассейн на 7000 ведер воды, турник для гимнастических упражнений, а также стойка с винтовками тульского оружейного завода; на стене были развешены пистолеты, охотничьи ножи и шашки. Здесь же хранилась ценная коллекция портсигаров, которую собирал император Николай II.

Рядом с Парадным (Новым) кабинетом Николая II находились служебные комнаты - Гардеробная и Камердинерская, над обоими помещениями находились антресоли. В конце ХIХ века в Гардеробной вдоль стен, окрашенных зеленовато-серой краской, располагались шкафы ясеневого дерева, один из которых сохранился и экспонируется на своем историческом месте. В шкафах размещались предметы гардероба императора Николая II: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту, незначительная часть которых представлена в зале, особым экспонатом является форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Император Николай II был зачислен в списки Лейб-гвардии Гусарского полка 6 мая 1868 года, а 2 ноября 1894 года стал шефом лейб-гусар и венчался в мундире именно этого полка. В Камердинерской, сообщавшейся с антресолью и подвальным этажом, находился письменный стол дежурного камердинера и телефон, единственный на половине императора. Служебные комнаты на половине императора Николая II - Гардеробная и Камердинерская - в настоящее время объединены в одно помещение. Анфиладу личных комнат императора замыкает Парадный (Новый) кабинет императора Николая II, воссозданный в первоначальном виде.

Мы все ходим по Зимнему, рассматриваем картины, плафоны, вазы, шпалеры, паркет, позолоту в общем, всякие произведения искусства, но ведь здесь не всегда был музей, здесь жили люди и не какие-нибудь, а правители великого государства, вот и хочется посмотреть в каких покоях проходила их жизнь. Поэтому наведаемся в жилые помещения Зимнего дворца. В настоящее время в Зимнем дворце сохранилась лишь часть великолепной череды жилых апартаментов некогда занимавших значительное место в огромном здании.

16 апреля 1841 года состоялось бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго и принцессы генсендармштатской, получившей в этот день титул великой княгини-цесаревны. Мария Александровна, будущая императрица поселилась в предназначенных ей комнатах второго этажа северо-западной части дворца. В этих покоях она прожила вплоть до своей кончины в 1880 году. Апартаменты Марии Александровны состояли из восьми помещений, часть которых сохранила свое убранство до настоящего времени.

Большой кабинет великой княгини Марии Николаевны, акварель Э.П.Гау

Будуар, или Малый кабинет был один из самых любимых мест Марии Александровны. Его убранство выполнено в середине девятнадцатого века архитектором Гарольдом Боссе в стиле модного в то время второго рококо.


Будуар великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау
Спальня великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

Здесь словно создана атмосфера волшебной сказки, причудливо извиваются узоры, блеск позолоты оттеняет стройные фигуры белоснежных кариатид. Великолепная бронзовая люстра отражается в различных по форме зеркалах. В своем уютном будуаре Мария Александровна проводила много свободного времени, читала, писала письма родным, пила чай со своим супругом. Отсюда был выход на лестницу, по которой можно было спуститься на первый этаж, в комнаты детей.

Малиновый кабинет


Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

В Большом или в Малиновом кабинете проходили приемы личных гостей императрицы и встречи с родственниками царской семьи. Кабинет так же был своеобразным музыкальным салоном. На рисунках ткани обтягивающих стены можно увидеть многочисленные изображения музыкальных инструментов и нот. Раму огромного каминного зеркала венчают амуры со щитком в руках, на котором изображен вензель Марии Александровны.


Малиновый кабинет Зимнего Дворца, © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Золотая гостиная

Сияющим обилием позолоты Золотая гостиная напоминает палаты московского кремля с их сводчатыми потолками и богато декорированными стенами. Правда сама хозяйка апартаментов сравнивала свою гостиную с тронным залом баварских королей.

Мемориальный кабинет императора Николая II находится на главной улице города Тобольска – улице Мира. История Губернаторского дома напрямую связана с жизнью и деятельностью последнего русского императора.

Во время Февральской революции 1917 г. император Николай II отрёкся от престола. В августе того же года императора вместе с семьей отправили из Петербурга в Тобольск для обеспечения собственной безопасности и для того, чтобы как-то разрядить обстановку в столице. Однако избежать революции все-таки не удалось.

Императорскую семью разместили в белокаменном двухэтажном доме конца XVIII ст. На первом этаже были столовая и комнаты для прислуги, а второй этаж полностью находился в распоряжении императора. Во время ссылки семья проживала под арестом, поэтому выходить на улицу им категорически запрещалось. Николай II постоянно сидел в своем кабинете, читая журналы и книги, сохраняя внешнее спокойствие. Чтобы хоть как-то развлечься, семья иногда устраивала в своем доме любительские спектакли.

В апреле 1918 г. Николая Александровича вместе с его супругой вывезли в более «надёжный» город Екатеринбург. Через месяц туда же отправили и их детей. В июле 1918 года императорская семья была расстреляна.

По иронии судьбы в послереволюционное время бывший губернаторский дом переименовали в Дом Свободы. Сегодня в доме действует экспозиция, посвященная периоду ссылки семьи Романовых в Тобольске. Благодаря дневникам императора, которые он вел во время пребывания в Тобольске, а также сохранившимся фотографиям, удалось воссоздать интерьер дома тех времен, из-за чего и был открыт мемориальный кабинет – музей императора Николая II.

Губернаторский дом нельзя не заметить, хотя по внешнему виду он мало чем отличается от рядом расположенных зданий и не выглядит слишком роскошным.

Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в , зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.

// Часть 30


1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.

2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них - Мраморная гостиная.

3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.

5.

6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.

7.

8.

9. Следующее помещение - Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.

11. Следующий зал - Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.

12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.

13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.

15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.

16. Побитый временем камин.

17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.

18. Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.

19. На стене - портрет императрицы.

20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.

21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.

22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.

23.

24. Шкафы из царской библиотеки.

25.

26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.

27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.

28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».

29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.

30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.

31.

32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39. В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый - обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.

40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.

41. Второй интерьер - Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.

42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.

43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.

44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.

45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.

46.

47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.

48. Немецкие фарфоровые куклы.

49. Ярмарочный гиньоль.

50.

51. Наряд ослика, катавшего Алексея.

52. Мягкие игрушки.

53.

54.

55. Костюмы цесаревича.

56. Платья княжон.

57.

58.

59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.

Санкт-Петербург – это город, который можно изучать всю жизнь, слишком много значительных и талантливых людей приложили усилия для его строительства и развития как культурной столицы нашей огромной родины. В Санкт-Петербург сложно не влюбиться, а влюбившись – не потратить множество дней на прогулки по его улицам, музеям, театрам, концертным залам и культовым барам.

  • Этот рассказ – один из серии материалов по нашей двухнедельной поездке в Питер.

Главная достопримечательность Санкт-Петербурга – это Эрмитаж . Один из ключевых музеев мира и один из главных музеев России. Центральный корпус Эрмитажа – Зимний дворец . Только на изучение этого корпуса можно потратить два-три дня, да и то, если вам повезет оказаться не в самом конце огромной очереди за билетами.

Основные экспозиции – на втором этаже. Одна из выставок, которые нужно посетить обязательно – это ряд залов, которые посвящены дворцовым интерьерам разных эпох . Большинство залов довольно небольшие и представляют из себя небольшие коллекции мебели, сгруппированной по создателю, эпохе или одному из модных в прошлом направлениях. Но один из залов требует отдельного рассказа.

Библиотека Николая II

Библиотека и кабинет Николая II – единственный зал, чья обстановка полностью соответствует прошлому.

В первую очередь, это библиотека. Практически все стены закрыты книжными шкафами из массива дерева, и сейчас заполненные книгами прошлых эпох. Даже на взгляд со стороны коллекция книг впечатляет. О ней, правда, ничего не сказано. Но скорее всего на полках – различные географические, экономические и другие научные труды.



Библиотека Николая II . Современная Экспозиция в Эрмитаже.

Николай II с супругой, решив однажды вернуться в столичную резиденцию, то есть в Зимний дворец, поручили обстановку комнат архитектору Красовскому, чья основная задача была создать внутри огромного дворца обособленное по стилю и обстановке крыло, которое император с супругой назвали «квартирой» и которое должно было стать уютным семейным «гнездышком» для главной семьи империи.

Библиотека императора точно соответствует этой задаче – зал небольшой, во всем лаконичность и строгость. Есть место и для спокойных размышлений и для того, чтобы ходить из угла в угол, обдумывая что-то на ходу. Столики в библиотеке небольшие, но они вполне могут быть не именно такими, какими пользовался Николай II, или же император мог работать не именно за этими столами. Хотя возможно, небольшие столики – это дань моде. Больших массивных столов в дворцах Санкт-Петербурга не наблюдается вообще.

Архитектор А.Ф. Красовский осуществил сочетание исторических стилизаций под средневековье с элементами модного для тех времен модерна и этим сделал апартаменты последнего русского императора настоящим произведением искусства. К сожалению, в случае большинства комнат до нашего времени дошли лишь некоторые фотографии комнат, а также чертежи и архивные документы архитектора.

Кабинет и Библиотека Николая II– это уподобление стилю английского средневековья – отделаны деревом. Детали интерьера и мебель кабинета-библиотеки декорированы стилизованной под средневековую готику резьбой.

Очень важным эстетическим элементом интерьеров стали камины, украшенные в готическом стиле изображениями грифонов и львов — геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт.

  • 23 Июль, 2017


 

Возможно, будет полезно почитать: