Божественная энергия шакти. Пробуждение энергии Шакти

Происхождение тантризма первоначально связано с кулом Шакти, Великой Богини-Матери, оно имеет корни в доарийской дравидской культуре.

Ранний тантризм складывался под влиянием ведической религии, более поздний - брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Мери хорошо сохранились и поныне.

В «Нируттара-Тантре» * сказано:

...«Невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

В Гайатри-Тантре* говорится:

...«С помощью соединения с Пракрити* вся Вселенная обладает энергией, поэтому она называется «Шакти».

Тантристы стремятся поставить себя в идеальное отнение с Шакти, а через нее - и с Шивой.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» - «иметь силу, быть способным».

Божества традиционного индуистского пантеона в тарических изображениях оставались узнаваемыми, но принали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибути орудий убийства, в огне, крови, истощенными, пожирими сырое мясо, пьющими вино и кровь, украшенными чепами и костями, бродящими среди горы трупов.

Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, яяющиеся для непосвященных ужасными и отвратитьными.

Изображения тантрических божеств часто напоминают персонажи из фильмов ужасов. Причем, нет никаких сомний, что эти кошмарные, на взгляд европейца, существа яяются объектами поклонения. Вот как описывает «Кали-Кавача» * Богиню Кали:

...«Я видел Ее Многообразную, Четырехрукую, Играющую языком, Облаченную в Стороны Света, Обнаженную, Прекрасную и Темную, как лепестки синего Лотоса.

Подобную полной Луне, Разбивающую полчища врагов, а также Череп, Меч, Лотос, Жест Блословения.

Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившую ужасный лик, Безудержно Хохочущую, Стоящую на Трупе и Украшенную Гирляндой из Черепов.

Так, созерцая Великую Кали, следует прочесть Кавачу («броня»)».

Однако Тантрические образы не следует понимать буально - здесь видны лишь персонифицированные те или иные состояния психики и символы. Например:

«четырехрукая» символизируют четыре состояния сознания:

Турийа - «четвертое», трансцендентное состояние;

Сушупти - бессознательное состояние;

Свапна - сон со сновидениями; и

Джаграт - бодрствование.

Четыре руки - символ четырех уровней речи, божесенного Логоса:

Паравак - высший, невыразимый, причинный урень речи;

Пшийапти - уровень, в котором появляется первичный образ идеи;

Вайккари - собственно речь, произносимая органами;

Чадхйама - средний, промежуточный уровень.

«играющая языком» - очень красноречивый эротеский жест, указывающий на биполярную природу Кали. С одной стороны, Она - Мать и Возлюбленная, постнно пребывающая в восторге нежности и любовного воуждения, с другой стороны, Она - «хищница», облизающаяся на очередную жертву, втретьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.

«облаченная в стороны света», «обнаженная» (дигамбари), означает «истину без покровов», первоанную силу, заставляющую все замереть в ужасе, любви, желании, отвращении и нежности одновременно.

«безумно хохочущая» (аспект Кали-Трипура-Бхаави ) - символизирует сворачивание форм, ангиляцию, молниеносное просветление. Поклонение ей абсолютно беолезно ради достижения материальных благ, власти, батства и прочего.

Смех (хаса) означает одновременно и радость, и ужас, сержащийся в самой Кали. В ее мантре также звучит ее победный «сатанинский» смех: «ХАСАЙМ, ХАСАКА - РИМ, ХАСАЙМ».

«стоящая на трупе» - под трупом подразумеваея сам Шива, который кинулся под ноги Кали, дабы усмирить ее буйство, и она замерла в блаженном изуении. Так родился образ Дакшина-Кали - «Благой Кали». Шива в образе трупа - шавасана, символизирует сознание Абсолюта, а Кали - динамическую энергию. И еще: «Шива без Шакти - труп», таково тантрическое учение.

«украшенная гирляндой из черепов» - символирует пороки и различных демонов, побежденных Кали, а также пятьдесят букв санскритского алфита.

«человеческий череп» или голова, иногда чаша из чера (нарамунди ) - символизирует умерщвленное и отсечеое эго или малое «Я» непросветленного существа. Чаша из черепа - символ Единства Бытия и Сознания.

Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внеего, которые в действительности представляют собой едую полноту Бытия и Сознания.

«меч» (кадга) - символ преобразующей силы, отсекщей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвлщей сознание плотского человека. Меч имеет серповиую форму и это не случайно.

Эта форма соотносится с серпом луны, которая является унерсальным архетипом женского начала. Кроме того, кда концы этого серпа обращены вверх, то это является сиолом воды. Именно этот символ визуализируется в сваистане (см. дальше), соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.

«лотос» (падма ) - символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.

«жест благословения» - (варадамудра) - поднятая вверх рука, ладонью вперед, означает защиту, покровителтво, заверение в безопасности.

В иконографии для четырехруких форм божества хараерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защы и благословения.

Текст «Кали-Кавачи» прямо указывает на защиту:

...«Ом! Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, исполняющая все желания, Благая Богиня, прославляемая всеми богами!

Освобождает от смерти и от рождения, да зитит нас везде Богиня Махакали*, воплощение биджи* Хум!

Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали - Воюбленную Ша нкары, которой был убит великий демон Нишумбха* и великий Дайтья Шумбха*. Да пожрут моего ненавистника Брахми*, Шайви *, Варахи*, Нарасимха*, Кумари*, Айндри* и Чамунди *.

О, Калика! Ужасная, Скалящаяся! Любящая кровь! О, та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди!

Моих врагов: Пожри! Пожри! Убей! Убей! Умертви! Умертви! Рассеки! Рассеки! Разорви! Разорви! Изгони! Изгони! Удали! Удали! Иссуши! Иссуши! Во благо предлагаю Кали моих врагов, во благо!».

«темная, как лепестки синего лотоса »: очень часто высшие божества индуистского пантеона изображтся с телами черного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Темный или черный цвет символизирует метафизическую, апофатичеую тьму, символ непознаваемого и трансцендентно. Голубой или синий - цвет неба, цвет пространства сознания (чид акаша*).

О черном цвете богини Кали, воплощении Паати Рамакришна говорил:

...«Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно ее почувствовать - она совсем не черная.

Акаша (эфир), небо, воздух не имеет цвета, но если смотреть из глубокого колодца - кажется черным.

Вода океана кажется голубой, но зачерпните нного воды рукой и вы увидите, что она на сом деле не имеет никакого цвета.

Разве моя Божественная Мать черна?

О, ум, что говоришь ты?

Хотя и черная, Она своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца».

Природа Шивы

Культ Шивы, высшего бога в тантризме, по всем признакам так же стар, как и сам человеческий род.

Уникальность Шивы выражается тем, что в индуиском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный хараер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на ге Кайлас* в Гималаях, где пребывает как божествеый подвижник, погруженный в медитацию, отрешеый от всего Мира.

В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетичного и эротичного начал.

На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В оой руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой - палицу, на которой остались остатки головы.

В Шиве видится суровое и страшное божество, Боаушитель. Он представляет собой разрушающую, униожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами своего окружения он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями.

Образ Шивы уникален. Он обладает всеми разнообраыми аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махешвара (Великий Господь), Махабхаава (Беспощадный, Владыка Смерти), Рудра (Ревущий, Тот-Кто-Заставляет-Плакать), Ишана (Ужасный), он карающий людей, творящий Высший Суд.

Он непоколебимый Судия и Владыка всех живых и мертвых, он четырехрукий Шива-Лила («Танцующий Шива», уничтожающий эту материальную Вселенную).

«Тантра, Постижение Высшей Реальности» так описывает его:

...«Я знаю его, древнего, свободного от немощи. Он - душа всего.

Он - всепроникающ и наполняет Собой все.

В связи с ним говорят о нерожденности.

О Нем говорят как о Вечном».

«Кайвалья-Упанишада» * говорит:

«Я меньше малого и подобен Великому.

Я - весь этот многообразный мир.

Я - древний.

Я - Пуруша*.

Я - Золотой Владыка, наделенный образом Шивы».

«Маханирвана-Тантра» * говорит так: «Медитируем на образ Бхайравы, который носит серьги в своих ушах и змею, как священный шнур, пояс из змей и змей в волоса х, чье тело - синее, как вечернее небо.

Он носит красную гирлянду из черепов, искусно украшающее его тело.

Он держит капалу* в своих руках.

Он держит в руках кинжал, и его глаза пылают огнем.

При любых жертвоприношениях Он - защитни к, устраняющий все препятствия, он дарует уех и победу.

Он обитает на кладбища х, поедая плоть трупов.

В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки.

Он обнажен, но неодолим.

Он принимает облик скелета.

Он наставник духов и повелитель всех демониц.

Он - нищенствующий Прашупати*, которому слат бхуты* и якши*.

Третий глаз Его пылает огнем и как покровитель Трех Миров, имеет три головы.

Он тощий и глаза его желтого цвета.

Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.

Все его три глаза тогда наливаются кроваво-красным огнем.

Он Господь духов, как признанный учитель, их сущность.

Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем.

Как величайший воин,

Он дарует и владение и власть.

Он - Учитель Высшего Знани я, Уничтожитель времени и смерти.

Он - проявление Бога Шивы и живет во мраке.

Бесстрашный Супруг Богини Кали-Майи, Дурги-Бхайрави.

Он податель всех богатств.

Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь,

ражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в гором разочаровании.

Он - защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзий».

«Ниларудра-Упанишада» * говорит:

Я видел Его, спускающегося с неба вниз на землю.

Я видел сметающего злого Рудру с синей шеей и пучком волос на голове.

Страшный Он спустился с неба и твердо ступил на землю.

Люди! Смотрите на Него - с синей шеей, темнокрасного.

Он идет, не причиняя людям зла, Рудра с целительным лекарством.

Да уйдет от тебя глазная болезнь, что погубила твои глаза.

Да будет слава Твоему блеску!

Да будет слава Твоему духу!

Да будет слава Твоим рукам!

И также - слава твоей стреле.

Стрелу, которую Ты, о, Обитатель гор, держишь в Своей руке, чтобы метнуть ее.

Сделай ее благодетельной, о, Хранитель гор, не причиняй вреда моим людям. С благодетельной речью, о, Житель гор, мы обращаемся к Тебе, чтобы все живое у нас было здоровым и довольным.

Твоей благодетельнейшей стрелой, Твоим Луком, Твоим благодетельным выстрелом - всем милостиво дай нам жить!

Твой благодетельный образ, о, Рудра, не ужасен, не являет зла.

Воззри на нас этим несущим покой образом, о, Обитатель гор!

Toт, кто темный, красноваторичневый, а также - рыжеватый, темнокрасный, и те, что воуг со всех сторон тысячами примыкают к Рудре - поистине их гнев мы смягчаем мольбами».

Вот как описывает «Шримад-Бхагаватам» появление Шивы:

...«В начале Брахма* произвел на свет четырех мудрецов - Санаку*, Сананду*, Санатану* и Санат-Кумара*.

Ни один из них нисколько не испытывал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью - все они были необыкновенно возвышенными личностями, поскольку их семя двигалось вверх, и они отказались исполнить просьбу отца - производить потомство.

Ум Брахмы охватил великий гнев. Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать, гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребенка с телом красносинего цвета.

Появившийся на свет ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место!».

Всемогущий Брахма, родившийся в цветке Лотоса, успокоил ребенка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: «Не плачь. Я нременно исполню твое желание.

О, повелитель полубогов! За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой.

Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы.

Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имен: Манью, Ману (прародитель человечества), Махинаса, Махан, Шива, Ратидхваджа, Уграрета, Бхава, Кала (Всепожирающий, Время), Вамадева и Дхритаврата.

Кроме того, о, Рудра, у тебя будет одиннадцать Рудрани*: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Парвати, Свадха и Дикша.

Мальчик мой, прими своих жен и отпраяйся в отведенные места пребывания: поскольку теперь ты - один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население Вселенной».

Безгранично могущественный Рудра, тело, которого было красносинего цвета, произвел на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точьв - точь похожи на него - внешностью, силой и неистовым нравом.

Потомки Рудры, заполонившие все места, стали вести себя агрессивно.

Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: «О, лучший среди полубогов, тебе не следует больше производить на свет подобных существ.

Извергая из глаз языки пламени, они стали опуошать все вокруг и даже осмелились напасть на меня.

Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам.

Это принесет благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого.

В этой статье мы продолжим рассмотрение различных видов энергий через призму божественных проявлений в виде образов древних богов и богинь, начатое нами в

Шакти-богиня

Шакти-богиня представлена в шиваизме - религии, распространённой в Индии, - как вторая половина или ипостась Шивы. Для человека, воспитанного в западной традиции, возможно, будет нелегко представить, что Шакти может быть и самостоятельной богиней, проявляясь в таких образах ведической традиции, как Кали, Дурга, Парвати, Лакшми, Сарасвати и другие, а также в роли внутренней составляющей Шивы.

Изначально Шива как главный бог в пантеоне из более чем 3000 божеств уже наделён силой Шакти, и при этом, совершая свой танец, он соединяется со своей супругой Шакти и заново творит мир. Этот мифологический образ должен рассматриваться прежде всего с философской точки зрения, где под Шивой мы понимаем сознание, а под Шакти - энергию, влияющую на сознание и дающую ему силу творить. В йогической традиции аналогами Шивы и Шакти могут выступать энергетические каналы ида и пингала, где ида олицетворяет женское начало, а пингала - мужское.

Возвращаясь к истокам, нужно сказать, что в переводе самое слово «шакти» означает "мощь", "сила", и эта мощная и сильная сторона есть у любого божества, будь то Вишну, Брахма или Шива. Сам Брахман, из которого всё произошло и который и есть всё, также имеет свою Шакти, т. е. Силу.

Таким образом, мы приходим к выводу, что представлять Шакти-богиню как обособленную сущность довольно сложно и практически невозможно, т. к. это шакти-сила, энергия, которая изначально присуща Шиве - сознанию, стабильному началу, вечному и неизменному. В противоположность этим характеристикам Шивы, Шакти - это, в первую очередь, трансформация, время, изменчивость. Благодаря Шакти, сознание Шивы может проявиться в реальности, обрести форму.

Шива находится за пределами всех характеристик, он стоит над ними, он сверхсознание, которое имеет внутреннюю, ему присущую Шакти, иначе называемую Ниджа-Шакти. Ниджа-Шакти всегда находится с Шивой, это энергия, которая всегда связана с Шивой. Но, как вы уже поняли, существует множество Шакти, в том числе внешняя, слияние с которой происходит во время священного танца Тандавы, когда Шива творит мир. В этот момент происходит эскалация энергий, что ведёт к появлению новых видов сознания и их форм.

Шакти-йога

Что же такое Шакти-йога? Это просто! Шакти-йога - это йога, которая пробуждает вашу силу, и напрасно её причисляют к сугубо женским видам йоги. Вообще, что такое женская или мужская йога? Йога - она для всех! Смысл состоит в том, что раз шакти ассоциируется с женской ипостасью Шивы, то логично было бы предположить, что Шакти-йога приготовила нечто новое именно для женщин. Однако, как мы уже знаем, шакти-йога - это йога энергии, пробуждения энергии, которая в переводе на язык йогической традиции есть не что иное как кундалини-йога, пробуждение скрытых сил, непроявленной энергии, которая присутствует во всём, что нас окружает, включая нас самих.

Разобравшись, мы приходим к выводу, что Шакти-йога - это и есть соединение со своей внутренней силой - антар-шакти, - или, по-другому, пробуждение этой энергии, присущей всему живому, пране, а если говорить конкретно о человеке, то его энергии кундалини. - это психофизическая энергия, которая находится в нераскрытом, неактивированном состоянии в человеческом организме у основания позвоночника.

Если вы решите заниматься шакти-йогой, то это одновременно будет означать, что вы встали на путь кундалини-йоги. Однако для того чтобы заниматься ей, нужно быть психологически подготовленным человеком. Пробуждение дремлющей в организме энергии обязательно приводит к закономерным последствиям. Многие люди, которые начинают практиковать кундалини- или шакти-йогу, преследуют одну цель - овладеть сверхъестественными способностями. Это возможно, т. к. энергия Шакти открывает ещё неизвестные человеку возможности, но также есть и риск оказаться во власти этой энергии.

Пробуждение энергии Шакти

При пробуждении кундалини, или Шакти, энергия снимает многочисленные блоки, и часто это выражается в том, что человек перестаёт себя контролировать, ему сложно отвечать за свои эмоциональные реакции, или, вернее, эмоции бьют ключом, причём не только положительные, но и отрицательные, такие как вспыльчивость и гнев. И ничего удивительного: ведь шлюзы открыты, но люди не готовы к таким проявлениям Шакти, поэтому часто неокрепшая психика человека не может выдерживать эмоционального накала, и это разрушает человека изнутри как морально, так и физически.

Но есть и такие способы пробуждения энергии шакти, которые можно назвать безопасными, и ими издавна пользуются йогины, - это практика пранаямы и медитации. С помощью направленного дыхания и сосредоточения внимания, практики осознавания происходящего внутри и извне человек мягко и плавно включает в работу энергию шакти.

Есть случаи спонтанной активизации шакти, но они немногочисленны и чаще всего связаны с неординарным событием, произошедшим в жизни человека. Итак, если вы серьёзно настроились на то, чтобы развивать внутреннюю антар-Шакти, то, наряду с практикой хатха-йоги или других видов йоги, связанных с развитием физического и эмоционального тела, вы будете также практиковать различные виды пранаям и медитаций, что с практической стороны позволит вам стать более осознанным человеком, легче справляться со стрессовыми ситуациями в жизни и в целом стабилизировать эмоциональное состояние.

Как уже было сказано выше, Шакти-йога и активизация энергии Шакти - это не только женская вотчина занятий йогой. Мужчины также могут заниматься Шакти-йогой, ведь в каждом из людей, также как в боге Шиве и Брахмане, сосуществуют оба начала - мужское и женское. Важно понимать, что мы обсуждаем психологическую и духовную стороны вопроса, а не физиологическую.

В любом человеке есть сила и сам Брахман. Так почему же отказывать в практике Шакти-йоги мужской половине человечества. Было бы довольно недальновидно полагать, что если энергия Шакти связана с Дэви, богиней Шакти, женским аспектом Шивы, то её следует практиковать преимущественно женщинам. Как раз наоборот: для того чтобы мужчины почувствовали полноту своей натуры, нужно принять и почувствовать в себе присутствие энергии Шакти, ведь она и есть источник всякого изменения, претворения мыслей, идей в форму, материю. Она - двигатель жизни.

Шива и Шакти. Энергия Шакти

Энергия Шакти - это то, что движет миром. Эта энергия повсюду, она есть прана. Если мы говорим, что Шива есть сверхум, сверхсознание, то Шакти - это прана, энергия. Не зря из мифов мы помним, что бог Шива, великий йогин, махайог, который победил смерть, передал знание о йоге людям, а также обучал свою жену Парвати, опять же аспект Шакти, йогическим знаниям и пранаяме, а уже она, в свою очередь, ниспослала знание о контроле и управлении дыханием людям.

Из энергии Шакти состоит наша материальная действительность, ведь то, что мы видим, есть не что иное как уплотнённые вибрации, которые при их взаимодействии образуют материю. Выходит, что энергия Шакти - это и есть своеобразный строительный материал, из которого построен наш мир и вселенная, но также и великая иллюзия, названная майей, в которой мы живём. С помощью энергии создаётся форма, а что такое форма, если не иллюзорная субстанция.

Конечно, нам решать, каким образом воспринимать те формы, в окружении которых мы живём, но часто случается, что именно этот внешний аспект является для нас ведущим, в то время как субстанциональная часть оказывается скрыта за ним. В этом случае мы понимаем, что энергия Шакти, являющаяся майей, разъединяет нас с сущностью, с пониманием истины. Одновременно с этим есть и другая функция Шакти - это динамическое очищающее начало, присущее постоянно движущейся энергии, и её с помощью мы можем убрать блоки, не только энергетические, но и психологические, т. е. эта энергия очищает и просветляет.

Вот почему энергия Шакти имманентна Шиве. Шива и созидательный, и разрушающий, всепрощающий и жестокий. Дуальность, присущая Шиве как божеству, также проявляется и в Шакти, потому что Шакти и есть Шива. Её бы не могло быть, если бы не было Шивы, потому что Шива есть всё. Лишь для удобства восприятия человеческим сознанием мы разделяем и изучаем определённые аспекты Шивы, при этом они не перестают быть внутренне и изначально присущими богу Шиве - творцу мироздания, который продолжает танцевать Тандаву, заставляя мир и дальше развиваться до тех пор, пока однажды он не остановится, что положит конец этому миру, для того чтобы дать начало новому.

Восходящая энергия и нисходящая энергия Шакти

Хочется ещё сказать несколько слов о течении энергий в теле человека. Большинство энергий, которые человек использует в жизни, - это энергии восходящей направленности. Они связаны с использованием собственной внутренней энергии для достижения успеха, и выражается это в физическом делании: нужно куда-то сходить, с кем-то переговорить и т. д. Это связано с взаимодействием с другими людьми, коммуникацией. Вы находитесь в круговороте событий и, считая, что выполнили свой долг, запланированное на день или на неделю, идёте отдыхать.

Часто здесь находится корень проблемы: почему достижения задуманного и ожидаемого приходится так долго ждать или прикладывать непомерное количество усилий, чтобы чего-то добиться. Всё потому, что люди забывают о существовании ещё одного энергетического потока, направленного сверху вниз, т. е. нисходящего, за который и отвечает энергия Шакти.

Это энергия принятия. По каким-то причинам в некоторых источниках её называют энергией отдачи. Похоже, что та логика, которая используется, когда энергию Шакти называют энергией отдачи, основана на понимании очень важного момента, связанного с тем, что все заботы и мысли мы должны научиться отпускать. Хотя на самом деле правильней называть Шакти энергией принятия, потому что вы позволяете божественной энергии наполнить вас, принять то, что уже вас дожидалось, и для этого нужно стать открытым, снять внутренние блоки, забыть о заботах и просто ощущать окружающую вас энергию. Постепенно она начнёт наполнять вас, поступая из Космоса во время практики медитации.

Именно поэтому для пробуждения энергии Шакти так важны занятия медитацией.

Всем практикующим йогу нужно очень точно осознавать факт восстановления энергетического баланса, т. к. если не принимать его во внимание, то это может привести к временному дисбалансу течения энергий в организме и повлиять не самым лучшим образом на жизнь в целом. Перед тем как приступить к практике занятий йогой, внимательно изучите энергетический аспект, влияние асан на тонкие тела человека и только после этого смело приступайте к занятиям.

Шива и шакти

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Семя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться лингаму) получил столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).

Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них – Дурга и Кали.

Из книги 100 великих богов автора

ШИВА В пантеон ведических богов Шива вошел сравнительно поздно, подменив Рудру. Считают, что это произошло около III века н. э. Но заявил он о себе (верней, заговорили о нем брахманы, отдельные мыслители) очень веско. В одном из поздних гимнов «Упанишад» сказано, что есть

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА Эту богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная. Маха-деви означает «Великая богиня». Так нередко обращаются к Шакти (под этим именем она выступает как

автора Васильев Леонид Сергеевич

Тримурти – Брахма, Шива и Вишну Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) – Брахма, Шива и Вишну. Обычно отмечают, что эти трое в системе индуизма как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции – созидательную,

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Шива и культ лингама Подавляющее большинство индуистов делится на шиваитов и вишнуитов, предпочитающих соответственно Шиву или Вишну. Шива, генетически восходящий к ведическому Рудре, но практически в тысячах своих имен-модификаций воплотивший множество местных

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Многоликий и загадочный Шива Шива («благой», «приносящий счастье») – одно из трех высших божеств индуистского пантеона и вместе с тем одно из самых популярнейших. Он является третьим лицом в триаде «Брахма – Вишну – Шива» и первоначально выступал как разрушитель

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Грозный бог Шива Шива - грозное божество индуизма. Его представляют сидящим на горе Кайласе, погруженным в глубокое размышление. Бог одет в тигровую шкуру, у него длинные ниспадающие волосы, с которых стекают потоки воды, дающие начало Гангу; в волосах его сверкает месяц,

автора Успенская Елена Николаевна

Шива - «главный бог» раджпутов Самый распространенный и любимый у раджпутов - культ Шивы (Махадева) и связанный с ним культ богинь-матерей. Шиву редко называют этим именем. Чаще всего он Махадев, Великий бог. И Шиву, и Вишну называют еще Бхагван, т. е. «бог» (с точки зрения

Из книги Раджпуты. Рыцари средневековой Индии автора Успенская Елена Николаевна

Шакти Индуисты почитают большое число богинь, или божественных образов женского рода, которые все осмысляются как манифестации единой Великой Богини. У этой Великой Богини двойственная природа: она добрая и злобная, милостивая и карающая, что проявляется в

Богиня Ума (Шакти) - энергия вселенной, сила космического мира, включающего в себя все слои материального мира. Она считается созидательным аспектом Всевышнего. Имена, под которыми Ума известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы все их перечислять. Если же некоторые из них, такие как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни , указывают на её происхождение от Гималаев или от ее первого отца Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие как Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Господа Шивы. Подавляющее большинство богинь Ведического пантеона являются ее экспансиями (расширенными аспектами). Наиболее важнейшими из них являются Дурга, Кали, Налита, Гаури, Чанди и Аннапурна.
Так же как и её супруг Шива, Ума имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.
В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали . Характеристики этих богинь настолько отличны от образа Умы, что поначалу трудно воспринимать их как одно божество. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Более противоречив образ Кали, который объясняют как персонификацию гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства". Почитание Кали, так же как и Дурги, в качестве богини-покровительницы особенно распространено в наши дни в Бенгалии. Хотя все женские божества именуются Шакти их супругов-полубогов, слова «Шакти» и «Дэви» более часто, если не исключительно, относятся к супруге Господа Шивы.
Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), то есть первый фундаментальный элемент мироздания. Поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»).
Согласно Пуранам, после сотворения мира Ума вначале была рождена как Дакшаяни , дочь прародителя человечества Дакши и Прасути , а затем вопреки воле своего отца вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша неоднократно оскорблял его, говоря о том, что Он вечно скитается по разным грязным местам, носит только набедренную повязку, и его всегда сопровождают духи и привидения. Когда Дакша решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался Господь Шива. Вопреки совету своего супруга не ходить на эту церемонию, Дакшаяни всё-таки пошла без приглашения на это жертвоприношение и после того, как ее отец стал публично поносить и оскорблять ее супруга, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. После этого она стала известна как Сатья («Целомудренная»). Шива, узнав об этом, пришел в столь сильную ярость, что немедленно сотворил гигантского монстра, который с другими ракшасами пришел на арену жертвоприношений и учинил там страшное кровопролитие. Дакше он отрубил голову и сжег в жертвенном огне. Правда позднее Шива простил Дакшу, оживив его тело, но вместо человеческой головы даровал ему голову козла.
Сатъя же воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его вновь взять себя в жены. Во время сурового тапаса (духовного подвижничества), предпринятого ею, она в конце концов отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить самоистязание дочери, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она известна как Гаури («Белая»). Как Мать вселенной, она является Амбой или Амбикой , где оба слова означают «Мать».

Господь Шива сам признает, что без своей вечной спутницы Шакти Он не способен созидать или разрушать, и что один, без нее, Он неподвижен как труп.
От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей. Ума выражает особую милость тем семьям, в которых рождается много детей. Но при условии, что их родители в действительности могут дать им любовь, достойное образование и обеспечить их всем, в чем они будут нуждаться в детстве и юности. Те, кто просто зачинают детей, не думая об их последующей судьбе, уподобляются животным и теряют покровительство Умы. Конфликт с Матерью Парвати возникает у тех, кто без всяких ограничений растрачивают драгоценную энергию шакти в сексуальных наслаждениях и совершают аборты. В следующем воплощении богиня Ума лишает такого человека воли, плодовитости, сексуальной силы (вплоть до бесплодия), сильного и здорового тела.
Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей. На самом деле мы можем видеть, что именно эти явления и происходят в современном мире. Очевидно, что терпению Матери Парвати пришел конец. О том, что ждет человечество в будущем, если мы ничего не изменим, можно только догадываться.

Обычно к Уме обращаются с помощью специальной мантры.

АУМ ХРИМ ШРИЛ КЛИМ
ПАРАМЕШВАРИ СВАХА

Необходимо услышать мантру от человека, находящегося в Шива-сампрадайе или Шакти-сампрадайе . Эту мантру активизируют на заходе солнца, повторяя ее по 108 раз в течение 28 дней.
Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит . А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой. В аспекте Парвати она управляет пролактином и эстрогенами, в аспекте Дурги - прогестероном.

Мы надеемся, что эта небольшая статья поможет нашим читателям понять важность отношений с внутренней энергией Бога в ее аспектах -Лакшми, Сарасвати и Умы. И оттого насколько мы хорошо осознаем это, зависит будущее не только каждого из нас, но и процветание, гармония и благополучие всей планеты.

В последующем обсуждении мы будем говорить конкретно о направлениях шактизма и шиваизма, делая акцент на шактизме.

Шива воплощает непроявленное, а Шакти - проявленное. Шива лишен формы, а Шакти - это то, что обретает форму. Шива - это сознание, а Шакти - энергия, не только космоса в целом, но каждого и всякого отдельного человека. Шива - это высшее сознание, пронизывающее каждого, а Шакти - это сила, которая проявляет потенциал, заключенный в сознании в разных проявленных центрах в человеке и вселенной. Корни Шакти заключены в Шиве. Хотя один из них воплощает проявленное, а другой непроявленное, в предельном смысле они представляют собой одно и то же. Один является принципом неизменности, а другой принципом изменения. Шакти - это изменение в неизменности, а Шива - неизменность, лежащая в основе изменения. С логической точки зрения это взаимоотношение кажется противоречивым, однако целью тантры, равно как и йоги, является непосредственный опыт совершенного единства неизменного и изменяемого и исчезновения их двойственности. В конечном счете, между Шивой и Шакти нет никакого различия, но это постигается только в состояниях высшего осознания. И это постижение превращает жизнь в источник восхищения и радости.

Все, что вы видите вокруг себя, будь то физическое, психическое, умственное или какое угодно еще - это Шакти как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Сюда входят ваши тело и ум. Сюда входят любое дерево, любая собака, любой камень, солнце и звезды. Шакти - это все сущее. Все эти проявления произошли из одной первоосновы, Шивы. Цель тантры состоит в том, чтобы в каком-то смысле повторить путь проявления, чтобы Шакти была средством воссоединения индивида с Шивой и познания высшего опыта - самадхи, нирваны или чего бы то ни было, чем вы захотите его назвать. Тантра призвана вести вас по пути возвращения к единству с Шивой и Шакти, единству индивидуального существа (джива) с высшим (параматман).

Тантра говорит, что Шакти, или сила создания отдельных центров проявления (то есть, объектов, индивидов и т.д.), в своей сути является сознанием (Шивой). Однако сила окружающего нас феноменального мира маскирует себя (посредством майи), и в обычных состояниях осознания не видно, что на самом деле она представляет собой сознание. Всё и вся в проявленной вселенной - это не что иное, как проявленное сознание. Сколь бы странным это ни казалось, в природе или содержании сознания не происходит никакого изменения, несмотря на то что из него происходит все сущее. В Ишавасья Упанишаде говорится:

То целое и это целое.

Из целого берется целое и получается целое.

Если изъять целое из целого, останется только целое.

Великий европейский мудрец Плотин говорил в точности то же самое:

«Единое суть всё и также не всё. Оно - не всё, поскольку оно источник всего. Оно суть всё в трансцендентальном плане, поскольку в нем есть все... или точнее, еще не есть, но может быть».

Эти две цитаты заключают в себе саму суть тантры и любой религии. Не беспокойтесь, если вы не понимаете их смысл, ибо то, что они пытаются передать, не поддается рациональному осмыслению.

Сознание - это неисчерпаемый источник всего во вселенной, в то же время всегда превосходящий то, что из него происходит. Сознание никогда не перестает быть тем, что оно есть, чем оно было и будет. От Шивы через посредство лилы Шакти происходит вселенная в целом и все сущее в отдельности... и все же Шива всегда остается одним и тем же. В то же время Шива и Шакти в высочайшем смысле представляют собой одно и то же. Это вечная тайна, вечное чудо, не поддающееся описанию. Гораздо лучше пытаться сосчитать все камешки на пляжах всего мира, чем стараться описать невозможное.

Тантра рассматривает материальную вселенную как форму, образец или выражение целого. Согласно тантре, реальны и проявленное и непроявленное, и фон и проекция, и фильм и экран. По существу, бессмысленно говорить человеку, что окружающие его вещи нереальны, поскольку его личный опыт на нормальных уровнях осознания свидетельствует об обратном. Кроме того, с точки зрения тантрической, йогической или любой другой духовной практики мир следует считать реальным. Следует использовать тело, ум и другие аспекты мира для познания того, что лежит за его пределами. Если считать ум и тело нереальными, как это принято в некоторых системах, то как можно практиковать духовные техники, как можно заниматься с тем, что нереально? Конечно, на нормальных уровнях опыта эта точка зрения нелепа. Многие другие системы считают вселенную нереальной потому, что она изменяется. Хотя это всего лишь вопрос определения, тантра утверждает, что на самом деле все реально, меняется ли оно (Шакти) или остается неизменным (Шива). Это не более чем два разных аспекта целого.

Шива - отец (пита) всего, что движется и неподвижно. Его описывают обнаженным - облаченным в пустое пространство (дигамбара - облаченным во все во вселенной). В наше время его обычно изображают одетым в тигровую шкуру и держащим в руках трезубец, который представляет три качества вечно подвластной ему природы - тамас (темноту и инерцию), раджас (деятельность) и саттву (свет и гармонию). Он восседает на быке по имени Нанди. Шива содержит в себе семена творения. Его символизирует шивалингам. Он является полностью необусловленным, постоянно пребывая в состоянии нирвикальпа самадхи, в котором полностью отсутствует двойственность того и этого. Шива - царь всех йогов (Йогешвара), ибо он представляет высший опыт. Он также известен как Кулешана, властелин каулов - тех, кто достиг высочайшей стадии тантры (Каулачара).

У Шивы есть и много других значений в его различных состояниях или аспектах. Пусть они вас не смущают. Например, иногда он зовется Рудра - разрушитель - и по своей природе как будто больше похож на Шакти (уничтожающий аспект). Но важно понимать или по крайней мере знать, что на самом деле нет никакого противоречия в том, чтобы считать Шиву бездеятельной, пассивной персонификацией сознания (как мы уже подчеркивали), а также представлять его как более активную персонификацию в форме Рудры, разрушителя. Этим просто еще раз подчеркивается тот факт, что в действительности активное и неактивное, проявленное и не-проявленное представляют собой одно и то же. Все эти божества - Шива, Шакти и кто угодно еще, Hit самом деле представляют в точности одно и то же: абсолют. Отличается только символ, форма представления. Почему бы и нет? При желании вы можете создать свое собственное божество, и оно будет столь же уместным, как любое другое. Это повсеместное поклонение огромному числу богов говорит о невероятной сложности (и в то же время простоте, при условии понимания), а также терпимости всеобъемлющей духовной атмосферы Индии.

Шакти также известна под многими именами и во многих аспектах. В связи с организацией и ростом материи во всех формах жизни ее называют праной. Ее называют кундалини - силой, дремлющей во всем, в том числе в человеке, которую можно высвободить посредством практик татры и йоги, равно как и любых других духовных практик. Ее называют Кали - уничтожительницей (не разрушительницей), которая забирает все обратно в свое чрево в конце отведенного срока жизни. Существует множество картин и статуй, изображающих ее как Парвати - воплощение любящей, верной жены Шивы. Ее называют изначальной силой - Адья, вселенской матерью - Ишвари, супругой Ишвары, властелина вселенной. Она также известна как Авидья рупини (форма неведения), ибо именно она порождает неведение и индивидуальность. И наоборот, ее называют и Видья рупини (форма познания), ибо она является средством устранения рабства и познания освобождения или просветления. Как говорит Куларнава Тантра:

«Чем человек падает, тем он и поднимется». Иными словами, она - ум каждого из нас, который может нас либо порабощать, либо освобождать. Она известна под именем Майи (создательницы иллюзий), ибо из-за ее силы человек не может видеть единства и познавать высшее осознание. В то же время именно через посредство силы Шакти воспринимается мир. Без Шакти вы были бы не способны переживать мир, ибо именно она создает ум и тело. Именно через посредство Шакти Шива может переживать сам себя. Кроме того, Шакти - это Парабрахман, абсолют, когда она становится Брахманом во время соединения Шивы и Шакти. В Индии поклоняются бесчисленному множеству ее различных форм - Уме, Гаури, Дурге и так далее. Ее формы бесконечны, ибо нет конца ее силе и вещам, которые она проявляет. Ее формы столь же многочисленны, как отражения луны. Она постоянно активна, создавая, поддерживая и затем снова поглощая или растворяя все в Шиве только затем, чтобы создавать снова. Это непрерывный и бесконечный процесс.

Помните, что как мы уже указывали, концепция Шивы и Шакти не ограничена Индией. Мы уже говорили, что тантра универсальна, и это действительно так. Например, в книге древнегреческого философа Платона «Федр» сказано:

«То, что есть на земле (Шакти), - это только подобие или тень чего-то существующего в высшей сфере - того великолепия, что пребывает в неизменном состоянии (Шивы)».

Это ясная иллюстрация принципа Шивы и Шакти. Есть множество других примеров. Возьмем древних гностиков. По существу, это было европейское тантрическое направление, которое интерпретировало христианство гораздо глубже, чем его понимало большинство людей. Они интерпретировали его в свете высшего опыта. Но не будем отвлекаться; мы хотим показать сходство между Шивой и Шакти и этой древней системой гнозиса (просветления). Один из гностических мистиков, Симон Маг, якобы сказал следующее:

«Универсальные зоны (циклические периоды творения, как их описывает тантра) состоят из двух ветвей без начала и конца, которые произрастают от одного корня (абсолюта)... невидимой силы и непознаваемого безмолвия. Одна из этих ветвей проявляется свыше и представляет собой универсальное сознание, упорядочивающее все и обозначающееся как мужское начало (конечно, это Шива); другая ветвь - это женское начало, и она порождает все сущее (Шакти)».

Мы не будем дальше цитировать этот текст. Гностики даже подразделяли человеческих существ на три отдельные группы, точно такие же, как в тантре. С точки зрения осознания низшую группу представляют те, кто знает только о существовании материального мира, и поклоняются ему. В тантре эта группа называется пашу, или инстинктивным человеком. Во вторую группу входят те, кто поклоняется фундаментальной реальности, но без ее переживания, а посредством слепой веры. Это похоже, хотя и не в точности, на вторую категорию тантры - вира, или героического человека; третья группа состоит из людей, которые познают высшее осознание и живут в нем. В тантре их называют дивья, или божественными людьми. Таким образом, древняя система гностицизма имеет фундаментально тантрическую природу. В мире существует много других очень похожих систем. Мы не будем их обсуждать из-за недостатка места.

Энергия, в том числе материя, и сознание совместно функционируют в космосе, равно как и в л»бом человеческом существе. Это сочетание дает начало миру, который мы видим вокруг; оно дает начало времени и пространству. Энергия управляется сознанием, а сознание не может выражать себя кроме как через энергию. В тантрической книге Шанкарачарьи под названием Саундарья Пахари говорится:

«Как Шива может действовать без Шакти?» Поэтому тантра учит, что для слияния с сознанием следует в качестве средства использовать Шакти.

Существует высший опыт, в котором Шива и Шакти более не существуют как отдельные сущности. Чтобы показать, что этот опыт невыразим, одни называют его Брахманом, другие - «ни то, ни это». Третьи говорят, что это «одно без второго». Это состояние называют самадхи, нирваной, совершенным единством и множеством других имен. Это стадия, на которой Шива настолько сливается с Шакти, что они становятся одним и тем же. Они так плотно охватывают друг друга, что перестают быть отдельными. В этом смысл многих индийских скульптур, изображающих Шиву и Шакти в виде мужчины и женщины. Они изображают состояние бытия, непрерывное объятие, в котором исчезают самоотождествление и отдельность. Это - божественное объятие.



 

Возможно, будет полезно почитать: