Что представляет собой классификация профессий. Гностические профессии: список

Мир профессий изменчив и многообразен. Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Их может быть много, так как для их построения существуют самые разные основания.

В 1957 году принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.). В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главным критерием группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемой сырье, требуемое образование.

Классификация профессий по отраслям народного хозяйства также является многоцелевой, основу её составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли можно представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

Классификация профессий в целях гигиены и охраны труда необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 году на средства Московского земства врач-гигиенист С.М. Богословский опубликовал книгу «Система профессиональной классификации», включавшую семь разновидностей гигиенических группировок профессий.

В 70-е гг. XX в. в нашей стране была разработана классификация видов работ по степени тяжести , понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье и функционального состояния всего многообразия факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки (Славина Э.С., Макушин В.Г., 1974).

Группировки профессий в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей).

В рамках истории труда, техники может быть разработана историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда.

Классификация профессий может быть построена на основе психофизиологического подхода , критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе. В принципе могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д.

Такого рода классификации предлагались в начале XX века. С. Пиорковский выделял группы профессий: низшие (неквалифицированный труд); средние (специализированные индустриальные профессии с требованиями к сенсомоторной сфере или к интеллекту, но в ограниченных пределах); высшие (требующие самостоятельных решений, развития организационных функций и общего интеллекта). Близкий вариант классификации предлагал и О. Липман, отличие его варианта заключалось в делении профессий высшей группы: на гностические (ученый); технические (инженер); и символизирующие (художник, поэт, музыкант).

Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда. Он предполагал учитывать неприятности физического порядка (утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения); неприятности эстетического порядка (дисгармония ритма; световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи и пр.); неприятности социального порядка (бесцельность, неинтересность работы; суета, плохая организация совместной деятельности; отсутствие взаимной поддержки в общей работе; оторванность от людей). Эти проявления негативных сторон профессий предполагалось иметь в виду, определяя заработную плату работников, которая должна им компенсировать моральные издержки, вызванные негативными эмоциями.

В 60-е гг. XX в. Ленинградскими учеными под руководством Е.А. Климова была создана информационно-поисковая система «Профессиография». Эта система предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:

1) общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);

2) подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста);

3) типовые производственные показатели работы (виды труда; предмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность аварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по её содержанию; формы организации труда и характер социальных связей в труде);

4) санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные вредности, медицинские противопоказания);

5) психофизиологические характеристики труда (120 признаков):

Сенсорные процессы и перцептивные действия;

Психические процессы по хранению, переработке информации, принятию решения – наблюдение, память, мышление, речевые функции;

Моторные компоненты деятельности;

Эмоциональный фон трудовой деятельности – особенности регуляции трудового поведения, характер нервно-психической напряженности;

Индивидуально-личностные качества – помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность, волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.

Каждый признак оценивался по степени выраженности; при этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая и периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла быть представлена в виде графического профиля степени выраженности структурных компонентов профессиональной деятельности, оцененных по девяти шкалам.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной классификации её видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

2. По характеристикам целей труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

Оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий – (стандартный – преподавание, лечебная работа и др., нестандартный – научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство).

Динамический и статический;

Однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.).

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление – водолазные работы, низкие температуры – полярники, информационные перегрузки – диспетчерская работа и т.д.), в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т.д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

Регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

Индивидуальный и коллективный (совместный).

Е.А. Климовым предложена «четырехярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т.п.;

2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ;

3) человек - человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т.п.;

4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т.п.;

5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т.п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. – «гносис» – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х);

2) преобразующие профессии (П) - мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х);

3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х);

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т);

2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;

4) профессии, связанные с применением функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т.п.;

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) – лаборант, бухгалтер и т.д.;

2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т.п.;

3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (Т) – воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь и т.п.

Выделенные четыре яруса (группы) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Разделы: Технология

Класс: 9

Цель урока: Создать условия для формирования информационной компетенции учащихся для осознанного выбора профессии на основе знакомства с миром профессий.

Оборудование:

  • словарь профессий,
  • компьютер для демонстрации презентации "Классификация профессий"

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация - правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей. Слайд 3.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Задание № 1. "Назови профессию". Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет - и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

  • Слайд 4. Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • вредительские науки (колдовство).

Слайд 5. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

Слайд 6. По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда - "техника", "человек", "природа", "знак", "художественный образ". Это - первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Слайд 8. Пирамида профессий

Задание № 2. "По горячим следам". Перечислите предметы труда по классификации Климова.

(По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором - целей труда, на третьем - средств труда, на четвертом уровне - условий труда, подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.)

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие "предмет труда" является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Слайд 9. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 10. Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это - второй уровень.

1. Гностические профессии (Г) Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: "Природа" - биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; "Техника" - контролер радиоаппаратуры, испытатель; "Человек" - судебно-медицинский эксперт, социолог; "Знак" - корректор, аудитор; "Художественный образ" - искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П) Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу - строитель, кузнец, художник, в других - результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: "Природа" - животновод, растениевод, зоотехник; "Техника" - слесарь, станочник; "Человек" - учитель, тренер; "Знак" - верстальщик, бухгалтер; "Художественный образ" - художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И) Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то нового, неизвестного. "Природа" - инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; "Техника" - инженер-конструктор; "Человек" - агент по снабжению, организатор производства; "знак" - программист, математик; "Художественный образ" - композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Слайд 12. Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 13. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 14. На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Слайд 15.Вещественные орудия труда - это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) - скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) - швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) - автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Слайд 16. Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 17. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 18. Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года. Различают четыре группы условий труда:

Б - обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О - открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н - необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М - повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Слайд 19. Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы - маркшейдеры, - пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем - все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Слайд 20. Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)
СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 21. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 22. Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное - выделить основные признаки и второстепенные.

Контрольные вопросы.

1. Основание "пирамиды Климова" составляют:

а) условия труда;

б) предмет труда ;

в) средства труда;

в) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника;

б) человек;

в) природа;

г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условиях;

б) на открытом воздухе;

в) в необычных условиях;

г) в условиях повышенной ответственности.

4. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга ;

б) космонавта;

Когда человек находится на пороге выбора профессии, ему стоит знать о том, что стоящая перед ним задача не сводится лишь к определению того, каким способом он будет в дальнейшем зарабатывать себе на жизнь. Та или иная деятельность, вне всякого сомнения, определит и сам образ его жизни. Если к этому вопросу подойти легкомысленно, основываясь только на внешних проявлениях профессии, и не учитывать свои внутренние требования, различного рода ограничения и обязательства, то такой эксперимент может весьма дорого обойтись не только самому человеку, но и окружающим его людям.

Выбор сферы деятельности

На сегодняшний день в мире существует более двадцати тысяч профессий. Столь большое многообразие часто ставит в тупик старшеклассников и вчерашних школьников. Но чаще всего, выбирая сферу своей будущей деятельности, они руководствуются мнением родителей, модой и престижем профессии. При этом мало кто интересуется соответствием будущей специальности и собственной психологии. Однако это очень важный момент. Такого же мнения придерживаются и психологи.

Принципиальное значение при этом имеет такое понятие, как профессиональная установка. Оно отражает готовность человека принимать важные решения на профессиональном уровне. С одной стороны, подобные установки имеют связь с объективными ситуациями, возникающими при выполнении служебных обязанностей, а с другой - невозможны без имеющегося у личности опыта решения различных жизненных задач.

Определение типа будущей профессии

Высокая конкуренция, которая наблюдается сегодня на рынке труда, непременно потребует от молодого специалиста, желающего занять свою нишу, не только достаточно высокой активности. Он обязательно должен продемонстрировать и хорошие профессиональные качества. Как же выбрать нужное направление в жизни?

Для этого существуют различные методики. Определение типа будущей профессии с их применением значительно упрощается. Но для уточнения склонности человека к той или иной специальности все же предлагается воспользоваться дифференцированно-диагностическим опросником Е. А. Климова. Это короткий тест, который на сегодняшний день является наиболее популярным и распространенным в практической психологии. В его основе лежит классификация, рассматривающая типы профессий по Климову.

Опросник включает в себя двадцать альтернативных суждений. Тому, кто проходит подобное испытание, нужно просто выбрать одно из двух занятий, которые указаны в каждом вопросе.

Классификация существующих специальностей

Основным критерием методики, которая определяет типы профессий по Климову, является «объект труда». Это то, на кого или на что направлена преобразующая активная деятельность профессионала.

При этом Климов выделяет пять таких «объектов труда». Это:

Природа, здесь имеются в виду биологические объекты, то есть живая природа;
- техника, включающая в себя машины и материалы, механизмы и различного рода энергию;
- человек, который находится в разном возрасте (ребенок, а также взрослый и пожилой);
- знаковая система, включающая в себя разнообразные тексты, формулы, цифры и информационные системы;
- художественный образ.

В соответствии с такой классификацией выделяется пять сфер профессиональной деятельности. Рассмотрим их подробнее.

«Человек - природа»

Существуют определенные типы профессий для тех, кто любит работать в огороде и в саду, ухаживать за животными и растениями и хорошо разбирается в биологии. Для таких людей стоит ознакомиться со специальностями, которые находятся в сфере «человек - природа». Предметом труда в этом случае, как правило, выступают животные и условия их жизни и роста, а также растения и условия их произрастания.

В этом случае классификатор «Тип будущей профессии» Климова указывает на то, что специалисты в этой области будут осуществлять такие виды деятельности, как:

Изучение, исследование, проведение анализа состояния и условий жизни растений или животных (микробиолог, агроном, гидробиолог, зоотехник, фитопатолог, агрохимик);
- уход за животными и выращивание растений (полевод и лесовод, овощевод и цветовод, животновод и птицевод, пчеловод и садовод);
- проведение профилактических работ по предотвращению заболеваний животных и растений (врач карантинной службы, ветеринар).

Психологические требования

Типы профессий, находящихся в сфере «человек - природа», может выбрать только тот, кто обладает:

Развитым воображением, наглядно-образным мышлением, хорошей зрительной памятью, способностью оценить и предвидеть изменчивые факторы природы, наблюдательностью;
- настойчивостью и терпением, способностью работать вне коллектива, в грязи и при сложных погодных условиях.

Представителям этой профессии приходится смотреть на мир как на целую систему биологических явлений и живой природы. Им необходимо сохранять в уме значительные объемы информации, касающиеся существования водоемов и лесов, парков и т.д. Эти профессионалы должны иметь естественнонаучное мышление, которое позволит увидеть в любом ряду некую закономерность и, учитывая ее, продолжить этот ряд. А для тех людей, работа которых связана с экспедициями и путешествиями (океанолог, геолог и т.д.), потребуется сила, ловкость и физическая выносливость. И, разумеется, тот, кто мечтает об одной из подобных профессий, должен любить природу и относиться к ней очень бережно.

«Человек - техника»

Методика Климова по определению типа будущей профессии предлагает обратить внимание на эту сферу деятельности тем людям, которым нравится принимать участие в лабораторных работах по электротехнике, химии и физике. Особенно сфера «человек-техника» подойдет тому, кто разбирается в бытовой технике, способен создавать, ремонтировать и эксплуатировать различные механизмы, машины, аппараты и станки.

Какие же предметы труда используют специалисты, выбравшие подобные типы профессий? К ним относят механизмы и машины, то есть технические объекты, а также виды энергии и материалы.

Каков в этом случае выбор профессии? Типы видов деятельности данной сферы лежат в следующих областях:

Создания, сборки и монтажа технических устройств. Это специалисты, которые проектируют и конструируют различные устройства и технические системы, а также разрабатывают технологии процесса их изготовления. В этой сфере работают и профессионалы, способные из отдельных узлов и деталей собрать приборы, механизмы и машины, а после наладить и отрегулировать их.
- Эксплуатации технических устройств. Подобные специалисты осуществляют свой вид деятельности, работая на станках, управляя транспортом или автоматическими системами.
- Ремонта технических устройств. В этом случае специалисты способны выявить и распознать неисправности аппаратов, приборов, механизмов, приводя их в нормальное состояние и осуществляя наладку.

Психологические критерии специалистов сферы «человек - техника»

Люди, выбравшие эти типы профессий, должны обладать:

Хорошей координацией движения;
- точным кинестетическим, слуховым, зрительным и вибрационным восприятием;
- развитым творческим и техническим воображением и мышлением;
- умением концентрировать и переключать внимание;
- наблюдательностью.

При работе таких людей возникает необходимость удержания в уме сложнейших процессов, которые происходят в технических системах. Это может быть компьютер или современная модель автомобиля, начиненная электроникой, автоматизированная линия производства и т.д. Все технические объекты, которыми оперируют профессионалы данной сферы, обладают огромной разницей в размерах. Ведь к ним относится и колоссальная паровая турбина и транзистор, увидеть который можно только под микроскопом. Разнообразны в этой сфере и средства труда. Это может быть и гигантский экскаватор и тончайший микроскальпель. Именно поэтому люди, выбравшие эту область деятельности, должны обладать ловкостью движений, а порой выносливостью и физической силой.

«Человек - знаковая система»

Что предлагает испытуемому методика Климовой? Тип профессии, которая находится в сфере «человек - знаковая система», прекрасно подойдет для того, кто любит чертить чертежи и выполнять вычисления, систематизировать разнообразные сведения и вести картотеки, не против заняться экономикой, программированием, статистикой и т.д.

Характеристика типов профессий «человек - знаковая система» говорит о том, что основными предметами труда для таких специалистов являются:

Тексты на иностранном или родном языках (корректор и редактор, делопроизводитель и машинистка, наборщик и телеграфист);
- таблицы, формулы и цифры (оператор ЭВМ и программист, бухгалтер и экономист, а также статистик);
- карты, схемы и чертежи (инженер-технолог и конструктор, копировальщик и чертежник, геодезист и штурман);
- звуковые сигналы (стенографист и радист, звукооператор и телефонист).

Психологические особенности представителей сферы «человек - знаковая система»

Как в данном случае применить классификацию, которую предложил нам Е.А. Климов? Определение типа будущей профессии невозможно без имеющихся у человека качеств:

Хорошей механической и оперативной памяти;
- способности к длительной по времени концентрации внимания на знаковом материале;
- хорошего переключения и распределения внимания;
- умения видеть сущность за условными знаками;
- точности восприятия;
- терпения и усидчивости;
- логического мышления.

Представители данной сферы оценивают мир со стороны его упорядоченности и с той точки зрения, насколько в нем все учтено, изучено и подсчитано. Такие специалисты должны хорошо ориентироваться в условных обозначениях и в знаковых системах. Именно поэтому для них важно чувствовать язык, то есть иметь способность быстро найти общий смысл, заложенный в тексте, и уловить те моменты, которые ему не соответствуют.

«Человек - художественный образ»

Это четвертая сфера, в которой человек может стать первоклассным специалистом. Для этого потребуется применять в своей деятельности предмет труда в виде художественного образа и способов его построения.

Специалистам, выбравшим данное направление, придется осуществлять такие виды деятельности, как;

Проектирование и создание художественных произведений (художник и писатель, модельер и композитор, скульптор и архитектор, хореограф и журналист);
- изготовление по образцу или воспроизведение различных изделий (реставратор и ювелир, музыкант и гравер, столяр-краснодеревщик и актер);
- размножение и массовое производство художественных произведений (шлифовщик по хрусталю и камню, мастер по росписи, печатник и маляр).

Требования к психологическому портрету представителей профессий «человек - художественный образ»

Тому, кто планирует работать в данной сфере деятельности, понадобятся:

Художественные способности;
- зрительная память и наблюдательность;
- творческое воображение;
- наглядно-образное мышление;
- хорошо развитое зрительное восприятие;
- наблюдательность;
- знание и понимание психологических законов, способствующих воздействию на людей.

Такие специалисты ищут в окружающем их мире красоту и гармонию. Они также пытаются принести в него что-либо прекрасное. Для решения подобных творческих задач нужно быть человеком, тонко чувствующим мир. Но при этом важно обладать невозмутимостью и душевной устойчивостью. Это придаст силы и не позволит расстраиваться в случае неудач.

«Человек - человек»

Для большинства профессионалов, работающих в данной сфере, предметом труда являются люди. Это касается таких сфер деятельности:

Обучения и воспитания (учитель и воспитатель, а также спортивный тренер);
- медицинского обслуживания (фельдшер и врач, няни и медсестры);
- бытового обслуживания (парикмахер и продавец, вахтер и официант);
- защиты государства и общества (милиционер и юрист, военнослужащий и инспектор);
- информационного обслуживания (лектор, экскурсовод и библиотекарь).

Психологические требования к профессиям «человек - человек»

Какие черты характера должны иметь специалисты, работающие в данной сфере? Для них важно:

Обладать коммуникабельностью, легко вступая в контакты с незнакомыми людьми;
- стремиться к общению;
- обладать устойчивым и хорошим самочувствием при работе с людьми;
- быть отзывчивыми и доброжелательными;
- иметь выдержку;
- быть способным сдерживать собственные эмоции;
- уметь анализировать поведение не только окружающих, но и свое собственное;
- предвидеть намерения и понимать настроение других людей;
- разбираться в человеческих взаимоотношениях;
- сдерживать возникающие разногласия и организовывать взаимодействие между людьми;
- иметь способность поставить себя на место собеседника, уметь выслушать и учесть его мнение;
- владеть жестами, мимикой и речью;
- уметь убеждать людей;
- быть пунктуальными, аккуратными и собранными;
- знать психологию людей.

Представители профессий, находящихся в сфере «человек - человек», должны понимать, что все люди воспринимают этот мир по-своему. При этом многие трудности, возникающие в человеческих отношениях, вызваны нежеланием принять точку зрения собеседника.

Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А. Климова)

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

труд профессиональный самоопределение обучающийся

Инструкция к тесту:

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовое задание

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

  • * «человек-природа » - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • * «человек-техника » - все технические профессии;
  • * «человек-человек » - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • * «человек-знак » - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • * «человек- художественный образ » - все творческие специальности.

Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек - природа”, “Человек - техника”, “Человек - человек”, “Человек - знаковые системы”, “Человек - художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.

Краткое описание типов профессий:

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • * животные, условия их роста, жизни;
  • * растения, условия их произрастания.
  • * изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • * выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • * проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • * развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • * поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • * технические объекты (машины, механизмы);
  • * материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • * создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • * эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • * ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • * хорошая координация движений;
  • * точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • * развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • * умение переключать и концентрировать внимание;
  • * наблюдательность.

III. «Человек - знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • * тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • * цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • * чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • * звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • * хорошая оперативная и механическая память;
  • * способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • * хорошее распределение и переключение внимания;
  • * точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • * усидчивость, терпение;
  • * логическое мышление.

IV. «Человек - художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

* художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • * создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф) ;
  • * воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик) ;
  • * размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • * художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • * наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • * знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • * воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • * медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • * бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • * информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • * защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • * стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • * устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • * доброжелательность, отзывчивость;
  • * выдержка;
  • * умение сдерживать эмоции;
  • * способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • * способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • * способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • * развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • * умение убеждать людей;
  • * аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • * знание психологии людей.

Первые профессии появились еще на заре развития челове­ческого общества. Затем, по мере последующего исторического развития и углубляющегося общественного разделения труда, их количество резко возросло, стали возникать все новые и новые профессии, причем они не оставались неизменными - в связи с совершенствованием орудий производства и развитием научно-технического прогресса одни профессии исчезали, содержание других существенно изменялось. В настоящее время существует более 40 тысяч различных профессий. Поэтому не случайно мно­гие ученые уже давно поставили вопрос о необходимости систе­матизации, классификации профессий. Под классификацией по­нимается упорядоченное распределение профессий по классам, типам, видам на основании их сходства и различия по определен­ным признакам и критериям.

В историческом плане было много попыток создать универ­сальную классификацию профессий, при этом использовались самые разные основания (критерии) для ее построения. Еще в 20-е гг. прошлого века известный ученый-экономист С. Г. Струмилин предложил систематизировать профессии на основе такого признака, как степень самостоятельности человека в работе. В связи с этим он разделил все виды труда на пять типов:

1) автоматический (труд строго регламентированный, с зависимым темпом работы, однообразным выполнением заданий и приемов, например, в условиях поточно-конвейерного произ­водства);

2) полуавтоматический труд (трудовые действия челове­ка не всегда строго регламентированы, имеется возможность вы­бора темпа и приемов работы, например, профессии телефонист­ки, машинистки);

3) шаблонно-исполнительский труд (задания и приемы работы многообразны, но заранее определены инструкциями, чер­тежами, шаблонами, например, труд слесаря, токаря);

4) самостоятельный труд в пределах задания (дает боль­шой простор для проявления самостоятельности, но в пределах определенных рамок - труд учителя, врача, инженера);

5) свободный творческий труд (человек сам выбирает приемы и формы работы, результаты работы выражаются в созда­нии оригинальной продукции - труд ученого, художника, компо­зитора и т. д.).

В свое время эта классификация имела определенное значе­ние, но для нашего времени она, конечно, устарела. Нередко для практических целей и удобства описания все существующие про­фессии классифицируют по отраслям народного хозяйства (про­мышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные профессии и т. д.), а также по их содержанию (медицинские, педа­гогические, юридические, военные, административно-управленческие и т. д.). При такой систематизации не учитываются психологиче­ские критерии, опираться на которые необходимо при проведе­нии, например, профконсультационной работы. Известно, что да­же самые близкие между собой профессии и специальности могут существенно отличаться по своим психологическим компонентам.

В истории изучения профессий были и такие попытки, когда их классификация проводилась только по психологическим кри­териям. Так, немецкие психологи Г. Пиорковский и О. Липман в основу разделения профессий положили степень участия в тру­довой деятельности функций интеллекта и выделили три их клас­са - низшие, средние и высшие. Низшие (неквалифицированные) не требуют участия интеллекта, средние - предполагают незначи­тельную деятельность интеллекта и высшие - требуют активной деятельности интеллекта. В свою очередь, высшие профессии подразделялись еще на три группы: а) гностические (ученые); б) технические (инженеры, техники); в) символизирующие (худож­ники, музыканты, поэты). Некоторыми другими авторами предла­галось также делить профессии по степени участия в трудовой деятельности функций внимания, памяти и других психических процессов.

Основной недостаток чисто психологических классифика­ций профессий состоял в том, что они были достаточно односто­ронними, поскольку учитывали только психологическую состав­ляющую трудовой деятельности. Кроме того, их авторы, говоря о психологическом и анатомо-физиологическом субстрате различ­ных групп профессий, неправомерно разрывали функции рабо­тающего человека и игнорировали тот факт, что трудовая дея­тельность даже в самом простом случае обеспечивается сложным взаимодействием всех психических и физиологических функций. Тем не менее, некоторые методики, предложенные психологами прошлого (например, опросный лист О. Липмана), могут быть ис­пользованы и в современных исследованиях.

В настоящее время в практике профориентационной работы широкое применение получила классификация, предложенная Е. А. Климовым . Принцип ее построения состоит в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда и отношения человека к различным объектам окружающего мира, все профессии подразделяются на пять типов:

1. Человек - техника. К этому типу относятся профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом техники, обслуживанием транспортных средств, станочной обработкой материала (токарь, водитель, слесарь и т. д.);

2. Человек - природа. Сюда относятся профессии, в которых объектом взаимодействия для человека является природа (агро­ном, биолог, садовник);

3. Человек - знаковая система. Этот тип включает в себя профессии, где объектом труда выступают различные знаки -цифры, символы, графики, схемы, карты (программист, чертеж­ник, корректор);

4. Человек - художественный образ. К этому типу относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литера­турно-художественной и актерской деятельностью (художник, музыкант, гравер, маляр и т. д.);

5. Человек - человек. Пятый тип образуют профессии, свя­занные с обучением и воспитанием, бытовым, торговым и меди­цинским обслуживанием, руководством и управлением людьми и коллективом (учитель, врач, воспитатель, продавец, управляю­щий).

Кроме того, внутри каждого из указанных типов Е. А. Кли­мов выделил по признаку целевой направленности еще три класса профессий:

1. Гностические (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Для профессий этого класса характерна ярко выражен­ная познавательная активность и наблюдательность. Например, в типе «Человек - техника» к классу гностических относятся про­фессии мастера по контролю за готовой продукцией, мастера-диагноста приборов и техники; в типе «Человек - природа» - де­густатор чая, контролер-приемщих фруктов; в типе «Человек -знаковая система» - корректор типографии, контролер готовой продукции в полиграфии; в типе «Человек - художественный об­раз» - искусствовед, музыковед; в типе «Человек - человек» - со­циолог, судебно-медицинский эксперт.

2. Преобразующие. Особенностями данного класса профес­сий является их направленность на преобразование различных вещей, предметов, процессов природы и общественной жизни. В типе «Человек - техника» это слесарь-ремонтник, токарь; в типе «Че­ловек - природа» - агроном, зооинженер, мастер-плодоовощевод; в типе «Человек - знаковая система» - чертежник-картограф, бух­галтер, стенографистка; в типе «Человек - художественный об­раз» - живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей, тренер, мастер производственного обучения.

3. Изыскательные. Этот класс профессий характеризуется поиском нового, направленностью на открытие новых и ориги­нальных вариантов решения различных задач и проблем. В грани­цах типа «Человек - техника» к ним относятся инженер-конструктор, раскройщик верха обуви; в типе «Человек - приро­да» - биолог-исследователь, летчик-наблюдатель лесного хозяй­ства; в типе «Человек - человек» - воспитатель, организатор про­изводства, организатор торговли.

В заключение следует отметить, что и классификация Е. А. Климова не лишена определенных недостатков. Например, профессии токаря и водителя по своим психологическим особен­ностям и характеру предъявляемых к человеку требований суще­ственно отличаются одна от другой, но они включены в один и тот же тип; не только профессии пятого типа, но и многие другие, так или иначе, имеют дело с людьми и предполагают тесное взаи­модействие с ними и т. д. Вот почему, используя указанную клас­сификацию в профконсультационной работе, важно устанавли­вать не только общий тип профессии, к которой тяготеет консуль­тируемый, но и давать ему рекомендации о пригодности к кон­кретной специальности внутри данного типа.



 

Возможно, будет полезно почитать: