Исследовательские работы школьников по литературе. Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Папий Татьяна Александровна,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №24»

г. Северодвинска

Архангельской обл.

ШАГИ К УСПЕХУ

Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе

Из опыта работы

Среди учителей-словесников бытует такое присловье: сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает …белена с чертополохом. Увы, бывает и так. Однако практически в каждом класс есть дети, которые много читают, пишут интересные сочинения, хотят знать больше, чем написано в учебнике, имеют способности к анализу и синтезу. Такие ребята – находка для учителя, стремящегося к развитию творческого потенциала школьников.

Программа по литературе под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, реализуемая мною уже два десятилетия, направлена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Данная образовательная программа имеет специальный раздел «Литературное творчество», задания которого нацеливают учащихся на плодотворный поиск за страницами учебника.

Указанные предпосылки и привели к решению организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников по литературе – этой работой занимаюсь на протяжении последних 12 лет.

Актуальность работы

Сегодня учебно-исследовательская деятельность в школе – веление времени. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, интерактивных педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, способностью самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важнейшей задачей современной образовательной системы является формирование универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социо-культурного опыта исследовательской деятельности.

Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого им в дальнейшей жизни.

Исследовательская деятельность учащихся прописана и во ФГОС, на данный вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов, в том числе и программа по литературе.

Как же помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования? Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, стремящимся к развитию интеллектуальной сферы личности и организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика.

Цель учебно-исследовательской деятельности по литературе – обогащение читательского опыта школьников, воспитание культуры умственного труда, формирование оценочных позиций, помощь в профессиональном выборе учащихся.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен­ности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать исследовательских умения и навыки литературоведческого анализа. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды :

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявить его художественное и жанровое своеобразие, особенности авторского стиля, мастерства пи­сателя, типологии образов и т.п. Например (примеры тем даны из опыта работы) : «Проблема русского национального характера в повести В.Личутина "Крылатая Серафима"», «Мотив пути в романе П.Коэльо "Алхимик"», «Образы-символы как отражение картины мира в "северном тексте" романа М.Попова "Свиток"».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: «Притчевое начало в произведениях А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и П.Коэльо "Алхимик"», «Маленький человек на страницах произведений Н.В.Гоголя и А.П.Чехова», «Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А.Ахматовой».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо­логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Талант – дар или наказание? (по произведениям, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Рюноскэ)».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Например: «Поэтическое творчество Иосифа Бродского периода северной ссылки». Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психо­логический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художест­венно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В процессе учебно-исследовательской работы по литературе используются следующие методы :

теоретические – анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;

специальные – интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте );

эмпирические – наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);

статистические – статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов , характерных для исследования в научной сфере и принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру; такая цепочка является и неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности в области литературы, нормой ее проведения.

Этапы работы руководителя с учеником над учебным исследованием

в области литературы:

Этапы работы

Цели и задачи учебно-исследовательской работы

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.

Формирование общих представлений об исследовательской работе по литературе; знакомство с достижениями литературоведческой науки.

Систематизация и углубление знаний о литературоведческих терминах и понятиях.

Развитие рефлексии.

Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по литературе, способностей и интересов учащихся.

Знакомство с современными проблемами изучения художественной литературы, литературоведческими методами исследования (компаративный интерпретационный).

Обсуждение литературоведческих работ, выполнение заданий, моделирующих исследование).

Задания на систематизацию теоретических знаний в области литературоведения.

Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный отбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем литературоведения.

3.Изучение научной литературы

Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой

Составление библиографии по теме; выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования

Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5. Сбор материала

Обучение сбору материала по теме работы.

Консультирование по вопросам планирования работы и сбору материала.

6.Обработка полученного

ма­териала

Обучение навыкам литературоведческого ана­лиза и обработке полученных материалов, пред­ставлению результатов в виде таблиц и диаграмм

Литературоведческий анализ и статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование выводов

Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста

Практическое овладение научным стилем речи

Обучение редактированию науч­ного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Написание текста учебно-исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Представление результатов работы

Обучение основам устного публичного выступления. Отбор материала для презентации.

Компьютерная презентация.

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследо­вания

Обсуждая с учеником полученные результаты исследования, мы обучаем мыслить, «как мыслят ученые». Мы не просто учим, а анализируем, ищем, находим, представляем результаты самостоятельно. Мы интегрируем дисциплины в разные образовательные области в процессе исследования. Мы не передаем знания, а анализируем, ищем их в сотрудничестве друг с другом.

После определения темы, проблемы, предмета и объекта исследова­ния необходимо организовать индивидуальные консультации учащихся непосредственно по работе с текстом, актуализировать знания о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений.

Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулирована примерная гипотеза исследования, можно предложить школьнику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, моно­графии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить юного исследователя это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его ре­зультатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята не только учатся быть самостоятель­ными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны и актуальность своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, в подготовке презентации по теме работы. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежден­ность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы – все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу школьника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается юному исследователю в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны как уверенное владение зна­ниями, так и богатство личности исследователя.

Каждое учебное исследование по литературе – «штучный товар», в основе его – кропотливая работа с художественным текстом и критической литературой, индивидуальные консультации по теме. Многолетняя практика руководства учебно-исследовательскими работами школьников в области литературы заставила искать различные формы совместной деятельности. Приобретенный за годы опыт позволил выработать алгоритм работы над учебным исследованием, который воплотился в рабочую тетрадь «Учебно-исследовательская работа по литературе» , призванную помочь ученику написать собственное литературоведческое исследование.

Рабочая тетрадь имеет следующие разделы:

I . Мотивация. Выбор объекта, предмета и темы исследования

II . Выбор методов исследования

III . Целеполагание. Задачи исследования темы

IV . Планирование работы над темой исследования.

V . Выдвижение гипотезы

VI . Формулирование выводов. Заключение

VII . Справочно-библиографический аппарат

VIII . График работы

IX . Консультации руководителя

Приложение 1. Структура учебно-исследовательской работы

Приложение 2. Требования к оформлению работы

Приложение 3. Словарик литературоведческих терминов

Работа с каждым разделом тетради предполагает поэтапное, шаг за шагом продвижение учащегося в исследовании избранной темы. Задача педагога – вдохновить школьника на новые открытия, поддержать, помочь советом, контролировать ход работы.

Таким образом, руководство самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью школьников – сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого и рождается юный исследователь. Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и дает положительные результаты.

Достижения учеников Т.А.Папий

в учебно-исследовательской деятельности

Уч.

год

Мероприятие

конкурса

Фамилия, имя участника, класс

Результат

Конкурс учебно – исследовательских работ «Возрождение Севера в руках юных»

муниципальный

Бердинских Екатерина, 11Б

победитель

муниципальный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

региональный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Погорелова Екатерина, 1 1Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Волкова Софья, 10А

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Волкова Софья, 10А

победитель

VII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

Диплом лауреата

XX Всероссийская молодежная научная конференция «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

III степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

VIII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Трифан Анастасия, 11Б

Диплом лауреата

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Литературоведение»

муниципальный

Шарыгина Анна, 6Б

победитель

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Языкознание»

муниципальный

Лах Андрей, 8В

победитель

Конкурс юношеских исследовательских работ им.М.В.Ломоносова

региональный

Шарыгина Анна, 7Б

II степени

федеральный

Шарыгина Анна, 7Б

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс научно-исследовательских работ «Классная работа»

федеральный

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс проектов и исследовательских работ

«Я - исследователь»

международный

Шарыгина Анна, 7Б

VII место, сертификат

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Шеметева Алёна, 11Б

II степени

Научно-практическая конференция «С наукой в будущее»

федеральный

Шеметева Алёна, 11Б

IV место, сертификат

Учебно-исследовательские работы учащихся опубликованы в «Сборнике ученических исследовательских работ участников конкурса «Классная работа» IV Всероссийского интернет-педсовета» (Москва, Образ-Центр, 2014) и в сборнике «Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе» (Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014).


На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КИТОВСКОЙ ШКОЛЫ БЕСШАПОШНИКОВОЙ И.А.

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Второй год я разрабатываю методическую тему «Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

В своем творческом отчете я провожу анализ того, как организовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, какие формы работы использую я. Останавливаюсь подробно на уроках нетрадиционных жанров, привожу алгоритмы деятельности. Конечно, знание-запоминание не должно оцениваться выше знания-открытия и знания-понимания. Необходимо готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данной работы.

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям отечественной школы". Как мне кажется, в этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью). Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Такое обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем.

Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую или частично-поисковую деятельность ученика в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем.

В этих условиях исследовательский метод оказывается лишь одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности". (И.Я. Лернер)

Чтобы интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать "свое слово", направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой школьника (Функции пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"; Тема "маленького человека" в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина; Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина "Капитанская дочка"). Но подобные темы имеют своим результатом реферат: учащиеся пересказывают известные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословном цитировании. Широко сформулированные темы ("А. С. Пушкин и мировая культура"; "Христианские мотивы в современной литературе") затрудняют конкретизацию материала, ослабляют проблемность, концептуальность анализа. Ю.М. Лотман подчеркивал: "Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого", поэтому найти удачную тему не так-то просто.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

    Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).

    Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

    Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Структура исследовательской работы включает план, раскрывающий подходы к интерпретации темы. Основной части предшествует введение, где дается обоснование проблемы, объясняется, чем данная проблема интересна автору. Здесь же формулируются цели исследования. Работу завершает заключение, где делаются выводы. Обязателен список используемой литературы. Цитаты сопровождаются сносками.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Школьников к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Развивают поисковую активность разные методы обучения. Один из них – литературное творчество. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения-исследования. Наиболее типичным видом творчества, которое активизирует интеллектуально-волевую сторону поисковой деятельности школьников, является художественное домысливание, требующее исследования текста. Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет использование проблемности в обучении: умение сопоставлять, находить различное в общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд явлениях. Эффективным методом, развивающим умение решать мыслительные задачи, является поисково-диалогический. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог превращает учение в творческий процесс. Важным для будущих исследователей является умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии важную информацию, а также умение сокращать информацию путем исключения лишнего, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.

Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Учитель выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них. Учитель лишь указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий. Также возможен самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников. Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем. «Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», - писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.

Для того чтобы учитель мог организовать процесс обучения школьников, подобно процессу исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском учащихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственном счету немало "открытий". Учитель должен сам почувствовать "напряженность поиска и радость открытия", чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, то напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.

Цели и задачи исследовательской работы:

· вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

· развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

· формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков

· интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);

· обогащение духовной культуры;

· развитие творческих задатков личности.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы - серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).

Как это выглядит на практике? Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове... “ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:

· цветовая гамма, составление спектра произведения

· звуковая гамма «Слова...»

· глаголы движения в «Слове...»

· топонимический словарь «Слова...»

· география «Слова», составление карты

В работе учащиеся опираются на составленный алгоритм исследовательской деятельности:

АЛГОРИТМ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА

1. Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме.

3. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.

4. Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы.

Успешное исследование, проведенное по одному произведению, явилось стимулом к проведению аналогичного по другим произведениям. (Например, интересные выводы получили мы с учащимися после сопоставительного анализа звуковой и цветовой гаммы двух глав «Мцыри» - герой на воле и возвращение героя к монастырю.)

Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.

Формированию культурологических компетенций учащихся способствует изучение критериев выполнения и защиты исследовательской работы: Критерии выполнения исследовательской работы.

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

Оформление, соответствующее стандартным требованиям.

Критерии защиты исследовательской работы.

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Но здесь речь только об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?

Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке:

· Самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке

· Сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов)

· Групповая работа - составление тезисов к определенной теме (Интересно прошел такой урок по составлению тезисов к теме «Язык как фактор общественного развития»)

Мною составлены памятки «Как готовиться к уроку-исследованию»:

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

Вот некоторые примеры практических исследовательских работ учащихся, выполненных на уроках:

1. В ходе изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" учащимся было предложено выписать три категории географических названий: названия мест, где происходят события романа; названия, связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т.п.; названия, упоминаемые в лирических отступлениях. Класс делился на три группы (по желанию). Выписывая топонимы, учащиеся каждой группы составляли мини-карту, у каждой группы своя. В процессе работы проектанты обращались и к учителям географии, истории, черчения. Следующим этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая карта "Евгений Онегин " на карте". Презентация работы вызвала изумление не только у учащихся, но и у учителей. Учащиеся убедились в правоте В.Г.Белинского, что "роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни", но один из проектантов заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии. Идею такого проекта я позаимствовала у К.С.Лазаревича, кандидата географических наук (Издательский дом "Первое сентября", газета "Литература", №11, 2008).

2. В 10 классе перед изучением пьесы "Гроза" А.Островского я просила учащихся внимательно познакомиться с афишей произведения и выписать из словаря имен значения омонимов. Значение фамилий определяли по толковым словарям С.И.Ожегова, В.И.Даля, т.к. фамилии в большинстве своем происходят от имен нарицательных. В групповой деятельности учащиеся определяли происхождение и значение фамилий Кабанихи (М.Кабанова), Дикого, Кнурова. В процессе межгрупповой деятельности ученики выявили родственность происхождений данных фамилий. Кабан – Дик – Кнур – (свинья). Словообразовательный анализ прозвища Кабаниха показал, что суффикс -их- в ономастике при образовании женских имен обозначает презрительное наименование женщин по мужчине. В качестве самостоятельной работы учащиеся выполняли письменную работу на тему: "О чем мне рассказали фамилии главных героев пьесы А.Островского "Гроза".

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в 7 классе народные предания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Литература

    Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

    Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Вако, 2005.

    Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

    Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

    Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

    Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

    Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

    Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. – 1981. – № 12.

    Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

    Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

    Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

Нина Терентьева,
г. Челябинск

От чтения - к исследованию литературы

Специфика исследовательской деятельности учащихся по литературе,
методика руководства ею

В последние годы мы можем с полным основанием говорить о “буме ученической науки”.

В силу своей гибкости, вариативности, будучи “зоной свободного поиска” (Б.Неменский), внеклассная работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Основываясь на принципе добровольности, она позволяет школьнику познать себя, свои возможности, творческий потенциал, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. У старшеклассников этот выбор, как правило, связан и с профессиональным самоопределением. Кроме того, появилось значительное количество специализированных школ, классов, в том числе гуманитарного профиля, где внеклассная работа становится необходимым, органическим каналом приобщения школьников к науке, культуре. Преподаватель вуза, учёный в школе не гость, а полноправный наставник.

Именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников. Может ли школьник выполнить работу на уровне научного исследования?

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: “Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности” (И.И. Лернер).

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. “Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности”, – писал И.И. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.

Петербургский методист профессор М.Г. Качурин посвятил данной теме книгу «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г. Качуриным: “Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде”.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника. Например:

– Функции пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
– Екатерина II в русской литературе (приёмы создания образа);
– Жанр путешествия в литературе Европы ХVIII–ХIХ веков;
– Тема “маленького человека” в поэме «Медный Всадник» А.С. Пушкина;
– Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
– Родословное древо И.С. Тургенева;
– И.Новиков и масонство.

(Работы по этим темам были представлены на городской конференции НОУ.)

Но подобные темы имеют своим результатом реферат: ребята прилежно пересказывают известные исследования, не всегда утруждая себя ссылками на источник при дословном цитировании. Им остаётся потрудиться, чтобы “себе присвоить ум чужой”, то есть речь идёт о репродуктивной деятельности.

Вряд ли ориентированы на самостоятельную интерпретацию текста темы, которые могут быть предметом рассмотрения специалиста, профессионала, так как предполагают основательные теоретические познания в предмете исследования («Эстетика барокко в сборнике Н.В. Гоголя “Арабески”»; «Жанр “Драмы на охоте” А.П. Чехова»). Широко сформулированные темы («А.С. Пушкин и мировая культура»; «Христианские мотивы в современной литературе»; «Некоторые специфические особенности языка повести “Котлован”») затрудняют конкретизацию материала, ослабляют проблемность, концептуальность анализа. Никак нельзя отнести к разряду исследовательских работ написанные в публицистическом ключе, например, сочинения-впечатления «Мой Пушкин», «Моё восприятие любовной лирики А.Блока».

Найти удачную тему не так-то просто. Она должна быть конкретной и дарить радость вдумчивого чтения, погружения в текст, читательских догадок и озарений, когда чтение – это (вспомним определение В.Ф. Асмуса) “труд и творчество”. Главной целью при этом не может быть воспитание учёного, подготовка к научной деятельности. Перефразируя известную формулу М.А. Рыбниковой (“От маленького писателя – к большому читателю”), направленность поиска, заданного темой, следовало бы обозначить так: “От маленького исследователя – к большому читателю”. В письме к А.Ф. Пазухину, открывшему в средней школе Гурзуфа Малый Пушкинский Дом, Ю.М. Лотман подчёркивал: “...особенно мне кажутся полезными Ваши разнообразные словники, справочники и другие работы, которые обещают будущим авторам радость внимательного чтения Пушкина. Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого”.

Речь идет о темах «Пушкинских тетрадей»:

– Словарь природных понятий у Пушкина: цветы, явления стихий;
– Этикет, моды, праздники пушкинского времени;
– Домашний Пушкин: личные вещи, привычки, предрассудки, режим дня.

Ю.М. Лотман одобрял темы, ориентирующие исследователя на глубокую, основательную работу с художественным текстом, письмами, мемуарами.

Подобные работы мы встречаем и в научном обществе учащихся:

– Символика цвета в произведениях Гаршина;
– Цветовая лексика в поэме М.Лермонтова «Демон»;
– Образ Луны в лирике И.Бунина;
– Хронотоп в урбанистический период в ранней лирике В.Маяковского;
– Образ цветов в творчестве А.Пушкина;
– Образ Солнца в лирике А.Бальмонта.

Эти темы, конкретные по предмету исследования (заметим, нередко они связаны с осмыслением поэтики), предполагают составление картотеки, анализ текстового материала, его систематизацию и осмысление в контексте художественного мира писателя.

Исследование сопровождается освоением понятийно-категориального аппарата. Досадно, когда ученик, защищая работу «Трагическое и комическое в романе-анекдоте В.Войновича “Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина”», не может определить “трагическое” и “комическое” как эстетические категории, объясняя их на житейско-бытовом уровне, затрудняется в обосновании жанра, заявленного в теме. Отсутствие же концептуального объяснения описанного и систематизированного материала в контексте художественного мира автора нередко обесценивает результаты работы: важно соотнести ученическую интерпретацию с замыслом автора, чтобы понять, насколько не случайны предложенные наблюдения и выводы, преодолеть возможные противоречия между субъективным толкованием материала и объективным смыслом произведения. Очевидно, что тема «Книга судеб и судьба книги» (роман Б.Пастернака «Доктор Живаго») требует, помимо наблюдения за судьбами героев романа, осмысления, что такое судьба в философском плане в понимании Пастернака. А тема «Смысловые и формообразующие константы песен Б.Гребенщикова» ведёт к выявлению круга ценностных и образных доминант автора, а не просто к комментированию песен, которые интересны ученику.

Учитель отсылает ученика-исследователя к определённым библиографическим источникам. Здесь необходима мера, чтобы это были действительно “базовые” источники и оставался простор для самостоятельных наблюдений, суждений, выводов ученика. Так, для работы над темой «Цвет в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”» ученице было рекомендовано познакомиться с книгой С.А. Соловьёва «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского», где, в частности, исследуется функция цвета в творчестве Достоевского в целом. Составив картотеку цветовых образов по отдельным главам, проанализировав её, Аня Г. (здесь и далее речь идёт об учащихся лингво-гуманитарной гимназии № 48 г. Челябинска) смогла соотнести свои данные с выводами литературоведа, выявившего общие закономерности цветовых образов в произведениях Достоевского. Работая над темой «А.С. Пушкин в сознании поэтов русской эмиграции», Асмик С. строила её на самостоятельном анализе стихотворения из сборника «Венок Пушкину», вышедшего в 1995 году. Татьяна Л., заинтересовавшаяся темой «Звукопись К.Бальмонта», познакомилась со статьями И.Анненского, Л.Озерова о лирике К.Бальмонта, данными «Словаря литературоведческих терминов» и показала уникальные возможности звуковой инструментовки стихов Бальмонтом, самостоятельно анализируя отдельные стихотворения, объясняя функцию звукозаписи в конкретных текстах.

Наконец, о структуре исследовательской работы. Она включает план, раскрывающий подходы к интерпретации темы. Основной части предшествует введение, где даётся обоснование проблемы, объясняется, чем данная проблема интересна автору. Здесь же чётко и конкретно формулируются цели исследования. Работу завершает заключение, где делаются выводы. Обязателен список используемой литературы. Цитаты сопровождаются сносками.

Вот каким, например, был план исследования «“Пиковая Дама” А.С. Пушкина в переводе П.Мериме»:

I. Введение

1. Проблема «Мериме–Пушкин».
2. Истоки интереса Мериме к России.
3. Оценка творчества А.С. Пушкина Проспером Мериме.
4. “Русский язык” Проспера Мериме.
5. Эстетика прозы Пушкина и Мериме.

II. Сравнительно-сопоставительный анализ текстов оригинала и перевода:

1. Неточности при переводе.
2. Недопонимание переводчиком русского текста.
3. Придание тексту другой окраски (смысловой, эмоциональной).
4. Купюры; “расширение” текста переводчиком.

III. Германн Пушкина и Германн Меримесходство и различие.

В выборе тем исследования для учащихся лингво-гуманитарной гимназии, специализирующейся на изучении французского и английского языков, мы руководствовались индивидуальными интересами ребят, а также их профессиональным выбором. Многие выпускники гимназии связывают свое будущее с изучением иностранных языков. Литературоведческие темы в этом случае мы формулируем, учитывая межпредметные связи (французский язык – французская литература – русская литература), принцип “диалога культур”. В качестве второго научного руководителя выступает учитель иностранного языка. Это такие исследования, как:

– Французский язык героев романа «Война и мир» Л.Н. Толстого;
– Сравнительно-сопоставительный анализ басен Лафонтена и Крылова;
– «Выстрел» А.С. Пушкина в переводе П.Мериме (сравнительно-сопоставительный анализ);
– Французские, немецкие, английские реалии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
– Сатирическое начало в новеллах П.Мериме.

Особо хотелось бы выделить исследование Татьяны Волковой «Франция Марины Цветаевой». В первоначальном замысле цели исследования были таковы:

– выявить связи, соединяющие Марину Цветаеву с Францией;
– отношение поэта к этой стране (биографический аспект);
– выделить образы французской культуры и истории в творчестве поэта; понять, чем притягательны они для Цветаевой и как характеризуют неповторимость её мироощущения.

По семитомному собранию сочинений была составлена картотека, дающая представление о “французском контексте” в произведениях Цветаевой. Он оказался обширным: помимо фольклора, образы Жанны д’Арк, Людовика ХVII, герцога Лозэна, Наполеона, Орлёнка – герцога Рейхштандтского, сына Наполеона, Сары Бернар. Комментирование и анализ художественных текстов позволяли понять, почему именно эти явления культуры, имена были столь дороги Цветаевой, помогали глубже проникнуть в её художественный мир, постигнуть во всём объёме личность поэта.

Но уже в процессе исследования обнаружилось, сколь обширно и значительно иноязычное наследие Марины Цветаевой, в том числе французские тезисы. Татьяну заинтересовало, что накануне столетия со дня гибели Пушкина Цветаева, желая подарить французскому читателю подлинную поэзию Пушкина, переводит несколько его стихотворений, уверенная в том, что “так не переведёт никто”. Возникло желание сравнить цветаевские переводы с оригиналом и понять творческие принципы Цветаевой-переводчика.

В ходе работы над биографической главой также обнаружилась перспективная для исследования проблема. В эмиграции Цветаева берётся за перевод на французский язык своей поэмы «Молодец», написанной по мотивам народной сказки «Упырь», но убеждается, что собственно перевод невозможен. И она заново пишет поэму, проникнутую русской фольклорностью, на русском языке. Естественно для исследователя стремление сравнить поэмы «Молодец» и «Le Gars» и ответить на вопрос, почему Цветаева отказалась от перевода и создала оригинальное произведение по тому же сюжету.

Проблемы, безусловно, интересные. Но где взять французские тексты Цветаевой? Их нет в собрании сочинений. Через компьютерную систему Интернет получили из Америки статью с цветаевским переводом «Пророка». И здесь, как это нередко бывает в науке, помог его величество случай. Занимаясь в публичной библиотеке, Татьяна случайно нашла в газете «Русская мысль» адрес профессора Сорбонны Вероники Лосской, книга которой «Марина Цветаева в жизни. Неизвестные воспоминания современников» была одним из источников исследования. Дальнейшая работа над темой оказалась возможной благодаря любезной отзывчивости Вероники Николаевны, приславшей ксерокопии цветаевских переводов Пушкина, Лермонтова, Маяковского и поэмы «Le Gars». Заметим, что, когда работа была завершена и представлена на конкурс, вышла из печати книга профессора Е.Г. Эткинда «Там, внутри. О русской поэзии ХХ века», где есть глава о поэме «Молодец» и её французском варианте. У юной исследовательницы появилась возможность сравнить свою “пробу пера” с блистательной работой филолога-профессионала. Татьяна, став студенткой факультета иностранных языков педуниверситета, намерена продолжить исследование, начатое в школе.

В заключение – об оценке исследований учащихся. Долгое время устное выступление (до 10 минут), завершавшееся ответом на вопросы жюри и присутствующих конкурсантов, было формой защиты результатов исследования. Нередко возникали противоречивые ситуации: ученик, выполнив интересное самостоятельное исследование, к сожалению, защищал его неудачно. Причины разные: недостаточная проблемность изложения, вполне понятное волнение. И напротив, выполнив довольно скромную работу, но обладая красноречием, другой конкурсант выигрышно представлял своё исследование. Неизбежна и субъективность в оценке.

Думается, устранить это противоречие нетрудно. Эксперты, заранее познакомившись с работами, оценивают их по определённым критериям. Они могут быть такими:

1. Характер исследования проблемы:

– концептуальный 10 баллов
– проблемно-аналитический 6–8 баллов
– реферативный 2 балла

2. Степень самостоятельности в решении проблемы до 5 баллов

3. Владение теоретико-литературными понятиями 3 балла

4. Знакомство с литературоведческими (и другими) источниками. Корректность в цитировании до 5 баллов

5. Работа с текстом художественного произведения:

– анализ текста до 5 баллов
– цитирование иллюстративного характера 2 балла

6. Структура исследования (план, введение, чёткость в формулировке целей, выводы, библиография)

5 баллов

7. Стиль изложения 2 балла (максимум – 35 баллов)

Отдельно оценивается защита исследования в ходе научно-практической конференции. Возможные критерии:

1. Степень раскрытия проблемы:

– полнота, концептуальная завершённость 5 баллов
– фрагментарность изложения 2 балла

2. Свобода владения материалом 5 баллов

3. Ответы на вопросы 5 баллов (максимум – 15 баллов)

Итоговая оценка слагается из суммы оценок за исследование и его защиту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
2. Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. 1981. № 12.
3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Переславль-Залесский

Богачёва Ольга Алексеевна

Русский язык и литература

Реферат по литературе как форма

учебно-исследовательской деятельности учащихся

2.4 Система работы над рефератом………………………………………- 11 2.4.1 Выбор темы реферата… ……………………………………………….- 11

2.4.2 Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему реферата.- 12

2.4.3 Работа над введением

2.4.4.Технология исследования………………………………………………………- 12

2.4.4 Составление плана реферата……………………………………………….- 13

2.4.5 Работа над содержанием реферата………………………………………- 13

2.4.6. Работа над заключением…………………………………………………….- 13

2.4.7 Продолжительность работы над рефератом………………………….- 13

2.7 Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы……………………………………………………………………- 18

2.8 Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом……………………………………………………………………..- 19

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Как только реферат становится формой итоговой аттестации, тотчас же в методических кругах разворачивается дискуссия о том, какую же работу следует считать рефератом и каким требованиям должен отвечать школьный реферат?

По этому вопросу сложились две точки зрения. Первая исходит строго из определения жанра реферата: (от латинского - докладывать, сообщать).

Реферат - это - краткое изложение в письменном виде в форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определенной теме, включая обзор соответствующих источников. Одним из видов рефератов является учебный реферат. Учебный реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа , в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книг или статей сложных для понимания конструкций .

Вопрос об особенностях школьного реферата до сих пор вызывает споры в методических кругах. Приверженцы чистоты жанра утверждали, что приближать реферат к научной работе не следует: ученик всё равно не осилит подобную форму, достаточно, если он просто тщательно проанализирует какой-либо серьёзный научный источник, сумеет понять его структуру и содержание. (Такой точки зрения придерживалась, например, Калмыкова И. Р.) Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что требование учителей провести собственное исследование на материале художественных текстов по литературе, или архивных источников является, по мнению сторонников подобного подхода, избыточным.

Обосновывают они это тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д.. Такое задание, по их мнению, непосильно большинству детей в школе. Ещё одним аргументом, выдвигаемым ими в защиту подобной точки зрения, является убеждённость, в том, что даже студенты (а это в прошлом хорошие ученики!) испытывают большие затруднения в проведении и, организации того или иного исследования. Им, как правило, помогают в этом научные руководители высокой квалификации, кандидаты и доктора наук. В школе таких научных кадров нет. И учителям, зачастую не владеющим, в достаточной степени, технологией исследования, трудно подготовить детей к данному виду работы.



 

Возможно, будет полезно почитать: