Что такое устойчивость нервной системы. Высшая нервная деятельность

«ДА» - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

«НЕТ» - 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения

«ДА» - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

«НЕТ»- 18, 34, 36, 59, 67, 128.

«ДА» - 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 116, 119, 127, 131.

«НЕТ» - 25, 57, 63.

Уравновешенность по силе (К) – это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения.

45 баллов и меньше – слабо выражено свойство или инертные процессы.

56 баллов и выше – достаточно выражены.

0,85 и меньше – неуравновешенность с преобладанием процесса торможения.

1,15 и больше – неуравновешенность с преобладанием процесса возбуждения.

Интерпретация результатов

Сила процессов возбуждения - свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, их способность выдерживать очень сильное или длительно действующее возбуждение. Данное свойство нервной системы позволяет сохранять высокий уровень работоспособности в условиях преодоления трудностей, быстрое восстановление хорошей работоспособности, настойчивость, упорство в достижении цели.

Сила процесса торможения - свойство нервной системы, отражающее активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении другой волны возбуждения, данное свойство нервной системы позволяет проявлять сдержанность в поступках, общении, неторопливость в принятии решении, в движениях, речи.

Подвижность нервных процессов - свойство нервной системы, характеризующееся быстротой смены процессов возбуждения и торможения. Данное свойство нервной системы позволяет быстро реагировать на все новое в окружающей обстановке, легко вырабатывать жизненные стереотипы, привычки, навыки, быстро привыкать к новым людям и новым условиям.

– свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением, характеризуется сдержанностью в поступках, речи, общении, неторопливостью в принятии решений, быстрым и прочным формированием различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и легкостью применения волевых усилий, характеризуется обдуманностью действий, замедленной сменой эмоциональных реакций и сдержанным выражением их с помощью пантомимики.

Неуравновешенность нервных процессов – характеризуется преобладанием одного из нервных процессов, что выражается в неравномерности протекания деятельности, наличием в ней «спонтанных» спадов и подъемов, несдержанностью, проявлением склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

3. Методика наблюдения за свойствами нервной системы ☺☺☺

Цель - Изучение основных свойств нервной системы: силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвижности и уравновешенности нервных процессов, посредством наблюдения за симптомокомплексом проявлений данных нейрофизиологических свойств.

Материал - протоколы и программа наблюдений за свойствами нервной системы.

Способ выполнения - индивидуальный.

Ход выполнения - Необходимо выбрать для выполнения данного задания испытуемого, вести за ним наблюдение во время выполнения им различных видов деятельности. При наблюдении и протоколировании необходимо фиксировать внешние проявления изучаемых свойств нервной системы, не подменяя факты субъективным анализом. Запись должна быть детализированной, отражать действия и поведение испытуемого, характерные для проявления симптомокомплекса изучаемых нейрофизиологических свойств. В протоколе необходимо отражать не только поведение испытуемого, но и внешние причины его реакций. При оформлении протокола необходимо следовать предложенной программе наблюдения.

Протокол

наблюдений за проявлением свойств нервной системы:

Дата и время проведения наблюдения_________________________________

Испытуемый (Ф.И.О., пол, возраст)___________________________________

Программа наблюдений за свойствами нервной системы (Симптомокомплексы проявлений свойств нервной системы цит. по А.И.Щебетенко, В.Л.Марищуку и В.М.Рыбалкину, А.И. Ильиной,И.М. Палею)

Свойства нервной системы Симптомокомплексы проявлений свойств нервной системы
Сила процесса возбуждения ¨ сохранение высокого уровня работоспособности и отсутствие заметных признаков утомления при длительной напряженной работе, в условиях преодоления трудностей (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности; ¨ быстрое восстановление хорошей работоспособности; ¨ сохранение бодрости, уверенности и отсутствие нервозности в трудных и ответственных обстоятельства;
¨ повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; ¨ устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус; смелость в разнообразных и непривычных условия; ¨ настойчивость, упорство в достижении цели; ¨ сопротивляемость отвлекающим раздражителям, устойчивое и концентрированное внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке, в напряженной деятельности; ¨ склонность получать все новые впечатления, не задерживаясь на известном.
Сила процесса торможения ¨ высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле; ¨ сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию); ¨ сдержанность в общении, умение хранить интересные новости; ¨ быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой; ¨ неторопливость в принятии решений; ¨ неторопливость в движениях, в речи, скупая пантомимика; медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых, и пр.
Подвижность нервных процессов ¨ быстрое реагирование на все новое в окружающей обстановке; ¨ быстрая и легкая выработка и изменение жизненных стереотипов (например, привычек, навыков); ¨ быстрое привыкание к новым людям и новым условиям; ¨ быстрый переход от одного состояния к другому, от одной деятельности к другой; ¨ быстрота изменения и протекания эмоций и чувств, яркость их проявлений; ¨ быстрота запоминания и воспроизведения; ¨ высокий темп, лабильность в динамике устной и письменной речи, в моторике, в темпе деятельности; ¨ быстрое засыпание и пробуждение.
Уравновешенность нервных процессов ¨ сдержанность, усидчивость, собранность, терпеливость, спокойствие (как в интересной, так и в неинтересной работе, после удачи и после неудачи, в период экзаменов и в других случаях, стимулирующих интенсивное возбуждение); ¨ равномерность в динамике деятельности и настроения, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов; ¨ способность к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, способность ребенка успокоиться полностью в ответ на требование взрослого: «перестань плакать»); ¨ способность «укрощать» неадекватные или невыполнимые влечения и желания; ¨ ровность и плавность речи; точность выражений, четкость мысли; ¨ способность гасить в сознании посторонние моменты и предыдущую деятельность.

Обработка результатов - необходимо подробно изучить все протоколы наблюдений и подвергнуть их разностороннему анализу.

Интерпретация результатов - проанализировав все факты, зафиксированные в протоколах, следует сделать выводы о степени проявлений силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ПЕРВИЧНЫХ СВОЙСТВ ИНДИВИДА – ТЕМПЕРАМЕНТА

1. Методика изучения структуры темперамента В.М. Русалова ☺☺

Цель - диагностировать свойства предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента.

Материал - бланк с вопросами.

Способ выполнения -

Ход выполнения - Методика позволяет произвести оценку по 9 шкалам: темпераментальным и одной контрольной, оценивающей уровень социальной желательности испытуемого; каждая темпераментальная шкала содержит по 12 вопросов и имеет значение от 0 до 12 баллов. Темпераментальные шкалы оценивают человека в предметной и социальной сфере его деятельности: эргичность, социальную эргичность, пластичность, социальную пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность и социальную эмоциональность.

Инструкция - Вам предлагается ответить на 105 вопросов, требующих ответа в форме: «да», «нет». Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик в графе «да», если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик в графе «нет».

Вопросы

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая, включится в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали ли Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнить работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной темы на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас не правильно поняли во время разговора?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями, из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Обычно вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете значительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую работу?

30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31. Обычно Вы предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Обычно вы молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи к другому?

36. Склонны ли Вы, иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение к Вам близких людей?

37. Разговорчивый ли Вы человек?

38. Обычно вам легко выполнить дело, требующее мгновенных решений?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы генерируете новые идеи?

48. Нервничаете ли Вы перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали сделать что-то, всегда ли вы выполняете обещания, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды оттого, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Обычно вы предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58. Обычно Вы чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у вас надолго портится настроение оттого, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли Вы, решать много задач одновременно?

67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили, утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у вас иногда руки во время ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85. Вы обычно первым в компании решаетесь начать разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы, вначале поразмыслить, потом говорить?

88. Часто ли вы волнуетесь по поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

98. Способны ли Вы выполнить длительную трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. Устаете ли вы, когда Вам приходится говорить долго?

103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Обработка результатов

Интерпретация результатов

Предметная эргичность - уровень потребности освоения предметного мира, жажда деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность.

Социальная эргичность - уровень потребности в социальных контактах, желание освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовлеченность в социальную деятельность.

Пластичность - степень легкости/трудности переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

Социальная пластичность - степень легкости/трудности переключения в процессе общения, склонность к разнообразию коммуникативных форм, программ.

Темп - скорость выполнения отдельных операций, быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Социальный темп - скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении).

Эмоциональность - эмоциональная чувствительность к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Социальная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере, чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Методика изучения свойств темперамента Айзенка☼☼☼

Цель - исследование свойств темперамента экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной стабильности-нестабильности).

Материал - бланк с вопросами.

Способ выполнения - может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения - Опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстра-интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности, остальные 9 вопросов составляют контрольную группу, предназначенную для оценки искренности испытуемого и достоверности результатов. Если испытуемый по контрольной шкале набирает более 5 баллов, то его протокол не рассматривается. Адаптация опросника была предпринята в Институте психоневрологии им. В.М. Бехтерева в 1970-1974 гг.

Инструкция - Вам будет предложен ряд вопросов, искренне ответив на которые, Вы сможете лучше разобраться в себе. Внимательно прочитайте вопрос и ответьте на него «да» или «нет». Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» или «хороших» ответов.

Вопросы

1. Любите ли Вы оживление и суету вокруг Вас?

2. Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли Вы иногда себя то счастливым, то печальным без всякой реальной причины?

5. Остаетесь ли Вы обычно в тени на вечеринках, или в компании?

6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и без ропота то, что Вам приказывали?

7. Бывает, что Вы дуетесь на кого-нибудь?

8. Предпочитаете ли Вы прекращать ссору молчанием?

9. Умный ли Вы человек?

10. Любите ли Вы бывать среди людей?

11. Часто ли Вы теряете сон из-за Ваших тревог?

12. Верите ли Вы в какие-нибудь дурные приметы?

13. Могли бы Вы назвать себя беспечным?

14. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?

15. Любите ли Вы работать в одиночестве?

16. Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без всякой причины?

17. Подвижный ли Вы человек?

18. Смеетесь ли Вы иногда при нескромных шутках?

19. Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20. Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?

21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то внимание?

22. Можете ли Вы быстро переложить Ваши мысли в слова?

23. Часто ли Вы бываете в рассеянном забытьи?

24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

25. Любите ли Вы каверзные шутки?

26. Часто ли Вы думаете о Вашем прошлом?

27. Очень ли Вы любите вкусную пищу?

28. Когда Вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли Вы в дружественном человеке, чтобы выговориться?

29. Если Вам по серьезной причине будут нужны деньги, согласитесь ли Вы продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?

30. Прихвастываете ли Вы иногда?

31. Чувствительны ли Вы иногда к некоторым вещам?

32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли Вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

34. Любите ли Вы планировать вещи детально и заранее?

35. Бывают ли у Вас головокружения?

36. Всегда ли Вы отвечаете на частные письма сразу после прочтения?

37. Делаете ли Вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем, обсуждая с другими?

38. Случается ли у Вас одышка, когда перед ней Вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так «как нужно»?

40. Подводят ли Вас нервы?

41. Нравится ли Вам больше планировать, чем делать?

42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?

44. Делаете ли Вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?

45. Бывают ли у Вас сильные головные боли?

46. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли Вам заснуть ночью?

48. Говорите ли Вы иногда неправду?

49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли Вы со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете не подумав?

53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории Вашими друзьями?

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Застенчивы ли Вы обычно в присутствии старших?

56. Считаете ли Вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в Вашу пользу?

57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

¨ Обработка результатов

Экстраверсия-интроверсия:

«Да» - вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«Нет» - вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Эмоциональная стабильность-нестабильность:

«Да» - вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Корректурная шкала:

«Да» - вопросы 6, 24, 36

«Нет» - вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Интерпретация результатов

Экстраверсия-интроверсия . Если испытуемый набрал по данной шкале более 13 баллов, то он является экстравертом, что говорит о его направленности на внешний мир. Если испытуемый набрал менее 13 баллов, то является интровертом, что говорит о его направленности на внутренний мир.

В основе экстраверсии, по мнению Г. Айзенка, лежит слабое возбуждение ретикулярной формации и сильное тормозное влияние со стороны коры. В связи с этим экстравертам для достижения оптимальной активации необходима стимуляция из внешней среды. Поэтому экстраверты проявляют большую зависимость от внешних впечатлений, стремятся к контакту с другими людьми, инициативны в общении, отдают предпочтение большим компаниям, стремясь устанавливать много контактов с людьми, легко знакомясь и легко прерывая отношения.

В основе интроверсии лежит высокий уровень корковых влияний, отсюда, интровертам не требуется стимуляция извне. Для интровертов характерна направленность на себя, замкнутость, слабая тяга к новым впечатлениям, сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях. Интроверты предпочитают небольшие компании, стремясь сохранить контакты с одними и теми же людьми длительное время, испытывают трудности сближения с новыми людьми, проявляют низкую инициативность в общении.

Эмоциональная стабильность-нестабильность – по мнению Г. Айзенка, - возникает в результате действия химических веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции. Люди эмоционально нестабильные (до 13 баллов) обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы, быстрее, чем стабильные. У таких лиц обнаруживаются более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

4. Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (Д. Моудсли)☼☼☼

Цель - исследование свойства темперамента – тревожности, ригидности и экстравертированности.

Материал - бланк с вопросами.

Способ выполнения - может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения – испытуемым предлагается бланк с вопросами и инструкция.

Инструкция – ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

Вопросы

1. Бывает ли у Вас так, что Вы настолько взволнованны какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?

2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове?

3. Быстро ли Вас можно переубедить в чем-либо?

4. Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно положиться?

5. Можете ли Вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?

6. Бывает ли у Вас часто так, что Вы приняли решение слишком поздно?

7. Считаете ли Вы свою работу как нечто само собой разумеющееся?

8. Любите ли Вы работу, требующую значительной сосредоточенности, внимания?

9. Любите ли Вы вести разговоры о Вашем прошлом?

10. Трудно ли Вам забыть о Ваших делах, обо всем, даже на оживленной вечеринке?

11. Преследуют ли Вас иногда мысли и образы так, что Вы не можете спать?

12. Когда Вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли в то же время и работой своих товарищей?

13. Часто ли бывают случаи, когда Вам необходимо остаться одному?

14. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

15. Смущаетесь ил Вы в присутствии лиц другого пола?

16. Тревожит ли Вас чувство вины?

17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?

18. Трудно ли Вам переключиться с одного экзамена на другой?

19. Часто ли Вы ощущаете свое одиночество?

20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого?

21. Предпочитаете ли Вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях?

22. Верно ли, что Вас довольно трудно задеть?

23. Часто ли Вы чувствуете неудовлетворенность?

24. Склонны ли Вы довести до конца предыдущую работу, если Вам предстоит другая, более интересная?

25. Бывает ли у Вас такое ощущение, что Ваша работа для Вас – дело жизни и смерти?

26. Трудно ли Вам отказаться от привычек, которые Вам не по душе?

27. Любите ли Вы размышлять о своем прошлом?

28. Считаете ли Вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?

29. Легко ли Вас задеть за живое по различным поводам?

30. Склонны ли Вы к быстрым и решительным действиям?

31. Всегда ли Вам думается после какого-либо поступка, что Вам следовало сделать иначе?

32. Легко ли Вы переходите от одного дела к другому?

33. Бывает ли у Вас время от времени ощущение одиночества?

34. Работаете ли Вы иногда так, будто от этого зависит Ваша жизнь?

35. Можете ли Вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания?

Обработка результатов

Тревожность определяется суммой баллов за ответы «ДА» на вопросы 1, 2, 4, 10, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и за ответы «НЕТ» на вопросы 5, 7, 14, 15, 17, 22, 28. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.

ЛТ 3 = (сумма «ДА» + сумма «НЕТ»)

Ригидность определяется суммой баллов за ответы «ДА» на вопросы 18, 24, 26 и за ответы «НЕТ» на вопросы 3, 12, 32, 35. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Р = (сумма «ДА» + сумма «НЕТ»)

Экстравертированность определяется суммой баллов за ответы «ДА» на вопросы 6, 8, 9, 13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «НЕТ» на вопрос 30. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Э = (сумма «ДА» + сумма «НЕТ»)

Интерпретация результатов

Тревожность – свойство темперамента, выраженное в степени беспокойства в различных ситуациях, объективно или субъективно представляющих угрозу для человека, состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения. Тревожность может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует человеку о необходимости измерений и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям.

Ригидность – свойство темперамента, проявляющееся в трудности переключения с одного вида деятельности на другой, обусловленное инертностью нервных процессов: уровень возможности изменять свое поведение, когда того требует ситуация.

Экстравертированность отличается гибкостью и непостоянством поведения, возможной агрессивностью и фрустрированностью, страстностью и в общем немалой, но эгоцентричной социальной адаптированностью. Его общительность предполагает наличие скорее слушателей, чем собеседников. Такова же и его инициативность, требующая скорее исполнителей, чем сотрудников.

Нижние значения экстравертированности определены специальным понятием «интровертированность», означающим обращенность личности внутрь, к собственным переживаниям и мыслям.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинов ☺☺ .

Цель работы: исследование уровня психодинамической тревожности учащегося.

Предварительные замечания. Тревожность - одно из свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности. Тревожность понимается как степень беспокойства в ожидаемой ситуации. Психодинамическая тревожность как индивидуально-психологическая особенность личности школьника оказывает влияние на эмоциональную сферу, на эффективность учебной деятельности, на взаимоотношения ученика в социальной микросреде. Высокий уровень тревожности часто коррелирует с эмоциональной неустойчивостью, с заниженной самооценкой личности.

Материал: текст опросника и бланк для ответов.

Способ выполнения: тестирование можно выполнять как индивидуально, так и с группой испытуемых.

Ход выполнения работы. Ученику предлагается оценить 50 утверждений, в зависимости от того, согласен он или не согласен с их содержанием. Для удобства пользования каждое утверждение можно поместить на отдельную карточку, чтобы в процессе исследования ученик мог раскладывать их на две стороны.

Текст утверждений

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов: о ценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ "да" на высказывания

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50

и ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1балл.

Интерпретация результатов: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

По результатам проведенного исследования с учениками, получившими высокие баллы по уровню тревожности - можно провести коррекционные беседы, пронаблюдать, в каких именно ситуациях уровень тревожности учащегося повышается.

Можно помочь учащемуся интерпретировать позитивно жизненные проблемы и неудачи. Например: у школьника повышается уровень тревожности перед контрольной работой. Можно объяснить ему, что контрольная работа - это способ проявить свои знания и подготовку, это своеобразная репетиция экзамена. Можно провести психотренинг с группой тревожных школьников.


Похожая информация.


Уравновешенность нервных процессов

нервный дрессировка собака поведение

Уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением и определяющее сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Понятие уравновешенности нервных процессов, введенное И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) тип высшей нервной деятельности. В дальнейших исследованиях уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервных процессов был предложен и новый термин - баланс нервных процессов.

Для определения уравновешенности нервных процессов сравниваются силы процессов возбуждения и торможения у данного животного. Если оба процесса взаимно компенсируют друг друга, то они уравновешены, а если нет, то, например, при выработке дифференцировок может наблюдаться срыв тормозного процесса, если он оказывается слабым. Если же доминирует тормозной процесс в силу недостаточности возбуждения, то в трудных условиях дифференцировка сохраняется, но резко уменьшается величина реакции на положительный условный сигнал.

По уравновешенности сильные нервные процессы подразделяются на:

Уравновешенные, когда процесс возбуждения уравновешен тормозным процессом торможения;

Неуравновешенные, когда преобладание процесса возбуждения, не компенсируются процессом торможения - «безудержный тип».

Уравновешенные нервные процессы по подвижности подразделяются на:

Подвижные (возбуждение и торможение легко сменяют друг друга)

Неподвижные (инертные: процессы сменяются с трудом).

Уравновешенность нервных процессов определяется по способности к выработке запаздывающего торможения (увеличение времени между действием условного сигнала и безусловного раздражителя):

если условный рефлекс быстро тормозится, а новый условный рефлекс не возникает, то в центральной нервной системе преобладает торможение, которое не уравновешено возбуждением;

если происходит торможение старого и выработка нового условного рефлекса, то возбуждение и торможение уравновешены;

если старый рефлекс долго не тормозится, а новый уже выработался, то в центральной нервной системе преобладает возбуждение, которое не уравновешено торможением.

Уравновешенность нервных процессов по возбуждению и торможению характеризуется тем, что скорость возникновения и скорость прекращения нервного процесса примерно одинаковы. У одних собак возбуждение преобладает над торможением, у других преобладают тормозные процессы. У собаки с уравновешенными нервными процессами дрессировщиком без труда подавляются ненужные желания. Такие собаки работают равномерно, без случайных срывов. Они сохраняют спокойствие и выдержку даже в обстановке с повышенным количеством отвлекающих раздражителей.

На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения собаки как концентрация внимания при поиске, безразличное отношение к посторонним раздражителям, стабильность в работе.

Каждый индивидуум обладает преимущественно генетически детерминированными особенностями функционирования нервной системы, которые определяют различия в характере реагирования на одни и те же воздействия физической и социальной среды и, следовательно, образуют почву для формирования поведения.

И. П. Павлов выделял три основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток сохранять адекватную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В ее основе лежит выраженность в ЦНС процессов возбуждения и торможения. Люди, имеющие более сильную нервную систему, являются более выносливыми и стрессоустойчивыми.

Уравновешенность нервных процессов – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Подвижность нервных процессов говорит о способности к быстрому переходу от возбуждения к торможению. У людей с более подвижной нервной системой отмечается большая гибкость поведения, они быстрее приспосабливаются к новым условиям.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность – способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и четко начиная и завершая движение.

Активированность характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

Различные сочетания этих характеристик нервных процессов обусловливают тот или иной тип темперамента и в некоторой степени свойства характера и личности. Например, сила процесса возбуждения лежит в основе выносливости, энергичности, работоспособности, горячности, мужества, храбрости, активности, смелости, способности преодолевать трудности, инициативности, склонности к риску, самостоятельности, решительности, настойчивости. А сила торможения определяет такие свойства, как осторожность, самообладание, терпение, скрытность, сдержанность, хладнокровие.

При неуравновешенности процессов возбуждения и торможения, когда возбуждение преобладает над торможением, проявляется тенденция к повышенной возбудимости, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости пад уступчивостью. Такой человек – это скорее человек действия, ему трудны ожидание и терпение. А такие свойства характера, как осторожность, выдержка, сдержанность, спокойствие, отсутствие склонности к азарту и риску связаны с преобладанием в нервной системе процессов торможения. Уравновешенность, т.е. наличие баланса между торможением и возбуждением, предполагает умеренность, осмотрительность, размерность в деятельности, сочетающуюся с возможностью приложения достаточного для достижения цели усилия, а при необходимости и риска. При выраженной подвижности возбудительных процессов может возникать импульсивность, склонность к тому, чтобы быстро прерывать начатое дело, когда оно перестает вызывать интерес. Такому человеку трудно выработать упорство в достижении цели. При сочетании с подвижностью тормозного процесса может возникать быстрота откликаемости на внешние стимулы, общительность, инициативность – таким людям трудно быть скрытными, привязанными и постоянными.

На основе различных комбинаций трех основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основные типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

  • 1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих пад торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;
  • 2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к легкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;
  • 3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;
  • 4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетенному настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов Гиппократом – древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Еще И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Интересно отметить, что основные типы ВНД являются общими для человека и животных. Но наряду с ними И. П. Павлов выделил типы, свойственные только человеку, основываясь на различном соотношении первой и второй сигнальных систем:

  • художественный тип – отличается незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для лиц, относящихся к данному типу, характерно предметное, образное восприятие окружающего мира, склонность к оперированию в процессе мышления чувственными образами;
  • мыслительный тип – характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой. Представителям этого типа свойственны наличие выраженных способностей к абстрагированию, оперированию в процессе мышления абстрактными символами, хорошо развитые способности к анализу;
  • средний тип – отличается уравновешенностью сигнальных систем. К нему относится большинство людей. Представителям данного типа свойственны как образные впечатления, так и абстрактные заключения.

Эта классификация связана с функциональной межполушарной асимметрией головного мозга, особенностями их взаимодействия: считается, что художественному типу соответствует правополушарное доминирование и преимущественно симультанный (целостный) способ обработки информации, а мыслительному – левополушарное доминирование и сукцессивный (последовательный) способ обработки информации.

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма .

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе .

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента .

Таблица 1. Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления .

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения .

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС .



Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью .

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности .



Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением .

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).

Свойства нервной системы - основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, С. н. с. являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие.

Павлов предполагал существование 3 основных свойств нервных процессов.

  • сила нервных процессов;
  • уравновешенность нервных процессов;
  • подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. Сила - способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения). Считается, что лица с более сильной н. с. выносливее и стрессоустойчивее.

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Люди с более уравновешенной н. с. характеризуются и более уравновешенным поведением

Сильные нервные процессы (по уравновешенности) подразделяются на:

  • уравновешенные (процесс возбуждения уравновешен тормозными процессами);
  • неуравновешенные (резкое преобладание процессов возбуждения, они не компенсируются торможением - "безудержный тип").

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Подвижность н. с. выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к др. Лица с более подвижной н. с. отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Сильные уравновешенные нервные процессы (по подвижности) подразделяются на:

  • подвижные (возбуждение и торможение легко сменяют друг друга)
  • неподвижные (инертные: процессы сменяются с трудом).

В дальнейшем, в связи с новыми методами исследования С. н. с., в особенности в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их учеников, были существенно уточнены как структура основных С. н. с., так и их нейрофизиологическое содержание. К тому же стали известны еще несколько новых свойств.

Динамичность - способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Данное свойство лежит в основе обучаемости.

Лабильность выражается в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Более «лабильные» люди, напр., значительно быстрее совершают моторные акты в единицу времени.

Активированность характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения, что является основой мнемических способностей.

В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое бы не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.

Сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.

Так, сила возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.

Сила тормозного процесса лежит в основе осторожности, самообладания, терпения, скрытности, сдержанности, хладнокровия.

Неуравновешенность за счет преобладания возбуждения над торможением обусловливает возбудимость, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости над уступчивостью. Такому человеку присущи действия, чем ожидание и терпение.

Неуравновешенность за счет преобладания торможения над возбуждением обусловливает осторожность, сдержанность и выдержку в поведении, исключается азарт и риск. На первом месте спокойствие и осторожность.

Уравновешенность (баланс) торможения и возбуждения предполагает умеренность, соразмерность деятельности, степенность.

Подвижность возбудительного процесса связана со способностью быстро прервать начатое дело, остановиться на полпути, быстро успокоиться. При этом трудно вырабатывается упорство в деятельности.

Подвижность тормозного процесса связана с быстротой речевых реакций, живостью мимики, общительностью, инициативностью, отзывчивостью, ловкостью, выносливостью. Такому человеку трудно быть скрытным, привязанным и постоянным.

Нередко наблюдается значительное несовпадение результатов измерения свойств н. с. в разных анализаторах. Это явление было названо Небылицыным парциальностью свойств н. с., отличающиеся в разных мозговых структурах, названы «частными», а представляющие собой «сверханализаторные» характеристики мозга - «общими». Вначале «общие» свойства связывали с функционированием передних (лобных) отделов мозга.

В настоящее время свойства н. с. можно представить в виде иерархии уровней:

  • элементарные (свойства отдельных нейронов);
  • комплексные (свойства различных структур мозга);
  • общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга).

Элементарные свойства н. с: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах н. с. (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В. М. Русалов.)



 

Возможно, будет полезно почитать: