Что значит бытие для современных людей. Для чего нужно бытие (если кто-то не знает)

Введение

Человека, как мыслящего существа, естественно интересует вопрос: как возник наш человеческий мир, что ему предшествовало, благодаря чему он стал возможным? Что представляет собой реальный предмет, реальный мир? Каково его бытие? Мы, конечно, уверены в том, что бытие есть, но на чем основывается подобная уверенность? И что такое "бытие есть”?

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. это вечный вопрос. и глубина его содержания неисчерпаема.

Понятие бытия

Еще Аристотель определил, что "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". Таким образом, категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование.

По способу существования бытие разделяется на два мира:

мир физических состояний (материальный, природный);

мир психических состояний (сознание, духовность.)

Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).

Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии

Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако "то, что известно, - писал Гегель, - ещё не есть, поэтому познанное. ” Когда - то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, "чёрные дыры” (коллапсары), кварки и т.д. Когда факт их наличия был установлен, приступили к главному - изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к обобщённому описанию разных типов наличной реальности - будь - то неживая природа от микромира до мегамира, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления.

Формы бытия

Несмотря на то, что о природе судят люди, "первая природа" существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы "быть" вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

Однако множество вещей произведены людьми. Это "вторая природа", которая соединяет в себе материал "первой природы" и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя "бытие человека", его надо отличать от "человеческого бытия". Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие - это: материальная жизнь людей; те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие - это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы. При этом различают:
- Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.
- Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:
- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

4. Бытие социального, которое подразделяется на:
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

Бытие - вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий.

Противоположное бытию понятие - «небытие» («ничто») . Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Человек, как бытие, обладает свободой и волей. В классической метафизике под бытием понимается Бог.

Различают бытие и сущее . Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди них можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это и выражено в понятии бытия. Отсюда, вопрос почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»?

Впервые понятие "бытие" ввел элеат Парменид (504-501 г. до н.э.). Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием . Небытия, «ничто» (того, что не существует ) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет » . Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, неизменно, неделимо, совершенно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это недопустимо. Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же », «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется ». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие .

Существует ряд концепций «истинного бытия» : Логос, Мировой Разум (Гераклит), число (Пифагор), первовещество (античные натурфилософы), атомы (Демокрит), идеи (Платон), форма форм, перводвигатель, Бог (Аристотель).

3.Основные виды бытия:

1) объективное и субъективное, 2) потенциальное и актуальное, 3) материальное и духовное, 4) природное и общественное

1) Объективное бытие (Бога, природы, общества) - существующее независимо от человека, субъективное бытие (мысли, чувства) - внутренний мир человека, продуцируемый им самим, субъективно-объективное бытие (объективный мир, сознательно преображённый человеком и зависящий от него, «вторая природа»; объективно-субъективный характер, для постнеклассической науки имеет и научное знание).

В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную

реальность, в противовес наличному миру становления. Этим бытием является Дух, Разум, Бог. Субъективный идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывая бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

2) Аристотель в «Метафизике» разделил бытие на потенциальное (возможное) иактуальное ( действительное) . Потенциальное бытие – неразвитое, неоформленное, неразвёрнутое, но существующее в действительности (будущее в настоящем – ребёнок, напр.). Актуальное бытие – проявившее себя в полной мере, оформившееся, раскрывшееся (что достигается в стадии зрелости – напр, профессионал, личность). Процесс превращения возможности в действительность называется становление.

3) Бытие материальное ибытие духовное . Мате́рия (от лат. materia - вещество) - физическая субстанция, противоположная сознанию(духу). . Существует несколько подходов к понятию «материя»:

а) материалистический подход , согласно которому материя есть первооснова бытия (субстанция), а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи, материя первична и представляет собой наличное бытие, подразделяясь на косную, живую и социальную материю.;

б) объективно-идеалистический подход – материя существует как порождение (эманация, объективизация) независимого от всего сущего изначального (идеального) Духа;

в) субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт человеческого сознания;

г) позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Материя (с точки зрения материализма) обладает следующими свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью, движением, пространством и временем.

Движением называется любое изменение (и мыслей, и вещества). Движение есть единство изменения и сохранения (преемственности). Оно имеет всеобщий характер (это - одна из немногих известных нам абсолютных истин).

Движение - способ существования материи. Выделяют пять основных форм движения материи : механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную (Ф.Энгельс «Диалектика природы»). Направленное изменение, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием (восходящая линия

прогресс, нисходящая – регресс) . Развитие природы обозначается понятием «эволюция », развитие общества – «история », совместное развитие общества и природы – «коэволюция ».

Пространство и время - формы существования материи. Пространство выражает протяженность явлений, их строение из элементов и частей. Пространство - трёхмерно (длина, высота, ширина) и обратимо (можно вернуться в свой детский дворик). Время выражает длительность, скорость протекающих процессов, последовательность смены их состояний. Время одномерно (течёт по одной линии - прошлое, настоящее, будущее) и необратимо (вернуться в детство нельзя). Эйнштейн доказал, что пространство и время неотделимы друг от друга, образуя единый пространственно-временной континуум (хронотоп).

Есть разные «реки» времени: астрономическое, геологическое, физическое, биологическое («биологические часы»), историческое, субъективное («Я знаю, время растяжимо, оно зависит оттого, какого рода содержимым вы наполняете его», С. Я. Маршак).

Духовное бытие. В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. Таковым бытием является Мировой Дух, Мировой Разум, Абсолютная идея, Бог. Духовное рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции, Дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека

В философии субъективного идеализма духовное бытие есть проекция человеческого сознания (мысли, образы, вера, грёзы...).

Духовное бытие разделяется на индивидуализированное (мнения, ценностные представления отдельных людей) и объективированное, вне/над/индивидуальное (религия, наука).

4) Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе) и бытие общества. Бытие природы (как бытие материального мира, возникшего до человека противостоит бытию общества как духовно-материальному бытию, продуцируемому людьми (и в то же время находится во взаимодействии с ним).

В марксизме общественное бытие (понимаемое как собственная, внутренняя материальная основа общества, нетождественная с его природной основой) противопоставляется общественному сознанию (духовной жизни общества), выступая ведущей стороной («бытие определяет сознание»).

Являются очень важными. Бытие человека - это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

В субъективной духовности;

Реальности живого вещества;

Объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

Предпосылка;

Результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности - это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен Данная предопределенность основана на уровне в котором он получает воспитание.

Бытие человека - это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую Любой из живущих в обществе - личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека - это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности - их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела - это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.

1. Одной из базовых категорий философии является понятие бытия . Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие – все определяется через понятие бытия, философское понимание которого означает существование вообще. Мир и его явления, человек и его сознание, мир в целом, знания о мире и его составляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

В структуре философского знания бытие выступает предметом онтологии.

Онтология изучает:

Происхождение и длительность (границы) бытия;

Структуру (виды, формы, сферы и их соотношения) бытия;

Движение и развитие бытия;

Субстанцию бытия;

Фундаментальные законы бытия.

Это понятие рассматривается как базисная категория для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Философия ставит целью нахождение подлинного бытия и его осмысление, идет по пути определения понятия «бытия» и его места в структуре знания, а также выделяет виды и формы бытия как объективного существования. Существовать в физическом смысле слова,значит быть участником взаимодействий. Существовать в биологическом смысле значит жить, дышать, размножаться. Существовать в социальном смысле значит чувствовать, размышлять, говорить, трудиться, заниматься политикой, искусством и т.п. Существовать в философском смысле значит иметь определенность, выражаемую философскими категориями.

В истории философии попытки признать бытие основной категорией философского мышления о мире не всегда принимались всеми философами безоговорочно: рассмотрение бытия поощрялось лишь в плане абстрактного или только естественнонаучного изучения категории «материя». Понятия «материя» и «бытие» не отождествлялись, так как материя характеризует субстанциональную основу мира, и в этом смысле она всецело объективна. Она есть существующая объективность, в пределах которой взаимодействие всего со всем рождает круговорот движения в том смысле, что в начале и конце любого цикла дана все та же неуничтожимая материя. Но если при рассмотрении состава сущего происходит ее сведение к «объективной реальности», тогда в бытии остаются только вещи и только объекты, и человек также представляется вещью среди вещей. Между тем в составе реально сущего нет ничего важнее, кроме человека, мира и их отношений. При этом очень важно заметить, что раскрытие сущности человека и мира, а также их взаимосвязей осуществляется с помощью определенного философского языка (т. е. понятийного аппарата ), который в историческом развитии философской мысли постоянно развивался и совершенствовался. Особое значение в этом плане приобретает категория «бытия».



Жизнедеятельность человека в своей повседневности опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых суждений и размышлений. Самая первая и универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется, существует. Стало быть, рассмотрение бытия невозможно, если мы не будем искать его исходный пункт в элементарных фактах повседневной жизни человека. Это означает, что лицо бытия, в котором мы находимся – его непосредственная данность, очевидность, его неустранимость, существование.

Однако специфика бытия не раскрывается только фиксацией факта существования. И не только в силу широко распространенного возражения: раз бытие первоначально определяется через понятие «существование» (т.е. наличие чего-либо), то категория «бытие» не нужна, ибо не дает ничего нового по сравнению с категорией «существование». Однако дело заключается в том, что философская категория «бытия» не только включает в себя указание на существование, но и фиксирует более сложное содержание.

Рассматривая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Но для нее начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл. Философское мышление о мире всегда содержало в себе определенную позицию взирающего на мир субъекта, выражало то или иное отношение человека к сущему. Философия ставила всегда вопрос об отношении субъекта к объекту, сознания к бытию, человека и мира.Таким образом, бытие как философская категория обозначает отношение «человек и мир».

Множество метафизических вопросов было поставлено уже в раннегреческой натурфилософии. Каковы первоначало и первопричина мира? Можно ли считать его единым? Какова основа мира (субстанция)? Из чего она состоит? Одна ли субстанция или их несколько? Является ли она вечной? Бесконечной? Это все вопросы о бытии, однако, бытие здесь еще не выделено в качестве понятия.

Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы поэтому ставят проблемы. Конечно, онтологических проблем великое множество, тем не менее среди них выделяется группа проблем, на протяжении веков привлекавших к себе внимание поколений философов.

Проблема небытия . Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, его и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто?

Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небытие, или ничто . Если бытие характеризует качественную наполненность мира, включает в себя все существующее без исключения, то ничто обозначает полное отсутствие чего-либо.

Ничто , онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей либо бытия вообще. Изучение вопроса о бытии и небытии показывает, что эта проблема имеет многосторонний и противоречивый характер. История языка категорий, которые использовались для его описания, свидетельствует о том, что следует различать бытие целого и частей. Бытие как целое есть реальность, которая неуничтожима, вечна и бесконечна. Бытие отдельных вещей - временно и конечно. Вещи возникают, существуют и гибнут.

Во Вселенной ничто из ничего не возникает, как и не исчезает вообще. Все, что в ней есть, получило свое первоначало от какого-либо другого вида материального бытия. Это означает, что абсолютно все существующее в мире обладает возможностью становиться тем или иным видом материи. Причем прежний вид материи не может быть абсолютно утерян, а может лишь перейти из одного состояния в другое.

Проблема сознания . Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то, может быть, сознанием - пусть в меньшей мере - наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание - Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открывается вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные характеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локализованным человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реальностью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии , вопрос о том, что первично, на который философы разных направлений давали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность - это материальное бытие, идеалисты объективные отдавали приоритет духовному бытию, считали материальное производным и зависимым от него, дуалисты же говорили о независимости друг от друга, о «параллельном» существовании материального и духовного, а субъективные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроблемой.

Проблема единства мира . Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: должны ли мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность.

Проблема Бога . Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекает из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог - это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним? Творение Богом мира - это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение - это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Проблема движения . Вопрос о том, существует ли движение, поставленный элеатами, которые его отрицали, со временем дезактуализировался. Зато приобрели остроту вопросы о том, абсолютно ли движение и вечно ли оно. Не меньшую проблему рождает вопрос о характере движения: скачкообразный, прерывистый или же плавный, эволюционный?

Существуют три основные формы бытия мира – неорганическая ,органическая исоциальная . Что касается первых двух форм бытия, то они представляют бытие предметов. Эти предметы не рождаются культурными средствами, поскольку они существуют и объективно пребывают сами по себе. Когда же речь идет о бытии человека, то его рождение предполагает не столько природное, сколько культурное, нравственное усилие, ориентированное на становление человека личностью.

Личностный момент в бытии человека необходимо подчеркивать потому, что в философии осмысление ее проблем, в том числе и проблем бытия, предполагает личностное усилие, наше постоянно возобновляющееся участие в бытии, которое для каждого поколения, для каждого человека возникает заново. В каждую эпоху, в разных цивилизациях человек каждый раз вновь должен индивидуально испытать то, что испытывали до него люди, ибо речь идет о бытии. Оно одно, если мы совершаем действия, поступки, и оно другое, если мы не делаем этого. Но философия не останавливается на простой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существования. Определяя смысл отношения «бытие–небытие», она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия, предоставляет возможность преодолеть ограниченность познания через призму индивидуального бытия.

Следует различать виды бытия – объективную и субъективную реальность. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания . Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие.

Сознание, мышление, духовный мир человека есть не что иное, как субъективная реальность, находящая свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности.

Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой адекватности и истинности мышления выступает опосредованность его практикой. Для того чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть, например, объектом исследования разных специалистов. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно и реально существующих вещей и процессов.

Следует различать уровни бытия – актуальное (действительное) ипотенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии философия выделяет, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это природное бытие индивидуализированных объектов и их состояние, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника, в которой сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и законы внешнего мира, его вещества и свойства.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие , которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное едины, и предпосылкой этого единства является бытие, которое волновало мыслителей, философов, ученых во все времена существования человека.

Таким образом, бытие есть сущее и существующее. Это самостоятельная сущность (субстанция), которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Оно включает в себя бытие человека (существование индивидуального как самостоятельной реальности в виде жизнедеятельности каждого отдельного человека), материальное бытие (существование материального как самостоятельной реальности в виде вещей и явлений природы), идеальное бытие (существование идеального как самостоятельной реальности в форме индивидуализированного духовного бытия и объективированного духовного бытия), социальное бытие (существование социального как самостоятельной реальности в виде всех исторически сложившихся форм жизнедеятельности общества).

В настоящее время философские концепции подразделяются на монистические, дуалистические и плюралистические .

Философов, которые в своих построениях исходят из одного начала, кладут в основу мира только одну субстанцию, принято называть монистами , а их учения монистическими. Если субстанция представляет собой какую-то материальную сущность, то мы имеем дело с материалистическим монизмом (материализм) (марксизм), если духовную – с монизмом идеалистическим (идеализм), в объективной (идеализм Г. Гегеля) или субъективной (идеализм Дж. Беркли) его формах.

Кроме монизма в истории философии были концепции, которые исходили из наличия двух субстанций – материальной и духовной. Они получили название дуализм . Классическим представителем дуализма принято считать Р. Декарта, который допускал существование «двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная или телесная. Другая субстанция – духовная. Координирует действия обеих субстанций, разумеется только Бог, которого можно назвать наивысшей субстанцией. Следовательно, дуализм Р. Декарта является весьма относительным.

Кроме монизма и дуализма в философии есть и плюрализм , т.е. концепции, постулирующие множественность субстанций. Примером подобного подхода может служить учение знаменитого немецкого философа и математика Г. Лейбница о так называемых монадах.



 

Возможно, будет полезно почитать: