Икона богородицы неупиваемая. Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша

Икона Божией Матери
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

18 мая - празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Православные верят, что этот образ дарован Богом для спасения, исправления и исцеления пьяниц.

Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.

Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, всё, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот этот совершенно уже опустившийся человек видит однажды необыкновенный сон. К нему подходит благолепный старец и говорит: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Без гроша денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец является ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказывает исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправляется в путь.
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким названием. Кто-то сказал: «Не та ли это икона, с изображением чаши, что висит в проходе из храма в ризницу?» Икону эту сняли со стены и на оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним был совершен молебен.
А в иконе преподобного Варлаама Серпуховского, основателя Владычнего монастыря, крестьянин узнал того благолепного старца, который явился ему во сне и велел найти эту икону. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к вину.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершались молебны, завершавшиеся нравственными беседами.

Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.

По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», - когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.

Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью - в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове. В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара... Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.

Сейчас существуют два почитаемых чудотворных списка с иконы. Оба находятся в Серпухове - один в Высоцком мужском монастыре , другой - во Владычном женском монастыре .

В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

Образ «Неупиваемая Чаша» находится в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря . Список тоже чудотворный, перед ним неугасимо горит лампада как символ всех молитв к Божией Матери.



Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма

Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря . Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.


Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем . Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского - 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.

Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Избранное и дивное избавление нам даровася - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»

Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:

«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких - беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, - падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты - залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет - не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».

В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести - а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

В наши смутные времена, как и век с лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на нарочитых молебнах воду.

Иноческие обители испокон веков были кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют, как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже Ангелы будут помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».

И спустя несколько веков обетование сие сбылось во всей своей полноте.

К концу XVIII столетия мужская обитель Владычного монастыря клонилась к упадку и запустению. Богослужения почти совсем остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин), чьим попечением начался духовный расцвет великой Оптины и многих иных обителей, не оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство. Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».

Старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь он почуял, что ноги вновь стали его слушаться

В первый год игуменства матушки Марии, а именно в 1878 году, крестьянину Тульской губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед нею молебен. У обезножившего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления от недуга старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь своего подвижнического пути он почуял вдруг, что ноги вновь стали слушаться его.

Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец Христос благословлял молящихся, словно бы исходя из причастной Чаши; позади же Него возвышала Свои Пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех, когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то, что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» - и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в свои дома, и все это - молитвами Заступницы рода человеческого.

Сказание о сем чудотворном Ее образе поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость, неистощимый источник утешения, исцеления, жизни и многообразных духовных благ, и дарований. И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится за всех грешников, видит Она, Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе сил бороться. Вот Пречистая Своею святой иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.

Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день прочитывать Ей ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, ве́рнии, к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери, напоя́ющей ве́рных сердца́ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей. Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м: Влады́чице преми́лостивая, исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Ами́нь.

Молитва

О Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й - и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпа́дающих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному возде́ржанию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т на́с в трезве́нии и целому́дрии. Приими́

Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́ не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет на́с ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Греховные пристрастия сегодня настолько широко распространены, что зачастую их даже не считают чем-то плохим. Но пьянство также разрушительно, как и раньше - помимо необратимого вреда здоровью, он больно бьет по душам всех, кто живет под одной крышей с алкоголиком. Глубокие психологические травмы остаются у детей. «Неупиваемая чаша» - икона, возле которой многие верующие вымаливают своих мужей, сыновей, друзей, страдающих от химических зависимостей.


В чем помогает икона Неупиваемая Чаша

Чрезмерное влечение человек может испытывать не только к вину:

  • наркотики (неважно, «легкие» или «тяжелые»);
  • курение;
  • блудная страсть;
  • тяга к азартным играм;
  • телесные недуги;
  • духовные болезни.

Это, конечно, неполный список того, от чего помогает икона «Неупиваемая чаша». Такого перечня вообще не существует, наличие любой нездоровой тяги - повод начать беспокоиться не только о нынешней, но и загробной жизни. Ведь в Евангелии ясно сказано, что лучше оторвать себе руку, чем поддаться греху. Потому что он мешает человеку соединиться с Создателем.

Страсть всегда затрагивает не только тело, но и душу, постепенно подчиняя все существо человека. Он теряет волю, может даже считать, что ему зависимость приносит удовольствие и пользу. Хорошо, когда рядом есть люди, которым не все равно. К сожалению, не всегда близкие могут убедить человека начать лечение. Поэтому единственным доступным способом остается молитва.

О чем же должна быть молитва, которую надо читать иконе «Неупиваемая чаша»? Для начала можно взять на себя обязательство и 40 дней читать акафист. Там сочетаются и хвала Богу, и прошения, не нужно ничего придумывать. Но добавить что-то от себя в конце не запрещается.

Прежде, чем кинуться на помощь другим, святые отцы советуют проинспектировать собственную совесть. Необходимо начать посещать храм, очиститься таинствами покаяния и причастия. Только поборов собственные гнев и раздражение, можно позаботиться о душе близкого человека. Нельзя привести кого-то покаянию при помощи осуждения, криков и злости.


Чаша спасения - значение иконы

Богословское значение иконы «Неупиваемая чаша» весьма глубоко и может быть непонятно с первого взгляда. Но надо постараться вникнуть в самую суть, чтобы молитва перед образом была по возможности осознанной.

Иконографически принадлежит к типу «Оранта», что означает - молящаяся. Руки Приснодевы воздеты к небу и разведены в стороны, ладони раскрыты. Подобным образом любящая мать молит о здоровье единственного чада. В русской традиции Оранта изображается либо во весь рост, либо, как в данном случае - по пояс.

Христос - Эммануил написан на уровне груди. Он стоит в чаше, обе руки воздеты в благословляющем жесте. Спаситель и Богородица устремляют взоры на молящихся, словно подбадривая их, даруя надежду на то, что молитва будет услышана. Собственно чаша содержит Причастие, сосуд этот неупиваемый, то есть такой, который не иссякает. Ведь не может закончиться милость Божия, отдавшего миру собственного Сына в жертву за грехи.

Статичное положение поз, их полная симметрия хорошо подходят для мозаик. Изображения «Оранты» известны с первых веков христианства, их находили еще в римских катакомбах. Посредничество Богородицы, молящейся за весь мир - вот основная идея данной композиции. А также бесконечная милость Христа Спасителя, безусловная любовь к каждому, кто покаялся в своих злых делах.


История появления иконы

«Неупиваемая чаша» - одна из тех икон, которые были явлены непосредственно в России. Началась история со сновидения. Некий солдат из Тульской губернии был горьким пьяницей, довел себя до того, что уже не мог ходить. Во сне ему явился старик-монах, который посоветовал мужику отправиться во Введенский монастырь (Серпухов). Там он должен был отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», чтобы полностью исцелиться.

Солдат не торопился в путь, но старец продолжал являться, поэтому служивый собрался с силами и ползком добрался до обители. Но там никто не слышал о такой иконе. В конце концов ее обнаружили, молебен был отслужен, паломник ушел домой на здоровых ногах, как говорит сказание, он больше не выпивал. Случилось это в 1878 г. С тех пор появилось много исцелившихся от пагубной тяги, в Серпухове образовалось даже общество трезвости.

Всероссийскую известность иконе принесло сочинение православного писателя Ивана Шмелева «Неупиваемая чаша», вышедшее сразу после революции. В 20-е годы Введенский монастырь был закрыт, как и большинство обителей, но икона еще несколько лет пребывала в соборном храме. По благословению епископа Мануила сделано несколько списков.

Вскоре и собор постигла та же участь, все иконы сожгли. Пропал и чудотворный первообраз - где сегодня находится явленная «Неупиваемая чаша», неизвестно. Православные монахи не теряют надежды, что Господь сохранил святыню и однажды она будет обретена вновь.

Храмы, где избавляются от пьянства

Хотя молиться можно в любом месте, в любое время, многие желают посетить особо чтимые иконы. Большую известность получил небольшой домовый храм иконы «Неупиваемая чаша» в Санкт-Петербурге. Освящен он был не так давно, в 1997 г., но уже известно более чем о тысяче людей, исцеленных от разных зависимостей. Храм работает при православном обществе трезвости, которое первым открылось после революции 1917 г.

В Москве несколько десятков храмов освящены в честь этого образа. Есть они по всей России. Невзирая на усталость, обстоятельства и погодные условия, многие совершают паломничество туда, где произошло первое чудо исцеления - в Высоцкий монастырь. На самом деле, в Серпухове два монастыря: мужской и женский. Каждый обладает собственной иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», обе прославились чудесами.

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь возродился в 1991 г. История обители насчитывает много веков - она была основана еще преподобным Сергием Радонежским. Архимандрит Иосиф благословил возобновить регулярные молебны «Неупиваемой чаше». Современный почитаемый образ написан А. Соколовым, иконе пожертвована серебряная риза с кусочком пояса Богородицы.

Благодарные паломники, чьи молитвы получили ответ, обычно жертвуют образу украшения, по ним можно сразу узнать любую чудотворную икону. Богато украшена и икона Высоцкого монастыря. Но дело, конечно, не в цене украшений - они напоминают о том, что Бог не изменяется в веках, Он и сегодня силен сотворить любое чудо.

Подобным чудом явилось восстановление Владычнего женского монастыря (где была явлена исчезнувшая икона «Неупиваемая чаша»). Для женской обители тоже был изготовлен список, для чего использовалась старая фотография. Пропорции и стиль образа максимально приближены к подлиннику.

Чудесным образом был дарован оклад для святыни. Когда икона находилась еще у мастера, кто-то оставил свиток на крыльце. В нем оказался резной киот - старинной работы, но в прекрасном состоянии. Когда через несколько дней привезли икону, он идеально ей подошел. Через несколько лет монахини узнали, что оклад пожертвовала одна из паломниц, чей сын исцелился от пьянства.

Через посредство данного образа Царицы Небесной уже даровано много чудес:

  • Мироточение (с августа 2000 г.).
  • Иногда Богородица на иконе прикрывает глаза (это зафиксировано на фото).
  • Исцеление от химических зависимостей.
  • Помощь в жилищных вопросах.
  • Исправление беспутного образа жизни.

Владычинский женский монастырь обладает еще двумя десятками мироточивых икон, так что поездка будет полна духовных событий.

В какой монастырь ехать - должна подсказать душа, каких-то правил на этот счет нет. Оба монастыря ежедневно принимают паломников. Можно остаться на несколько дней (в специальной келье, или в качестве трудника - делать разную работу, за это монастырское начальство разрешает бесплатно питаться и ночевать).

В монастырях следует вести себя скромно, не приветствуется болтовня. Тем, кто хочет остаться в качестве работника, надо иметь медицинскую книжку. В мужские монастыри не принимаются трудницами женщины - и наоборот. Подобные правила действуют во всех православных монастырях.

Домашняя молитва иконе Неупиваемая чаша

Поможет ли на самом деле от пьянства икона «Неупиваемая чаша», или это все сказки? В обители есть гостевая книга, где можно найти множество свидетельств - казалось бы, безнадежные люди обрели новую, нормальную жизнь. Здесь нет единственной схемы, которая подходит всем, надо иметь твердую веру и Господь поможет. Случалось, что матери отмаливали даже злостных наркоманов, а эта зависимость, как известно, пожирает любого буквально за несколько лет.

Паломники привозят с собой святую воду, другие святыни, освящают в монастырях иконки. Молиться дома можно и нужно, но многие не знают, куда вешать икону «Неупиваемая чаша». Есть несколько негласных правил для размещения любых православных образов.

  • Желательно повесить иконы на восточной стороне квартиры.
  • На полке с иконами не должно быть других изображений (фотографии, плакаты и т.п.).
  • Должно быть достаточно места, чтобы на молитву могло встать несколько человек.
  • Нельзя располагать иконы над телевизором, возле компьютера, на книжных полках. Надо относиться к ним подобающе, повесить на стену или поставить на отдельную полочку.
  • В домашний иконостас первой покупается икона Спасителя, потом остальные.
  • Использовать для молитвы можно только канонические образы.

По словам игумена Алексия, наибольшую силу имеют молитвы от лица самого зависимого. Правда, многим для осознания собственной слабости требуется сильное потрясение - потеря семьи, уважения детей. В сердце каждого Господь находит особый путь, важно найти в себе силы следовать по нему до конца. Ведь голос совести живет в любом человеке, только слушать его хотят не все.

Пьянство - гибель тела и души

Святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях ставил пьяниц ниже скотов - потому что животные, хотя и не могут говорить, никому не причиняют зла. Пьяный же человек тоже лишен дара речи, но может обидеть своих ближних. Преподобный Ефрем Сирин называл этот грех матерью блуда. Он призывал сторониться бурных застолий, чтобы избежать греха, не соблазняться видимой легкостью подобной жизни.

Что же делать человеку, который не может ни дня без выпивки? Первым делом надо перестать себе искать оправдания («сосед пьет больше», «выпил просто за компанию», «мне уже ничто не поможет»). Признать, что в данный момент тяга к алкоголю одержала верх и справиться самостоятельно не получается. Только после этого надо сделать следующий шаг.

Верующие люди рассматривают порок пьянства, прежде всего, как духовную проблему. Когда в сердце человека живет Христос, там нет тяги к бутылке.

  1. Любой грех берет начало с мысли. Сами мысли посылаются дьяволом, судить себя за них не стоит. Но надо сразу решительно отбросить искушение.
  2. За помощью обратиться в молитве к образу «Неупиваемая чаша», Спасителю, чтобы получить силы на борьбу с грехами. Прибегать к помощи церковных таинств.
  3. Покаяться в прежних грехах и начать исправлять жизнь. Помириться с близкими, со своей душой.
  4. Отказаться от любого количества алкоголя навсегда. Сменить круг общения. Именно «друзья» чаще всего возвращают пьяниц в привычную колею.
  5. По возможности, обратиться в христианский реабилитационный центр.

По молитвам у иконы «Неупиваемая чаша» от пьянства и других зависимостей исцелились многие. Даже если нет особой веры, надо в молитве просить, чтобы Господь открыл сердце, научил правильно молиться, обращаться с ближними. Пресвятая Богородица не оставит тех, у кого есть твердая решимость помочь себе и своей семье.

Молитвы иконе Неупиваемая Чаша

Молитвы перед святым образом:

Тропарь, глас 4

«Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напaяющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия, и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице Премилостивая, исцели наша недуги и страсти, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

Кондак

«Избранное и дивное избавление нам даровася - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, Неупиваемою Чашею нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханиям и воплем сердечным, и избавление подаждь страждущим недугом пианства, да с верою воззовем Ти: Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая».

Молитва первая

«О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибега¬ем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, ма¬терей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасе¬ния отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молит¬вами Твоими, ко Престолу Всевыш-няго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да по¬кроет нас милость Божия в несконча-емые веки веков. Аминь».

Известную под названием «Неупиваемая чаша», и когда это произошло, но известна икона не так давно – с 1878 года.

Образ этот принадлежит к иконографическому типу Оранта: Богоматерь изображена с воздетыми в молитве руками, а Иисус-младенец стоит перед нею в чаше, простирая руки в благословляющем жесте.

Обретение иконы

Об обретении чудотворного образа в 1878 г. рассказала в 1910 г. Елизавета – монахиня Введенского Владычного монастыря, который находится в городе Серпухове (Московская область). Название иконы связано не только с чашей, изображенной на ней, но и с историей обретения.

Жил в Тульской губернии некий крестьянин – пьяница. Он пропивал и , которую получал как отставной николаевский солдат, и все, что имел. Под старость дошел до крайней нищеты, а из-за постоянного пьянства отнялись ноги. И вот явился ему во сне старец, который повелел отправиться во Введенский Владычный монастырь и отслужить там молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Крестьянин не спешил выполнять приказание – ведь он не мог ходить, да и денег не было, но старец являлся ему еще дважды, все более грозно повторяя приказ. В конце концов этот несчастный человек, кое-как передвигаясь ползком, отправился в Серпухов.

Нелегко было добраться до монастыря, но все же это ему удалось, вот только об иконе с таким названием там никто не знал. Все же к словам крестьянина отнеслись серьезно, осмотрели все иконы, какие только были в монастыре, и на обороте одной из них, которая висела на проходе из собора в ризницу, нашли надпись «Неупиваемая чаша».

Перед иконой отслужили молебен. Крестьянин не только исцелился от паралича ног, но и бросил пить. Вместо неупиваемой чаши греха и пьянства этому человеку была дарована «Неупиваемая чаша» Божьей Благодати.

Утрата иконы

После обретения икона находилась во Введенском Владычнем монастыре, но в 1919 г. его закрыли. Икону перенесли в собор Николы Белого, расположенный на улице Калужской. Но 10 лет спустя закрыли и его, а все иконы . Была ли сожжена икона «Неупиваемая чаша» или кому-то удалось ее спасти, неизвестно.

В 1992 и 1996 гг. на основе старых фотографий были написаны два списка иконы. Первый находится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а второй – в восстановленном Ввденском Владычнем женском монастыре. Оба образа считаются чудотворными.

Перед иконой «Неупиваемая чаша» молятся об исцелении не только от болезней, но и от алкоголизма и наркомании.

Пристрастие к алкоголю - одно из самых распространенных в России. На душу населения в нашей стране употребляется 40 бутылок водки в год. Пьянство, алкоголизм, а в последнее время еще и наркомания стремительно разрушают тела и души людей. Подверженных такому греху отвергает Царствие Небесное, но Господь милостив.

Через образ иконы «Неупиваемая чаша» все желающие могут исцелиться от пагубных грехов и страстей, получают необходимую помощь. Следует отметить, что молиться перед этим образом может не только сам страждущий, но и его родственники.

История

Сказание о явлении чудотворной иконы «Неупиваемая чаша» зародилось в монастыре храма Владычицы Богородицы в городе Серпухов.

В конце девятнадцатого века крестьянин, отслуживший 25 лет царю и отечеству, предался всецело греху пьянства. Прекратить пить никак не получалось. Даже после того, как у отставного солдата отказали ноги все его мысли были направлены на добычу очередной порции пагубного зелья.

В одну из ночей ему приснился сон, в котором старый человек приказал идти в храм при Высоцком монастыре и совершить там молебен перед иконой «Неупиваемая чаша». Идти сразу крестьянин не смог по причине больных ног и полного отсутствия денег и физических сил. Но старик продолжал ему сниться и каждый раз все более сурово приказывал пьянице выполнить наказ.

Наконец, бедолага побрел в направлении монастыря чуть ли не на четвереньках. На ночь его приютила старушка целительница, которая растерла ему ноги и поставила на них целебные припарки. Проснувшись, больной понял, что способен передвигаться на двух ногах с палками.

Через день бывший солдат, хромая, уже шел по городу Серпухов с одним костылем.

Дойдя до цели, странник поведал при храме о своих сновидениях и спросил о молебне перед иконой. Но оказалось, что об этом образе никто не слышал. Наконец, икону нашли в проходе. На обратной стороне образа было написано «Неупиваемая чаша» . Молебен совершили. Согласно сказанию, крестьянин выздоровел и больше не прикасался к спиртному.

С тех пор весть об иконе «Неупиваемая чаша» распространилась по России и до наступления периода безбожия, связанного со свершением Революции 1917 года, любящие глаза Богородицы озаряли своим светом всех больных и их родственников, щедро даря исцеление от всевозможных страстей, в том числе и пьянства.

Позднее икона подверглась сожжению.

В настоящее время есть два точных списка с иконы «Неупиваемая чаша». Оба являются чудотворными. Один находится в женском Владычнем монастыре, другой - в мужском Высоцком. Оба монастыря располагаются на территории г. Серпухов.

Список - это копия образа, написанная по благословению Владыки . Все списки являются подлинными, так как при творении художник является вместилищем Духа Святого. Каждый список поэтому является чудотворным и источающим неистощимую благодать.

Значение

По иконографии икона «Неупиваемая чаша» относится к типу «Оранта». Где Богородица изображается молящейся с поднятыми руками. Ее ладони обращаются к страждущим.

Таким образом она ходатайствует за весь род людской перед Господом. Благословляющий Богомладенец стоит по пояс в чаше для причастия, являющейся неистощимым источником благодати.

Это означает, что самым верным способом для обретения помощи в избавлении от зависимостей является Святое причастие.

В чем помогает «Неупиваемая чаша»?

Перед этим образом можно просить о помощи в избавлении от:

  • пьянства и алкоголизма
  • наркомании любой степени тяжести
  • курения
  • блуда в любой форме.

Также икона может помочь:

  • В решении жилищного вопроса.
  • В устройстве личной жизни (особенно рекомендуется обращаться к этой иконе отчаявшимся найти свою «половинку», которым экстрасенсы ставят диагноз ).

Куда лучше всего вешать икону?

Иконостас располагают в Красном углу квартиры - самом дальнем справа от входа. Если нет возможности организовать Красный угол, то полки для икон лучше всего повесить на востоке комнаты или справа от входной двери.

При расположении икон очень важно соблюдать иерархию:

  1. слева от вас должны стоять иконы Богородицы, в том числе и «Неупиваемая чаша»
  2. справа - Спасителя нашего
  3. после иконы Спасителя справа нужно ставить все остальные образа Святых угодников.

Также эту икону можно поставить на прикроватную тумбочку у изголовья кровати.

Рядом с иконами нельзя держать предметы мирского происхождения. Например, чашки, косметику, предметы для письма.

Можно на эту полку поставить только вазочку с освященной вербой и ящик для церковных свечей.

Все иконы лучше всего приобретать в специальных церковных лавках при храмах и монастырях. Там они уже освящены должным образом.

Как молиться?

Молиться иконе можно:

  • в храме
  • в домашних условиях.

Молитвы в храме читают после совершения литургии. Затем желательно прочесть акафист. Это можно делать сидя на скамье.

Во многих храмах в настоящее время стали совершать молебные пения от избавления зависимых от пристрастия к алкоголю и наркоманиии, даровании их близким терпения и любви. Присутствовать на таких службах особенно полезно людям, не привыкшим к регулярным молитвам дома.

В домашних условиях молитву творить нужно после совершения утреннего правила, стоя на коленях перед иконой, склонив голову. Женщинам обязательно покрыть голову платком.

Молиться иконе об избавления от зависимостей разного рода необходимо сорок дней подряд.

Если есть проблема, то обязательно должно найтись и решение. Это закон Мироздания. Человек, желающий исцелиться от любого вида зависимости обязательно найдет поддержку у Высших Сил в лице Пресвятой Богородицы через икону «Неупиваемая чаша».

Текст молитвы

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.



 

Возможно, будет полезно почитать: