Как рассчитываются общедомовые нужды. Минстрой дал новые разъяснения про КУ на ОДН Изменение платы за одн в

В январе мы выставили квитанции по новым правилам - включили ОДН в состав платы за содержание жилого помещения . Законодатели обещали, что этот перенос - формальность. А по факту суммы в платёжных документах выросли в 4-5 раз.

Так получилось потому, что плата устанавливалась по нормативу, как этого требует ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ . Можно ли выставлять платежи по-другому? Минстрой РФ в последнем письме от 14 февраля объясняет, начислять плату за ОДН по счётчикам или по нормативам.

Разъяснения Минстроя РФ

Вы ожидаете, что Минстрой РФ ответил в письме на горячие вопросы:

  • как посчитать ОДН по ОДПУ, какой период брать?
  • что делать, если объём ОДН за расчётный период вышел отрицательный?
  • что УО делать с деньгами, если оплата по нормативу будет выше, чем по показаниям ОДПУ?
  • можно ли в следующем месяце выставить плату по показаниям ОДПУ, если в это месяце насчитали по нормативу?

Напрасно. На эти вопросы ведомство ответов не даёт.

Минстрой РФ признаёт , что размер расходов на оплату ГВС, ХВС, электроэнергии, отведения сточных вод может быть ниже норматива потребления КУ на ОДН, который установил регион. Это возможно, когда расчёт размера платы за перечисленные КУ производится по ОДПУ.

Если МКД оборудован ОДПУ и раньше плата начислялась по его показаниям, Минстрой РФ считает возможным начислять плату в размере ниже, чем установленный норматив, исходя из фактического потребления коммунальных услуг на ОДН.

Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ . Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

Чтобы включить эти расходы в жилищную услугу, проводить ОСС не нужно, потому что такое включение считается первоначальным.

Минстрой РФ напоминает , что размер расходов на КУ, необходимых для содержания общего имущества в МКД , определяется по нормативам потребления таких КУ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.

Если в регионе пока не приняты новые нормативы, расчёт производится по действующим нормативам.

ОДН по счётчикам

Главная мысль письма Минстроя РФ - переход с расчёта платежей по нормативу на фактическое потребление возможен, если в МКД установлены ОДПУ . Более того, установленные в регионах нормативы не запрещают управляющим организациям делать расчёт по показаниям приборов учёта.

С 1 января ОДН стали жилищной услугой. Если раньше плата производилась по показаниям счётчиков, то теперь управляющие организации должны использовать норматив потребления КУ на ОДН. Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.

Минстрой РФ решил опубликовать разъяснения по начислению платы за ОДН , потому что возникла законодательная коллизия. По ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ управляющие организации могут выставлять платежи только по нормативам, которые утвердил субъект РФ.

Получается, что платежи выше или ниже норматива оказались незаконными. А показания ОДПУ часто ниже норматива.

Минстрой РФ уточнил: если фактические расходы по показаниям ОДПУ на ОДН меньше норматива, управляющие организации могут начислять плату по фактическому объёму потребления.

А что вы думаете по поводу начисления платы за ОДН ? Как вы рассчитали расходы на ОДН в январе, по нормативу или по фактическому потреблению? Рассказывайте в комментариях.

По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, цель переноса ОДН в жилищную услугу – защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. Корректность установленных регионами нормативов будут контролировать надзорные органы.

Напомним, с 1 января 2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, перенесены в жилищную услугу. Рассчитываться ОДН теперь должны, исходя из утверждённого в регионе норматива .

Это нововведение позволило с облегчением вздохнуть жителям домов, где начисления на общедомовые нужды зашкаливали все мыслимые пределы. Не секрет, что долгое время у нас в эту злосчастную строку включались не только киловатты и кубометры, реально израсходованные на содержание дома, но и все, что было уворовано нечестными потребителями. Добавьте дополнительные расходы, которые могут возникнуть из-за низкой энергоэффективности или дряхлых коммуникаций – и получите картину маслом:

«Пять кубометров воды в месяц? Умножьте на 60 квартир! И что, вся эта вода ушла на мытье лестничных клеток в пятиэтажке?! » «70 киловатт-часов – ОДН для однокомнатной квартиры в доме, где и лифта-то нет. Откуда?! » Множество подобных жалоб летело в прессу, в местную администрацию и в надзорные органы. Со временем ОДН удалось немного усмирить: комиссии, в состав которых вошли представители собственников помещений, а также управляющих компаний, коммунальных служб, и муниципалитета, выявили тех, кто потреблял ресурс в обход приборов учета, сматывал показания счетчиков, или значительно превышал нормативное потребление. Нашлись недочеты и в работе управляющих компаний, не заботившихся об экономии ресурсов. Суммы в платежках снизились. Но не у всех.

И вот ввели нормативы на ОДН. Отныне перерасход ресурса – воды или электроэнергии, израсходованных на содержание общего имущества, – должен ложиться не на плечи собственников помещений, а в убыток управляющей организации. То есть заботиться об экономии должен управдом.

Но теперь уже забеспокоились собственники помещений в домах, где расходы на ОДН приведены в относительный порядок. И было отчего. Нормативы на ОДН оказались довольно высокими.

Так, например, ОДН по электроэнергии был рассчитан областными специалистами на основании выборки за несколько месяцев. Все четко по инструкциям, содержащимся в федеральных документах. Случайно, или нет – но выбранные месяцы оказались самыми проблемными. Как раз в то время рейды и проверки выявили массу нарушений, многие из которых впоследствии были устранены. Но всё это безобразие легло в норматив. Желающие подсчитать, могли убедиться, что в норматив на освещение, похоже, оказалась заложена возможность круглосуточно не выключать 60-ваттные лампочки (накаливания!) в подъездах. А в целом, количество «нормативных» киловатт, на 5-10-15, а то и более, превышало расход ресурса, который ранее (в 2012 – 2013 годах) показывали счётчики, установленные в местах общего пользования.

Аналогичная ситуация сложилась и с нормативами на воду. Цифры, в общем-то, оказались меньше тех, которые могли бы выставляться по старым правилам жильцам многих домов. Но… Если все квартиры в доме платят за воду по счетчикам, если трубы не текут, и так далее, то реальные расходы на ОДН оказываются меньше нормативных.

«Неужели нам теперь ОДН обойдется дороже? » - опасались жильцы «благополучных» домов. И ведь на самом деле не так важно - где сидят эти цифры: спрятаны ли они в строке «содержание жилья», или выведены отдельно. На самом деле важно - сколько придется платить за эти ОДН.

Ведомство обращает внимание, что при первоначальном включении в жилищную услугу расходов на ОДН их размер НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ размер норматива , установленный в регионе. А вот быть меньше – пожалуйст а. В том случае, если фактический размер расходов меньше размера норматива .

Минстрой поясняет: если в доме установлен общедомового прибора учета, то расчет ОДН может вестись по прежним правилам. То есть, как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме. Делается это «пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

- Цель переноса ОДН в жилищную услугу – защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. Безусловно, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления»,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива принятия решения общего собрания собственников не требуется.


Видеосюжет о новых правилах оплаты расходов на ОДН. ГТРК Белгород.


Нормативы на ОДН, действующие в Белгородской области:

Нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды,
кВт*ч в месяц на 1 кв.м площади

№ п/п Многоквартирный дом оборудован Норматив
1 Только осветительными установками 0,99
2 Осветительными установками и насосами холодного водоснабжения 1,03
3 Осветительными установками и насосами горячего водоснабжения 1,03
4 Осветительными установками и насосами системы отопления 1,14
5 Осветительными установками; лифтами 1,61
6 Осветительными установками, насосами холодного и горячего водоснабжения 1,11
7 Осветительными установками, насосами холодного водоснабжения и системы отопления 1,23
8 Осветительными установками, насосами холодного водоснабжения; лифтами 1,65
9 Осветительными установками, насосами горячего водоснабжения и системы отопления 1,20
10 Осветительными установками, насосами горячего водоснабжения; лифтами 1,66
11 Осветительными установками, насосами системы отопления; лифтами 1,73
12 Осветительными установками, насосами холодного, горячего водоснабжения и системы отопления 1,27
13 Осветительными установками, насосами холодного и горячего водоснабжения; лифтами 1,77
14 Осветительными установками, насосами холодного водоснабжения и системы отопления; лифтами 1,82
15

Осветительными установками, насосами горячего водоснабжения и системы отопления; лифтами

1,85
16 Осветительными установками, насосами холодного, горячего водоснабжения и системы отопления; лифтами 1,95
17 Лифтами и электроотопительными и/или электронагревательными установками в целях отопления мест общего пользования 1,34

Примечание: в документ были внесены изменения Приказом Департамента ЖКХ № 44 от 02.09.2015. Изменения предусматривают применение повышающих коэффициентов для расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета).

Нормативы ОДН на холодное и горячее водоснабжение и на водоотведение

  • для многоквартирного дома с централизованным холодным водоснабжением, но без централизованного водоотведения при любой этажности – 0,0245 (только на холодную воду);
  • для многоквартирного дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованного раковинами, мойками и унитазами – 0,0315 (только на холодную воду);
  • для многоквартирного дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением, норматив зависит от этажности: для дома, имеющего от 1 до 5 этажей – 0,0317; от 6 до 9 этажей – 0,0131; от 10 до 16 этажей – 0,144 (только на холодную воду);
  • для домов, где есть водоотведение, централизованные холодное и горячее водоснабжение, нормативы рассчитаны как по холодной, так и по горячей воде и зависят от этажности дома: от 1 до 5 этажей - 0,0267; от 6 до 9 этажей – 0,0194; от 10 до 16 этажей – 0,0160; более 16 этажей – 0,0100.

Если в многоквартирном доеме нет «водоразборных приборов ГВ, относящихся к общему имуществу», то ОДН за горячую воду начислять не должны.

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст.36 п.1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • лифтовые шахты и кабины,
  • коридоры и лестничные площадки,
  • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
  • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

Регион Норматив (кВт·ч в месяц на кв. метр) Все нормативы
МКД с лифтами МКД без лифтов
Московская область (г. Москва) 0,61 2,88
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) 0,43 1,66
Нижегородская область 0,39 1,60
Свердловская область (г. Екатеринбург) 1,96 4,16
Саратовская область (г. Саратов) 1,82 2,44
Омская область (г. Омск) 1,039 1,943
Томская область (г. Томск) 0,82 1,42
Новосибирская область (г. Новосибирск) 0,728 0,973
Липецкая область (г. Липецк) 0,37 1,24
Ростовская область (Ростов-на-Дону) 0,55 2,24
Ярославская область (г. Ярославль) 0,646 1,010
Республика Татарстан (г. Казань) 0,272 0,272
Республика Крым (г. Симферополь) 0,21 0,58
Краснодарский край (г. Краснодар) 0,322 1,412
Республика Башкортостан (г. Уфа) 0,295 0,791
Республика Адыгея (г. Майкоп) 0,315 1,357

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2019 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) , где:

  • V об - показания общего счетчика;
  • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - суммарная площадь всех квартир дома.

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что делать если нет счетчика

В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,
где:

  • N одн - норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • S ои - суммарная площадь всего общедомового имущества;
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2019 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

С 1 января 2017 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам - в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.

Норматив ОДН с 1 января 2017 года

Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения - деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.

Еще летом 2015 года Государственной думой РФ был принят федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Закон был направлен на создание условий, необходимых для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ. Самыми революционными в нем стали изменения, в результате которых плата за содержание общедомового имущества с 01.01.2017 года стала включать в себя плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества многоквартирного дома. Начисляться такая плата должна исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне республик, краев и областей.

ОДН как жилищный платеж

Введение новых правил начисления с января 2017 года было продиктовано необходимостью приведения расчетов к реальной картине потребления. Разработчик законопроекта - министерство строительства и ЖКХ РФ - считает, что перевод коммунальной услуги в жилищную, где действуют строгие нормативы, позволит начислять плату лишь за ресурсы, которые на самом деле идут на нужды дома.

Сейчас ОДН – это воровство, небалансы коммунальных организаций. Человек получает квитанцию. Он четыре кубометра воды потратил на свои нужды, а шесть ему приписывают, у каждого его соседа такая же ситуация. Это жульничество доказать очень тяжело! Обычный человек не может собрать показания всех приборов учета в доме.

Цель чиновников ясна - мотивация к энергосбережению, учет и контроль. Это подчеркивается и в преамбуле документа:

Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить путем проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах информирование собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, о мероприятиях по энергосбережению в случае, если объем потребленного на общедомовые нужды коммунального ресурса, определенный на основе показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превышает соответствующие нормативы потребления.
Постановление Правительства РФ №603

Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже - на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.

До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности. Срок введения нового алгоритма оплаты продлен, в том числе, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не должны платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

Как будет начисляться ОДН в 2017 году

В 2017 году расходы общедомовые нужды включены в плату за содержание общего имущества, отдельной строки «ОДН» в квитанции больше не будет. К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:

  • лифты и лифтовые шахты;
  • крыши и технические этажи дома;
  • межквартирные лестничные площадки и коридоры;
  • чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
  • земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).

Платеж рассчитывается исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, воды и электроэнергии. Сейчас они установлены в большинстве многоквартирных домов.

Иными словами, ОДН - это разница между показаниями общедомового прибора учета и личными счетчиками жильцов. Если же у собственников квартир отсутствуют индивидуальные приборы учета, объем потребляемых ресурсов распределяется пропорционально доле квартирной площади в составе суммы всех площадей общедомового имущества.

Напомню, что ОДН называют коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности многоквартирного дома. Сюда включается работа лифта, освещение подъезда, придомовой территории, влажная уборка и промывка инженерных систем и т.д. Дискуссия по поводу ОДН возникла из-за того, что управляющие организации стали списывать туда свои долги перед поставщиками ресурсов и сторонние расходы. На эту проблему обратил внимание Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Александр Сидякин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ

Норматив оплаты ОДН с 1 января 2017 года

Как рассчитать ОДН за тепло в 2017 году

Рассмотрим, как производятся расчеты оплаты ОДН с 1 января 2017 года на примере тепловой энергии. Воспользуемся для расчета следующими формулами:

Расчет платы за потребление тепла в квартире:

Площадь квартиры * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию

Расчет платы за потребление тепла в общедомовых помещениях:

Доля площади в общедомовых территориях * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию

Расчет доли площади помещений, входящих в совокупный состав общедомового имущества:

Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

Как рассчитать ОДН за воду в 2017 году

Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК - для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.

Есть общедомовой счетчик: формула ОДН за воду

При наличии ОДПУ общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков. Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающих в многокомнатной квартире людей, затраты на ОДН для нее будут больше, чем для однокомнатной.

Нет общедомового счетчика: формула ОДН за воду

При отсутствии ОДПУ расчет производится по нормативам. Формула расчета ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Как рассчитать ОДН за электроэнергию в 2017 году

Есть общедомовой прибор: формула ОДН за электроэнергию

Самый распространенный случай для МКД: помещения частично оснащены индивидуальными приборами учета и установлен ОДПУ. В этом случае формула расчета ОДН для каждого помещения будет выглядеть следующим образом:

(Показания ОДПУ - Потребление в общедомовых помещениях - Потребление ИПУ - Потребление по нормативу) * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

Другими словами, объем ОДН за электричество, который приходится на конкретное помещение, определяется пропорционально ее площади к общей площади дома и к остатку «неоплаченного» потребления в многоквартирном доме.

Нет общедомового прибора: формула ОДН за электроэнергию

В случае, если общедомового прибора учета электроэнергии нет, расчет производится с использованием нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды.

Норматив потребления * Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

После проведения расчета доли электроэнергии, потребленной на ОДН, она прибавляется к объему, определенному по ИПУ или нормативу, и включается в квитанцию собственника. В свою очередь, собственник помещения должен произвести оплату ОДН в составе общего платежа за электроэнергию.

Потери: скрыть или найти

Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.

Первый путь - мошеннический. Он состоит в том, чтобы «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи».

Но рано или поздно тайное становится явным. Так, УК «Жилинвест» (название изменено) из сибирского города-миллионника Красноярска на протяжении многих лет «перекрывала» платежи теплоснабжающим организациям из средств собственников МКД, собранных по статье «на капитальный ремонт». В итоге, УК обанкротилась. Конкурсный управляющий, проведя аудит деятельности УК, обнаружил, что за несколько лет компания потратила не по назначению 2 млрд рублей, собранных «на капитальный ремонт». Теперь с ситуацией разбираются уже не аудиторы, а прокуратура и следственный комитет.

Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, должен четко понимать, за что он платит и почему именно ту сумму, которая указана в расчетке. Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учёта, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

Ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы управляющие организации обязаны платить в адрес потребителей. Избежать административного наказания можно только в том случае, если выявленное нарушение устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем.


Не получится больше обходить норматив ОДН и за счет заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, управляющие компании будут платить неустойку в счет РСО за несвоевременную оплату потребленных ресурсов за ОДН.

Впрочем, управляющие организации могут выбрать второй, добросовестный путь минимизации рисков. Это путь повышения эффективности управления, который включает спектр мер:

  • установка общедомовых приборов учета (ОДПУ);
  • энергосберегающие мероприятия (утепление подвалов, лестничных маршей, установка современных окон и т.п.);
  • единовременное снятие показаний;
  • выявление неучтенного потребления.

Добиться этого можно с помощью . Последние годы государство активно мотивирует управляющие организации к установке именно таких систем.

Инновация, которая позволит побороть ОДН - это интеллектуальные системы учета, когда прибор в автоматическом режиме передает показания со всех квартир. И такие системы учета будут ставить сами управляющие компании. Мы мотивируем, чтобы сама управляющая компания вложилась в такую систему, чтобы снизить свой ОДН.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

Мнения экспертов о новых правилах расчета ОДН

Новая система начисления ОДН по нормативам активно обсуждается представителями управляющих организаций и активистами МКД.

По мнению председателя домового комитета из Ульяновска Оксаны Зиновьевой, ОДН можно свести к нулю:

Для начала мы устранили все протечки и выявили квартиры, которые не оборудованы счётчиками. Призвали к ответу собственников тех квартир, где проживает больше человек, чем прописано. Например, по нормативу они платили за одного, а воду тратили втроём. А разницу за них раскидывали на весь дом. Надавили общественным мнением, подключили управляющую компанию - в итоге счётчики установили все. Следующим шагом была установка антимагнитных лент на приборы учёта, чтобы с помощью магнитов не занижали показания. Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний. В один день УК снимает показания с общедомовых приборов учёта, мы ходим по квартирам и снимаем индивидуальные, я составляю общий реестр и отношу в РИЦ для начисления платы.

Илья Костромской, спикер образовательного проекта «Школа управдома» в Ижевске, считает, что снизить расходы на общедомовые нужды помогают приборы учета на каждом отдельном стояке:

Когда, казалось бы, вышеописанные меры против «утечки» ресурсов приняты, а ОДН всё равно растёт, я советую установить приборы учёта на отдельные стояки. В одном из многоквартирных домов Ижевска таким способом выяснили, что у соседей просто несколько месяцев не работал счетчик. Когда хозяева его заменили, цифра ОДН сразу снизилась.

Итак, новая система расчетов ОДН - свершившийся факт. Закон вступил в силу, его уже не отменят и не передвинут сроки. По большому счету, это финальный отрезок долгого пути от «ничьей» коммуналки к ответственности каждой управляющей организации и каждого собственника МКД. Жить по-старому, прикидывая «на глазок» и прибрасывая «среднюю температуру по палате» уже не получится. Однако точные расчеты, оптимизация деятельности и привлечение новых технологий учета помогут УК и ТСЖ не просто «пережить» новую систему начисления ОДН, но и повысить качество обслуживания домов. А значит и качество жизни каждого собственника.

Как снизить ОДН и собирать показания счетчиков воды онлайн

В продолжение статьи.

1. Включение в составплаты за содержание жилого помещения расходов на оплату ОДН

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в Жилищныйкодекс Российской Федерации были внесены изменения в состав платы за жилоепомещение.

С 1 января 2017 года плата за содержание жилогопомещения включает в себя расходы на оплату холодной воды, горячей воды,электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества вмногоквартирном доме, а также расходы на оплату отведения сточных вод в целяхсодержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – расходы на оплатуОДН).

ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 26.12.2016
№ 1498 предусмотрено внесение в Правила предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденныепостановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а такжев Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденныепостановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491,изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату ОДН, включаются в размерплаты за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом(далее – МКД) находится в управлении управляющей организации, товариществасобственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооперативаили иного специализированного потребительского кооператива.

Потребители в таких МКД с 1января 2017 года вносят плату за коммунальные услуги только исходя из объемакоммунальных услуг, потребленных в жилом (нежилом) помещении.

Если же в МКД выбран способуправления непосредственное управление или способ управления не выбран или нереализован, то в составе платы за коммунальные услуги потребители кроме платыза коммунальные услуги, потребленные в жилом (нежилом) помещении, осуществляютплату за коммунальные услуги на ОДН.

Вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, весь объемтепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставлениякоммунальной услуги по отоплению, оплачивается потребителями в составе платы закоммунальную услугу по отоплению. Потребители вносят плату за коммунальнуюуслугу по отоплению совокупно безразделения на плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении иплату за ее потребление в целях содержания общего имущества , в том числепосле 1 января 2017 года.

2. Определение размерарасходов на оплату ОДН

Размер расходов на оплатуОДН представляет собой сумму размера расходов по каждому виду коммунальныхресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого видакоммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений,относящихся к общему имуществу в МКД, на 1 квадратный метр площади жилых инежилых помещений в каждом МКД.

При этом площадь помещений,относящихся к общему имуществу в МКД, определяется в соответствии с техническойдокументацией на МКД и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, адля применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведениясточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.

3. Первичное и последующее включения в состав платы за содержание жилогопомещения расходов на оплату ОДН

При первоначальномвключении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату ОДН ихразмер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН,установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016года. Для первоначального включениярасходов на оплату ОДН в плату за содержание жилого помещения решение общегособрания собственников помещений в МКД не требуется.

Таким образом, припервоначальном включении расходов ОДН в плату за содержание жилого помещениялицом, осуществляющим управление МКД, к установленному в МКД в каждом расчетномпериоде начиная с января 2017 года размеру платы за услуги, работы поуправлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД должен быть добавлен размер платы за ОДН,исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды,действующего на 1 ноября 2016 года , и тарифов на соответствующиекоммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января2017 года

При этом в платежномдокументе на внесение платы за содержание жилого помещения, в графе плата за содержание общегоимущества отдельными строками указывается размер платы за ОДН, по каждому видуресурса.

Кроме того, в целяхболее подробного информирования потребителей о произошедших изменениях МинстройРоссии предлагает на обороте платежныхдокументов, начиная с января 2017 года и в течение первого полугодия 2017года размещать более подробнуюинформацию об указанных изменениях, а также номера телефонов, по которымпотребитель будет иметь возможность получить более подробную информацию.

Первоначальное включениев плату за содержание жилого помещения расходов на оплату сточных вод,отводимых от МКД в целях содержания общего имущества в МКД, осуществляетсяначиная с расчетного периода, с которого органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации устанавливается начало применения нормативов отведения сточныхвод в целях содержания общего имущества в МКД.

После принятия органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об установлениинормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общегоимущества в МКД, для последующего включения в размер платы за содержание жилогопомещения расходов на ОДН требуется принятие общим собранием собственниковпомещений в МКД соответствующего решения.

В случае еслисобственниками помещений в МКД не принято решение о включении в размер платы засодержание жилого помещения платы за ОДН после принятия органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации решения об установлении нормативовпотребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД,после проведения первоначального включения в плату (независимо от причинотсутствия такого решения), а также в случае наличия договора управления МКД,заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправленияоткрытого конкурса, срок действия которого еще не истек, плата за ОДНучитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размередействующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальныхресурсов в целях содержания общего имущества в МКД без изменения размера платыза содержание общего имущества.

4. Размер фактических расходов управляющих организаций,товариществ, кооперативов, на оплату ОДН

Управляющие организации, атакже товарищества, кооперативы, управляющие МКД без заключения договорауправления с управляющей организацией (далее - исполнители) приобретают уресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целяхсодержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:

На покупку коммунальныхресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям вМКД и в целях содержания общего имущества в МКД (если управляющая организация,товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителямв МКД);

На покупку коммунальныхресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД (еслиуправляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальнуюуслугу потребителям в МКД в случаях, допускаемых жилищным законодательством).

Объем коммунальных ресурсовна ОДН, который подлежит ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходяиз разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниямобщедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг,подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствииобщедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальныхресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, а такжеустановленных тарифов.

Сверхнормативный объемкоммунальных ресурсов, по которому собственниками помещений в МКД не приняторешение о включении в расчет размера платы за содержание жилого, а также сверхнормативный объем, включенный в расчетразмера платы за коммунальные услуги, подлежитоплате ресурсоснабжающей организации с применением тарифов на коммунальныересурсы, утвержденные для категории «население».

Фактические расходы пооплате расходов на ОДН, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются вцелях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе вчасти платы за ОДН.

5. Установление размера платы за содержание жилого помещенияорганами местного самоуправления

По мнению Минстроя России при установлении органамиместного самоуправления в соответствии с частью 4статьи 158 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирных домахразмера платы за содержание общего имущества необходимо использовать подход поустановлению такой платы исходя из конкретных видов услуг и работ,установленных собственниками помещений в многоквартирном доме с учетомположений Правил N 491,Минимального перечня услуг, работ и иных нормативных правовых актов,устанавливающих требования к содержанию общего имущества собственниковпомещений в многоквартирном доме (в том числе о санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

При этом, по мнениюМинстроя России, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия попринятию решений об изменении с 1 января 2017 года размера платы за содержаниежилого помещения в связи с первоначальным включением в размер платы расходов накоммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД,поскольку такое первоначальное включение в плату в соответствии с частью 10 статьи 12Федерального закона N 176-ФЗ вправе осуществлять только управляющиеорганизации, товарищества, кооперативы.

В целях реализацииполномочий, основанных на части 3 статьи 156 ЖК РФ, органы местного самоуправления обязаны вписьменной форме сообщить нанимателям жилых помещений государственного имуниципального жилого фонда об изменении размера платы за содержание жилогопомещения при первоначальном и последующем включении в плату за содержаниежилого помещения расходов на оплату ОДН . Срок информирования об измененииразмера данной платы как для органов местного самоуправления, так и дляуправляющих организаций, информирующих собственников, установлен частью 13 статьи 155 ЖК РФ: непозднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, наосновании которых будет вноситься плата в ином размере, если иной срок неустановлен договором управления.

В период после утвержденияорганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации новых нормативовпотребления коммунальных ресурсов на ОДН, при принятии органами местногосамоуправления решения об утверждении размера платы за содержание жилогопомещения для нанимателей жилого помещения государственного и муниципальногожилого фонда должна быть учтена необходимость включения в состав такой платырасходов на оплату ОДН, в том числе из расчета соответствующих нормативовпотребления коммунальных ресурсов или с учетом сверхнормативного их объема.



 

Возможно, будет полезно почитать: