Крестовые походы. Оружие крестоносцев, XV век Крестоносец рыцарь пехотинец с мечом

27 ноября 1095 года Папа римский Урбан II на Клермонском соборе провозглашает Первый крестовый поход. Крестовые походы были кровопролитным занятием и требовали эффективного оружия. Мы расскажем о самом популярном боевом оружии крестоносцев.

Меч

Самым благородным и распространенным оружием рыцарей был, как известно, меч. В сражении жизнь рыцаря часто зависела от прочности и гибкости меча. При этом длина лезвия или масса меча не являлись основными характеристиками, определяющими силу удара. Главный параметр — расположение центра тяжести и балансировка.

Средняя длина клинка составляла около метра, и широкий желобок проходил почти по всей длине, исчезая примерно в 2,5 см от довольно острого кончика клинка. Много клинков несут на себе большие железные заглавные буквы, часто религиозного свойства; к примеру, HOMO DIE, или NOMINE DOMINI, или искаженные версии этих слов.

Примерно в 1000 году появился новый тип меча - длинный, более тонкий, с узким и неглубоким желобком, исчезающим примерно в 20 см от кончика клинка. Средняя длина таких мечей примерно на 13 см больше, чем мечей предшествующего типа.

Меч клали на алтарь во время бдения перед посвящением в рыцари, клинок прикладывали к плечу рыцаря во время церемонии посвящения, меч свисал с гробницы, когда рыцарь умирал. В «Песне о Роланде» умирающий герой отчаянно пытается сломать клинок Дюрендаль о камень, чтобы не позволить какому-либо недостойному использовать этот меч после смерти его хозяина. Если какой-либо рыцарь бросал тень на рыцарский орден, его меч ломался перед ним слугой.

Боевой топор

Защищенного броней воина всегда было непросто поразить мечом, поэтому для ближнего боя рыцарь использовал норманнский боевой топор и боевой молот, которые могли пробить латы и выбить оружие из рук противника. Кроме того, мощным ударом боевого топора можно было буквально разрубить противника пополам, до самого седла.

После I крестового похода на вооружении у рыцарских ополченцев появились боевые топоры, которые конфигурацией лезвия отличались от норманнских. Предполагается, что новая форма лезвия была заимствована у восточных народов.

Боевой молот

В качестве оружия крестоносцы часто использовали молоты различной формы. Превратившись в пеших воинов, рыцари вместо копий вооружались молотами. Длина рукоятки молота составляла приблизительно 90 см. Молотом, как и топором, можно было пробить броню врага.

Лук

Лук является самым древним оружием, предназначенным для дистанционного боя. Сразу же после татаро-монгольского нашествия в Европе начали создаваться отряды лучников, вооруженных луками. На рисунках в старинных книгах можно увидеть рыцарей с короткими луками. Чтобы успешно противостоять мусульманам в крестовых походах, рыцари должны были выстраивать перед своим авангардом линию воинов-лучников.

Арбалет

Механический принцип метательного оружия был известен еще в античном мире и использовался римлянами в специальных метательных машинах, применяемых при осаде крепостей. В XI столетии появились ручные метательные устройства — арбалеты, а в 1139 г. это оружие в христианском воинстве было запрещено папой для использования в Европе. Арбалеты можно было использовать только в сражениях с мусульманами.

Хотя использование арбалетов было предано анафеме папой Иннокентием II на Втором Латеранском соборе в 1139 году, а также множеством указов более позднего времени, эти станковые луки стали одним из важнейших видов оружия Средних веков, особенно в руках хорошо подготовленных наемников.

Английский король Ричард I создал целые подразделения пеших и конных арбалетчиков, которые успешно сражались в рядах крестоносцев. Широко распространено мнение, что Ричард I получил возмездие судьбы, скончавшись от раны, нанесенной стрелой из арбалета, поскольку Ричард сам активно использовал в войсках это оружие.

Копье

Главным оружием конных воинов оставалось копье. В XI веке его обычно держали на расстоянии вытянутой руки и весьма часто - подняв над плечом, как это можно видеть на гобелене из Байе. Когда в этом была большая необходимость, копье можно было бросить, как под Гастингсом, когда требовалось проделать бреши в стене из щитов англосаксов, чтобы конница могла ворваться в эти бреши. Понемногу становился популярным новый метод - держать копье под мышкой, то есть прижатым к правому боку с захватом правой руки непосредственно перед плечом. Это давало захвату много большую жесткость, теперь в удар копья вкладывалась не сила правой руки, а инерция движения всадника и лошади. Из поэтических описаний видно, что перед битвой копье держали более или менее вертикально, причем задняя часть копья покоилась на передней части седла. Копье бралось наперевес только непосредственно перед ударом. Для того чтобы было легче держать равновесие при удержании копья, а также, возможно, чтобы направить щит к противнику, соперники, где это было возможно, приближались друг к другу левой стороной; при этом копье проходило над шеей коня. Кавалерийское копье теперь неизменно имело простой и очень острый наконечник в виде листа. Старое копье, с крылышками, использовалось теперь лишь в пехоте и охотниками.

Полэкс

Полэкс был одним из самых популярных видов оружия для пешего боя. Из иллюстраций того периода, письменных описаний и небольшого количества сохранившихся образцов мы можем увидеть, что полэкс предстает в разных формах: иногда с тяжелыми, как у алебарды, лезвиями топоров, а иногда с головками в виде молотов, часто имеющих позади изогнутый шип.

Все полэксы, по-видимому, были снабжены шипом на верхушке оружия, а многие также имели шип и на нижнем конце древка. Помимо этого, древко часто оснащалось металлическими полосами, называемыми лангетами, спускавшимися от головки оружия вниз по сторонам древка и предназначенными для защиты его от перерубания. Отдельные образцы имели также рондели для защиты кистей рук. Существенным отличием являлось то, что «головки» полэксов собирались на штифтах или болтах, в то время как алебарды были цельнокованными.

Устав ордена от 1129 года определял, как должны одеваться братья. Упор в одежде делался на простоту и практичность.
Брат-драпьер отвечал за то, чтобы братья на Востоке были обеспечены одеждой. Миниатюры в манускриптах XIII века показывают, что одежда мирного времени у братьев-тамплиеров напоминает одежду простых монахов.
Они носили длинную рубаху из темной ткани (сарра), перепоясанную, доходящую до лодыжек и с узкими рукавами. На некоторых рисунках видны капюшоны того же темного цвета, что и остальная одежда.
На головах тамплиеры часто носили темную скуфью - обычный головной убор монахов.
Обувь была простой и без украшений.
Все тамплиеры обязательно носили бороды, а волосы подстригали сравнительно коротко, хотя по нынешним меркам стрижка выглядит довольно длинной - волосы закрывали уши.
Поверх рубахи братья надевали плащ (habit), характерный именно для ордена тамплиеров . Рыцари носили белый плащ, символизировавший собой чистоту.
У сержантов плащ был черный или коричневый.
Поскольку братья ордена сражались и гибли, защищая христианство , Папа Евгений III (1145-1153 гг.) разрешил членам ордена носить на левой стороне плаща красный крест, символизирующий мученичество.
Под рубахой братья носили нижнюю рубаху, обычно шерстяную, реже льняную. Верхнюю рубаху обычно перепоясывали шерстяной веревкой, символизировавшей целомудрие.
Гардероб тамплиера завершали шерстяные бриджи и шерстяные гамаши или шоссы (chausses).
Спали братья в нижних рубахах, бриджах, перепоясанные и обутые.
Полностью раздеваться не разрешалось. Считалось, что сон в одетом состоянии укрепляет религиозность и воинственность, не дает телу изнежиться.
Кроме того, рыцари были одеты для того, чтобы быть готовыми вступить в бой в любой момент.
Статуты ордена, определяющие внутреннюю иерархию, были приняты незадолго до потери Иерусалима в 1187 году, вероятно, около 1165 года.
В статутах описываются доспехи брата-рыцаря.
Под доспехами рыцари носили стеганые куртки (haubergeon), которые смягчали тупые удары по кольчуге. Поверх куртки надевалась длинная кольчуга с длинным рукавом и подшлемником.
Ноги защищались кольчужными шоссами.
Поверх кольчуги рыцарь надевал белый сюрко, который не давал металлу доспехов раскаляйся под жаркими лучами палестинского солнца. Кроме того, сюрко позволял тамплиерам выделяться в общей массе воинов.
В 1240 году Папа Григорий IX писал, что рыцари должны носить белую рясу (сарае или саррае) поверх доспехов, поэтому, возможно, сюрко представлял собой именно эту рясу.
Ношение рясы поверх доспехов позволяло тамплиерам легко отличать друг друга на поле боя от противников и других крестоносцев , хотя, длинная одежда, неизбежно должна была сковывать движения.
Голову тамплиеры защищали шлемом (helm), который надевали поверх кольчужного подшлемника (coif).
В 1160-х годах шлем был открытым, но к XIII веку на миниатюрах в книгах и на церковных фресках тамплиеры изображаются в глухих шлемах.


В качестве альтернативы шлему использовалась «железная шапка» (chapeau de fer) - конический железный шлем с широкими железными полями, отводящими удары противника.
Как и гражданская одежда, доспехи тамплиеров отличались простотой, на них отсутствовала позолота и другие украшения.
В отличие от светских рыцарей тамплиеры не преследовали личного богатства и славы, а сражались во славу Господа Бога и своего ордена.
Оружие тамплиеров было обычным для западноевропейских крестоносцев. Каждый тамплиер имел меч и щит.
На фреске церкви Сан-Бевиньяте в Перудже изображен тамплиер, держащий треугольный щит белого цвета с черным крестом (а не красным, как это можно было ожидать).
На фресках XII века из тамплиерской церкви Крессак-сюр-Шаран во Франции братья-рыцари изображены носящими белый сюрко поверх доспехов с крестом на груди. Щиты у братьев вытянутые, треугольной формы.
Поскольку известны изображения разных типов щитов, возникает вопрос, действительно ли все эти типы использовались тамплиерами. Хотя, белое поле с красным крестом однозначно отвечает утвердительно на этот вопрос.
Кроме того, братья вооружались длинным копьем, тремя ножами разной длины (кинжал, хлебный нож и малый нож) и «турецкой» булавой.
Древко копья изготавливалось из ясеня, так как его древесина отличалась прочностью и гибкостью.
Толщина и длина древка колебалась в известных пределах. Средняя длина составляла около четырех метров.
Правила также разрешали братьям вооружаться арбалетом и турецким оружием: трофейным или купленным в Палестине. Поскольку турецкая конница была значительно легче европейской, турецкое оружие также было более легким.
Правила ордена тамплиеров не содержат подробностей использования арбалетов.
Можно предположить, что братья располагали лучшими образцами, существовавшими в это время.
То есть в конце XII века у них имелись композитные арбалеты с роговыми накладками, которые были мощнее и в то же время легче и меньше обычных деревянных арбалетов.

Арбалет выгодно отличался от лука тем, что был гораздо проще в обращении, то есть научиться метко стрелять из арбалета было намного легче, чем из лука.
Кроме того, арбалет был значительно мощнее простого лука. Массированный обстрел арбалетчиками противника имел катастрофический эффект, так как арбалетные болты успешно пробивали любые доспехи.
Но за эти достоинства приходилось расплачиваться значительно меньшей скорострельностью, так как чтобы взвести арбалет требовалось много времени и большая физическая сила.
В ХII-ХIII веках арбалеты стали еще мощнее, в результате взвести их руками стало практически невозможно. Поэтому появились различные приспособления, облегчавшие взвод.
В простейшем случае, арбалет оснащался стременем, с помощью которого арбалет фиксировался ногой на земле, а взведение осуществлялось с помощью крюка, подвязанного к поясному ремню. При этом использовались более мощные спинные мышцы.
Из таких арбалетов стрелять с седла было невозможно, от арбалетчика требовалось устойчиво стоять на земле, зато в осадной войне арбалет оказался великолепным оружием.
В документах ордена ничего не говорится об «униформе » поля боя, но в 1240 году Папа Григорий IX писал на эту тему.
Хотя сам Папа не был солдатом, он был единственным человеком на земле, имеющим власть над орденом тамплиеров , поэтому в его власти было изменять устав и обычаи ордена, в том числе определять, что и в каком случае братьям носить.
Вместо каппы, которая стесняла движение рук и делала рыцарей уязвимыми для противника, Папа разрешил братьям носить поверх доспехов просторные рубахи с крестом на груди. Неясно, как эти рубахи выглядели, так как фреска в церкви Сан-Бевиньяте изображает тамплиеров в доспехах без каких-либо накидок.
Можно предположить, что рубаха представляла собой просторный сюрко без рукавов.
По статутам ордена, доспехи сержантов были легче рыцарских доспехов. Вероятно, сержанты носили те же стеганые нижние куртки, поверх которых надевали кольчуги с коротким рукавом.
Кольчужные шоссы не защищали стоп (но это было даже удобнее при ходьбе), а вместо глухого шлема всегда использовалась «железная шапка».
Сержанты носили черные сюрко с красным крестом на груди и спине.
Оружие сержантов в принципе походило на оружие рыцарей. На поле боя сержанты исполняли приказы брата - туркопольера, который также командовал легковооруженными наемниками.
Наиболее ценным предметом экипировки рыцаря был боевой конь. Даже, если рыцарь спешивался, конь определял его статус, скорость, маневренность и высоту над полем боя.
Устав и статуты ордена определяли, сколько лошадей может быть у каждого брата. В идеале рыцарь должен был иметь двух боевых коней, на случай если один конь будет убит в бою.
Кроме того, рыцарю требовалась верховая лошадь для обычной езды и вьючные лошади.
Таким образом, у брата-рыцаря должно было быть четыре коня: два боевых коня (destriers), верховой конь (palfroi) или мул и вьючная лошадь (roncin).
Рыцарю помогал оруженосец.
Братьям-сержантам полагалась всего одна лошадь и не полагались оруженосцы. Однако те братья-сержанты, что исполняли особые поручения, например, сержант-знаменосец, имели запасную лошадь и оруженосца.
В качестве ездовых лошадей использовали меринов или кобыл, но боевые кони обязательно были жеребцами.

В рыцарских романах XII-ХV веков боевой конь - неизменно очень высокое животное, однако результаты раскопок свидетельствуют, что высота боевых коней не превышала 15 ладоней (1,5 метра) в холке. То есть, стоя на земле, рыцарь и его конь приходились друг другу плечом в плечо.
Конская упряжь также отличалась простотой и не имела украшений. Братьям запрещалось
переделывать упряжь без разрешения, даже если речь шла о подгонке длины стременного ремня по росту.
Статут ордена , принятый в XII веке, определял конскую узду, седло и подпругу, стремена и потник.
Рыцарю и сержанту позволялось иметь одну седельную сумку, в которой хранились фляга, столовый прибор и другие личные вещи, а также кожаную сетку, в которой перевозили кольчугу.
Нет упоминаний об использовании тамплиерами конских доспехов. В любом случае конские доспехи начали распространяться лишь в конце XII века.
Тамплиерские кони на фреске в соборе Сан-Бевиньяте изображены в попонах с тамплиерскими крестами. Но это именно попоны, а не доспехи. Кони без доспехов были уязвимы, но зато могли быстрее передвигаться и меньше уставали.
Когда в 1308 году на Кипре были арестованы находившиеся там тамплиеры, было описано имущество ордена. Если верить описанию, доспехи имелись и для рыцарей, и для лошадей.
Маршал ордена отвечал за оружие и доспехи всего ордена. Все подарки, наследства и трофеи проходили через маршала.
Хотя основным источником новых доспехов были подарки и трофеи, орден также располагал собственными мастерскими по изготовлению доспехов.
Братьям было запрещено без разрешения пользоваться продукцией этих мастерских.
Маршал также контролировал лошадей ордена. Боевые кони ордена были тяжелее легких коней мусульман и даже тяжелее боевых коней Западной Европы. Маршал лично осматривал доставляемых на восток лошадей и распоряжался направить их туда, где в лошадях нуждались острее всего.

Братья не имели права выбирать себе животных, хотя могли заявить, что их конь негоден.
В статутах ордена содержалось требование приобретать для ордена как жеребцов, так и кобыл. Возможно, орден занимался разведением лошадей, хотя никаких свидетельств на этот счет не сохранилось, тогда как известно, например, что Тевтонский орден содержал крупные конезаводы.
Братья самостоятельно ухаживали за своими конями и оружием. Они должны были беречь коней и обеспечивать их прокорм.
Братья также должны были беречь свое оружие и экипировку, не бить ими о твердые предметы, не бросать их и не терять. За потерю оружия следовало наказание.
Раздел 157 каталанского варианта устава ордена содержит упоминание о том, что некий Марли за потерю меча и лука по небрежности был изгнан из ордена.
Аналогично, брат, загнавший, потерявший или ранивший лошадь или мула, изгонялся из ордена (статья 596 устава).
Хотя орден тамплиеров был очень богат, издержки на ведение боевых действий были еще больше, поэтому приходилось принимать все меры для экономии средств.

В XV веке в Скандинавии распространились пластинчатые доспехи и сложные типы древкового оружия. Скандинавия в этот период перестает активно участвовать в крестовых походах. Центр тяжести боевых действий на Балтике переносится во владения тевтонского ордена.

На протяжении XV века доспехи становятся более специализированными. Новые технологии позволили выпускать доспехи дешевле и в больших количествах. Железная пластина повсеместно вытесняет кольчугу. Пластинчатые доспехи были не только более прочными, но и более удобными. Дело в том, что под пластинчатые доспехи не было необходимости поддевать толстый стеганый гамбезон, как это приходилось делать в случае ношения кольчуги. Доспехи становятся модульными и составными. Даже торс теперь закрывали не две, а четыре детали. Все это увеличивало гибкость доспехов и подвижность носящего их воина. Кольчуги начинают выходить из употребления, уступая место пластинчатым доспехам. Часто от кольчуги остаются лишь небольшие вставки, закрывающие ослабленные места сочленений на подмышках, локтях и в паху. Такой доспех как бригандина получался, если к матерчатому основанию крепили небольшие пластины. Обычно бригандина не имела рукавов.

Для конных воинов пластинчатые доспехи закрывали и ноги. Иногда под пластинчатый панцирь поддевали кольчугу. Верхнюю часть корпуса защищали тонкой армированной курткой, к которой сверху крепили нагрудник, закрывающий торс, плечи и руки. Хотя в целом конструкция доспехов была единой, имелись многочисленные местные особенности и популярные в том или ином регионе технические решения. Жюпон - стеганый доспех, производная гамбезона, но скроенная плотно по фигуре и часто надеваемая поверх доспехов. В холодную погоду жюпон носили в качестве теплой одежды.

Шлем-котелок сохранил свою общую форму, но вобрал в себя некоторые черты саллета. В результате появился более глубокий вариант шлема с широкими полями и прорезями для глаз.

Шапель-де-фер носили пехотинцы, но иногда и тяжеловооруженные всадники, так как такой шлем обеспечивал достаточную защиту головы, не ограничивая поле зрения.

XV век продолжил линии развития, наметившиеся в XIV веке: древковое оружие, мощные арбалеты и огнестрельное оружие. В последнем случае развитие привело к появлению мощных пушек и пищалей. Изменение вооружения, в первую очередь появление алебард, оказало сильное влияние на тактику боя.

Алебарда теперь имела древко длиной 130-200 мм с металлическим наконечником, объединявшим в себе рубящую и колющую части, а также очень часто к ним добавлялся крюк. Алебарда была проста в применении и эффективна даже против противника в тяжелых доспехах. Наиболее эффективной алебарда становилась, если воины, вооруженные ею, действовали в плотном строю. Кроме алебард появились и другие разновидности древкового оружия: в том числе копья с дополнительной горизонтальной перекладиной. Подобные копья изображены на знаменитых рисунках Дольнштейна. Развитие этой линии древкового оружия увенчалось появлением протазана и пики.

В конце XIV - начале XV вв. развивались бердыши. В некоторых областях они стали рассматриваться как рыцарское, благородное оружие. Особое распространение бердыши получили в континентальной Европе, тогда как в Швеции и Норвегии они были не столь популярны. Бердыши широко применялись в Германии, а затем попали к рыцарям тевтонского ордена, откуда проникли и на Балтику.

На протяжении XV века меч продолжал удлиняться, приобретая идеальную конструкцию и становясь аристократическим оружием. Несколько больших мечей обнаружено в дворянских гробницах шведского епископства в Лунде. В бою большой меч был оружием конного рыцаря. Масса меча выросла настолько, что его приходилось держать обеими руками. Только самые прочные доспехи могли выдержать удар большого меча. Примером таких доспехов могут послужить доспехи на статуе св. Георгия в Сторкюркане, Стокгольм, воздвигнутой в честь победы шведской армии в сражении при Брункеберге.

На протяжении XV века повсеместное распространение получил баллок-кинжал, который стал почти обязательным атрибутом любого мужчины. Кинжал-рондо превратился в опасное оружие ближнего боя с узким, но прочным клинком. Важность кинжала подчеркивается в книгах по фехтованию того периода. Там говорится, что теперь мало кто использует сочетание меч и баклер, большие щиты вовсе вышли из употребления, зато многие теперь практикуют фехтование, держа в руках меч и кинжал.

Что касается арбалета, то арбалеты получили более прочное ложе и мощные плечи. Взводить арбалет мускульной силой стало практически невозможно, поэтому для взвода применяли механические приспособления: реечные, кривошипные и др.

Сведения, содержащиеся в «Алексиаде» позволяют определить приблизительную численность и состав войска крестоносцев. Но вряд ли Анна видела эти войска сама, скорее всего ее знания о численности крестоносцев основываются на чужих сведениях. В основном по ее же словам с рыцарями общались высшие военные чины византийского государства и, скорее всего, именно их сведения лежат в основе ее осведомленности относительно численности войска.

Если посчитать все упоминания о количестве крестоносного войска, то получится огромная цифра, которая вряд ли может соответствовать действительности: Петр возглавил 24000 пехоты, 100000 всадников 1, 10000 норманнов2, Готфрид прибыл на территорию Византии с 10000 всадников и 70000 пехотинцев3, то есть всего 214000 человек. Эта цифра явно преувеличена, но даже если сократить это число на половину все равно останется довольно внушительное войско. Но здесь необходимо сделать поправку на собственно состав войска. Ведь, как известно в походе принимали участие не только хорошо вооруженные и подготовленные рыцари - воины, но и бедняки, которых сложно расценивать как полноценных представителей крестоносного войска, ведь подчас они не имели оружия вообще. Здесь, пожалуй, стоит поподробнее остановиться на составе крестоносного войска.

В первом крестовом походе участвовали отряды из разных регионов Европы, в том числе из Нормандии, Фландрии Лотарингии, но византийцы, несмотря на это, называли всех крестоносцев франками.

О составе крестоносного войска мы узнаем не только из «Алексиады», как говорилось выше, имеется довольно много европейских источников на эту тему, но поскольку мы рассматриваем именно взгляд византийской элиты, то и состав войска определим на основании византийских сведений.

Из текста «Алексиады» мы не можем определить, какие именно слои населения Европы отправились в поход, Анна не дает четких сведений на этот счет, что, скорее всего, можно объяснить тем, что принцесса не общалась с крестоносцами, за исключением лидеров движения. Складывается впечатление, что византийцы вообще мало внимания уделяли крестоносцам и не пытались узнать их более основательно. На основании же других исследований можно сказать, что основа крестоносного войска формировалась из военного сословия Западной Европы. Брались в армию и некоторые представители невоенных слоев населения, нужные для конкретных целей: например, священники для свершения таинств и, поскольку они были грамотными, для помощи в административных делах; купцы для обеспечения снабжения1.

Наибольшее внимание Анна уделяет тем людям, которых византийцы восприняли как лидеров движения, и поскольку византийцы не знали, кто возглавлял поход, Анна уделяет внимание нескольким людям, которые по ее мнению и являются организаторами похода.

Анна считает организатором похода в первую очередь Петра Пустынника, но так же она пишет что, «первым, кто продал свои земли, и пустился в предстоящий путь, был Готфрид» 2 это говорит о том, что, во-первых, Анна, неосознанно, выделяет два похода: поход бедноты и поход рыцарей. А, во-вторых, эта цитата еще раз подтверждает то, что у крестового похода не было четко определенного лидера. Причем она пишет, что он не в первый раз идет на поклонение Гробу Господню, и одной из причин организации этого похода она называет неудачный поход Петра, из которого он «натерпевшись много бед от разоривших всю Азию турок и сарацин, едва вернулся в свои края».3 Это утверждение не соответствует действительности, но если принимать во внимание то, что Анна хоть и замечает, что существует два отдельных войска но, при этом не разделяет поход на поход бедноты и поход рыцарей, и, учитывая то, что у крестоносцев не было четко определенного лидера, то возможно византийцы посчитали организатором похода того, кто первым отправился в поход.

Особенностью восприятия византийцами крестоносцев является то, что, видимо, они имеют смутные сведения относительно значений терминов обозначающих титулы. Например, Анна всех военачальников называет графами, видимо соотнося это название исключительно с воинской службой. Она называет графом даже Петра Пустынника1, который вообще не имеет никакого титула. Видимо, это связано с тем, что византийцы переносят значения титулов на свою систему иерархии, при которой звания и военные чины тождественны. Видимо, византийцы знакомы со значениями титулов, Анна перечисляет некоторые из них2, но, судя по контексту, она не совсем понимает их значения.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: византийцы имеют очень расплывчатые сведения относительно состава войска крестоносцев и лишь условно могут выделить лидеров движения. Анна видимо пишет, что поход возглавили короли, герцоги, графы и даже епископы. Что, во-первых, не соответствует действительности, в походе не принимал участия ни один король, а, во-вторых, говорит о том, что Анне все же удается обозначить несколько социальных слоев, даже среди лидеров движения. Византийцы видимо не придавали большого значения положению человека в иерархической системе отношений и на основании содержания источника3 можно сделать вывод о том, что в глазах византийской элиты существовало как бы две ступени в обществе: элита, объединявшая всех людей знатного происхождения и все остальные, отдельно стоят представители духовенства. Анна еще раз подтверждает такой вывод тем, что практически полностью игнорирует простых крестоносцев, видя в них общую массу и не выделяя никого из них сосредоточив свое внимание на более знатных воинах. Относительно основной массы войска она сообщает лишь то, что войско состояло из представителей «всех кельтских земель»1, и разделяет его, прежде всего по целям.

Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов Норман А В

Глава 11 Оружие и защитное вооружение крестоносцев

Из книги За что Сталин выселял народы? автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 1 ОТ КРЕСТОНОСЦЕВ К ГИТЛЕРУ Нет больше России! Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, т. е.

Из книги Крестовые походы. Том 1 автора Грановский Александр Владимирович

Глава XXIII Внутреннее устройство государств крестоносцев У Готфрида Бульонского не было времени для строительства государства. Первым занялся внутренним обустройством государства Бодуэн I. Это дело продолжили короли Бодуэн II и Фульк. На территории Сирии и Палестины в

автора Норман А В

Глава 10 Военные кампании крестоносцев Крестоносцы хотели двинуться маршем прямо на Иерусалим, но это можно было сделать только после того, как дорога по Малой Азии будет очищена от турок. Поскольку это было именно то, чего желал император, обе стороны смогли договориться.

Из книги Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов автора Норман А В

Глава 12 Корабли крестоносцев Те из северных крестоносцев, которые приплывали в Средиземное море, использовали обшитые досками внахлест корабли, способные двигаться в обе стороны. Эти корабли были потомками длинных судов викингов, но теперь суда обычно двигались ветром

автора Рубцов Сергей Михайлович

Защитное снаряжение и наступательное вооружение Прежде чем рассматривать конкретные предметы вооружения армии Децебала и его союзников, необходимо заметить, что дакийские войны начала II в. н. э. охватили территорию как Среднего, так и Нижнего Дуная, где проживало, как

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Защитное снаряжение и наступательное вооружение легионера За свою многовековую историю римляне создали самое совершенное в античности вооружение, отличающееся прочностью, надежностью и высокими боевыми качествами. Защитное оснащение легионера было достаточно просто

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Защитное снаряжение и наступательное вооружение ауксилария В начале II в. н. э. экипировка воинов вспомогательных частей римской армии в целом унифицируется. Оборонительное оснащение ауксилариев в эпоху Траяна, как полагают специалисты, становится более надежным.

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Глава 4 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВ КРЕСТОНОСЦЕВ Первый крестовый поход принес латинскому христианскому миру контроль над Иерусалимом и двумя крупными сирийскими городами - Антиохией и Эдессой. После этого великолепного достижения, по мере того как франки укрепляли свои

Из книги Куликовская битва автора Щербаков Александр

Защитное вооружение Комплекс защитного вооружения ордынского воина включал в себя шлемы, панцири, защиту рук и ног, а также щиты.Шлемы ордынцев в основном имеют сфероконическую форму, иногда сферическую, и отличаются значительным разнообразием. В обиходе как клёпаные

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Защитное вооружение Комплекс защитного вооружения русского воина. Шлемы во время Александра Невского известны достаточно хорошо. Они традиционно имеют сфероконическую форму, от низких сфероконусов до высоких, в том числе и с остриём. Навершие часто увенчивается

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Защитное вооружение Комплекс защитного вооружения европейского воина.Шлемы средневековой Европы середины XIII в. условно можно разделить на две категории: шлемы, предназначенные для конного копейного боя а также других типов. Основным шлемом европейского рыцарства,

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич

§ 2. Защитное снаряжение Что касается защитного снаряжения персидских воинов, то оно также было достаточно совершенным и эффективным. Наиболее полно в источниках представлен материал, касающийся защитной экипировки сасанидских всадников. Сюда, прежде всего, следует

Из книги Папство и крестовые походы автора Заборов Михаил Абрамович

Глава третья. Государства крестоносцев и папский престол Поделив между собой новые владения, западные сеньоры во многом, хотя и не во всем, скопировали общественно-политическую организацию, существовавшую на родине большинства из них - во Франции. Вместе с тем, им

Из книги «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Аттилы. Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов автора Худяков Юлий Сергеевич

Б. Защитное Вооружение Доспехи не были широко представлены в комплексе вооружения гуннов, что полностью соответствовало их тактике (см. главу 14, раздел Б). Сообщается, в частности, что они употребляли щит. Это следует из рассказа Созомена о попытке одного из гуннских

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Д) Защитное снаряжение Аркан. Байдана. Бармица. Бахтерец. Дощатое снаряжение. Зарукавье. Зерцало. Колонтарь. Кольчуга. Конская упряжь. Панцирь. Пояс сборный. Тегиляй. Торч. Шелом (Ерихонка. Колпак. Мисюры. Шапки. Шишак). Щит.

Из книги За что Сталин выселял народы? автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 1. ОТ КРЕСТОНОСЦЕВ К ГИТЛЕРУ Нет больше России! Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, т.е.



 

Возможно, будет полезно почитать: