Транспорт как отрасль экономики. Профессии транспорта Профессия автомобильный транспорт

ТРАНСПОРТ КАК ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ЛЕКЦИЯ 2

1. Особенности транспорта как отрасли.

2. Производственный процесс и продукция транспорта.

3. Роль транспорта в хозяйстве.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.

Транспорт входит в состав производственной инфраструктуры. Транспорт как отрасль производства представляет совокупность средств и путей сообщения. Их нормальную деятельность обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы на автотранспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта).

Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железные дороги, речные пути…).

Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

С одной стороны транспортную отрасль можно рассматривать как систему. С другой стороны – как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.

Различают транспорт общего, ведомственного и личного пользования. Общее пользование – это использование всех видов транспорта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта населением. Ведомственный – это промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. Личное пользование – это применение транспортного средства отдельной личностью (семьей).

На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности её отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения грузов/ пассажиров.

Особенности транспорта как отрасли.

1. Главной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Он является обслуживающей отраслью, т.к. обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики и удовлетворяет нужды населения.

2. Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, т.к. отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является тормозом в развитии экономики. Недоучет развития транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Плохие дороги или их отсутствие не позволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказываться на здоровье и работоспособности.


3. Территориальная концентрация транспортной инфраструктуры соответствует концентрации производства и населения.

4. Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия. Перевозка сырья, продукции и т.д. является обязательным условием общественного производства. Созданный товар только тогда готов к сбыту и потреблению, когда он доставлен на рынок сбыта или к месту потребления. При этом внутрипроизводственный транспорт включён в средства производства и процессы выработки товаров на предприятиях, которые он обслуживает. Т.е. в определенных случаях транспорт является составной частью технологического процесса производства данного продукта.

5. Высокая фондоёмкость и капиталоёмкость объектов инфраструктуры, длительные сроки их создания и длительные сроки функционирования (отсюда распространенное мнение о «невыгодности» вложений в транспортную инфраструктуру).

6. Проявление основного эффекта (в ряде случаев до 90%) от функционирования транспортной инфраструктуры вне её отраслей – в базисных отраслях (это находит выражение в соотношении макроэкономических показателей – доля транспорта в ВВП, как правило, не превышает 5 – 8%, тогда как в капиталовложениях – более 20%).

7. Значительная сезонная, месячная и суточная неравномерность загрузки элементов транспортной инфраструктуры.

8. Пространственная региональная невзаимозаменяемость объектов транспортной инфраструктуры, т.е. необходимость её повсеместного (там, где есть потребность) развития.

9. Преобладание пространственно-сетевых линейных систем транспортной инфраструктуры, хотя роль точечных элементов (узлов) стремительно возрастает.

10. Инерционность функционирования, связанная с дискретностью развития транспортной инфраструктуры (нет жесткой связи между уровнем развития инфраструктуры и потребности в ней). Это часто ведёт к недооценке необходимости новых капиталовложений в усиление объектов и сетей.

11. Возможна функциональная взаимозаменяемость элементов производственной инфраструктуры: видов транспорта, транспорта и складов, транспорта и связи.

12. Поэтапное воздействие на прилегающую территорию путём генерирования более или менее сильных освоенческих импульсов, которые придают ей особые свойства примагистральной зоны.

13. Транспорт одновременно выступает в роли потребителя и работодателя, т.к. использует транспортные средства, топливо и другую продукцию, а также трудовые ресурсы.

Таким образом, транспорт активно воздействует на весь процесс расширенного производства. Его роль не сводится только к перемещению грузов или пассажиров. Следовательно, транспорт способствует прогрессу общества и считается важнейшей базой экономики.

В транспортной отрасли в среднем занято более 10% граждан страны (трудоёмкая отрасль). Транспорт потребляет 60% мирового производства нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 70% синтетических каучуков, 40% лакокрасочных изделий. Для транспортной отрасли свою продукцию поставляют отдельные отрасли машиностроения. Такими отраслями являются авиастроение, производство подвижного состава, автомобилестроение, судостроение.

Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять 15 – 18% от общей стоимости перевозимой продукции. По отдельным видам грузов затраты могут быть значительно выше (при перевозке нефтепродуктов – до 40%; пищевых продуктов – 25%; сельскохозяйственной продукции – 100%, в связи с плохим качеством дорог).

Состояние транспорта является одним из важных показателей развития страны.

Значение транспорта в жизни общества

1. Экономическое значение – обеспечение развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.

2. Культурное значение– возможность распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Это повышает культуру и образование населения. Сам транспорт стал элементом культуры: создаются музеи, посвящённые транспорту; проводятся выставки достижений транспортных средств. Сегодня туризм невозможен без транспорта.

3. Социологическое значение экономия времени, облегчение труда и повышение его производительности. Транспорт участвует в организации досуга. При недостатках в работе пассажирского транспорта, транспортная усталость может снизить производительность труда на 12%.

4. Научное значение от науки зависит совершенствование транспорта.

5. Оборонное значение с помощью транспорта возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

Процесс производства на транспорте – это само продвижение грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения, а готовая продукция транспорта – законченная их перевозка . В отличие от других отраслей материального производства продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновременно, ее невозможно заготовить впрок или резервировать, создать запас на случай неожиданного сбоя или снижения текущего производства. С этой точки зрения транспорт представляет более сложную отрасль, чем любое другое материальное производство.

Транспорту присущи все три элемента , характерные для любой отрасли материального производства, а именно: средства труда, т.е. средства транспорта , предметы труда, т.е. объекты перевозки (грузы и пассажиры ), целесообразная деятельность людей, т.е. их труд .

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых , транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы продолжает процесс производства в сфере обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства. Производители продукции заинтересованы в качестве транспортного процесса, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

Во-вторых , продукция транспорта неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов транспортной продукции, а в создании резервов провозной и пропускной способности. Маневр резервами практически невозможен, поэтому резервы провозной и пропускной способности должны создаваться в первую очередь на направлениях с быстрорастущими объемами перевозок.

В-третьих , продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину эксплуатационных расходов транспорта. Снижения себестоимости можно добиться в первую очередь за счет увеличения производительности труда, улучшения показателей использования подвижного состава, сокращения расхода топлива и электроэнергии на единицу транспортной работы.



В-четвертых , кругооборот средств на транспорте происходит по-особому: на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности. Качество транспортной продукции определяется не только качеством конечного продукта, но и качеством транспортного производственного процесса. Особое значение имеют скорость доставки и бесперебойность транспортного процесса, сохранность грузов при перевозке, безотказность всех звеньев транспортного конвейера, качество работы каждого работника, предприятия и системы в целом.

Транспорт, помимо того, что обеспечивает обращение продукции производящих отраслей, сам является одной из отраслей экономической инфраструктуры , которая кроме всех видов магистрального транспорта включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство, инженерные сооружения в виде плотин, сети каналов и другие элементы. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения, топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт потребляет примерно 18 % дизельного топлива, 6 % электроэнергии, 10 % лесоматериалов, 4 % черных металлов. Транспорт существенно влияет на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время в пути как грузов, так и пассажиров.

Во многих современных производствах транспорт является составной частью материального производства . Так, рефрижераторы помимо функций транспортировки выполняют дополнительно функции сохранения температурного режима грузов, автолавки дополнительно выполняют функции хранения товаров и являются местом их реализации, бетоновозы (миксеры) осуществляют процесс приготовления раствора в ходе доставки его к местам применения, во время полетов в космосе производят новые вещества. Считать продукцией транспорта только перемещение, измеряемое произведением массы перевозимого груза на расстояние перевозки, становится некорректным.

Помимо транспортной и другой, как это видно из вышесказанного, продукции, транспортная деятельность сопровождается значительным вкладом в совокупный ущерб , наносимый индустриальным обществом природе: химические, механические, тепловые, оптические, электромагнитные загрязнения, транспортные катастрофы.

Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем больше в негативном плане. На долю транспорта приходится 40 % выбросов в атмосферу всех продуктов производственной деятельности, из которых более 80 % – выбросы автотранспорта. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Транспорт отнесен к категории материального производства, вместе с тем он является особой отраслью, обладает своей спецификой, которая определяет своеобразие процесса производства и его продукции, а соответственно применяемой техники, технологии, организации и управления.

Транспорт, таким образом, является неотъемлемой частью общественного производства, его роль в будущем может только возрастать, соответственно будут развиваться и совершенствоваться технологические процессы транспортного производства.

Транспортные потоки

Размещение производства в стране формируется под влиянием местонахождения природных ресурсов (плодородных земель, лесов, месторождений полезных ископаемых) и исторически сложившегося расселения людей, а также под влиянием государства. Основные принципы рационального размещения производства состоят в том, чтобы перерабатывающие предприятия были приближены к источникам сырья, производимая продукция – к районам потребления. Кроме того, следует учитывать расселение жителей страны, то есть наличие рабочей силы для производства. В практике размещения производительных сил в стране учитываются конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и возможность ее развития в соответствии с перспективой развития остальных отраслей экономики. Необходимость баланса между потребностями в перевозках и возможностями транспорта относится как к начертанию сети, т.е. к географическому размещению транспортных коммуникаций, так и к их провозной способности. При избытке мощностей транспорта государство несет потери от содержания неиспользуемых транспортных средств и трудовых ресурсов. При недостаточном развитии транспорта сдерживается производство и товарооборот со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.

В силу исторически сложившегося размещения производительных сил в стране территория любого государства состоит из экономических районов, в каждом из которых существует своеобразный комплекс производств. Одни районы имеют богатую сырьевую базу: уголь, нефть, металлы, другие производят сельскохозяйственную продукцию, в третьих развито машиностроение, электронная промышленность и т.д. По мере развития производительных сил схема специализации и профиль экономических районов меняются, но в каждом из них производится массовая продукция, которая потребляется не только в местах производства, но и подлежит вывозу за пределы данного района.

Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам и субьектам страны. Транспортно-экономические балансы позволяют выявлять и прогнозировать грузопотоки в межрайонных сообщениях, такие же расчеты целесообразно проводить и в рамках каждого экономического района.

На основании транспортно-экономических балансов составляются специальные таблицы или матрицы грузопотоков как по отдельным массовым видам продукции, так и в сводном виде по всем грузам.

Подводя итоги развития транспортного комплекса страны за 2002 год, Министр транспорта РФ ФРАНК С.О. отмечал: «мы вплотную подошли к рубежу, когда недостаток и неоптимальное использование мощностей … видов транспорта становится реальным ограничителем экспорта, особенно нефти, нефтепродуктов, зерна, угля – и не только по мощностям, но и по направлениям торговли. … Система транспортного обеспечения внешней торговли требует диверсификации. Необходимую системность этому процессу способен придать перспективный транспортный баланс, который увязал бы развитие инфраструктуры транспорта с перспективами производительных сил и внешней торговли и – прежде всего – энергетического баланса страны.» Транспортно-экономический баланс может быть представлен в виде таблицы (табл. 1.1).

Как следует из таблицы, в границах Северо-Западного и Центрально-черно-земного районов имеется избыток данного вида продукции, соответственно 15 и 10 млн. т, а в Центральном районе недостаток этой же продукции в объеме 20 млн. т. В этом случае представляется возможным избыток продукции вывезти в Центральный район в количестве 20 млн. т, например из Северо-Западного и Центрального районов по 10 млн. т, а оставшиеся в Северо-Западном районе 5 млн. т в какой-либо другой район с дефицитом данной продукции (рис. 1.2).

Может быть рассмотрен и другой вариант, когда весь избыток продукции Северо-Западного района направляется в Центральный район, а избыток продукции Центрально-черноземного района распределяется между Центральным (5 млн. т) и другим районом. Наиболее целесообразный вариант выбирается по условиям дальности перевозок, наличия провозных возможностей, интересов отправителя и получателя продукции и других факторов.

Транспортно-экономические балансы позволяют выявить и планировать грузопотоки в межрайонных сообщениях. Аналогичные расчеты должны быть проведены и в рамках каждого экономического района, так как географические масштабы наших районов довольно велики, а хозяйственная деятельность весьма разнообразна.

Если при этом выделить часть грузопотоков, выполняемых автотранспортом, то можно получить данные о емкости рынка автотранспортных услуг и определить рыночную долю своего предприятия.

Современные автотранспортные предприятия, в силу сложившихся на сегодняшний день рыночных отношений, имеют каждый свою долю участия на рынке транспортных услуг. Для определения перспектив расширения зоны своего влияния коммерческие работники предприятий изучают состояние рынка и определяют возможности такого расширения.

Анализ потребностей в транспортных услугах по перевозкам грузов и динамики их изменений проводится по анализу объемов перевозок, грузооборотов и грузопотоков.

Объем перевозок Q – это количество грузов, перевезенных или подлежащих перевозке (по плану, договору, заявке и т.д.).

Грузооборот Р – объем транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах, характеризует величину транспортной работы по перемещению количества грузов Q на определенное расстояние L.

Грузопотоки определяют количество грузов, перевозимых на участке, через транспортный узел, в экономическом или административном районе, либо в целом по стране. Грузопотоки определяют с учетом направлений движения грузов, они могут быть в прямом и обратном направлениях.

Грузопотоки транспортного пункта (узла) (склад, грузовая станция, пристань, порт) измеряются количеством поступающих на пункт, отправляемых с него и транзитных грузов. Поступающие и отправляемые грузы составляют местные грузопотоки, а с учетом транзитных грузов определяют полный грузопоток.

Грузопотоки на участках дорог характеризуют количество грузов, перевозимых на участке в обоих направлениях и обычно показываются эпюрой грузопотоков (рис. 1.3). На участках дорог прямоугольниками изображают величину грузопотоков между пунктами перевалки или пунктами на маршруте. Площади прямоугольников соответствуют в масштабе грузообороту на соответствующих участках пути. Объемы перевозок на участках, в соответствии с которыми построены эпюры грузопотоков, приведены в табл. 1.2.

Потоки пассажиров образуются под влиянием объективных экономических и демографических факторов, а также в результате стремления людей к удовлетворению своих социальных, культурных и других потребностей. Значительную долю составляют деловые поездки, связанные с работой людей. К этой категории относятся в основном городские и пригородные пассажиры, в деловых целях осуществляются и дальние поездки. К дальним поездкам относится перевозка работников, обслуживающих предприятие так называемым вахтовым методом (строители и эксплуатационники нефтепромыслов в удаленных районах).

Объем перевозок пассажиров измеряется числом планируемых или фактически перевозимых пассажиров.

Транспортная подвижность населения характеризует среднее значение числа поездок в год одного пассажира. Она может быть определена для города, региона или страны в целом как суммарное количество поездок населения в течение года, отнесенное ко всей численности проживающих в них жителей.

Пассажирооборотом называют выполненную или планируемую транспортную работу по перевозке пассажиров. Пассажирооборот измеряется в пассажиро-километрах и соответствует произведению числа пассажиров на среднюю дальность их поездки.

Пассажиропоток – перемещение пассажиров в определенном направлении.

Пассажиронапряженность – количество пассажиров, проезжающих через заданное сечение маршрута в единицу времени.

Исходя из характеристик пассажиропотока и пассажирооборота планируют транспортное обеспечение населенных пунктов и регионов.

В современном мире транспорт играет важнейшую роль, позволяя людям и вещам перемещаться не только в пределах одной страны, но и в трансграничных направлениях. Поэтому профессии, связанные с транспортом, будут популярными всегда. Ведь именно благодаря им осуществляется быстрая доставка грузов и пассажиров в разные, даже самые отдаленные и труднодоступные места нашей планеты.

Какие профессии на транспорте существуют сегодня, хотят узнать многие, обдумывающие, кем стать в этой жизни. Профессии транспорта, список которых довольно широк, традиционно различаются в зависимости от вида транспорта.

Профессии железнодорожного транспорта

В подавляющем большинстве развитых стран именно железнодорожный транспорт несет на себе основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров, поэтому и профессия работника железнодорожного транспорта не только всегда востребована, но и весьма популярна среди соискателей. Список профессий железнодорожного транспорта,характерных исключительно для этой отрасли, не очень обширен, и все они могут быть классифицированы в зависимости от трех основных сфер деятельности работников:

  1. Путевые специальности.
  2. Станционные специальности.
  3. Вокзальные специальности.

Путевые специальности бывают следующими:

  • Машинист. Осуществляет управление локомотивом. Считается, что в недалеком будущем эта профессия исчезнет, а управление поездами доверят автоматическим системам. Но пока нигде в мире не могут обойтись без этой, самой уважаемой и престижной профессии на ж д транспорте. При этом в России это чисто мужская профессия, совершенно недоступная для женщин.
  • Помощник машиниста. Выполняет массу функций, являясь, по сути, глазами, ушами и руками машиниста.
  • Начальник поезда. Несет ответственность за функциональность поезда, его нормальную работу, его состояние, включая каждый вагон, купе и отдельные места.
  • Проводник. Профессия «Проводник на железнодорожном транспорте» предполагает осуществление непосредственной работы в вагоне, включая обслуживание пассажиров, поддержание порядка и т.д.

Среди основных станционных профессий основными являются следующие:

  • Путевые специалисты. Эта профессия включает две специализации: мастеров и обходчиков. При этом у них одна цель – обеспечивать целостность железнодорожного полотна. Обходчики обнаруживают его повреждения, а мастера производят его починку.
  • Электромонтеры. Их обязанность – обеспечивать работоспособность стрелок, автостопов, светофоров, линий высокого напряжения, используемых железнодорожным транспортом, и т.д.
  • Электромеханики. Осуществляют обслуживание системы сигнализации, централизации и блокировки, устраняют её неисправности, неполадки и поломки.
  • Вагонники. Проводят осмотр поездов, внутренний и внешний контроль состояния вагонов.
  • Ремонтники. Их задача заключается в устранении неисправностей подвижного состава.

В число вокзальных профессий входят:

  • Дежурный по станции. В его функции входит составление расписания движения поездов, контроль их прибытия и отправления, управление вверенной ему станцией.
  • Диспетчер. Осуществляет непосредственную координацию движения, постоянно находясь на связи с машинистами.
  • Обслуживающий и сервисный персонал, включающий несколько специальностей, связанных с продажей билетов, приготовлением пищи, медицинским обслуживанием, обеспечением безопасности, уборкой и т.п.

Профессия автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт более молодой по сравнению с железнодорожным, но его роль в перевозках также очень важна. Работники автомобильного транспорта, профессиикоторых отличаются своей спецификой, осуществляют свою деятельность в сфере автоперевозок. Среди их специальностей можно выделить следующие:

  • Водители различных категорий. Эти люди непосредственно осуществляют управление транспортными средствами, как пассажирскими, так и грузовыми.
  • Диспетчер. Профессия «диспетчер автомобильного транспорта» во многом схожа с аналогичной на железной дороге. Здесь также необходимо координировать движение транспортных средств, поддерживать с ними постоянную связь, оперативно решать возникающие проблемы.
  • Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» связана с поддержанием автотранспортных средств в должном функциональном состоянии и их ремонте в случае необходимости.

  • Обслуживающий и сервисный персонал.

Профессии воздушного транспорта

Воздушный транспорт незаменим на больших расстояниях и особенно в тех случаях, когда место назначения недоступно для других видов транспорта. Профессия данного вида транспорта овеяна романтикой и очень престижна. Специфическими среди таких профессий можно назвать следующие:

  • Командир воздушного судна. Осуществляет руководство экипажем, совмещая при этом и функции основного пилота.
  • Пилот. Управляет воздушным судном.
  • Штурман. Его основные функции состоят в прокладке курса, контроле за следованием по нему по навигационным приборам.
  • Бортинженер. Управляет работой двигателей, шасси и других систем воздушного судна.
  • Бортпроводник. Представителей этой профессии также принято называть стюардессами и стюардами. Их задача состоит в непосредственном обслуживании пассажиров и обеспечении их безопасности.
  • Руководитель полетов. Это главный человек на аэродроме, осуществляющий контроль за всем, что там происходит, включая состояние всего технического обеспечения, взлетно-посадочной полосы, обстановку в воздухе (в том числе и погодные условия). Только он может разрешить посадку или взлет.
  • Авиадиспетчер. Регулирует движение воздушных судов, используя данные аэронавигации и авиаметеорологии. Постоянно находится на связи с воздушными судами.

Профессии речного транспорта

Сегодня речной транспорт уже не столь популярен, как в советские времена, но во многих регионах нашей огромной и не очень благоустроенной в инфраструктурном отношении страны, он является едва ли не единственным средством перевозки грузов и пассажиров. Поэтому профессии водного транспорта также необходимы и уважаемы, а основные из них представлены ниже:

  • Капитан речного судна. Осуществляет руководство экипажем, несет полную ответственность за вверенное ему судно.
  • Техник-судоводитель. Обеспечивает эксплуатацию судов, включая и безопасность их плавания.
  • Техник-судомеханик. Отвечает за эксплуатацию энергетического оборудования судна.
  • Моторист. Осуществляет эксплуатацию двигателя, его пуск, остановку и изменение режимов работы.
  • Рулевой (кормщик). Человек, обеспечивающий управление судном в процессе его движения.
  • Боцман. Осуществляет руководство командой судна в сфере всех хозяйственных работ.
  • Повар судовой. Он же – кок. Ответственен за приготовление пищи и полноценное питание экипажа и пассажиров.
  • Радиотелеграфист. Обеспечивает связь между судами и берегом и между разными судами.
  • Матрос. Основная рабочая единица речного транспорта, осуществляющая все необходимые работы под руководством боцмана.
  • Диспетчер порта. Осуществляет контроль и управление передвижением судов.
  • Портовые рабочие. Это могут быть и крановщики, и грузчики, и разнорабочие, и масса других профессий, непосредственно связанных с работой в порту.

Профессии морского транспорта

Профессии в сфере морского транспорта практически ничем не отличаются от аналогичных на речном транспорте. Поэтому в представленный выше список можно добавить лишь следующие:

  • Шкипер. Отвечает за палубное имущество.
  • Старший помощник. Правая рука капитана, выполняющая огромное количество функций, разделяя их с боцманом.
  • Смотритель маяка. Осуществляет эксплуатацию маяка с целью обеспечения безопасности морской навигации.

Профессия организация перевозок и управление на транспорте

Каким бы ни был вид транспорта, он нуждается в квалифицированном управлении для организации бесперебойных перевозок. Для этого необходимы разные специальности, в том числе и « Техника и технология наземного транспорта», профессия, связанная с обеспечением работы как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Профессия «Автоматика и телемеханика на транспорте» имеет непосредственное отношение к железным дорогам, где специалисты этого профиля осуществляю эксплуатацию систем интервального движения.

Сервис на транспорте, что за профессия

Профессия «Сервис на транспорте по видам транспорта» предполагает специализацию на обслуживании пассажиров, оформлению необходимых документов, осуществлению финансовых расчетов, обеспечению безопасности и т.д.

В заключение можно отметить, что профессии рабочих транспорта, рассмотренными специальностями не ограничиваются. Существует еще множество различных профессий, которые используются в том числе и на транспорте, но специфическими для этой отрасли не являются.

Транспорт - одна из ведущих отраслей производства. В условиях масштабных экономических и социальных потрясений, к которым вполне можно отнести современную ситуацию в России, очевидна зависимость интегральной структуры хозяйства от наиболее устойчивых элементов - воспроизводства необходимых жизненных благ: пищи, одежды, жилья, энергии. Причем критическим, пороговым уровнем является их простое воспроизводство. Транспорт и энергетика, накопившие потенциал, достаточный для расширенного воспроизводства, дают возможность экономике временно удовлетворительно функционировать и в условиях вынужденного перехода к условиям простого воспроизводства, что еще раз подчеркивает важнейшую роль транспорта в народном хозяйстве.

Одной из важнейших составляющих инфраструктуры страны является транспортная система. Транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны и нашего региона, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов.

Видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей. Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Автомобильный транспорт, кик и другие его виды, как бы вовлекает в этот процесс явную производительную силу - человека. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим средством самоорганизации населения и хозяйства. Тенденции в величине и структуре перевозок. В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народ-ным хозяйством. Динамика сводных показателей, характеризующих работу транспорта, отличается заметным спадом, нарастающим по годам. Если в 1990-1991 гг. спад перевозок, вызванный сокращением производства, примерно соответствовал его уровню, то в 1992-1994 гг. темпы этого спада ускорилась. Сказались изменения пропорций перевозок грузов транспортом общего и необ­щего пользования в пользу последнего, а также кризис платежей и разрыв традиционных хозяйственных связей.

Схема. Транспорт в системе народного хозяйства

Транспорт является комплексной отраслью инфраструктуры, в нее входят такие виды транспорта как (железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный

Транспорт как отрасль материального производства имеет ряд особенностей. Он не создает продукцию, но способствует увеличению ее стоимости при перемещении на величину транспортных издержек. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называется коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил. Состояние транспорта зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве. Своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности работы транспорта зависит от согласованной работы единой транспортной системы страны, ее взаимодействия с другими отраслями, появления новых видов транспорта, широкого применения прогрессивных способов перевозок. По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам: наземный (автомобильный, железнодорожный и др.), водный (морской, речной, озерный), воздушный. Особую группу образуют непрерывные виды транспорта (трубопроводный, электропроводный).

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. Для перевозок на дальние расстояния автотранпорт используется в регионах, где отсутствуют другие виды транспорта (например, в северных и восточных районах) и при доставке особо ценных и скоропортящихся грузов.

Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км. Главные недостатки речного транспорта - сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, а также меридианальное направление течения рек, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта.

Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж - перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж - перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.

Трубопроводный транспорт - узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы. Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с развитием нефтяной и газовой промышленности.

транспорт в народном хозяйстве транспортный перевозка груз

В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Именно он осуществляет завоз строительных материалов для создания материально - технической базы железнодорожного, водного, трубопроводного или воздушного транспорта. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога. Именно она “диктует” условия по выбору типа подвижного состава по проходимости и грузоподьемности, и во многом определяет технико - экономические параметры эксплуатации подвижного состава, а следовательно, и экономические показатели работы автопредприятий.

Автомобильные дороги - важнейшее звено транспортной инфраструктуры, без которого в условиях рынка не может эффективно функционировать ни одна отрасль экономики.

Автомобильные дороги создают условия для удовлетворения автомобильным транспортом непрерывно растущих потребностей всей экономики в перевозках. Интенсивность движения на дорогах непрерывно и неконтролируемо возрастает, что вызывает необходимость строить дороги в расчете на весьма отдаленную перспективу.

Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс. Главной целью функционирования дорожного хозяйства является удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в автомобильных перевозках на основе создания и обеспечения высокого качества эксплуатации благоустроенной сети автомобильных дорог.

Существуют две основные особенности экономических отношений в дорожной отрасли. Первая особенность заключается в особом характере продукции отрасли и в ее двойственности: с одной стороны, дорожное хозяйство - это автомобильные дороги, а с другой, - это производственная деятельность трудовых коллективов, связанная с необходимостью сохранения и развития сети автомобильных дорог. При этом автомобильные дороги формально являются собственностью соответствующих производственных дорожных организаций, т.е. находятся на балансе дорожных организаций, осуществляющих их обслуживание. Это обстоятельство позволяет считать конечным результатом деятельности дорожных организаций создание определенного потенциала дорожной обеспеченности региона, своего рода потенциала услуг, который может реализовываться посредством работы автомобильного транспорта. Этот потенциал - совокупность материально-технических условий, обеспечивающих эффективное функционирование автомобильного транспорта и всей единой транспортной системы, удовлетворение социальных потребностей общества.

Вторая особенность заключается в том, что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими организациями, а также населением бесплатно. Их износ не включается в себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установ-ленным налоговым ставкам через дорожные фонды.

Поэтому в дорожном хозяйстве отсутствует прямая зависимость между размером средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог, и мерой потребления дорог автомобильным транспортом, как это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях народного хозяйства. Хотя в целом текущие расходы дорожного хозяйства и покрывались отчислениями от доходов автохозяйств, отчисления эти не являлись формой экономической оценки дорог, так как не были связаны с реальным процессом использования автотранспорта, их роль сводится к функциям налогового обложения собственников автотранспорта как формы аккумулирования средств, необходимых дорожным организациям.

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Возникновение транспорта как самостоятельной отрасли народного хозяйства, его отраслевая специфика – это постоянный процесс, обусловленный разделением общественного труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.

Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.

Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Транспортная отрасль представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства.

Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

    научно-технический прогресс;

    планируемые темпы развития всей всего транспорта и отдельных его отраслей;

    концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

    рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

    общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

    международное разделение труда;

    укрепление позиций России на мировом рынке.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии.

В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

    экономическое назначение предоставляемой услуги;

    характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

    характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний .

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный.

Внутрипроизводственный транспорт, так же как и другие средства труда, является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе воздействия средств труда на предметы труда, изменении свойств предметов труда и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрипроизводственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия ил организации и вместе с тем они являются составной частью себестоимости их продукции. Внутрипроизводственный транспорт не характеризует самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует.

Однако, транспорт общего пользования и внутрипроизводственный в совокупности представляет, одну из главнейших баз всей нашей экономики, без успешного развития и функционирования которого не представляется возможным обеспечить интенсификацию производства и высокие темпы его роста.

Транспорт – создает условия для планомерного развития всего общественного производства, концентрации, кооперирования и комбинирования предприятий, углубления территориального разделения труда, а также связывает в единую систему отрасли народного хозяйства.

Исследование проблем формирования и совершенствования транспортно- экономических связей основных отраслей народного хозяйства выявили необходимость правильного учета транспортного фактора при территориальном размещении производительных сил. Из возможного многообразия вариантов размещения предприятий и соответствующих транспортно-экономических связей выбирается оптимальный вариант, обеспечивающий минимум затрат на производство и транспортировку продукции.

Недооценка роли транспортного фактора при размещении производства приводит к ошибкам в планировании развития мощностей транспорта на важнейших направлениях сети, вызывая непроизводительные расходы материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В суммарных расходах на производство продукции всех отраслей промышленности доля транспортных затрат достигает 10 %. При этом в добыче железной руды, нефти и газа, лесозаготовках, производстве строительных материалов этот показатель в 2-3 раза выше, чем в среднем по промышленности. Значительна доля транспортных расходов в горно-химической и угольной промышленности. В то же время в машиностроении и приборостроении, текстильной и ряде других отраслей промышленности доля транспортных затрат не превышает 1-3% суммарных расходов. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках в ряде случаев может вызвать некоторое повышение расходов на транспортировку, которое перекрывается сокращением производственных изздержек.

Совершенствование народнохозяйственных пропорций, дальнейшее развитие и углубление специализации, кооперирования и комбинирования в промышленности и сельском хозяйстве в сочетании с техническим перевооружением различных средств сообщения, улучшением взаимодействия между ними, повышением транспортабельности предъявляемых к перевозке грузов будут способствовать изменению и росту грузооборота, изменению в территориальном размещении промышленного и сельскохозяйственного производства.

Отрасль экономики, включающая все аспекты функционирования и развития транспорта как части сферы материального производства.

Базовые элементы экономической эффективности транспортной логистики

Как известно, даже из задач по математике начальной школы, основная модель эффективности любого транспорта строится на том, насколько быстро будет доставлен товар в ту или иную точку страны или отдельно взятого города.

Однако это лишь самое общее представление об экономике транспорта. На самом деле она (т.е. экономическая эффективность) является синтезом достаточно сложных элементов, которые можно представить следующим образом:

  1. подготовка груза к перевозке, его упаковка, хранение, страхование;
  2. производство погрузочных — разгрузочных работ, включая транспортные экспедиторские услуги — таможенное оформление, подготовка документации;
  3. непосредствено сам процесс перевозки, включая использование разных видов транспорта на одном плече доставки — мультимодальные перевозки;
  4. доставка товара или груза до конечного получателя (от двери до двери) или поступление его на складские помещения, распределение товара через сеть коммерческой дистрибьюции;
Как видно, на каждом из этих этапов или плечей логистики существуют свои нормы экономической эффективности. Причем, не всегда быстрота, скорость доставки может быть главным параметром эффективности. Так, например, затраты на складское хранение (на таможенной площадке временного хранения), могут полностью нивелировать весь экономический эффект от скорости (доставки груза воздушным транспортом).

Основные типы транспортной логистики с точки зрения экономики

Если конкретизировать понятие экономика транспорта, то не обойтись без анализа каждого из существующих типов логистических средств доставки. Приведем самые главные группы таких транспортных моделей.

Морской и речной транспорт

Основная линия экономической эффективности строится на том, что:
  • осуществляется массовая перевозка грузов, что снижает общую долю затрат на перевозку единицы груза;
  • возможность доставки в любую точку планеты;
  • относительно низкие эксплуатационные расходы;
  • всесезнность и всепогодность.
Главным недостатком морского транспорта является его относительно низкая скорость. Тем не менее, транспортные коридоры, где функционирует морской транспорт, фактически обеспечивают более 23 всех грузопотоков в мире.

Железнодорожный транспорт

Экономика этого логистического элемента определяется тем, что производится перевозка массовых грузов при относительно высокой скорости. Главный недостаток — это необходимость создания и поддержания дорогостоящей транспортной инфраструктуры — жд. пути, станции, необходимость постоянного обновления подвижного состава. Однако этот вид транспорта занимает второе место в обеспечении, как внутренних, так и трансграничных перевозок во всем мире.

Трубопроводный транспорт

Этот вид логистики имеет одно преимущество — массовая доставка грузов (как правило, это природное сырье) на большие расстояния и его работа не зависит от множества природных и техногенных факторов. Однако экономика этого транспортного бизнеса ограничена только определенными районами и достаточно высокими затратами на содержание инфраструктуры (насосные и перекачивающие станции, нефте или газохранилища).

Автомобильный транспорт

Его роль, как фактора логистики в рамках отдельных локальных регионов и даже целых стран, не может быть переоценена. Так, например, более 70% всех внутренних перевозок в США и Канаде осуществляется именно автотранспортом (автопоездами или трейлерами). Основное достоинство этого вида транспорта — в его возможности доставить груз непосредственно к потребителю, практически в любую точку сухопутной части планеты (за исключением труднопроходимых и горных районов). Главный недостаток состоит в том, что автотранспорт требует дорогостоящей сети автомобильных дорог и мостов.

Авиационный транспорт

Этот вид логистики трудно заменим в скоростной доставке ценных грузов и пассажиров на дальние расстояния. Главная его составляющая экономической эффективности — это скорость и регулярность трафика. Однако на этом все достоинства этого вида транспорта заканчиваются. Авиатранспорт — дорог в эксплуатации, особенно на фоне постоянно дорожающего авиатоплива. К тому же, для обслуживания самолетов требуется строительство сложных портовых мощностей и терминалов. Основная экономика этого логистического бизнеса строится на обслуживании массовых транспортных потоков пассажиров, как например, на направлениях мировых курортных зон.

 

Возможно, будет полезно почитать: