Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат? Викторина «Эти удивительные растения» - Викторина Викторины растения.

Викторина «Мир растений» (5 класс)

Цели:

  1. Повторить и расширить знания учащихся о растениях;
  2. Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Форма: внеурочное мероприятие.

Методы и приемы: викторина.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней,»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

Сегодня мы проведем викторину «Мир растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

  1. Вопросы викторины.
  1. Назовите растения, которые не цветут. (папоротники, водоросли, мхи, плауны, хвощи, голосеменные)
  2. Банан – дерево? (нет, трава)
  3. У какого овощного растения съедобны цветки? (цветная капуста)
  4. У каких растений цветки ныряют под воду? (кувшинка, кубышка)
  5. Название какого растения означает «человек – корень»? (жень - шень)
  6. Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
  7. У какого цветка множество названий: ветродуйка, пустодуйка, летучка, пухлянка… (одуванчик)
  8. Какое растение индейцы называли «след белого человека»? (подорожник)
  9. Где мочало берет начало? (в липе)
  10. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит (крапива)
  11. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
  12. Какое растение называют цветком Солнца? (подсолнечник)
  13. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
  14. Чертово яблоко (картофель)
  15. Второй хлеб человечества (рис)
  16. Самый сладкий злак (сахарный тростник)
  17. Абрикос сушеный с косточкой (урюк)
  18. Половинки сушеного абрикоса (курага)
  19. Земляной орех (арахис)
  20. Детская конфета и растение (ирис, барбарис)
  21. Символ России (береза)
  22. Дерево, из которого изготовлена палица Геракла (олива)
  23. Медовое дерево (липа)
  24. Северный шелк (лен)
  25. Самое высокое дерево (эвкалипт)
  26. Царский желудь (грецкий орех)
  27. Что означает «плачь» берез весной (начинается сокодвижение)
  28. На зеленом шнурочке белые звоночки (ландыш)
  29. Сушеный виноград без косточек (киш- миш)
  30. Этот цветок – отличный медонос, из корней его варят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье (одуванчик)
  1. Подведение итогов.

Объявляются и поощряются учащиеся, давшие наибольшее количество правильных ответов.

Цветочные вопросы для цветочной викторины.

Цветочная викторина

Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)

В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)

Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)

Ботаники называют этот цветок виолой, а как он Называется в русском народе? (Анютины глазки)

Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

Какой цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван- чай)

Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

Про какой цветок говорят, что он вырос из крови прикованного Прометея? (Эдельвейс)

Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (С. Я. Маршак)

Какой цветок страдает от любви? (Ромашка)

Какой цветок называют сонным? (Мак)

Название каких скромных полевых цветов в переводе с греческого означает «царский» или «царственный»? (Васильки от «басилевс» — царский)

Какая лилия распускается перед закатом белой как снег, на второй день розовеет, на третий становится алой? (Виктория — водяная лилия в тропиках Южной Америки)

Какие растения дали названия оттенкам цветов? (Роза — розовый, сирень — сиреневый, вишня — вишневый, малина — малиновый, фисташка — фисташковый, апельсин (франц. «оранж») — оранжевый, лимон — лимонный, персик — персиковый, оливка — оливковый, горчица — горчичный, кофе — кофейный, василек — васильковый, салат — салатовый, морковь — морковный)

Из каких цветов варят варенье? (Роза, одуванчик)

В листьях какого растения уже много веков пытаются найти счастье? (Клевера — ищут цветки с четырьмя лепестками вместо трех)

Весной или летом цветет сирень? (Весной: лето считается со времени отцветания сирени)

Почему гиацинт называют «цветком дождей»? (У себя на родине, в Южной Европе, он распускается после весенних дождей)

Какие садовые цветы, получившие название «последняя улыбка осени», цветут до первого снега? (Астры)

Какие цветы были впервые воспеты персидскими поэтами три тысячи лет назад и назывались тогда тюрбанами, по форме головного убора мусульман? (Тюльпаны)

Какое «цветочное» название получила междоусобная война в Англии 1455-1485 годов? (Война Алой и Белой розы)

Какое растение называли русалочьим цветком, так как он всплывал по утрам, а к вечеру таинственно исчезал под водой? (Белая кувшинка)

Имя какого цветка носит десятилетний юбилей супружеской жизни? (Розы, «День роз» — десятилетний юбилей семейной жизни, на этом празднике супругам дарят красные розы)

Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. (Гвоздику, уже в те времена известную как дезодоратор)

Какой цветок имеет всего один лепесток? (Калла)

Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)

12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).

14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)

15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)

16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,

А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)

17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

18. Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)

20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)

21. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)

22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

23. Колючка на розе. (Шип.)

Сценарий игры-викторины «Растительный и животный мир»

Подготовка к викторине .
Накануне проведения викторины классы разделить на две команды. Им было дано домашнее задание – выбрать капитана и название своей команды. Например: «Бельчата» и «Зайчата».

1 Конкурс «Разминка».
Давайте вспомним загадки о животных.

Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)

В море видим мы фонтан.
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывет?
Что за чудо-пароход? (Кит.)

Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки. (Котенок.)

Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки)

Что за маленький народ?
Кошке спать он не дает,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает. (Мыши.)

Птица та - деревни житель.
Кур-хохлаток предводитель.
Только червячка найдет,
Собирает свой народ. (Петух.)

Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела.)

В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыбка.)

Над рекою он в полете,
Этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза.)

Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
А живет она в воде. (Улитка.)

Загадки загадываются по пять каждой команде.

2 Конкурс « Вопросы - ответы».
1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (погибает)
2. Какие грибы ест белка? Сухие или свежие (сухие)
4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)
5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)
6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)
7. Как вы думаете: плавают ли муравьи? (да)
8. Самое крупное наземное животное? (слон)

3 Конкурс капитанов «Вспомни сказку».
Капитаны должны вспомнить сказки, в которых встречаются животные. (Сказка о рыбаке и рыбке, Три поросенка, Сивка-бурка, По - щучьему велению, Золотое копытце, Гадкий утенок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и Медведь, Колобок и др.)

4 Конкурс «Закончи определение»
Командам выдаются конверты, в которых написаны определения животных. Их нужно дописать и назвать по три животных данного класса.
Животные, у которых шесть ног, называются ……………..(насекомые- муха, пчела, бабочка)
Животные, тело которых покрыто перьями, называются……………………..(птицы- ласточка, голубь, воробей)
Водные животные, тело которых покрыто чешуей, называются ………………..(рыбы- окунь, карась, щука)
Животные, тело которых покрыто шерстью, называются……………………….(звери- волк, лиса, медведь).

5 Конкурс « Шифрограмма».
ведущий : Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит.
1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
2-б, 10-и, 18-р, 26-ш,
3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю,
33-я,
Задание 1 команде:
14- 6- 5- 3- 6- 5- 30
(медведь)

Задание 2 команде:
19- 20- 18- 6- 12- 16- 9- 1
(стрекоза)

ведущий – ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные могут предсказывать погоду?
1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)
2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)
3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)
4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

6 Конкурс . Растительный мир.

    Трава от 99 болезней (зверобой)

    Самое сладкое дерево наших лесов (липа)

    Разноцветные грибы (сыроежки)

    Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина)

    У какого дерева ствол белый? (береза)

    У какого дерева весной дятла поит (береза)

    Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

    Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    Дерево - символ нашей Родины (береза)

ведущий:

    Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромное местечко.)

    Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный окурок, костер, молния.)

    Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

    Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите
    любимой подруге?
    а Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
    б Несколько благоухающих цветов.
    в Огромный букет этих нежных цветов.

    Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я...»
    Варианты ответов:

    • Посажу дерево;

      Не буду рвать первоцветы;

      Сделаю скворечник;

      Не буду брать выпавших птенцов;

      Не оставлю горящий костер в лесу..

    Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...
    I.
    а Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
    б Все бросили в костер.
    в. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
    П.
    а Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.
    б Залили костер водой или засыпали землей.
    в. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Ведущий :Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.

Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.

Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.

Задачи мероприятия:

– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

  • Компьютерная техника.
  • Презентация.
  • Листовые пластины деревьев и шишки.
  • Муляжи грибов.
  • Картинки с цветами, кустарниками.
  • Настоящие ягоды для угощения.
  • Макет телевизора.

Ход мероприятия

Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.

Какие самые высокие растения? (Деревья.)

1-й тур – деревья.

а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.

Деревья – самые высокие и крупные растения.

б) Цель: Назвать плодовые деревья.

Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха

Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.

Красная книга:

Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий: А теперь вспомним кустарники.

2-й тур – кустарники .

Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.

Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.

Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!

Сирень. (Маршак Самуил.)

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….

Малина. (А. Тесленко.)

Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

Калина. (Антон Рысаков .)

Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.

Смородина. (Л. Зубаненко.)

Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.

Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.

Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.

3-й тур – злаки, цветы, грибы.

а) Цветы.

Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).

Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)

Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)

б) Злаковые.

Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.

а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

в) Грибы в корзине (кроссворд).

Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.

Груздь.

Опечален очень груздь,
На груздя напала грусть.
Почему он грустный?
Потому, что вкусный!

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
(Сыроежки.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я....
Ответ: Подосиновик

Боровик.

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый
Боровик

Рыжик.

К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!

Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).

Передача “Из жизни растений”.

Здравствуйте, –

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами Татьяна

И Дмитрий –

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений.

До новых встреч.

Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.

Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!

Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!



 

Возможно, будет полезно почитать: