1 счастье для большинства людей понятие абстрактное. Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь

Счастливый? Это слишком краткое
определение, без нюансов.
И. Немировский


Данная выше общая дефиниция счастья охватывает различные виды счастья. Точно так же, как, например, понятие «человек» включает белых и черных, добрых и злых, понятие счастья охватывает счастье большее и меньшее, характерное для более и для менее удачных судеб. Но, как всякое общее понятие, оно при употреблении сужается, то есть в каждом конкретном случае берется определенное его значение, и в силу этого образуются разные варианты. Главные разновидности понятия счастья следующие.

1. Счастье в значении конкретном и в значении абстрактным. Говоря о счастье, мы часто имеем в виду счастье определенного человека, конкретную счастливую жизнь с ее превратностями и переживаниями. Но абстрактное счастье понимается иначе - как совокупность черт, общих всем счастливым людям. В первом значении счастье одного человека может очень отличаться от счастья другого, тогда как, согласно второму, существует единственное счастье, ибо слово «счастье» охватывает только черты, общие всем счастливым людям.

Польский язык располагает совершенно разными словами для обозначения абстрактных понятий и конкретных. In concreto говорится, например, о «справедливом поступке», а in abstracto - о «справедливости». Однако, когда речь идет о «счастье», мы используем одно и то же слово. Наличие абстрактного значения у слова «счастье» подтверждается тем фактом, что мы неохотно употребляем его во множественно числе, а так бывает именно с абстрактными терминами. Подобная особенность свойственна и некоторым другим понятиям, например, понятиям добра или истины: под истиной может подразумеваться истинное предложение, но может - и истинность предложения. Эта двузначность - формальна, однако ока влияет на понимание счастья, поскольку создает впечатление, что существует якобы только один способ достижения и переживания счастья.

2. Счастье в значении объективном и субъективном. В разговорной речи смысл слова «счастье» сводится или к чисто объективному значению (удаче), или к чисто субъективному (интенсивной радости); в понятии же, дефинированном выше, оба его значения соединены: нет счастья без чувства удовлетворения, но нет его и тогда, когда удовлетворение необоснованно. Но среди тех, кто пользуется этим понятием, одни делают упор на субъективные элементы, другие - на объективные. И это создает два варианта понятия.

Можно употреблять слово «счастье» и в том, и в другом значении, однако нужно избегать их употребления в одном предложении, ибо, когда одно и то же слово берется в разных значениях, могут возникнуть парадоксы: так бывает, например, когда мы утверждаем, что «не в том счастье, что кому-то «посчастливилось»» («повезло»).
Эта двойственность понятия счастья идет глубже, вплоть до разрыва обоих элементов, объективного и субъективного: в одном случае для счастья достаточно его осознания, а в другом - осознания счастья не требуется. В собственном понимании слова «счастье» осознание счастья является всегда его необходимым условием. Чтобы быть счастливым, нужно знать это, чувствовать, быть в этом уверенным. Эту мысль выразил Сенека: «Несчастен тот, кто счастливым себя не считает » (Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.). В новое время то же самое подтвердил С. Джонсон: «Никто не может наслаждаться счастьем, не осознавая, что он им наслаждается ». А среди польских авторов XVIII в, так об этом сказал Грущиньский: «Счастлив тот, кто понимает свое счастье » (См.: Gruszczyński W. Ekonomia dobrych obyczaiów, 1717.) Ту же самую мысль, но только в экзистенциалистской терминологии, высказывает современный зеркале рефлексии, то есть когда оно не только «в себе», но также и «для себя » ( Jankélévitch V. L"aventure, l"ennui, le sérieux, 1963, р. 87.) . Порой единственным критерием счастья считали уверенность в нем.

Совершенно иначе рассуждал Ларошфуко. Он утверждал, что «человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому » (Франсуа де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. Л., 1971, с. 154, 198.) . То же находим у Шекспира: «Если бы я мог высказать, как я счастлив, я не был бы счастлив » (Шекспир В. Много шума из ничего.- Полн. собр. соч. в 8-ми томах, т. 4. М., 1919, с. 523.). В этом случае убежденность в счастье не является его доказательством, И даже может свидетельствовать о противоположном.

Иногда цитируется староанглийский автор Товернер (Taverner), который, разделяя данную точку зрения, шел еще дальше в своем утверждении: «Счастлив тот, кто не знает об этом » (См.: Taverner R. Proverbs, 1539 ). Следовательно, осознание счастья исключает счастье. Подобное мнение в корне противоположно взглядам Сенеки. Один из современных писателей А. Суарес говорит: «Человек не осознает себя в счастье » (См.: Taverner R. Proverbs, 1539) днако мысль его, по-видимому, означает нечто иное: счастье сопровождается его осознанием, но сам человек не осознает себя счастливым. Но и здесь мы не приблизились к Сенеке и Джонсону.

Обе столь различные точки зрения имеют определенное обоснование. Счастливый человек осознает собственное счастье только тогда, когда задумывается о нем. Если так понимать Сенеку, то он прав. Однако постоянные размышления о своем счастье и о самом себе не только не нужны счастливому, но действуют разрушающе на счастье, как это правильно заметил Товернер.

Такое положение вещей ведет к двум разным истолкованиям счастья: согласно одному, счастье является определенным состоянием сознания человека (независимо от того, имеет ли это состояние реальную основу в его жизни); согласно второму, оно является определенным образом жизни человека (независимо от его осознания).

3. Счастье как момент и как длительное состояние. Человек, довольный своей жизнью, чувствует удовлетворение в определенные моменты значительно сильнее, чем в другие. И называет «счастьем» как свою жизнь, так и моменты сильного удовлетворения. Но одно дело счастливые моменты, другое - счастливая жизнь. На фоне этой двузначности возникают парадоксы, как у Вольтера: «Можно познать счастье, не будучи счастливым » ( Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts, des métiers, t, VI. Р., 1751, р. 465, аrt. «Félicité») .

4. Счастье реальное и счастье идеальное. Об этом тоже уже шла речь. Чтобы мы могли назвать жизнь счастливой, в ней должны преобладать положительные стороны; но такую жизнь, в которой рядом с положительными сторонами не существовало бы отрицательных, трудно найти. Однако естественный процесс идеализации, происходящий в человеческом мышлении, создает идеал счастливой жизни, состоящей из одних только положительных сторон. А сконструировав такой идеал, мы склонны давать название счастья уже только ему одному. «Счастливыми я считаю тех, кто пользуется всеми видами добра без примеси зла »,- писал Цицерон (Cicero. Disputationes Tusculanae. V, 10, 28. (В рус. пер. см.: Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1-5, К., 1888-1889,- Прим» ред.). Тогда наряду с широким значением счастья возникает второе, более эксклюзивное. Одни говорят о счастье в широком, другие - в узком значении, но большинство составляют те, кто имеет в виду то одно, то другое.

Счастье в первом значении не является счастьем во втором. Ибо в первом значении счастье - это жизнь, где преобладают положительные стороны, а во втором - такая, которая состоит исключительно из положительных сторон. Первое - счастье реальное, действительно достигаемое некоторыми людьми, второе - мысленная конструкция. Первое - несовершенное, второе - совершенное. Первое различается по степеням, - второе - нет. Первое является «человеческим счастьем», а второе - «счастьем богов», как его называл Эпикур. Первое человек иногда находит, а второго он желает. Другими словами: первое является счастьем настоящим или прошлым, второе - будущим, первое известно из опыта, второе - главным образом из мечтаний и надежд на будущее.

Даже те, кто согласен, что счастье - это удовлетворенность жизнью, могут колебаться между различными интерпретациями этой удовлетворенности, конкретной и абстрактной, объективной и субъективной, реальной и идеальной, широкой и узкой. Эти колебания - источник разногласий во взглядах на счастье. А когда понятие многозначно, иначе быть не может. Люди употребляют общее слово, но говорят о разных вещах. Например, что верно в отношении счастливой минуты, неверно по отношению к счастливой жизни. И до тех пор, пока слово «счастье» употребляется в нескольких значениях одновременно, о счастье можно высказывать наипарадоксальнейшие мысли типа: «самые несчастные - счастливы» (то же находим у Сенеки: «...brevem tibi formulam dabo: infellicissimos esse felices») («... Дам тебе короткое правило... несчастнее всех счастливцы». (Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Письмо СХХIV, с. 323.) , до тех пор можно в вопросах счастья доказывать, кто что пожелает. Когда же, наоборот, исчезнет многозначность термина, тогда исчезнет значительная часть разногласий во взглядах людей на счастье.

Рассмотрим это на нескольких основных проблемах, касающихся счастья.
1. Существует ли счастье? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, как понимается счастье, эмпирически или идеально (в силу двойственности, указанной выше в пункте 4): эмпирическое счастье существует, идеальное - нет.

К пессимистическому ответу приводит также и другая двойственность в понятии счастья: счастье минутное и длительное (см. пункт 3). Некоторые, рассматривая свою жизнь последовательно, момент за моментом, не находят счастья ни в одном из них и делают вывод, что не были счастливы. Условием счастья в данном случае была также и длительность, поэтому, естественно, его не удалось обнаружить ни одном из отдельных моментов. То есть ищут счастье там, где его не может быть, и, не найдя, говорят, что его не существует.

И наконец, свое влияние оказывает двойственность понятия «полнота счастья» (см. пункт 6): нельзя быть удовлетворенным жизнью полностью, так как она всегда имеет те или иные недостатки. Между тем при другом понимании недостатки эти не становятся помехой для счастья, о нем свидетельствует только удовлетворение, покоящееся в глубине сознания.

2. Является ли счастье благом? Эвдемонисты утверждают, что оно - наивысшее благо. Но они пользуются многозначным понятием «благо», и поэтому их теория верна не во всех его значениях; легче всего ее отстоять при объективном понимании счастья, использованном в древности. Если счастье - это обладание самым ценным в жизни, то оно, конечно, наивысшее благо. Но не является таковым, если оно - только удовлетворение.
Если Шпенглер отождествлял счастье с покоем , то он мог и должен был утверждать, что счастье не относится к наивысшим человеческим потребностям. Если Стендаль считал счастье спокойствием и сытостью , то он мог и должен был утверждать, что есть люди, которые презирают счастье - такое счастье. Если счастье, как писала Дж. Элиот, возможно только для эгоистов , если оно есть «опасное безразличие к чужим горестям», то, конечно, оно является чем-то морально отрицательным. Но это касается не всякого счастья, не относится к счастью в обычном, широком понимании (двузначность, отмеченная в пункте 8).

Точно так же обстоит дело с конкретным вопросом: каково соотношение счастья и морального добра? Должен ли считаться с моралью тот, кто хочет жить счастливо? И должен ли тот, кто хочет жить нравственно, отречься от счастья или ему следует как раз бороться за него? Ответ на данный вопрос зависит от того, как понимать счастье. Все сказанное полной мере относится и к вопросу, должно ли счастье быть конечной целью воспитания? Если счастье понимается как счастливая судьба, то абсурдно делать из него педагогическую идею, ибо судьба от нас не зависит. В то же время вопрос приобретает смысл, если счастье понимается как состояние, которого мы сами можем достичь (двузначность, отмеченная в пункте 7). Сомнительно, могут ли счастливые минуты быть целью воспитания, Но эти сомнения исчезают если понимать счастье как счастливую жизнь (двузначность, отмеченная в пункте 3). Счастье не является целью воспитания, если оно состоит в удовлетворении только материальных потребностей, а не духовных (двузначность, отмеченная в пункте 5).

3. Как можно достичь счастья? Среди бытующих теорий одна говорит, что самый верный способ его достижения - отказ от самого желанного: удовольствий, достоинства, внешних благ. Эта теория не является обособленной, она провозглашалась мудрецами разных времен и народов. В то же время большинство людей считают ее явной ложью, так как хотели бы счастья, которое достается без усилий, благодаря счастливой судьбе; мудрецы же изыскивают способы его достижения, ибо знают, что на случай надеяться нельзя (двузначность, отмеченная в пункте 7).

Естественно, нельзя рассчитывать на то, что с преодолением многозначности термина «счастье» затихнут все споры и сгладятся все различия во мнениях. Но многие теоретические разногласия коренятся именно в ней, и их стало бы меньше, если бы было принято одно значение, к примеру то, которое предложено в данной книге.
Разногласия во мнениях о счастье велики. Одни, например, видят счастье в обладании властью, другие - в жизни вдали от людей; одни считают счастьем материальный достаток, другие - отказ от преходящих благ. Но эти разногласия относятся не к понятию счастья, а к способам его достижения. Те, кто находит счастье в обладании властью или в накоплении богатства, имеют иную «теорию» счастья, иной взгляд на способы его достижения, чем те, кто находит его в затворничестве; но это не означает, что у них разные понятия счастья. Все они понимают счастье как удовлетворение жизнью.

Не только отдельные люди, но целые общества и эпохи имели свои теории счастья, которые сужали понятие счастья. В определенные периоды особенно распространенной в некоторых классах и слоях общества была теория, согласно которой счастье состоит в хороших условиях жизни, в покое, беззаботности, а для этого нужны прежде всего материальное благосостояние и здоровье. Данная теория особенно характерна для XIX в.: обычный европеец так и понимал счастье, это было нормально, привычно.

Благосостояние, здоровье, покой неразрывно связывались в сознании людей со счастьем. И в то время счастьем считалась удовлетворенность жизнью, но казалось, что не может быть удовлетворения без благосостояния, здоровья и покоя, их считали необходимыми условиями счастья, а необходимые условия счастья отождествляли с самим счастьем. Кто жил в достатке и беззаботно, считал себя счастливым. Но мог сказать о себе, повторив слова А. Фредро: «Как я несчастлив тем, что счастлив». Ибо благосостояние и беззаботность в действительности не каждому приносили счастье. Они могли как раз сделать человека несчастным. Необязательно, чтобы счастье каждого было таким, каким его вообще представляют: некоторые люди обретают счастье именно в непокое, трудностях, борьбе; их счастье - не идиллия покоя и благополучия, а жизнь, полная драматизма, опасностей, напряжения сил и риска. Главное состоит в следующем: счастье зависит не только от условий жизни, а гораздо более - от отношения к ним человека.

Большинство россиян (77 процентов) еще год назад чувствовали себя счастливыми, рассказали во ВЦИОМ. Есть ли у нас ощущение счастья сегодня? О том, что такое счастье, как его измерить и можно ли быть счастливым на баррикадах, наш разговор с Андреем Юревичем, заместителем директора Института психологии РАН.

Андрей Владиславович, можно ли быть счастливым на фоне тех событий, которые происходят сейчас?

Андрей Юревич: Есть люди, которые даже на фронте чувствуют себя счастливыми. Но все же большинство людей нуждаются в спокойствии и безопасности, и события, которые происходят сейчас, образуют негативный фон, на котором трудно чувствовать себя счастливым.

Когда речь заходит о счастье, почему-то сразу вспоминается "Доживем до понедельника", одно из самых точных определений: "Счастье - это когда тебя понимают". У современных ученых появилось единое понимание счастья?

Андрей Юревич: Я тоже вспоминал эту фразу. Она - пример сведения счастья к чему-то одному, в данном случае к пониманию. Единого понимания счастья по-прежнему нет, но изучающие этот феномен ученые солидарны в том, что чего-то одного для счастья недостаточно. В то же время, когда человеку остро недостает чего-либо очень важного для него, ему часто кажется, что, если соответствующая потребность будет удовлетворена, он станет счастливым. Это может быть потребность и в куске хлеба, и в понимании, и в признании, и во многом другом.

Как понимают счастье психологи?

Андрей Юревич: Как достаточно стабильное чувство глубокой удовлетворенности жизнью. Обратите внимание на три ключевых момента. Первое - стабильность этого чувства. Если человек чувствует себя счастливым 10 минут или полчаса, его нельзя назвать счастливым. Второе - глубокая удовлетворенность. Если человек лишь более или менее доволен своей жизнью, опять-таки его нельзя считать счастливым. И третье - удовлетворенность жизнью в целом, предполагающая удовлетворенность разными ее аспектами: самим собой, отношениями с друзьями, семьей, работой и т. д.

Почему счастьем заинтересовались экономисты, имеющие дело не с абстрактными понятиями, а с реальными цифрами?

Андрей Юревич: Это связано, в частности, с феноменами, которые были обнаружены именно экономистами. Например, так называемый парадокс Истерлина, состоящий в том, что счастье растет вместе с уровнем доходов, но лишь до определенной точки, не дальше. Люди могут жить лучше, но при этом не чувствовать себя более счастливыми. Например, жители западных стран сейчас в среднем в 4 раза лучше материально обеспечены, чем 40 лет назад, но уровень их субъективного благополучия практически не изменился, а у 37 процентов богатых американцев показатели счастья оказались ниже средних. Парадокс Истерлина обычно объясняют принципом "гедонистического колеса": люди живут лучше, но при этом их ожидания возрастают еще быстрее, чем уровень жизни, в результате они часто чувствуют себя хуже, чем когда были беднее. Как пишет один из наиболее известных исследователей счастья Майкл Аргайл, "если раньше люди мечтали о собственном велосипеде, то сейчас им нужно уже два автомобиля". Большую роль играют и социальные сравнения. Скажем, человек скопил какие-то деньги и купил себе телевизор. А за это время его сосед себе дом построил. Он сравнивает себя с соседом и чувствует, что обделен жизнью. Вообще, как правило, субъективное качество своей жизни мы определяем, сравнивая себя с референтными людьми из своего круга.

Почему нам так важно сравнивать себя с кем-то?

Андрей Юревич: Это заложено в психологии человека. Как, например, ответить на вопрос: миллион это много или мало? Любая оценка предполагает точку отсчета, а она появляется в результате сравнения. Способы сравнения могут быть самим разными, скажем, сравнение своего настоящего со своим прошлым. Например, для нашего общества очень характерно сравнение его нынешнего состояниями с советским временем.

Счастье можно измерить? Относительно других стран мы счастливее или нет?

Андрей Юревич: Для измерения счастья используются различные индексы, например, так называемый Индекс счастливой планеты. По этому показателю первые пять мест в мире занимают Коста Рика, Вьетнам, Колумбия, Белиз и Сальвадор. А наша страна занимает 122 место из 151 возможного, между Конго и Болгарией. Но и благополучные в экономическом плане США и европейские страны занимают очень скромные места. Отчасти такие результаты связаны со способом исчисления счастья, отчасти - с тем, что в разных странах представления о нем очень разные. Там, где люди постоянно недоедают, счастье состоит уже в возможности сытно поесть. В некоторых странах, когда человек покупает автомобиль, он тоже чувствует себя счастливым. А в более богатых странах точка отсчета находится гораздо выше, и их гражданам, чтобы почувствовать себя счастливыми, нужно гораздо больше.

Помните еще одну цитату: "Счастье такая трудная штука...", и вот эта "трудная штука" становится сегодня одним из экономических и политических ориентиров? Это не насмешка?

Андрей Юревич: А не наоборот? Не выглядит ли как насмешка ориентация на чисто экономические показатели? В 1990-е годы вся наша политика была ориентирована на такие показатели, как объем ВВП, курс рубля, среднедушевой доход и т. д. Безусловно, это очень важные индикаторы, но можно ли считать благополучной страну, где ВВП растет, а население вымирает? Хорошо, что наши власть имущие наконец это поняли - не без помощи демографов, которые забили тревогу. Сейчас во многих странах индексы счастья считаются очень важными показателями. Например, король Бутана провозгласил счастье населения главным ориентиром, более важным, чем объем ВВП и т. п. И это не насмешка, а логика развития современной цивилизации. В тех странах, где базовые экономические проблемы в основном решены, на первый план выходят другие цели, такие как сделать граждан счастливыми.

Вы счастливый человек? Вам встречались очень счастливые или глубоко несчастные люди?

Андрей Юревич: Я не могу назвать себя счастливым. Вообще в неспокойной стране, где постоянно возникают различные проблемы, счастливым, наверное, может быть только законченный эгоист, которому не важно, что вокруг него происходит. Но если рассматривать счастье и несчастье как два полюса шкалы (что не вполне верно), большинство людей находятся где-то в средней ее части. А крайности - глубоко несчастные и очень счастливые люди - встречаются довольно редко.

Изложенный принцип построения общества, известен как путь, которым идут те, кто нашел в этом принципе идентичную суть своего пути. Подобных фундаментальных истин история знает очень много. Но все они отражают истину того, кто шел и прошел этот путь. Но не тех, кто как-то прикоснулся к нему. Великие Учителя никогда не говорили о том, что их путь это истина для всех. Они всегда говорили, что эту истину они познали и дают возможность познать ее нам. Но, догмы человечества, оковали сознания людей в кандалы религий и различных лжеучений, где отражается эгоцентризм и лукавство. Ибо истина может предлагаться, как вариант, но не навязываться, как что-то единственное и неповторимое. «Пробуйте, идите, утверждайте и получайте свой опыт», так говорили Учителя! Поэтому, суть нашего с вами разговора в этой статье, о том, что же такое счастье. Этот вопрос, является следами на пути, которые оставили нам Учителя. Но, чтобы этот путь к счастью, стал нашим, нам нужно стать двумя ногами в эти сакральные оттиски истины, и пройти так, как прошли Святые в поисках счастья. Счастье — это абстрактное понятие. И у каждого человека понятие счастья, имеет свой оттиск в этой мозаике мира. Так что же такое счастье?

Уважаемые друзья, не один метод, автором которого я являюсь, не может быть самым лучшим и правильным. Все они, это всего лишь мой путь и путь Учителей. Но, вам не обязательно идти этой дорогой. Вы можете найти свой путь, если еще не нашли, путь к счастью. Я всем Вам рекомендую не погружаться с головой в то, что вы читаете или слышите. Информация из различных источников, это всего лишь, чей-то опыт. И он может быть вашим, а может и не быть, вам выбирать. Но, как минимум, вы всегда должны проверять то, что вы используете в качестве опыта других людей. Так говорил Великий Будда! Именно так, этот Великий Учитель Мира, постиг истину в Себе.

Сейчас, мы с вами поговорим на тему, что же такое счастье, где я расскажу вам свою точку зрения, расскажу о своем опыте и расскажу, как я чувствую СЧАСТЬЕ!

Счастье — это глубокая философия жизни. Она познается в ее многообразии. Все многообразие жизни невозможно понять. Счастье познается в реальности, которую вы выбираете. Счастье — это состояние Ума! Давайте разберем это состояние Ума, ведь в нем находится ключ к счастью. Одни люди считают, что счастье в деньгах и в достатке, другие считают, что счастье — это здоровье и хорошие отношения с близкими. Есть люди, которые считают, что счастье — это миг, миг времени, который длится не долго. Есть люди, которые думают, что счастье — это позитивные эмоции. Все эти люди по-своему правы, ведь думая так, человек не испытывает постоянное счастье, а значит, он думает о нем, как о чем-то, что может быть в будущем.

Что касается моего опыта, моих взглядов на жизнь, то в моем понимании, счастье — это свобода . Свобода — это результат независимости от дуальных оков. Свобода — это знания, как не быть притянутым в рамки физического мира со своими страстями. Есть люди, которые говорят: «О да, я счастливый». Или, «О, я знаю, что такое счастье». Но, в обоих случаях, человек говорит не о счастье, а ощущениях, позитивных ощущениях, которые когда — либо он испытывал. Возможно, это было пару раз в жизни, где каждый раз, испытывая приятные ощущения, человек ассоциировал их с счастьем. И когда ему задают вопрос, что же такое счастье, то его Ум мгновенно возвращается в прошлое и находит все ощущения, которые человек испытывал и ассоциировал с счастьем. Я сейчас, никоим образом, не хочу навязывать вам своего мнения, ведь мнение каждого, закон для него. Но, мне бы хотелось показать структуру того, что такое счастье. Счастье, не может быть временным. Оно или есть, или его нет, ведь правда? Все остальное, что является временными порывами счастья, это всего лишь ощущения, которые мы получаем от жизни. Возможно, эти ощущения связаны с покупкой автомобиля, возможно, это состояние связано с выздоровлением. Возможно, вы получаете эти ощущения от любви к любимому человеку или к вашему ребенку. Но все это приходящее и уходящее. Сегодня, вы любите, а завтра, вы страдаете от измены. Сегодня, ваш ребенок такой ласковый и нежный, а через пару лет, вы лишаетесь этих ощущений по различным причинам. Позитивные и негативные ощущения — это энергия, имеющая разную полярность. И подобные ощущения постоянно находятся в движении. То они находятся в фазе позитивных ощущений, то они сменяются негативными ощущениями. Все зависит от нашего выбора. Но есть нечто нейтральное. Третье состояние нашего Ума является нейтральным состоянием. Это, начальная точка движения двух энергий. И счастье, как раз находится в этой нейтральной точке. Счастье — это свобода, которая дает нам возможность не испытывать ощущения, будь-то позитивные или негативные. Счастье, не может быть результатом ощущений. Ощущения — это суть наших привычек. И любые ощущения, какие бы они ни были, это на самом деле, рабство. Мы становимся рабами этих ощущений. О, как много я видел людей, кто «кайфует» от чувства вины, и от чувства жертвы. Все они достаточно долго находятся в этом состоянии и уже обрели опыт в этих ощущениях. А этот опыт, дарит им ощущения. Поэтому, счастье — это состояние, где человек не привязан к чему — либо. Он не привязан к людям и к ощущениям. Если счастье — это вечная реальность, то в ней отсутствуют все мотивы быть рабом ощущений. Каждый ищет свои ощущения. И вся наша жизнь — это постоянный бессознательный поиск новых ощущений, потому, что старых уже нет, или они уже надоели.

В поисках ощущений, даже самых безобидных, люди преодолевают огромный путь во времени. Но счастье — это результат освобождения от любого вида ощущений. Вы скажете, а как же любовь, как же милосердие и сострадание, ведь это и есть счастье. Да, это и есть счастье. Но они никак не связаны с ощущениями. Эти аспекты Духа, проявляются в служении, когда человек по мере возможного, не отождествляется с прежними эмоциями своего характера. И тогда, они, как Духовное тело, проявляются в сознании человека. И человек становится любовью и милосердием. А гонка за ощущениями — это главным образом, отсутствие контроля над своим умом, который постоянно находится в движении. Именно нейтральность в ощущениях, дает возможность видеть реальность такой, какой она есть, а не такой, какой мы хотим ее видеть. Вы можете возразить, «не будет ли подобная нейтральность, воспитывать черствость и жестокость»? Все законы Вселенной, формируют идею о гармонии. Эта гармония существует везде. Но в силу объективных и субъективных представлений, эта гармония постоянно нарушается в жизни человека. И, нарушается она из-за отсутствия контроля ума. Баланс находится в начальной точке между минусом и плюсом. Именно там, существует состояние наблюдения за окружающим миром, не отождествляясь с этим миром. Это и есть реальность, в которой человек наблюдает мир вокруг себя. Но тот, кто постоянно находится под влиянием ощущений, не может наблюдать себя и мир вокруг себя. Счастье — это свобода, дающая возможность быть наблюдателем физической реальности и в тоже время быть его участником, но при этом, человек не отождествляется со страстями мира и не вовлекается в ощущения.

Когда-то, в моей жизни был достаточно сложный период, как наверное у каждого из вас. Именно подобная практика дала мне возможность не останавливаться, а идти дальше. Не терпеть, не преодолевать, не бороться, а именно наблюдать. Когда человек долгое время находится в сложной ситуации, каждый миг его жизни, наполняется определенного рода мыслеформами. Эти мыслеформы с огромной периодичностью возникают в уме человека в течение каждого дня. И когда они становятся очень зрелыми, они начинают манипулировать сознанием человека. А, манипулировать они начинают тогда, когда сам человек, всякий раз отождествляется с этими мыслеформами, повторно переживая их. И тогда, падение неминуемо. Дорогие Друзья, запомните, если ваш ум привык переживать ощущения, то вы не сможете их контролировать, тогда, когда они будут видоизменяться, переходя фазу позитива в негатив. Если ум не дисциплинирован, то он будет в постоянном движении, находясь в позитивных ощущениях, или в негативных. И только нейтральное состояние, при котором человек не допускает сознательного контакта ума с мыслеформами, дающие ощущения, позволяет наблюдать мир вокруг нас. И при этом, человек постепенно приходит к зрелости ума, которая уже ничего общего не имеет с ощущениями. Потому что, это и есть чистота ума, где ум уже не влияет на волю человека. А сам человек, своим волевым решением управляет реальностью. Именно так, я наблюдал трудные времена в моей жизни, не отождествляясь с мыслеформами о прошлом, что позволило, находиться в нейтральном состоянии. Ибо упуская контроль, ум человека моментально всасывается в поток прежних переживаний. Помните, любые ощущения — это временная природа нашего ума. А к временной природе ума нет смысла привязываться.

Подобная школа, научила и учит меня жить, и по возможности не отождествляться с действительностью, что помогает мне рассматривать многомерный мир, многомерным сознанием. Это очень интересно, ибо в этом движении существует путь великих Учителей. Могу вам сказать больше, именно за этот сложный период своей жизни, я создал много созидательного. Почему? Потому, что не позволял своему уму отождествляться со своими старыми переживаниями, направляя его ресурс в нужное творческое русло. Это мой опыт. Но вы не должны мне верить! Вы должны найти свой путь, свои законны жизни, и позволить своему уму быть чистым.

В подобных жизненных ситуациях, мне всегда помогала медитация. Она позволяла тренировать свой ум и быть в нейтральном сбалансированном состоянии.

Уважаемые друзья, если вы нашли в этой статье и в моем опыте, что-то ценное для себя, тогда я вас приглашаю пройти – , где вы сможет получить нужную информацию.

Многие задают вопрос, что мне даст этот курс? Этот курс не панацея, а всего лишь мой опыт. Поэтому, все, что касается наших проблем, а их в нашем мире очень много, касается именно этих процессов, где наш ум находится в постоянной гонке за ощущениями, что приводит к серьезным последствиям. Подобное нейтральное состояние, позволяет быть здоровым, решать все свои жизненные ситуации и помогает решать эти ситуации другим людям. Подобный поход очень важен в нашей жизни, ибо в нем суть познания мира!

Нажмите на банер, чтобы записаться на курс!

К чему все стремятся и за чем гоняться? Что обычно желают в праздничные дни? Что за понятие, которое всем известно, как самое положительное, но никто не знает конкретно, что это? Ответ на эти и похожие вопросы — это счастье человека! Да, именно оно всех манит и заставляет стремиться к нему. Ради счастья стоит жить на свете. А каково оно? Вам известно? Думаю, что не совсем.

Как ни странно, но это человеческое понятие (счастье человека) очень расплывчато, условно, абстрактно. В принципе, оно у всех своё, хотя некоторые его грани могут в чём-то и быть похожи. Если опросить некоторое количество людей, что они думают о человеческом счастье, и что именно оно для них значит, то ответы большинства будут совпадать.

Для большинства людей под обычным человеческим счастьем подразумевается — здоровье себя, родных и близких, их благополучие и благосостояние, широкие возможности (финансовая независимость и достаток), а если свести эти пункты к одному знаменателю, то можно получить следующее — максимально возможное состояние положительности и наслаждения (следует учесть, что отсутствие «плохо», так же является критерием «хорошо»).

Заметим, что здоровье и благополучие — это универсальные положительные «хотения» людей. Но ведь каждому известны случаи, когда одному, что-то доставляет удовольствие, а для другого это является чем-то плохим и негативным. Это объясняется простыми психологическими особенностями человеческой психики. В целом же, счастье человека представляет собой положительное состояние его души, что, в первую очередь, зависит от его индивидуального отношения к другим, и к миру в целом.

Понятие «семейное счастье» не ограничивается одним-двумя меркантильными факторами, не сводится толь-ко к семейным заботам или отношениям супругов. Это дает основания считать, что представление о счастливой семей-ной жизни у большинства людей неотделимо от понятия полноценной, всесторонне развитой личности. Семья как социальное явление не зря в классических определениях именуется «ячейкой общества» в том смысле, что она отражает в своем идеале обществен-но ценные идеалы человеческих взаимоотношений, всесто-ронне и гармонически развитой личности.

В представлениях людей понятие «семейное счастье» не абстрактный набор символов, не перечень дальних перс-пектив, ценностей, оно «материализовано». Для семейного счастья, по мнению большинства, требуется хорошая осно-ва, заложенная в практике общения супругов, это выражает-ся в необходимости взаимопонимания; также необходима материальная основа существования, в соответствии с чем люди указыва-ют на необходимость финансового достатка и хороших жи-лищных условий; кроме этого, материализованная основа реализации брачных отношений супругов - рождение детей. В такой последова-тельности и предметности суждений о семейном счастье легко увидеть, что данный вид мораль-ных отношений существует не только как элемент сознания, но и как практическое отношение, как житейская практика.

В свою очередь представления о семейном счастье всегда складываются на основе материальных общественных отношений, конкретных условий существования, и как производные от них. Как и любая моральная категория, категория общественных отношений «семейное счастье» - понятие социальное и историческое.ъ

Абсолютное большинство людей считают взаимопонимание и гармонию семейных отношений необходимой основой для семейного счастья. Понятие «вза-имопонимание» в контексте семейных отношений очень ем-кое по своему социально-психологическому содержанию. Взаимопонимание супругов предполагает общность эмоци-ональных переживаний, осознанных и бессознательных ус-тановок, мотивов действий по отношению друг к другу, ка-кую-то степень сходства взглядов, адекватности восприя-тия действительности, взаимную уступчивость, готовность жертвовать личными интересами ради семьи, детей, парт-нера по браку. Взаимопонимание возможно при соблюде-нии общественных норм и норм семейной жизни, принятых супругами по взаимной договоренности, а главное - при условии предвидения поведения брачного партнера.

Взаимопонимание способно проявляться в широком спек-тре социально-психологических состояний и процессов, харак-теризующих общение близких людей: от вынужденного или равнодушного соглашательства до логически находимого со-гласия; от интуитивного предвосхищения реакций и действий брачного партнера до глубокой эмпатии (т. е. взаимного про-никновения в психологию друг друга, понимания потребнос-тей, мотивов поступков, распознавания малейших оттенков психических состояний). Здесь и интимная доверчивость, выз-ванная необходимостью найти участие и сочувствие в дру-гом человеке, и осознанное стремление получить поддерж-ку и совет, обращаясь к супругу как к собственной совести, идеалу порядочности, справедливости, честности. Необхо-димы также понимание привычек, интересов, убеждений друг друга, полное разделение взглядов на жизнь и духовные ценности.



 

Возможно, будет полезно почитать: