Американский композитор Леонард Бернстайн: биография, творчество и интересные факты. Бернстайн Леонард: биография, личная жизнь, семья, музыкальные произведения Биография л бернстайн в сокращение


Родители Бернстайна - выходцы из Ровно. Бернстайн изучал композицию в Гарвардском университете у Уолтера Пистона, затем учился в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера (дирижирование), Рэндалла Томпсона (оркестровка), Рихарда Штёра … Читать всё

Леона́рд Бернста́йн (англ. Leonard Bernstein; 25 августа 1918, Лоуренс, штат Массачусетс - 14 октября 1990, Нью-Йорк) - американский композитор, пианист и дирижёр.
Родители Бернстайна - выходцы из Ровно. Бернстайн изучал композицию в Гарвардском университете у Уолтера Пистона, затем учился в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера (дирижирование), Рэндалла Томпсона (оркестровка), Рихарда Штёра (контрапункт) и Изабеллы Венгеровой (фортепиано); позднее занимался также под руководством Сергея Кусевицкого.
Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра (где стал преемником Бруно Вальтера) и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48).
Обладатель Премии Сименса (1987). Автор книг «Радость музыки» (The Joy of Music, 1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (The Infinite Variety of Music, 1966).
Умер от сердечного приступа.

Сочинения
Оперы
* «Волнения на Таити» («Trouble in Tahiti»; 1952, Уолтем)
* «Тихое место» («A Quiet Place»; 1986, Вена),
* оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк)
Мюзиклы
* Увольнение в город (On the Town)
* Питер Пэн (Peter Pan, 1950)
* Чудесный город (Wonderful Town, 1953)
* Кандид (Candide, 1956)
* Вестсайдская история (West Side Story, 1957)
Симфонии
* Иеремия (Jeremiah, 1942)
* Век тревог (The Age of Anxiety, 1949)
* Каддиш (Kaddiss,1963)
Другое
* музыка к балету «Невлюбляющийся» (Fancy Free)
* «Чичестерские псалмы» для хора и оркестра (Chichester Psalms, 1965)
* Месса (1971)

Самым признанным в мире классическим музыкантом в 1940-70-е годы был Леонард Бернстайн, который и сегодня, спустя 23 года после смерти, остается символом высокой музыки.

Талант его был многогранен: композитор, дирижёр, музыкальный директор Нью-Йоркского филармонического оркестра. Огромную известность принесли Бернстайну бродвейские мюзиклы «Вестсайдская история», «Кандид», «Увольнение в город» и другие.

О новой книге «Письма Леонарда Бернстайна» под редакцией Найджела Симеоне – публикация журнала «Tablet». Книга рассказывает не только о том, как Бернстайн шел к славе, но и о том, как его слава помогла формированию образа американского еврея, достигшего огромных высот в музыке в годы Серебряного века американской культуры..

Леонард Бернстайн

На YouTube можно увидеть уникальный концерт, который состоялся в 1965 году в Вене. Леонард Бернстайн дирижировал Израильским филармоническим оркестром и Венским молодёжным хором. Исполнялось его сочинение «Чичестерские псалмы». Этот концерт отличается особой «исторической» иронией. С одной стороны, среди израильских музыкантов наверняка были те, кто бежал из нацистской Вены; с другой – среди австрийских молодых хористов, возможно, те, чьи родители были нацистами. И очень символично, что они вместе, под управлением самого известного в мире еврейского дирижёра, исполняли те самые псалмы, которые евреи веками пели на своем родном языке! Пожалуй, только Леонард Бернстайн был способен провести подобный концерт в Вене – бывшем «сердце антисемитизма».

Бернстайна знали все. И не случайно Найджел Симеоне, редактор «Писем», включил в книгу не только письма самого композитора, но и те, которые он получал. И нередко именно последние представляют особый интерес. Многие знаменитые люди писали композитору. Фрэнк Синатра просит Бернстайна принять участие в концерте по случаю инаугурации Джона Кеннеди. А спустя восемь лет Жаклин Онассис благодарит его за организацию музыкального сопровождения похорон Бобби Кеннеди. Блистательная Бетт Дэвис пишет ему как поклонница:

«Ничто в мире так не обнадёживает, как суперталант в человеке, – он, единственный, дает уверенность в том, что существование мира имеет смысл».

Ей вторит Ричард Аведон:

«Вы – единственный. Печально, но это так».

На неправильном английском пишет Евгений Евтушенко:

«Наверное, только такой композитор, как Вы, мог создавать такую музыку».

Есть в книге и отзывы музыкантов. Такие дирижёры, как Сергей Кусевицкий, Артуро Тосканини, Фриц Райнер, Клаудио Аббадо и Джордж Шолти, восторженно говорят о дирижировании Бернстайна. За блестящее исполнение своих произведений его благодарят композиторы, и не только американские, с которыми обычно ассоциируется имя Бернстайна, например Аарон Копленд, Лукас Фосс и Дэвид Даймонд, но и европейские, в том числе Фрэнсис Пуленк, Оливье Мессиана и Янис Ксенакис.

Люди, знавшие Бернстайна молодым, до ранного успеха, оставались его самыми верными корреспондентами. Адольф Грин, соавтор книги о мюзиклах Бернстайна «Увольнение в город» и «Удивительный город», познакомился с «Lenny» (Леонардом) в 1937 году в еврейском летнем лагере. В письме, написанном в 1968 году, Грин вспоминает, что встреча с 19-летним Бернстайном произвела на него неизгладимое впечатление: «Я сразу почувствовал полную гармонию, словно свежий воздух из миллиона одновременно открытых окон, я понял, что моя жизнь подошла к поворотной точке и что это происходит именно сейчас».

Это письмо дает читателям возможность почувствовать обаяние и талант молодого Бернстайна. Как вспоминает Аарон Копленд, именно тогда восхищение музыкальным дарованием вызвало и у него, первого и главного наставника Бернстайна, и у дирижёра Димитриса Митропулоса страстное желание продвигать карьеру молодого дарования.

Будучи студентом в Гарварде, а затем в Институте музыки Кёртиса, Бернстайн уже был отмечен как творец великих произведений. Копленд проявил к нему интерес, как и Сергей Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра и создатель Tanglewood-фестиваля, с которым Бернстайн будет ещё долго сотрудничать. Его «год чудес» («annus mirabilis» – в англоязычных странах так называют несколько календарных лет, отмеченных необычными, важными и позитивными событиями) пришёлся на 1943-44 годы, когда он дебютировал как дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра, в последнюю минуту заменив больного дирижёра. Затем продирижировал своей симфонией номер 1, а после этого произвёл фурор на Бродвее мюзиклом «Увольнение в город».

Бернстайн стал знаменитостью в 25 лет, и с тех пор, до смерти в 1990 году, не сбавлял темпов творческой жизни.

Читатель «Писем» будет переноситься из города в город, с континента на континент, в сопровождении восторженной публики, уничтожающей критики и растянувшихся на целый квартал очередей за билетами. Подзаголовком этой книги могли бы стать слова из мюзикла «Увольнение в город»: «Мне так повезло!»

Но жизнь Бернстайна не была простой. Одной из основных тем его ранних писем стало нежелание примириться со своим гомосексуализмом, в том числе с помощью психоанализа. (Сеансы проводила немка, которую он с отвращением называет «фрау».) Несмотря на это, он явно наслаждался сексуальной жизнью, хотя в переписке Бернстайна с Коплендом проскальзывает «стандартное» фрейдистское чувство вины в том, что он – гей.

К счастью, женщина, на которой он в конце концов женился, Фелиция, актриса, родившаяся в Чили, приняла Бернстайна на его условиях. «Ты – гомосексуалист и никогда не сможешь измениться, – написала она ему в 1951 году, вскоре после их свадьбы. – Я готова принять тебя таким, каков ты есть, не чувствуя себя ни мученицей, ни жертвой, принесённой на алтарь Л.Б.» Эти письма показывают, что после первоначальной неловкости у супругов установились прочные партнёрские отношения, основой которых была любовь к их троим детям. И всё-таки для Бернстайна на первом месте всегда была карьера, и он часто уезжал из дома, посылая своей семье в Нью-Йорк доброжелательные, но не очень душевные путевые заметки.

Другой аспект идентичности Бернстайна, кажется, никогда не давал ему никаких причин для неуверенности в себе. Это – его еврейство, которое находится в центре этих писем, как и сам имидж маэстро в глазах публики. В начале карьеры Бернстайна Кусевицкий, который сам был евреем, посоветовал молодому композитору изменить имя, если он хочет преуспеть в мире классической музыки.

Однако Бернстайн не просто сохранил своё имя – он создал свою первую симфонию «Иеремия» по мотивам библейских текстов, а его оратория «Кадиш» восходила корнями к еврейской траурной молитве. Когда декан Чичестерского собора поручил 19-летнему Бернстайну сочинить хоровые псалмы, тот согласился при условии, что напишет музыку на слова на иврите, а не английском. Даже его театральная музыка, в то время явно «менее еврейская», может рассматриваться как выражение американско-еврейского либерализма середины столетия – как в гуманистическом посыле «Вестсайдской истории», так и в иронии «Кандида». Песня «Я легко ассимилируюсь» в последнем – своего рода искажённый гимн еврейского опыта иммиграции.

Не менее значительной была его ранняя и весьма заметная поддержка Израиля, который он посетил в первый раз во время Войны за независимость. Маэстро дирижировал концертами, «иногда сопровождавшимися взрывами снарядов и пулемётными очередями, доносившимися снаружи».

«Достижения сионизма глубоко тронули меня, – писал он. – Я посетил линию фронта, вошёл в иерусалимский монастырь Нотр-Дам, где мы прошли на расстоянии нескольких шагов от арабо-английских пушек; осмотрел стратегические высоты вокруг этого города и базы Пальмаха. Я играл на фортепиано в больницах для раненых в Негеве и в лагерях солдат и кибуцников. Меня наградили медалью «Оборона Иерусалима» и «Почётным знаком Пальмаха». Я почти стал частью всех этих замечательных людей и судьбоносной истории этих дней».

Книга «Письма Леонарда Бернстайна» позволяет взглянуть на великого композитора с разных сторон, увидеть не только его талант и силу, но и слабость, метания и сомнения человека. И понять: это ничто по сравнению с его энергией, радостью и абсолютной преданностью музыке.

По результатам опроса, проведённого «BBC Music Magazinе» в 2010 году, Леонард Бернстайн был назван вторым среди двадцати выдающихся дирижёров всех времён.

Журнал «Исрагео»

(isrageo.com), информационный партнер «Кстати»

Игорь ФАЙВУШОВИЧ

Биография Леонарда Бернстайна началась в Лоуренсе, штат Массачусетс. Он был сыном украинских евреев Дженни (урожденная Резник) и Самуэля Джозефа Бернстайна, оптового торговца косметическими товарами. Оба родителя были родом из Ровно (ныне Украина).

Ранние годы

Его семья часто жила в своем летнем доме в Шароне, штат Массачусетс. Его бабушка настояла, чтобы мальчика назвали Луи, но родители всегда называли его Леонардом. Он юридически изменил свое имя на Леонард, когда ему было пятнадцать, вскоре после смерти бабушки. Его друзьям и многим другим он представлялся просто «Ленни».

В очень раннем возрасте Леонард Бернстайн услышал выступление пианиста и сразу был пленен этой чарующей музыкой. Впоследствии он начал серьезно изучать фортепьяно, после того, как его семья приобрела пианино его кузины Лиллиан Голдман. Бернстайн посещал Гаррисонскую гимназию и Бостонскую латинскую школу. В детстве он был очень близок к своей младшей сестре Ширли и часто играл с ней на фортепьяно целые оперы и симфонии Бетховена. В юности у него было множество репетиторов фортепиано, в том числе Хелен Коутс, которая позже стала его секретарем.

Университет

После окончания Бостонской латинской школы в 1935 году будущий дирижер Леонард Бернстайн посещал Гарвардский университет, где изучал музыку под руководством Эдварда Берлингема-Хилла и Уолтера Пистона. Самое большое интеллектуальное влияние в Гарварде на Бернстайна произвел, вероятно, профессор эстетики Дэвид Пралл, чей многодисциплинарный взгляд на искусство великий композитор разделял всю оставшуюся жизнь.

В то время Бернстайн также встретился с дирижером Димитрием Митропулосом. Хотя он никогда не учил Бернстайна, харизма и сила Митропулоса как музыканта оказали большое влияние на его решение заняться дирижированием. Митропулос не был стилистически близок Леонарду Бернстайну, но он, вероятно, повлиял на некоторые из его поздних привычек, а также привил ему интерес к Малеру.

Взрослая жизнь

После учебы будущий дирижер жил в Нью-Йорке. Он делил квартиру со своим другом Адольфом Грином и часто выступал вместе с ним, Бетти Комден и Джуди Холлидей в комедийной труппе под названием «Революционеры», которая выступала в Гринвич-Виллидж. Он арендовал помещения у музыкального издателя, транскрибировал музыку и создавал аранжировки под псевдонимом Ленни Амбер. ("бернстайн" по-немецки "янтарь", как и "амбер" по-английски) В 1940 году он начал свое обучение в летнем институте Бостонского симфонического оркестра Танглвуд в классе оркестрового дирижера Сержа Кусевицкого.

Дружба Бернстайна с Копландом (который был очень близок к Кусевицкому) и Митропулосом принесла свою пользу, так как помогла ему получить место в классе. Возможно, Кусевицкий не научил Бернстайна основному стилю дирижирования (который он уже разработал при Рейнере), но вместо этого стал для него своего рода фигурой отца и, возможно, привил ему эмоциональный способ интерпретации музыки. Затем Бернстайн стал ассистентом дирижера Кусевицкого и позже посвятил ему свою Симфонию № 2 «Эпоха беспокойства».

Начало карьеры

14 ноября 1943 года, недавно назначенный ассистентом дирижера Артура Родзинского из Нью-Йоркского филармонического оркестра, он сделал свой главный дебют в кратчайшие сроки - и без какой-либо репетиции - после того, как приглашенный дирижер не смог выступить из-за гриппа. В программе были работы Шумана, Миклоша Рожа, Вагнера и «Дон Кихот» Рихарда Штрауса с солистом Джозефом Шустером, сольным виолончелистом оркестра. Перед концертом Леонард Бернстайн поговорил с Бруно Уолтером, бегло обсудив предстоящие трудности в работе. На следующий день газета The New York Times опубликовала эту историю на своей первой странице и заметила в редакционной статье: «Это хорошая американская история успеха. Теплый, дружелюбный триумф наполнял Карнеги-холл и распространялся по воздуху». Он сразу же стал известным, потому что концерт транслировался через CBS Radio на всю страну, а затем Бернстайн начал выступать в качестве приглашенного дирижера со многими американскими оркестрами.

Во главе оркестра

С 1945 по 1947 год Бернстайн был музыкальным директором оркестра "Симфония" в Нью-Йорке, который был основан дирижером Леопольдом Стоковски. Оркестр (при поддержке мэра) был нацелен на другую аудиторию, чем Нью-Йоркская филармония, с более современными программами и более дешевыми билетами.

Дальнейшая карьера

Бернстайн был преподавателем теории музыки с 1951 по 1956 в Университете Брандейса, а в 1952 году он организовал Фестиваль творческих искусств. Он ставил различные постановки на первом фестивале, в том числе премьеру своей оперы «Беспокойство на Таити» и английскую версию «Трехпенной оперы» Курта Вайля. Фестиваль был переименован в честь него в 2005 году, став Фестивалем творчества имени Леонарда Бернстайна. В 1953 году он был первым американским дирижером, который появился в Ла Скала в Милане, дирижируя оркестром во время выступления Марии Каллас в "Медее" Керубини. Каллас и Бернстайн после этого много раз работали вместе. Вспоминая о том периоде, биографы называют самой известной работой Леонарда Бернстайна "Вестсайдскую историю".

В 1960 году Бернстайн и Нью-Йоркская филармония провели фестиваль Малера, посвященный 100-летию со дня рождения композитора. Бернстайн, Уолтер и Митропулос организовали и провели все спектакли фестиваля. Вдова композитора, Алма, присутствовала на некоторых репетициях Леонарда. В 1960 году он сделал свою первую коммерческую запись симфонии Малера (четвертой), и в течение следующих семи лет он работал над первым полноценным циклом записей всех девяти завершенных симфоний Малера. Все они были представлены Нью-Йоркской филармонией, кроме 8-й симфонии, которая была записана Лондонским симфоническим оркестром для концерта в Королевском Альберт-Холле в Лондоне в 1966 году. Успех этих записей наряду с концертами Бернстайна и телевизионными трансляциями определил возрождение интереса к Малеру в 1960-х годах, особенно в США.

Бернстайну также нравился датский композитор Карл Нильсен (которого тогда мало кто знал в США) и Жан Сибелиус, популярность которого к тому времени начала исчезать. В итоге он все-таки записал полный цикл симфоний Сибелиуса и три симфонии Нильсена (№ 2, 4 и 5), а также провел записи его скрипки, кларнета и флейт-концертов. Он также записал 3-ю симфонию Нильсена в Королевском датском оркестре после своего широко известного публичного выступления в Дании. Бернстайн также выступал с репертуаром американских композиторов, особенно тех, с которыми он был близок, таких как Аарон Копленд, Уильям Шуман и Дэвид Даймонд. Он также начал более активно записывать свои собственные композиции для Columbia Records. Это включало его три симфонии, его балеты и симфонические танцы из Вестсайдской истории с Нью-Йоркской филармонией. Он также издал свой собственный музыкальный альбом 1944 года On The Town - первую почти полную запись оригинала с участием нескольких членов их старой бродвейской труппы, включая Бетти Комден и Адольфа Грина. Леонард Бернстайн также сотрудничал с экспериментальным джазовым пианистом и композитором Дейвом Брубеком.

Уход из филармонии

После ухода из Нью-Йоркской филармонии Бернстайн продолжал появляться с ней в течение многих лет до своей смерти, совместно гастролируя по Европе в 1976 году и по Азии в 1979 году. Он также укрепил свои отношения с Венской филармонией - записывал с ними все девять законченных симфоний Малера (плюс адажио с 10-й симфонии) в период с 1967 по 1976 год. Все они были записаны для студии Unitel, за исключением записи 1967 года, которую Бернстайн записывал с Лондонским симфоническим оркестром в Элийском соборе в 1973 году. В конце 1970-х годов композитор и дирижер сыграл и записал полный симфонический цикл Бетховена с Венской филармонией, а в 1980-х годах за ним должны были последовать циклы Брамса и Шумана.

Работа в Европе

В 1970 году Бернстайн решил сняться в девяностоминутной программе, снятой в Вене и вокруг нее прямо во время празднования 200-летия Бетховена. В ней представлены фрагменты репетиций и выступлений Бернстайна для концертов Отто Шенка Фиделио. Помимо Бернстайна, дирижирующего 1-й фортепианный концерт во время игры Девятой симфонии, исполненной Венской филармонией, на концерте в качестве солиста выступал еще молодой Пласидо Доминго. Шоу, первоначально названное «День рождения Бетховена: Праздник в Вене», выиграло «Эмми» и было выпущено на DVD в 2005 году. Летом 1970 года, во время Лондонского фестиваля, он сыграл «Реквием» Верди в соборе Святого Павла с Лондонским симфоническим оркестром.

Последние годы

В 1990 году Леонард Бернстайн получил международную премию «Премиум Империал», присужденную за пожизненные достижения в искусстве. Композитор использовал приз в размере 100 000 долларов для создания «Образовательного фонда Бернстайна» (BETA), Inc. Он предоставил этот грант для разработки образовательной программы, специализирующейся на искусстве. Центр Леонарда Бернстайна был создан в апреле 1992 года и инициировал обширные исследования в области музыкальной теории, в результате чего была разработана так называемая "модель Бернстайна", а также особая программа обучения искусству, названная в честь великого композитора и режиссера.

19 августа 1990 года Бернстайн выступил как дирижер в Танглвуде, а Бостонский симфонический оркестр под его руководством сыграл «Четыре морских интерлюдии» Бенджамина Бриттена и Питера Граймса, а также Симфонию № 7. Бетховена. Его охватил сильнейший приступ кашля во время третьей части симфонии Бетховена, но Бернстайн, тем не менее, продолжал дирижировать концертом вплоть до его завершения, оставив сцену во время оваций. Спустя менее чем через два месяца музыкальные произведения Леонарда Бернстайна "осиротели" - их создатель, согласно официальной версии, скончался от рака легких.

Личная жизнь

Интимная жизнь великого дирижера и композитора вызывает множество споров с точки зрения ее моральной оценки. Все официальные краткие биографии Леонарда Бернстайна сходятся на том, что он был 100% гомосексуалистом и женился лишь ради продвижения по карьере. О его сексуальной ориентации знали все коллеги и даже жена. Ближе к концу жизни он решил, что больше не может врать себе и всем остальным, и переехал к своему тогдашнему партнеру - музыкальному директору Тому Контрану. Цитаты Леонарда Бернстайна, по которым можно было бы отчетливее судить о его личной жизни, не сохранились.

Леонард Бернстайн известен как талантливый дирижер и композитор, как автор нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» и толковый преподаватель. Музыкальный язык Бернстайна выразителен и понятен слушателям в любой точке планеты. В узких кругах Леонарда называют одним из лучших учеников и продолжателем его традиций.

Судьба Бернстайна была предопределена заранее, и он не сворачивал со своей дороги, несмотря на многочисленные трудности.

К 10 годам он понял, что станет музыкантом. Но отец отказывался пускать деньги за пустую затею, и Леонарду пришлось самому изыскивать средства на обучение.

Поступив в престижный Гарвардский университет, Бернстайн ходил на предметы так или иначе связанные с музыкой: лекции по истории музыки, средневековое искусство, фортепианную игру. Впрочем, его интересовали все гуманитарные науки.

Закончив один университет, Леонард решил не останавливаться на достигнутом. Его следующей ступенью стала Кертисовская консерватория.

Поворотным моментом в жизни стало знакомство с талантливым русским дирижером Кусевицким. Под его началом Леонард прошел практику в Беркширском музыкальном центре. Кусевицкий остался чрезвычайно доволен своим даровитым помощником, и вскоре между ними завязалась настоящая дружба.

Леонард стал ассистентом русского музыканта, а чуть позже помощником дирижера в Нью-Йоркском филармоническом оркестре.

Перебиваясь до этих назначений случайными подработками: уроками и редкими концертами - Леонард едва сводил концы с концами.

Бернстайна выручил случай: когда дирижер Нью-Йоркского оркестра заболел, скромный ассистент получил шанс продемонстрировать свой талан широкой публике.

Бессонная ночь, проведенная за повторением партитур, обеспечила молодому Бернстайну триумф. Не проведя ни единой репетиции с оркестром, Леонард выдал такой концерт, что он надолго запомнился слушателям, а им было с кем сравнивать!

Это выступление распахнуло перед Леонардом двери в знаменитейшие концертные залы двух континентов.

В конце войны Бернстайн занял пост дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра. Леонарду довелось выступать перед самой взыскательной публикой: англичанами, испанцами и австрийцами.

Романтические, юношеские порывы, взрывной темперамент и нежные, лирические отступления - были характерными особенностями музыки Бернстайна.

Харизматичный композитор был до того артистичен, что ему ничего не стоило руководить оркестром без дирижерской палочки, при помощи выражения лица и вращения глаз.

Десять лет Бернстайн отдал Нью-Йоркскому филармоническому оркестру, и покинул его, когда решил посвятить все свое время сочинению музыки.

Написанная Бернстейном музыка уже не раз звучала со сцены. Так, например, дебют вокального цикла «Ненавижу музыку», балета «Невлюбляющиеся», симфонии «Иеремия» совпали с дирижерским дебютом.

В юности Леонард увлекался театром и сочинял музыку, подходящую для театральной сцены.

Бернстайн написал оперу «Волнения на Таити», два балета, но больший отклик получили четыре мюзикла, написанные специально для Бродвея. Постановка «В городе» вызвала большой резонанс, билеты на мюзикл расхватали, как горячие пирожки.

Музыка Бернстайна выросла на танцевальной музыке англо-кельтской традиции; на негритянской музыке, пропитанной любовью к свободе и неизбывной тоской по дому; на зажигательной мексиканской музыке и на изобретательных ритмах джаза.

Стиль джаза 30-х годов - суинг -Леонард выбрал для спектакля «В чудесном городе».

Мюзикл - это не просто красивая картинка, зажигательные ритмы и схематичные сюжеты, это поучительные истории, которые заставляют людей думать и глубоко переживать. Мюзикл «Кандид» написанный по мотивам повести Вольтера заставляет с непривычной стороны смотреть на бытие человека. Мюзикл «Вестсайдская история» - это самая печальная история любви Шекспира, перенесенная на американскую почву, с характерными для нее расовыми противоречиями.

Когда умер Кусевицкий, Леонард продолжил вести музыкальный класс старого друга. В 1951 году он также начинает преподавать в штате Массачусетс и читать лекции в Гарварде.

Чем бы Бернстайн не занимался: преподавал, дирижировал, сочинял книги, он желал только одно, чтобы как можно больше людей находили удовольствие в музыке.

К открытию Центра искусств им. Кеннеди в Вашингтоне Леонард сочинил Мессу, совместившую пение псалмов с джазовыми песнями и рок-музыкой.

Бернстайн -приверженец эклектичного стиля в музыке, он не боялся ломать стереотипы, он пробовал, искал, ломал и состыковывал, добиваясь неординарных, неоднозначных, но впечатляющих результатов.

Бернстайн всегда считал, что самым важным делом его жизни является воспитание молодежи, ведь молодежь продолжит то, что начали старики, она сохранит то, что передавалось из поколения в поколение и приумножит музыкальные богатства.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование зарещено

Опубликовано 20.08.2012 09:43 (Leonard Bernstein) - американский композитор, дирижер, автор, преподаватель музыки и пианист. Он был одним из первых дирижёров, родившихся и получивших образование в США и добившихся затем всемирного признания.

Как композитор, Бернстайн писал во многих стилях, охватывающих симфоническую и оркестровую музыку, балет, музыку для кино и театра, хоровые произведения, оперы, камерную музыку и произведения для фортепиано. Многие из его работ имели мировой успех, но ничто не могло сравниться с популярностью и коммерческим успехом «Вестсайдской истории» (West Side Story ).

Биография

Луи Бернстайн родился 25 августа 1918 года в Лоуренсе, штат Массачусетс, в еврейской семье, приехавшей из Ровно (ныне Украина): мать-украинка Дженни (урожденная Резник) и отец Самуил Иосиф Бернстайн, оптовик парикмахерских поставок. Бабушка настояла, чтобы ребёнка назвали Луи, но родители всегда называли его Леонардом. Он официально сменил свое имя на Леонард в возрасте пятнадцати лет, вскоре после смерти своей бабушки. Для своих друзей и многих других, он был просто "Lenny".

Его отец, Сэм Бернстайн, был бизнесмен и владелец книжного магазина в центре города. Отец первоначально выступал против интересов молодого Леонарда к музыке. Несмотря на это, старший Бернстайн брал мальчика на концерты оркестра и, в конечном итоге, поддержал его музыкальное образование.

Уроки игры на фортепиано Бернстайн начал брать ещё в детстве и учился в гарнизонной и Бостонской Латинской школах. В Гарвардском университете, он учился вместе с Уолтером Пистоном (Walter Piston), Эдвард Берлингеймом-Хиллом (Edward Burlingame-Hill), А. Тиллман Мерритом (A. Tillman Merritt), среди прочих. Ещё до окончания университета в 1939 году, Бернстайн совершил неофициальный дирижерский дебют со своей собственной музыкой к "The Birds", а также играл и дирижировал в "The Cradle Will Rock" Марка Блитцстайна (Marc Blitzstein). Позже Леонард учился в Институте музыки Кертиса в Филадельфии, изучая фортепиано, дирижирование и оркестровки.

В 1940-м Леонард Бернстайн учился в созданном летом институте Бостонского симфонического оркестра, Tanglewood, с дирижером оркестра, Сержем Кусевицким (Serge Koussevitzky). Бернштейн позже стал помощником дирижёра Кусевицкого.

В 1945 году Леонард был назначен музыкальным директором симфонического оркестра Нью-Йорка, эту должность он занимал до 1947 года. Когда Серж Кусевицкий умер в 1951 году, Бернстайн возглавлял оркестровый и дирижёрский отделы Tanglewood, преподавал там в течение многих лет. В 1951 году он женился на чилийской актрисе и пианистке Фелиции Монтелегре (Felicia Montealegre). Он также стал профессором музыки, и руководителем творческих фестивалей искусств в Университете Брандейс в начале 1950-х годов.

В 1958-м Бернстайн стал музыкальным директором Нью-Йоркской филармонии. С тех пор до 1969 года он провёл больше концертов с оркестром, чем любой предыдущий дирижёр. Более половины из более чем 400 записей Леонарда Бернстайна были сделаны в Нью-Йоркской филармонии.

Бернстайн путешествовал по миру в качестве дирижера. Сразу после Второй мировой войны, в 1946-м он дирижировал в Лондоне и на Международном музыкальном фестивале в Праге. В 1947-м он дирижировал в Тель-Авиве, начиная контакты с Израилем, которые продлились до его смерти. В 1953 году Бернстайн был первым американским дирижёром оперы в Ла Скала в Милане: «Медея» Керубини с Марией Калласс (Maria Callas).

Леонард Бернстайн был ведущим защитником американских композиторов, в частности, Аарона Копленда (Aaron Copland). Эти двое оставались близкими друзьями всю жизнь. Ещё молодым пианистом, Бернстайн исполнял "Piano Variations" Копленда так часто, что считал эту композицию своей фирменной. Бернштейн записал почти все оркестровые произведения Копланда - многие из них по два раза. Он посвятил несколько телевизионных «Молодой Народный Концерты" в Copland, и дал премьеру "коннотации", Копленда в эксплуатацию для открытия филармонии (ныне Avery Fisher Hall) в Линкольн-центре в 1962 году.

При упоминании дирижёрского репертуара Бернстайна в литературе, его лучше всего помнят по выступлениям и записям Гайдна, Бетховена, Брамса, Шумана, Сибелиуса и Малера. Особенно заметны были его выступления с симфонией Малера в Нью-Йоркской филармонии в 1960-х годах, что вызвало новый интерес к произведениям этого композитора.

Вдохновленный своим еврейским происхождением, Леонард Бернстайн завершил свою первую масштабную работу: Симфония № 1: "Иеремия" (Symphony No. 1: "Jeremiah", 1943). Эта работа была впервые исполнена с симфоническим оркестром Питтсбурга в 1944 году под управлением автора, и получила премию New York Music Critics. Кусевицкий представил премьеру Симфонии № 2: «Век тревоги» (Symphony No. 2: "The Age of Anxiety") Бернстайна с Бостонским симфоническим оркестром. Сам автор солировал на фортепиано. Его Симфония № 3: "Кадиш" (Kaddish), написанная в 1963 году, была впервые исполнена с Израильским филармоническим оркестром. "Кадиш" посвящена "Памяти любимого Джона Ф. Кеннеди".

Другие крупные произведения Леонарда Бернстайна включают: "Прелюдия, фуга и рифы" для кларнета соло и джазового ансамбля ("Prelude, Fugue and Riffs", 1949), "Серенада" для скрипки, струнных и ударных ("Serenade", 1954), "Симфонические танцы из Вестсайдской истории" ("Symphonic Dances from West Side Story", 1960); "Чичестерские псалмы" для хора, мальчика сопрано и оркестра ("Chichester Psalms", 1965), "Масса: театр пьеса для певцов, игроков и танцоров" ("Mass: A Theater Piece for Singers, Players and Dancers") по заказу для открытия центра исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне в 1971 году; "Спевка" вокальный цикл для шести певцов и оркестра ("Songfest", 1977), "Дивертисмент" для оркестра ("Divertimento", 1980), "Халиль," для флейты соло и небольшого оркестра ("Halil", 1981); "Прикосновения", для фортепиано соло ("Touches", 1981), "Missa Brevis" для певцов и ударных (1988), «Тринадцать Памятных дат" для фортепиано соло ("Thirteen Anniversaries", 1988), "Концерт для оркестра: Юбилейные игры" ("Concerto for Orchestra: Jubilee Games", 1989) и «Арии и баркароллы" для двух певцов и фортепианного дуэта ("Arias and Barcarolles", 1988).

Бернстайн также написал одноактную оперу "Trouble in Tahiti" в 1952 году, а её продолжение, три акта оперы "Quiet Place" в 1983-м. Леонард сотрудничал с хореографом Джеромом Роббинсом в трех основных балетах: "Fancy Free" (1944) и "Facsimile" (1946) для Американского театра балета, и "Dybbuk" (1975) для New York City Ballet. Он сочинил музыку к получившему награды фильму "В порту" ("On the Waterfront", 1954) и музыку для двух бродвейских пьес: "Питер Пэн" (1950) и "Жаворонок" ("The Lark", 1955).

Леонард Бернстайн внес существенный вклад в бродвейские мюзиклы. Он сотрудничал с Бетти Комден и Адольфом Грином на "On The Town" (1944) и "Wonderful Town" (1953). В сотрудничестве с Ричардом Уилбером и Лилиан Хеллман и другими он написал «Кандид» (1956). Другие версии «Кандида» были написаны в сотрудничестве с Хью Уилером, Стивеном Сондхаймом и соавторами. В 1957 году он снова сотрудничал с Джеромом Роббинсом, Стивеном Сондхаймом и Артуром Лорентсом над ставшим достопримечательностью мюзиклом "Вестсайдская история" ("West Side Story"), получившим награду киноакадемии. В 1976 году Бернстайн и Алан Джей Лернер написали "1600 Pennsylvania Avenue".

Фестивали музыки Бернстайна были проведены во всем мире. В 1978 году Израильский филармонический оркестр организовал фестиваль посвященный годам его преданности Израилю. Израильский филармонический также даровал ему звание лауреата в 1988 году. В 1986 году Лондонский симфонический оркестр и Барбикан Центр подготовили фестиваль Бернстайна. Лондонский симфонический оркестр в 1987 году назвал его почетным президентом. В 1989 году в городе Бонне представили фестиваль Бетховена / Бернстайна.

В 1985 году Национальная академии искусства записи и науки удостоила Леонарда Бернстайна Lifetime Achievement премии Грэмми. Он выиграл одиннадцать Emmy Awards в своей карьере. Его телевизионных концерты и лекции началась с программы «Омнибус» в 1954 году и продолжались четырнадцать сезонов. Среди его многочисленных выступлений было одиннадцать частей нашумевшего "Бетховен Бернштейна".

Проза Бернстайна: "Радость музыки» (1959), " Концерты для молодежи Леонарда Бернстайна " (1961), "Бесконечное разнообразие музыки» (1966), и "Выводы" (1982). Каждая книга была переведена на многие языки. Он дал шесть лекций в Гарвардском университете в 1972-1973, как Чарльз Элиот Нортон, профессор поэзии. Эти лекции были впоследствии опубликованы и по телевидению, как "Вопрос без ответа".

Леонард Бернстайн всегда радовался возможности обучения молодых музыкантов. Его мастер-классы в Tanglewood были весьма известны. Он сыграл важную роль в создании филармонии института Лос-Анджелеса в 1982 году. Бернстайн помогал в создании обучения оркестра мирового класса музыкального фестивалья в земле Шлезвиг-Гольштейн. Он основал фестиваль Pacific Music в Саппоро, Япония. По модели Tanglewood, этот международный фестиваль был первым в своем роде в Азии и продолжается по сей день.

Леонард Бернстайн получил много наград. Он был избран в 1981 году в Американскую академию искусств и литературы, которая вручила ему золотую медаль. Национальная премия стипендий в 1985 году аплодировали его пожизненной поддержки гуманитарных начинаний. Он получил медаль Золотой колонии МакДауэлла, медаль от общества Бетховена и Малера Gesellschaft; Handel Medallion, высшей награды в Нью-Йорке для артичтов; премию Tony (1969) за выдающиеся достижения в области театра, и десятки почетных степеней и наград от колледжей и университетов. Ему были вручены церемониальные ключи от городов Осло, Вены, Bersheeva и деревни Бернштейн, Австрии, среди других. Национальные награды пришли из Италии, Израиля, Мексики, Дании, Германии (Большой крест за заслуги) и Франции (Шевалье, Офицер и Командор ордена Почетного легиона). Он получил премию Центра Кеннеди в 1980 году.

Борьба за Мир во всем мире былы особым занятием Бернстайна. Выступая в университете Джона Хопкинса в 1980 году и соборе Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке в 1983 году, он описал свое видение глобальной гармонии. Его "Путешествие во имя мира" тур в Афины и Хиросиму с оркестром Европейского сообщества в 1985 году к 40-летию атомной бомбардировки. В декабре 1989 года Бернштейн провел исторические концерты "Berlin Celebration Concerts" по обе стороны Берлинской стены, когда её демонтировали. Концерты были беспрецедентными предложениями о сотрудничестве, музыканты представляли бывшие Восточную Германию, Западную Германию, и четыре державы, разделившие Берлин после Второй мировой войны.

Леонард Бернстайн поддерживал организацию Международной амнистии (Amnesty International) с момента ее создания. В 1987 году он основал фонд Felicia Montealegre в память о своей жене, которая умерла в 1978 году.

В 1990 году Бернстайн получил Praemium Imperiale, международную премию ассоциации Japan Arts, которая присуждается за выдающиеся достижения в области искусства. Бернстайн использовал премию $ 100,000 для учреждения фонда The Bernstein Education Through the Arts (BETA) до своей смерти 14 октября 1990 года.

Он был отцом троих детей - Джейми, Александра и Нины, а также дедушкой четырех внуков: Франциска, Эвана, Ани и Анны.

Leonard Bernstein - Maria (from West Side Story)

Работы

Ballet
Fancy Free, 1944
Facsimile – Choreographic Essay for Orchestra, 1946
Dybbuk (ballet), 1974

Opera
Trouble in Tahiti, 1952
Candide, 1956 (new libretto in 1973, operetta final revised version in 1989)
A Quiet Place, 1983

Musicals
On The Town, 1944
Wonderful Town, 1953
West Side Story, 1957
The Race to Urga (incomplete), 1969
"By Bernstein" (a Revue), 1975
1600 Pennsylvania Avenue, 1976
"A Party with Betty Comden and Adolph Green", 1977
The Madwoman of Central Park West, (contributed to) 1979

Incidental music and other theatre
Peter Pan, 1950
The Lark, 1955
The Firstborn, 1958
Mass (theatre piece for singers, players and dancers), 1971
"Side by Side by Sondheim"* 1976

Film scores
On the Town, 1949 (only part of his music was used)
On the Waterfront, 1954
West Side Story, 1961

Orchestral
Symphony No. 1, Jeremiah, 1942
Fancy Free and Three Dance Variations from "Fancy Free,", concert premiere 1946
Three Dance Episodes from "On the Town," concert premiere 1947
Symphony No. 2, The Age of Anxiety, (after W. H. Auden) for Piano and Orchestra, 1949 (revised in 1965)
Serenade for Solo Violin, Strings, Harp and Percussion (after Plato"s "Symposium"), 1954
Prelude, Fugue, and Riffs for Solo Clarinet and Jazz Ensemble, 1949
Symphonic Suite from "On the Waterfront", 1955
Symphonic Dances from "West Side Story", 1961
Symphony No. 3, Kaddish, for Orchestra, Mixed Chorus, Boys" Choir, Speaker and Soprano Solo, 1963 (revised in 1977)
Dybbuk, Suites No. 1 and 2 for Orchestra, concert premieres 1975
Songfest: A Cycle of American Poems for Six Singers and Orchestra, 1977
Three Meditations from "Mass" for Violoncello and Orchestra, 1977
Slava! A Political Overture for Orchestra, 1977
Divertimento for Orchestra, 1980
Halil, nocturne for Solo Flute, Piccolo, Alto Flute, Percussion, Harp and Strings, 1981
Concerto for Orchestra, 1989 (Originally Jubilee Games from 1986, revised in 1989)

Choral
Hashkiveinu for Cantor (tenor), Mixed Chorus and Organ, 1945
Missa Brevis for Mixed Chorus and Countertenor Solo, with Percussion, 1988
Chichester Psalms for Boy Soprano (or Countertenor), Mixed Chorus, and Orchestra, 1965 (Reduced version for Organ, Harp and Percussion)

Chamber music
Piano Trio, 1937, Boosey & Hawkes
Sonata for Clarinet and Piano, 1939
Brass Music, 1959
Dance Suite, 1988

Vocal music
I Hate Music: A cycle of Five Kids Songs for Soprano and Piano, 1943
Big Stuff, sung by Billie Holiday
La Bonne Cuisine: Four Recipes for Voice and Piano, 1948
Silhouette (Galilee), 1951
Two Love Songs, 1960
So Pretty, 1968
Piccola Serenata, 1988
Arias and Barcarolles for Mezzo-Soprano, Baritone and Piano four-hands, 1988

Piano music
Music for Two Pianos, 1937
Piano Sonata, 1938
7 Anniversaries, 1944
4 Anniversaries, 1948
5 Anniversaries, 1952
Bridal Suite, 1960
Moby Diptych, 1981 (republished as Anniversaries nos. 1 and 2 in Thirteen Anniversaries)
Touches, 1981
13 Anniversaries, 1988

Other music
Other occasional works, written as gifts and other forms of memorial and tribute
"The Skin of Our Teeth": An aborted work from which Bernstein took material to use in his "Chichester Psalms"
"Simhu Na" (arrangement of traditional song)
"Waltz for Mippy III" for Tuba and Piano
"Elegy for Mippy II" for Trombone alone
"Elegy for Mippy I" for Horn and Piano
"Rondo for Lifey" for Trumpet and Piano
"Fanfare for Bima" for Brass Quartet: composed in 1947 as a birthday tribute to Koussevitzky using the tune he whistled to call his cocker spaniel
"Shivaree: A Fanfare" for Double Brass Ensemble and Percussion. 1970. Commissioned by and dedicated to the Metropolitan Museum of Art in New York in honor of its Centenary. Musical material later used in "Mass."
This list is incomplete; you can help by expanding it.



 

Возможно, будет полезно почитать: