Внутрипартийная борьба большевиков. Борьба за власть в партии большевиков план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Технологическая карта урока

Учебный предмет : История России.

Класс : 9.

Учитель : Соломатина Лариса Александровна.

УМК: История России . XX – начало XXI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г. , 2012 г.

Тема урока:

Тип урока: проблемный.

Оборудование: ноутбук, выход в интернет, проектор, исторические документы, схема «Внутрипартийная борьба 1920-х гг.»

Цели: дать представления о противоречивости развития страны в 1920-1930 гг. XX в.; объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.; охарактеризовать политические процессы 1920-х гг.; рассказать об особенностях политической системы СССР в 1920-х гг., о роли коммунистической партии; выяснить предпосылки установления в стране культа личности Сталина; познакомить с датами основных исторических событий: 21 января 1924 г., декабрь 1925 г., июнь 1928 г., 1928-1932 гг.; рассказать о современных версиях и трактовках деятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева; познакомить с понятиями и терминами: коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура .

Формировать УУД:

Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знают понятия коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура;
  • умеют пользоваться понятиям;
  • знают и понимают ход исторических событий.

Личностные:

  • учатся оценивать чужие и свои поступки;
  • формулируют свою точку зрения на ход и итоги событий;
  • умеют делать выводы.

Метапредметные:

  • умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • умеют слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: Всеобщая история, литература, информатика.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Информационное обеспечение урока: Презентация «Борьба за власть в партии большевиков».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап

Приветствие учителя и определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Ответное приветствие

Готовность и уроку

Готовность класса к восприятию знаний, установление доброжелательной обстановки урока

Мотивационно-целевой этап

Создать условия для

возникновения у ученика внутренней

потребности включения в учебный процесс.

Учитель ставит проблемный вопрос: До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Слайд 1.

Объявляет план урока:

  1. Смерть Ленина
  2. Коммунистическая партия в 1920-е гг.
  3. Внутрипартийная борьба за власть.

Просит записать в тетрадь.

Записывают в тетрадь дату, план урока.

Умение выражать свои мысли и доводы в устной форме, на поставленный вопрос

Желание узнать версии о победе Сталина И.В. в борьбе за власть, и формирование личного отношения к данным событиям.

Актуализация знаний

М.П. Томский в марте 1922 г. Заявил: «нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…у нас много партий. Но в отличии от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийца? Что происходило в то время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим эти вопросы на уроке.

Беседа, высказывают свои мнения.

Уметь выражать свои мысли устно, слушать и слышать друг друга

Давать определение понятиям.

Уровень подготовки обучающихся к уроку.

Целеполагание (постановка учебной задачи)

Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока.

В декабре 1922 г. Лидер партии большевиков В.И. Ленин тяжело заболел. До марта 1923 г. Он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как на преобразовать РАБКРИН», в которых пытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим работам неоднозначное. Что же предлагал лидер партии?

Изучите и прокомментируйте схему.

Изучают и дают комментарии к схеме.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Определение целей и задач урока

Практическая деятельность по изучению нового материала

1. Смерть Ленина . В январе 1924 г. В.И. Ленин умер. Его смерть и болезнь породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжело больным В.И. Ленин написал в 1922 г. «Письмо к съезду» , в нем он давал оценку самым близким своим соратникам.

Слайд 3.

2. Коммунистическая партия в 1920 годы .

Международная обстановка в 1922 г. Изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития зависит от обстановки в партии.

Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии?

Слайд 4.

3. Внутрипартийная борьба за власть . Вы убедились, что изменения, произошедшие в партии, предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.

Проверка выполнения задания и составление схемы. Слайд 5.

Знакомство с документом, ответы на вопрос: «Кто и почему мог стать лидером в стране?», осмысливание полученной информации, ответы на поставленный вопрос, формулировка выводов.

Работают с текстом параграфа, дают характеристику коммунистической партии. (проверка выполненного задания и составление схемы).

Ответы на вопрос.

Работают с материалами параграфа и письменно

Отвечают на вопросы:

  1. Причины внутрипартийной борьбы.
  2. Ход и итоги внутрипартийной борьбы.

Составляют схему.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Давать определение понятиям;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Усвоение нового материала, расширение словарного запаса,

приобретение навыка работы в сети.

Включение в систему знаний и повторение

Организация теста .

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

Готовность к получению нового опыта;

Планирование своей работы,

Контроль своего процесса деятельности,

Определение уровня усвоения нового материала.

Получение первых результатов изучения темы.

Рефлексия, подведение итогов

Как вы думаете, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Оцените высказывание Г. Зиновьева на XIII съезде РКП(б) в 1924 г.

Учитель подводит итоги.

Учащиеся высказываются. Анализ проделанной работы на уроке.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Подведение итогов занятия, определение уровня успешности деятельности учащегося на занятии.

Домашнее задание

Конспект в тетради.

Подготовить сообщение о политических деятелях 1920 гг.

Воспринимают информацию учителя о домашнем задании.

Задают уточняющие вопросы.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

Борьба за власть в партии большевиков (схемы к уроку) Соломатина Л.А. МБОУ Анопинская СОШ

До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? П лан урока: Смерть Ленина Коммунистическая партия в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба за власть.

Смерть В.И. Ленина В своих последних письмах и статьях В.И. Ленин Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабочекрестьянской инспекции, увеличение числа рабочих ЦК.) Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности, культуры; увеличение различных форм кооперации на добровольной основе. Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.

Коммунистическая партия в 1920-е гг. Военизированная организация Рост партийного аппарата Ужесточение партийной дисциплины Борьба с проявлением инакомыслия Привилегии для партийцев становятся системой Благополучие работников аппарата зависит от: Занимаемой должности Готовности неуклонно исполнять директивы вышестоящих органов Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии» Формируются группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г.) – из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г.) в партию вступили 240 тыс. чел. В партию пришли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру Решения принимаются узким кругом политической элиты. Назначение на должности утверждается партийным органом

Внутрипартийная борьба за власть Причины внутрипартийной борьбы Борьба между политическими лидерами -Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и в стране. - Различие взглядов на пути развития СССР. - Отсутствие легальной оппозиции. Фазы внутрипартийной борьбы. Сталин, Каменев, Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг.) Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг.). Исключение Каменева и Зиновьева из партии Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг.). Удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов. Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг. публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны. Итог внутрипартийной борьбы – И.В. Сталин одержал решительную победу.


Задание 1

Проанализируйте материалы параграфа и представленные ниже документы и запишите ответ на вопрос.

Из выступления на XI съезде РКП(б) члена Политбюро М. П. Томского. Март 1922 г.

Нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии. Это неверно. У нас много партий. Но в отличие от заграницы у нас одна партия у власти, а остальные в тюрьме.

Из выступления В. И. Ленина на X съезде РКП (б). 1921 г.

Наша партия - правительственная партия, и то постановление, которое вынесет партийный съезд, будет обязательным для всей Республики.

Политбюро не возражает против дальнейшего ведения переговоров в направлении продажи острова Сахалин, причём сумму в миллиард (долларов) считает минимальной.

О каких чертах сложившейся в годы нэпа политической системы свидетельствуют представленные документы?

Однопартийная система. При этом партия регулировала все сферы жизни общества и деятельности государства.

Задание 2

Проанализируйте текст параграфа и запишите ответы на вопросы.

1. Иллюстрацией к какому партийному решению может служить следующее четверостишие Д. Бедного?

Злой дискуссией семя посеяно злобное.

Больше некуда ширить распутство подобное.

Будет - партию этак ломать и качать!

С безобразием этим пора кончать!

Принятие резолюции «О единстве партии», по которому запрещалось создавать внутри РКП(б) фракций или групп, имевших отличные от партии взгляды.

2. Каковы были последствия этого решения?

Преследование членов других партий и чистка рядов РКП(б).

Задание 3

Задание 4

С помощью текста учебника выберите правильные ответы.

1. Когда состоялся судебный процесс над эсерами:

а) в декабре 1921 г.;

б) в июне - августе 1922 г.;

в) в июне 1923 г.?

2. Какой приговор был вынесен 12 подсудимым на эсеровском процессе:

а) отсрочка смертной казни и её зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле;

б) немедленный расстрел;

в) высылка за границу?

Задание 5

Используя текст параграфа, выберите правильные ответы.

1. Каково было главное политическое противоречие нэпа:

а) отсутствие поддержки нэпа среди членов ВКП(б);

б) отсутствие массовой поддержки нэпа среди крестьян;

в) отсутствие политического плюрализма?

2. Выступая в 1927 г. на пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), Л. Д. Троцкий привёл слова В. И. Ленина об одном из большевистских лидеров: «Сей повар будет готовить только острые блюда». О ком шла речь:

а) о Н.И. Бухарине; б) о И.В. Сталине; в) о Ф.Э. Дзержинском?

а) переместить И.В. Сталина с поста Генерального секретаря;

б) назначить Генеральным секретарём Л.Д. Троцкого;

в) вывести И. В. Сталина и Л.Д. Троцкого из состава Политбюро?

Задание 6

Дайте правильный ответ.

Почему всякая оппозиция нарождавшемуся сталинскому режиму терпела в 1920-е гг. поражение (возможно несколько вариантов ответа):

а) оппозиция не имела широкой социальной поддержки;

б) борьба велась лишь в верхних эшелонах власти, и её смысл был непонятен рядовым членам партии;

в) И.В. Сталин пользовался в стране значительной популярностью;

г) И.В. Сталин оказался более изощрённым тактиком, чем его соперники?

Задание 7

  • 6. Борьба России за выход к Балтийскому морю.
  • 7. Россия в эпоху "дворцовых переворотов".
  • 8. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  • 9. Внутренняя и внешняя политика Павла.
  • 10. Александр I и его реформы.
  • 12. Россия в годы правления Николая I.
  • 13. Общественное движение в России в первой половине XIX века.
  • 14. Начало царствования Александра II. Отмена крепостного права.
  • 15. Реформы Александра II.
  • 16. Контрреформы Александра III.
  • 17. Общественное движение в России во второй половине XIX века.
  • 18. Россия на рубеже XIX-XX веков.
  • 19. Образование политических партий и их программы.
  • 20. Первая русская революция.
  • 21. Создание парламента в Российской империи.
  • 22. Третьеиюньская политическая система.
  • 23. П.А. Столыпин и его программа модернизации России.
  • 24. Россия в годы iww.
  • 25. Основные этапы и пути вхождения в состав Российского государства новых территорий и народов. Особенности управления Российской империей как многонациональным государством.
  • 26. Свержение самодержавия.
  • 27. Возникновение двоевластия в России. Кризисы Временного правительства.
  • 28. Конец двоевластия. Корниловский мятеж и его последствия.
  • 29. Захват власти большевиками. II съезд Советов.
  • 30. Установление большевистской власти в центре и на местах. Разгон Учредительного собрания.
  • 31. Формирование большевизма как государственной структуры. Новые органы власти и управления.
  • 32. Выход Советской России из Первой мировой войны.
  • 33. Гражданская война в Советской России.
  • 34. Политика "военного коммунизма". Чрезвычайные меры большевиков.
  • 35. Кризис большевистской власти в начале 1920-х гг.
  • 36. Новая экономическая политика.
  • 37. Образование и дальнейшее развитие ссср.
  • 38. Обострение борьбы за власть в руководстве большевистской партии в 1920-е гг.
  • 39. Установление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинскому режиму.
  • 40. Сталинский вариант модернизации советской экономики.
  • 41. Основные направления советской внешней политики в годы нэПа.
  • 42. Нарастание международное напряженности в 1930-е годы. Пакт Молотова-Риббентропа.
  • 43. Внешняя политика Советского государства в начале iiww.
  • 44. Начальный период Великой Отечественной войны.
  • 45. Разгром фашистской Германии.
  • 1943 Г.
  • 46. Ссср в составе антигитлеровской коалиции.
  • 48. Геополитические итоги iiww. Начало "холодной войны".
  • 49. Ссср в первое послевоенное десятилетие. Новая волна репрессий.
  • 50. Противоречивость внутренней и внешней политики н.С. Хрущева.
  • 51. Советская страна в 1964-1985 гг.
  • 52. Перестройка м.С. Горбачева.
  • 53. Распад ссср. Образование снг.
  • 54. Россия на современном этапе.
  • 38. Обострение борьбы за власть в руководстве большевистской партии в 1920-е гг.

    Кончина Ленина (21 января 1924) обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определение основных принципов внутренней и внешней политики советского государства. На первом этапе основная борьба развернулась меж­ду Троцким, претендовавшим на роль второго (наряду с Лениным) вождя партии, и И. В. Сталиным, занимавшим с апреля 1922 пост генерального секретаря ЦК РКП(б). Выступившие первоначально на стороне Сталина Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев в 1925 сами перешли в оппозицию к генераль­ному секретарю («новая оппозиция»), объявив выдвинутый им тезис о воз­можности построения социализма в одной, отдельно взятой стране изменой делу мировой революции. В 1926 произошло объединение Зиновьева и Ка­менева с Троцким на «левой» платформе (оценка политического курса Ста­лина и его сторонников как перерождения диктатуры пролетариата в бюрок­ратический режим, призывы к усилению давления на «классово чуждые» элементы в городе и деревне, прежде всего на «кулачество»). После органи­зации демонстраций 7 ноября 1927, в день 10-й годовщины Октябрьской революции, Троцкий, Зиновьев и Каменев были исключены из партии (в 1929 Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем - за границу). В 1928-29 сталин­ская группировка добилась победы и над сторонниками т. н. «правого укло­на» в партии (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), выступившими против чрезвычайных мер при проведении хлебозаготовок, эксплуатации крестьян­ства, грозившей разрывом между городом и деревней, и свёртывания НЭПа.

    Политический строй СССР в 30-х гг. XX в. Политический ре­жим, установившийся на рубеже 20 - 30-х гг. XX в. в СССР, мно­гими современными исследователями характеризуется как тота­литарный. Признаки тоталитаризма были сформулированы в за­падной политологии. К таковым обычно относят: 1) наличие един­ственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия госу­дарства на средства массовой информации; 4) полный контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руковод­ства экономикой. Все эти признаки можно обнаружить в полити­ческой жизни Советского государства 1930-х гг.

    Предпосылкой создания тоталитарной системы власти стало фор­мирование однопартийной системы в стране. В острейшей внутрипар­тийной борьбе, развернувшейся после ухода В.И. Ленина, победу одер­жал И. В. Сталин. Устранив с политической арены своих соперников (Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова), он установил режим единоличной диктатуры. Власть Сталина, которая основывалась на существовании мощного репрес­сивного аппарата и системе политико-идеологического контроля за обществом, вылилась в так называемый культ личности Сталина.

    1920-е – сращивание государственного и партийного государственного аппарата. Наиболее значительные решения в государстве принимались ЦК РКП(б).

    1921 – в ЦК входили 27 человек и 19 кандидатов. Политбюро – руководящий центр, с 1921: Зиновьев, Каменев, Ленин, Сталин, Троцкий + Бухарин, Калинин, Молотов – кандидаты.

    03.1921 – X съезд РКП (б) – резолюция о единстве партии. Она запрещала внутрипартийные группировки, партии, фракции, изложение коллективного мнения, противоречащего мнению большинства ЦК. Однако этот документ не избавил партию от внутренних конфликтов и борьбы. Происходили постоянные дискуссии (взаимодействие республик, вопросы о путях развития с/х и промышленности).

    09.1923 – пленум ЦК, Дзержинский предложил обязать каждого коммуниста передавать в распоряжение возглавляемого им ведомства ВЧК сведения о существовании фракций и уклонов. Дискуссия продолжалась в начале 10.1923 и закончилась только в середине 01.1924 в пользу мнения Дзержинского.

    На 13 партийной конференции (16.01.1924-18.01.1924) Троцкого и его сподвижников, выступавших против идеи Дзержинского, обвинили в антибольшевистском ревизионизме и антиленинском уклонизме.

    3.04.1922 – Сталин стал генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

    Во время болезни Ленина, с 05.1922, обостряется внутрипартийная борьба за власть, за которой очень внимательно следил Ленин.

    21.01.1924 Ленин умер в Горках от кровоизлияния в мозг. Петроград был переименован в Ленинград, Симбирск – в Ульяновск, стали устанавливаться памятники Ленину, его именем назывались улицы. Председателем СНК стал Рыков.

    Смерть Ленина привела к обострению борьбы за власть. 13 съезд партии 23-31.05.1924 обсудил предложение Ленина о смещении Сталина с поста Генсека. Оно было отклонено съездом. Тогда Сталин сам написал заявление о своей отставке, которое также было отклонено. 10.1924 – статься Троцкого "Уроки Октября", выделил свою роль в революции, говорил, что революцию предали правые, критиковал Зиновьева и Каменева. Но позиция Троцкого была осуждена на январском пленуме ЦК 1924, после чего Троцкий был снят с постов председателя Реввоенсовета и наркома военмора. Это был первый этап борьбы за наследство Ленина.

    Вторым шагом в борьбе за ленинское наследство стала новая оппозиция. Сталин в ходе многочисленных дискуссий с Троцким сформулировал принцип возможности построения социализма в одной стране. Против этого тезиса выступила новая оппозиция во главе с Зиновьевым и Каменевым. 14 съезд партии 18-31.12.1925 проходил в бурной дискуссии между Сталиным и Зиновьевым и Каменевым, в ходе которой победил Сталин. Зиновьева отстранили от руководства Ленинградской партийной организацией, вместо него назначили Кирова.

    Третий шаг – Объединенная оппозиция. Она сложилась в 04.1926. Вошли Зиновьев, Каменев, Сокольников, Антонов-Овсеенко и др. Эти оппозиционеры создали подпольные организации, пытались внести раскол в партийные ряды.

    Оппозиционеры предлагали проводить индустриализацию за счет деревни. Приоритетной д.б. стать промышленность, а не с/х. Против выступили Бухарин, Сталин и Рыков. Из партии было исключено около 100 человек, Троцкого выслали из СССР.

    Четвертый шаг – Последняя оппозиция 1928-1929 гг. – Правая оппозиция. Возглавил Бухарин. Выступала против мнения Сталина о проведении коллективизации (обязательное вхождение крестьян в колхозы, запрет частной собственности, т.е. ограбление деревни). 04.1928 – пленум ЦК, Правая оппозиция высказала недовольство "начавшейся снова политикой принудительных изъятий излишков зерна и перегибов по отношению к крестьянству". На стороне Сталина выступили Куйбышев, Молотов, Ворошилов, на стороне Бухарина – Рыков, Томский. Завершением этой дискуссии стала 14 партийная конференция, 04.1929, после которой Бухарин был снят с поста главного редактора газеты "Правда" и отстранен от руководства Коминтерна. Рыков добровольно ушел с поста председателя СНК. 11.1929 – на пленуме ЦК Правая оппозиция выступила с самокритикой. В стране установился режим личной власти Сталина.

    С самого начала, уже при жизни В.И. Ленина (вопреки утверждениям тех коммунистов, кто впоследствии, подобно Н.С. Хрущеву и М.С. Горбачеву, пытались переложить ответственность за «искажение идеи социализма» на одного И.В. Сталина), проявилось противоречие между относительно либеральным НЭПом в экономике и укреплением тоталитарного режима в политике . Показателями этого укрепления стали:

    1. Происшедший в 1923 г. роспуск последних оставшихся оппозиционных партий эсеров и меньшевиков (после сфальсифицированного по указанию Ленина судебного процесса над эсерами 1922 г., положившего начало серии сфабрикованных судебных расправ над политическими противниками). Результатом стало окончательное утверждение однопартийной системы в «чистом» виде.

    2. Принятая в 1921 г. на том же съезде партии, что и НЭП, по инициативе Ленина резолюция «О единстве партии», запрещавшая внутрипартийные фракции и усилившая централизацию власти в партии.

    3. При формальной отмене красного террора по окончании Гражданской войны в 1922 г., усилилось проникновение органов госбезопасности (переименованных из ЧК в ГПУ) во все сферы жизни общества, вплоть до культуры и частной жизни граждан.

    4. Усиление цензуры и гонений на инакомыслие, ярким примером которого еще при жизни Ленина стал «философский пароход» 1922 г. – первая высылка за границу группы ученых, профессоров за «крамольные» лекции и труды.

    5. Утвержденное в 1921 г. все на том же Х съезде партии фактическое подчинение ей профсоюзов.

    Все эти меры, заложившие фундамент тоталитарного режима, проводились по инициативе и под личным руководством В.И. Ленина.

    На рубеже 1922/23 гг. признанный вождь партии и основатель Советского государства В.И. Ленин после перенесенного инсульта стал инвалидом и в январе 1924 года умер. Поскольку по существу вся власть в государстве сосредоточилась в руках партийной верхушки, еще накануне его смерти, с осени 1923 года в партии развернулась борьба за власть, в которой переплелись определенные идейные разногласия между ведущими лидерами партии и стремление каждого из них к личной власти. Вкратце хроника борьбы выглядела так:

    1923–1924 – выступление левой оппозиции троцкистов под руководством Л.Д. Троцкого; их лозунги – свертывание НЭПа, мировая революция, бюрократизация экономики, индустриализация за счет крестьянства. Троцкистов поддержали наиболее радикальные круги партии, студенческая молодежь, часть рабочих. В борьбе с крайне амбициозным и проявлявшим явные диктаторские замашки Троцким другие соперничавшие между собой лидеры партии (Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин) объединились и одержали победу над ним, опираясь на партийный аппарат.


    1925 – выступление «новой оппозиции» Г.Е. Зиновьева (помимо прочего, возглавлявшего Коминтерн) и Л.Б. Каменева под троцкистскими лозунгами. Победу одержал занимавший с 1922 г. пост генерального секретаря партии И.В. Сталин в союзе с Н.И. Бухариным. В 1926 г. прагматик Сталин официально снял лозунг мировой революция как несостоятельный.

    1926–1927 – запоздалое объединение разбитых и лишенных постов в правительстве Троцкого, Зиновьева и Каменева, их окончательное поражение и исключение из партии. В дальнейшем почти все они поспешили официально «раскаяться», за исключением Троцкого, вскоре уехавшего за границу, сформировавшего там международный троцкистский 4-й Интернационал и в 1940 г. убитого в Мексике по личному заданию Сталина.

    1928–1929 – выступление верхушечной правой оппозиции во главе с Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым; лозунги – продолжение и развитие НЭПа. Оппозиция не имела серьезной поддержки в партии, ввиду непопулярности НЭПа среди большевиков. Потерпев поражение и лишившись высоких постов, члены оппозиции также публично «раскаялись».

    Итогом борьбы за власть, подкрепленным унизительными публичными покаяниями лидеров оппозиций, стало утверждение в 1929 г. единоличной диктатуры И.В. Сталина , использовавшего тактические просчеты соперников и разбившего их поодиночке.

    9.3. Коллективизация и индустриализация. Построение единой системы государственной плановой экономики (1929–1937).

    1929 год , окрещенный самими коммунистами «годом великого перелома», ознаменовал поворот к ликвидации НЭПа и окончательному уничтожению частной собственности, одновременному проведению форсированной индустриализации страны (завершена в 1937 г.) и коллективизации сельского хозяйства (в основном завершена к 1933 г., окончательно к 1936).

    Предпосылками такого поворота послужили:

    1. Конечные цели коммунистов, для которых НЭП был временным маневром и с этой точки зрения выполнил свою задачу, как только было завершено послевоенное восстановление экономики.

    2. Низкая товарность мелкокрестьянского сельского хозяйства, поскольку до революции основным поставщиком товарного хлеба были уничтоженные революцией помещичьи латифундии , в сочетании с низкими закупочными ценами коммунистического государства на хлеб, о чем говорилось выше. Следствием этого стали продовольственный кризис 1928 г. и введение карточек на хлеб в городах, просуществовавших до 1935 г.

    3. Отсутствие иностранных инвестиций в экономику и кредитов (как следствие отказа коммунистов от уплаты царских долгов) и, с другой стороны, колониальных доходов (как следствие их интернациональной политики). В этих условиях основным реальным источником индустриального скачка стало ограбление деревни с целью перекачки средств в промышленность.

    Зачем же коммунистам был необходим этот скачок, потребовавший невероятного напряжения сил страны и массового насилия над крестьянством? Ответ заключается в следующем:

    4. Международная изоляция коммунистического режима и враждебность к нему со стороны практически всех стран мира, несмотря на формальное восстановление дипломатических и торговых отношений в 20-х годах. Такая обстановка явилась следствием всей политики коммунистов, и прежде всего работы агентуры Коминтерна во всех странах по пропаганде коммунистических идей. В сочетании с крахом надежд на мировую революцию этот фактор вынуждал коммунистов спешно вооружаться, что было невозможно без быстрого наращивания потенциала тяжелой промышленности. Именно поэтому интересы последней были поставлены на первое место, в ущерб производству товаров народного потребления.

    Таким образом, средством для индустриального скачка в данной обстановке стала коллективизация сельского хозяйства, форсированно развернутая с осени 1929 года. Крестьянские хозяйства формально добровольно, а фактически принудительно объединялись в колхозы (коллективные хозяйства). При этом «кулаки» (к которым причисляли и многих «середняков», т.е. тех зажиточных крестьян, которые даже не пользовались наемной рабочей силой) выселялись с семьями в отдаленные районы Сибири и Крайнего Севера. Коллективизация проводилась скоростными темпами при поддержке беднейших слоев крестьянства, которым было нечего терять; области и районы соревновались, кто быстрее достигнет результатов.

    Массовое сопротивление среднего крестьянства и «кулаков» (восстания, забой скота, поджоги колхозного имущества и убийства колхозных активистов), в котором приняли участие 700 тыс. крестьян, было подавлено террором ГПУ. В момент наибольшего обострения ситуации весной 1930 г. Сталин с целью политического маневра распорядился снизить темпы коллективизации и временно разрешил желающим выйти из колхозов, возложив в своей статье «Головокружение от успехов» всю вину за «перегибы» на местных работников. Однако после краткой передышки принудительный загон в колхозы был возобновлен.

    Формально земля стала колхозной собственностью, фактически же государство изымало у колхозов все «излишки». По существу, это было повторение продразверстки в более удобной для коммунистов, централизованной форме.

    Результатами коллективизации стали:

    1. Получение государством огромных средств от продажи на экспорт сельхозпродукции для инвестирования их в форсированную индустриализацию. Пожалуй, этот результат был единственным позитивным .

    2. Ограбление и уничтожение крестьянства как класса земельных собственников , фактическое сосредоточение всего сельского хозяйства в руках государства (на прокорм крестьянам оставили огороды) и беспощадное подавление сопротивления (3,5 млн. раскулаченных и высланных).

    3. Как следствие – массовый голод 1933 г. в деревне, особенно на Украине (до 2 млн. умерших), и жестокие репрессии за попытки голодающих крестьян воровать с колхозных полей (т.н. «закон о 5 колосках»).

    4. Фактическое прикрепление крестьян к земле, когда началось бегство от нищеты из колхозов в города, путем введения паспортной системы в 1934 г. с запрещением выдачи паспортов сельским жителям.

    5. Как следствие перечисленного – резкое падение производительности труда в сельском хозяйстве, несмотря на его механизацию тракторами и комбайнами (проводившуюся централизованно государством).

    В сочетании с общей централизацией экономики и введением планового начала в ней через посредство 5-летних планов, коллективизация позволила провести в 1928–1937 гг. ускоренную индустриализацию страны (одним из побочных источников средств стало и широкое использование дарового труда миллионов заключенных концлагерей). Она проводилась путем широкого строительства новых заводов с внедрением новых технологий. Энтузиазм рабочих, которым обещали скорый рай на земле и одним из проявлений которого стало стахановское движение «ударников» производства за перевыполнение планов, сочетался с резким ужесточением трудовой дисциплины. Каждая авария на производстве объявлялась «вредительством» и влекла за собой суровые репрессии. Символом этого стала сакраментальная фраза наркома путей сообщения Л. Кагановича: «Каждая авария имеет свое имя, отчество и фамилию».

    Основными результатами индустриализации стали:

    1. Мощный индустриальный скачок, рост промышленной продукции менее чем за 10 лет в 2,5 раза, в том числе в тяжелой промышленности – в 5 раз, и превращение СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную . С 5-го места в мире, которое занимала дореволюционная Россия по объемам промышленного производства (после США, Англии, Франции и Германии), СССР перешел на 2-е (после США).

    2. Окончательное уничтожение частной собственности в промышленности (коммерсантов-«нэпманов» попросту задавили налогами) и сосредоточение ее целиком в руках государства, с переходом к сверхцентрализованной системе государственного планирования через Госплан путем составления 5-летних планов (пятилеток ) и с заменой местных органов управления хозяйством (совнархозов) на центральные общегосударственные (хозяйственные наркоматы, а впоследствии министерства). При этом в сферу директивного планирования были включены не только объем и ассортимент продукции во всех отраслях экономики, но и цены на товары. С уничтожением свободной торговли рубль перестал быть свободно конвертируемым, курс его устанавливался государством.

    Следует признать, что индустриализация и коллективизация сопровождались крупными социальными достижениями коммунистов за тот же период, важнейшими из которых стали:

    1) ликвидация безработицы к 1930 г. за счет перехода к плановой системе общегосударственной экономики;

    2) ликвидация массовой неграмотности путем введения обязательного бесплатного образования (вначале, как и до революции с 1913 г. – начального, затем – 7-летнего и впоследствии – среднего);

    3) бесплатное образование на всех уровнях;

    4) бесплатное здравоохранение на всех уровнях.

    Совокупность мероприятий коммунистов по ликвидации неграмотности, бесплатному образованию, расширению сети вузов и школ и постановке культуры и гуманитарных наук под жесткий идеологический контроль партии (в частности, деятели культуры были объединены в Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников и т.п. с жесткой дисциплиной по образцу партийной) получила название «культурной революции».

    Борьба между вождями за власть в партии и государстве началась уже в 1923 г., поскольку весной Ленина парализовало. Внутрипартийная борьба 20-х гг. прошла несколько этапов.

    Начало 20-х гг. внесло существенные изменения в высший эшелон правящей партии. В течение пяти лет на вершине партийно-государственной пирамиды находился признанный лидер – В.И. Ленин, лидерство которого признавали даже самые амбициозные большевистские вожди: Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. Опираясь на свой непреклонный авторитет, Ленин проводил достаточно последовательный экономический курс. В декабре 1922 г. состояние здоровья Ленина резко ухудшилось. По настоянию врачей он переехал в Горки, дачное место под Москвой. Между приступами болезни Ленин диктовал письма и статьи, излагая в них свои мысли о дальнейшем развитии страны и задачах партии. Им были надиктованы «Странички из дневника», «О кооперации», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «К вопросу о национальностях и "автономизации"», «Письмо к съезду». В последствии эти ленинские работы получили собирательное название - «ленинское завещание».

    В «Письме к съезду» Ленин дал характеристики шести видным членам ЦК партии, от взаимоотношения которых зависело единство партии. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком (Апрель 1922 г. – Авт.), сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью… Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека…». Троцкий был охарактеризован как человек, страдающий «…самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела».

    Увидев в начале 1921 г., что «дискуссия о профсоюзах» быстро привела к созданию фракций внутри партии, к острой борьбе между фракциями и фактически поставила партию на грань раскола, Ленин пришел к заключению: сохранение единства партии - важнейшая гарантия построения социализма. Поэтому на X съезде он добился принятия решения «О единстве партии». Этим решением запрещалось создание фракций внутри партии. По сути, это был решающий шаг к ликвидации внутрипартийной демократии, который в последствии привел к установлению режима личной власти Сталина.

    Борьба между вождями за власть в партии и государстве началась уже в 1923 г., поскольку весной Ленина парализовало.

    Внутрипартийная борьба 20-х гг. прошла несколько этапов.

    Первый этап длился с осени 1923 – до начала 1925 гг.

    Наиболее амбициозные лидеры партии Троцкий и Зиновьев (его поддерживали Каменев и Сталин) видели себя единоличными преемниками Ленина. Осенью 1923 г. Троцкий, член Политбюро и председатель Реввоенсовета СССР, обнаружил, что лично ему преданных руководящих работников в партийно-государственном аппарате «оттирают» и убирают с занимаемых должностей. Эту кадровую политику проводили противники Троцкого, прежде всего - Сталин, который, используя полномочия генерального секретаря ЦК РКП(б), стремился сконцентрировать управление партией в ее центральных органах – ЦК, Политбюро и других. Эта ситуация толкнула Троцкого выступить с обвинениями партийной верхушки – членов Политбюро Каменева, Зиновьева и Сталина - в «обюрокрачивании»: он требовал положить конец «секретарскому бюрократизму», остро критиковал внедряемую Сталиным систему назначения руководителей «сверху» и предлагал выбирать их «снизу». Для борьбы с бюрократизацией он публично предложил «опираться на учащуюся молодежь, как на вернейший барометр партии». С другой стороны, в опубликованной осенью 1924 г. работе «Уроки Октября» Троцкий подчеркнул свою роль в успехе Октябрьского переворота и вспомнил эпизод со «штрейкбрехерством» Зиновьева.

    Борьба против Троцкого объединила трех членов Политбюро Каменева, Зиновьева и Сталина («тройка»).

    «Кризис сбыта» и поиск путей выхода из него в очередной раз, как прежде – другие кризисы в стране, вызвал острую дискуссию внутри партии и обострил борьбу за власть. Дискуссия велась вокруг двух главных вопросов: экономической политики и демократизации партии.

    Каменев, Зиновьев, Сталин и их сторонники видели причину кризиса в установлении слишком высоких цен на продукцию государственной промышленности, обвиняя в этом заместителя председателя ВСНХ Г.Л. Пятакова, сторонника Троцкого. Поскольку Троцкий для выхода из кризиса предлагал начать индустриализацию, финансируя ее путем повышения налогообложения крестьян, «тройка» поддержала его оппонента Н.И. Бухарина, выступавшего за ослабление налогового пресса на крестьян с целью создания условий для подъема аграрного сектора.

    С другой стороны, «тройка» обвинила Троцкого и его сторонников, названных «левой оппозицией», в попытке натравить одну часть партии на другую (партийную молодежь на старые кадры); это обвинение было очень серьезным, поскольку в глазах рядовых членов партии попытка ее раскола воспринималась как очень опасное нарушение заветов Ленина. Изобретенный Зиновьевым термин «троцкизм» стал использоваться как синоним антиленинизма.

    Быстрый выход из «кризиса сбыта» за счет административного вмешательства в ценообразование и использование подконтрольной Сталину партийной печати для массированного обвинения «оппозиции» в «троцкизме» и попытке расколоть партию позволили Каменеву, Зиновьеву и Сталину («тройке») и их сторонникам получить поддержку большинства членов партии в ходе партийной дискуссии. К лету 1924 г. дискуссия закончилась поражением «левой оппозиции».

    За дискуссией последовала массированная компания по дискредитации Троцкого. Все его реальные и мнимые ошибки трактовались как борьба против Ленина и партии. В частности, Сталин опубликовал в «Правде» письмо Троцкого к Н.С. Чхеидзе, написанное в 1913 г., в котором содержались неуважительные высказывания в адрес Ленина.

    Троцкий потерпел поражение. В январе 1925 г. он был снят с постов председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам.

    Второй этап охватил период с весны по конец 1925 г.

    Переход «кризиса сбыта» в «товарный голод» и срыв хлебозаготовок в 1925 г. из-за отказа крестьян везти большую часть хлеба на рынок убедили Каменева и Зиновьева в ошибочности взглядов Бухарина. Крестьянство, решили они, пошло по капиталистическому пути развития и необходимо вернуть его на социалистический путь мерами государственного принуждения, в чем они видели первый шаг к выходу из кризиса. Вторым шагом они считали ускоренное развитие государственной индустрии. Однако, считая невозможным возврат к продразверстке, реальных источников финансирования индустриализации они не видели, что привело их к заключению о невозможности построить социализм в СССР из-за его экономической отсталости до тех пор, пока не победят революции в развитых странах и победивший европейский пролетариат не окажет СССР необходимую экономическую помощь. Тем самым, Каменев и Зиновьев фактически разделили взгляды Троцкого.

    Сталин, со своей стороны, поддерживая Бухарина, верившего в возможность построения социализма в изолированном СССР, выдвинул тезис о возможности построения социализма в «отдельно взятой стране» даже в условиях агрессивного капиталистического окружения. Из этого он делал вывод о необходимости развития экономического и дипломатического сотрудничества с этим окружением. Кроме того, стремясь к единоличному лидерству и используя полномочия генсека, Сталин стал перемещать преданных Зиновьеву партийных чиновников на периферийные должности.

    Поскольку Троцкий предпочел уклониться от участия в дискуссии по основным направлениям политики перед XIV съездом партии, Сталин и его окружение главной мишенью выбрали Каменева и Зиновьева, при этом выдвинув на острие борьбы Бухарина.

    В свою очередь, Зиновьев и Каменев расценили взгляды Сталина как предательство марксистской идеи мировой революции и принципов пролетарского интернационализма. Они и их сторонники осудили принятое в апреле 1925 г. решение о снятии ограничений по найму батраков и аренде земли, проведенное при поддержке Сталина. Главным идеологом «отступления вправо» ими был назван Бухарин, призвавший зажиточных крестьян «обогащаться, не боясь никаких репрессий». По их мнению, укрепившись экономически, кулаки стали бы претендовать и на политическую власть в стране.

    В ходе дискуссии Сталин и его окружение, как и Бухарин, обвинили Каменева и Зиновьева в «капитулянтстве» и отходе от ленинизма. Большинство партии поддержало Сталина и Бухарина, поскольку признать правоту взглядов Каменева и Зиновьева о невозможности построения социализма в одной стране означало потерять основу и цель политики партии большевиков. Каменев, Зиновьев и их сторонники подконтрольной Сталину партийной печатью были названы «новой оппозицией».

    На состоявшемся в декабре 1925 г. XIV съезде партии «новая оппозиция» потерпела поражение, поскольку: во-первых, большинство делегатов являлись выдвиженцами и назначенцами Сталина, во-вторых, призывы оппозиции к «разжиганию» классовой борьбы как внутри страны, так и за ее пределами не нашли отклика ввиду усталости от войн и разрухи, наконец, в-третьих, делегаты, как и многие рядовые члены партии, действительно воспринимали Каменева и Зиновьева как «капитулянтов», коль они не верят в построение социализма в отдельно взятом СССР.

    В итоге Зиновьев был снят с должности 1-го секретаря партийной организации Ленинграда, где у «новой оппозиции» было много сторонников (вместо него был назначен С.М. Киров). А затем и лишен должности председателя Исполкома Коминтерна, фактическим руководителем которого вместо него стал Бухарин.

    Третий этап длился с весны 1926 по конец 1927 гг.

    В 1926 г. ситуация в стране осложнилась. Во время выборов в местные Советы беспартийные крестьяне проявили большую активность и получили много мест, а доля коммунистов и рабочих в местных Советах уменьшилась. При этом крестьяне стали настаивать на создании своей, крестьянской, партии.

    В этой обстановке в апреле 1926 г. произошло объединение группы Троцкого и группы Каменева – Зиновьева; бывшие соперники простили друг другу ранее нанесенные обиды и оскорбления. Так образовалась группа, прозванная сталинской пропагандой «объединенной левой оппозицией» или «троцкистско-зиновьевским блоком».

    Эта группа обвинила Сталина его сторонников в предательстве идеалов не только мировой, но и русской революции в угоду «нэпманам», в «правом уклоне», то есть поддержке богатого крестьянства, в проведении политики, ведущей к перерождению диктатуры пролетариата в диктатуру партийной бюрократии, к победе бюрократии над рабочим классом. Троцкий, Каменев и Зиновьев предлагали начать форсированную индустриализацию, рассматривая ее и как начало экономического соревнования с капитализмом в преддверии новой мировой войны, и как начало строительства социализма. Главным источником средств для индустриализации они считали зажиточных крестьян: требовали обложить их «сверхналогом», а собранные средства направить в государственную тяжелую промышленность. Это должно было способствовать подготовке к новой войне и мировой революции.

    Сталин резко критиковал взгляды «объединенной левой оппозиции», воспринимая ее как серьезную угрозу своей власти. Он умело использовал ленинские аргументы, обвиняя ее лидеров в намерении расколоть партию и разрушить союз рабочего класса и крестьянства. Вероятно, Троцкий, Каменев и Зиновьев, не понимали истинных намерений Сталина, всерьез полагая, что он стремится стать полновластным диктатором, чтобы повернуть страну к реставрации капитализма. Сталин, между тем, также считал форсированную индустриализацию первоочередной задачей и вдобавок хорошо понимал, что нет иного пути обеспечить ее финансирование, кроме конфискации хлеба у богатых крестьян и закупки за границей современного промышленного оборудования в обмен на экспортируемый хлеб. Но главной его задачей в этот период был не поиск путей экономического развития, а поиск способов окончательного устранения от власти своих главных соперников – Троцкого, Каменева и Зиновьева. Поэтому он демонстративно поддерживал Бухарина, искренне и активно боровшегося против «объединенной левой оппозиции», не разделяя в действительности его взглядов на развитие НЭПа в рыночном духе и, в частности, на необходимость «обогащения» крестьян.

    В ходе борьбы Сталин одержал очередную победу: в октябре 1926 г. Троцкий, Каменев и Зиновьев были исключены из Политбюро.

    В 1927 г., после разрыва Великобританией дипломатических отношений с СССР, новая антисоветская интервенция считалась делом ближайшего будущего. Это дало «объединенной левой оппозиции» некоторую поддержку среди военных и студентов. В мае – июне ее активисты распространили «Заявление 83-х», под которым стояли 1,5 тыс. подписей представителей старой партийной гвардии, что свидетельствовало о консолидации сил, выступающих против Сталина и Бухарина. Не имея возможности легальной деятельности, сторонники Троцкого, Каменева и Зиновьева использовала знакомые с дореволюционных времен методы нелегальной деятельности: выпуск заявлений и листовок, устройство конспиративных собраний и т.д. 7 ноября 1927 г., в день 10-й годовщины Октябрьской революции, они провели в Москве и в Ленинграде демонстрации, альтернативные официальным. Сталин и подчиненный ему партаппарат умело использовали эту ситуацию, обвинив «объединенную левую оппозицию» в том, что в своем стремлении расколоть партию она «перешла границу советской легальности». Троцкий и Зиновьев в октябре 1927 г. были исключены из ЦК, а в ноябре – из партии.

    На состоявшемся в декабре 1927 г. XV съезде партии Сталин и партаппарат создали по отношению к «объединенной левой оппозиции» атмосферу острой нетерпимости. Большинством голосов съезд проголосовал за исключение из партии 75 активных оппозиционеров, включая Каменева.

    В январе 1928 г. Троцкий и ряд других лидеров оппозиции были высланы из Москвы в Алма-Ату и другие населенные пункты страны. А в 1929 г. Троцкого обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали из СССР, лишив гражданства.

    Третий этап длился с весны 1928 по весну 1929 гг.

    В начале 1928 г. в целях выхода из «кризиса хлебозаготовок» Сталин и его окружение приняли решение об изъятии «излишков» у кулаков, отказывавшихся продавать их по низким закупочным ценам. Но благодаря этой мере получить необходимое количество зерна все же не удалось. Поэтому весной 1928 г. Сталин предложил начать конфискацию «излишков» у середняков. Против этого выступили Бухарин и разделявшие его взгляды на НЭП глава правительства А.И. Рыков и лидер советских профсоюзов М.П. Томский. В сентябре 1928 г. в «Правде» была опубликована статья Бухарина «Заметки экономиста» с изложением его программы: пойти на уступки крестьянину-середняку, прекратить конфискации и возвратиться к экономическим методам регулирования внутреннего рынка.

    Это дало основание Сталину устранить из партийного и государственного руководства последнюю группу лидеров, которых он считал соперниками в борьбе за власть. В ноябре 1928 г. на пленуме ЦК ВКП(б) взгляды Бухарина, Рыкова, Томского и их сторонников были объявлены «правым уклоном» и осуждены как попытка спасти сельскую буржуазию и сорвать строительство социализма. Вслед за этим в печати началась руководимая Сталиным компания по дискредитации Бухарина как теоретика: он был объявлен лидером «правого уклона» и все, что он сделал для развития ленинской теории НЭПа, было перечеркнуто.

    В апреле 1929 г. XVI партконференция осудила «правый уклон» и тогда же Бухарин был смещен с поста председателя Исполкома Коминтерна. В ноябре 1929 г. Бухарин был выведен из состава Политбюро. Под давлением Сталина и его окружения Бухарин, Рыков и Томский тогда же признали свои «ошибки».

    Таким образом, в результате жесткой и беспринципной борьбы Сталин стал единоличным и непререкаемым лидером ВКП(б), что дало ему возможность, по его собственным словам, «послать нэп к черту».

    С.И. Голотик, А.Б. Данилин, Е.Н. Евсеева, С.В. Карпенко



     

    Возможно, будет полезно почитать: