Развивающие задания для мышления. Как развивать логическое мышление

Развитие - необходимость для каждого человека, независимо от возраста. Умение логически мыслить позволяет быстрее принимать решения, выстраивать логические цепочки, находить взаимосвязь между различными предметами и предопределять результат в наиболее короткое время. К тому же, именно благодаря развитому логическому мышлению каждый человек способен анализировать поведение окружающих и определять мотивы их поступков. И это не врожденный дар, а способность, которая достигается с помощью специальных занятий, игр и упражнений. Давайте рассмотрим некоторые методы для развития логического мышления.

Пиаже называет такие системы «конкретно-оперативными структурами». Психические операции по-прежнему связаны с ярко ощутимым содержанием, но они характеризуются большей гибкостью. Различные аспекты объекта или процесса могут быть обнаружены и связаны одновременно. Термин «конкретные операции» означает, что ребенок теперь может оперировать мыслями с конкретными объектами или их идеями. Он может настраивать, расширять, делить, различать строки. Детское мышление достигает в этой структуре первой формы устойчивого равновесия.

Ребенок ограничивается целенаправленным конкретным мышлением о том, что является фактическим и реальным. Однако в этом возрасте «реальность» часто подчиняется когнитивным схемам или последние сознательно манипулируют. С формальным мышлением Пиаже происходит изменение смысла между реальным и возможным. Формальное мышление фундаментально гипотетически-дедуктивное. Мышление операций может быть выполнено на этом уровне с абстрактным содержанием, которое больше не может быть конкретно задумано. Это соответствует высшей форме логического мышления.

Приемы для развития логического мышления

1. Анаграммы. Задача - составить слово из всех заданных букв. Например: В Т О О Г Р - ТВОРОГ, Л П С А У К А - КАПСУЛА, М Ж Е Е Т Д Н Е М Н - МЕНЕДЖМЕНТ. В открытом доступе существует множество программ-генераторов подобных анаграмм.

2. Упражнения на исключение лишнего. Например, необходимо найти слово, логически не подходящее в данном ряду: голубь, снегирь, синица, орел, жаворонок.

Мышление теперь зависит прежде всего от словесных или символических элементов, а не от объектов. Обратимость теперь также формальна, т.е. абстрактна. Формальное мышление состоит из системы операций второго порядка; ч. дети теперь могут работать с операциями, например. Например, думая о собственном мышлении, о форме их аргументации. Проверяется не только существенная корректность заявлений, но их логическая форма или «содержание правды».

«Скептик» - это тот, кто находит все глупо и всегда против него. По крайней мере, в воображении многих людей. Дело не в том, чтобы быть против и отвергать вещи. Не только слепые верят, что вы слышите или видите где-то. Подумать, почему кто-то делает или что-то говорит и какой мотив может быть за ним. К сожалению, это не самоочевидно. Особенно в отношении средств массовой информации, он отсутствует все чаще и чаще. Когда он в газете; когда речь идет о телевидении, информация волшебным образом получает особый авторитет. «Если об этом говорят в СМИ, то в ней должно быть что-то!» Или нет?

Лишним будет орел, потому что в этом примере он единственный является хищной птицей, в отличие от остальных.

3. Одним из очень распространенных способов развития логического мышления являются упражнения на определение последовательности . Вам нужно последовательно выстроить понятия от конкретного к общему. Например: сын, ребенок, мальчик, маленький мальчик. Последовательность должна быть такой: сын, маленький мальчик, мальчик, ребенок. Начинаем с более конкретных определений и постепенно приходим к общему итогу. Упражнения на последовательность помогают научиться выстраивать логические цепочки.

Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны научиться критически мыслить. Конечно, вы не можете подвергать сомнению все в жизни. Кто все сомневается, приведет к очень напряженной и удручающей жизни. Но иногда это не больно думать немного о том, что говорят. Конечно, вы не должны просто верить всему. Но критическое мышление также стоит в «нормальной» жизни. Но критически сомневайтесь в своих высказываниях и подумайте об этом. Мы, люди, склонны слишком полагаться на наши сенсорные впечатления, хотя уже давно известно.

Мы неизбежно всегда принимаем очень субъективную точку зрения и часто вынуждаем себя рассматривать объект объективно и критически. Вы должны научиться критическому мышлению, и жаль, что детей нигде не учат. Тема должна быть в каждой учебной программе.

4. Создание загадок. Это упражнение развивает не только логику, но и . Вам необходимо представить нужный предмет и по его качествам придумать загадку. Предположим: «Ноги есть, здоров, как слон. Почему не ходит он?». Ответ: статуя.

5. Задачи для развития словесно-логического мышления. Это упражнения, в которых необходимо из одного слова или набора определенных букв нужно составить как можно больше других слов.

Но, по крайней мере, есть хорошая серия видео, в которой преподаются основы критического мышления. Но было бы неплохо, если бы вы выпустили такую ​​серию на немецком языке. Какие темы следует включить? Как вы можете лучше всего реализовать это графически? Фаза формальных операций.

По словам Пиаже, формально-оперативное мышление начинается со многих людей в возрасте от 11 до 12 лет, и оно улучшается по мере взросления взрослых. Дети начальной школы по-прежнему сильно связаны с тем, что действительно дано и что ощутимо. С другой стороны, формально-оперативный мыслитель может мыслить абстрактными отношениями в своей голове.

Существует еще множество различных способов развития логического мышления: специализированная литература, головоломки и ребусы, настольные и компьютерные игры. Например, "Сапер", "Эрудит" и шахматы. К счастью, теперь в шахматы можно играть и виртуально, что существенно облегчает задачу по поиску противника.

Развитие логического мышления у детей

Развитие логического мышления у детей – такой же необходимый процесс, как и у взрослых. И чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больше вероятность того, что впоследствии у него не возникнет проблем с учебой. К тому же, это поможет ему научиться оперативно обрабатывать информацию. В самом раннем возрасте детям желательно давать простейшие упражнения. Например, вы можете предложить ребенку отнести определенное слово к какой-либо группе. Предположим: стул – мебель, рубашка – одежда, тигр – животное, тарелка – посуда.

Таким образом, он может применять абстрактно найденное решение по целому ряду проблем. По словам Пиаже, самый высокий уровень познавательного развития достигается, когда человек может мыслить формально-оперативно. Поэтому он может логически и систематически думать о конкретных и абстрактных проблемах, делать предположения о возможных решениях и тщательно проверять их. Пиаже и Инхальдер провели эксперимент. Они показали своим предметам 5 стеклянных сосудов, содержащих бесцветную жидкость. Им нужно было выяснить, какие жидкости нужно смешивать, чтобы получить желтую жидкость.

Также подойдут и упражнения на исключение лишнего, но задачи должны быть значительно проще.

В самом начале ребенку трудно будет понять, что от него требуется. Поэтому первое время вам лучше решать задачи самостоятельно, вслух поэтапно объясняя, почему вы пришли именно к таким ответам. Не стоит требовать от ребенка мгновенного участия в процессе. Возможно, на объяснение уйдет намного больше времени, чем вы предполагаете, но однажды это обязательно приведет к хорошим результатам.

Это была удача, если они нашли правильное решение. Формально-оперативные мыслители гораздо более систематичны: сначала они пробуют все возможные комбинации двух сосудов, затем они пробуют комбинацию из трех сосудов. Если вы попытаетесь использовать все возможные комбинации, вы можете найти решение. Кроме того, конкретным оперативным мыслителям очень сложно понять предположения, которые противоречат их опыту.

Молодые люди часто много думают о том, какие условия являются желательными и идеальными для них и для других, и они привержены чистой окружающей среде или помогают Третьему миру, но их желательность часто выражается словами, а не делами, Хотя их требования к изменению условий жизни кажутся логичными, в современном мире они не могут быть оправданы. Пиаже ах в идеалах выражает формально-оперативный эгоцентризм, где ему все же удается отличить свои логические выводы от взглядов других. Подростки нуждаются в большем опыте, прежде чем они немного ограничивают свой оптимизм и видят мир с большим реализмом.

Логическое мышление основывается на построении цепочки последовательностей, доводов, событий, что помогает делать определенные выводы, принимать правильные решения. Если у человека хорошо развито логическое мышление, он может легко находить выход из любой ситуации, предугадывать последствия событий. Развивать эту способность лучше всего с раннего детства, но и во взрослом возрасте можно и нужно тренироваться.

Пиаже, как правило, недооценивает способность детей мыслить и переоценивать способность молодых людей и взрослых думать. Позже он признался, что большинство взрослых используют формально-оперативное мышление только в тех областях, для которых у них уже есть больший интерес или очень высокий уровень опыта. Фактически, не все люди могут мыслить формально оперативно. Исследование Роберта Карплюса и его коллег показало, что 36 процентов респондентов не смогли этого сделать.

Возможность абстрактно-логического мышления при тестировании

Высокое уважение Пиаже к реферату основано на рационально определенной культуре, в которой он вырос и работал всю свою жизнь. Преподаватели представили 15-летнему классу сравнительно абстрактных, бесконфликтных связей, поскольку они предположили, что они могут думать формально-оперативно. Теннант и Погсон также отмечают, что в западных культурах ручная работа меньше, чем когнитивная деятельность, и, как следствие, лингвистическое, абстрактное и сложное мышление имеет гораздо более высокое признание, чем конкретное мышление или применение знаний.

Существует множество упражнений на логику, которые помогают развить внимание, сосредоточенность, восприятие, наблюдательность, мышление, интеллект. Полезным является упражнение под названием «Логичность». Его смысл заключается в том, чтобы определить, правильно ли установлена взаимосвязь между суждениями, логичен ли вывод, умозаключение. Например: «Все собаки умеют гавкать. Шарик — собака, значит, он умеет гавкать». Это утверждение логично. «Все фрукты вкусные. Мороженое тоже вкусное, значит, оно — фрукт». Здесь налицо ошибка в суждении. При занятии с детьми важно не просто спрашивать, ложно или истинно утверждение, а просить ребенка объяснить, почему он так считает. Тогда он будет выстраивать логическую цепочку, которая и приведет его к правильному решению. Еще одним действенным упражнением, помогающим развить логическое мышление, является «Выстраивание по порядку». Предлагается набор слов или словосочетаний, имеющих одну тематику. Требуется расположить их так, чтобы первое было наиболее частным, а последнее — обобщенным. Например, «Такса — собака — животное». Чем больше понятий в одной цепочке, тем сложнее задание, тем больше задействуются те центры мозга, которые отвечают за логическое мышление.


Также простым и интересным методом развития логики являются различные игры. К таковым можно отнести шахматы, шашки, домино, пазлы, нарды, кубик Рубика, «Эрудит» и многие другие. Они помогают развить память, усидчивость, наблюдательность. Эти и многие другие игры можно найти в электронном виде в сети интернет, что позволит играть без второго партнера. Любые игры на логику развивают быстроту мышления, умение видеть на перспективу, способность находить решения молниеносно. Именно эти качества очень важны в современном мире, где перед человеком каждый день возникает несметное количество задач, которые нужно решать быстро и правильно.


Таким образом, для учителей конечной целью их образовательных усилий является молодой человек, способный к формальным операциям и требующий абстрактного мышления. Таким образом, взрослые редко используют возможности мышления, на которые они способны. Конкретно-оперативный мыслитель может решить такую ​​задачу, как «Если А больше, чем В, а если В больше, чем С, кто величайший?» Только если он может заменить физических лиц абстрактными знаками. Но если он больше не нуждается в этой конкретизации, когнитивное развитие Пиаже приближается к своему пику.

Что касается самых маленьких детей, то им можно предложить кубики, пазлы из двух-трех элементов, конструктор, пирамиды, прочие интересные игры, которые помогут не только занять ребенка, но и развить логическое мышление.

Логическое мышление поможет добиться успеха при построении карьеры во все сферах деятельности, даже в семейной жизни.



 

Возможно, будет полезно почитать: