Возможные пути решения международного терроризма. Глобальная проблема терроризма в современном мире: выявление сущности, характерные черты, направления, причины и обоснования

И несколькими прилегающими островами, куда после победы коммунистического режима в бежало свергнутое правительство Чан Кайши , установившее так называемый гоминьдановский режим, который всё это время находится под покровительством США . Тайвань, наряду с Японией , а затем и Южной Кореей , стал оплотом сопротивления коммунистическому влиянию в Азии.

КНР рассматривает Тайвань и прилегающие острова как часть единого и неделимого китайского государства. Руководство Тайваня, или, как он официально называется, «Республика Китай» (Republic of China - ROC), считает Тайвань независимым самостоятельным государством и даже претендует на членство в ООН .

В конце 1970-х, используя обострение отношений между СССР и США из-за ввода советских войск в Афганистан , Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).

Пограничное урегулирование

Российско-китайское разграничение на Дальнем Востоке документально было оформлено в 1860 году . Его особенность состояла в том, что водные поверхности рек Амур и Уссури не разграничивались, территории двух государств отмеривались от кромок коренных берегов (по урезу воды).

Подписание и ратификация соглашений с российской стороны была воспринята в штыки российскими «патриотически-государственническими» политическими кругами, рассматривающими их как уступку Китаю «исконно русских» территорий. По мнению МИД России, подписание и ратификация этого соглашения не означает ни уступок, ни передачи «российских территорий Китаю, и речь не идёт о каких-то территориальных завоеваниях этой страной нашей территории» .

Документ исключает внесение изменений в положение демаркированной на местности линии государственной границы в результате естественных изменений, происходящих на местности в приграничной полосе. Для установления на местности линии государственной границы между Россией и Китаем в соответствии с соглашением формируется совместная демаркационная комиссия, задачей которой станут определение принадлежности островов на пограничных реках, а также подготовка проектов документов о демаркации границы и составлении демаркационных карт.

Проблема Тайваня

Президент Путин заявил о своей однозначной поддержке закона о сохранении территориальной целостности страны, принятого КНР в марте 2005. При этом Россия делает акцент на необходимость использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая.

Иммиграция китайских граждан в Россию

Одна из основных и на сегодняшний день не урегулированных проблем - проблема стихийной и незаконной эмиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока.

Оккупация независимого Тибета

Китай оккупировал территорию независимого государства Тибет в 1950 году.

Политика Китая на оккупированных территориях Тибета

Проводится политика заселения Тибета этническими китайцами, в результате коренные этнические Тибетцы оказались в меньшинстве.

Политическое давление КНР на другие страны с целью признания оккупированных территорий частью Китая

Агрессивная внешняя политика КНР, политическое давление на ряд стран, в том числе и Россию - не позволяет до сих пор окончательно определить статус Тибета в мировом сообществе. Россия, считая, что КНР является её стратегическим партнером в противостоянии с США и её союзниками - признает оккупированный Тибет частью КНР.

Треугольник Москва - Дели - Пекин

Идея и её развитие

Идею создания стратегического треугольника Россия - Индия - Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998 году российский премьер-министр Евгений Примаков . Не в состоянии остановить готовившуюся операцию НАТО против Югославии , Примаков призвал к сотрудничеству трёх стран как своего рода противодействию однополярности в мире. Потребовалось, однако, несколько лет для того, чтобы это предложение было поддержано дипломатами.

Первые трёхсторонние встречи в этом формате состоялись в Нью-Йорке в период сессий Генеральной Ассамблеи ООН в и , а в - в Алма-Ате в ходе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В июне встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии впервые состоялась на территории одного из трёх государств «треугольника» - во Владивостоке .

Общие и частные интересы

Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.

Каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:

  • Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям - нефти и газу ;
  • Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом , наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, - в Центральной Азии , поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);
  • Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН ; Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформах; предполагается, что к сентябрьской сессии ООН три государства выйдут с совместными предложениями.
  • Индия стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и играть более активную роль в Центральной Азии.

Достижения

Сотрудничество в рамках «треугольника» уже позволило начать процесс нормализации отношений между Китаем и Индией и урегулирования пограничных проблем (см. ниже). Полностью урегулированы пограничные вопросы между Китаем и Россией (см. выше).

«Треугольник» и США

Наблюдатели указывают на то, что партнёрство трёх государств организационно пока никак не оформлено и, возможно, не примет чётких международно-правовых форм, поскольку это означало бы образование альтернативного США центра силы в Азии и неминуемо вызвало бы их негативную реакцию.

В настоящее время ни одному из трёх государств этого по разным причинам не хотелось бы.

  • Россия рассматривает США как партнёра в борьбе с распространением ядерного оружия и за поддержание стратегической стабильности в мире, а поэтому, несмотря на активизацию США на пост-советском пространстве , Россия отказывается открыто этому противодействовать.
  • Для Китая США представляют собой обширный рынок сбыта товаров и источник внешних инвестиций. Китай болезненно реагирует на планы США поставить новейшие вооружения Тайваню , но при этом не добивается сворачивания американского военного присутствия в Восточной Азии , поскольку оно сдерживает усиление военной мощи Японии .
  • Отношения между Индией и США вышли на новый уровень. США практически отменили санкции, которые были наложены на Индию за проведение ею ядерных испытаний . Теперь США предлагают Индии сотрудничество в сфере мирного использования ядерной энергии, освоения космоса , высоких технологий и даже в области ПРО .

Китай - Индия

В апреле 2005 в ходе визита в Индию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по итогам его переговоров с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом стороны объявили об установлении между странами «стратегического партнёрства».

Китай использует этот термин для характеристики отношений со своими важнейшими внешнеполитическими партнёрами - например, с Россией и Евросоюзом .

Китай и Индия намерены довести торговый оборот с $13,5 млрд в до $20 млрд в и $30 млрд в . Самой перспективной областью сотрудничества стороны считают информационные технологии .

В подписанном соглашении по пограничной проблеме указано, что «расхождения по пограничному вопросу не должны влиять на развитие двусторонних отношений в целом», а имеющиеся проблемы будут решаться путём двусторонних консультаций. Дело в том, что Индия с 1960-х годов обвиняет Китай в оккупации 38 000 кв. км территории индийского штата Кашмир (район Аксай-Чин), а КНР, в свою очередь, претендует на 90 000 кв. км в индийском штате Аруначал Прадеш . Территориальный спор явился результатом произошедшего в кратковременного вооружённого конфликта, после которого сторонам так и не удалось определить и зафиксировать в официальных документах общую границу протяжённостью 3,5 тыс. км, проходящую в Гималаях от Кашмира на западе до Мьянмы на востоке. Стабилизации обстановки в районе индо-китайской границы способствовали соглашения, подписанные в и , которые, однако, не устранили коренных разногласий между странами.

С целью скорейшего решения проблем Индия и Китай выразили готовность пойти на пересмотр своих позиций, и в качестве первой уступки КНР впервые признала частью Индии Сикким (королевство Сикким было аннексировано Индией в , однако КНР до сих пор продолжал считать его независимым государством).

Проблемы в двусторонних отношениях также касаются развивающегося военно-технического сотрудничества Китая с Пакистаном и активности на индийской территории тибетских эмигрантских организаций, выступающих за отделение Тибета от КНР.

Индия предоставила тибетскому духовному лидеру - далай-ламе убежище после поражения антикитайского восстания в Тибете в . По заявлениям китайских официальных лиц, Индия готова запретить далай-ламе заниматься на территории Индии антикитайской деятельностью, признавая, что Тибетский автономный район является частью КНР.

Китай - Пакистан

В апреле 2005 премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в ходе визита в Исламабад заключил двусторонний Договор о дружбе, добрососедстве и взаимной помощи. В своё время КНР создал в Пакистане целый ряд военных предприятий и даже, по слухам, способствовал осуществлению ядерной программы Пакистана . В перспективе планируется построить нефтепровод от побережья Аравийского моря до китайского Синьцзяна , обеспечив таким образом доставку нефти в Китай в обход узкого Малаккского пролива .

Китай поддерживает намерение Пакистана стать полноправным членом ШОС .

Китай - Иран

Китай - Япония

2005 год

В своё время они принадлежали Китаю, но после завоевания Японией в острова Тайвань они были включены вместе с Окинавой в состав Японии. В Япония потеряла все территории, приобретённые ею с конца XIX века . Сенкаку (Дяоюйдао) вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку (Дяоюйдао).

Китай с этим решением не согласен и в объявил эту территорию «исконно китайской». Интерес к архипелагу усилился после того, как в здесь были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд кубометров.

Международные организации и региональное сотрудничество

ООН

Китай - первоначальный член ООН , постоянный член Совета Безопасности ООН .

С момента создания ООН, Китай был представлен Китайской Республикой , с 1949 года контролирующей только Тайвань . 25 октября 1971 года Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция 2758 , передавшая представительство Китая Китайской Народной Республике .

Шанхайская организация сотрудничества

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - международная региональная организация, созданная на территории бывшего СССР .

Деятельность организации началась с двустороннего формата отношений между Россией и Китаем в . В тот же год к ШОС присоединились Таджикистан, Киргизия, Казахстан, а в 2001 году - Узбекистан. Это единственное региональное образование на территории бывшего СССР, в которое помимо стран СНГ входит Китай.

Шанхайская организация сотрудничества создавалась как лига коллективной безопасности. Первоначально приоритет в рамках организации отдавался сотрудничеству в сфере безопасности, в том числе борьбе с терроризмом, наркобизнесом и т. д. Постепенно, однако, на первый план стало выходить торгово-экономическое взаимодействие.

Китай рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта и хотел бы сформировать здесь общее экономическое пространство. Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Пекин демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств-участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей

В 60-е гг. XIX в. Китай подписал неравноправные договоры с Пруссией (1861), Данией и Нидерландами (1863), Испанией (1864), Бельгией (1865), Италией (1866) и Австро-Венгрией (1869).

В 70-е гг. XIX в. западные державы сумели добиться от Китая новых уступок. Так, в 1876 г. власти Китая подписали конвенцию в Чифу, содержавшую значительное число уступок Великобритании - открытие четырех новых портов на р. Янцзы, учреждение английского консульства в Дали, а также предоставление благоприятного режима в провинции Юньнань и отправку английской экспедиции в Тибет.

В начале 80-х гг. осложнились франко-китайские отношения в связи с проведением режимом Третьей республики колониальной политики в странах Индокитая, так как территория Аннама находилась в тот момент в вассальной зависимости от Китая.

Ли Хунчжан в мае 1884 г. согласился на ликвидацию вассальной зависимости Аннама, но в Пекине этот шаг не получил поддержки. Тогда французский флот напал на китайскую флотилию у берегов провинции Фучжоу. Столкновения также происходили на море и на суше, и в самом Индокитае, близ Тонкина.

Французским войскам удалось овладеть укреплениями в Фучжоу и занять острова Пэкту. Однако в сухопутных сражениях китайцы оказались более удачливыми, сумев одержать в 1885 г. победу в горах Ляншань (Северный Аннам). Свой успех они развить не смогли, так как цинские власти пошли на подписание в июне того же года мирного договора, согласно которому Аннам отходил под протекторат Франции. Кроме того, французы получили право свободной торговли в провинции Юньнань.

Помимо западных держав, в начале 70 гг. XIX в. борьбу за влияние на Китай начинает Япония. В 1872-1879 гг. она включается в противоборство за единоличный контроль над островами Рюкю, до того времени находившимися под двойным японо-китайским контролем.

В 1874 г. Япония, совместно с США, попыталась захватить о. Тайвань, но после вмешательства Великобритании, имевшей здесь свои интересы, на время от этого плана им пришлось отказаться.

Следующей территорией, ставшей объектом противостояния Японии и Китая, стала Корея. В 1894 г., после начала там крестьянского восстания, корейское правительство обратилось к Китаю за помощью в его подавлении. Воспользовавшись предоставленным моментом, Япония по собственной

инициативе также посылает свои войска на территорию Кореи. Возник конфликт, приведший в конце июля 1894 г. к потоплению японцами китайского военного судна. 1 августа того же года Япония объявила войну Китаю.

В правящих кругах Китая не сложилось единого мнения относительно дальнейшего плана действий. Гуансюй и ряд его советников надеялись, что в ходе предстоящей войны китайские войска сумеют одержать победу над японскими. Цыси и Ли Хунчжан, наоборот, выступали против войны, небезосновательно опасаясь поражения. Тем не менее именно Ли Хунчжану было поручено командовать китайскими войсками на территории Кореи.


16 сентября 1894 г. в сражении близ Пхеньяна китайские войска потерпели поражение и отступили к р. Ялу. Вскоре туда подошли японцы, одновременно высадившиеся и на территории Ляодунского полуострова, захватив там порт Даль- 1 нии и Порт-Артур. Японцы одержали также и победу над китайским флотом, остатки которого вынуждены были отойти в бухту Вэйхайвэй.

В январе 1895 г. в Японию была направлена китайская делегация для ведения переговоров и мире, но они завершились безрезультатно. В феврале японские войска блокировали Вэйхайвэй, а затем его захватили. Лишь после этого в японском городе Симоносеки Ли Хунчжан смог начать мирные переговоры, по итогам которых 17 апреля был подписан Симонесекский договор, предусматривавший отказ Китая от сюзеренитета над Кореей, уступку японцам о. Тайвань, Ляодунского полуострова и островов Пэнху, выплату двухсот миллионов лян контрибуции, согласие на открытие для торговли четырех новых портов. Кроме того, Япония получила право на строительство в Китае своих промышленных предприятий.

Россия и Франция, опасавшиеся усиления влияния Японии на Дальнем Востоке, выступили против ряда статей этого договора, прежде всего в отношении аннексии Ляодунского полуострова. Это вынудило Японию от него отказаться и вернуть под юрисдикцию Китая.

Вскоре после подписания Симоносекского договора, западные державы потребовали от китайского правительства компенсации за оказанную ими поддержку по вопросу о статусе Ляодунского полуострова, а также выразили желание предоставить Китаю займы для уплаты контрибуции Японии.

В 1896 г. в России находилась китайская делегация во главе с Ли Хунчжаном, которая принимала участие в торжествах по случаю коронации императора Николая II. В ходе этого визита между двумя странами был подписан секретный договор о военном союзе в случае нападения на Россию, Китай или Корею со стороны Японии. Кроме того, Китай давал согласие на строительство железной дороги близ Владивостока через территорию Маньчжурии с правом перевозки по ней, в случае необходимости, российских войск, а также использования ими китайских портов.

Активность в Китае в тот период стала проявлять и Германия, захватившая в середине ноября 1897 г. бухту Цзяочжоу и затем добившаяся ее аренды сроком на 99 лет и создания военно-морской базы в порте Циндао. Кроме того, по договору от 6 марта 1898 г. Германия получила право на строительство железных дорог в провинции Шаньдун, а немецкие предприниматели - преимущество в создании там своих концессий. Великобритания, в свою очередь, добилась от китайского правительства подтверждения своих преимущественных прав в долине р. Янцзы.

Под контролем западных держав оказались и китайские морские таможни, что лишало страну права распоряжаться в полной мере полученными от их деятельности доходами. В конце мая 1898 г. под контроль Великобритании отошел порт Вэйхайвэй, а в начале июня того же года было подписано соглашение о расширении территории Гонконга за счет Ко-улунского полуострова на условиях его 99-летней аренды у Китая. Свои интересы в Китае продолжала иметь Франция. В апреле 1898 г. она получила право постройки железной дороги от Тонкина до Юньнаньфу, а также в аренду на 99 лет залива Гуанчжоувань. Япония, в свою очередь, добилась от Цинов гарантий того, что без ее ведома никакая из частей провинции Фуцзянь не будет отчуждена.

Таким образом, к концу XIX в. Китай почти полностью превратился в полуколонию иностранных держав, разделивших его территорию на сферы собственного влияния.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории

Контрольная работа

по курсу Новейшая история стран Азии и Африки

Внешняя политика КНР (вторая половина ХХ века)

Выполнил:

Студент 5 курса заочного отделения

Пустошкина Л.В.

План

Введение

Поворот к реализму (70-80гг.)

Теория и практика

Политика и экономика

Стратегическая оборона или угроза соседям?

Традиции и современность

Заключение. Специфика и универсализм курса Китая

Введение

В последние два десятилетия двадцатого века мы стали свидетелями впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике. Эти достижения страны представляют особый интерес, поскольку во многом связаны с проведением государством стратегии, в немалой степени альтернативной открытым и либеральным моделям, взятым на вооружение «переходными» и некоторыми развивающимися государствами.

Важным средством обеспечения национальной стратегии развития была внешняя политика КНР. Ее часто квалифицируют как консервативную. Действительно, многие основополагающие внешнеполитические принципы остаются неизменными уже 50 лет (они касаются прежде всего понимания суверенитета страны и основ взаимодействия между государствами), однако необходимо видеть и существенные перемены, ясно отличающие международный курс Китая после начала реформ в конце 70-х -начале 80-х годов от линии, проводившейся в годы «культурной революции» (1966-1975 гг.). В связи с этим стоит отметить, что международный курс Китая два десятилетия назад впервые в истории страны стал предметом научного анализа и дискуссий, а соответствующие разработки аналитиков воплощались в официальную линию. На рубеже 70 - 80-х годов в Китае создаются или возобновляют работу научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами международных отношений, в том числе: Институт современных международных отношений при Госсовете КНР; институты международных проблем в Шанхае и Пекине (МИД КНР); пекинский Институт международных стратегических исследований, связанный с министерством обороны и Генеральным штабом НОАК, а также исследовательские институты АОН КНР. В 1982-1983 гг. в целях координации внешнеполитических исследований при Госсовете КНР создается Центр исследований международных проблем во главе с Хуань Сяном. С начала 80-х годов в Китае увеличивается количество научных изданий, посвященных вопросам внешней политики КНР и международных отношений (с 1981 г. возобновляется издание журнала «Гоцзи вэньти яньцзю», начинается издание журнала «Сяньдай гоцзи гуаньси», выходившего до 1985 г. нерегулярно, а с 1986 г. - ежеквартально). Нынешняя внешняя политика КНР продолжает обновляться, хотя она в значительной своей части и строится на развитии концептуальных подходов 80-х годов. Примечательно, впрочем, что уже тогда, еще до коллапса социалистической системы и распада СССР, китайское руководство, как представляется, выработало достаточно продуктивную парадигму отношений КНР с внешним миром, вполне оправдавшую себя в драматичных обстоятельствах начала 90-х годов. Процесс модернизации внешней политики Китая в 90-е годы был постепенным, что характерно и для китайских реформ. Во многом его ход представлял собой достройку сооружения, состоявшего из проверенных временем элементов и конструкций.

Существенной особенностью китайской внешней политики остается постоянный поиск несиловых, достаточно экономичных и вместе с тем эффективных, не исключающих жесткости, решений, а также упор на индивидуальные отношения с отдельными государствами. Соответственно, немалая часть аналитической работы при подготовке тех или иных дипломатических ходов посвящается рассмотрению существующих в мире противоречий, возможности их использования в интересах страны. Китай крайне редко сам выступает с какими-либо крупными международными инициативами. Обыкновенно эта страна не торопится и с оценками мировых событий, часто занимая выжидательные или нейтральные позиции. Эволюцию китайской внешней политики в последнее двадцатилетие можно с некоторой долей схематизма представить в виде нескольких продолжающихся трансформаций и меняющихся соотношений, имея при этом в виду существенную разницу в обеспечивающей национальную независимость «статике» внешней политики и ее «динамике», ориентирующейся на поддержание процесса социально-экономического развития.

Поворот к реализму (70-80 гг.)

Уже во второй половине 70-х годов понятие «модернизация» прочно вошло в жизнь гигантской страны как главная целевая установка. Однако после декабрьского (1978 г.) пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва серьезной ревизии были подвергнуты параметры, направления и возможные темпы этого процесса: период «урегулирования», своего рода критической инвентаризации ресурсов развития занял примерно три года (1979-1981 гг.). Прежняя программа «четырех модернизаций», закрепленная в решениях XI съезда КПК в 1977 году и предусматривавшая усиление военной и индустриальной мощи КНР в относительно сжатые сроки с помощью крупномасштабного импорта технологий и оборудования, была в значительной мере свернута, в том числе во внешнеэкономической части. Ресурсов страны при более трезвом взгляде явно не хватало на массированное обновление промышленности.

Сам факт основательного пересмотра путей реализации центральной идеи развития страны и признания необходимости серьезных экономических реформ создал важный прецедент - одновременно стало возможным критическое переосмысление других сторон государственной деятельности, в том числе внешней политики. Последняя, как известно, содержала значительный конфронтационный компонент, хотя с конца 1977 - начала 1978 гг. в КНР все чаще стали говорить и писать о возможности отсрочить начало мировой войны и добиться мирной передышки для осуществления модернизационных планов. Подчеркнем, что вплоть до начала 80-х годов речь шла именно об отсрочке, а не о принципиальной возможности предотвратить возникновение мировой войны. Внешняя политика КНР на рубеже 70-80-х гг. оставалась формально неизменной: по-прежнему декларировалась политика «единого антигегемонистского фронта», провозглашенная еще при жизни Мао Цзэдуна в середине 70-х годов. Сказывались и историческая инерция и особенности международной ситуации вокруг Китая в конце 70-х годов. В то же время в начале 80-х годов в растущей мере стали выявляться стратегические издержки курса «единого фронта». Значительно осложнилась ситуация у китайских границ: с конца 70-х годов к напряженности вдоль китайско-советской, китайско-монгольской и китайско-индийской границ прибавилась конфронтация на китайско-вьетнамской границе, ввод советских войск в соседний Афганистан, дальнейшее усиление советского военного потенциала на Дальнем Востоке и в западной части Тихого океана, а также охлаждение отношений Китая с КНДР. Идея «единого фронта» начинала терять смысл и даже превращалась в угрозу национальной безопасности. Все меньшее понимание она находила и в быстро дифференцировавшемся «третьем мире», озабоченном главным образом экономическими проблемами.

С другой стороны, к началу 80-х годов была практически достигнута важная в тактическом отношении цель нормализации отношений с США. Проведение политики «единого фронта» позволило Китаю за короткий период времени резко укрепить отношения с этой страной, сыграв на стратегических интересах Вашингтона в противостоянии Москве. В декабре 1978 г. было опубликовано совместное китайско-американское коммюнике об установлении с января 1979 г. дипломатических отношений между двумя странами, в котором США признавали правительство КНР в качестве единственного законного правительства Китая. В июле 1979 г. КНР и США подписали соглашение о торговле, которое предусматривало создание прочной долговременной основы для дальнейшего развития двусторонних торгово-экономических связей. Кроме того, между двумя странами в конце 70-х годов был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области науки и техники, культуры, образования, сельского хозяйства, освоения космического пространства, атомной энергетики и др.

Помимо непосредственного значения, все эти соглашения открывали Пекину дорогу к интенсификации сотрудничества с другими развитыми странами и прежде всего Японией, на которую часть китайского руководства возлагала особые надежды в осуществлении модернизации. В 1978-1980 гг. между двумя странами были подписаны соглашения о торговле, содействии культурному обмену, научном и техническом сотрудничестве, а также достигнут ряд других договоренностей. В августе 1978 г. между КНР и Японией был заключен договор о мире и дружбе. С конца 70-х годов на регулярной основе стали проводиться встречи руководителей двух стран, стабильно развивалась торговля, объем которой увеличился за период 1977-1981 гг. более чем в три раза - до четверти всего внешнеторгового оборота КНР. Дав сильный импульс развитию отношений КНР с развитыми странами, политика «единого фронта» тем не менее, не оправдала наиболее оптимистичных расчетов китайского руководства. В начале 80-х годов стало очевидно, что Вашингтон не намерен способствовать воссоединению Тайваня с материковой частью Китая в обмен на поддержание китайской стороной отношений «стратегического партнерства» с США. Более того, с приходом администрации Рейгана США активизировали связи с Тайванем - в том числе в военной области - в ущерб отношениям с КНР. Стали очевидными и ограниченные возможности внешней помощи, а также зарубежных инвестиций и кредитов в деле модернизации. Западные партнеры были готовы предоставлять Китаю крупные займы под поставки промышленного оборудования (тем более что в ходе структурной перестройки в развитых странах высвобождались значительные мощности). Однако условия кредитов были весьма жесткими, цены - высокими, а ограничения на передачу передовой технологии оставались весьма строгими. В мае 1982 г. Дэн Сяопин в беседе с руководителем Либерии выразил свое разочарование по этому поводу: «В настоящее время мы проводим политику экономической открытости, стремимся использовать иностранные капиталы и передовую технологию, что помогло бы нам в развитии экономики... Однако получить капитал и передовую технологию из развитых государств - нелегкое дело. У некоторых людей там по-прежнему на плечах головы старых колониалистов, они желают нам смерти и не хотят, чтобы мы развивались».

Анализ принципов ведения внешней политики Китая невозможен без рассмотрения исторических этапов отношений этой страны со своими ближними и дальними соседями. Постепенно вырабатывались принципы ведения политики. Процесс выстраивания отношений Китая с соседями происходил постепенно. Одновременно происходили такие процессы как становление государственности и идеологии. Развитие всех этих процессов способствовало формированию определенной иерархии во взаимоотношениях между ранними государствами, племенами, народностями. Значительное влияние на взаимоотношения Китая с внешним миром, безусловно, оказало конфуцианство, породив тем самым китаецентризм, отличительной чертой которого являются «вертикальные связи» в международных отношениях - от высшего к низшему. На протяжении веков основой внешней политики Китая являлся китаецентризм, т.е. представление о том, что во всем мире есть только одно идеальное государство -- Китай, который находится в центре Вселенной, а все остальные страны населяют варвары. Поэтому одной из главных целей правителей Китая считалось «преобразование варваров», приобщение их к китайской цивилизации. В течение длительного времени китайскими правящими кругами проводилась целенаправленная политика по укоренению этих представлений среди простого народа. Следует отметить, что Китай не был столь могущественный как, например соседняя Монголия во времена Чингисхана и в этой связи не мог утверждать власть над своими соседями. Проникновение Китая основывалось на экономике и культуре, отрицая путь военного вторжения полагая, что «влияние важнее власти», наглядным примером чему служит длительный период истории в котором Китай не испытывал необходимости экономического господства над соседями, скорее они испытывали нужду в экономических связях с Китаем.

Имперская идеология существовала до середины XIX в., однако вторжение европейцев нарушили исторически сложившуюся систему взаимоотношений Китая с соседями, что заставило Поднебесную переосмыслить принципы внешней политики. Новая история Китая характеризуется кардинальными изменениями во внешнеполитических взаимодействиях.

1 октября 1949 года, в день провозглашения Китайской Народной Республики, китайское правительство объявило: «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР. Настоящее правительство желает установить дипломатические отношения с правительством любой страны при условии, что оно выразит готовность соблюдать принцип равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориального суверенитета». Также произошли изменения внешнеполитических теорий. В основе первой теории («двух лагерей») лежало противостояние двух сторон. С одной стороны капиталистический лагерь во главе с США, другую сторону представляли СССР и Китай. В 1960 году появилась теория «трех миров», господство в первом миру - империалистическом, принадлежало США, второй мир представлял СССР с рядом социалистических стран Восточной Европы за исключением Румынии и Албании, третий мир включал в себя развивающиеся страны во главе с КНР. В 1970-е годы эта теория видоизменяется: теперь первый мир составляют империалистические США и социалистический СССР, соперничающие за гегемонию в мире; второй мир - остальные капиталистические страны, третий мир в том же составе во главе с КНР.

На Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 апреля 1979 года в своей речи представитель КНР говорил: «Пока две великие сверхдержавы ведут борьбу за мировую гегемонию, противоречия между ними неизбежны. …. Их компромиссы и сделки могут быть только частичными, временными и относительными, в то время как их соперничество всеобъемлюще, постоянно и абсолютно. В конечном счете, так называемое «сбалансированное сокращение сил» и «ограничение стратегического оружия» не более чем пустые разговоры, поскольку на самом деле нет никакого «баланса», не может быть и никаких «ограничений». Они могут достичь определенных соглашений, однако их соглашения являются только фасадом и обманом. Это соперничество между двумя сверхдержавами распространено по всему земному шару.

…Китай - социалистическая страна, а также и развивающаяся страна. Китай принадлежит третьему миру… Китай не является сверхдержавой, и никогда он не захочет стать таковой. Что такое сверхдержава? Сверхдержава - это империалистическая страна, которая повсюду в отношении любой страны стремится к агрессии, вмешательству, контролю, подчинению или грабежу и мечтает о мировой гегемонии. Если капитализм восстановится в большой социалистической стране, она неизбежно становится сверхдержавой. … Если однажды Китай изменит свой цвет и превратится в сверхдержаву, и если он также будет играть роль титана в мире, и повсюду начнет запугивать, проводить агрессию и осуществлять эксплуатацию в отношении других стран, народы мира будут обязаны обозначить его как социал-империализм, разоблачать его, противодействовать ему и вместе с китайским народом сообща свергнуть его».

Данный внешнеполитический принцип сохранялся неизменно в 70-80-х годах XX столетия. Однако в начале 80-х годов XX в. начали проявляться негативные моменты внешнеполитического принципа «трех миров», что указывало на просчеты китайских политиков. Было принято решение об изменении курса, что означало вступление в борьбу против гегемонии сверхдержав путем активизации деятельности в экономической сфере с учетом целей национального развития.

В 1980-е годы «теория трех миров» исчезает. Ее место заняла «координатная теория»: «Восток-Запад», «Север-Юг». Эта теория была Чжао Цзыяном на Шестом конгрессе ВСНП (июнь 1983 г.), но сформулирована она была Дэн Сяопином. Согласно этой теории между Востоком и Западом начался процесс мира, а между Севером и Югом - процесс развития. В отношениях между Востоком и Западом Китай избегает связей наподобие альянса, а также выступает против «гегемонии». В рамках же отношений «Север-Юг» Китай поддерживает диалог и сотрудничество по линии «Юг-Юг».

Необходимо также учитывать пять основных принципы мирного сосуществования Китая, которые также определяют аспекты внешнеполитического развития страны. В декабре 1953 г. Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай в беседе с делегацией Индии выдвинул пять принципов мирного сосуществования. В июне 1954 г. во время визита в Индию и Бирму Премьер Чжоу Эньлай вместе с Премьер-министрами Индии и Бирмы опубликовали совместные коммюнике, в которых торжественно провозглашались все пять принципов мирного сосуществования. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

  • * взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности,
  • * взаимного ненападения,
  • * невмешательства во внутренние дела друг друга,
  • * равные и взаимовыгодные отношения,
  • * мирное сосуществование с другими странами мира.

Кроме того, были предложены основные принципы внешнеполитической стратегии:

  • * Отстаивать общие интересы всего человечества. Китай стремится совместно с международным сообществом содействовать многополярности мира, сохранять стабильность международного сообщества; стимулировать развитие глобализации.
  • * Создать справедливый политический и экономический порядок. Уважения стран мира по отношению друг к другу, не увеличивать пропасть между бедными и богатыми, выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.
  • * Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях. Необходимо взаимно уважать различия культур, сообща развиваться.
  • * Выступать против всех форм терроризма.
  • * Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран.
  • * Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, укреплять региональное сотрудничество.
  • * Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.
  • * Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.
  • * Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга. * Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен.

Таким образом, на основе этих принципов Китай в 2002 году установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

90-е годы, ознаменовавшиеся распадом СССР и появлением новых независимых государств, подталкивает окрепший Китай к установлению с ними дипломатических отношений; возникает вопрос об идеологических аспектах своей внешней политики. Китай негативно оценивает курс однополярного мира, проводимый США. Исходя из чего можно сделать вывод, что развитие страны приводит к видоизменению внешнеполитических взглядов. События последних лет характеризуют позицию Китая на международной арене. КНР в течение долгого времени может хранить молчание в ожидании развития ситуации, если это напрямую не затрагивает интересы страны. Член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, член Секретариата ЦК КПК, заместитель председателя КНР Си Цзиньпин заявил 17 января, что первоочередной задачей внешнеполитической деятельности Коммунистической партии Китая является создание мирного и благоприятного международного климата для развития страны. В течение первых 20 лет 21-го века "во внешних делах первоочередная и самая главная задача заключается в обеспечении и успешном использовании важных стратегических шансов для Китая", - сказал Си Цзиньпин, выступая с речью на конференции, посвященной 90-летию внешнеполитической деятельности КПК и 60-й годовщине основания Отдела международных связей ЦК КПК. Си Цзиньпин отметил, что в этой области КПК необходимо неизменно придерживаться принципов независимости и самостоятельности, полного равенства, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела друг друга.

На примерах можно рассмотреть развитие отношений Китая с другими странами мира и основные приоритеты развития этих отношений. Выступая на пленуме, Си Цзиньпин подчеркнул, что в качестве наиболее важного стратегического партнера Китай рассматривает Россию.

  • 1.21 Китай - Россия.
  • 1.22 Китай - США.
  • 1.23 Китай - Тайвань.
  • 1.24 Китай - ЮАР и Африканский континент.
  • 1.25 Китай - Украина («Украинский кризис»)

Углубление китайско-российских партнерства в рамках дипломатии и внешнеполитических отношений двух стран имеет первостепенное значение стратегического характера. В условиях сложной международной конъюнктуры и экономической ситуации Китай и Россия должны прилагать усилия, способствуя укреплению отношений всестороннего стратегического сотрудничества. В дальнейшем Китаю и России необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как усиление взаимной политической поддержки, защита государственного суверенитета, безопасности, расширение делового сотрудничества. Китайской и российской стороне необходимо согласовывать свои точки зрения в рамках деятельности международного и регионального характера, обеспечивая общую стратегическую безопасность двух стран. При этом соблюдая положения международного права и устава ООН. В основе российско-китайского партнерства лежит курс обоих государств на проведение самостоятельной внешней политики. Китай является привилегированным членом ведущих мировых организаций (СБ ООН, «Двадцатка», ВТО, МВФ и Мировой банк). Пекин - важнейший стратегический партнер России, благодаря связям с которым она успешнее может включиться в интеграционные процессы в АТР, ее внешняя политика способна стать менее односторонней. Причины, по которым Китаю важны партнерские отношения с Россией:

1. Бесконфликтные отношения с Россией - традиционный «козырь» дипломатии КНР. В ноябре 2012 г. на XVIII съезде КПК отношения между крупными странами нового типа были названы одним из важнейших внешнеполитических приоритетов, Председатель КНР Си Цзиньпин рассматривает взаимодействие с Россией в качестве образцовых отношений подобного типа. Развитие стратегического партнерства с Россией имеет для Пекина довольно важное значение с точки зрения реализации «мягкой силы», которым руководство КНР уделяет в последние годы столь особое внимание. 2. Ввиду обострившихся в последние несколько лет пограничных и территориальных споров с Японией, странами ЮВА и Индией российско-китайские отношения могут стать эталоном при реализации «периферийной» дипломатии. 3. Россия для Китая - важнейший источник различных товаров. Например, российская военная техника пользуется высоким спросом во многих странах мира, с которыми у Китая имеются неразрешенные спорные вопросы. Россия и Китай создали совместные механизмы решения международных проблем. Основной региональной площадкой является ШОС, с 2002 г. действует ее региональная антитеррористическая структура.

Каждый из руководителей обеих стран стремится начать развитие отношений с нового важного шага. В 2001 г. состоялось подписание Договора о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве. Была создана ШОС. Тогда председатель КНР Ху Цзиньтао для своего первого зарубежного визита выбрал Россию. Этой же традиции следовали Д. А. Медведев, а затем и В. В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. В ходе состоявшегося в марте 2013 г. визита Си Цзиньпин охарактеризовал двусторонние отношения как наиболее важное стратегическое партнерство. Тем не менее, данная формулировка означала переход на новую ступень в оптимизации запущенного в 1996 г. стратегического партнерства, основанного на совпадении стратегических целей, наличии широкого круга общих интересов, сходстве позиций по целому ряду международных вопросов. Всестороннее сотрудничество России и Китая основывается на политическом партнерстве, экономическом взаимодействии и гуманитарных связях. Всеобъемлющее сотрудничество между двумя государствами характеризуется активным взаимодействием. Например, в 2008 г. была окончательно определена линия российско-китайской границы, что устранило важнейший фактор, в будущем способный привести к обострению отношений. В 2008 г. объем двусторонней торговли впервые преодолел планку в 50 млрд. долларов. Россия превращалась в одного из наиболее перспективных партнеров Пекина в сфере нефтегазового сотрудничества. В 2001 г. был заключен договор, который остается институциональной базой российско-китайских отношений. К 2015 г. стороны планируют довести объемы двусторонней торговли до 100 млрд., а к 2020 г. - до 200 млрд. долларов США. Энергетическое сотрудничество - одно из наиболее приоритетных направлений развития отношений. В 2011 г. подписана «Сианьская инициатива», давшая старт Энергетическому клубу ШОС. В последнее время в Китае ведутся дискуссии о создании «энергетического сообщества», что в еще большей степени институциализировало бы зависимость России от Китая. Центральная Азия - единственный регион, в котором интересы России и Китая могут вступить в противоречие. К разногласиям могут привести конкуренция российских и китайских многосторонних структур помимо ШОС, российских и центрально-азиатских энергетических проектов, разногласия в проектах финансового взаимодействия.

В июне 2013 г. состоялась встреча президента США Б. Обамы и Председателя КНР Си Цзиньпина. Стороны объявили об установлении между обоими государствами отношения «нового типа». В период с 1972 г. до настоящего времени сложились китайско-американские связи. Мировой финансовый кризис 2009 г. значительно ухудшил экономическую ситуацию в США, однако кризис способствовал подъему Китая на новый уровень экономических отношений. По сути, Китай претендовал на роль второй державы мира, что и привело к изменениям в американо-китайских отношениях. Но помешать усилению КНР уже было невозможно, и тогда США пришлось смириться с тем, что Китай является серьезным участником системы международных отношений. Китай дал знать, что подчиняться политическому диктату он не собирается. Так и США, и КНР пришли к выводу, что между двумя странами необходимо выстраивать систему новых отношений. Ввиду того, что Китай превращался в глобальную державу, его внешнеполитическое поведение подверглось изменениям. Теперь Китай - это активное и открытое государство, которое стремиться защищать свои экономические, политические интересы на мировой арене. Также Китай стремился построить отношения с США на новом уровне (сотрудничество, партнерство, взаимоуважения) путем преодоления различных конфликтов и разногласий, например, идеологические представления, постоянное соперничество, военный противоречия, финансовые проблемы. Кроме того, целью КНР являлась нейтрализация «американской перебалансировки в АТР». КНР начали вести очень тонкую игру с США, привлекая их к взаимодействию. США видело в Китае новую мировую державу и осознавало свою экономическую, финансовую зависимость. Итак, итогом встречи в Калифорнии стало повышение уровня доверия между обеими странами. К успеху саммита также можно отнести договоренности о борьбе против кибер-угроз, а также урегулирование территориальных разногласий в Южно-Китайском море. Однако противоречия сохранялись в решении сирийского вопроса, экономические разногласия, торговый дефицит США. Китай заявил, что не собирается рушить международную систему, которая находится под покровительством США. Тем не менее, конфликты интересов между КНР и США могут возникать в Африке, Латинской Америке. В то же время необходимо отметить, что в отношениях между Китаем и США усилилась роль России. Связано это с существованием географических противоречий (Северо-Восточная Азия). Ввиду отсутствия системы коллективной безопасности усиление конфликтов в СВА происходили сравнительно быстро. В СВА Китай надеется на поддержку со стороны России. В АТР американо-китайское соперничество вылилось в инициацию создания крупных региональных экономических группировок -Транстихоокеанского партнерства с участием США, но, по возможности, без Китая, и Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, исключающего американское членство. Осуществление этих планов не столько приведет к расширению торгово-экономического взаимодействия, сколько увеличит число разграничительных линий в АТР, что негативно отразится на ситуации в СВА.

Китай-Тайвань.

Этапы отношений между КНР и Тайванем от военно-политической конфронтации перешли к сотрудничеству. Во внешней политике КНР проявляются новые тенденции. Основная черта сегодняшних отношений «через пролив» это непрерывно растущая интеграция Тайваня в экономику материкового Китая.

Процесс интеграции развивается по нескольким направлениям.

Интеграция в сфере торгового обмена. В начале 2000-х г. Межбереговая торговля начала быстро развиваться. В это время КНР становится одним из ведущих торговых партнеров Тайваня.

Вырос торговый оборот, значительно увеличился экспорт и импорт острова. Многие специалисты считали, что более активному росту торговли мешали: - перестройка экономической модели на материке, ввиду экономического развития собственного производства товаров, аналогичных тайваньским, что неблагоприятно сказывается на закупках тайваньской продукции*.

Тем не менее, Китай прочно занял место главного торгового партнера Тайваня. Необходимо отметить, что китайское правительство проводит политику содействия тайваньским компаниям. В 2008 г. были установлены прямые связи через Тайваньский пролив, что привело к успешному развитию межбереговой торговли.

  • - Второе. Были ослаблены ограничения на инвестиции тайваньских компаний на материке.
  • - Третье. Тайваньские власти решили ослабить существовавшие для китайских компаний запреты и ограничения на инвестиции в тайваньскую промышленность, размещение средств в тайваньских банках.
  • - Четвертое. До конца 2013 г. КНР и Тайвань подписали 18 экономических соглашений. Было заключено (2010 г.) имеющее довольно важное значение Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве. Министерство коммерции КНР заявило, что Рамочное соглашение «открыло новую эру в отношениях через пролив»*. Рамочное соглашение позволило в значительной мере уравнять позиции Тайваня на китайском рынке с позициями его конкурентов -- стран АСЕАН и Южной Кореи. Прорыв в межбереговых отношениях не ограничился экономическими отношениями. В 2008 г. после почти 10-летнего перерыва главный канал связи материка и острова возобновил свою работу и приобрел характер постоянного консультационного механизма. В 2013 г. впервые было решено организовать регулярные прямые контакты между государственными учреждениями высокого уровня: Канцелярией Госсовета КНР по делам Тайваня и тайваньским Советом по делам материка26*. Возобновились частые двусторонние форумы, обмены визитами, культурные мероприятия и т. д. Руководители КНР демонстрируют максимальное уважение к тайваньскому партнеру, они настойчиво убеждают тайваньцев, что не ищут для материка особых выгод. Все это вместе взятое в сочетании с признанием принципа «одного Китая» (в качестве одной из форм которого выступает «консенсус 1992 г.») и единства китайской нации и составляет новый облик отношений между берегами тайваньского пролива. На XVIII съезде КПК в 2012 г. председатель КНР Ху Цзиньтао говорил: «Между берегами сложилась система всеохватывающих обменов, создана новая ситуация -- ситуация мирного развития». Там же он подтвердил основные установки тайваньской политики Пекина: «Решение тайваньской проблемы, полное объединение родины -- это необратимый исторический процесс. Мирное объединение наилучшим образом соответствует коренным интересам китайской нации, в том числе тайваньских соотечественников». «Необходимо придерживаться курса на мирное объединение по формуле “одно государство, два строя”».

«Оба берега должны последовательно выступать против “независимости Тайваня”, стоять на общей платформе “консенсуса 1992 г.”». В настоящее время объединение не стоит на повестке дня, руководители КНР выдвигают в качестве более близкой задачи заключение мирного соглашения, что позволило бы сделать огромный шаг вперед в деле укрепления доверия и обеспечения безопасности в Тайваньском проливе. На Тайване мысли о подобном соглашении высказывалась уже давно. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул: «Проблема существующих между нами политических расхождений, в конце концов, шаг за шагом должна быть решена, она не может передаваться из поколения в поколение».

Политологи утверждают, что благодаря позиции тайваньского президента Ма Инцзю последнее время произошли позитивные сдвиги: он теперь подчеркивает, что «отношения двух берегов являются не международными отношениями, а отношениями особого типа». Эксперты отмечают, «политическая разрядка, экономическая интеграция, растущее число туристов из КНР, посещающих Тайвань, допуск студентов из КНР в тайваньские колледжи и университеты сопровождаются нарастающей тенденцией тайванизации в культурной сфере и вопросах идентичности». На встрече с почетным председателем партии Гоминьдан Лянь Чжанем в феврале 2014 г. Си Цзиньпин, отмечая, что у жителей Тайваня имеется свой менталитет, обусловленный особенностями истории острова и его социальной среды, заявил: «Мы полностью понимаем чувства тайваньских соотечественников».

Считая Тайвань провинцией КНР, руководство страны, выразило готовность «проводить равноправные консультации с Тайванем по межбереговым проблемам на основании принципа “одного Китая” и принять для этого справедливые и разумные меры»38. Радикальное обновление отношений между двумя берегами внешне никак не отразилось на американо-тайваньских союзнических. США по-прежнему держат курс на укрепление вооруженных сил острова посредством поставок ему военной техники. В сентябре 2011 г. администрация Обамы обнародовала решение продать Тайваню большую партию военных товаров. Увеличение военного могущества Китая, а также происходящее сближение Пекина и Тайбэя -- процессы, которым США не в силах противостоять. Отмечалось, что Тайвань «уходит от США и идет к Китаю», к тому же «военный баланс между берегами нарушен», а все это снижает роль острова как американского опорного узла в сдерживании Китая. В самом Тайване начало формироваться мнение, что дело идет к воссоединению с материком, и оно, вероятно, произойдет в следующем поколении.

Таким образом, опираясь на свое новое экономическое могущество, Китай действует довольно активно, усиливает влияние в Азии.

Китай - Африка.

Особый интерес китайской политики к Африке начал проявляться еще во второй половине XX в. Отношения между Китаем и африканскими странами берут свое начало с апреля 1955 г., когда прошла Конференция 29 стран Азии и Африки в г. Бандунг (Индонезия). В ходе нее премьер-министр страны Чжоу Энлай впервые встретился с руководством африканских государств (Египта, Эфиопии, Ливии, Судана, Либерии и Ганы). После Конференции Китай активизировал контакты со странами Африки, и 30 мая 1956 г. было подписано совместное коммюнике с Египтом об установлении дипломатических отношений. Таким образом, Египет стал первой африканской страной, с которой Китай установил дипломатические отношения. С декабря 1963 г. по февраль 1964 г. премьер-министр Чжоу Энлай во время визита сформулировал основные принципы развития китайско-африканских отношений. В 70-е гг. имели место противоречия в африканской политике КНР: с одной стороны, Китай пошел на сближение со странами Запада, с другой - продолжал оставаться твердым сторонником антиколониализма. В 80-е г. Китаю удалось установить дипломатические отношения с 47 странами.

В 90-е г. КНР резко активизировала африканское направление своей внешней политики. Визиты на высшем уровне в Африку происходили намного чаще. Итак, председатель КНР Ху Цзиньтао в начале 2004 г. в ходе визита в Африку заявил: «Китай самая большая развивающаяся страна в мире, в то время как Африка - континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с африканскими странами, чтобы не упустить исторический шанс, углубить глобальное сотрудничество и способствовать взаимному развитию». Он также сказал, что «в Африке много натуральных и человеческих ресурсов, а Китай владеет технологиями и опытом, не говоря уже об огромных наших рынках». Из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод, что Китай интересуется Африкой, прежде всего, по внешнеполитическим причинам, а также как взаимодополняемая экономика. Новым этапом отношений Китая с африканскими странами является проведение Форума по китайско-африканскому сотрудничеству (министерская конференция). В ходе конференции была принята Пекинская декларация и Программа китайско-африканского сотрудничества по вопросам социального и экономического развития, которая предусматривала увеличение помощи КНР странам Африки, сокращение долгового бремени 31 африканской страны на 1,27 млрд. долл. США. Практически все обязательства китайской стороны, принятые в ходе Форума, были выполнены. В июле 2001 г. в Замбии была выработана Процедура механизма контроля за исполнением решений Форума по китайско-африканскому сотрудничеству. Данный документ был утвержден африканскими странами и в апреле 2002 г. вступил в силу. Он предусматривает созыв министерской конференции каждые три года попеременно в КНР и Африке. Второй Форум прошел с 15 по 16 декабря 2003 г. в Аддис-Абебе. Китайскую делегацию возглавил премьер-министр Вен Жибао, с африканской стороны участвовал ряд глав государств, а также министры иностранных дел и сотрудничества 44 стран континента и председатель Комиссии АС А.У. Конаре. По итогам Форума КНР и 45 африканских стран подписали «План действий Аддис-Абебы», определяющие основные направления сотрудничества, конкретные задачи на период 2004-2006 гг.

В частности, планируется активизировать сотрудничество в вопросах сохранения мира и безопасности. КНР взяла обязательство активней участвовать в миротворческих операциях в Африке, а также оказать финансовую, материальную и образовательную поддержку Совету мира и безопасности Африканского Союза. Однако в октябре 2003 г. Либерия разорвала отношения с Тайванем и восстановила их с КНР, Китай принял решение направить в составе Миссии ООН в Либерии 550 своих солдат. В апреле 2003 г. в Демократическую Республику Конго Китай направил инженерную роту в составе 175 человек и медицинскую группу в составе 43 человек для участие в миротворческой операции ООН . Стоит отметить, что роль Китая в проведении миротворческих операций на африканском континенте только возрастает. Однако одним из главных препятствий развития китайско-африканских отношений является проблема о. Тайвань. КНР автоматически разрывает отношения с теми, кто их устанавливает с Тайванем. Таким образом, на рубеже XXI в. Китай стал одним из сильнейших государств, которые проводят в Африке активную внешнюю политику. В апреле 2013 г. Си Цзиньпин отправился в Африку, благодаря чему способствовал усилению китайско-африканского сотрудничества. Си Цзиньпин провел с лидерами нескольких стран ряд переговоров и встреч, углубленно обменялся с ними мнениями по двусторонним отношениям, а также региональным и международным проблемам, представляющим взаимный интерес, достиг с ними консенсусов по широкому кругу вопросов. В Танзании стороны договорились создавать и развивать всесторонние взаимовыгодные отношения сотрудничества и партнерства; в ЮАР лидеры двух стран договорились сделать отношения между Китаем и ЮАР стратегической опорой и приоритетным направлением внешней политики двух стран, содействовать выходу всеобъемлющих отношений стратегического партнерства между Китаем и ЮАР на новый уровень развития; в Республике Конго главы двух государств согласились установить дружеские и партнерские отношения. Китай и Танзания подписали 17 соглашений, направленных на укрепление китайско-танзанийской дружбы и сотрудничества. Стороны договорились и дальше укреплять сотрудничество в сфере торговли, инвестиций, инфраструктурного строительства, сельского хозяйства, связи, освоения зон экспорта и переработки. Китай и ЮАР подписали большое количество соглашений о сотрудничестве, стороны будут укреплять торгово-экономическое сотрудничество. Лидеры двух стран договорились провести в 2014 году "Год ЮАР" в Китае, а в 2015 году провести "Год Китая" в ЮАР. Лидеры африканских стран горячо откликнулись на то, что в ходе своей первой зарубежной поездки после вступления на пост председателя КНР Си Цзиньпин нанес визиты в Африку. Президент Танзании отметил, что Си Цзиньпин продемонстрировало глубокую традиционную дружбу между Танзанией и Китаем, выбрав ее в качестве первого государства для своего делового визита. . Танзанийская сторона рассчитывает в двусторонних рамках и рамках Форума по китайско-африканскому сотрудничеству укреплять сотрудничество с китайской стороной в сфере сельского хозяйства, освоения энергетических ресурсов, инфраструктурного строительства, борьбы с бедностью, людских ресурсов и т.д. Во время визитов Си Цзиньпина лидеры других африканских стран в своих выступлениях одобрительно высказывались об африканско- китайской дружбе. Они отмечали, что инвестиции и помощь Китая оказывают мощное содействие социально-экономическому развитию африканских стран. Африканские страны рассчитывают на то, что Китая по отношению к ним будет выступать с позиций гуманности и справедливости. Си Цзиньпин 25 марта, выступая с речью в Дар-эс-Саламе, подчеркнул, что между народами Китая и Африки установилось братское отношение. В ходе визитов Си Цзиньпин рассказал о политике Китая в отношении Африки в новую эпоху и объявил международному сообществу, что Китай и Африка всегда будут надежными друзьями и партнерами, будут поддерживать друг друга и помогать друг другу, прилагать совместные усилия для реализации "китайской мечты" и "африканской мечты". Си Цзиньпин во время состоявшегося 28 марта в южноафриканском Дурбане завтрака с лидерами африканских стран дал от лица китайского народа торжественное обещание: Китай продолжит расширять сотрудничество с Африкой в сфере инвестиций и финансирования, реализует обязательство в течение 3 лет предоставить Африке кредиты на несколько десятков миллиардов долларов США, реализует "транснациональные и трансрегиональные отношения сотрудничества и партнерства в сфере инфраструктурного строительства с Африкой"; китайская сторона будет активно реализовывать "Программу по африканским специалистам", в течение следующих 3 лет для африканских стран будет подготовлено 30 тысяч специалистов в различных областях, будет предоставлено 18 тысяч грантов для обучения африканских студентов в Китае. Итак, как уже было отмечено, Китай активно расширяет сотрудничество со многими африканскими странами, но особое внимание руководство КНР уделяет ЮАР. В этом смысле положение Южной Африки обособленно, поскольку долгое время КНР даже юридически не могла называть ЮАР своим партнером, не говоря уже о том, чтобы фактически сотрудничать с ЮАР. Дипломатические отношения между КНР и ЮАР были установлены в 1998 г. КНР и ЮАР в настоящее время являются стратегическими партнерами.

Китай - Украина («Украинский кризис»).

Реакция Китая на обострение ситуации на Украине и вокруг нее была сдержанной. Она ограничилась заявлениями о невмешательстве и необходимости мирных, дипломатических методов разрешения конфликта. Пекин, прежде всего, обвинил Запад в манипулировании «мнениями людей» по поводу соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Линия поведения Пекина в отношении кризиса на Украине формировалась с учетом как собственно «украинских», так и геополитических интересов КНР. Вырабатывался нейтралитет Китая. Также Китай принимал в расчет и особый характер китайско-российских отношений «всеобъемлющего стратегического партнерства». Конфликт на Украине затрагивал интересы КНР, ввиду чего Китай был вынужден усилить свою позицию в решении этого вопроса. 24 февраля 2014 г. официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что Китай продолжит развивать отношения с Украиной на основе равенства и взаимной выгоды. Хуа Чуньин подчеркнула: «Мы заметили, что в результате усилий, приложенных различными сторонами, наблюдалось смягчение ситуации в этой стране. Мы надеемся, что политический процесс по решению кризиса в Украине будет продвигаться в рамках закона»3. На совещании СБ ООН 3 марта 2014 г. постпред КНР при ООН Лю Цзеи выразил «большую озабоченность в связи с ситуацией в Украине». Он осудил радикальные насильственные акты и предложил, чтобы все разногласия были урегулированы в нормативных актах. В ходе телефонного разговора с Б. Обамой Си Цзиньпин отметил, что «Китайская сторона в украинском вопросе придерживается объективной и справедливой позиции. Ситуация на Украине чрезвычайно сложная, в нынешних условиях всем сторонам необходимо сохранять хладнокровие и сдержанность, избегать шагов, которые могут привести к росту напряженности. Необходимо сохранять курс на разрешение кризиса политическими и дипломатическими средствами». Китай усилил действия по «украинского кризиса». На заседании Совета Безопасности 16 марта постпред КНР в ООН Лю Цзеи Он потребовал, во-первых, «создать международный координационный механизм с участием заинтересованных сторон для выработки политического урегулирования украинского кризиса». Во-вторых, он призвал все стороны воздержаться от действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации конфликта. В-третьих, рекомендовал международным финансовым институтам определить, как помочь сохранению экономической и финансовой стабильности на Украине. Лю заявил, что голосование по проекту резолюции, внесенному США, лишь «усилит конфронтацию и еще больше осложнит обстановку», и напомнил, что «внешнее вмешательство» стало «важной причиной, приведшей к насильственным действиям на улицах украинских городов, что вызвало кризис в стране». Китай одобрил состоявшуюся 17 апреля в Женеве встречу с участием глав дипломатических ведомств России, США, ЕС и Украины. Представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что «при решении украинских внутренних проблем должны быть учтены законные права, интересы и потребности всех регионов и этнических сообществ», и отметила необходимость обеспечить «благоприятное внешнее окружение». Газета «Хуанцю шибао» писала, что Китай испытывает сильное давление со стороны Запада. Это давление связано не только с геополитикой, но и с ценностями и идеологией КНР.



 

Возможно, будет полезно почитать: