Как празднуют вербное воскресенье и зачем освящают веточки вербы. Вербное воскресенье: как правильно отмечать.

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году - 9 апреля, в 2018 году - 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.



Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.



Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным - исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

ОБРЯДЫ. ВЕРБА И ЕЁ СИЛА

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», - или: «Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях - и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда - сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель - воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле - «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону - «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой - сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

КОНДАК 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

КОНДАК 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.


За всё время этот материал просмотрело: 2 160, в том числе сегодня: 1

Вербное воскресенье отмечается православными христианами за неделю перед Светлой Пасхой. Это крайне важный праздник, наполненный глубоким смыслом.

Суть праздника Вербное воскресенье

Праздник имеет и второе название — Вход Господень в Иерусалим. Это значимое для всего православного мира событие означало приход Мессии и Спасителя всего рода человеческого. В священный город Иисус прибыл на осле, который выступал символом мира. Верующие ликовали, встречая Сына Божьего, и знали о том, что он чудесным образом воскресил праведного Лазаря. Под ноги ему бросали пальмовые ветви в знак почтения и уважения, однако эта ликующая толпа буквально через 5 дней готова была растерзать Мессию. Он не оправдал людских надежд на свержение власти и не стал творить бесчинства.


Как праздновать Вербное воскресенье в 2017 году

В 2017 году православные будут отмечать Вербное воскресенье 9 апреля. Вербным оно стало на Руси потому, что пальмы в суровом климате не растут, а верба является первым весенним деревом, символом жизни и возрождения. Символическое дерево с древних времен пользовалось популярностью у наших предков: существует даже традиция хлестать друг друга его ветвями, чтобы изгнать из тела негатив, болезни и печали.

Иисус завещал православным жить, любить ближнего своего и не покушаться на чужое. Праведная жизнь тех, кто пошел вслед за Сыном Божьим, увенчана славой в веках, и их великие подвиги отмечены в Новом Завете. Чтобы очистить душу перед Светлым Христовым Воскресением, очень важно раскаяться в своих вольных и невольных грехах .

В Вербное воскресенье православные идут на службу в церкви и храмы, несут с собой букетики из вербных веток, чтобы священники окропили их святой водой. Эти ветви относят домой, чтобы они служили защитой от любых невзгод. Также в этот день несколько вербных букетов относят на кладбище.

9 апреля запрещена работа, поэтому день лучше всего посвятить встречам с близкими родственниками за скромным праздничным столом. Следует уделить время молитвам: любые слова, произнесенные с чистой душой и исходящие от самого сердца, будут услышаны. Говорят, что именно в это воскресенье Небеса полностью открыты и внемлют каждому произнесенному слову.

Молитвы способны изменить судьбу и исцелить любую душу, помочь человеку начать духовный рост. Время, проведенное в размышлениях над собственной жизнью, помогает исключить из нее грешные поступки и неверные суждения. Желаем вам светлого праздника, счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Зачем православные верующие спешат в этот день в храм с пучками пушистых верб, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич) .

– Отче, какова история праздника Входа Господня в Иерусалим?

– Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим по-особому переживается в нашей душе, наполняя ее чувством великого благоговения и трепета. Невозможно говорить о нем без всецелого внутреннего сердечного переживания, ведь это праздник особой скорби, особой радости, надежды и утешения! Он является великим уроком от Великого Учителя.
Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского (ок. 340 г.) и Епифания Кипрского (конец III – начало IV в.), а его изображения находят на саркофагах IV века.
Как говорит нам евангельское чтение в день праздника: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним… Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!..» (Ин 12:1–18). Символичны эти библейские стихи. Каждый раз таинственно участвуя в этом великом празднике, а не просто вспоминая события, которые совершились две тысячи лет назад, вновь и вновь до глубины души проникаешься любовью к нам, грешным, которая движет Господа на вольную страсть. Когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и перед Его взором открылась вся панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42–44). Какая скорбь в этих словах! Вокруг Христа радость и ликование народа, даже грудных детей, но что в душе Его? Страдает сердце Всеведущего Спасителя от того, что не поняли его миссии, не приняли Его Царства, не ответили на Его любовь. Ложная радость иудейского народа, встречающих Спасителя как земного Царя и Избавителя от Римского ига, уже совсем скоро обернется совсем иным «ликованием»: «Распни Его!» По земным меркам момент входа Господня в Иерусалим – это вершина успеха Спасителя. Уже совсем скоро эта вершина начнет стремительно падать вниз, достигая Страстной седмицы, Голгофы. Как ведет Себя Спаситель на этой вершине? Казалось бы, нужно въехать в город, как и подобает царю: на белом коне. Но Господь въезжает кротко и смиренно на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны), давая урок всем нам: как нужно себя вести на вершине нашего карьерного роста, ведь с тех давних времен два понятия, постоянно соседствуя, сопутствуют нам, вопия: «Осанна в вышних Богу!» и «Распни Его!» Очень важно, дабы не ошиблось наше сердце…

– Как праздновать Вербное воскресенье и зачем освящать веточки вербы?

– Как и все праздники, а особенно великие двунадесятые, мы празднуем и проводим с Господом в Его Доме – храме. Прочувствовать максимальную благодать и радость, участие можно, приобщившись Святых Христовых Таин и соединившись со Христом теснейшим образом.
Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем ваия, т. е. вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно, по слову Божественного Писания, проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами.
Согласно церковному Уставу, благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Но у нас с давних пор есть обычай окроплять ваии святой водой (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 550).

– Освященную вербу нужно хранить весь год?

– Существует такая благочестивая традиция хранить освященную веточку в течение года (до следующего освящения) дома в святом углу в знак воспоминания событий Входа Господня в Иерусалим. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда угодно ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в текущую реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, кладем в вазочку с водой и потом высаживаем.

– Нужно ли печь специальные хлебцы с почками освященной вербы?

– Такое действие из области народной традиции и является суеверием, имеющим языческие корни. Например, на Руси существовал на Вербное воскресенье обычай печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот, по поверью, должен быть счастливым и удачливым целый год. Думаю, для верующего человека комментарии излишни. К сожалению, таких суеверий тьма, люди кушают вербу, бьют ею друг друга и т. д., но не знают сути самого праздника. Очень часто идут в храм не ради Христа, а ради вербы. Все это пережитки безбожного прошлого.

Напомним еще раз для таковых: верба не имеет никакого духовно-целительного свойства, не является оберегом! Это символ воскресения и напоминание о празднике!

– Что разрешается есть за трапезой в этот день?

– Церковный Устав нам говорит: «На трапе́́зе утеше́́ние, яди́́м ры́́бы и вино́́ пие́́м, благодаря́́ще Бо́́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́́ий вечера»).

– Как-то надо по-особому украшать свой дом в этот праздник?

– Никаких церковных постановлений и указаний по этому поводу не существует.

Беседовала Наталья Горошкова

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Трад) Китайский (Упр) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Трад) Китайский (Упр) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 100 символами.

Вербное воскресение — великий праздник, в который христиане вспоминают торжественный вход Господень в Иерусалим, за которым последовали Его крестные страдания. В 2017 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля.

Этот праздник не имеет определенной даты празднования в церковном календаре — его отмечают в последнее воскресенье Великого поста, за неделю до Светлого Воскресения Христова.

Великий пост в 2017 году начался 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно, а 16 апреля весь христианский мир будет праздновать Светлое Воскресение Христово.

Вербное воскресенье — один из двенадцати главных праздников православной церкви — важное событие последних дней земной жизни Иисуса Христа до распятия на Кресте. В христианской традиции этот день считается символом будущего воцарения Бога.

Евангелие

Именно в этот день Иисус, как это подробно описывается во всех четырех Евангелиях, въехал в Иерусалим, как царь. По древнему еврейскому обычаю, цари и победители въезжали в Святой город на конях или ослах, а народ встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями.

Во исполнение пророчества Ветхого Завета Иисус тоже торжественно въехал в Иерусалим на молодой ослице, тем самым подчеркнув, что народу явлен новый царь-спаситель и долгожданный Мессия.

У ворот Иерусалима в селении Вифания Христос попросил своих учеников найти ему молодую ослицу, на которую никто из людей никогда не садился. И когда Сын Божий въехал на ней в город, толпа возликовала.

© Sputnik/ Сергей Кузнецов

Аукцион вещей Дома Романовых "Искусство, принадлежавшее царям"

Люди снимали с себя верхние одежды и бросали их под ноги, устилая ими дорогу, чтобы воздать честь Христу. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.

Люди устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Жители Иерусалима видели Мессию царем-освободителем, победителем захватчиков.

Однако иудейские первосвященники, в отличие от народа, были не рады Иисусу. И сам Христос знал об участи, которая готовилась ему, знал, что этот путь ведет его к Кресту и Голгофе.

Церковное почитание этих событий восходит к глубокой древности. Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился — в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Это объясняется тем, что пальма - южное дерево и растет она далеко не везде.

Поэтому пальмовые ветви у христиан были заменены на ветки вербы, ветлы, ивы, самшита или других деревьев, произрастающих в стране празднования и расцветающих в начале весны.

Бзоба

В Грузии Вербное воскресенье называется Бзоба. В этот день по традиции освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-груз.) и во всех храмах проводятся торжественные богослужения.


© Sputnik/ Alexander Imedashvili

Колхидский самшит занесен в Красную книгу, поэтому Патриархия Грузии уже несколько лет в преддверии праздника призывает население не уничтожать растение, а выращивать его самостоятельно.

В связи с этим, к Вербному воскресенью уже не первый год в саженцевых хозяйствах и рядом с церквями продается достаточное количество специально выведенного самшита.

Церковные традиции

В православных церквях в субботу перед Вербным воскресеньем проводится всенощное бдение. Верующие в этот вечер идут на службу с вербными ветками в руках и стоят с зажженными свечами до конца служения, в честь входа Господня в Иерусалим.

После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) вербы, читают молитву и окропляют ветви Святой водой. Освящение веточек вербы в церкви — главная традиция Вербного воскресенья.

Посетить службу и освятить свои веточки вербы могут все желающие и в Вербное воскресенье. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью — Воскресение Господне. Поэтому, освещенные веточки хранят целый год как символ единения с жертвой Иисуса Христа.


© AFP/ THOMAS COEX

Прошлогодние веточки вербы выбрасывать на помойку нельзя - их следует сжечь. В Грузии священнослужители призывают верующих делать это в своих дворах. Жители Грузии по традиции несут сухие веточки самшита к церквям, но их бывает насколько много, что служители церкви не справляются.

Народные обычаи

С Вербным воскресеньем связано много народных традиций, обычаев и обрядов. Согласно одной из них, которая существовала на Руси с давних времен - на рассвете в Лазареву субботу люди отправлялись собирать вербу.

Кстати, выбирая ветви, предпочтение отдавали молодым деревьям, на которых еще нет засохших веток и повреждений. В тоже время нельзя было срезать к празднику ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем.

Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Ветвями освященной вербы украшали иконы, их развешивали по углам комнат.

Очень часто в этот день устраивались так называемые вербные базары, где продавали множество товаров и устраивали разные игры и развлечения. Одним из основных обычаев таких ярмарок продажа вербных херувимов — ветки вербы, украшенные ангелами.

Как и во все великие церковные праздники, так и в этот день нельзя работать, поэтому женщины заранее готовили и убирались в доме. Хозяйки к этому дню пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.

По традиции, праздник нужно провести в кругу близких и родных, в тихой и спокойной обстановке, потому что еще идет Великий пост, а с понедельника - начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой. В 2017 году Страстная неделя начинается с 10 апреля.


© Sputnik/ Виталий Белоусов

Вербное воскресенье не только торжественный и светлый праздник, но и грустный и трагичный день. Ведь, в действительности все те, кто приветствовал Иисуса Христа в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.

Поэтому в этот день необходимо молиться, думать о Боге, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. Чтобы никакая хворь и болезнь не прицепилась, люди проглатывали почки освященной вербы.

Этот обряд использовали и для привлечения удачи в новых начинаниях. Многие в те времена перед тем, как начинать какое-то важное дело, съедали несколько почек вербы.

Женщины, у которых не было детей, носили амулеты из вербовых почек. Чтобы потомство было здоровым, веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Освященную вербу использовали также при первом выгоне скота. Затем вербу или "пускали на воду", или втыкали под крышу дома для того, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой вовремя возвращалась, а не блуждала бы днями по лесу.

Приметы

Люди с древних времен верили в приметы — освященными ветками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.

В различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней, добавляли растолченные высушенные почки вербы. Почки иногда добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. А из раскрывающихся почек делали вербную кашу.


© Sputnik/ Сергей Пятаков

В древности люди сажали цветок или же пересаживали комнатные растения, чтобы увеличить свой достаток. За цветком тщательно ухаживали и оберегали его, так как верили, что, если он завянет — ожидаются серьезные финансовые потери.

Девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера думали о нем. Ее мысли каким-то образом передавались этому парню и вечером он приходил к ней, чтобы позвать погулять.

Когда же начинался посевной сезон, то на поле обязательно втыкали в землю ветки вербы. В старину верили, что это способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.

Люди считали, что верба не только исцеляет и придает физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.

По примете, в Вербное воскресенье на улицу не выпускают домашнюю птицу, так как бояться, что ведьмы и другая нечисть, могут ее испортить.

Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освященная веточка вербы, не попадет молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдет на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если на Вербное воскресенье идет дождь — ждите хорошего урожая. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы.

Материал подготовлен на основе открытых источников

За неделю до Пасхи христианский мир празднует Вербное воскресенье.

Чтобы узнать, когда дата Вербного воскресенья в 2017 году и какие приметы и традиции сопутствуют этому празднику, нужно обратиться к Святому Писанию.

Этот день знаменателен в христианском мире очень важным и трогательным событием входа Господнего в Иерусалим, пишет со ссылкой на РБК-Украина .

Как узнать дату Вербного воскресенья 2017

Вербное воскресение, Вербница или Пальмовое воскресенье в 2017 году отмечается 9 апреля. Эта дата выбрана не случайно и не является постоянной. Праздник припадает на конец Великого поста, а именно за неделю до начала Пасхи, предшествуя самой аскетичной части этого поста – Страстной неделе.

История Вербного воскресенья

Традиции и приметы Вербного воскресенья напрямую связаны с историей этого праздника. Согласно Святому Писанию, после чудотворного воскрешениея Иисусом Лазаря в Вифании, слух об этом обошел многие города. Когда Иисус Христос, предсказывая свою скорую погибель, въехал в Иерусалим на осле, люди встречали его ликованием, кидали под ноги пальмовые ветви, как символ излечения, и даже свою одежду для благословения. Позже, в наших широтах пальмовые ветви заменили на вербные сохраняя символизм, так как вербе приписывались целебные свойства.

Вербное воскресение 2017: традиции и обычаи

Веточки пушистой вербы являются главным символом Вербного воскресенья и в 2017 году по давней традиции, их нужно освятить в церкви, чтобі в дальнейшем они защищали дом и приносили благополучие. Так же есть интересный обычай, веточками вербы христиане бьют друг друга, приговаривая "Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез!". Особенно эта традиция применялась к детям, так как верили, что каждый удар вербной веточки снимает сглаз и убережет от порчи. Вербе приписывают целебные свойства, и освященные почки этого дерева применяются для лечения лихорадки, бесплодия, недугов у домашнего скота. Мужчины носили с собой почки вербы для увеличения физической силы. Освященная в церкви вербная веточка может защитить дом от молнии и пожара, а хозяев – от нищеты и других неприятностей. Хорошие хозяева, вернувшись с освященной вербой из церкви сначала сажали пару веточек у себя в огороде, и только потом несли ее домой к святым образам.

Приметы на Вербное воскресение 2017

Если на Вербное воскресенье идёт дождь – стоит ждать хорошего урожая; Ударишь по телу веточкой вербы – будет крепкое здоровье весь год; Скушаешь почку свяченной вербы – решится важное дело; На Вербное воскресенье стоит подумать о дорогом человеке - он и придет в гости; Посадишь комнатное растение на Вербное воскресенье – придет богатство в дом.



 

Возможно, будет полезно почитать: