Игры по психологической разгрузке для дошкольников. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения

Испорченный видеотелефон

Аналог испорченного телефона. Подготовка: Участники игры садятся спиной к сцене.

Игра: Первый и второй участники выходят на сцену и становятся в противоположных ее концах. Теперь первый с помощью жестов и мимики должен передать свое сообщение второму. Например, о том, что в воскресенье они приглашены на день рождения к знакомой девушке к двум часам дня и с утра надо купить цветы. Когда второй участник подтверждает, что он все понял, первый садится на место, и на сцену выходит следующий. И так до тех пор, пока последний участник не получит информацию. После этого он оглашает сообщение. Можно так же произвести опрос всех участников в обратном порядке. Победителей нет - главное настроение.

Пеленгатор

Инвенарь: Повязка. Подготовка: Все участники рассаживаются по кругу на максимальном расстоянии друг от друга. Один из них приглашается на сцену круга и становится водящим, которому предстоит стать "пеленгатором".

Игра: Задание заключается в следующем: Участники, сидящие по кругу, разбиваются на условные пары и вслух в течение минуты договариваются о выполнении какого - нибудь совместного действия.Поскольку все пары говорят одновременно, разобраться в содержании их разговоров довольно трудно. Шум, производимый ими, условно можно назвать "шумом в эфире". Вот тут-то и должен проявить свои способности водящий: во-первых, " запеленговать" партнеров каждой пары и, во-вторых, прослушать и понять содержание их разговора. Победитель: "Пеленгатор", лучше выполнивший задание.

Наводчики

Инвенарь: Пронумерованные карточки в количестве, соответствующем числу участников. Подготовка: Карточки с номерами раскладываются на столе цифрами вниз. Участники игры тянут жребий. Дается следующая инструкция по распределению ролей. Тот, кто вытащил карточку с №-1, становится водящим. Остальные участники (их должно быть 15-25 человек) распределяются на две группы. Четные номера играют роль " наводчиков", нечетные-"перехватчиков".

Игра: Водящий - выходит из помещения, остальные прячут какой - либо небольшой предмет, например записку. После этого приглашается водящий, и ему предлагают найти спрятанный предмет.

"Наводчики" должны бессловесно помогать водящему, но так, чтобы никто, кроме него самого, этого не заметил. "Перехватчики" недолжны, во-первых,сбивать входящего дезинформацией, а во-вторых, они должны обнаружить и устранить "наводчиков". Учитывая, что играющие не знают номеров друг друга, внимание их должно быть особенно тонким и искусным."Перехватчики", используя только им данною право, могут хлопком останавливать игру. Водящий в это время должен отвернуться и встать спиной ко всем, а "перехватчик" - встать и попросить у обнаруженного им участника его номер. Если предположение подтвердилось и обнаружен действительно "наводчик то он выбывает из игры. Если же оказалось, что "перехватчик" ошибся и обнаружил "своего", из игры выбывают оба обнаруживающих себя игрока из команды "перехватчиков". В первом случае обнаруживший себя "перехватчик" продолжает игру, но уже "легально".

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет спрятанный предмет или не будут обнаружены и выведены из игры "наводчики". Победитель: "Наводчики", если предмет найден, в противном случае "перехватчики"

Роддом

Играют два человека. Один - только что родившая жена, а другой - верный ее муж. Задача мужа - как можно подробнее распросить все о ребенке, а задача жены объяснить все это мужу знаками, т.к. толстые двойные стекла больничной палаты не пропускают звуки наружу. Увидите, какие жесты будет делать жена! Главное - неожиданные и разнообразные вопросы.

Кто быстрее?

Эту игру помню еще с детского садика, только использовались кегли. В круг ставятся пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно немного наполнить водой) в количестве N-1, где N - это количество участников. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из дальнейшей игры. Каждый раз количество уменьшается на одну.

Полез на елку за укропом, а его арбузами завалило...

Всем участникам выдаются чистые листы бумаги, где они будут писать свои "шедевры", и ручки. Участники пишут имена своих героев, загибают листок так, чтобы написанного не было видно. А затем передают листок соседу. Далее пишут ответы на вопросы типа "куда пошел герой, что с ним случилось и пр." Вопросов можно придумать множество, лишь бы бумаги хватило. После каждого написанного ответа листок загибается и передается соседу. Должно получится нечно вроде "полезла красная шапочка на елку за уропом, а ее арбузами завалило. " Уверен, что прочтение этих "шедевров" вызовет у вас бурю веселых эмоций. :)))

Разведчики

Игрокам прицепляются на спины по табличке с заранее написанным на них словом. Задача играющих - прочитать, что написано на спине соперника, но при это не показать своей надписи.

Взломщики

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.

"Папа, мама, пушистое чудо."

Всем играющим нужно разбиться в групки по трое. Потом каждые в своей групке распределяют кто будет папой, кто мамой, кто пушистым чудом. После этого все папы загадывают по два желания (желательно выполнимых в данный момент). Одно желание выполняет мама, а другое пушистое чудо. Выполнив желания, пушистое чудо загадывает свои два папе и маме. А затем загадывает мама.

Например: Алёна - папа, Оля - мама, Зауре - пушистое чудо. Алёна говорит: "Мама, залезь на стол и спрыгни оттуда. Пушистое чудо, громко крикни Ку-ка-ре-ку." Оля прыгает со стола, а Зауре кричит. После этого Оля говорит: "Папа иди поцелуй в щёчку всех мам (всех мам, которые играют). Пушистое чудо поцелуй всех пап." Алёна подходит к каждой групке и целует мам, а Зауре - пап. Потом Зауре загадывает свои желания. Очень весело, не правда ли?

"One up one down"

Эта игра заключается в том, что все участники садяться в круг на стулья и один стул ставиться посередине. Для этой игры необходимо, чтобы было несколько знающих разгадку. После этого ведущий объясняет правила или даже не правила, а саму игру.

Он говорит: Вам (всем играющим) нужно угадать, а лучше сказать расшифровать, три слова:

  • ONE UP ONE DOWN (одна вниз одна вверх),
  • TWO UP (две вверх),
  • TWO DOWN (две вниз)

Ведущие садятся между играющими, примерно через одного, смотря сколько ведущих. Каждому человеку предоставляется право высказать свое предположение, то есть одно из трех слов, а ведущие к тому времени говорят верно его предположение или нет. Человек должен наблюдать за остальными, присматривать и уловить закономерность. Когда человек думает, что расшифровал слава, он не встает и не кричит, а спокойно подходит к одному из ведущих и говорит то, что он придумал, тихонько и на ушко. И игра прдолжается до тех пор, пока все играющие не расшифруют таинственные слова.

НА САМОМ ДЕЛЕ - разгадка заключается в положении ног:

  • ONE UP ONE DOWN - это положение нога на ногу;
  • TWO DOWN - это положение, когда две ноги находятся на полу внизу;
  • TWO UP - это положение, когда ноги лежат на стуле или еще как нибудь, но только не на полу!

Уточка

Есть уточка. Летает, крякает - символизирует шум в данном случае. Тут охотник (вожатый), говорит, что утка мешает нашей работе, крича: "утка!". Дети стреляют в неё: "БАХ!" Тишина. Полная концентрация внимания и готовность к работе

Рассмотри предмет

Описание

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...

Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»

Смысл упражнения

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно - остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

Воздушный шарик

Описание

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«адувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение

Семь свечей

Описание

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения "

Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение

Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Абажур

Описание

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения

Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение

Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Грецов А., Бедарева Т.

Психологические игры для старшеклассников и студентов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 122»
ИГРЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РАЗГРУЗКИ ПЕДАГОГОВ
ПОДГОТОВИЛА:
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
МБДОУ № 122,
ПИСАРЕВА Е.А.

ОРЕНБУРГ, 2018 г.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

упражнения.
Кинезиология - наука о развитии
умственных способностей и физического
здоровья через определенные двига­
тельные
Истоки
кинезиологии как науки следует искать в
известных философских
системах
древности. Секрет красоты и молодости
Клеопатры заключался в том, что она на
протяжении всей жизни использовала
кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в
активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со
старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не
позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические
методики направлены на активизацию
различных отделов коры больших
полушарий, что позволяет развивать
способности
или
корректировать проблемы в различных
областях психики.
человека

При несформированности межполушарного взаимодействия не
происходит полноценного обмена информацией между правым и левым
полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по – своему.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят
положительные структурные изменения. Развитие межполушарного
взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
1. «Рисование глазами».
Попробуйте одновременно обеими руками нарисовать в воздухе
зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры.

2. «Колечки».
Поднимаем вверх ладони обеих рук и начинаем по очереди соединять
в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими.
Рекомендуется менять темп выполнения упражнения, то убыстряя, то
замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик­малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
3. «Перекрестные движения».
Положите руки на колени крест – накрест, по команде надо хлопнуть в
ладоши и поменять руки.
4. «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а
правой рукой - за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши,
поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
Все эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, развивают
самоконтроль и произвольность деятельности.
Игры и упражнения, направленные на снятие мышечного
и эмоционального
напряжения
5. «Ласковый мелок»
Существует
хорошее
развлечение - рисовать или

писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем
отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень
подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать
задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего
напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию
данной игры.
Мы с вами не будем отгадывать, что нарисовали на наших спинах, мы
представим себя художниками и нарисуем друг у друга на спине красивые
пейзажи. Каждый выбирает себе «холст» для рисования – спину соседа и
приступаем к созданию пейзажа. Сначала напишем «Морской пейзаж». Затем
поменяем «холсты» и напишем «Горный пейзаж». После окончания игры
необходимо легкими движениями руки «стереть» все, что «нарисовали».
Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных
ощущений.
Игры и упражнения с элементами телесно – ориентированных
практик.
Механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное
поведение, которым мы компенсируем свое напряжение, страх, боль,
неуверенность и многое другое, приводят к формированию «мышечного
панциря» или «зажима». То есть вытесненная, непризнанная или
непроработанная эмоция выражается в противоестественном напряжении
различных групп мышц, что делает походку угловатой, нарушает осанку
(сгорбленность или, наоборот, прямая спина и походка как у робота),
стесненяет дыхание.

Для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы
мышц были разработаны специальные техники и методы. Вашему вниманию
буду представлены некоторые из них.
6. Упражнение «Любопытная Варвара».
Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как
можно дальше /вдох/. Мышцы шеи напряжены. Вернуться в исходное
положение /выдох/. Аналогично в другую сторону. Движения повторяются по
2 раза в каждую сторону.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
7. «Солнышко и тучка».
Солнце зашло за тучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок,
чтобы согреться /задержка дыхания/. Солнце
вышло из – за тучки, стало жарко, разморило на
солнце – расслабиться, /на выдохе/.
8. «Снеговик».
Ведущий предлагает играющим превратиться
в снеговика. Для этого надо напрячь, как можно
сильнее каждую, часть тела и стоять неподвижно
несколько секунд.
­ Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот
пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять /участники игры
постепенно расслабляются, опускают
руки, "обмякают", подставляют лицо
солнцу и приседают на корточки/.
9. «Огонь и лед».
По команде «Огонь!» ­ начинают
выполнять интенсивные движения
всем телом. Плавность и степень
интенсивности движений каждый выбирает произвольно.

По команде «Лед!» ­ нужно застыть в позе, в которой настигла команда,
напрягая до предела все тело.
После напряжения наступает фаза естественного расслабления.
Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время
выполнения той и другой.

Эти игры способствуют
развитию самоорганизации,
самоконтроля, снимают мышечные зажимы, развивают чувство собственного
тела, воображение, снижают напряжение, тревожность, повышают
стрессоустойчивость.
Чтобы зарядить вас позитивной энергией и снять вашу усталость,
предлагаю Вам прогуляться под австралийским дождем.
10. Игра «Австралийский дождь».
Цель: снижение уровня физического и эмоционального напряжения.
Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе
послушаем, какой он. Сейчас я буду показывать движения, а вы будете их
повторять.
 В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
 Начинает капать дождь. (Щелчки пальцами).
 Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями).

 Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
 А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
 Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
 Дождь утихает. (Хлопки ладонями).
 Редкие капли падают на землю. (Щелчки пальцами).
 Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
 Солнце! (Руки вверх).
Спасибо Вам за сотрудничество!
Желаю творческих успехов!

Игры для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детского сада № 35, города Коврова.
Описание: предлагаю Вашему вниманию комплекс игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников. Игры рассчитаны на детей 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, поступках. Эмоции ребенка - это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Можно выделить несколько типов нарушений поведения:
Первый - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными.
Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа.
Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.
Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения , поскольку они еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.
Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных. Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.

10 игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников

Цель игр: – профилактика психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Задачи:
1. Расслабление, снижение мышечного напряжения и переутомления.
2. Развитие у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.
3. Воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе.
4. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
5. Развитие положительных эмоций.

1. "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем"
Правила игры : Из числа детей выбирается водящий. Он выходит за дверь, а воспитатель с детьми придумывают инсценировку какого-либо действия (умывание в ванной, рисование, собирание ягод в лесу, звонок по телефону, мытье полов, красим губы, играем в мяч, одеваемся, расчесываемся, едим). Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Когда водящий возвращается в группу, воспитатель с детьми, молча показывают задуманное действие. Ему нужно отгадать, что делают товарищи. Затем выбирается новый водящий и игра продолжается.

2. "Узнай, кто позвал?"
Правила игры: Выбирается водящий. Он становятся в конец комнаты и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он водит еще раз.

3. "Море волнуется"
Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитате¬лей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.

4. "Дотронься до…"
Правила игры: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. "Липучки"
Правила игры: Из числа детей выбираются 2 водящих. Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Водящие, держась за руки, пытаются поймать сверстников, при этом они приговаривают: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей.

6. "Веселое приветствие"
Правила игры: Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает, что когда люди здороваются, то пожимают друг другу руки. А затем предлагает им поздороваться по кругу различными частями тела (кулачками, спинками, коленками, животиками, лбами).

7. "Лиса и куры"
Правила игры: воспитатель становится лисой, а дети - курами. Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями - руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.
Примечание: можно использовать музыку. Пока звучит музыка, дети могут бегать, а лиса спать в норе. Как только музыка останавливается, водящий выбегает и пытается поймать или осалить любого игрока.

8. "Золотые ворота"
Правила игры: двое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. "Дядюшка Трифон"
Правила игры: дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель становится водящим и встает в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«Как у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё смотрели.
Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а старый водящий превращается в обычного игрока.

10. "Сороконожка"
Правила игры: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом и положите руки на плечи соседа. Начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее. Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости. Давайте немного отдохнем».

«Психологическая разгрузка для педагогов»

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов, сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

    Сформировать доверительные отношения в группе;

    Объединение, сплочение коллектива;

    Развитие умения работать в команде

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для воспитателей и применим в работе с детьми. Продолжительность встречи 2 часа.

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

    Воспитатели лучше узнают друг друга.

    Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

    Увеличится работоспособность группы.

    У педагогов сформируется умение работать в команде.

    Улучшится психологический климат в коллективе.

    Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Материал: бейдж на каждого участника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, листы- заготовки «Мой герб» на каждого участника, флипчарт, малярный скотч; маркеры; листы бумаги, карточки или список с названиями животных.

Вступление.

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.»

Древняя мудрость

Притча о коллективности (и в шутку и всерьез)

Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Опять те же действия с вашей стороны.

Третья обезьяна, одурев от голода пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа. А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Практическая часть:

1. Психолог:

Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с релаксационного упражнения «Посещение зоопарка»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями . Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду ( коротко и сильно щипать ноги и руки ).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).

2. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним упражнение «Мой герб»

На работу отводится 7 минут.

Материалы: ватман, маркер для димонстрации; чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик.

Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 2-3 прилагательных.


После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпритация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.

3. Психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте узнаем и выполним упражнение «Узнай рисунок»

Цели:

    помочь участникам глубже узнать друг друга;

    создать мотивацию к совместной работе.

Материалы: флипчарт; малярный скотч; маркеры; листы бумаги;

Задание: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

    Каков этот человек?

    Кто это может быть?

    Психолог: и в заключении и добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Рефлексия.

Литература

  1. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

    Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

    Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2007. - 224 с: ил.

    Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. - СПб.: Речь, 2008. - 416 с.

    18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. - (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

    http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9420



 

Возможно, будет полезно почитать: