Иконография христа спас в силах. Икона «Спас в силах», значение

Икона "Спас в силах" относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место- в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона "Спас в силах" отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

Что касается значения иконы , то Богословская концепция указывает нам на то, что икона "Спас в силах" - это образ, выражающий явление Спасителя в конце времен во славе и силе. Иисус Христос сойдет на землю, чтобы исполнить Божественный Промысел, соединяя под Христовой главой небесное и земное. В основе данного образа лежат библейские тексты пророка Иезекиился, которому было соответствующее видение. Божья слава является в иконе через многие символические фигуры, многие из которых изоморфны и геометрически. Таким образом, "Спас в силах" - это богословский тракт, переданный в живописно - символическом стиле, который рассказывает нам о Втором Пришествии Христа.

История образа иконы "Спас в силах"

В центре иконы находится восседающий на престоле Иисус Христос. Большая часть иконы выполнена в красном цвете, который является символом огненной природы Господа Бога. Христос одет в золотые одежды, цвет которых является символом сияния славы. Белые же одежды символизируют непорочность и чистоту Христа. Икона обладает геометрическим фоном. Синий овал наложен на красный ромб и красный квадрат. Такое сочетание цветов является символом того, что в Сыне Божьем сочетаются человеческие и божественные природы. Также, это может быть свидетельством сочетания истины и милости, воплощением и непознаваемости и т.д.

Купить икону "Спас в силах " следует верующим, для молитв в самых тяжелых ситуациях, просить помощи в отчаянии, горестях, скорбях, невзгодах и печали. Данной иконе молятся и получают спасение душевно больные люди, молитва перед иконой избавляет от психических расстройств, неврозов, тягостных мыслей и видений. Духовный образ Господа защищает христиан от проделок лукавого, оберегает от всякой нечисти, и предостерегает от греховных, не обдуманных и не праведных поступков. Данной иконе пристало молиться и просить Господа послать благополучие в дом, любовь, достаток, взаимопонимания между членами семьи, а также взывать ко Господу о даровании и научении христианина любви и уважению к ближнему своему.

День иконы "Спас в силах"

Чудотворная икона Господа "Спас в силах" - почитается во все великие церковные праздники, особое поминание совершается в дни Спаса, а именно 14 августа, 19 августа и 29 августа.

Спас в силах. Древнерусская икона

«Спас в силах» – одна из сильнейших икон работы Андрея Рублева. Икона эта глубоко символична. Неудивительно, что икона «Спас в силах» с ХV веке становится на Руси центральной и самой большой в храмовом иконостасе.
«Спас в Силах» – эти центральная икона Деисусного ряда. Иисус Христос изображён как Христос Судия при Страшном суде с Евангелием. Над Его головой нимб, красный ромб охватывает всю фигуру и переходит в синий овал, на них изображены Небесные силы: девять чинов Небесных сил: Начала, Ангелы, Архангелы, Власти, Господства, Серафимы, Херувимы и Престолы. Они все здесь присутствуют. Четырёхугольный парус – это четыре Евангелия, четыре Евангелиста, четыре Стороны Света на которые проповедовано Евангелие. На нём изображается Ангел, Орёл, Телец и Лев – это символы евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. И в то же время качества Христа: Ангел – человечность, Орёл – высота духовности Священного Писания, Телец – жертвенность, Лев – царственность. Такова символика «Спаса в Силах».
Спаситель на иконе изображен «в силах» - окруженный ангелами, силами небесными. Но слово «силы» в названии иконы может иметь и второй, более глубокий смысл.
Во времена написания иконы богословы и многие мыслящие люди вели бурные споры о Божественных энергиях, и появление иконы «Спас в силах» связано с этими спорами. Есть предположение, что в иконе «Спас в силах» монахи-исихасты символически передали знание о Божественных энергиях. Алый ромб, алый квадрат и зелёный овал, на фоне которых изображён Спаситель – это символы драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда.
Возможно, исихасты основывались на информации из Откровения апостола Иоанна, которое наполнено пророчествами о будущем человечества. В нем есть такие строки: «и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Яспис (яшма) бывает разного цвета, но богословы определяют его как красный камень. Сардис (греч. – сердолик) – камень красного или жёлто-оранжевого цвета. Смарагд (церковно-славянское название изумруда) – камень зелёного цвета.

Андрей Рублёв “Спас в Силах”

Богословами того времени упоминаются три главные энергии Бога Отца: Бытие (Естество) Божие, Благость (Благодать) и Мудрость (Премудрость).
Ведь именно о Боге Отце всегда говорят как о «Сидящем на престоле». А раз Бога Отца изобразить невозможно, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий Иисус Христос. Ведь он обладал всей полнотой энергий Отца даже будучи в воплощенным человеком. То есть «Спас в силах» – это образ Иисуса Христа, Спасителя мира, Спаса, окружённого (такими же, как у Отца) энергиями (силами), символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд…
В Библии «камнем живым» назван Спаситель (1 Пет 2: 4), «живыми камнями» именуются апостолы (1 Пет 2: 5), «камнем» Христос нарекает апостола Петра (Ин 1: 42). Ведь камень – это символ духовной твердости.
И совсем не случайно изумруд, который издревле считался «камнем мудрости и хладнокровия», оказался символом Божественной Премудрости. Считалось: кто носит изумруд, не сделает неверного шага, не причинит зла.
И сердолик не случайно является библейским символом Божественной Благодати, или Любви. Ведь название «сердолик» означает «радующий (или напоминающий) сердце». Считалось, что сердолик обладает свойством оберегать живых от смерти и болезней, дарит счастье и покой, улучшает настроение, помогает в любви…
О свойствах красной яшмы на Руси говорилось, что этот «красный камень сердце овеселит и кручину и неподобные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует». Яспис – символ новой бессмертной природы человека, которая «придёт на смену» его смертной природе.
Таково недоказанное, но вполне обоснованное мнение некоторых ученых о мистическом смысле иконы Рублева «Спас в силах».

тверская икона

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ
«Спас в силах» – икона, которая занимает центральное место в любом храме. Это своеобразная точка отсчета, от которой дальше уже идут остальные иконы, подобно кругам на воде от брошенного камня. От «Спаса в силах» по обе стороны находятся святые, которые обращают взор именно на этот образ, находящийся в центре иконостаса.
Богословская концепция указывает нам на то, что икона «Спас в силах» – это образ, выражающий явление Спасителя в конце времен во славе и силе. Иисус Христос сойдет на землю, чтобы исполнить Божественный Промысел, соединяя под Христовой главой небесное и земное. В основе данного образа лежат библейские тексты пророка Иезекиля, которому было соответствующее видение. Таким образом, «Спас в силах» – это богословский трактат, переданный в живописно-символическом стиле, который рассказывает нам о Втором Пришествии Христа. Давайте же рассмотрим образ «Спас в силах» более подробно.

Санаксарский монастырь

В центре иконы находится восседающий на престоле Иисус Христос. Большая часть иконы выполнена в красном цвете, который является символом огненной природы Господа Бога. Христос одет в золотые одежды, цвет которых является символом сияния славы. Белые же одежды символизируют непорочность и чистоту Христа. Икона обладает геометрическим фоном. Синий овал наложен на красный ромб и красный квадрат. Такое сочетание цветов является символом того, что в Сыне Божьем сочетаются человеческая и божественная природы. Также, это может быть свидетельством сочетания истины и милости, воплощения и непознаваемости.
Правая рука Иисуса Христа традиционно благословляет человечество. В левой руке Спаситель держит раскрытую Книгу, которая считается Книгой Жизни. В этой Книге записаны все имена спасенных душ. Как вариант, Книга может символизировать Книгу Откровения за семью печатями, вскрыть которые по силам только Агнцу. Что касается изображенных геометрических фигур, то синий круг – это небесная сфера, где обитают ангельские чины и бесплотные силы. Красный квадрат – это символ земли, где есть четыре стихии и четыре стороны света. Христа же на иконе окружают многочисленные ангельские лики.
Беседа искусствоведа Московской Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой и сведения из открытого интернета

Спас в Силах

Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

Спас в силах. Андрей Рублев, 1408 г., Третьяковская галерея.

В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.

Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.

Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.

По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.

Иконостас является центральной частью храма, на которую обращает внимание каждый входящий. Он символизирует небесный мир. Поэтому центральной иконой всегда является Спас в силах. Также и в домашнем собрании образ Христа должен быть основным.


Описание иконы

Значение иконы «Спас в силах» - передача основных качеств Бога, видимо представлен он в человеческом образе Иисуса Христа, но представляет всю Святую Троицу. Иначе именуется еще «Вседержитель», то есть Тот, кто способен на все. Это одно из свойств Бога. То есть здесь применимы значения - правитель мира, властитель.

Аналогичные эпитеты часто встречаются еще в Ветхом Завете, но ветхозаветный Иисус также отрывает о Себе, что является началом и концом всего, обладающим полнотой власти вместе с Отцом. Самым известным является образ, написанный Андреем Рублевым:

  • Христос восседает на троне, ноги Его поставлены на особое возвышение. На троне лежит подушка.
  • В левой руке Христа - раскрытая Книга. Возможно, это символ полноты времени, когда уже все пророчества исполнены. Ведь Господь воссядет на престол во время Страшного Суда.
  • Правая рука сложена в благословляющий жест.
  • Вокруг трона видны ангельские «силы» - то есть войска, автор передает художественными способами выразительности их мощное движение. Они выглядят как лики, окруженные крыльями.
  • Цвета, использованные в иконе «Спас в силах» глубоко символичны и взяты из Библии. Они отображают мудрость, доброту и вечное существование Бога.

Рублев использовал один из самых древних типов отображения Христа. Спаситель обращен к верующим, одежда его спадает складками. Выражение лица сдержанное, кто-то видим в нем строгость, кто-то мудрость и совершенство.


Как и о чем молиться иконе Спас в силах

Перед иконой «Спас в силах» можно как исповедовать свои прегрешения (во время вечернего молитвенного правила), так и делиться своими горестями. Иисус помогает каждому, кто с верой обратиться к Нему. Для прочтения годятся любые молитвы, адресованные Господу, всем лицам Святой Троицы.

Это могут быть акафисты Иисусу, покаянные каноны, правило перед Причастием. Икона «Спас в силах» станет незаменимой часть домашнего молитвенного угла. Обращение к Господу должно начинать каждый день, и стать последним, что делает человек, отправляясь в постель. Небольшого размера икона «Спас в силах» может находиться в машине, вместе с образом Богородицы и Николая Угодника.

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Молитва 3- я, ко Пресвятому Духу

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

Икона Спас в силах - значение, в чем помогает was last modified: Июнь 22nd, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

    Спас Благое Молчание изображает образ Господа до воплощения и пришествия к людям, Спас Нерукотворный и Спас Эммануил изображает Христа таким каким Он был на земле, а вот Спас в силах таким как Он придет в конце времен.
    Наташа из Усмани один из своих замечательных дневников посвящала образу Спас Благое Молчание.
    Не менее удивительным в иконографической традиции есть образ Спас в силах .
    Самим наименованием образа "Спас в силах" выражена богословская концепция - явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа". Явление Божьей славы передается на иконе в виде символических фигур - геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.

    В центре - Христос, восседающий на престоле. Красный цвет символизирует огненную природу божества ("Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий". (Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2). Одежды золотого цвета - символизируют сияние славы, белые - чистоту и непорочность Спасителя как жертвенного Агнца.
    Фон иконы заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал), и красный квадрат (ромб). Сочетание красного и синего символизирует соединение во Христе божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.
    Красный квадрат всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т.п.). Синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко небесный свод изображается как бы "сотканным" из парящих ангелов. Собственно, всё, что окружает Христа на иконе, - ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола с крылатыми колесами и даже сам престол - не что иное, как символическое изображение различных небесных сил, таких чинов ангельской иерархии, как "престолы", "силы", "власти", "начала"...
    Правой рукою Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна - это и Книга Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга - символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте - «Престол уготованный» (изображения в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в.).
    Без преувеличения, «Спас в силах» - это переданный живописно-символическим языком богословский трактат на тему Второго Пришествия Христа, грядущего судить живых и мертвых (Деян. 10:42; 2Тим. 4:8), суд Его - праведный (Ин. 5:30), и предстанут на суд Христов все (Рим. 14:10)

    СПАС В СИЛАХ
    Со св. евангелистами, пророками Давидом, Исаией, апостолами Петром, Павлом, Иоанном Богословом на полях
    Византия, манускрипт XIII век


    Costas Markopoulos. Греция.
    фреска


    Спас в Силах

    ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

    Georgios Katimertzoglou. Греция
    фреска




    ГОСПОДЬ В СИЛАХ

    икона из триптиха

    центр.Россия,первая половина XIXв., 53х44 см.
    Частное собрание, Англия.


    СПАС В СИЛАХ

    Последняя четверть XVII века. Кострома.

    Дерево, левкас, темпера.


    СПАС В СИЛАХ
    Из деисусного чина

    1660-е годы. Москва.

    Дерево, левкас, темпера; ковчег.
    132,5х95,3 см.
    ЦАК МПДА

    Происходит из разрушенного в 30-е годы прошлого века храма Харитона Исповедника в Огородниках в Москве.
    Церковь впервые упоминается в документах в 1618 г. В 1652-1662 гг. церковь Харитона Исповедника перестроили, посвятив ее «Пресвятые Богородицы владимирские» и устроив придел «подъ колоколы во имя преподобного отца нашего Харитона исповедника». При ликвидации храма церковное убранство было частично уничтожено, а частично, со временем, оказалось в Покровской Академической церкви в Московской Духовной Академии. Документы поступления икон в ЦАК отсутствуют.
    СПАС В СИЛАХ

    1497 год

    иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря



    СПАС В СИЛАХ
    ИКОНОСТАС

    Палех. Середина - третья четверть XIX в.

    Дерево, левкас, темпера.
    53,7х44 см.



    СПАС В СИЛАХ

    Россия, начало XIX в., яичная темпера, дерево.
    собрание Британского музея.

    СПАС В СИЛАХ Россия, 1800-1835.
    Дерево, левкас, темпера.
    Размер: 26 x 18 см.

    Частное собрание, Германия

    Спас в Силах

    Середина XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

    Спас в Силах

    Андрей Рублев. Московская школа. Государственная Третьяковская Галерея. 10-е годы XV века. 18 x 16 см

    Спас в Силах

    Москва 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. Дерево, левкас, темпера. 189 × 136 см.

    Спас в Силах (Деус)

    Тверь. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская Галлерея. Липа, паволока, левкас, темпера. 116 х 84 см.

    Спас в Силах

    Середина XVI века. Костромские земли. Дерево, левкас, темпера. 96Х77,8 см.

    Спас в Силах

    Московская школа. Андрей Рублёв. 10-е годы XV века.
    Дерево, левкас, темпера. 18 x 16 см.

    Спас в Силах (Деус)

    Вологда, XVI век. Дерево, левкас, темпера. 72.8 x 114.8 см.

    Спас в Силах

    1500. Дионисий. Центральная икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Государственная Третьяковская Галерея

    Спас в Силах

    1408. Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире. Третьяковская галерея, Москва. Доски липовые, паволока, левкас, темпера. 314 х 220 см

    Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

    В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.

    Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом - море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола - четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

    Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор - Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла - те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.

    Спас в силах - это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» - это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.

    По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.



 

Возможно, будет полезно почитать: