Имя божества реки нил в древнеегипетской мифологии. Потерянные цивилизации

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Древний Египет и его Боги.

Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Бог Нила - супруг богини Нехбет, покровительницы Верхнего Египта. Это пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями. Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Иногда различают две ипостаси Хапи - богов северного и южного Нила. В том случае когда Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе из лилий и лотосов. Хапи отожде ствляется с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог плодородия.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой" Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.

Солнечный и лунный год. Рождение детей Нут

После того, как мир был сотворен, и Шу разделил небо и землю, на земном престоле, знаменовав начало Золотого Века, воссиял владыка богов Ра. Он жил в Гелиополе, ночью спал в цветке лотоса, а по утрам взмывал в небеса и в облике сокола летал над своим царством. Иногда он опускался слишком низко, и тогда начиналась засуха. Так было изо дня в день, из года в год.

В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном - 360. Бог Тот, властелин времени, разделил год на три части и каждой из них дал название: сезон Половодья, сезон Всходов и сезон Урожая. Так возникли времена года.

Затем Тот поделил каждый сезон на четыре части, по 30 дней в каждой, и появились месяцы. Первым месяцем в году стал первый месяц Половодья - месяц Тота; он начинался в день летнего солнцестояния. За ним следовали остальные месяцы: Паофи, Атир, Хойак, Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути, Пахон, Пайни, Эпифи и Месори.

Бог Солнца был очень ревнив. Узнав, что хотя Шу по его приказу отделил небо от земли, Нут по ночам всй равно сожительствует с Гебом, Ра пришел в неистовство и наложил проклятие на все 360 дней солнечного года: отныне Нут ни в один из дней не могла родить детей.

Небесная богиня в отчаянии воззвала к Тоту, моля. о помощи. Выслушав мольбу Нут, Тот обещал ей помочь.

Но как было исполнить обещанное? Уж кто-кто, а Тот лучше всех знал, что никому. из богов не дано отменить проклятие, наложенное богом Солнца. Любые заклинания и чародейства бессильны перед Словом Ра. Да и возможно ли осмелиться па такое - противоречить владыке? Гнев его страшен.

Но Тот недаром слыл мудрейшим из богов: после долгих раздумий он всё-таки нашёл, как поступить. Если проклятия снять нельзя, значит, остаётся одно: создать новые дни, па которые проклятие Ра уже не распространялось бы.

В облике ибиса Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет для развлечения. А ради азарта, чтоб интересней было играть. Тот и Луна поставили на кон 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости без труда одержал победу, и Луне волей-неволей пришлось расплачиваться.

Выигрыш Тота составил ровно 5 суток. Он забрал их у Луны - с тех пор лунный год длится всего 355 дней, - и присоединил к солнечному году, который отныне стал равен 365 дням. Выигранные у Луны 5 дней Тот назвал "те, что над годом": пять предновогодних дней не причислялись ни к одному из месяцев.

Разница между продолжительностью календарного года (30х12+5=365 суток) и астрономического солнечного (365 1/4 суток) не учитывалась в древнеегипетском календаре. Поэтому каждые 4 года начало календарного года и, соответственно, календарные даты всех праздников сдвигались на 1 день, "отставая" от солнечного года. Таким образом, первый день первого месяца Половодья совпадал с днем летнего солнцестояния (22 июня) и началом подъёма воды в Ниле 1 раз в 1460 лет (юлианских., = 1461 григорианский год). В течение этого цикла каждый календарный день 1 раз совпадал с каждым из дней солнечного года; Весенние праздники приходились на осень, летние - на зиму и т. п. В 238 г. до н.э. греческий царь Египта Птолемей III предпринял попытку привести в соответствие календарное и астрономическое летоисчисление, издав указ о введении високосного года, - но эта реформа встретила решительный отпор со стороны жречества и не удалась.

Такой календарь с "блуждающим" годом был официальным, административным. Наряду с ним существовал "народный" календарь, в котором месяцы. и дни отсчитывались по сельскохозяйственным периодам, и к ним же приурочивались праздники (подъема воды, начала жатвы, урожая и др.). (Приведённые выше названия месяцев даны по празднествам и относятся к "народному" календарю). В официальном календаре месяцы названий не имели и обозначались числительными, а исторические события датировались по годам царствования правящего фараона (напр.: "Год царствования его величества владыки Двух Земель Небмаатра - да живёт он, да здравствует и да благоденствует! - десятый, день шестнадцатый второго месяца Урожая").

Пять новых дней - "тех, что над годом" - Тот сразу же посвятил Ра: не станет ведь бог Солнца проклинать, как он прежде проклял все 360 дней, и дни, посвященные ему самому! И, конечно, он умилостивит свой гнев после столь щедрого верноподданного подарка!

Тот не обманулся в своих расчётах. Владыка его простил, и богиня неба отныне могла рождать по одному ребёнку в каждый из пяти- предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй - Хора Бехдетского, в третий - Сета, в четвёртый - Исиду и в пятый - Нефтиду.

Так появились на свет четыре младших бога Великой Девятки - дети Неба. А во все последующие годы, когда наступали созданные Тотом дни, Нут рождала звёзды.

Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп - злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский - сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями.

Но чаще всего злые силы и исчадия, стремясь уничтожить Солнце, нападают на Ладью Вечности в облике змей. Однако Ра и его спутники неизменно повергают врагов. Одного из злодеев - гигантского разноцветного змея - Ра убил под священной сикоморой Гелиополя, приняв обличье Великого Кота.

И всё же среди змей у бога Солнца есть не только недруги. Кобра-урей сама истребляет врагов Ра своими испепеляющими лучами. Змей Мехен-та защищает Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы Фиванского некрополя, в которых покоятся усопшие фараоны.
Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце
На 36-м году земного царствования Ра-Хорахте солнечный бог пребывал в Ну-бии, и с ним было его бесстрашное войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу. Об этом узнал Хор, сын Ра и Нут, покровитель города Бехдета.

Ра плыл в своей Ладье <...> И Хор Бехдетский был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте:

Я вижу врагов, злоумышляющих, против своего могучего владыки!

Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так стремительно обрушился на демонов мрака, так забушевал против них, что перебил всё полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.

Торжествующий Хор вернулся в Ладью отца и пригласил Ра-Хорахте и его дочь Астарту, богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество отправился.

Владыка мира и его свита долго созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал Тоту:

Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо!

Но не всех врагов Ра истребил Хор в египетской земле. Много ещё осталось злоумышлявших против властелина. Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов, укрылись в водах Хапи, и оттуда, из засады, снова напали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики <...> Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага.

После этой блистательной победы, уже второй по счёту, Хор снова принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджет как двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья, и Хор одержал ещё много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение - в номе Мерет. Хор Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов) и увёл 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.

Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий - Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил его за ноги по (ному Мерет) и вонзил своё копье в его голову и спину. Но элодей всё-таки спасся: обратился в ревущего змея и вошёл в землю в этом городе (Мерет), и его больше не видели.

После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахте велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта - как память о подвигах Хора.

Сказание об истреблении людей

Не одни только демоны отваживались выступать против великого солнечного бога. Когда Ра, благополучно процарствовав, наконец) состарится, сделался дряхлым, и могущество его ослабло; тело его стало серебром, члены - золотом, волосы - истинным лазуритом, против бога Солнца ополчились люди. Узнав о мятеже, который замыслил народ Египта, Ра призвал свою свиту и приказал богам:

Пусть явится сюда моё Око - богиня Хатхор. Позовите также Шу, Тефнут, Геба и Нут вместе с отцами и матерями, которые были со мной, когда я покоился в Нуне, а также самого Нуна. Только смотрите, приведите их тайно, чтоб люди не увидели этого. Пусть они придут и скажут, как нам бороться с мятежниками.

Боги незамедлительно исполнили волю своего владыки. Вскоре Нун, Шу, Тефнут, Геб и Нут явились по зову Ра в Великий Чертог - земной дворец солнечного бога. Увидев сидящего на престоле Ра, они пали ниц к изножию трона. Нун спросил:

Скажи, о владыка, что случилось?

Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око против оскорбивших тебя!

Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему. когда оно сходит в образе Хатхор (т.е. нет в мире силы, способной противостоять могуществу твоего Ока в образе Хатхор).

Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда. Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.

Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сохмет. Она отправилась в пустыню, разыскала людей и, едва увидев их, свирепо зарычала. Шерсть на её загривке встала дыбом, в глазах засверкал кровожадный блеск. Полная ярости, Хатхор-Сохмет набросилась на людей и принялась безжалостно их терзать, убивая одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса.

Решив, что люди уже достаточно наказаны и что отныне они уже больше никогда не осмелятся роптать на солнечного бога, а тем более восставать против него, Ра сказал дочери:

Ты уже совершила то, ради чего я тебя послал. Довольно их убивать! Уходи с миром.

Но грозная богиня не послушалась отца. Оскаля окровавленные клыки, она свирепо прорычала в ответ владыке мира:

Осилила я людей, и сладостно в моем сердце! Я хочу уничтожить их всех, хочу досыта напиться кровью этих непокорных богам смутьянов!

Силён я над ними как царь в их истреблении (т. е. я - царь, и только я один вправе решать, надо их истреблять или нет), - возразил мудрый солнечный бог. - Оставь людей в покое. Они уже достаточно наказаны.

Но упрямая Хатхор-Сохмет не пожелала внять словам отца. Ей очень понравилось убивать людей и пить их кровь. Жажда мести и охотничий азарт заглушили в ней голос разума. Свирепая львица вновь набросилась на людей. Люди в ужасе обратились в бегство вверх по Великой Реке, а богиня преследовала их и беспощадно убивала.

Ужаснулся и Ра, видя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл. Бог Солнца кликнул свою свиту:

Позовите мне быстробегущих гонцов, до помчатся они подобно тени тела! - отдал он приказ.

Тотчас же гонцы были приведены перед лицо Ра. Бог Солнца сказал:

Отправляйтесь на остров Элефаптипу и принесите мне как можно больше красного минерала диди.

Гонцы доставили диди. Тотчас Ра в сопровождении свиты отправился в Гелионоль. Там он разыскал мельника и велел ему растолочь красный камень в порошок, а его служанкам приказал намолоть ячменя и сварить пиво.

Когда пиво было готово, слуги бога Солнца наполнили им семь тысяч сосудов и намешали в пиво толчёного красного порошка диди. Получился напиток, по цвету очень похожий на кровь.

О, как прекрасно это, [ибо] спасу я [этим] людей! - воскликнул Владыка Всего Сущего. - Боги! Возьмите сосуды, отнесите их в то место, где она убивала людей. Разлейте это окрашенное пиво на полях, в долине Реки. Повеление Ра было незамедлительно исполнено. Наступило утро. Пришла Хатхор в образе Сохмет, оглядела место вчерашнего побоища и, увидав великое множество кроваво-красных луж, обрадовалась. Охваченная жаждой убийства, лютая богиня бросилась пить мнимую кровь. Пиво пришлось ей по вкусу; она лакала и лакала его до тех пор, пока не захмелела настолько, что взгляд её сделался мутным, и она уже не могла различать людей. Тогда Ра подошёл к дочери и сказал.

...

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.
Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил
Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.
Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.
Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами" Амоном, Осирисом, но чаще всего-с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.
В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом
О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую воде.
Роса его спускается с небес...
Если медлит он, дыханье прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он - и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от смеха,
Зуб каждый усиленно жует. "
Приносящий хлеба, обильный пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.
Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.
Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.

Без реки Нил Египет был бы безжизненной пустыней. Египтяне отлично это понимали, поэтому с глубоким почтением относились, как к самой реке, так и божеству, олицетворяющему её. Отвечал за Нил бог Хапи.

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Как изображали бога?

Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.

Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.

В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.

Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.

Как почитали Хапи?

Обиталищем бога считалось ущелье Гебель-Силсилэ, расположенное у первых порогов Нила. Вблизи этого места находится остров Элефантин. В древности именно здесь располагался центр культа Хапи.

Чтобы обеспечить стабильные ежегодный разлив Нила, жрецы проводили специальные ритуалы. Неоценимую помощь им оказывал «нилометр» – измерительный прибор, позволяющий предсказывать уровень прибывающей воды. В Древнем Египте религия нередко шла рядом с наукой.

Хапи часто прославляли в гимнах. Его праздником считался день разлива Нила. Активное участие в торжествах принимал фараон. Во время праздника приносились тысячи жертв в виде сосудов, наполненных маслом, вином или молоком. Их бросали в реку с пожеланиями урожайного года.

В египетской мифологии трудно найти более положительного персонажа, чем Хапи. Возможно, именно по этой причине он практически не известен современной массовой культуре, отдающей предпочтение «плохим парням».

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.

Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил.

Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.

Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.

Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами Амоном, Осирисом, но чаще всего - с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.

В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом.

О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:

Слава тебе, Нил, выходящий из земли,

Идущий, чтоб Египет оживить.

Орошающий поля, сотворенный Ра,

Чтобы всех животных оживить.

Наполняющий пустыню, чуждую воде.

Роса его спускается с небес…

Если медлит он, дыханье прерывается

И люди все беднеют.

Если гневен он, беда по всей стране,

Великий и малый беднеют.

А восходит он - и ликует земля,

И все живое в радости.

Спина каждого сотрясается от смеха,

Зуб каждый усиленно жует.

Приносящий хлеба, обильный пищей,

Творящий все прекрасное.

Наполняющий амбары, расширяющий закром,

Заботящийся и о бедняках.

Производящий деревья по желанию любому,

И нет недостатка в них.

Не знают места, откуда он,

И не нашли пещер его в писаниях.

Ликуют тебе юноши и дети твои

И приветствуют тебя как царя.

Постоянный в обычаях,

Выходящий перед югом и севером.

Свет, выходящий из мрака!

Жир для скота его!

Сила это, творящая все,

И нет живущих в неведении его.

В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.

Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.

Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.



 

Возможно, будет полезно почитать: