Как хоронят молодых девушек. Почему незамужних девушек обязательно хоронили в свадебном наряде 

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – это всегда страшное и очень неприятное событие. Особенно, когда в гробу лежит молодая девушка в свадебном платье. Как тогда чувствуют себя родные и близкие, которые мечтали о свадьбе и рождении детей, а присутствовали на похоронах. Может быть облачение умерших девушек в свадебный наряд – ничто иное как воплощение несбывшейся мечты?

Зачем хоронят в свадебном платье

За долгие века православные обряды, включая похорон, потерпели некоторые изменения. Так например, похорон незамужних молодых девушек похож на обряд, который чем-то повторяет свадебную церемонию.

Согласно преданиям, если молодые парни и девушки умирали до того, как вступят в брак или найдут пару, то их души обречены на вечное скитание между миром мертвых и живых. Многие верили, что такие души несут опасность для живых. Именно поэтому славяне проводили специальные обряды, которые очень напоминали .

Почему девушек хоронят в свадебных платьях? Объяснений такого поступка есть несколько:

  • Если молодые гибнут до вступления в брак, то их также стоит похоронить в свадебных костюмах. Это принято делать для того, чтобы они были постоянно вместе и неразлучно на том свете.
  • Белый цвет принято считать цветом невинности. Девушек, которые ни разу не познали настоящей любви, принято хоронить именно в белых нарядах. Их считают невестами Христа.
  • Иным объяснением есть то, что одевая девушку в белое платье, родственники выполняют ее мечту – стать невестой.

Кого хоронят в свадебном платье

Есть такое поверье, что если девушка умрет до того момента как выйдет замуж, то ее душа не будет знать спокойствия на том свете и будет скитаться. Поэтому родственники умершей девушки приобретают не только платье, но и прочие свадебные атрибуты (туфли и фату).

В городах до сих пор придерживаются выбора и наряда для умершей девушки. А вот в сельской местности проводят практически полноценный обряд «свадьбы». Мало того, что это свадебное платье, фата и туфли, это еще и специальные «свадебные» караваи. Их пекут специально и делят между всеми присутствующими.

Жених для мертвой невесты

Также ранее выбирали «жениха» для умершей девушки. Его нарядно одевали и он следовал за гробом. Если подходящего не было, то им мог быть камень или фруктовое дерево, на которое надевали шляпу. Девушкам на голову вместо фаты одевали венок, а второй – на голову парня. После того, как гроб опускали в землю, то и второй венок бросали в могилу. На таких действиях играла веселая музыка и танцевались хороводы.

Такая традиция со временем также изменилась. Но до сих пор остается тот факт, что незамужних хоронят в свадебных платьях. Придерживаться этого или нет – это лично решение родственников умершей. Тоже касается и возраста, до которого стоит одевать на девушку свадебное платье. Одни считают, что это должно касаться только девственниц и молодых незамужних девушек, а если девушка уже постарше, но тоже незамужняя, то можно одеть просто белый наряд.

Решать такой вопрос стоит только родственникам умершей или следовать последней воле.

Господь всегда с Вами!

Девушек, которые умирали, не успев вступить в брак, кладут в гроб в свадебных нарядах. Это обычай, который пришел к нам еще от древних славян. В противном случае, согласно поверьям, их души обречены на вечное скитание. Считалось, что тогда они опасны и для живых. Поэтому провожали девушек в свадебном наряде.

Было еще одно объяснение: умершая девушка становится христовой невестой. Поэтому выглядеть она должна соответствующе.

Древний свадебный обряд и его связь с поминальным описана в “Славянской энциклопедии” В.В. Артемова. Так, считалось, что перед свадьбой девушка как бы умирает и перерождается в замужнюю даму. Историки не исключают, что корни обряда похорон незамужних девушек в свадебном платье могут быть связаны именно с этим.

Помимо платья выбирали также туфли, а порой и украшения. Волосы в прическу не собирали. Нередко на голову надевали венок (сейчас вместо него зачастую фата). Но нарядом обряд не ограничивался.

Жених пришел

На похоронах был и “жених”. Как правило, это был кто-то из молодых людей, которые приходили на прощание с умершей. “Жених” надевал свадебные наряды и следовал за гробом. На его голове был венок, который потом бросали в могилу.

В некоторых деревнях в качестве “суженого” выступал камень или фруктовое дерево.

Если хоронили девушку и проводился такой обряд, вместо погребальных песен играла веселая музыка. Присутствующие также водили хороводы и ели “свадебный” каравай, который специально для этого готовился. Иногда его клали на крышку гроба и съедали на кладбище.

Подруги

В некоторых селениях на Руси была традиция полностью имитировать свадебный обряд. Так, была и сваха. В руках у нее обязательно находились свеча и меч.

Подругам умершей на головы повязывали черные ленты. Самой же усопшей надевали кольцо из позолоченного воска.

По словам историка А.А. Носова, такой обряд, в первую очередь, был связан с пониманием сущности смерти на Руси. Так, смерть в молодом возрасте воспринималась как переход в иную сущность, где течение жизни также продолжится. И замуж она выйдет на том свете.

Смерть молодых незамужних девушек совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для сопоставления и совмещения погребального со свадебным.

Не только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению, как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.

Сейчас тоже встречается обычай хоронить молодых девушек в , а на их поминках пить шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу. Одежда была как бы не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью. Имитацией была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. В случаях, когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали.

В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот свет чистой.

Церемония православного погребения включает в себя ряд определенных обрядов. В зависимости от пола, возраста, статуса и причины смерти покойника, процессия захоронения может сопровождаться теми или иными ритуалами. Когда в семью приходит горе и землю покидает душа незамужней или невинной девушки, похороны должны проходить в виде ритуала, имеющего некое сходство со свадебной церемонией.


Существует несколько причин, по которым процесс похорон незамужних девушек проводится определенным образом. Основными считаются следующие:


  • душа девушки, так и не познавшей счастья семейной жизни, будет обречена на бесконечные скитания в загробном мире;

  • облачая усопшую в красивое и праздничное одеяние, о котором мечтают все молодые особы, близкие таким образом воплощают мечту покойницы;

  • белый цвет ассоциируется с непорочностью, он придает событию настроение светлой скорби. Хоронят девушек в белом платье, потому что они не познали настоящей любви, а значит, являются невестами Христа.

В случае, когда погибает молодая пара, так и не скрепившая отношения узами брака, покойников также одевают в свадебные наряды. Делается это с целью, чтобы на том свете души умерших были неразлучны. Как правило, на парной могиле устанавливается мемориальный комплекс .

Во что облачить незамужнюю покойницу?

В идеале хоронить усопшую следует в подвенечном платье. Но если такового нет, можно выбрать наряд, напоминающий торжественное платье. Облачение должно быть светлых тонов, иметь праздничный вид. Согласно православным традициям, швы наряда нельзя сшивать, нужно просто сметать платье. Важно делать наметку вручную. Закрепляя нитку, иголку держат вперед от себя. Такой обряд объясняется тем, чтобы покойница не вернулась за кем-нибудь из членов семьи.


Светлые туфли или сапожки также должны быть имитацией: как правило, обувь для невесты Христа шьется из ткани, а не из кожи. На безымянный палец правой руки надевается обручальное кольцо. Волосы принято оставлять распущенными, на голову покойной надевается фата или венок.

Особенности погребальной церемонии

Наши предки при захоронении незамужних девушек придерживались одной важной традиции. Среди молодых людей, пришедших на похороны, выбирался парень в качестве жениха усопшей. Молодой человек должен был идти за гробом во время церемонии. На сегодняшний день роль жениха умершей девушки может возлагаться на фруктовое дерево или камень. В этом случае на камень/дерево надевается мужская шапка или свадебный венок (такой же, как у невесты). После захоронения тела, венок кидают в могилу или вешают на крест .


Затем присутствующие направляются в дом покойницы, где проходят поминки. Чтобы траурная церемония напоминала свадебную, часто поют торжественные песни и даже водят хороводы. Специально по случаю похорон печется свадебный каравай, которым угощают присутствующих. Утрата действительно тяжела и несоизмерима, но всегда помните о том, что много плакать и горевать не следует. Таким образом, вы можете навлечь новую беду и причинить страдания душе усопшей.

Сразу скажу, что это будет настоящий пятницотринадцаточный пост, жуткий и страшный. Но несмотря на это строго научный. Все фотографии взяты с сайта Кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета (ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1020) .

Речь пойдет об обряде венчания мертвых. Все фотографии будут под катом, людям впечатлительным смотреть настоятельно не рекомендуется!

Итак, у немцев долго сохранялся обряд венчания покойников. Вот что пишет об этом обряде Т.Б. Смирнова.

Обычай «Totenhochzeit» у немцев Сибири
Полевые исследования, проведенные в Сибири, свидетельствуют об очень широком распространении обычая «Totenhochzeit» («Свадьба мертвых») среди немецкого населения вплоть до настоящего времени. Материалы по похоронным обрядам и обычаям собирались в этнографических экспедициях, начиная с 1989 г. в южных районах Западной Сибири. Общая схема «Totenhochzeit» такова: в случае смерти девушки ее рассматривают как невесту, одевают в светлое платье, а на голову надевают свадебный венок с фатой - Rosenkranz. Умерших неженатых юношей одевали в свадебный костюм - на лацкане пиджака с левой стороны крепилось украшение из цветов и лент - Strauss. Объясняется этот обычай тем, что брак обязателен для любого человека. Поэтому если он не успел создать семью при жизни, нужно чтобы он прошел через этот этап перед похоронами. Отличительной особенностью этого обычая у немцев является полное отсутствие возрастных границ у мертвых невест и женихов. Если у большинства народов обряд посмертного бракосочетания устраивается для девушек и юношей того возраста, в котором принято вступать в брак или, по крайней мере, достигших половой зрелости, то у немцев нет никаких возрастных ограничений. Немцы в Сибири устраивают «Totenhochzeit» для всех, не состоявших в браке - от грудных младенцев и до старых дев и холостых мужчин любого возраста.
В материалах экспедиций, помимо устных сведений об обязательном погребении молодых людей в свадебной одежде, имеются фотографии, на которых запечатлены такие похороны. Возможно, что длительное сохранение обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, связано, в числе других причин, с той ролью, которая отводилась венку в свадебном обряде. Обязательным элементом немецкой свадьбы является ритуал снятия венка с невесты. У немцев Сибири этот обычай повсеместно распространен до настоящего времени. Раньше после снятия венка на молодую было принято надевать чепец, позже вместо чепца стали использовать платок, но сам ритуал фактически не изменился. В полночь новобрачных усаживают в центре комнаты. Гости становятся вокруг и поют песню (как правило, это песня о прекрасной молодости «Schon ist die Jugend»). Сохранение венка в свадебном обряде имело своим следствием сохранение его значения и в похоронном обряде, Но, конечно, основной причиной длительного сохранения обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, является консервация архаики в условиях изоляционного развития.

Т.Б. Смирнова, 2008

1. Похороны незамужней женщины. Покойница была девственницей, поэтому, несмотря на возраст, ее хоронили в свадебном платье и венке. Д. Николайполь Исилькульского района Омской области.



2. Похороны холостого мужчины. На груди покойника «Strauss» - свадебное украшение из цветов и лент. С. Гришковка Алтайского края. Конец 1920-х гг.



3. Похороны молодого человека. Гроб заполнен цветами, на груди покойника свадебный букет. Девушка, сидящая рядом, была невестой покойного. Омск. 1941 г.



4. Похороны молодой девушки. Покойница в свадебном платье и венке. В большинстве случаев хоронили без обуви, потому что «в рай нужно идти босиком». С. Глядень Алтайского края. 1957 г.



5. Похороны семьи. У мальчиков на груди свадебные букеты, у девочки на голове веночек. Слева - отец детей, он в обычной одежде. С. Кусак Алтайского края. 1950-е гг.



6. Похороны девочки 7 лет в свадебном платье и венке. С. Новоскатовка Омской области. 1995 г.



7. Похороны девочки 7 лет в свадебном платье и венке. Вокруг гроба - дети, которые прощаются с покойной. С. Ананьевка Алтайского края. 1965 г.



8. Похороны мальчика. Цветы в изголовье покойного. С. Новоскатовка Омской области. 1954 г.



9. Похороны мальчика 3 лет. На груди покойного свадебный букет с короткими лентами. С. Хортицы Омской области.



10. Похороны мальчика, возраст - 9 месяцев. На груди покойного букет без лент. Цветы в изголовье. С. Хортицы Омской области. 1964 г.



11. Похороны девочки в свадебном венке, возраст - 6 месяцев. Д. Екатериновка Алтайского края. 1970-е гг.



12. Похороны девочки, возраст - 1 месяц. Веночек надет поверх чепчика. С. Хортицы Омской области. 1980-е гг.



 

Возможно, будет полезно почитать: