Мифы древней греции в искусстве. Богиня диана в греческой и римской мифологии Богиня диана и ее дети

Пантеон римских языческих богов включает в себя 12 основных представителей женского и мужского пола. В этой статье мы узнаем, кто такая богиня Диана. И познакомимся с похожими на нее богинями, встречающимися в мифологии других стран.

Римские мифы гласят, что Диана — дочь Латоны (титанида, богиня ночи и всего сокровенного) и грозы, неба, дневного света). У нее есть брат-близнец Аполлон.

На картинах и иллюстрациях Диану изображают в струящейся тунике. Ее тело стройное, длинные волосы спадают по плечам или собраны на затылке. В руках она держит лук или копье. На изображениях деву почти всегда сопровождает пес или олень.

В первую очередь, в римской мифологии Диана — богиня охоты, плодородия. Олицетворение женственности и красоты. Ее прямая обязанность — охранять природу, покровительствовать ей, поддерживать равновесие. Со временем деву стали воспринимать, как богиню Луны.

Диана славится своим целомудрием. Мифы рассказывают, что однажды ее нимфу Каллисто соблазнил Юпитер. Девушка забеременела. Когда об это прознала Диана, она превратила несчастную в медведицу и натравила на нее свору собак. К счастью, Каллисто была спасена богом неба, который превратил ее в созвездие Большой Медведицы.

Поклонение Диане

Почиталась богиня Диана в Риме весьма своеобразным образом. Для начала стоит отметить, что поклонение богине охоты не снискало популярность у правящих классов. Зато, благодаря тому, что первый ее храм возвели в месте, населенном бедняками, она стала покровительницей рабов и людей с небольшим достатком.

Известно, что поклонение Диане иногда требовало человеческих жертв. Например, любой беглый раб или преступник мог получить кров в святилище богини охоты, находившемся неподалеку от озера Неми. Однако для этого требовалось стать жрецом, что было равносильно убийству своего предшественника.

Мифы о Диане

С поклонением Диане связан один из мифов. Считалось, что дивная белая корова пастуха Антрона обладает чудесными свойствами. Тот, кто принесет ее в жертву в храме на Авентине, получит безграничную власть над всем миром.

Узнав об этой легенде, царь Туллий при помощи жреца храма Дианы обманом завладел коровой. И собственноручно принес ее в жертву. Рога животного долгие века украшали стены храма.

Другой миф рассказывает о несчастном юноше Актеоне, которому не повезло увидеть богиню Диану купающейся.

Однажды Актеон вместе с друзьями охотился в лесу. Стояла ужасная жара. Друзья остановились в чаще леса, чтобы отдохнуть. Актеон же вместе с охотничьими псами отправился на поиски воды.

Юноша не знал, что леса Киферона — владения богини Дианы. После небольшого путешествия он наткнулся на ручей и решил проследовать к его истоку. Свое начало поток воды брал в небольшом гроте.

Актеон вошел в грот и увидел нимф, которые готовили Диану к купанию. Девы быстро накрыли богиню, но было слишком поздно — юноша успел увидеть красоту обнаженной покровительницы охотников.

В качестве наказания богиня Диана превратила его в оленя. Перепуганный юноша не сразу осознал, что с ним случилось. Он помчался обратно к ручью и лишь там, увидев свое отражение, понял, в какую беду попал. Почуяв запах дичи, собаки Актеона напали на него и загрызли.

Богиня Диана в греческой мифологии

Как известно, римский и греческий пантеон богов схожи. Многие боги выполняют одни и те же функции, но называются по-разному.

Греческая богиня Диана известна, как Артемида (покровительница охоты и всего живого на земле). Также ее отождествляют с лунного света, преисподней, всего тайного) и Селеной (богиней луны).

Диана также носила имя «Тривия», что значит «богиня трех дорог». Изображения охотницы размещали на перекрестках.

Диана в искусстве

Образ Дианы (Артемиды) широко использовался в литературе, живописи, скульптуре.

Греческий вариант богини упоминается в произведениях Гомера и Еврипида. Молитвы к ней возносит героиня Джеффри Чосера из «Кентерберийских рассказов» В «Героиках», принадлежащих перу Вергилия, есть сюжет, рассказывающий о соблазнении Дианы Паном.

Часто ее образ использовал в своих пьесах великий Уильям Шекспир. С Дианой мы встречаемся в «Перикле, принце Тира», «Двенадцатой ночи», «Много шума из ничего».

Популярна Диана и среди художников, скульпторов. В своих работах они в основном иллюстрировали мифологические сюжеты.

К списку картин с охотницей в главной роли, написанных самыми известными художниками, можно отнести такие работы: «Диана, купающаяся с ее нимфами» Рембрандта, «Диана и Каллисто» Тициана, «Диана и ее нимфа, отступающая от охоты» Рубенса.

Известные скульптурные изображения покровительницы природы принадлежат Кристофу-Габриэлю Аллегрэйну, Августу Сэйнт-Годенсу.

Дошли до наших дней и скульптуры неизвестных древнегреческих авторов. На них богиня охоты изображена стройной, воинственной девушкой. Ее волосы собраны сзади, тело прикрыто туникой. В руках держит лук, за спиной — колчан. Сопровождает богиню олень.

Образ Дианы активно используется в современных фильмах, играх, телесериалах.

Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами.

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Развитие в себе архетипа Артемиды

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами.

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». Помогала богиня и при врачевании болезней людей и животных. В некоторых частях Греции - в Аркадии и Этолии - она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида - азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы.

Луна, в мифологии - (Luna) Трудно решить, была ли Л. чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; имя ее не упоминается в древнем календаре. ДИАНА - в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц. Диана - ы, ж. 1. В древнеримской мифологии богиня Луны, покровительница охоты и диких зверей, в образе юной девы с луком и сагайдаком за плечами символ девичьей неприступности.

Артемида, сливающаяся с природой

Диана и Бафомет, Пьер Клоссовски. Ее увлечение мифами началось еще в детстве. Древнеиталийская Диана первоначально почиталась как богиня Луны, и лишь значительно позже на нее были перенесены греческие представления об Артемиде, покровительнице животных. Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Леланд (1824-1903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана!

С эпохи Ренессанса известна в Европе как Диана (расхожее латинское обозначение богини охоты). Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Овидий пространно описывает («Мет.», 3:138-253), как юный охотник Актеон, случайно натолкнулся в лесу на грот, в котором купалась Диана и ее спутницы.

Статуэтки Дианы с серпом Луны в волосах, луком и стрелами, в сопровождении охотничьих собак украшали прежде всего скверы и сады во времена барокко. Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (И иногда сатиров) с дротиками. 1) Обнаружвший Диану Актеон стоит со своими собаками, его руки воздеты в жесте изумления.

Диана - Из римской мифологии. Диане еще сопутствовал эпитет «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме получит власть над Италией.

Мифы о Диане

Диана-Охотница


Римская Диана, во многом похожая на греческую Артемиду, безусловно была лунной богиней, повелительницей лесов и диких животных. Она не допускала фамильярности по отношению к себе. Будучи сестрой Аполлона (Солнца), она была противоположностью своему брату. Их матерью была Латона, отцом - Юпитер, а родились они на горе Синтия, что на острове Делос.
На Крите и в соседних странах эту богиню называли Бритомартис и Диктинна. На Крите ее священным растением считался дикий бадьян, названный ее именем (диттания). У нее были и другие имена: Диона, Немо-ренсис и Немертона (Богиня Лунной Рощи). Этой богине принадлежала святыня оракулов в Додоне, покуда власть над ней не перешла в руки Зевса. В Италии, среди лесов, расположено уединенное озеро Неми, на берегах которого когда-то стоял ее прекрасный храм.
Богиню часто изображали с полумесяцем на лбу, облаченную в короткую белую тунику, вооруженную луком, и сопровождаемую собаками и оленями. Бегущие рядом с ней нимфы символизировали беззаботную, вечно юную часть человеческого разума и человеческой души.
Когда Диана проявляла свойственную ей слабость к музыке, танцам, пению, игре на флейте и лире, ее окружали музы и грации. Богиня также считалась целительницей, охотно приходящей на помощь тому, кого она считала достойным ее внимания.


--
Диана - богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева - богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия - это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать¬ дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны - Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты - лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства - аллегорический поединок, изображаемый в витражах готических церквей, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости. Диана де Пуатье, возлюбленная французского короля Генриха II, иногда изображается в облике богини Дианы (с ее атрибутами).


Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.


Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).


Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.


Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии", и поэтому связана с "Проклятым охотником" (таким, как Вотан). В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов. Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.


Диана носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровитель¬ницей Латинского союза.


Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies.


Источник интернет: Мифы о Диане.

Они близнецы, Диана была рождена их общей матерью Латоной одновременно с братом. Их соединяла самая тесная дружба, и античная религия придает им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у них похожи, только у Дианы они женственнее и округленнее.

Диана – богиня охоты, ее отличительные признаки – колчан, золотой лук и факел. Ей посвящены олень и собака. На большей части античных статуй волосы ее связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических статуях эта богиня является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства она изображается покрытая короткой дорической рубахой. Чаще всего на картинах она представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках за быстроногими ланями, или же на колеснице, везомая сернами и оленями. Сохранилось много монет с изображением головы этой богини и ее атрибутов.

Диана. Картина П. О. Ренуара, 1867

В одном гимне, воспевающем Диану, говорится о том, что она еще ребенком «просила отца своего Юпитера дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Она также просила дать ей шестьдесят юных нимф , ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об ее обуви и собаках. Она не желала владеть городами, ей совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать ее женщины, ожидающие ребенка, она тотчас же поспешит им на помощь, потому что мойры обязали ее помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на нее обрушился гнев Юноны ».

У Дианы, подобно Аполлону, много имен: ее зовут Дианой-охотницей, когда она является, по словам Катулла , «повелительницей лесов, гор и рек». Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью» (см. рис. 102), это pendant (дополнение) к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них – луврская. Скульпторы Нового времени также часто изображали Диану-охотницу но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, – например, знаменитый Жан Гудон , который придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье .

Диану называют Дианой Аркадской, когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной или Илифией, когда она помогает при рождении детей. В древнем искусстве Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно древним мифам, когда она купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно. Сказание об Актеоне подтверждает это.

Нимфы-спутницы Дианы, обречены оставаться девственницами, и богиня строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, она безжалостно ее изгнала. Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть беременность подруги от разгневанных взоров богини. Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс , Альбано, Лезюэр трактовали этот сюжет Ревнивая Юнона, подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Юпитера, превратила ее в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Юпитер, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие Большой Медведицы.

Культ богини, известной под именем Дианы Эфесской, – азиатского происхождения. Некоторые считают, что первоначально эта богиня не имела ничего общего с сестрою Аполлона. Воинственные амазонки воздвигли величественный храм в Эфесе , (он считался одним из семи чудес мира, пока не был сожжён Геростратом ) и учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли. В храме находилась античная статуя богини, напоминающая своим видом мумию. Бычьи головы, которыми она вся покрыта, являлись символами земледелия, там ей была посвящена пчела.

Имел одну уникальную особенность. Жрецом богини мог стать только беглый раб. Когда он приходил в священную рощу, то там его встречал другой бывший беглый раб, ставший жрецом Дианы. С ним он и вступал в бой, который должен был закончиться смертью одного из них. В случае победы пришельца у Арицинской Дианы появлялся новый жрец, который служил ей до смерти от очередного претендента .

Почитание

Культ Дианы среди италиков существовал ещё до основания Рима. По преданию его туда принесли сабины и их легендарный царь Тит Таций , вскоре послесоздания города Ромулом и ещё при его жизни . Более того города Латинском союза объединялись вокруг культа Дианы, так как считали её покровительницей всего союза . Когда Рим начал занимать среди его городов центральное место, то в нём построили посвящённый ей храм .

Отождествление италийской богини Дианы с греческой Артемидой произошло не ранее 433 г. до н. э. В этот год в Риме официально учредили культ Аполлона . Диану стали почитать в качестве его сестры .

В древнеримском обществе разные слои населения объединялись вокруг отдельных божеств. Культ Дианы был особо почитаем среди рабов .

Храм Дианы

По преданию храм Дианы в Риме был построен при шестом римском царе Сервии Туллии на Авентинском холме . Согласно современным представлениям его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинского союза , города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза .

С этим храмом связан один из первых элементов, вошедших впоследствии в «римский миф» - политическую мифологию, которая создала образ вечного и великого города Рима, которому боги уготовали всемирную цивилизаторскую миссию . Так, у одного сабинянина в стаде была поразительно большая и красивая корова. Он получил предсказание, что город, чей гражданин принесёт в жертву Диане эту тёлку получит превосходство над всеми остальными. Желая восстановить превосходство сабинян он отправился в Рим. По пути его встретил римский жрец, который узнав особое жертвенное животное сумел отправить сабинянина совершать омовение в Тибре. В то время, как хозяин коровы совершал ненужные ритуалы, римлянин и принёс животное в жертву .



 

Возможно, будет полезно почитать: