Морские легенды и обычаи. Как корабли общаются друг с другом

ВОСПИТАТЕЛЬ МОРЯКОВ

«Надо, чтобы каждый знал, что с выходом из школы учение не оканчивается и что всю свою службу офицер, не желающий идти назад, должен учиться и работать».

С. О. Макаров

Представляют большой интерес формы и методы, с помощью которых Макаров заинтересовывал моряков и прививал им любовь к своему кораблю, к морской службе, к морю и флоту. Степан Осипович был замечательным учителем и воспитателем молодых моряков-офицеров и матросов. Вся его многогранная кипучая деятельность была проникнута заботой о повышении боевой мощи родного флота, усовершенствовании всех его боевых средств и обучении и воспитании моряков в духе героических традиций русского флота. Люди, всесторонне подготовленные к любому действию как в боевой, так и в мирной обстановке, по мнению Макарова, и есть то главное, без чего невозможен успех на флоте. Неустанное учение, упражнения, маневры и тренировка в любую погоду, в обстановке, максимально приближенной к боевой, - вот что в течение всей своей жизни с замечательным искусством осуществлял Макаров и в чем он достиг огромных успехов. Он был очень требователен и строг и часто повторял, что никогда нельзя удовлетворяться достигнутым, а нужно идти вперед, учиться и совершенствовать свои знания, и делать это не только для себя, но и для других, делясь своим опытом с менее знающими. Только при этих условиях, при слаженной и дружной работе всего личного состава корабля в целом, можно рассчитывать на прочный успех при любых действиях на море.

Плавать и учиться, одновременно заботясь о повышении боевых качеств корабля, - вот основное, чему учил адмирал Макаров и что он завещал грядущим поколениям моряков. Он неоднократно указывал, что полная уверенность в своих действиях, хладнокровие и ясность мысли - качества, необходимые для моряка. Сама морская служба, пребывание в условиях непостоянной и полной неожиданностей стихии, представляет множество случаев упражнять свою находчивость, изобретательность и энергию. Умей только воспользоваться!

Макаров жил общей жизнью со всем экипажем корабля, был общителен, внимателен к каждому своему подчиненному. Его деятельность, энергия и интерес к делу, которому он был предан всей душой, всегда служили примером для команды. Служба под начальством Макарова являлась для многих моряков в полном смысле практической школой мореплавания.

В 1896 году Макаров плавал в Балтийском море на эскадренном броненосце «Петр Великий» в качестве флагмана Практической эскадры. Это было одно из тех плаваний, в котором во всем блеске развернулись его способности наставника и воспитателя моряков. Оно велось настолько поучительно и все занятия были организованы Макаровым столь тщательно, что, без сомнения всякий участник кампании за это лето получил больше опыта, чем за несколько предыдущих кампаний.

На корабле Макарова ни одной минуты не терялось зря. Артиллерийские стрельбы сменялись минными атаками, постановкой мин заграждения, испытанием различных способов освещения. После короткого отдыха устраивались шлюпочные состязания на призы, устанавливаемые особым арбитражем с Макаровым во главе. После гонок следовал час испытания всевозможных рационализаторско-техничесиих предложений судовых изобретателей: офицеров и матросов, работавших в большинстве по заданным Макаровым темам. Затем начинались инспекторские смотры, экзамены команд и т. д. Все это, чередуясь одно с другим, хотя и требовало много труда и напряженного внимания, но не утомляло и не казалось скучным, так как давало много нового, будило мысль и вносило повсюду оживление и бодрость. К тому же, оставаясь всегда спокойным, адмирал никого не торопил и не нервировал. Все работали без принуждения, охотно и очень много, работали с удовольствием.

Макаров часто говорил: «В плавании не следует пропускать ни одного случая попрактиковаться в упражнениях, полезных в боевом отношении, но случаи эти часто пропускаются», или: «То, что офицер будет требовать от своих подчиненных, он обязан безукоризненно выполнять сам; учась сам, он должен учить и воспитывать других», «нет общих мерок для всех и каждого; прежде всего необходимо изучить способности и индивидуальность своего подчиненного, а уже после этого повести работу с ним».

Макаров настойчиво внушал офицерам мысль о необходимости знать во всех деталях свой корабль, все его особенности и управление им как в нормальных условиях, так и при аварии или повреждении в бою. Макаров всячески подчеркивал важность предварительного овладения на практике всеми методами и средствами исправления полученных кораблем повреждений. Он имел в виду именно это, когда писал: «Люди, не практиковавшиеся в деле, действительно не могут принять мер; если же люди практикуются, то в критическую минуту они в состоянии с необычайной быстротой сделать весьма многое»88. Если смотры и парады не обходятся без репетиций, иронизировал Макаров, то как же можно допустить, что в таких сложных условиях, как исправление повреждений, полученных в бою, можно обойтись без предварительной тренировки89.

Во все время плавания Макаров ни на минуту не забывал о назначении практической эскадры. Он неустанно учил личный состав тому, что необходимо будет знать и делать, если грянет война, или корабль в мирных условиях попадет в беду.

Ежедневно адмирал приглашал к себе в роскошно отделанный адмиральский салон, находившийся в кормовой части броненосца, одного из офицеров. Беседа протекала за обеденным столом, не отличавшимся изысканностью блюд, но неизменно, вплоть до глубокой осени украшенном цветами. Здесь в несколько интимной обстановке, с глазу на глаз с подчиненным, флотоводец-адмирал, запросто, по-отечески беседуя с молодым мичманом, например, о том, как сегодня утром на гонках он не совсем удачно управлял катером или ничем себя не проявил во время стрельбы по движущейся мишени, давал ему ценные советы, разъясняя, как необходимо действовать впредь. Беседа, касавшаяся зачастую и многих других вопросов, давала возможность адмиралу составить полное представление о своем подчиненном.

После обеда, если не было ничего срочного, желающие могли отдыхать, но сам Макаров во время кампании редко пользовался этим правом в дневные часы. Он или принимался за отделку очередной статьи для журнала, или приглашал своего флаг-офицера и диктовал ему очередную главу своей «Тактики», для работы над которой находил время даже в плавании.

Иногда, чаще всего это бывало по субботам, Макаров вызывал одного из мичманов и говорил, что не худо бы, после недели усиленных трудов, поразвлечься. Это означало, что нужно устроить своими силами концерт. Концерт, к большому удовольствию матросов, устраивался обычно в нижней батарейной палубе, а иногда и на открытом воздухе. Участниками были сами матросы: солисты-певцы, балалаечники, гармонисты и танцоры, выступал и хор. Непременным посетителем концертов был сам адмирал.

Некоторые учения, проводившиеся Макаровым в эту кампанию, поражали смелостью приемов. Так, во время практических стрельб на ходу, по движущейся мишени, помещенной между двумя броненосцами, промежуток между ними был настолько мал, что это вызвало удивление одного артиллерийского офицера, посетившего как-то броненосец. Он заметил Макарову:

Такая стрельба даже мне, специалисту в этом деле, в диковинку. Я думаю, что сухопутные войска при боевой стрельбе с маневрированием никогда бы не решились на подобные вещи!

Разумная смелость предпринимает дела трудные, но не покушается на невозможные, - отвечал Макаров своим любимым афоризмом.

В описываемое плавание Макаров усиленно внедрял на флоте разработанную им чрезвычайно легкую и удобную для усвоения систему сигнализации флажками. Одним из лучших сигнальщиков на «Петре Великом» был, несомненно, сам адмирал. Почти все на его эскадре умели более или менее хорошо сигналить. Но были и отстающие, не спешившие овладеть искусством быстрой и четкой работы с флажками. Обстоятельство это не укрылось от зоркого глаза флагмана, решившего самолично проверить сигнализационный уровень своих подчиненных. «Сигнало-производство дневное и ночное должно, по нашему мнению, войти в курс морской практики и не только изучаться… но и всесторонне разрабатываться», - писал Макаров в своей «Тактике». Пятьдесят шесть сигналов в минуту - вот та норма, которую Макаров требовал от хорошего сигнальщика. Преимущества флажной сигнализации были настолько очевидны, что Макаров задался целью обучить семафору возможно большее число моряков на эскадре.

А ну-ка пожалуйте сюда, господин мичман, - подзывал Макаров проходившего мимо офицера.

Что прикажете, ваше превосходительство? - подлетал тот.

Свободны?

Так точно, ваше превосходительство.

Так вот что… возьмите эти два флажка… - Макаров вытаскивал из необъятных карманов своего адмиральского сюртука два сигнальных флажка и подавал их мичману. - Вы, вот, станете сюда, а я… - и адмирал отправлялся в дальний конец броненосца.

Начиналось любопытное состязание адмирала с мичманом на скорость передачи друг другу сигналов.

Отлично сигналите, хвалю! - говорил довольный Макаров мичману по окончании состязания, принимая от него флажки. - Научились, а теперь поучите и других, вот как со мной сейчас упражнялись… Еще много есть у нас на корабле отстающих.

Но иногда следовали и другие отзывы, например: «Разбираете сигналы быстро, а отвечаете медленно, что-то в голове, видно, заедает». Порою же адмирал решительно оставался недоволен.

Слабина, батенька, совсем слабина, - говорил он. - Никуда не годится! Этак в нужный момент вы рискуете и совсем без языка остаться. Надо поупражняться. Ежедневно упражняйтесь по полчаса с лейтенантом таким-то. Через три недели проверю.

И после подобного педагогического воздействия недели через три-четыре на корабле, кроме священника и врача, не оставалось ни одного человека, не овладевшего в совершенстве искусством сигнализирования.

Макаров всегда стремился, как он сам говорил, учить не рассказом, а показом. Всякое объяснение он старался сделать максимально наглядным и понятным, продемонстрировать все так, как происходит «на самом деле». Вот почему он пользовался решительно каждой возможностью, чтобы извлечь полезный для моряков урок на случай, если с кораблем и «на самом деле» приключится какое-нибудь происшествие или катастрофа. Ярким примером этого является случай с броненосцем «Гангут», входившим в отряд Макарова во время кампании 1896 года, в котором в полной мере проявилась замечательная распорядительность самого Макарова. «Гангут» вблизи финских шхер наскочил на подводный камень, получив настолько серьезную пробоину, что вода стала заливать корпус и уже подходила к самым топкам. Вместе с группой моряков с «Петра Великого» Макаров немедленно прибыл к месту катастрофы. Он использовал все возможные средства, чтобы спасти броненосец, вызвал из Кронштадта и Ревеля спасательные портовые суда для откачивания воды, заготовил плоты из огромных бревен, которые должны были поддерживать «Гангут». С одного из кораблей морского корпуса, стоявших вблизи учебного отряда Макарова, он взял огромный парус, изготовил из него пластырь и, ознакомившись с чертежами «Гангута», чтобы нагляднее представить себе, куда нужно подвести пластырь, подробно объяснил группе офицеров, каков именно характер полученных кораблем повреждений и что необходимо предпринять, чтобы его спасти. Макаров напоминал в эти минуты знаменитого профессора, читающего у постели тяжело больного лекцию студентам.

Командир и личный состав «Гангута», приободренные примером Макарова, удесятерили свои силы, и работы пошли как «по маслу». Корабль был опасен: огромная пробоина была затянута пластырем, и «Гангут» самостоятельно дошел до Кронштадта, где и встал в док. Один из очевидцев происшествия, наблюдавший спасательные работы от начала до конца, справедливо заметил, что из несчастного случая с кораблем получилось интересное и поучительное «упражнение».

Иной раз умение Макарова вовремя подбодрить людей и внушить им веру в собственные силы производило, даже в наиболее тяжелых положениях, эффект необыкновенный. Вот пример. Вскоре после описанного происшествия с «Гангутом» миноносец из отряда Макарова ночью в туманную погоду наскочил на камни. Случай был тяжелый. К тому же, по всем признакам, ожидалась свежая погода, и миноносец могло разбить о камни. Спасать корабль отправился с двумя броненосцами сам адмирал. В помощь он вытребовал из Ревеля портовый пароход «Могучий», имевший мощные водоотливные средства.

Свежело. Разрезая волну, к миноносцу под контр-адмиральским флагом быстро подходил катер. Уже издали заметил Макаров, что спасательные работы ведутся на корабле вяло. На палубе его встретил командир, молодой лейтенант. Растерянное лицо его выражало беспокойство, унылыми были и лица матросов, казалось, потерявших веру в свои силы. Видя, что положение и в самом деле серьезно, Макаров слегка нахмурился, но уже в следующее мгновение лицо его приняло, как всегда, энергичное, бодрое выражение. Чувствовалось, что Степан Осипович что-то придумал.

Выслушав рапорт командира, ожидавшего получить адмиральский выговор, Макаров, пожимая ему руку, произнес с улыбкой:

А вы, батенька, совершенно напрасно раньше времени, как вижу, нос повесили. Дело, мне кажется, очень даже поправимое. С кем и чего только не бывает на море! Виноваты вы разве, что туман сбил вас с толку, а места эти еще плохо исследованы… Ну-с, а теперь живо, все как один, за работу. Мои молодцы вам также помогут… Готовьте заводить тросы… Давайте сюда боцмана!

И пошла работа! Заулыбались люди, куда девались сомнения и неуверенность. Все трудились с необычайной энергией, позабыты были и усталость, и сон, и отдых. Особенно отличался командир, вихрем летал он по кораблю, казалось, что для него не существовало теперь никаких препятствий. Был доволен и Макаров. К вечеру при громовом «ура» миноносец общими усилиями был снят с камней. В ночь разразился шторм, а на утро командир миноносца был вызван к адмиралу. Когда он уходил от него, то по его смущенному виду и багровому лицу можно было заключить, что он получил изрядную головомойку. Но этим все и ограничилось.

В те времена тарану, как боевому средству нападения, придавали немалое значение; в своей «Тактике» Макаров даже посвятил тарану особую главу. Будучи флагманом Практической эскадры, он, естественно, хотел попрактиковать моряков и в искусстве нанесения противнику таранных ударов. «А то, когда нужно будет, то, пожалуй, и не смогут этого сделать», - говорил Макаров90. Но как обеспечить подобное учение, не идти же броненосцу на броненосец? Впрочем, выход вскоре был найден. Купили большую финскую лайбу, поставили на ней паруса, поправили руль и пустили по ветру. Началось учение, причем каждый корабль эскадры по очереди таранил лайбу в заранее определенное место. Вскоре от лайбы остались одни лишь щепки.

Производя смотр эскадрам, Макаров часто прибегал к затоплению отдельных отсеков корабля, чтобы убедиться в водонепроницаемости переборок и их прочности, и попутно узнать, сколько времени займет вся эта процедура. На опробование собиралось обычно множество офицеров, и адмирал лично давал обстоятельные объяснения, обращая внимание присутствующих на все подробности производимого испытания. Однажды Макаров решил испытать прочность переборок на «Петре Великом», для чего приказал заполнить водой один из отсеков. Были пущены в ход пожарные помпы, но наполнение шло очень медленно.

Скоро ли они там справятся? - в нетерпении заметил адмирал. - Вероятно помпы не в порядке.

Никак нет. Помпы в порядке, ваше превосходительство. Но надо открыть кингстон, - уверенно заявил трюмный механик, молодой человек, совершавший первое плавание на военном корабле.

Вы же знаете, что этого сделать нельзя.

Нет, можно! - возражал механик.

Ах, если так, то немедленно же отправляйтесь в трюм и сами откройте кингстон.

Козырнув, механик быстро отправился выполнять приказание.

Вы сейчас увидите, господа, в каком виде он вернется, - обратился Макаров к офицерам и засмеялся. - Только крысы чувствуют себя свободно в междудонном пространстве, а человеку беда там. На себе испытал: две грыжи заработал!

И в самом деле, через некоторое время механик вернулся сильно сконфуженный. Весь испачканный какой-то липкой грязью, с оторванными на тужурке пуговицами, с исцарапанным лицом, он имел самый жалкий вид.

Ничего себе! - заметил Макаров. - Совсем как из преисподней. Ну, что же, открыли кингстон?

Никак нет, ваше превосходительство.

Ничем, кажется, нельзя было так досадить Макарову, как самоуверенным невежеством, явлением весьма нередким среди офицеров в то время. Не терпел он также нарушителей судовой дисциплины. Кто бы ни были последние, Макаров, невзирая на их чины и годы, поступал с ними подчас весьма круто, без всяких церемоний. Вот характерный случай. Летом 1886 года Макаров, стоя на мостике корвета «Витязь», вел его морским каналом из Петербурга в Кронштадт. Вдруг корабль совершенно неожиданно, на полном ходу, резко метнулся в сторону и стал наваливаться на гранитную стенку. Макаров не растерялся, подбежал к штурвалу, и когда всего лишь 5-6 футов отделяли корвет от стенки, искусным маневром отвел корабль в сторону, на середину фарватера. Дав малый ход, Макаров послал матроса в машинное отделение узнать, в чем дело. Посланный сообщил, что старший механик распорядился остановить правую машину. Макаров вызвал механика.

Как вы осмелились остановить машину без команды с вахты? - строго спросил Макаров механика.

Бугель эксцентрика стал нагреваться.

Бугель эксцентрика, говорите вы? - гневно переспросил Макаров.

Арестуйте старшего механика с приставлением часового, а по приходе в Кронштадт доставьте его на берег.

Малейший повод, например, падение фуражки в море, служил Макарову предлогом для выполнения нужного упражнения, в данном случае для подачи тревожного сигнала: «Человек за бортом». И корабль ложился в дрейф, со всей поспешностью спускались шлюпки, и моряки отправлялись разыскивать и «спасать» фуражку или какой-нибудь другой случайно упавший в воду предмет, отыскивать который среди волн было подчас задачей далеко не легкой. В итоге выходило интересное и полезное упражнение.

И подобных, часто курьезных примеров было множество. Разумеется, Макаров, как это бывает с каждым, иногда ошибался, допускал мелкие оплошности. Но случалось это очень редко.

Как-то в бурную погоду, когда «Петра Великого» заливало водой и вспененные волны перекатывались через палубу, Макаров, надев дождевик, поднялся в верхнюю рубку и сам повел корабль. Во время шторма он чувствовал в себе особый прилив энергии. У руля стоял матрос Зарин, опытнейший на корабле моряк. Он служил на флоте двадцать пять лет и еще в 1872 году на клипере «Изумруд» ходил на новую Гвинею за Миклухо-Маклаем. Последние двадцать лет он плавал на «Петре Великом». Старый, весь сморщенный как печеное яблоко, почерневший от штормов и ветров, с большой серьгой в ухе, Зарин, несмотря на ворчливость и несдержанный язык, был уважаем и любим на корабле.

Лево на борт, - командовал Макаров.

Есть лево на борт, - отвечал Зарин.

Так держать.

Есть так держать.

Вправо не катись.

Есть вправо не катись.

Однако последнее распоряжение было отдано не совсем правильно, и в совершенстве знавший все особенности своего корабля Зарин не выполнил этого приказания и сделал по-своему. Макаров тотчас заметил это, но, догадавшись в чем дело, ничего не сказал, а лишь переглянулся с командиром и шепнул ему улыбаясь:

А ведь перехитрил меня. Не проведешь старого! И дисциплину соблюл и корабль оставил на румбе. Вот это настоящая морская гибкость!

А когда вахта окончилась, Макаров обратился к рулевому:

Озяб, поди, Зарин! Сходи вниз и скажи баталеру, что я приказал выдать тебе чарку водки. Выпьешь за мое здоровье.

Покорнейше благодарю, ваше превосходительство, - отвечал Зарин, и улыбка скользнула по его лицу.

А вот другой случай.

Однажды Макаров руководил учением эскадры. Все шло отлично, и Макаров был удовлетворен вполне. Но вот адмирал, решив повести эскадру в кильватерной колонне, приказал дать сигнал. Незначительная, вполне очевидная ошибка, происшедшая в сигнале, была замечена всеми командирами, но они пренебрегли ею и построили корабли в кильватерную колонну. Лишь один командир, несмотря на построение всей эскадры, педантично выполнил ошибочное распоряжение, что испортило всю картину. Формально командир был прав, но никто бы не сказал, что он поступил умно. Увидев беспорядок, Макаров разозлился, но вынужден был повторить сигнал правильно.

У моряка, - часто говорил Макаров, - должен быть очень зоркий морской глаз, не только зоркий, но и опытный в определении расстояний на море. Он должен уметь на глаз правильно оценивать положение своего корабля и эскадры относительно чужих судов и берегов. Это очень, очень важно, и надо приучать себя разбираться в морских расстояниях.

О том, насколько зоркий глаз был у самого Макарова, видно из следующего интересного случая, происшедшего все на том же «Петре Великом» в кампании 1896 года. Как-то во время маневрирования на Тронгзундском рейде «Петр Великий», точно придерживаясь карты и проходя на надлежащем расстоянии от вех, задел днищем за подводный камень. Все обошлось благополучно, корабль лишь слегка царапнул по камню и, не задержавшись, проскочил далее. Такой случай не мог, конечно, пройти мимо внимания Макарова. Ведь случись это с кораблем, который имел бы более глубокую осадку, последствия были бы самые печальные. Следовало определить, правильно ли проложен курс корабля относительно вехи. В момент, когда корабль коснулся камня, Макаров находился на мостике, рядом стояли командир, старший офицер и старший штурман. Он тотчас спросил их, каково расстояние от камня до вехи. По общему мнению, расстояние не должно было превышать 25-30 саженей. Это означало, что курс был взят неправильно.

Расстояние в три раза больше, во всяком случае не менее 75 саженей, - уверенно произнес Макаров. - Курс был проложен правильно. Не могу допустить такой ошибки!

Адмиралу никто не возражал, но каждый в глубине души сильно сомневался в правильности его утверждения. Чтобы предупредить возможность аварии в будущем, Макаров приказал во что бы то ни стало разыскать камень. Поиски велись на расстоянии 75 саженей от вехи, как определил Макаров. Два дня бились водолазы и, наконец, нашли камень на расстоянии 80 саженей от вехи. Макаров ошибся всего на 5 саженей. У опасного места он приказал тотчас же установить веху.

Макарову принадлежит множество различных афоризмов, метких замечаний и сжато сформулированных наставлений, имевших большое воспитательное значение для его подчиненных и окружающих. Так, перефразировав несколько Гете, он говорил: «Проводи каждый день так, как если бы это была вся твоя жизнь». Это означало у Макарова: будь всегда деятелен и веди полную смысла жизнь, не забывай ни на мгновение, что ты живешь, не превращай свою жизнь, по примеру многих, в тягучую дорогу к смерти, борись с леностью телесной, умственной и с душевным разгильдяйством, не разбрасывай на ветер своих способностей и пуще всего цени время.

К этим советам из области житейской мудрости Макаров присоединял поучения специально для моряков. Живи заветами своих великих предков, говорил он, изучай деяния обессмертивших свое имя мореплавателей и полководцев. Учись непрерывно в течение всей своей жизни, учись сам и учи других. Учись сам помочь себе во всех делах и случаях. Все, что ты будешь требовать от своих подчиненных, ты должен уметь безукоризненно выполнять сам, иначе нельзя будет правильно руководить и командовать ими. Ты должен хорошо знать каждого своего подчиненного, памятуя, что люди не бараны, и у каждого есть свои особенности и склонности к тому или иному делу, в соответствии с чем ты должен с них спрашивать и распределять обязанности по специальности. «…Люди так различны по складу своего ума и характера, - писал Макаров, - что один и тот же совет не годится для двух различных лиц. Одного следует удерживать, другого надо поощрять и лишь обоим следует не мешать»91. Строгость, говорил Макаров, существует лишь для тех, кто не выполняет своего долга.

Макаров предостерегал от поверхностного отношения к делу и учению, он говорил: не надо гоняться за многознайством, лучше изучить одно дело, но изучить основательно и во всех деталях и отношениях к другому делу, тогда попутно приобретешь познания и о многом другом. Полузнание, по большей части, хуже невежества. Недоучки и полузнайки - самые вредные люди. Тот, кто не желает учиться, не только будет идти назад, но и будет бит.

Воспитывай своих учеников и подчиненных в духе патриотизма, самопожертвования и дисциплины. Не расхолаживай людей своим педантизмом и сухим, бездушным отношением, особенно молодежь, увлекающуюся и чуткую ко всему новому и прогрессивному.

«Дело духовной жизни корабля есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нем долю участия»92.

Таковы взгляды Макарова на воспитание моряков. В различных работах о Макарове часто приводится много и других его замечательно точных и метких высказываний по самым разнообразным вопросам обучения и воспитания военных моряков. Его авторитет в этой области бесспорен. Однако необходимо все же помнить о социальном и официальном положении Макарова, о буржуазной ограниченности многих его взглядов, не позволявших ему с должной глубиной осознать и разобраться, например, в психологии рядового матроса, любившего родину, но не любившего царя и его приближенных.

Макаров на первый план выдвигал задачу воспитания таких моряков, которые являлись бы послушным оружием в руках господствующего класса, к которому он и сам принадлежал. Образованию же он придавал лишь второстепенное значение, что вполне соответствовало официальным взглядам того времени, согласно которым темнота и невежество, отрыв от политики являлись гарантией сохранения существующего порядка.

Необходимо добавить также, что Макаров, в силу вышеуказанных причин, разделял иногда и просто неправильные, реакционные взгляды. Например, он был сторонником так называемых вечных и неизменных моральных устоев, понимая под этими устоями верное служение господствующему классу.

Есть у Макарова немало высказываний, которые говорят о том, что он стоял на позициях идеализма. Так, в одной из глав своей «Тактики», говоря о том, что каждый моряк должен освоиться с мыслью: «погибнуть с честью», Макаров высказывает такие соображения: «Каждый военный человек действительно должен воспитать в себе сознание того, что ему придется пожертвовать свою жизнь. Когда он подумает об этом серьезно в первый раз, то, вероятно, побледнеет и почувствует, как кровь в нем начинает стыть. На второй раз эта мысль не произведет уже на него столь тяжелого впечатления, а впоследствии он так с ней свыкнется, что она ему будет казаться родной и даже заманчивой»93.

С последним утверждением Макарова никак нельзя согласиться. Заманчивой смерть может казаться лишь человеку безнадежно больному. Молодому, здоровому человеку смерть не может показаться заманчивой. И если он, защищая родину, отдает свою жизнь, то делает это вовсе не потому, что заранее приучил себя к мысли обязательно умереть на войне и уже внутренне обрек себя на гибель, а потому, что так повелевает ему долг.

Большой интерес представляют взгляды и замечания Макарова по вопросу воспитания воли, почти полностью совпадающие с современной советской педагогической наукой, уделяющей много внимания развитию высоких волевых качеств. Особенно ценен в вопросе волевого самовоспитания личный жизненный опыт самого Макарова, с юных лет тренировавшего себя в совершении волевых действий и поступков. В своей «Тактике» Макаров приводит много исторических примеров и анализирует различные случаи, когда моряку приходится принимать то или иное решение. От общих соображений он переходит к специальным темам, к приложению теории к практике, к специальной «военной» психологии.

В момент, когда большинство современников Макарова отрицало возможность культуры воли и перевоспитания характера, Степан Осипович уверенно утверждал и доказывал, что всякий нормальный человек при желании (не без труда, конечно) может добиться удивительных результатов в деле воспитания в себе твердой воли. Никто не приносит обществу, говорил Макаров, такой пользы, как люди с твердым характером и сильной волей, направленной на общеполезное дело. Человек редко вступает в жизнь с уже сформировавшейся сильной волей, но он может воспитать ее в себе, ибо человеческий характер отнюдь не представляет собою нечто незыблемое, врожденное и складывается под влиянием тех или иных внешних причин и условий. Самое лучшее средство воспитания характера - это труд, работа, дело, стремление достигнуть поставленной перед собою цели. Человек активный, деятельный будет всегда испытывать меньше колебаний и неуверенности, чем человек, плывущий по течению, с пассивным характером. «Люди с большим самообладанием могут сделать чудеса, тогда как слабая воля исполнителей и недостаток настойчивости в значительной степени убавят результат»94.

Или: «Факт, что человек может развить в себе волю, не подлежит сомнению, и ввиду ее громадного значения как в жизни отдельного человека, так и целых обществ на воспитание воли следует обращать больше внимания, чем это делают теперь, хотя бы в этом направлении, ввиду недостаточных научных данных, каждому, работая над собой, приходилось бы идти ощупью»95.

«Наука, - считал Макаров, - не может дать точных наставлений каждому отдельно, как воспитать свою волю, но научные факты несомненно свидетельствуют, что воля может быть развита до высшего предела, до совершенного покорения чувства самосохранения»96.

Высказывания Макарова о воспитании воли имеют высокое воспитательное значение. И в самом деле, возможен ли успех в бою при отсутствии высоких волевых качеств, направленных на преодоление различного рода затруднений?

Возражая скептикам, отрицавшим возможность воспитания воли и твердившим: «Что написано на роду, с тем в могилу и сойду», Макаров говорил: «Исправиться никогда не поздно!» Способность человека владеть собой, сознательно управлять своими чувствами, поступками в любой обстановке совершенно необходима воину. Обладающий этими качествами моряк, не лишенный к тому же инициативы, учтет в бою малейшие изменения в создавшейся обстановке, примет новые решения и без малейших колебаний выполнит их.

В своем труде Макаров на ярких примерах из боевой практики флота показывает, как выдержка, спокойствие и хладнокровие, проявленные моряками в решительные минуты, обеспечивали во многих случаях полный успех.

Одна из глав «Тактики» посвящена самообразованию и самовоспитанию моряка. «Человек, окончивший школьное образование, должен вступить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого военного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то и другое ему придется достигнуть самому…», - начинает Макаров главу, имеющую не только военное, но и общепедагогическое значение.

Важнейшим средством работы молодого человека над собой служит самообразование, в частности чтение. Но что и как следует читать? «Наш совет молодому человеку, - говорил Макаров, - читать побольше оригинальных сочинений. Изучению истории все великие люди придавали большое значение». Чтение не только обогащает познаниями, но и показывает идеалы, к которым надо стремиться. Однако, читая, надо изучать не только общие черты, но и исследовать все подробности, чтобы вникнуть в связь вещей.

Одним чтением ограничиться, конечно, нельзя. Дополнением к нему служат жизненный опыт, из которого должно извлекать для себя полезные указания, и размышления. Без вдумчивого отношения ко всему виденному, слышанному и прочитанному человек утрачивает свое главное достоинство перед всем окружающим его неодушевленным миром - способность мыслить.

В доказательство Макаров приводит следующий пример. Как-то адмирал М. П. Лазарев неодобрительно отозвался об одном малоспособном офицере. Присутствующие, в оправдание офицера, заметили, что ведь он много плавал и поэтому все же приобрел большой опыт. Указывая на свой сундук, Лазарев произнес: «Вот этот сундук сделал со мной три кругосветных плавания, но так сундуком и остался».

Воспитание моряка должно протекать, конечно, на море, поэтому обучению личного состава в плавании Макаров уделяет в своей книге большое место.

«Надо уметь не находить затруднений» - так называется одна из глав «Тактики». Автор обращается в ней к молодежи, начинающей службу во флоте, советуя молодому члену экипажа корабля: следуй примеру своего командира и научись не находить ни в каком деле затруднений. «Если молодой человек, получив приказание, начнет находить затруднения, это значит, что он или не служил у хорошего командира или, служа у него, не старался чему-либо научиться. Человек, который, получив приказание, говорит о затруднениях, стоит на ложном пути, и чем скорее его направят на путь истинный, тем лучше!» Плохо, если получивший приказание начнет сомневаться в возможности его выполнения. Вот почему в военном деле так важна четкость и продуманность распоряжений. Отмена распоряжения порождает в исполнителе неуверенность и сомнение в целесообразности самого распоряжения.

Макаров в сущности сам был самородок-самоучка. Учеба в Николаевском штурманском училище много дать ему не могла. А между тем благодаря своей любознательности, замечательной способности черпать всякого рода сведения решительно отовсюду Макаров вышел оттуда достаточно образованным, чтобы быть зачисленным в гардемарины. На этом, собственно, его официальное образование и закончилось. Всю остальную жизнь он учился сам, вполне самостоятельно, и его знания выходили далеко за пределы специальных военно-морских. Превосходная память помогала ему без труда запоминать нескончаемые вереницы фактов и уметь ориентироваться среди этих фактов. Во всех решительно областях знания, с которыми Макарову приходилось сталкиваться, он в короткое время становился не только специалистом, но и учителем.

Как он успевал следить за всем, чтобы быть на уровне современных ему знаний, Макаров рассказал сам.

Это было в ноябре 1894 года. На банкете в честь Степана Осиповича, покидавшего пост главного инспектора артиллерии, произносилось много речей и тостов Но вот поднялся он сам и обратился к собравшимся с такими словами:

Три года работы с вами открыли мне новый горизонт, познакомили с силами, заслуживающими большого внимания, о существовании которых я и не подозревал. Возьму для примера моих двух помощников. Я к ним прислушиваюсь три года, и все время слышу от них новое и новое, основанное на полном и всестороннем знании теории и практики артиллерийского дела. Знания их по глубине представляются мне бездонными колодцами. Далее коснусь офицера опытного поля, артиллеристов, приемщиков на заводах, портовых артиллеристов, учебно-артиллерийского отряда и всего служащего состава морских артиллеристов, совершенствующих морскую артиллерию, являющуюся грозным оружием, служащим делу обороны государства. Мне пришлось начать работу с вами, тружениками огня, когда еще не был закончен мой труд «Витязь» и Тихий океан». Итак, я имел дело с двумя стихиями: с огнем и водой. Трудно было!.. Но теперь все исполнено…

Это признание Макарова в том, что он, заслуженный адмирал, в течение трех лет учился у своих подчиненных, у помощников, у офицеров опытного поля и даже у приемщиков на заводах, дает нам некоторое представление о методах его работы. Макаров, как мы видим, не боялся признаться в этом, и это нисколько не умаляло его авторитета ученого моряка.

Из книги Сказать жизни - Да автора Франкл Виктор

Из книги Алексей Константинович Толстой автора Жуков Дмитрий Анатольевич

Глава первая ВОСПИТАТЕЛЬ Говорят, что больше всего знаний о мире человек получает в первые несколько лет своей жизни, что именно тогда складывается его характер и склонности. Если это так, то именно первым младенческим шагам и первому лепету и надо отводить львиную долю в

Из книги Саманта автора Яковлев Юрий

Марш юных моряков В детстве жизнь кажется простой и прекрасной.Обиды быстро проходят, ссадины через день заживают.В детской игре даже война - увлекательное приключение: раненым не больно, а погибшие поднимаются с земли и нехотя плетутся делать уроки.Правда, ребенка

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора

Воспитатель самолетов В день рождения Силуэт огромного самолета, плывшего в небе Подмосковья, был необычен: примерно посредине очень длинной серебристой сигары – прямые короткие крылья, в хвостовой части машины четыре двигателя. Ошибиться было нельзя – в голубой

Из книги С паровозами через Тихий океан [записки капитана] автора Бадигин Константин

В КЛУБЕ МОРЯКОВ Недели через две после нашего прихода в Портленд офицеры конвойной службы США пригласили меня в свой клуб. Клуб как клуб: кофе, пиво и, конечно, кока-кола, А вот то, что говорилось в тот вечер, надолго осталось в памяти.Дело было так. Обсуждались достоинства

Из книги Небо - на всю жизнь автора Моисеев Вячеслав Анатольевич

Воспитатель крылатых Рудницкий был хорошим спортсменом, отличным конструктором. Но наибольшую славу он все же приобрел как воспитатель. Даже краткое перечисление имен его воспитанников представляет собой яркое созвездие мастеров высочайшего класса, увенчанных

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

ВОСПИТАТЕЛЬ САМОЛЕТОВ В день рождения Силуэт огромного самолета, плывшего в небе Подмосковья, был необычен: примерно посредине очень длинной серебристой сигары - прямые короткие крылья, в хвостовой части машины четыре двигателя. Ошибиться былонельзя - в голубой

Из книги Личная спецслужба Сталина автора Жухрай Владимир

Дела авиаторов и моряков Однажды Сталин пожаловался полковнику Джуге, что он, больной и старый человек, которому давно пора отойти от дел, вынужден распутывать всевозможные интриги, бороться с изменниками, очковтирателями, карьеристами и казнокрадами.Огорчения Сталина

Из книги Мятежный «Сторожевой». Последний парад капитана 3 -го ранга Саблина автора Шигин Владимир Виленович

Глава первая. САБЛИН КАК ПРОФЕССИОНАЛ-ВОСПИТАТЕЛЬ Прежде, чем последовать за идущим в Ригу большим противолодочным кораблем «Сторожевой», попробуем разобраться, что же представлял собой Валерий Михайлович Саблин как профессиональный политработник и

Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна

Воспитатель и воспитанники «C назначением Энгельгардта в директоры, - рассказывал Пущин, - школьный наш быт принял иной характер: он с любовью принялся за дело. При нем по вечерам устроились чтения в зале (Энгельгардт отлично читал)… Летом, в вакантный месяц, директор

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

Воспитатель завоевателя мира Сын Филиппа, будущий царь Македонии Александр Великий, - не только известнейший полководец. Он еще и один из самых популярных героев сказаний, легенд, произведений античной, средневековой, да и современной литературы. На данный момент

Из книги Корабли атакуют с полей автора Фрейберг Евгений Николаевич

У моряков На судах флотилии ночь прошла спокойно. Враги решили, по-видимому, пока только обороняться. А может быть, ждали подкреплений. Когда стало светать, вахтенный спустился в кубрик будить смену. Он обратил внимание на койку, где спал Родион. Одеяло там как-то странно

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

В штабе отряда моряков Начальник штаба, Владимир Фёдорович Гудков, спокойно выслушал комендора Грицких. - Вот что, друг! - сказал он. - В моём распоряжении десять моряков. Если двух пошлю, останется восемь! Маловато будет при нападении сорока бандитов! Но приказ есть

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Набор моряков Германия располагала достаточным количеством военнообязанного населения, чтобы проявлять особую разборчивость при наборе моряков в подводники. Интересный факт: матросы, пришедшие в подводный флот добровольцами, в своей основной массе были уроженцами

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

Ленин («Под рев солдат и крики моряков…») Под рев солдат и крики моряков: - «Долой войну!.. Долой капиталистов!..» Керенский истерически неистов Цитатами громил большевиков. Досадуя на этих мужиков, Чхеидзе звал к порядку их как пристав, А в ложе иностранных

Из книги автора

ВОСПИТАТЕЛЬ – НАСТАВНИК Михаил Андроникович Крастелев, начальник Севастопольского ВВМИУ с 1950 по 1971 год, очень своеобразно воспитывал нас, курсантов училища. Будучи настоящим мужчиной, однажды рассказал со сцены клуба училища о правилах поведения курсанта, тем самым,

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

04.04.2016 7200

Адаптация на берегу: как наладить отношения с мужем-моряком?

Письмо в редакцию:

«Мой муж – моряк, сейчас занимает руководящую должность. В последнее время его приезды с рейса – сплошные скандалы. Он начинает командовать дома, будто мы его подчиненные, часто повышает голос на сына (ему 7 лет), может даже дать ему сильный подзатыльник, если ребенок не слушается. Меня постоянно критикует, что не так готовлю, не так убираю, не так веду хозяйство. Хотя раньше такого деспотичного поведения с выплесками агрессии не было. Я, конечно, понимаю, что у него тяжелая работа, что он месяцами родного берега не видит, но как сохранить брак, когда муж делает все, чтобы наши отношения пошли ко дну?!»

Отвечает Олег Константинович Зубашев, сертифицированный практикующий семейный психотерапевт, специалист в области детской и юношеской психотерапии

Почему долгий рейс так негативно влияет на многих мужчин?

Моряки, периодически попадающие в длительные рейсы (4-6 месяцев), действительно зачастую испытывают дискомфорт при возвращении на сушу. На это влияет три важных очевидных фактора, сопутствующих длительному пребыванию на работе в море:

· изоляция: общение в рейсе ограничено экипажем, территория передвижения ограничена размерами судна, поведение диктуется должностной инструкцией и служебными отношениями. Диапазон эмоционального реагирования сужен. Можно даже сказать, что моряк видит мир в черно-белом цвете – однообразным и скучным, без каких-либо ярких положительных переживаний;

· утрата: на судне мужчина действует согласно своей единственной роли – роли моряка в определенной должности. За несколько месяцев он утрачивает навык поведения в других социальных ролях, которые обрушиваются на него в момент возвращения с рейса, ведь дома он уже не матрос, не старший механик и не капитан, дома он, прежде всего, муж, отец, сын, брат и так далее. Жене в этот момент нужно проявить чуткость и понимание и помочь мужу постепенно вернуться к своей прежней жизни;

· отвыкание: действия на судне, как говорилось выше, ограничены должностной инструкцией и служебными отношениями, поэтому привычные для обычного человека ежедневные заботы, как купить продукты в магазине, заплатить за коммунальные услуги на почте, запросить справку из ЖЭКа, отнести документы в налоговую и так далее, кажутся для моряка забытым навыком, который нужно шаг за шагом восстанавливать.

Эти основные причины, как правило, являются источником агрессии и протеста со стороны моряка, который, вернувшись с рейса, должен снова учиться жить сухопутной жизнью. Поэтому большинство из них первые дни на суше хотят провести в привычной для них атмосфере – среди друзей-моряков, где можно выпить, расслабиться и поговорить на понятные темы – вновь и вновь о море.

Капитан на судне, дома – командир

Если моряк начинает подниматься по карьерной лестнице, занимает руководящую должность и получает в подчинение несколько человек, ему довольно сложно перестроиться в быту. На работе он отдает приказы и ждет беспрекословного подчинения. Там жизнь течет по своим законам: нужно быть категоричным, жестким, критичным. В семейной жизни, напротив, нужно применять больше маневренности, гибкости и стараться использовать разные инструменты, которые побудят прислушаться к твоему мнению. Если человек самостоятельно не может сделать эту перенастройку и продолжает действовать дома по принципу начальствования, то, возможно, понадобится помощь специалиста, который сможет создать цепочку нейронных связей, чтобы в будущем адаптация проходила быстро и с наименьшим стрессом. Тем более не всегда агрессивность связана со сменой места пребывания. Иногда за резким поведением кроются другие причины, например, когда человек испытал стресс в море, но не избавился от негативных эмоциональных переживаний. Тогда проблему решить может только психотерапевт.

Быть женой моряка – это работа

Если женщина хочет сохранить брак, то она может использовать некоторые методы, которые позволят избежать накала страстей, уйти от конфликта и создать в доме мирное настроение. Она должна понимать, какие чувства испытывает ее муж при возвращении домой, даже если он не говорит о них. Для того, чтобы та эмоциональная связь, созданная парой за время знакомства и совместной жизни, не ослабела, нужно поддерживать ее на расстоянии. Если есть возможность писать электронные письма мужу, пока он в рейсе, нужно использовать этот шанс. Однако не стоит ограничиваться словами «У нас все хорошо. Люблю. Скучаю. Целую». Наоборот, нужно посвящать мужа в каждое мелкое событие, произошедшее за его отсутствие, чтобы он не испытывал дефицита информации и чувствовал свою причастность к происходящему. Расскажите, что произошло у вас, у детей, у ваших друзей и знакомых, как изменился дом (может быть, появился новый шкаф или диван, вы сделали ремонт или решили поменять шторы в гостиной), поделитесь, какой магазин открылся недалеко от вас и что вы там покупаете, какие новости вы услышали и что вы думаете по этому поводу и так далее. Моряк должен жить жизнью своей семьи, даже будучи на корабле за тысячи километров от дома.

Чтобы ребенок не отвыкал от отца и не чувствовал себя ущемленным перед своими сверстниками в детском саду или школе, чаще повторяйте ему, какой у него замечательный папа, как он храбро в данный момент бороздит морские просторы, создавайте у своего чада несокрушимый образ родителя, чтобы в нем росло чувство привязанности и почитания. Тогда даже при долгой разлуке ребенок не растеряется, сможет адекватно относиться к вернувшемуся с рейса отцу, отдать ему свою детскую любовь и уважение.

Когда мужчина возвращается с рейса, не стоит сразу нагружать его какими-то мужскими обязанностями, которые за время его отсутствия приходилось выполнять самой. Сначала помогите ему обвыкнуться с обстановкой: организуйте какие-то совместные действия, например, прогулку по тем местам, где ему скоро предстоит побывать – продуктовый магазин, куда нужно будет каждый день ходить за покупками, детский садик, откуда нужно по вечерам забирать сына, спортивную секцию, куда ходит дочка. Совершите небольшое путешествие всей семьей, сделайте легкий косметический ремонт квартиры вместе с супругом – вариантов масса. Также эмоционально сблизить супружескую пару помогут обсуждения какой-либо новости, которую вы услышали по телевизору или прочитали в интернете, книги, которую вы вместе прочли, или фильма, на который вы вчера ходили в кинотеатр, возможно, это будут темы воспитания ребенка, планирование каких-то семейных мероприятий – все то, что можно обсуждать с обоюдным интересом и желанием. Женщине нужно проявлять мудрость и гибкость – не давить на мужчину, а помогать ему стать просто любимым мужем и заботливым отцом.

Маленькие хитрости

Чувство юмора – отличный способ избежать конфликта. Например, если мужчина, вернувшийся с рейса, первые дни командует домочадцами направо и налево, отдавая приказы, можно превратить это поведение в игру. Например, получив очередное распоряжение от мужа, ответить ему: «Будет сделано, мой капитан!», «Так точно!», «Слушаюсь!». Такая ситуация вполне может перерасти в семейную шутку.

Также отличный способ, рекомендуемый многими психологами, - это присоединение. Например, муж начинает вас критиковать, агрессивно высказывать свое недовольство по поводу и без (не вымыта посуда, не те продукты куплены, совершены лишние траты, неправильно приготовлен ужин и так далее), а вы, вопреки его ожиданиям, начинаете соглашаться с ним: «Да, скорее всего, ты прав, дорогой!». Таким образом вы отступаете, уходите, уворачиваетесь от скандала, и через некоторое время, когда муж выскажется и успокоится, вы сможете поговорить с ним по душам. Возможно, причиной его поведения окажется не озвучиваемая ранее проблема, а нечто другое, что он сможет рассказать вам позже, когда волна агрессии спадет.

Если ссора все-таки произошла, или вы чувствуете накал в отношениях, можете попробовать еще один способ, который практикуется многими психологами для решения конфликтов у семейных пар. Стоит вернуться к эпистолярному жанру и написать то, что волнует, на бумаге. Почему такой способ? Часто при разговоре мы можем сказать лишнее, придать своим нейтральным словам негативную эмоциональную окраску, что неминуемо приведет к разжиганию ссоры, а отнюдь не к разрешению конфликта. В письме же мы обдумываем каждое слово, а интонацией его награждает уже тот, кто получает послание. Это может быть прекрасным шансом высказать друг другу слова любви и нежности, которые порой сложно произнести, когда в душе зреет обида.

Многим парам удается решить свои проблемы самостоятельно. Однако если вы чувствуете, что вам тяжело, и не удается найти выход из комка недомолвок и разочарований, обратитесь к семейному психотерапевту. Хороший специалист поможет вам наладить отношения в семье, чтобы в доме вновь была любовь и взаимопонимание.

Если у вас есть проблема, и вы хотите получить квалифицированную полезную рекомендацию, пишите на нашу почту [email protected] или звоните в редакцию +7 921 103 27 89. Конфиденциальность гарантируем!!!


Неотъемлемой и важнейшей составной частью системы боевого управления Военно-морского флота, является связь. От состояния и функционирования системы связи, ее возможностей во многом зависят оперативность руководства флотом, своевременность выполнения боевых задач.




— СЕМАФОРНЫЕ ФЛАЖКИ наиболее простое и надежное средство зрительной связи и сигнализации, применяемое на небольших расстояниях в светлое время суток. Сигналопроизводство семафорными флажками заключается в передаче (приеме) условных знаков семафорной азбуки, в которой каждому определенному положению или движению рук с флажками присвоена одна из букв алфавита или условный служебный знак. Последовательной передачей таких условных знаков, разделенных между собой небольшими промежутками времени, можно передать ("написать") по буквам любое слово. Семафорные флажки применяются главным образом для передачи открытых сообщений, но, могут быть использованы для передачи сигналов. Русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Моряки с энтузиазмом изучали ее и с удовольствием переговаривались со своими друзьями на соседних кораблях, часто держа в руках вместо флажков белые бескозырки. Дальность связи семафорными флажками - до 2,5 миль.


— СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. Каждой букве алфавита и каждой цифре присвоен свой определенный флаг. Такой способ, для передачи слов или фраз по буквам очень неудобен, так как требует большого количества флагов и времени. Сигнализация флагами осуществляется другим, более удобным способом, заключающимся в том, что отдельным флагам и различным комбинациям из них (флажным сочетаниям) присваивается значение отдельных слов или целых фраз и понятий. Эти отдельные слова, фразы, понятия и соответствующие им комбинации флагов (флажные сочетания) сведены в специальные книги — своды сигналов. Разбирают сигналы снизу вверх. Во время Цусимского боя флагманский броненосец «Князь Суворов» держал на фалах красный флаг «1» что означает «Бить по головному», окружённый японскими кораблями броненосец «Император Николай I» поднял сигнал «XGE» что означает «Сдаюсь». Сигнальные флаги используются почти всегда для передачи сигналов, а в необходимых, случаях и для передачи открытого текста. В условиях хорошей видимости дальность связи 4-5 миль.

— СВЕТОВАЯ СВЯЗЬ применяется в тёмное время суток. Для передачи сообщений используется азбука Морзе. Сущность такого сигналопроизводства заключается в передаче при помощи светосигнальных приборов (семафор, фонарь, прожектор) условных знаков, состоящих из различных комбинаций коротких (точка) и длинных (тире) световых проблесков (вспышек). В особенности прожектором можно передавать сигналы на значительные расстояния направляя вверх и на облако. Так, например, во время сильного шторма 7 декабря 1904 года от 2-й Тихоокеанской эскадры отстал транспорт «Малайя», ночью с ним поддерживал связь «Аврора» и «Ослябя» направляя лучи прожекторов снизу по облакам. При таком способе, можно вести переговоры на 60 миль. Световые средства широко используются как для передачи открытых сообщений, так и для передачи сигналов.





— БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ (Радио) - средство для передачи (обмена) текстовой информации по радио. Буквы алфавита представлены комбинацией точек и тире (азбука Морзе). В 1900 году был издан специальный приказ управляющего морским министерством вице-адмирала П.П. Тыртова, в котором принималось решение о введении беспроволочного телеграфа на боевых судах как основного средства связи. Достоинством радио является высокая дальность связи (в 1901 году - 100 миль, в 1904 - 1000 миль) Недостатком — возможность противника обнаружить вас по радиопереговорам, перехватить сведения или поставить помехи («перебить большой искрой»)



О бесстрашных моряках, которых не пугают не штиль, ни штормы, знают все. Но не все догадываются, что даже эти суровые парни, ходящие в море не смотря на метровые волны, тоже верят в приметы и многие очень суеверны. Сегодня мы хотим рассказать вам о семи самых популярных приметах и суевериях на море.

1) Никола Морской

У моряков, как и у многих верующих есть свой святой, которому они молиться за успех плавания – Никола Морской. Морская братия считает, что все остальные святые смогут помочь только с разрешения Бога, а Никола Морской разрешения не спрашивает и помогает. А в странствиях по морям иногда бывает дорога каждая секунда, поэтому моряки предпочитают просить о помощи Николу Морского.

2) Бутылка шампанского

Давным давно викинги для того, что бы их плавание было удачным окропляли свои корабли кровью пленников. Примета эта сохранилась и после исчезновения викингов, православные моряки заменили кровь на красное вино, в память о Тайной вечерне, на которой Христос подавая вино своим апостолам сказал: “Пейте вино это кровь моя”. После Французской революции многие моряки даже стали атеистами, но веру в примету все же сохранили, правда заменили бутылку вина на шампанское.

3) Последний раз

Никогда не стоит спрашивать у моряка, когда он последний раз был в море. Лучше заменить слово “последний” на “крайний”. Иначе можете нарваться на недовольство морского волка. И, да: моряки не плавают в море, они – ходят.

4) Купание на экваторе

У моряков есть традиция, согласно которой человек впервые пересекающий экватор должен обязательно искупаться. Кроме этой традиции существует еще приметы запрещающие при пересечении экватора бриться, садиться на кнехты и плеваться за борт.

5) Свист на корабле

У русских моряков была пословица: “Не посвистишь, ветра не будет”. Но просто так свистеть на судне нельзя (так как это приведет к бедам). Для призывания ветра у боцмана или у капитана был специальный свисток, который использовали только в крайних случаях. Высвистывали ветер мелодичным свистом, повернувшись в ту сторону, откуда ветер ждали. Количеством свиста определялась продолжительность ветра и его сила.

6) Татуировка настоящего моряка

Почти каждый настоящий моряк имеет татуировку, а некоторые несколько. Считается, что тату не только приносит удачу, но и “обратный билет” домой. Одно из популярных татуировок у моряков – звезда между большим и указательным пальцами рук. Так же были популярны татуировки на религиозные темы и портреты любимых девушек, которые ждали моряков на берегу. В давние времена некоторые наиболее умные моряки делали на спине татуировку с распятием, полагая, что в случае наказания боцман не будет их бить по спине “двенадцатихвостовой” кошкой.

7) Серьга в ухе у моряка

Хоть и носить серьгу в ухе это английская традиция, но русские моряки плавали на разных судах, разных стран и переняли эту привычку. Тогда считалось, что моряк может надеть серьгу только после того, как обогнул Мыс Горн (там почти всегда были штормы). После этого моряки имели право в портовых кабаках на бесплатную кружку алкоголя, а некоторых местах им даже разрешали класть ноги на стол.

Кроме этих суеверий на море еще много других. Например, моряки не любят наниматься на корабли, которые сменили свое имя, так как неудачи будут преследовать эти корабли. Так же не желательно выходить в море в пятницу или проходить по месту, где было кораблекрушение (духи утонувшего корабля могут напасть). Нельзя ступать на палубу левой ногой, а число залпов в салюте на корабле всегда нечетное.



 

Возможно, будет полезно почитать: