«Непочатая вода»: почему русские считали ее магической. Обращаемся ли мы теперь к той мудрости? Поход за водой


В отношении человека к воде странным образом сфокусировалась соотнесенность пространства (места нахождения) и времени (того необычного момента в календарном круговороте), которые наделили воду необычными качествами. На пересечении этих координат и "появлялась" та необычная вода, которую в народе окрестили "живой".

В течение года было несколько "особых" дней, когда брали воду из источников: утром на Рождество Христово (ее называли "праздничной"); утром в день празднования Сретения, или Громницы (и вода этого дня получила название "сретенская"); обязательно заботились о воде, которая набирала чудодейственную силу в ночь со среды на Чистый четверг (дни Страстной недели) - воду в ведрах или других емкостях ставили под "открытые" небеса на всю ночь; необычными качествами обладала "купальская" вода.

Особое отношение было к воде, которую брали в дни больших календарных или церковных праздников утром, на восходе Солнца. При этом тот, кто приходил за водой первым, становился обладателем самой чудодейственной воды - "непочатой".

Кроме того, что в течение года было много дней, которые самым необычным образом наделяли воду чудодейственными способностями, наши предки заметили, что необычной, энергетически положительной, целительной, "живой" вода становилась после некоторых ритуальных действий.

Волшебной считали воду, оставшуюся после приготовления яиц на Пасху, ею достаточно успешно лечили кожные заболевания.

Воду после омовения церковного колокола, иконы, хлебной дежи использовали для лечения целого ряда заболеваний, связанных с энергетикой (сглаза, рожи, испуга и т.д.).

Водой, в которую клали девять почек освященной вербы, мыли больных детей.

В народной медицине широко использовался прием переливания воды через различные отверстия: скобы, обручальные кольца, а также через решето. Считалось, что при этих условиях вода приобретала необычные способности, она меняла свою структуру и способствовала лечению испугов - как детских, так и взрослых.

Вода, которая "переночевала под звездами" в определенные дни года, передавала человеку или подпитывала его положительной энергетикой космоса на весь год. Есть сведения о том, как люди, воспользовавшись такой водой, становились более удачливыми, им начинало везти в тех делах, о которых они даже не мечтали.

Довольно часто, чтобы избавить человека от болезни, знахари просили выполнить следующее: принести из родника домой воду во рту.

Особым уважением пользовалась вода, набранная из трех (семи, девяти или двенадцати) колодцев или ручьев.

Считалось, что чудодейственную силу воды увеличивали предметы, опущенные в нее (монеты, зерно, крест) и слова (молитвы, заговоры), произнесенные над посудой с водой.

Оксана Котович, Янка Крук. Газета "Звязда", www.zvyazda.mіnsk.by, ноябрь 2011 года.

Непочатая вода - взятая до восхода солнца и принесённая молча. Вода принесённая из трёх, а лучше семи или девяти источников (родников, ручьёв, колодцев) обладала более сильными свойствами. Считалось, что именно её лучше использовать для обрядовых и магических целей.

Поход за водой

Особые условия

Сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение за водой натощак и ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата , серб. неначета, циjела , болг. неначната , рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, разговаривать и здороваться с кем-либо по пути (рус. немая вода , серб. нема вода , болг. мълчашна вода , морав. mlčava voda ). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п. .

Особые дни

Особо ценилась вода, набранная из источников в особые дни: в рождественское утро, на Новый год, Сретение , в Великий четверг или пятницу , в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода , болг. Василева вода , рус. сретенская , в.-слав. четверговая вода и т. п.) .

Использование

Сохранение грудного молока

Для сохранения и увеличения грудного молока роженице советуют пить воду, особенно «молитвенную», т. е. освящённую , мыться в проточной воде. На Украине ей дают пить «непочатую» воду с ржаными колосьями.

Купание младенцев

Множество магических действий и поверий связано с водой для купания младенца. До такой воды никто не смел дотрагиваться и пить её (о.-слав., ср. «неначатая», непочатая вода ), её брали из проточного источника (бел. «для счастья ребенка»), запрещалось приносить её в чёрном (чугунном) котелке (ведре). В корыто доливали воду, освящённую на Крещение (или на Пасху). Воду для мытья девочки грели в кувшине, чтобы у неё была тонкая талия, или наоборот, мальчику - в кувшине, девочке - в горшке (укр.).

В обрядовом хлебе

У болгар в Юрьев день замешивать тесто для обрядовых хлебных изделий полагалось на воде, принесенной молча (болг. мълчана вода ), причем набирать её и нести в дом должны были парень или девушка, имевшие обоих живых родителей . Хлебную закваску тоже старались замесить на воде, зачерпнутой из трёх источников сосудом, украшеным цветами и травами, и принесённой в полном молчании. Такая вода называлась у болгар «цветната вода» .

От сглаза

См. также

Примечания

Литература

  1. Вода / Л. Н. Виноградова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред.

Сколько нашей памяти на земле, человек всегда тянулся к реке, озеру, роднику. Не было еще ни колодцев, ни длинноногих журавлей над колодцами, а наш предок пил воду, пил из источника, просто из реки или озера, из еще безымянных Дона, Волги, Оки... Черпал воду ладонями, горстями, раздвигал руками осоку и камыш, припадал устами к чистой воде, к прозрачному, словно хрусталь, источнику, утолял жажду и брал силу. В чистой воде Волги и ее сестер люди стирали беленое на солнце или морозе белье, в реках купались, на водопоях поили скот. Задумывался ли кто-нибудь над тем, что же такое вода? И что было бы, если бы на земле исчезла вода?

Вы знаете, что компактное проживание большого числа людей провоцирует загрязнение открытых источников воды, поскольку природные возможности по самовосстановлению и очистке не безграничны. Поэтому сегодня, проживая в огромных мегаполисах, мы уже не полагаемся на чистоту большинства естественных источников воды, а делаем выбор в пользу поставщиков артезианской воды. Заказывая на www.truewater.ru воду, мы уверенны в том, что доставленная нам вода будет свежей, чистой и артезианской. Еще первобытный человек заприметил, что вода приносит ему и природе большую пользу, поскольку делает землю плодородной. Наши предки никогда не загрязняли воду, чего нельзя сказать о настоящем. Вообще когда-то люди разбирались в воде, знали, что и какая вода значит, что и от чего происходит с водой, как ею можно лечиться.

Поверья о воде пришедшие из глубин веков

Часто слышим от старых людей разные поверья о воде. Например, не пей из разбитой или слегка выщербленной чашки воду, поскольку будет разлука; не ставь полные ведра на пол — будет в доме ссора; на первую купель бери ту воду, которая течет (не из колодца, не из пруда), движется, — будет двигаться и судьба; если идет дождь, вода с крыши должна стекать на землю, если на забор или другую преграду, то во дворе может не приживаться скот; женщина нечистая (когда месячные) или в грязной одежде не должна идти к колодцу по воду; если упадет ребенок с колыбели и ударится, то это место на полу заливали водой, «чтобы не вредило»; как вылупятся цыплята, «чтобы здоровые росли», гнездо и скорлупу выносили на воду; воду ставят на окне, когда в доме покойник — для души, которая прилетит и «будет есть и пить»; плевать в воду — большой грех, кто это делает, у того будет болеть голова. В народе говорят, что после праздника Ильи (2 августа) уже нельзя купаться. Что происходит с водой?

Святая вода — иорданская и сретенская

Воду очень уважали, считали ее святой. Еще и сегодня можно увидеть, что старые люди пьют воду с непокрытой головой, а перед тем крестятся. В том, что в целебные колодцы бросают монеты, исследователи видят отзвук давних жертвоприношений воде. Особую целебную силу предписывали освящённой воде — иорданской и сретенской. Праздник Иордана (Водокрещение) проходил когда-то обязательно ночью, а именно освящение воды заканчивалось до восхода солнца. Вырубался во льду большой крест, вытягивали и ставили его, обливали водой, чтобы примерз, красили свекольным квасом. Сюда и приходили люди святить воду. После церковной службы вода освящалась опусканием серебряного креста и огнем — свечами. Верили, что вода становилась целебной и волшебной, пили ее «на здоровье».

Свяченую воду приносили домой, все члены семьи пили ее, промывали ею глаза, чтобы хорошо видеть, уши, чтобы хорошо слышать, лоб, чтобы умным быть, грудь, шью, руки, чтобы здоровым, как вода, было все тело. Окропляли водой дом, хлев, конюшню, загон — все подворье, часть оставляли и хранили целый год. Окропляя подворье, хозяин приговаривал: «Святая вода вас омывает, окропляет на хорошее здоровье, на увеличение приплода конюшни, хлева». А хозяйка добавляла: «Все плохое, не-чистое, выйди вон!» При окроплении дома: «Омойся водой, обрызгайся, окрестись на здоровье людям, на хвалу Господу...» При освящении пасеки: «Пчелки, обрызгиваю вас, крещу вас на рой, на воск, на мед! Чтобы на цветы садились, мед собирали и хорошо зимовали!».

Сретенская (освященная на Сретение) вода считалась также целебной: ею натирали больные места, давали пить от «сглаза» или болезней, вызванных «плохими глазами»; обрызгивали солдат, которые шли на войну, добавляли в пойло коровам после отела; окропляли скот во время первого выгона на пастбище.

Непочатая вода

Кроме свяченой, большую целебную силу имела «непочатая вода». Непочатой называют ту воду, которую берут каждое утро первой из реки, колодца до восхода солнца; тот, кто несет ее, встретившись с кем-то, не должен проронить ни слова, поскольку вода потеряет свою целебную силу и не даст пользы. Особенно полезно купать в такой воде больных детей.

Чтобы вывести «волос», брали несколько пустых ржаных колосков, связывали в пучок, поливали теплой «непочатой» водой и, прикладывая к больному месту, говорили: «Волос, волос, выйди на колос». Верили, что после этого волос выйдет из больного места, намотавшись на колосья.

Заклинания и заговоры связанные с водой

Заклинания и заговоры — это слой нашей культуры, наиболее потаенный, хоть очень интересный. Исследователи сетуют на то, что трудно собирать заклинания, поскольку люди неохотно делятся текстами и описывают действия, которые их сопровождают.

Вода является символом размножения и парования, постоянно сопровождает влюбленные пары, начиная от иорданского умывания и пасхального обливания (на второй день Пасхи парни обливали девушек водой) и летних игр у воды (в день Ивана Купала девушки садились у воды и плели венки, которые под вечер пускали на воду и ворожили на них, — кто, когда и с кем обручится; девушки и парни дружно и весело обливались водой, купались, прыгали через огонь, который должен был согреть и очистить жизнь молодой пары).

Баба-повитуха чистенькой материей, смоченной в свяченой воде, вытирала новорожденному ребенку глаза, рот, «чтобы хорошо видел и говорил», ручки — «чтобы мастерил», ножки — «чтобы хорошо ходил», головку, — «чтобы умным был и не болел». А при тяжелых родах «непочатую» воду приносила баба-повитуха, шла по нее до восхода солнца, набирала мужским сапогом и выливала ее на пол в комнате, где лежала роженица.

Когда-то на второй день крестин происходил очистительный обряд. Утром до восхода повитуха набирала в реке или колодце непочатую воду, бросала в воду ивовые ветви, овес и сливала эту воду на руки матери. Потом мать, стоя босыми ногами на топоре — если родился мальчик, и на гребешке — если девочка, сливала на руки бабке. Очистительную силу воды усиливало заклинание: «Как ива растет быстро, чтобы, так и ребенок рос, как железо никто не укусит, чтобы так и матери, и ребенку никто не навредил». После ритуального обливания, в знак очистки женщины после родов, бабка-повитуха сажала ее на тулуп. Только тогда позволялось заходить мужчинам.

Вода из реки, пруда, колодца, родника

Уважали наши предки реки, пруды, колодцы. С особым вниманием и почетом относились к родникам, которые постоянно били из-под земли, а некоторые имели «целебную воду», которая лечила от болезней. С любовью оберегались и маленькие источники-колодцы.

Отдельно нужно сказать слово о деревенских колодцах, которые в народных верованиях были символом здоровья, силы, богатства, плодородия, чистоты, а для молодежи — символом девичьей красоты, верности. Люди уважали колодцы, обсаживали их ивами, цветами, несколько раз в году освящали их. Знали когда-то много примет, по которым безошибочно могли определить место, где близко проходит вода, чтобы там выкопать колодец. Брали, например, стакан воды и ставили в тихую погоду на землю. Спустя некоторое время вода начинала колебаться. Если волны в стакане мелкие, переставляли ее на другое место. И так до тех пор, пока не находили подходящее место. Там и копали. А еще втыкали в землю побег лещины: если наклонится за ночь к земле, то там проходит близко вода, а если стоит прямо, то вода глубоко; стелили вечером на землю овечью шкуру шерстью к земле, клали на нее яйцо и накрывали новым глиняным горшком: если к утру на яйце под горшком была роса, то вода близко, а если нет росы, то очень глубоко. Облицовывали яму в основном каменной кладкой. Воду поднимали с помощью разных устройств: ручных крючков, «журавлей», барабанов. Над колодцами сооружали разных форм крыши.

Традиционно колодец был местом, где делились новостями женщины, которые сошлись по воду. Когда хозяйка шла со двора с пустыми ведрами, то, как бы не спешила, а приостановится, подождет, пока пройдет путник и, напротив, — быстренько перейдет дорогу с полными ведрами, чтобы везло в дороге. Когда же просили напиться, то подаст, сказав: «Пейте на здоровье!».

Говорят, что самая большая благодать от воды из колодца при церкви или доме, где живут добрые душой люди. Говорят, что вода слышит. Наука доказала, что вода запоминает информацию. Очевидно, правильным был обычай, что у колодца, у воды нельзя сквернословить, врать. Беду приносит вода, у которой постоянно ссорятся, плачут.

Какая вода мёртвая, а какая живая вода

Что происходит с водой после праздника Ильи? Считалось, что вода становится мертвой, поскольку гасятся на небе свечи тех, кто должен умереть (в августе действительно усиливается звездопад). И если купаться в такой воде, то сила из человека будет уходить, как тело без души будет ходить, — есть такое объяснение у старожилов.

Наука объясняет, что вода дважды в год меняет свою полярность на противоположную. Первый раз в период зимнего солнцеворота, второй раз — в период летнего. На Крещение и на Купала. Полярность, которую имеет вода в период от Крещения до Купала, положительно влияет на зарождение растительности в природе. В народной примете отмечается, что после праздника Петра и Павла деревья прекращают рост, а после Ильи вода даже вредна для купания, считается мало благоприятной для жизнедеятельности. То есть, условно можно значить, что первая вода является живой, а вторая — неживой.

Матушка-водица — всему царица

Вода уже была с начала мира. Об этом идет речь в народных сказках и легендах. Идею первобытности воды содержит и «Библия». Благословляя молодых на новую жизнь в день свадьбы, говорили и говорят: «Будьте богаты, как земля, а здоровы, как вода!». Земная вода совмещена с небесной, поэтому, умилостив земную, будем иметь и небесную, то есть дождь... Сборником небесных вод считались тучи. Разные обливания водой — это вызов дождя. Дождь в день свадьбы — хороший признак, что супруги будут жить счастливо.

Во время страшной засухи когда-то люди выполняли такой магический обряд: собирались семь вдов, запрягались в телеги, на которой стояла семиведерная бочка. Возили ту телегу от колодца к колодцу — так объехать нужно было семь колодцев. Из каждой одна вдова должна была взять ведро воды и вылить в кадку. Ту воду везли к могиле висельника, колом пробивали в могиле дыру и через нее вливали всю воду. По легенде душу висельника черти затягивали в ад, бросают в чан, где кипит смола. Он кричит: «Меня жжет, меня сушит, пусть же и вас жжет, не будет и вам воды. Пусть высохнут травы и леса, пусть высохнет ваше поле, а скот погибнет!». Так висельник насылает на землю засуху и жару, поэтому именно в такую могилу вливали воду. Через трое суток должен пойти дождь.

Как и вода, целебную силу имеет и роса. По древним верованиям, весеннюю росу выпускал святой Юрий, отперев небо ключами. В день св. Юрия крестьяне еще до восхода собирали росу, больные промывали ею глаза, девушки умывались — «на красоту», пожилые люди смачивали голову, — «чтобы не болела», хозяйки обрызгивали домашнюю птицу, — «чтобы куры плодились». Целебной, очищающей считалась роса в ночь на Ивана Купала. Ходили по ней босиком, «чтобы ноги не болели», собирали в бутылки, обрызгивали ею друг друга.

Вот какие высказывания со словом «вода» мы слышим часто:

  • «утопить в ложке воды» — погубить кого-то, обидеть;
  • «как вода смыла» — исчезнуть бесследно;
  • «за холодную воду не берется» — не делать ничего;
  • «набрать в рот воды» — молчать;
  • «с личика хоть воды напейся» — красавица;
  • «воду мутить» — ссориться.

Следовательно, вода — Праматерь всего живого. «Матушка-водица — всему царица», — говорит народная мудрость.

Обращаемся ли мы теперь к той мудрости?

Казалось бы, тогда, когда люди жили среди цветущей и нетронутой природы, когда имели чистую воду и чистый воздух, могли бы себе позволить не обращать внимание на чистоту воды, и других даров земли, ведь всего было вдоволь. А они преклонялись перед природой, благотворили ее и уважали. Давайте и мы уважать: и воду, и мудрость предков наших.

На Руси испокон веков воде приписывали различные магические свойства. В частности, считалось, что особой силой обладает так называемая «непочатая» вода.

Какую воду называли «непочатой»?

Этнограф Л.Н. Виноградова пишет: «Для обрядовых и магических целей могла быть использована лишь такая вода, которая отвечала определенным требованиям: это должна была быть не только свежая, вновь набранная, но и “непочатая” вода, т. е. зачерпнутая из источника раньше всех других жителей села до восхода солнца. Такую воду называли непочатая, непитая… Ходить за такой водой следовало натощак, молча, ни с кем не разговаривая и не здороваясь со встречными».
Наливая воду, нужно было зачерпывать ее только по направлению с запада на восток. Нельзя было отливать из ведра или зачерпывать ее вторично. «Среди способов добывания магической воды, — сообщает Л.Н. Виноградова, — упоминаются правила, согласно которым воду в источнике надо было зачерпывать новым ведром (кувшином), наполнять сосуд с первого раза, не доливая его и не отливая из него, а затем нести проточную воду к дому, не оглядываясь по дороге… При набирании воды из источника следовало креститься самому и крестить воду; на берегу и прибрежных кустах люди оставляли в дар воде части своей одежды, лоскуты, нитки, отрезы полотна».
Наиболее сильной считалась вода, набранная из трех, а лучше семи или девяти источников. Это могли быть родники, ручьи или колодцы. Именно такую воду рекомендовалось использовать для обрядовых и магических целей.
Обычно набирали непочатую воду в особые дни: в утро Рождества или Нового года, на Сретение, в Великий четверг или пятницу, в день Ивана Купалы. Соответственно ее называли рождественской, сретенской, четверговой, купальской и т.д.

Что делали с непочатой водой?

Непочатой водой принято было умываться. Ею поили больных, окропляли ею скотину, хозяйственные постройки, пчелиные ульи. Давали эту воду пить матерям грудных детей для того чтобы сохранить и увеличить количество молока. Для этого непочатую воду требовалось освятить. С этой же целью женщинам рекомендовали мыться в проточной воде.
Купали в такой воде и младенцев. Брали ее только из проточных источников, нельзя было нести ее в чугунном ведре или котелке. Когда эту воду приносили в дом, никто не имел права до нее дотрагиваться или пить. Ее сливали в корыто, добавляя воду, освященную на Крещение или на Пасху. Для купания мальчика воду грели в горшке, девочки – в кувшине, чтобы, когда вырастет, была стройной.
Иногда на непочатой воде месили хлеб. Впрочем, этот обычай был больше распространен у болгар, чем у русских. Делалось это обычно на Юрьев день. Набирать воду должны были парень или девушка, у которых живы оба родителя. Такой хлеб ели для здоровья и благополучия.

Защитные функции

По поверьям, непочатая вода помогала и от сглаза. Так, в Покутье, чтобы снять сглаз, в воду бросали угольки от сожженных жгучих или колючих растений – например, крапивы, боярышника или шиповника. Затем сливали ее на дно стоящего на пороге перевернутого ведра и просили того, кто предположительно стал жертвой сглаза, смотреть на воду и говорить, что он видит. В воде показывалась причина сглаза или человек, который его навел. После этого воду переливали в миску и давали человеку испить, а остатки лили ему за пазуху.
Применяли непочатую воду и при подозрении на порчу. Набирать такую воду можно было даже сразу после полуночи. Считалось, что наибольшей силой для защиты от негативных воздействий обладает вода, набранная в ночь со среды на четверг.
Также непочатую воду использовали для гаданий. Чтобы привлечь изобилие, достаток и благополучие, емкость с водой закапывали в поле, саду, огороде. Были даже случаи, когда сосуд с непочатой водой закладывали при строительстве в фундамент дома, чтобы служил магической защитой.
В общем, функции непочатой воды были разносторонними. Хотя верующим, наверное, все-таки лучше использовать святую воду, принесенную из церкви, и не проводить магические ритуалы.

Ни с одним веществом в традициях древних славян не связано столько верований, как с водой. Древняя мифология нашего народа отождествляет воду с женским, пассивным началом, которая, в контакте с мужским началом – огнем – стала родительницей жизни на земле.

На территории Европы существует бесчисленное множество святых источников, около которых, как верят люди, являлась Богородица или какая-то святая (но не Иисус Христос, а только женщины). Они передавали людям послания, указывали на воду как способ избавления от физических, душевных и духовных страданий.

У древних славян уважение к воде достигало степени обожествления ее. Хотя, как и огонь, эта дарующая жизнь стихия могла превратиться в смертоносную, потому ее не только уважали, но и остерегались. Уважение к воде проявлялось еще и в том, что считалось страшным грехом кидать в воду мусор, плевать или мочиться в нее.

С давних времен люди веровали, что святыни – Библия, Евангелие, и т.д. – не только в огне не горят, но и в воде не тонут. Так, например, в апокрифах сказано, что царь Давид, написав свои псалмы, кинул их на воду, и те, которые всплыли, посчитал святыми и боговдохновенными.

В народной традиции славян существовали верования о различных волшебных и целебных свойствах воды разного вида:

Свято-Вечерняя вода

Набирали ее на Святой вечер сразу после появления на небе первой звезды, несли в дом молча и сберегали как средство против порчи и проклятия.

Со Святого вечера и до окончания рождественских праздников воду считали священной, поэтому в этот период женщинам не разрешалось ходить за водой – вместо них это делали мужчины.

Вода, набранная в вечер перед Крещением

Такая вода никогда не портится, а если ее хранить очень долго, то она может превратиться в живое серебро и даже начать светиться ночью, как огонь.

Вода, набранная в Чистый четверг

Такая вода имеет силу исцелять от кожных болезней. Для этого необходимо в этот день выкупаться как можно раньше. Считалось, что в Чистый четверг ворона купает воронят, и, чтобы исцеление у человека произошло, необходимо выкупаться раньше воронят.

Сретенская вода

Сретенская вода имеет большую силу снимать порчу.

Рахманская вода (освященная в Правую Среду)

Святили воду на 25 день после Пасхи (в среду). Люди верили, что скорлупа крашеных яиц, кинутая в воду в этот день, доплывает до рахманов (это «люди силы» аналог индийских брахманов). Вода, освященная в этот день, имеет те же свойства, что и Богоявленская.

Богоявленская вода

Верили, что на Богоявление в определенный час вода превращается в вино, а если его набрать в емкость, через определенное время оно вновь становилось водой.

Богоявленской водой кропили членов семьи, скот, все уголки в доме и хозяйственных помещениях, потому что верили, что эту воду страшно боится нечисть. Также считалось, что водяная нечисть в этот день выходит из своих обычных мест пребывания и идет «в люди», поскольку не может высидеть в освященном водоеме, а возвращается назад только тогда, когда женщины начинают в водоеме стирать. Поэтому наши предки старались как можно дольше после Водосвятия не стирать, чтобы больше нечисти повымерзало.

Богоявленскую воду доливали в ванночки для малышей, чтобы те росли здоровыми, купались в ней также и взрослые для исцеления от чесотки, умывались, чтобы быть красивыми.

Богоявленскую воду очень ценили пчеловоды, кропили ею улья, в надежде, что это убережет рой пчел от болезней и даст пчелам возможность собирать мед с различных цветов без вреда для себя.

Непочатая вода

Непочатой водой считалась та, с которой в этот день никто не контактировал (в роднике или водоеме, в котором сегодня никто еще не купался и не прикасался).

Непочатую воду следует набирать рано утром, раньше всех (и, в некоторых традициях, из 3-х родников), зачерпывая по направлению с запада на восток. По дороге ни с кем не разговаривать, иначе вода утратит свою целительную силу. Неся воду домой, нельзя оглядываться назад. Такая вода используется для обретения большой силы и крепкого здоровья.

Вода Елена

Название этой воды происходит от имени ее изобретательницы. Ее тоже следует зачерпывать как можно раньше, первым с утра. Зачерпывающий должен быть натощак. Нельзя разговаривать со встречными по дороге домой. Тот, кто будет использовать эту воду, непременно должен проговорить такие слова: «Вода Елена! Очищаешь луга и берега – очисти меня от всего плохого: болезни и слабости». Вода Елена, как и непочатая вода, прежде всего помогает от сглаза и несложных болезней.

Вода от града

Вода, полученная от первого в году града, использовалась для промывания больных глаз. Ее также давали больным детям от кашля и умывались ею, чтоб быть красивыми.

Дождевая вода

Дождевая вода считается помощницей от головной боли, при болезнях глаз и бородавках. Особенно полезными считаются капельки первого дождя, которые остаются на овощах в огороде. Существовало поверье, что если умыться весной во время первой грозы, то этот человек никогда не заболеет.

Звездная вода

Такой водой называют воду, которая простояла в ведрах под открытым небом всю ночь. Верили, что она набирает волшебные свойства от света звезд. Звездная вода прежде всего помогает коровам, чтобы было много молока. Набирать ее следует в 2 ведра из 3-х источников до восхода солнца. Набирая воду, нужно произносить: «Добрый день тебе, вода Ульяна и земля Татьяна! Прибываешь ты, вода, с гор и с долин, со всех сторон, прибудь же и моей корове рябой в жили и в пажилы, в белое молоко, в сытную сметану и в толстый творог». Весь день эту воду держат спрятанной и накрытой, чтобы никто не зацепил ее, а на ночь выставляют на двор под звезды. На рассвете звездную воду из одного ведра используют для обмывания коровы (ее поливают 3 раза), а из другого ведра корову поят, приговаривая те же слова, что и при набирании из источника (колодца). Если корова всего не выпьет, оставшуюся воду подливают корове в помои.

Маковейная вода

Это вода, освященная на Маковея. Кроме того, что эта вода эффективна от многих болезней и имеет силу Сретенской воды, Маковейная вода может помочь в случае семейных неурядиц, семейной беды. Такой водой окропляют не только все помещения, но и весь двор, все хозяйство.

Кузнечная вода

Это вода с примесями ржи, ее использовали для избавления от болезней печени. На ней же, еще горячей, делали травяные настои. Чтобы получить такую воду, кузнецы, заостряя сабли, засовывали металл в воду и после этой процедуры использовали воду как целебную. Кузнечной водой поили обессиленных, тяжело раненых, тех, кто потерял много крови.


Метки:

 

Возможно, будет полезно почитать: