Основное содержание теорий политических элит. Понятие политической элиты

1. Политическая элита: сущность, концепции.

2. Проблема становления современной политической элиты России.

1. Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с ХVП века употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для выделения в социальной структуре общества высшей знати. В научный оборот термин был введен итальянским социологом В.Парето (конец Х1Х - начало ХХ вв.) и в современной политологической литературе понятие "политическая элита" относится к ряду достаточно устоявшихся.

Элита любого общества неоднородна. По функциям, выполняемым в обществе и видам деятельности, различают политическую, экономическую, научную, культурную и другие элиты.

Политическая элита - небольшая, относительно сплоченная социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем власти, обладает особыми социальными, политическими и психологическими качествами, непосредственно участвует в принятии решений, оказывающих влияние на ход развития общества. То есть, это группа профессионалов, для которых политика служит главным источником получения доходов. Политическая элита является полем взаимодействия представителей других элит.

Почему в обществе появляются элиты? Их существование обусловлено рядом факторов, главными из которых являются естественные и социальные различия между людьми, неодинаковая степень их участия в политической жизни. С рациональной точки зрения совершенно очевидна необходимость специфического субъекта политики, профессионально занимающегося управленческим трудом. Эти и другие факторы и обусловливают элитарность общества.

Проблема элит и их роли в обществе не является новой для западной политической науки. Еще в социально-политических представлениях мыслителей древности (Конфуций, Платон и другие) было сформулировано элитарное мировоззрение.

Итальянский классик политической мысли Н.Макиавелли впервые привлек внимание к проблеме элиты как правящей группы, осуществляющей руководство обществом. Действительное начало систематическим исследованиям в данной области в большей степени связано с трудами итальянских социологов Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). Эти вопросы затрагивали также О.Конт, М.Вебер и другие представители западной социологии.

Итальянские ученые рассматривали проблему элит с позиций деления общества на две части: обладающее властью меньшинство (Парето называл его элитой, а Моска - политическим классом) и на подчиняющееся этой власти большинство. В "Основах политической науки" Моска определяет политику как сферу борьбы класса управляющих и класса управляемых. Первый класс всегда малочисленнее второго, он выполняет политические функции, монополизирует власть и извлекает из нее многочисленные выгоды материального и духовного характера.

Заслуга Г.Моски состоит в том, что он проанализировал проблему рекрутирования (формирования) политической элиты и ее специфических качеств. Важнейшим критерием для формирования политического класса является способность управлять. Этот класс всегда избирается с учетом некоторых качеств и способностей индивидов. К их числу Г.Моска относит богатство, моральное и интеллектуальное превосходство. Он также выделяет две тенденции, присущие политическому классу: аристократическую и демократическую. Первая проявляется в стремлении этого класса стать наследственным, если не де-юре, то де-факто, что ведет к его вырождению. Демократическая тенденция выражается в обновлении правящего класса за счет наиболее активных и способных к управлению выходцев из низших слоев, что предотвращает дегенерацию элиты. Предпочтение Г.Моска отдает тому обществу, которому свойственно равновесие между этими двумя тенденциями, обеспечивающее преемственность в руководстве и стабильность в обществе.

Итогом многолетнего труда над созданием теории элит стала работа Г.Моски "История политических доктрин", где он делает следующие выводы. Практическая функция политической науки состоит в разработке искусства управления. Исполнение функции управления должна осуществлять политическая элита. Народное представительство, суверенитет, эгалитаризм - это мифы, которые маскируют деятельность политического класса и вводят массы в заблуждение.

Теория политического класса на практике подтвердилась в тоталитарных государствах, где в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз класса, описанного Г.Моской.

Крупнейший представитель теории элит В.Парето рассматривал общество как цельную социальную систему, которая стремится к равновесию, причем, оно не статично, а динамично и эта динамика определяется элитой - правящим меньшинством. Изучению сил, влияющих на социальное равновесие, посвящена его теория "циркуляции элит", согласно которой исторический процесс представляется в виде вечного круговращения основных типов элит. История оказывалась не "историей классовой борьбы" (по Марксу), а "кладбищем аристократов" (выражение В.Парето).

В.Парето подразделял элиту на две части: одна - прямо или косвенно - принимает участие в управлении обществом ("правящая элита"), а другая - не участвует в управлении ("неправящая элита").

Заслуживает внимания и типология элит , предложенная В.Парето . Согласно ей, существуют два типа элит, которые последовательно сменяют друг друга: "львы" и "лисы" (терминология Н.Макиавелли). Для первых характерны грубые силовые методы правления, крайний консерватизм. "Лисы" же - мастера обмана, политических комбинаций. В период монополистического капитализма господствует элита "лис", которую Парето называл "демагогический плутократией". Социальная система функционирует нормально, когда существует пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации.

Один из вариантов теории элит был представлен Р.Михельсом в работе "Социология политических партий в условиях демократии" (1911 г.). Используя методологию В.Парето и Г.Моски, он исследовал проблему "партийная элита - партийные массы". Рядовые партийные массы не способны к управлению, поэтому они выдвигают руководителей. Со временем аппарат неизбежно отрывается от рядовых членов и превращается в "партийную элиту". То же самое происходит в профсоюзах, церкви, массовых общественных организациях. И постепенно власть концентрируется в "высших структурах бюрократии". То есть сам "принцип организации" приводит в демократических организациях к возникновению необратимых олигархических тенденций, иерархии власти.

Таким образом, В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс впервые предложили концепцию политической элиты как особой социальной группы, имеющей свои специфические характеристики, механизмы возникновения и функционирования. Они положили начало широким эмпирическим и теоретическим исследованиям групп, руководящих обществом, основав исторически первую макиавеллистскую школу.

В современной западной социологии к определению сущности элиты существует множество различных подходов, из которых выделим два основных: структурно-функциональный (статусный) и ценностный (аксиологический).

Сторонники первого подхода (М.Дюпре, Г.Лассуэлл, П.Шарап, М.Нарта, С.Келлер и другие) относят к элите лиц, обладающих высоким социальным положением, престижем, занимающих такие позиции, которые возвышают их над средой. То есть, элитарность трактуется ими как следствие занятия командных позиций в общественной иерархии.

Ценностные теории элит выводят элитарность из особых психологических и социальных качеств людей (Х.Ортега-и-Гасет, Г.Шредер, Т.Корбет и другие). Ими выявляются те ценностные параметры, которые возвышают элиту над массой. Эти теории пытаются приспособить элитизм к реальной политической жизни демократических государств.

Наиболее распространенным современным вариантом аксиологического подхода является концепция демократического элитизма (элитарной демократии). Видные представители этого направления П.Барах, Р.Даль и другие. Вместо трактовки демократии как народовластия они предлагают более реалистическое понимание демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. Данная концепция предполагает, что массы могут в определенной степени влиять на политику, выбирая между конкурирующими элитами.

Особую позицию среди западных исследователей занимает леворадикальный американский социолог Р.Миллс. Признавая элитарность американского общества, деление его на элиту и массы, он обличает систему государственно-монополистического капитализма и ограниченность западной демократии. Его идеал - антиэлитарный. Исследуя сложную структуру правящей элиты США, Миллс вычленяет из нее политическую элиту, выступающую носителем властных функций. По мнению ученого, доступ в элиту выходцев из народа закрыт, поскольку существует глубокое различие между элитой и массой.

Модернизация теорий элит была предпринята в концепциях меритократии английского социолога М.Янга и американского социолога Д.Белла (одного из авторов теории индустриального общества). М.Янг в антиутопии "Возвышение меритократии: 1870-2033" (1958 г.) сатирически изображает приход к власти и крах новой олигархии, состоящей из наиболее одаренных и энергичных личностей, рекрутируемых из всех слоев общества. С его точки зрения, демократия, социальная справедливость несовместимы с элитарным управлением.

Д.Белл, в противоположность М.Янгу, употребляет термины "меритократия" в позитивном смысле. Его концепция направлена против идеи социального равенства и призвана оправдывать привилегии новой меритократической элиты. Д.Белл полагает, что знания и компетентность - осевой принцип информационного общества, именно ученые и высококвалифицированные специалисты ("элита знаний") вносят наибольший вклад в развитие общества и поэтому политическая власть должна принадлежать "новой интеллектуальной элите".

В западной социологии существуют также следующие теории элит:

- биологическая, согласно которой к элите относятся люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

- психологическая теория, в основе которой лежат исключительно психологические качества членов элитарной группы;

- организаторская теория элит , относящая к элите руководящих работников, в частности бюрократически организованный чиновничий аппарат;

- распределительная теория , согласно которой элитой являются люди в максимальном объеме получающие материальные и нематериальные ценности.

В западной политической науке существуют разные подходы в определении типологии политической элиты . В зависимости от критериев, положенных в основу типологии, выделяются элиты: правящая и оппозиционная, единая и конфликтующая, политическая, экономическая, военная и так далее. В.Парето различал также "спекулянтов" (учитывающих ситуацию в динамике) и "рантье" (анализирующих ситуацию в статике). О.Конт рассматривал смену элит в исторической последовательности и в зависимости от изменения типа общества выделял "священников", "магов" и "ученых". Для М.Вебера элиты соответствовали различаемым им типам господства, они могли быть традиционными, рациональными и харизматическими. По стилю различают тоталитарную, либеральную, доминантную и демократическую элиту.

Как уже отмечалось, с точки зрения структуры власти, политическая элита внутренне дифференцирована и распадается на группу, непосредственно обладающую государственной властью и контрэлиту (группу давления). Некоторые политологи включают в элиту и околоэлитное окружение - группу лиц, которая, не занимая руководящих постов, влияет на собственно элиту (советники, консультанты, руководители комиссий и так далее). Делаются попытки включить в состав политической элиты руководителей бюрократического аппарата или экономические круги. Думается, что это отдельные группы, прямо не участвующие в принятии властных решений. Включение этих групп в состав политической элиты ведет к затушевыванию вопроса о специфике группы лиц, принимающих политические решения. В то же время весьма актуальной остается проблема разграничения и взаимовлияния политических, хозяйственных, военных, идеологических и других элит. Одна элита переходит в другую, пересекается с третьей и так далее.

Отрицание элитарности общества ведет к формированию и господству нерезультативных элит, наносящих ущерб всему народу. Для демократического государства первостепенную значимость имеет решение проблемы формирования наиболее результативной, полезной для общества политической элиты, своевременного качественного ее обновления, предотвращения тенденции олигархизации.

Современная политическая элита - это специфическая социальная группа, включение в которую обусловлено целым рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются личные достижения (результативность). Этот критерий имеет определяющее значение, поскольку во многом способствует предотвращению вырождения элиты. Чтобы продемонстрировать результативность и добиться вхождения в элиту, необходимо обладать высокими социальными позициями: степенью материальной независимости, соответствующим уровнем и типом образования, связями, знакомыми в правящих кругах и так далее. Необходимо умение создавать о себе мнение у окружающих.

Большое влияние на качественный состав и результативность элиты оказывают системы отбора (рекрутирования) элит . Существуют две основные системы: гильдий и антрепренерская . В чистом виде они встречаются редко. Первая преобладает в странах с недемократическими режимами, вторая - в демократических государствах. Для системы гильдий характерны: закрытость, отбор претендентов из нижестоящих слоев самой элиты, медленный путь наверх, наличие многочисленных институциональных фильтров, небольшой круг селектората. Антрепренерскую систему отличают: открытость, небольшое число институциональных фильтров, широкий круг селектората, высокая конкурентность отбора, приоритет личных качеств претендентов.

И та, и другая системы имеют свои плюсы и минусы. Более демократичной является антрепренерская система, имеющая, тем не менее, такой недостаток как большая вероятность риска в политике. Главные ценности системы гильдии - консенсус и преемственность. Но без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к бюрократизации, деградации элиты. Пример тому, страны тоталитарного социализма, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты - вариант системы гильдий. Долголетнее воздействие этой системы привело к вырождению советской политической элиты.

Отбор той или иной кандидатуры, как правило, осуществляется на основании четырех типов мотивов, сформулированных М.Вебером и являющихся актуальными и сегодня:

1. Традиционных, то есть стремления выдвигать лиц своего круга и тем самым способствовать однородности и сплоченности руководящей группы.

2. Эмоциональных мотивов - субъективных симпатий и антипатий.

3. Оценочно-рациональных. К кандидатам в политическую элиту предъявляются субъективные (существующие в элите) представления о принципах поведения человека и обязательных для него взглядах.

4. И, наконец, деловых соображений.

2. Процесс становления "новой" российской элиты протекает противоречиво . Четкой характеристики ее пока нет, но некоторые выводы сделать можно.

1) Становление "новой" политической элиты России приходится на переходный, кризисный период в развитии общества, что накладывает свой отпечаток на ее характер.

2) Качественной трансформации "новой" элиты пока не произошло. В ее состав включены элементы прежней партократической элиты, у которой нынешняя заимствует традиционные идеи, ценности, стиль деятельности и так далее. В правящем слое высок удельный вес представителей хозяйственной элиты, всякого рода прагматиков и карьеристов, стремящихся использовать ситуацию в личных, корыстных целях и интересах. Вместе с тем, это плюралистическая элита, весьма подвижная, более образованная, работоспособная, чем прежняя. С точки зрения профессионализма российская элита пока слаба, поскольку нет опыта работы в условиях рынка, не хватает специальных, экономических, юридических знаний.

3) Политическая власть нынешней элиты еще только складывается, что обусловливает ее слабость, противоречивость. Одна из важнейших причин этого - отсутствие широкой социально-политической опоры в лице среднего класса, который возникает в результате развития товарно-денежных отношений, высокого уровня экономических отношений. Базой советской политической элиты был многочисленный слой бюрократии. Ныне посттоталитарная бюрократия превращается в самостоятельную политическую силу, неподконтрольную правящей элите.

Слабость "новой" элиты обусловлена и слабостью духовных, идеологических основ: нет четкой политической доктрины преобразований, программ ее деятельности, системы нравственных ценностей. А недооценка элитой идеологической функции отрицательно сказывается на вовлеченность в демократические преобразования населения, теряющего веру, смысл своей деятельности. Не способствует это и интеграции общества, сплочению вокруг идеи возрождения России.

Компенсировать "нехватку" этих опор, собственную слабость политические лидеры пытаются созданием новых властных структур, перетряхиванием кадров, усилением исполнительно-распорядительной власти и тому подобным.

4) По характеру - это конфликтующая элита, которой во многом присущи авторитарность, реактивность (лихорадочные, бессистемные попытки приостановить процесс разложения и восстановить свою значимость), иррациональность, амбициозность. Происходит падение авторитета нынешней элиты, которая воспринимается населением не как элита заслуг, а как элита привилегий. Новый этап в общественном развитии, начавшийся после октября 1993 года, характеризуется продолжающимися процессами перераспределения и приватизации собственности в условиях отсутствия единства политической элиты. Ключевыми современными тенденциями в процессе консолидации нового правящего класса являются: 1) установление бюрократической элитой собственного аппаратного господства; 2) интеграция политических и экономических элит; 3) процессы регионализации элиты.

В современной России наблюдается тенденция смены направления процесса складывания новой политической элиты. Раньше подобные трансформации инициировались центром "сверху". Сегодня же происходит самоорганизация региональных элит, усиливается их влияние.

Серьезной, усугубившейся проблемой, остается проблема формирования новой российской контрэлиты, способной стать реальным противовесом сложившейся "партии власти".

Политическая элита, как один из основных субъектов политического процесса, является итогом естественно-исторического развития общества, продуктом политических отношений. С функциональной точки зрения она свойственна любому обществу. Осуществляя сложные задачи политического руководства и управления, элиты оказывают решающее влияние на функционирование политической системы, ход и направленность развития общества. Для демократического государства весьма актуальным представляется решение проблемы формирования наиболее результативной, полезной обществу политической элиты, предотвращения ее отчуждения от масс и превращения в привилегированную касту.

Из сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властной группы используют понятия правящие круги, высшее политическое руководство, правящая элита.

В политологии применительно к верхам социальной иерархии употребляют слово элита (с французского – лучшее, отборное, избранное).

В общем виде понятие элита означает – группа людей, имеющая высокое положение в обществе, обладающее властью, богатством и активные в политической и иных сферах деятельности.

Длительное время правящее меньшинство изучали по описанию жизни государей, вождей и других выдающихся личностей. В 20 веке характеристикой этого стала связь со строением политической власти и государственности.

Политическая элита – относительно немногочисленная политическая группа, занимающая привилегированное положение в социальной иерархии, обладает определёнными политическими и социальными качествами, что позволяет ей принимать прямое участие в осуществлении политической и государственной власти.

К политической элите относятся наиболее влиятельные и политически активные члены правящего класса; функционеры политических организаций; интеллектуалы, вырабатывающие политические идеологии; люди которые принимают политические решения, выражая совокупную волю классов.

Теории элит.

Теории элит возникли в конце 19 начале 20 века их создатели Паретто, Моска, Михельс исходили из того, что при любой форме власти меньшинство наделено особыми достоинствами руководит массами.

Паретто впервые ввёл термин элита, он утверждал, что всё общество делится на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами, гибкостью, хитростью, умением убеждать других, чтобы уметь подчинить себе. Он делил управляющих на 2 типа: «лис» и «львов». Лисы – элиты, которые предпочитают хитрость и изворотливость. Такие типы больше подходят для правления стабильного демократического режима власти. Львы предпочитают жёсткие методы руководства, они больше подходят для принятия решения в экстремальных условиях.

Моска утверждал, что всё общество делится на 2 класса: правящий (элита) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для её поддержания. Господство элит существует в любом обществе, это закон.

Михельс утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит её – «железный закон олигархии».

Вышеуказанные теории элит являются классическими и общее у них следующее:

    любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей: умственные, физические, психологические, моральные;

    элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами, внутренне сплочена;

    массы признают право элиты на власть, т. е. её легитимность;

    элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть добровольно никто не уступает.

Ценностные теории.

Сторонники этой концепции считают, что к элите относятся те, кто обладает особенными способностями к производству и распределению определённых политических ценностей. В современных условиях, важнейшим средством овладения власти является электоральное противоборство и победа в нём.

В итоге формирование и обновление элиты происходит на основе изменения запросов и приоритетов развития общества, что отражается в программных установках партии и политических деятелей (Хосе Ортега-и-Гассета). Он противопоставлял духовную элиту, творящую культурные ценности пассивной управляемой массе, бессознательно следующей стандартизированным обычаям и привычкам. Главная цель человеческой деятельности – это творчество, открытие и воплощение в жизнь новых ценностей. Бердяев утверждал, что в истории действует нравственный закон, дух которого всегда выражается через избранных личностей, эти личности образуют аристократию. Также он ввёл коэффициент элиты, т. е. отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Коэффициент более 5% означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Если менее 1%, то в обществе наблюдается застой.

Теории демократического элитизма.

Даль и Липсет понимали демократию, как конкуренцию между потенциальным руководством за доверие избирателей. Выборы становятся новым способом рекрутирования элиты.

Сторонники этой теории рассматривали элитизм, как элемент политики совместимые с механизмами представительной демократии.

Теории плюаризма элит.

Во власти действуют несколько элитарных группировок, и каждая обладает собственными механизмами и зоной властного влияния. Только ей присущем авторитетом и выражением специфических интересов различных групп населения. При этом каждая общественная группа контролирует свою элиту, для чего использует выборы, референдумы, группы интересов и т. д.

Лево-либеральные теории.

Единство политической элиты, её относительно постоянный состав, прочная внутренняя структура, групповое самосознание.

Политическая элита - это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества .

Теории элит возникли в конце ХIХ - начале ХХ в. Их создатели В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, наделенное особыми достоинствами, руководит массами. Парето назвал его элитой, а Г. Моска - политическим классом .

В. Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из тезиса, что люди изначально неравны. Он был первым, кто сделал элиты предметом пристального научного внимания. У В. Парето определяющим является ценностный подход к пониманию элиты. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в незаурядной степени обладают отдельные лица и которые обеспечивают им власть. Властью у Парето обладают достойные власти, те, у кого есть для этого особые качества. Ценностный, меритократический (власть достойных, власть заслуг) подход к элите становится основой для обоснования закона "круговорота элит".

Принадлежность к элите зависит от особых качеств. Однако не все люди, обладающие элитарными качествами, добиваются руководящего положения. Те, кто в силу ряда причин не может войти в элиту, входит в контрэлиту. Элиты, считал В. Парето, имеют тенденцию к упадку. Социальное равновесие требует, чтобы в элиту постоянно кооптировались личности с необходимыми качествами. Но этого не происходит в силу замкнутости, закрытости правящей элиты .

С течением времени наблюдаются психологические изменения в характерных чертах элиты: на смену "новаторам" приходят "консолидаторы", и элита клонится к упадку. Ей на смену приходит новая элита. Революции, перевороты - это и есть смена элит. В своем труде "Подъем и падение элит" (1899) Парето писал, что человеческая история - это история постоянной смены элит, одни возвышались, а другие приходили в упадок. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, Парето называет элитой. “Главная идея термина “элита” - превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени”.

Парето разделял элиты по методам правления на “львов и “лис”. Первые - опираются на материальную или религиозную силу, для них характерен консерватизм, грубые силовые методы правления. Для нее характерна стабильность политической системы. Правление элиты “львов” приводит общество в конечном итоге, к застою. “Лисы” для укрепления власти используют главным образом, хитрость, обман, искусство убеждения масс логические комбинации. Для этой элиты характерна, неустойчивая политическая система, требующая прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов .

Между элитой и массой постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по “социальной лестнице” и попадают в состав элиты. Данный процесс получил название циркуляции элит. Он способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. В случае замедления циркуляции в высшей страте накапливаются деградирующие элементы, в то время как в низших стратах накапливаются элементы с высшими качествами. Подобное замедление чаще всего наблюдается в периоды правления элиты “львов”. В конечном итоге, прекращение циркуляции элит приводит к революциям, которые восстанавливают процесс циркуляции. “Те, кто судит поверхностно, - замечал в этой связи Парето, - склонны задерживать свое сознание на массовых убийствах и грабежах, которые сопровождают перевороты, не задумываясь, не есть ли это проявления - прискорбные, конечно, - социальных сил и эмоций, которые, наоборот, очень полезны... Массовые грабежи и убийства - это внешний признак, который обнаруживает, что происходит замещение сильными и энергичными людьми людей слабых и ничтожных” .

Главным содержанием и итогом революций, становится смена элит (правящая элита сменяется потенциальной контрэлитой). Массам же отводится роль своеобразного “орудия” свержения старой, одряхлевшей элиты. После прихода к власти новой элиты низшие слои вновь оказываются в состоянии зависимости. В истории постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Смену элит Парето считал одним из главных феноменов исторического процесса.

Таким образом, у В. Парето элита - это те, кто обладает способностями и в силу этого приобретает власть. Когда особые качества утрачиваются, то наступает неравновесие между заслугами, способностями и властью, порождающее круговорот: элиты старые вытесняются контрэлитами, т.е. элитами "по способностям". Однако затем снова начинается процесс замыкания элиты в себе, вызревание внизу контрэлиты, и весь цикл повторяется.

Другой итальянский теоретик Г. Моска (1858-1941 гг.) также обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Основываясь на историческом методе, пришел к выводу, который он сформулировал следующим образом: “Во всех обществах - от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных обнаруживаются два класса людей - класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизм, власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, руководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно” .

Отличительными качествами, открывающими доступ в элиту, Моска считал военную доблесть, богатство, происхождение, личные качества (ум, талант, образование), способности к управлению. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властные функции благодаря организованности (в отличие от неорганизованного большинства), искусству управления и способности идеологически обосновать свою верховенствующую роль .

Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа воспроизводства правящего класса. Итальянский ученый выделял три таких способа: наследование, выборы и кооптацию. Любой политический класс стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (если не де-юре, то де-факто). Эту тенденцию он называл аристократической. В то же самое время в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов. Вторая тенденция обозначалась им как демократическая. В том случае, если верх берет первая тенденция, происходит, по выражению Моски, “закрытая кристаллизация” правящего класса, которая приводит его к закрытости, окостенелости и вырождению . В случае доминирования демократической тенденции происходит пополнение рядов правящего класса наиболее способными к управлению представителями низших слоев, что предопределяет его динамизм, энергию и жизнеспособность. Политические симпатии Моски склонялись к обществу, где обе тенденции уравновешивали друг друга.

Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Г. Моски, не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Демократический правящий класс формируется из широких социальных слоев. Выборы в условиях демократии Г. Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями.

Моска также говорит о смене элит и о том, что правящее меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Но Г. Моска обращает внимание и на значение организации. Меньшинство управляет большинством потому, что оно лучше организовано .

Организационный подход Г. Моски получил свое развитие в работах немецкого ученого Р. Михельса (1876-1936 гг.). Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Функционирование же организации протекает по собственным законам. Элита зависит от организованности. Во-первых, способность к организации укрепляет и гарантирует власть. Во-вторых, структура организации неизбежно способствует формированию элиты.

В своем главном труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) Михельс приходит к выводу, что олигархия - неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Известность Михельса связана прежде всего со сформулированным им «железным законом олигархических тенденций»: демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию. Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс, к несменяемости лидеров, к вождизму.

Согласно «железному закону олигархических тенденций» происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно и неизбежно сосредоточивают власть в своих руках, подчиняя политику собственным интересам. Р. Михельс утверждает, что в любой демократической организации всегда правит олигархическая группа, заинтересованная в привилегиях и безразличная к нуждам рядовых членов .

Элиты возникают как объективный результат общественно-политических структур и институализации влияний в этих структурах. Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Р. Михельс выдвинул закон, управляющий всеми организациями, и назвал его "железным законом олигархии". Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. В соответствии с этим законом сами организационные условия предполагают существование властвующего меньшинства.

Идеи Моски, Парето и Михельса были во многом сходны и в совокупности составили классическую или, как ее еще называют, макиавеллистскую концепцию элиты. Основные положения данной концепции таковы :

Общество всегда делится на привилегированное, творческое, властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение общества закономерно обусловлено естественной природой человека и общества.

Элита обладает особыми психологическими качествами. Принадлежность к ней связана с природными дарованиями и воспитанием.

Для элиты характерна групповая сплоченность. Она объединена общностью социального положения, профессионального статуса и элитарным самосознанием, представлением о себе как об особом социальном слое, призванном руководить обществом.

Легитимность элиты, то есть более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

Структурное постоянство элиты и ее властных отношений. При смене персонального состава элиты в ходе истории, ее господствующее положение остается неизменным.

Смена элит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, обладающие особыми психологическими и социальными качествами, но никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна.

Элита - действительно группа, которая находится на вершине властной пирамиды, имеет наивысшее влияние. Однако вхождение в элиту далеко не всегда связано с занимаемой высокой политической должностью. Политическая элита включает в себя более широкий круг тех, кто формально "определяет" политику, влияет на государственные решения. Для достижения вершины власти и политического влияния требуются действительно определенные качества, способности, преимущества. Речь в данном случае не идет о том, хорошие это качества или дурные. Но то, что люди политической элиты имеют определенные способности властвования и особый "вкус" к власти - несомненно.

В политологии элитой называют круг тех лиц, которые или обладают властью, или могут воздействовать на нее. Основоположниками теории политической элиты являются итальянцы Моско и Парето.

Политическая элита – это группа, которая выделяется из остального общества влиянием и привилегированным положением, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием гос. власти или воздействующей на нее.

К полит.элите следует отнести:

Наиболее влиятельных и политически актив. членов господств. классов

Слой функционеров полит.орг-ций этих классов

Интеллектуалов, вырабатывающих полит.идеологию этих классов

Лидеров этих орг-ций

Функции политической элиты:

1. изуч, анализ и отражение в полит.установках интересов различ.соц.групп

2. выработка полит.идеологии, программ, доктрин

3. субординация интересов различ. групп господств.классов

4. создание механизма воплощения полит.замыслов

6. выдвижение полит.лидеров

В состав полит. элиты входят лица, занимающие руководящие или господствующие позиции в обществе.

ПЭ подразделяют на: высшую (принимающую значительные для государства всего решения), среднюю (выступающую барометром общественного мнения) и административную (преимущественно служащие или бюрократия).

Полит. элиту можно подразделить на правящую и оппозиционную.

В мировой практике известны 2 системы отбора элиты: закрытая и открытая.

Элитой открытого типа называют эстеблишмент США (правящие, привелигирован.группы буржуазного общества, а также вся система власти и упр-я), а закрытого – нашу номенклатуру.

Существует несколько классических теорий элит :

1. Еще в 1896г. в «Основах политической науки» Г. Моско сформулировал закон, согласно которому любое общество м. разделить на 2 класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, наиболее малочисленный, осуществляет все политич. функции, монополизирует власть и пользуется всеми преимуществами. Второй, многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему матер. ср-ва поддержки.;

2. Парето в «Трактате по общей социологии» писал о неоднородности человеч. общ-ва. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деят-ти, и составляют элиту. Она делится на правящую и неправящую конгрэлигу – людей, обладающих характерными для элиты психологич. качествами, но не имеющими доступа к руководящим функциям в силу своего соц. статуса. Развитие общ-ва происходит посредством циркуляции элит, их периодич. смены. Т.к. правящая элита стремится сохранить свои привилегии и передать их по наследству людям с неэлитарными индивидуальными качествами, то это ведет к качественному ухудшению ее состава и одновременно к колич-му росту контрэлиты;

3. Р. Михельс считал, что сущест-ние полит. элиты обусловлено неравенством людей; законом разделения труда; высокой общественной значимостью управленческого труда; полит, пассивностью широких масс населения, интересы которых лежат вне политики. Полит элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую госуд. властью, и оппозиционную – контрэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего гос-ва решения; среднюю, выступающую барометром общественного мнения и влюч-ую около 5% населения, а также административную - служащие-управленцы.

Современные теории элит:

Концепция демократического элитизма

Демократия – непрерывная конкуренция потенциальных руководителей за голоса избирателей. Руководящий слой не только группа, обладающая необходимыми для управления качествами, но и защитница демократических ценностей, способная даже сдержать присущий массам идеологический и политический радикализм и экстремизм.

Концепция плюрализма элиты

Единой элиты как таковой не существует. Существует множество элит, но ни одна из них не в состоянии доминировать во всех областях жизни. Каждая элита находится под контролем материнских групп ее создавших. Конкуренция элит отражает экономическую и социальную конкуренцию.

Леволиберальная теория элиты

Элита образуется из людей, занимающих ключевые командные должности во всех сферах экономики, политики и социальных отношений общества. Именно занятие этих ключевых должностей обеспечивает представителям элиты доступ к власти, богатству и известности. Выходцы из масс могут войти в элиту, но они перед этим должны занять ключевую должность в определенной сфере деятельности, а это практически невозможно.

Партократическая теория элиты

1. глобальный миссионистский характер политической элиты, который заключается в том, что они должны руководить процессом перехода человечества от капитализма к социализму

2. всеобъемлющий характер управления элиты всеми сферами общества

3. определяющим критерием вхождения в элиту являлось пролетарское происхождение

4. идеологичность – важнейший признак элиты

5. жесткая иерархичность, кастовость, подбор в элиту по принципу личной преданности



 

Возможно, будет полезно почитать: