Приоритетные национальные проекты.

Проект

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "___" ___________ 20__ года N ___

I. Общие положения

1.1. Контрактная служба является структурным подразделением Заказчика, созданным в целях обеспечения осуществления закупок, совокупный годовой объем которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей.

1.2. Настоящее типовое положение (регламент) (далее - Положение) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.

1.3. Контрактная служба в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации ;

Гражданским кодексом Российской Федерации ;

Бюджетным кодексом Российской Федерации ;

;

иными нормативными правовыми актами;

настоящим типовым Положением.

1.4. Основными принципами деятельности контрактной службы при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд являются:

профессионализм - привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

открытость и прозрачность - свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе в сфере закупок;

эффективность и результативность - заключение государственных контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.5. Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

1.6. Информация, указанная в настоящем Положении, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

II. Порядок формирования контрактной службы

2.1. Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается Заказчиком.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению Заказчика.

2.2. В состав контрактной службы входят не менее двух человек - работников (должностных лиц) контрактной службы из числа работников Заказчика. Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Заказчиком.

2.3. Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок*.

________________

* До 1 января 2016 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2.4. Работниками контрактной службы не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также которые являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление такого контроля.

2.5. В случае выявления в составе контрактной службы указанных лиц Заказчик обязан незамедлительно освободить указанных должностных лиц контрактной службы от занимаемой должности и назначить на вакантную должность лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и настоящего Положения.

III. Функции и полномочия контрактной службы

3.1. Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

3.1.1. Разрабатывает план закупок;

3.1.2. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок;

3.1.3. Размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

3.1.4. Разрабатывает план-график;

3.1.5. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график;

3.1.6. Размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3.1.7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3.1.8. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок;

3.1.9. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов;

3.1.10. Осуществляет подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

3.1.11. Обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

3.1.12. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.1.13. Осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

3.1.14. Организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.1.15. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.2. В целях реализации функций и полномочий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, должностные лица контрактной службы обязаны:

3.2.1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящего Положения;

3.2.2. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.3. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

3.2.4. Не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) процедур закупок, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.5. Соблюдать иные обязательства и требования, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.2.6. При необходимости привлекать к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами;

3.3. При централизации закупок, предусмотренной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , контрактная служба осуществляет функции и полномочия, предусмотренные пунктами 3.1-3.2 настоящего Положения и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.4. Руководитель контрактной службы:

3.4.1. Распределяет обязанности между работниками контрактной службы;

3.4.2. Представляет на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;

3.4.3. Решает в соответствии с настоящим Положением вопросы в пределах компетенции контрактной службы;

3.4.4. Координирует в пределах компетенции контрактной службы работу других структурных подразделений Заказчика;

3.4.5. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные внутренними документами Заказчика.

IV. Ответственность работников контрактной службы

4.1. Действия (бездействие) работников контрактной службы, в том числе руководителя контрактной службы, могут быть обжалованы в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

4.2. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также положений настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Работник контрактной службы, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть отстранен от занимаемой должности по решению Заказчика.

Пояснительная записка к проекту приказа Минэкономразвития России "Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе"


Проект приказа разработан в соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652).

Настоящее типовое положение (регламент) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Единый портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов
и результатах их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 29.10.2013

Текст документа

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития
России
от « » ___________ 20__ г.
№ ___

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (РЕГЛАМЕНТ)
контрактной службы

I. Общие положения

1.1. Контрактная служба является структурным подразделением Заказчика, созданным в целях обеспечения осуществления закупок, совокупный годовой объем которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей.

1.2. Настоящее типовое положение (регламент) (далее – Положение) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.

1.3. Контрактная служба в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

иными нормативными правовыми актами;

настоящим типовым Положением.

1.4. Основными принципами деятельности контрактной службы при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд являются:

профессионализм - привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

открытость и прозрачность - свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе в сфере закупок;

эффективность и результативность - заключение государственных контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.5. Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.6. Информация, указанная в настоящем Положении, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

II. Порядок формирования контрактной службы

2.1. Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается Заказчиком.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению Заказчика.

2.2. В состав контрактной службы входят не менее двух человек – работников (должностных лиц) контрактной службы из числа работников Заказчика. Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Заказчиком.

2.3. Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок[*].

2.4. Работниками контрактной службы не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также которые являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление такого контроля.

2.5. В случае выявления в составе контрактной службы указанных лиц Заказчик обязан незамедлительно освободить указанных должностных лиц контрактной службы от занимаемой должности и назначить на вакантную должность лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и настоящего Положения.

III. Функции и полномочия контрактной службы

3.1. Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

3.1.1. Разрабатывает план закупок;

3.1.2. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок;

3.1.3. Размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

3.1.4. Разрабатывает план-график;

3.1.5. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график,

3.1.6. Размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3.1.7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3.1.8. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок;

3.1.9. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов;

3.1.10. Осуществляет подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

3.1.11. Обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

3.1.12. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.1.13. Осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

3.1.14. Организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.1.15. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.2. В целях реализации функций и полномочий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, должностные лица контрактной службы обязаны:

3.2.1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящего Положения;

3.2.2. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.3. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

3.2.4. Не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) процедур закупок, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.5. Соблюдать иные обязательства и требования, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.2.6. При необходимости привлекать к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами;

3.3. При централизации закупок, предусмотренной Федеральным закономот 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная служба осуществляет функции и полномочия, предусмотренные пунктами 3.1-3.2 настоящего Положения и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.4. Руководитель контрактной службы:

3.4.1. Распределяет обязанности между работниками контрактной службы;

3.4.2. Представляет на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;

3.4.3. Решает в соответствии с настоящим Положением вопросы в пределах компетенции контрактной службы;

3.4.4. Координирует в пределах компетенции контрактной службы работу других структурных подразделений Заказчика;

3.4.5. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные внутренними документами Заказчика.

IV. Ответственность работников контрактной службы

4.1. Действия (бездействие) работников контрактной службы, в том числе руководителя контрактной службы, могут быть обжалованы в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

4.2. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также положений настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Работник контрактной службы, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть отстранен от занимаемой должности по решению Заказчика.


[*] До 1 января 2016 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Показать полностью

31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин в новогоднем обращении к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента в соответствии с Конституцией возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а новые президентские выборы назначались на март 2000 г.

Накануне в прессе появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой потенциальный тогда президент изложил свое видение прошлого и представления о стоящих перед страной задачах. По его мнению, прежде всего была необходима консолидация российского общества. «Плодотворная, созидательная работа, в которой нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». При том, подчеркивал автор, «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным».

На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального собрания России - Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъектов Федерации. В 2000 г. места руководителей республик, краев и областей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета - нового совещательного органа при Президенте РФ. В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодолеть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество - Вся Россия», «Народный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе располагали 235 мандатами. Это позволяло Президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей. Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 1999 г.) предусматривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти преимущественно на контрактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001-2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят Закон «Об альтернативной гражданской службе». В том же году объявлены планы радикальной перестройки системы МВД. На его базе намечено создать муниципальную милицию (бытовые преступления), федеральную полицию (угрозыск, ГАИ, борьба с оргпреступностью и наркотиками, лицензионно-разрешительные и миграционные службы), а также Федеральную службу расследований и Национальную гвардию. Эта реформа на время отложена.

Широкая поддержка антитеррористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Борьба против террористов, которую возглавил тогда еще премьер-министр В. В. Путин, сплотила большинство российских граждан. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России. В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. Внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредоточено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание вновь было привлечено в 2003 г. при расследовании «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Довольно четко было обозначено стремление создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности. Был принят Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Россия вступила в сообщество международных финансовых разведок. Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 1999 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижалась с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшались таможенные ввозные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Обсуждаются пути дальнейшей оптимизации налоговой системы. В 2000-2004 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой основе проводилась дальнейшая приватизация государственных предприятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.

Экономическое развитие России в 2001-2012 гг. в целом характеризовалось ростом со среднегодовыми темпами 4,7 %, однако было крайне неравномерным. Условно можно выделить следующие три периода:

I период: 2001-2008 гг. — подъем экономики после завершения трансформационного кризиса и восстановление после валютного и бюджетного кризисов 1998 г. Система государственных финансов перешла от дефицита, неплатежеспособности, зависимости от зарубежных кредитов и огромного государственного долга к профициту. Высокие темпы роста потребления обеспечивались ростом доходов населения и снижением бедности.

II период: 2009-2011 гг. — период мирового кризиса и посткризисного восстановления экономики, завершившегося к концу 2011 г. Во время мирового экономического кризиса российская экономика продемонстрировала наибольшую степень цикличности среди экономик большой двадцатки. Экономический спад в России приостановился к середине 2009 г. Другим важным фактором прекращения спада стала успешная реализация Правительственной антикризисной программы.

III период: с 2012 г. — российская экономика перешла к новой фазе роста, характеризующейся замедлением как инвестиционного, так и потребительского спроса на фоне ослабления внешнего спроса. Приоритетной задачей государственной деятельности В. В. Путина стало улучшение условий жизни народа.

Основные направления внутренней политики президента В. В. Путина в 2000-2008 гг.

А) В политико‑государственной сфере — укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе:

— создание 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента; формирование единого правового пространства;

— изменение принципа формирования Верховной палаты Федерального Собрания и превращение его в постоянно действующий законодательный орган;

— создание Государственного совета РФ;

— осуществление административной реформы: в результате работы Комиссии при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака поэтапно (2003-2004) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы; Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95‑ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий регионов.

Б) В социально‑экономической сфере: продолжение курса на либерализацию экономики, ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью; принятие мер на поддержку малого бизнеса; начало реализации национальных проектов; начало социальных реформ; налоговая реформа 2000-2003 гг.

В) В сфере международных отношений и внешней политики:

— принятие новой концепции внешней политики России;

— развитие партнерских отношений со странами мира;

— поддержка западных стран в борьбе с международным терроризмом.

В. В. Путин определил приоритетные задачи: борьба с бедностью; защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального; возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны; построение внешней политики исходя из национальных интересов собственной страны.

2001 г. — введен институт мировых судей, заработал суд присяжных, введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей.

2001-2002 гг. — приняты Гражданско‑процессуальный кодекс, Уголовно‑процессуальный кодекс и Арбитражно‑процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс.

2003 г. — принят Таможенный кодекс.

2004 г. — принят Жилищный кодекс. Кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям.

2004-2005 гг. — первый этап административной реформы, возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией (принята ООН в 2003 г.).

Приоритетные национальные проекты

5 сентября 2005 г. президент выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно‑промышленного комплекса». Основной смысл каждого из проектов — концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административных ресурсов) на повышении качества жизни граждан Российской Федерации.

После избрания в 2008 г. Д. А. Медведева Президентом РФ работа по продвижению реформ продолжилась. Представительной власти и формирующим ее партиям передали часть контрольных функций за деятельностью власти исполнительной.

Экономический кризис 2008-2010 гг. и меры по его преодолению

  • Сентябрь — октябрь 2008 г. — первые антикризисные меры: укрепление финансовой системы России, инструменты денежно‑кредитной, бюджетной и налоговой политики, нацеленные на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.
  • 31 октября 2008 г. — объявление о возможном сокращении расходов бюджета и госмонополий.
  • 11 декабря 2008 г. — временное повышение ввозных пошлин на иностранную сельскохозяйственную технику.
  • 19 декабря 2008 г. — о мерах по поддержке автомобильной промышленности и о помощи автопроизводителям по привлечению финансов.
  • 12 января 2009 г. — постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств» (введение новых повышенных таможенных пошлин на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства).
  • 19 июня 2009 г. — программа антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
  • 10 августа 2009 г. — выделение в 2010 году на антикризисную поддержку российских регионов более одного триллиона рублей.
  • 30 декабря 2009 г. — вывод о том, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.

Террористические акты и трагические события внутренней политики в 2000-2008 гг.

  • 12 августа 2000 г. — гибель подводной лодки «Курск».
  • 9 мая 2002 г. — произошел теракт в Каспийске (Дагестан).
  • 23 октября 2002 г. — чеченскими террористами был осуществлен захват зрителей (около 800 человек) мюзикла «Норд‑Ост» в здании Театрального центра на Дубровке (Москва).
  • 2003 г. — взрывы на 1‑й Тверской‑Ямской улице в Москве и на рок‑фестивале «Крылья» в Тушино (Москва).
  • 6 февраля 2004 г. — взрыв в московском метро.
  • 9 мая 2004 г. — взрыв на стадионе «Динамо» в Грозном. Погиб президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров.
  • 22 июня 2004 г. — нападение на ингушские города Назрань и Карабулак.
  • 24 августа 2004 г. — взрывы двух самолетов Ту‑154 и Ту‑134.
  • 31 августа 2004 г. — взрыв у станции метро «Рижская» в Москве.
  • 1 сентября 2004 г. — захват чеченскими террористами школы № 1 в Беслане.

(В 2005-2006 гг. в России не было ни одного крупного теракта.)

Весна 2005 г. — принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам; поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост.

Экономические итоги пребывания В. В. Путина на посту Президента РФ (2000-2008)

— Рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.

— Снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности, увеличение объемов потребительского кредитования.

— Проведение пенсионной (2002), банковской (2001-2004) реформ, монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

— 2006 г. — введение мер по стимулированию рождаемости в России (увеличение детских пособий, введение «материнского капитала» и т. п.).

— 2007 г. — обозначение нанотехнологий в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники; учреждение Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано).

Значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию.

— Отставание темпов роста производства сельхозпродукции от темпов роста реальных доходов населения.

— Борьба с коррупцией: 11 мая 2000 г. — обыски в главном офисе холдинга ЗАО «Медиа‑мост» — компании В. Гусинского; Б. Березовский осенью того же года был вынужден эмигрировать; основные телевизионные каналы — ОРТ (Первый канал), «Россия» и НТВ — стали принадлежать государству или государственным компаниям; 25 октября 2003 г. по обвинению в нарушениях, допущенных в ходе приватизации ЗАО «Апатит», был арестован владелец НК ЮКОСа М. Ходорковский. После «дела ЮКОСа» (2004) в результате национализации активов ЮКОСа и «Сибнефти» была значительно увеличена доля государства в нефтегазовой промышленности.

Основные программные направления политики президента Д. А. Медведева (2008-2012)

  1. Снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал.
  2. Формирование основ национальной инновационной системы.
  3. Качество законов и эффективность правоприменения.
  4. Радикальное снижение административных барьеров.
  5. Построение мощной и самостоятельной финансовой системы; превращение рубля в одну из региональных резервных валют.
  6. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры; создание новой телекоммуникационной инфраструктуры.

Протестные настроения

  • Январь — март 2010 г. — массовые митинги с требованиями отставки правительства В. В. Путина.
  • 19 февраля 2011 г. — митинг на Пушкинской площади в Москве. Его участники требовали отставки В. Путина, освобождения задержанных ранее активистов движений «Левый фронт» и «Солидарность».
  • 26 марта 2011 г. — движение «Солидарность» провело всероссийскую акцию, приуроченную к 11‑й годовщине избрания В. Путина президентом страны.
  • В течение осени 2010 г. — весны 2011 г. было проведено три крупных митинга в центре Москвы.

Президентские выборы 2012 г.

На выборах Президента России 4 марта 2012 г. Владимир Путин победил в первом туре, по официальным данным, набрав 63,6 % голосов избирателей. 7 мая 2012 г. вступил в должность Президента Российской Федерации.

К 2000 г. российское общество встало на путь консолида­ции. Экономическое положение в стране начало нормализоваться. Российское правительство продолжило работу по оздоровлению экономики и финансов. Стабилизировалась денежная система. Инфляция, вызванная кризисом, замедлилась. Постепенно оправ­лялись от последствий кризиса промышленные предприятия, снова заработал частный сектор экономики. Упорядочилась выплата зарплаты учителям, врачам и сотрудникам государственных пред­приятий и учреждений. Экономическая стабилизация способство­вала социальному успокоению, сбила стихию забастовок и митин­гов. В политической жизни страны также наступают перемены, ведущие к повышению эффективности в работе властных структур.

В.В. Путин - Президент Российской Федерации. После ухода Б. Н. Ельцина исполняющим обязанности Пре­зидента страны до новых выборов по закону стал председатель правительства В.В. Путин. А 26 марта 2000 г. в ходе очередных президентских вы среди 12 претендентов он одержал убедитель­ную победу. В 2004 г. В.В. Путин переизбран на второй прези­дентский срок. В.В.Путин относится к тем людям, которые обладают особой харизмой, способностью подчинить своей воле других и привлекать особые симпатии своих сторонников и сограждан.

Россияне не ошиблись в своем выборе - первые же меро­приятия нового Президента были нацелены на оздоровление рос­сийского общества. Пер­вые шаги нового Президента были сделаны в трех основных на­правлениях: укрепление вертикали власти, продолжение курса экономических реформ и становление социального государства.

С приходом к власти В. В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ:

    созданы семь федеральных округов и назначены Полно­мочные представители Президента РФ в округах, что способство­вало централизации власти;

    изменены система формирования Совета Федерации - в 2000-2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ра­нее входивших в Совет Федерации по должности, заменили пред­ставители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой - законодательным (представительным) органом;

    произведены изменения в структуре органов исполни­тельной власти;

    более динамичным и современным стал стиль управле­ния государством.

Основными приоритетами внутренней и внешней по­литики В.В. Путина являются:

    усиление роли государства;

    совершенствование механизма государственного управления;

    стабилизация ситуации в экономике и экономический рост;

    борьба с терроризмом;

    интеграция с Республикой Беларусь;

    сближение с ведущими европейскими странами - Германией, Великобританией, Францией.

13 мая 2000г. В.В.Путин издал Указ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», в соответствии с которым территория России разделена на семь федеральных округов. Основная задача – организация и контроль за выполнением установок и решений президента. Главы республик, краев, областей и других субъектов Федерации не выбирались, а назначались президентом.

В 2001-2005гг. обновлено законодательство РФ - приняты новые Трудовой и земельный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.

В экономической области была проведена налоговая ре­форма, суть которой заключалась в ослаблении налогового бреме­ни и выведении из «тени» части производства {теневая экономи­ка). Устанавливался единый социальный налог с физических лиц - 13% (вместо существовавшего прогрессивного налога до 30%), которая привела к стабилизации и увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

В социальной сфере осуществляется регулярное повыше­ние заработной платы работникам бюджетных организаций и предприятий, были увеличены минимальные размеры оплаты тру­да, установлены новые величины прожиточного минимума на ду­шу населения, повышены оклады военнослужащим. С 2001 г. воз­росли расходы на образование, культуру и здравоохранение. С 1 августа 2000 г. увеличились размеры пенсий. Принят новый Тру­довой кодекс, Жилищный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и другие.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной ре­формы. Реформа на первом ее этапе предполагает сокращение численности Вооруженных сил России на 20%. Сократились сроки службы в Вооруженных силах с 2007 года до полутора лет, а с 2009г. – до одного года. В 2002 году Вооруженные Силы перешли на структуру из трех видов – Сухопутные войска, ВВС, ВМФ и трех родов войск – РВСН, Космические войска и ВДВ. Общая численность армии доведена до 1,2млн. человек. Стратегическая цель - создание мобильной армии на контрактной основе.

В 2005г. завершилась судебная реформа. С 2001 г. в Госдуму бы внесено 11 законопроектов, касающихся реформиро­вания законодательства и судебной системы с целью укреплении независимости и авторитета судебной власти в стране.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

7 мая 2004 г. В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до мая 2008 г.).

В марте 2008г. Президентом Российской Федерации избран Д.А.Медведев, который рекомендовал Государственной Думе на должность Председателя Правительства РФ Путина В.В. Избран единогласно.

Объективная оценка деятельности тандема Медведев – Путин в 2008-2011гг. для России однозначна – это успешное президентство успешного президента и премьера правительства. Достигнут максимальный уровень советского времени по продолжительности жизни - в 2009г. он составил 68,7 лет. Снижается смертность населения, растет рождаемость: в 2007г. – родился 1млн.610тыс. человек, в 2010г. – 1млн.788тыс. человек. По инициативе Д.Медведева материнский капитал на рождение второго ребенка вырос с 250тыс. руб. в 2007г. до 365тыс. в 2011г. и до 420тыс. – в 2014г.

По переписи населения в 2010г. России проживает 142,9млн. человек. Сократилось число россиян, уезжающих за рубеж с 200тыс. в конце 90-х годов до 33,6тыс. в 2010г. (две трети из них в ближнее зарубежье к родственникам или на историческую родину).

Жизнь в России стала более комфортной, растет достаток, средняя зарплата увеличилась с 17,2тыс.руб. до 21,1тыс.руб. ВВП в 2010г. составлял 45трлн.руб, в 2012г. по прогнозам вырастет на 4% и достигнет 50трлн.руб.

В 2007г. Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию. В 2010г. Россия поднялась на шестую позицию. Москва в сентябрьском рейтинге вошла в десятку наиболее перспективных финансовых центров мира с растущим потенциалом. Исторический максимум золотовалютных резервов России был отмечен в июле 2008г. – 569млрд. долларов, сегодня с учетом кризиса – чуть меньше – 517млрд. На1сентября госдолг России находится на минимальном уровне в 36,8млрд. долл., что составляет менее 3% от ВВП (в 1998г. долг России составлял 146% ВВП). Кризис ослабил страну – в 2008г. промышленное производство показало небольшой прирост, в 2009г. Россия просела на 9,3% (Германия, Италия, Япония – 17, 2;18,8 и 21,2% соответственно).

Совершенствуется политическая система в стране, принят комплекс законов, направленных на усиление роли политических организаций в жизни страны, партии получили гарантии равного освещения в средствах СМИ, снижаются барьеры для регистрации партий и их участия в выборах.

На государственном уровне реализуется система отбора кадров – «президентская сотня», «президентская тысяча».

Идет плановая модернизация российской экономики. Наша страна входит в десятку мировых лидеров по финансированию НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы(1% ВВП). В 2011г. на науку было выделено 477млрд.руб, в 2012г. – 742млрд.руб., из которых 312млрд. – на целевые программы инновационной направленности. В стране создана мощная промышленная база современного автомобилестроения.

Всего этого удалось добиться при эффективной командной работе президента Медведева с исполнительной властью во главе с премьером Путиным и законодательной властью, где доминирует партия «Единая Россия», чей список по выборам в Госдуму в декабре 2011 года и возглавлял Дмитрий Медведев.

4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации, в ходе которых убедительную победу одержал В.В.Путин – 63,6%, и впервые избран на шесть лет. Ближайший соперник лидер КПРФ Зюганов получил 17,18%. Показательным является то, что в ходе избирательной кампании на политической арене появился новый претендент на власть – миллиардер Михаил Прохоров, который неожиданно для всех вышел на третье место, набрав 7,98% голосов, опередив даже лидера ЛДПР Жириновского (6,22%). Избранный президент России Владимир Путин имеет четкий план действий по развитию страны, и четкое представление о том, как достичь нужных результатов. До этого Путин побеждал на выборах в 2000г. и в 2004г. Первый срок президентства В.Путина – это была реанимация страны, второй срок – это была реабилитация страны, а сейчас начнется физическое и духовное развитие страны, ее экономики и всех-всех областей. «Этот обновляющийся В.Путин …прекрасно знает, куда он идет, что он будет делать, как он будет делать, когда и с кем», - заявил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.

Ход избирательной кампании показал ряд новых тенденций, которые придется учитывать вновь избранному Президенту РФ. Путин пользуется большей поддержкой, чем любой другой претендент. Однако социологи утверждают, что Путину не хватает популярности – ни в народе, ни в «элите», чтобы не учитывать мнение оппозиции. Проблема Путина с Думой состоит не в том, что она «нелегитимна», а в том, что она не представительна. Новые выборы в Думу через год чреваты для него утратой «путинского большинства», которое сейчас в парламенте есть, считает экономист профессор Константин Сонин.



 

Возможно, будет полезно почитать: