Современный ревизионизм. Теория и практика общественного развития
Ревизионизм (лат. пересмотр) - оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, осуществляющее антинаучный пересмотр коренных положений марксизма-ленинизма. Правый Р. смыкается с буржуазно-реформистскими взглядами, для «левого» характерны анархистски-волюнтаристские установки. Р. возник в конце 70-х гг. В 19 в.; в конце 90-х гг. 19 в. - начале 20 в. он оформился как направление в социал-демократическом движении Германии, Австро-Венгрии, Франции, России и др. стран (Бернштейн, Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.). Утверждая, что социалистические воззрения независимы от философских взглядов, ревизионисты пытались соединить научный социализм с неокантианством и махизмом. Марксистское учение о классовой борьбе объявлялось устаревшим, т. к. буржуазная демократия и всеобщее избирательное право якобы уничтожают для нее почву, и поэтому нет необходимости в революционном свержении буржуазии и установлении диктатуры пролетариата. Согласно Р., новые тенденции в развитии капитализма ведут к смягчению его противоречий. Взгляды ревизионистов были подвергнуты решительной критике Лениным и др. марксистами. После краха II Интернационала и победы Великой Октябрьской социалистической революции рабочее движение раскололось на реформистское направление (Реформизм), полностью порвавшее с марксизмом, и революционную часть - международное коммунистическое движение. Внутри коммунистического движения в периоды обострения социальных противоречий общественного развития возникали ревизионистские течения правого и «левого» толка (правый уклон в нек-рых коммунистических партиях, «левый коммунизм» и др.). Совр. правый Р. под флагом творческого развития марксизма и борьбы с догматизмом, утверждения, что научно-техническая революция привела к качественному изменению социальной структуры капиталистического об-ва, отвергает необходимость социалистической революции и выступает за реформирование капитализма. Ревизионисты утверждай ют, что рабочий класс якобы под влиянием роста уровня жизни интегрировался в капиталистическую систему, поэтому ведущая роль перешла к интеллигенции. Абсолютизируя национально-исторические особенности перехода разных стран к социализму, Р. игнорирует общие закономерности строительства социализма и международное значение ленинизма. Р. отрицает социалистическую природу реального социализма, выдвигая в качестве идеала принципы абстрактной, внеклассовой демократии, свободной игры политических сил. Р. отвергает принцип демократического централизма, изображая его в виде средства подавления «свободной дискуссии» в коммунистических партиях и стремясь на деле к разрушению революционной организации рабочего класса. Атакам ревизионистов подвергаются принципы интернационализма. Совр. «левый» Р. проявился в деятельности лево-экстремистских групп, стоящих на позициях мелкобуржуазного революцио-наризма. Борьба о Р. - важнейшее условие укрепления коммунистических партий и рабочего движения в целом, успехов освободительной борьбы трудящихся.
История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) Коллектив авторов
Возникновение ревизионизма
Возникновение ревизионизма
На рубеже XIX – XX веков капитализм вступил в стадию империализма. Наступало время острых социальных конфликтов, интенсивной дифференциации пролетариата, поляризации различных направлений внутри рабочего движения. Вместе с тем уже в конце XIX века стали формироваться предпосылки и основы тех интеграционных социально-экономических процессов, которые приобрели доминирующий характер в современном капиталистическом обществе. Тенденция к стабилизации системы капиталистических общественных отношений, к интегрированию пролетариата в буржуазное общество, охватывающая различные аспекты функционирования базисных и надстроечных структур, органически вытекала из требований научно-технического прогресса, предъявлявшего все более высокие требования к качеству рабочей силы – ее образовательному, культурному, профессиональному уровню, ее социальной мобильности и ответственности. Необходимость выработки эффективных и гибких форм стимулирования труда, приводящих в движение дорогостоящую технику, предполагала ориентацию не только на материальное поощрение, но и на удовлетворение возрастающих социальных потребностей работников, стремящихся к большей свободе и самореализации личности в общественной и политической жизни, к обеспеченности определенными социальными гарантиями. Реализуя эти требования технического и общественного прогресса, зачастую используя при этом и механизмы классовой борьбы в различных ее формах, буржуазия связывала их с нормами и ценностями буржуазного образа жизни, с идеологической защитой основ капиталистического строя.
Однако в контексте диалектических взаимосвязей общественного развития интеграционные тенденции оказывали противоречивое и в значительной степени парадоксальное воздействие на характер отношений капиталистического общества. Содействуя его экономической и политической стабилизации, они в то же время объективно способствовали вызреванию в его недрах предпосылок и элементов социалистического общества, положив начало реализации ряда принципов, которые традиционно рассматривались как прерогатива социалистического общественного строя (социализация собственности, изменения в уровне материальной обеспеченности и социальной защищенности большинства трудящихся, развитие условий совершенствования личности и т.д.).
Анализ социально-экономического развития стран Запада, в частности Германии, показывает конкретное проявление данных тенденций. Экономический подъем конца XIX века, позволивший Германии вырваться на первое место в Европе по уровню промышленного производства, сопровождался бурным развитием производительных сил, глубокой структурной перестройкой народного хозяйства, существенно возросшим качеством рабочей силы. И не случайно рабочее движение этого периода вступило в новый исторический этап своего развития, характеризующийся ориентацией на реализацию своих целей и идеалов средствами политической борьбы и существенным расширением спектра социальной активности пролетариата, усилением его роли в буржуазном государстве.
В 80 – 90-х годах XIX столетия во многих социалистических западноевропейских партиях шли острые дискуссии о путях движения общества к социализму, вошедшие в историю марксизма как полемика между оппортунистами, реформистами, ревизионистами с «ортодоксальными» продолжателями идей Маркса и Энгельса. В центре внимания социал-демократических теоретиков в те годы находился вопрос о том, могут ли капиталистические общественные отношения в ходе осуществления реформ постепенно трансформироваться в социалистические (точка зрения реформистов), или создание социалистической альтернативы начинается лишь после «всеобщего краха» капитализма как общественного строя (позиция марксистов-ортодоксов).
Хотя оппортунистические настроения имели довольно широкое хождение в социалистических партиях уже с конца 80-х годов, вначале они не получили последовательного мировоззренческого оформления, не приобрели форму теоретической ревизии учения Маркса и Энгельса. Публикация Э. Бернштейном в 1896 году в «Die Neue Zeit» серии статей под названием «Проблемы социализма» стала первой попыткой такого рода. Вышедшая в 1899 году книга Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» стала катехизисом ревизионизма 90-х годов. В течение трех лет она выдержала десять изданий, была переведена на все европейские и японский языки.
Ленин отмечал, что впервые в социал-демократической литературе «бывший ортодоксальный марксист» выступил с «наиболее цельным выражением поправок к Марксу, пересмотра Маркса, ревизионизма». Свое требование о превращении социал-демократической партии из партии социальной революции в партию социальных реформ «Бернштейн обставил целой батареей довольно стройно согласованных „новых“ аргументов и соображений. Отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт… обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о „конечной цели “ и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы , неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т.д.».
Отмечая непоследовательность теоретической позиции Бернштейна, его отступление от позиций Маркса и Энгельса, Ленин не придал значения тому факту, что Бернштейн поставил в повестку дня марксистских теоретических дискуссий реальные вопросы, которыми фактически не задавались убежденные в близком крахе капитализма тогдашние лидеры социал-демократии.
Бернштейн поставил под сомнение главный тезис тогдашней концепции перехода к социализму – об обострении и углублении противоречий в процессе развития капитализма, о разрешении конфликта путем ликвидации буржуазии в ходе классовой борьбы и социальной революции. За распространенной широко формулой об углублении противоречий капитализма и неизбежной его гибели он попытался разглядеть суть происходящих в буржуазном способе производства изменений: возникновение средств адаптации капитализма к новым, более высоким экономическим условиям, прогрессирующее обобществление производства и т.п.
Бернштейн был одним из первых, кто под влиянием порождаемой и углубляемой империализмом дифференциации рабочего класса подверг критике общее, нерасчлененное понятие «пролетариат», выявив рост разнородности его элементов с развитием капитализма. Поскольку большинство рабочего класса еще не возвысилось до социализма, постольку историческая задача социал-демократии, по Бернштейну, заключается в длительной кропотливой работе по повышению и выравниванию жизненного уровня рабочих, развитию самодеятельности всех элементов, составляющих рабочий класс, росту их просвещения, сплоченности, организованности и т.п. Захват политической власти социал-демократией, считал Бернштейн, при существующей дифференциации пролетариата не может привести к социализму: различия в рядах рабочего класса обернутся после завоевания власти непримиримыми противоречиями. Отсюда и его программа: переход к социализму несовместим с применением политического насилия, он осуществим лишь как результат долгого предварительного развития пролетариата на почве буржуазного общества.
В постановке всех этих вопросов и состояла историческая заслуга Бернштейна. Он зафиксировал явное несоответствие между тем, что следовало бы ожидать исходя из основных посылок теории Маркса, и тем, что реально совершалось, вызревало в современном ему общественном процессе. Однако решения, предлагаемые Бернштейном, оказывались сплошь и рядом неконструктивными. Не случайно его критика и поправки к теории марксизма были встречены с негодованием большинством лидеров социал-демократии, а имя Бернштейна стало нарицательным для обозначения искажения, «ревизии» марксизма. Однако моральное осуждение его взглядов и политическое неприятие доктрины реформизма сплошь и рядом перевешивало соображения по существу: в пылу полемики отрицались сами вопросы, поставленные Бернштейном, они еще не встали перед большинством социал-демократических идеологов тех лет, ожидавших революционного краха капитализма.
Бернштейнианская критика марксистской теории органически была связана с критикой марксизма в буржуазной литературе. Сам Бернштейн подчеркивал, что большая часть того, что излагается в форме возражений Марксу, «если не все, было по существу уже сказано другими или, по крайней мере, намечено».
Бернштейн обосновывал свой реформизм, ссылаясь непосредственно на работы Маркса и Энгельса. Он противопоставлял теоретические взгляды Маркса идеям Энгельса, стремился представить Энгельса сторонником оппортунизма, а Маркса – представителем утопического революционаризма в традициях О. Бланки. Бернштейн использовал элементы буржуазной критики марксистской диалектики и, в частности, ложную идею о тождественности марксистского и гегелевского диалектического метода. По его убеждению «проникновение» диалектики в марксизм обусловило «чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития», привело марксистов к заблуждениям волюнтаристского толка о перспективах социалистической революции, путях и формах политической борьбы, которые-де не соответствуют фактам экономических исследований Маркса.
Обосновывая идею политического союза с буржуазией, Бернштейн исходил из того, что не существует принципиальных различий между социал-демократической и буржуазной идеологией, представлял марксизм как прямое продолжение традиций мелкобуржуазного утопизма. Он утверждал, что основные идеи научный социализм заимствовал из буржуазной философии XVII – XIX веков и Маркс-де только «очистил основные идеи… от умозрительно-идеалистического сора… объединил их в общей теории и углубил ее». Бернштейн превратно истолковывал высказывания о государстве, содержащиеся в «Анти-Дюринге», в предисловии к третьему изданию «Гражданской войны во Франции», во Введении к «Классовой борьбе во Франции» Энгельса, с тем чтобы представить разъяснения о возможности мирного установления диктатуры пролетариата как доказательство его верности идеалам буржуазного демократизма.
С осуждением всего комплекса идей Бернштейна и его единомышленников выступили Г.В. Плеханов, вожди французских социалистов Ж. Гед, П. Лафарг, деятели Социал-демократической федерации Великобритании, видный итальянский марксист А. Лабриола, болгарские социал-демократы Д. Благоев, Г. Георгиев. С критикой реформистов выступили марксисты Сербии Д. Туцович и Р. Драгович, Румынии – А. Ионеску, Ш. Георгиу и К. Фриму, лидер Социалистической рабочей партии США Д. Де Леон, Социалистической партии США – Ю. Дебс и др.
Особенно острый характер приобрела полемика с ревизионистами в германской социал-демократии. Многие органы партийной печати, рядовые члены партии на многочисленных собраниях решительно высказывались против ревизионизма, требовали исключить Бернштейна и его сторонников из партии. Вместе с тем в этой полемике отчетливо выявились самые различные подходы к идеям Бернштейна – от последовательного неприятия, отрицания их до апологетического восхваления.
Бернштейн и его сторонники, выступив с требованием обновления марксизма, по существу, поставили перед его идеологами задачу творческого развития марксистского учения применительно к новой социально-экономической ситуации. В дискуссиях с последователями бернштейнианства марксистские лидеры международной социал-демократии сделали значительный шаг в этом направлении. В их работах конца XIX – начала XX века сформулированы идеи, имевшие важное теоретическое и практическое значение для политической практики пролетарских партий, их ориентации на социализм.
Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл РаймундВозникновение философии оракулов
Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий МихайловичВозникновение Христианства Согласно традиционной исторической концепции происхождение религий связано со страхом человека перед силами природы, которые он начинал обожествлять и поклоняться им. У меня такая модель вызывает, по крайней мере, два принципиальных
Из книги Человечество - для чего оно? автора Забелин Игорь МихайловичВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Подобное словосочетание пока звучит непривычно. Иное дело - происхождение и возникновение человека: эта великая проблема давно стала традиционной (не перестав притом быть мучительной). Но человек и человечество - не одно и то же.На вопрос,
Из книги Феномен человека автора де Шарден Пьер ТейярВОЗНИКНОВЕНИЕ МЫСЛИ Предварительное замечаниеПарадокс человекаС чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла
Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория ГеоргиевнаВозникновение дуккхи «А что, монахи, есть благородная истина о возникновении дуккхи? Это жажда, источник повторного рождения и повторного становления, связанная с страстным желанием, ищущая удовлетворения то в одном, то в другом. То есть жажда чувственных удовольствий,
Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис ДжорджВозникновение дуккхи Сравним дуккху со страданием в иудео-христианстианской традиции. Во-первых, в этой традиции страдание трактуется как наказание за грехи (в христианстве - первородный грех: злоупотребление свободой, дарованной Богом), одновременно считаясь
Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл ТеодорВозникновение махаяны Тенденций, развитие которых привело к возникновению махаяны, зародились в разных школах-сектах хинаяны - прежде всего в махасангхике. Именно ее сторонники ратовали за открытую обшину. т.е. за принятие в сангху мирян и смягчение суровой дисциплины.
Из книги Эрос и цивилизация. Одномерный человек автора Маркузе ГербертВозникновение йогачары История буддийских школ и сект является прекрасной иллюстрацией того, что идея, доведенная до крайности, неизбежно порождает себе противоположную. Любую буддийскую школу или направление можно рассматривать как реакцию на идеи какой-то другой
Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т5.4. Возникновение времени В некоммутативной геометрии не существует понятия времени как последовательности моментов (поскольку моменты - понятия локальные), но понятие состояния физической системы остается валидным. Это вызвано тем, что понятие состояния нелокально:
Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна1. Возникновение эпохального сознания Критика времени так же стара, как сознающий самого себя человек. Наша - коренится в христианском представлении об истории как некоем упорядоченном согласно замыслу спасения процессе. Это представление уже не разделяется нами, но
Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» автора Стёпин Вячеслав СеменовичЭпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма В результате фундаментальных социальных изменений, происшедших в первой половине столетия, функция психоанализа в культуре изменилась. Крах эпохи либерализма и ее обещаний, разворачивание тоталитарного движения и попытки
Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении Теоретическая деятельность Плеханова не ограничивалась рамками России, он был активным деятелем международного рабочего движения,
Из книги автора27. Возникновение софистики В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не
Из книги автораОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ Т.И. ОЙЗЕРМАНА «ОПРАВДАНИЕ РЕВИЗИОНИЗМА» От редакции. Наш журнал провел обсуждение новой книги академика РАН Теодора Ильича Ойзермана «Оправдание ревизионизма» (Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: «Канон плюс», РООИ «Реабилитация», 2005, 688 с.).
Фотограф Andrea Effulge
Ревизионизм (от позднелатинского revisio – пересмотр ) – оппортунистское (выгодное замалчивание, выгодное представление) направление в философских концепциях революционно-рабочего движения, пересматривающее идеи и положения марксизма и ленинизма. Данный ревизионизм характеризуется антинаучностью.
Пересмотр положений марксизма и ленинизма происходил в двух направлениях. Реакционный или «левый» ревизионизм так называемого среднего класса рабочих, заключающийся в мелкобуржуазных интересах и, как ни странно, анархии, который отражает двойственность самой этой политической силы в революционном движении, присоединяющейся то к рабочим, то к буржуазии. Второе направление - это «правый» ревизионизм, заключающийся в реакционной апологетике буржуазии, но с реформистскими взглядами, спускаемой до уровня рабочего класса самими представителями последнего – квалифицированными рабочими, специалистами – тем же средним классом.
Как можно понять из сказанного выше, ревизионизм – это политико-философская идеология или концепция мелкой буржуазии, тесно связанной с рабочим классом; строго говоря, эта самая мелкая буржуазия была такими же пролетариями – лишёнными средств производства. Для ревизионизма характерно отрицание научности диалектического материализма, апологетика кантианства (метафизики), махизм (феномены, как опыт разума – единственная реальность) и берклианство (спиритуалистическая философия, созданная епископом). Философия ревизионизма, а нам, прежде всего, интересна именно она, вступает в заочную полемику как с диалектическим материализмом, так и с самой диалектикой, отвергая борьбу противоположностей, заявляя их союз и примирение. Соответственно отвергался эволюционизм и революционные прорывы в качествах чего-либо. Для ревизионизма также характерно волюнтаристское отрицание влияния объективных законов, что очень похоже на махизм как ответ на кризис классической физики.
С научной критикой ревизионизма выступили Ленин, Плеханов, Меринг и другие. А позднее, после повторного провала попыток интернационального движения как раз из-за оппортунизма сам ревизионизм разделился на два течения, одно из которых стало социал-реформистской политической силой, а другое рабоче-революционной, переродившись позднее в коммунистическое движение.
Ревизионизм современности
После ослабления влияния левого социалистического ревизионизма, то есть коммунистического движения, защищавшего марксизм и ленинизм, правый, в прошлом реформаторский, ревизионизм критикует своего оппонента с новой силой. В критике он использует как современные проблемы демократии и либерализма, так и ошибки и провалы социализма, в то же время игнорируя его опыт, что спекулятивно. Хотя удивляться спекуляциям от изначально оппортунистского движения было бы странно.
В прошлом правый, то есть реформаторский ревизионизм таким и остался, только теперь он утверждает идеологию преобразования капитализма под влиянием развития научно-технического прогресса и методов производства. Ему оппонирует в прошлом левый ревизионизм, революционный и социалистический, утверждающий, что капитализм с его подходом к распределению благ всё равно не изменился. Последнее в общем-то верно, и утверждение правого, рассматриваемого как настоящий ревизионизм современности, о том, что наступает размытие классовых различий и стратификации, можно подвергнуть сомнению. Тем более что выраженная классовая социальная стратификация наблюдается и в экономически развитой Европе, и в северной Америке, и, что естественно, в менее развитых странах ближнего Востока и большей части Азии. Можно опять вернуться к оппортунистскому характеру ревизионизма, но с его спекулятивным подходом к социальным состояниям и процессам и так, думаю, всё понятно.
С ревизионизмом связан не такой антинаучный реформизм, который отрицает необходимость классовой борьбы и заявляет плодотворность сотрудничества классов. Однако социализм справедливо критикует такие заявления тем, что исторически это самое «сотрудничество» классов заключалось в эксплуатации рабочих капиталом. Но реформизм тема другой статьи. Надеюсь, что этот краткий материал о ревизионизме в прошлом и настоящем был тебе, читатель, полезен и помог составить представление о обсуждаемом предмете.
РЕВИЗИОНИЗМ
(от позднелат. revisio - пересмотр) - политич. течения в междунар. рабочем движении, стремящиеся под видом "развития", "исправления" и "уточнения" марксистской теории лишить ее революц. содержания.
Р. сложился в кон. 19 в. в условиях, когда марксизм утвердился как господствующая идеология рабочего движения. "Диалектика истории такова, - писал В. И. Ленин, - что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 3 (т. 18, с. 546)).
В Социал-демократич. партии Германии нек-рые существенные стороны Р. получили отражение уже в кон. 1870-х гг. в выступлениях И. Хёхберга, К. Шрамма и Э. Бернштейна ("цюрихская тройка"), требовавших от партии отказа от революц. клас. борьбы и приспособления к исключит. законам против социалистов. Линия "цюрихской тройки" была подвергнута резкой критике в "Циркулярном письме" К. Маркса и Ф. Энгельса А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879 (см. Соч., 2 изд., т. 19, с. 161-75). В 1899 Э. Бернштейном была опубликована книга "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер., М., 1901), к-рая стала своеобразным "манифестом" междунар. ревизионизма. В своей работе Бернштейн, оппортунистически интерпретируя политич. и экономич. развитие передовых капиталистич. стран в кон. 19 в., призвал к пересмотру коренных принципов марксизма. Р. в форме бернштейнианства, впитавшего в себя нек-рые черты англ. фабианства (см. "Фабианское общество") и прочих реформистских концепций, получил в той или иной мере распространение в партиях 2-го Интернационала всех стран. Появление Р. отражало влияние бурж. идеологии и политики на рабочий класс. Социальной базой Р. явилась рабочая аристократия и вливающаяся в ряды рабочего класса мелкая буржуазия.
В нач. 20 в. междунар. Р. (несмотря на нек-рые особенности концепций его отд. носителей) приобрел общее для всех стран идейное содержание. В области философии ревизионисты выступали (одни "стыдливо", другие - более явно) против диалектич. материализма, призывая "до нек-рой степени" вернуться к Канту (Э. Бернштейн) или взять на вооружение подправленный махизм, модифицированное берклеанство (А. А. Богданов, В. А. Базаров и др. филос. ревизионисты в России). Революц. диалектику они подменяли эволюционизмом. В области политич. экономии ревизионисты, ссылаясь на "новые данные хоз. развития", утверждали, что, вопреки Марксу, концентрация и вытеснение крупным произ-вом мелкого в пром-сти и торговле происходит крайне медленно, а в с. х-ве не происходит вовсе; что развитие картелей и трестов смягчает экономич. кризисы и позволяет устранить их совсем; что клас. противоречия, присущие капиталистич. строю, притупляются и смягчаются; что теорию стоимости Маркса следует "исправить" по Бём-Баверку (один из основателей т.н. австр. школы политэкономии), т. е. по существу отказаться от трудовой теории стоимости. В области политики ревизионисты выступили с пересмотром марксистского учения о клас. борьбе; бурж.-демократич. свободы, согласно их концепциям, уничтожают будто бы почву для клас. борьбы и меняют характер бурж. гос-ва, к-рое, по их мнению, перестает быть органом клас. господства.
Теоретич. воззрения ревизионистов предопределили их отношение к конечной цели социалистич. движения. Это отношение с предельной краткостью и ясностью было сформулировано крылатой фразой Бернштейна: "Конечная цель - ничто, движение - все". В. И. Ленин следующим образом определил существо политич. платформы Р.: "От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24 (т. 15, с. 23)).
Особой, утонченной формой ревизионизма в междунар. рабочем движении стал центризм, вожди и идеологи к-рого (К. Каутский и др.) первоначально выступали, хотя и непоследовательно, с критикой взглядов Бернштейна. В России носителями Р. выступили в 90-х гг. 19 в. "легальные марксисты", "экономисты", позднее - меньшевики, троцкисты.
Р. привел к утрате большинством партий 2-го Интернационала боевого пролетарского характера, вызвал крах 2-го Интернационала в период 1-й мировой войны.
В кон. 19 - нач. 20 вв. против Р. выступал А. Бебель. Ревизионистские взгляды подвергались критике со стороны таких представителей революц. направления социалистич. движения, как П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. Значит. вклад в борьбу против филос. Р. внес Г. В. Плеханов. Однако решающая роль в раскрытии социальных корней и политич. сущности Р., как русского, так и международного, принадлежит В. И. Ленину. В борьбе с ревизионистами, с оппортунистами всех мастей Ленин провел исторически необходимую работу по сплочению всех подлинно революционных, выступающих против Р. сил междунар. рабочего движения, отстоял чистоту марксизма, теоретич., идеологич. и организац. принципы построения и политики партии рабочего класса, обогатил марксизм открытиями всемирно-ист. значения (см. в ст. Марксизм-ленинизм).
После Вел. Окт. социалистич. революции К. Каутский, Р. Гильфердинг и мн. др. теоретики междунар. социал-демократии выступили против Сов. республики, выявив тем самым контрреволюц. сущность своих взглядов. Извращая характер развивавшихся в ряде стран во время и после 1-й мировой войны гос.-монополистич. тенденций, используя ревизионистские теории "ультраимпериализма", "организованного капитализма", "демо- кратического социализма" и др., они пытались обосновать возможность врастания капитализма в социализм. Они догматически отвергали также то новое, что было внесено в марксистскую теорию всемирно-ист. опытом партии большевиков, В. И. Лениным.
Коммунистич. Интернационал вел постоянную борьбу против проникновения различных форм ревизионизма в коммунистич. движение. Двадцать одно условие приема в Коминтерн было направлено на ограждение коммунистич. партий от центристских, ревизионистских элементов. Важнейшим фактором в борьбе коммунистич. движения против междунар. ревизионизма был идейный и политич. разгром троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов в рядах компартии Советского Союза. Тем не менее проникновение в коммунистич. партии бурж. влияний, приток в ряды компартий особенно подверженных этим влияниям выходцев из мелкобурж. среды и недостаточная теоретич. подготовка части коммунистов создавали почву для оживления в компартиях ревизионистских веяний.
В кон. 2-й мировой войны (1944) в Коммунистич. партии США сложилась ревизионистская группа. Э. Браудера, к-рая выступила за отказ от самостоятельной, независимой пролетарской партии и добилась реорганизации компартии в "Коммунистическую политич. ассоциацию", именовавшуюся в своем уставе "беспартийной орг-цией". В результате идейного и организац. разгрома браудеризма компартия США была восстановлена в 1945.
В 50-х гг. в коммунистич. партиях ряда стран отмечалось возникновение ревизионистских групп, к-рые пытались использовать благоприятную экономич. конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистич. стран, еще не преодоленные среди части рабочих реформистские настроения для "обоснования" ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Дальнейшее развитие после 2-й мировой войны процесса перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм, а также новые явления в развитии монополистич. капитализма, связанные с научно-технич. революцией, к-рые получали в работах бурж. и правосоциалистич. авторов реформистскую интерпретацию, не всегда находили своевременное и всестороннее объяснение; это порождало путаницу среди части членов отдельных коммунистич. партий.
В сер. 50-х гг. с ревизионистскими платформами выступили Дж. Гейтс, Дж. Кларк, У. Норман и др. в США, А. Джолитти в Италии, П. Эрве и А. Лефевр во Франции, А. Ларсен в Дании, Дж. Солсберг в Канаде и др. Ревизионистские взгляды проявились в тот период и в нек-рых социалистич. странах.
Теоретич. концепции совр. ревизионистов представляют собой по существу развитие оппортунистич. концепций Вернштейна, Каутского, Гильфердинга и др. теоретиков 2-го Интернационала (хотя многие ревизионисты отрицают, что реформистские лидеры 2-го Интернационала были их ист. предшественниками), "обогащенных" послед- ними экономико-политич. (кейнсианство, теории "народного капитализма" и "индустриального об-ва", концепции "государства всеобщего благоденствия", "этич. социализма" и др.) и философскими (неореализм, неопозитивизм, операционализм, семантич. философия, экзистенциализм и др.) теориями бурж. и правосоциалистич. реформизма. При этом одни из них маскируют реформистскую сущность своих взглядов обильными ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина; другие предлагают отказаться от самого слова "марксизм", третьи пытаются представить ленинизм как нац. учение, не применимое к зап. странам (напр., Джолитти (Италия)). Рядясь в одежды "противников догматизма", ревизионисты затушевывают главное противоречие совр. эпохи - противоречие между мировыми системами социализма и капитализма, игнорируют ведущую роль социалистич. гос-в в мировом революц. процессе, пытаются представить гос.-монополистич. капитализм как социализм. Так, напр., амер. ревизионист Биттелмен повторяет высказывания открытых апологетов амер. империализма об образовании в США "гос-ва всеобщего благосостояния", в к-ром якобы исчезли клас. противоречия, прекратилась клас. борьба; амер. капитализм, по Биттелмену, вступил в полосу "перехода к социализму". Ссылаясь на новые социально-экономич. процессы, ревизионисты требуют внесения поправок в принципиальные положения марксистской теории и, подвергая пересмотру ее коренные принципы, идут по стопам тех правосоциалистич. лидеров, к-рые после 2-й мировой войны завершают переход к открытому отречению от марксизма (см. в ст. Реформизм).
При всем внешнем многообразии теоретич. концепций совр. ревизионистов их политич. направленность более или менее однородна. "Современный ревизионизм, - указывает Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957, - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Р., выступающий в теории и на практике как правый оппортунизм, зачастую переплетается и действует заодно с "левым" оппортунизмом - догматизмом и сектантством. История развития совр. коммунистич. и рабочего движения показывает, что попытки ревизии марксизма-ленинизма и пересмотра ген. линии коммунистич. движения "слева" приводят к не менее пагубным для революц. дела результатам, чем ревизионизм "справа". Отклонения от марксистско-ленинской линии как "вправо", так и "влево" становятся особенно опасными, когда они сочетаются с проявлениями национализма, великодержавного шовинизма и гегемонизма, с игнорированием принципов пролетарского интернационализма, с призывами к расколу междунар. коммунистич. движения и разобщению мировых революц. сил. Подобного рода практика стала проводиться с нач. 60-х гг. группой Мао Цзэ-дуна в Китае. Она получает решительный отпор со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий.
Марксистско-ленинские партии рассмат- ривают борьбу с Р. как свой важнейший долг. Большое внимание вопросам борьбы с Р. было уделено на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960. Отмечая, что практика борьбы рабочего класса, весь ход обществ. развития дали новое блестящее подтверждение великой всепобеждающей силы и жизненности марксизма-ленинизма и решительно опровергли все "теории" совр. ревизионистов, Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957 и Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 подчеркнули вместе с тем необходимость продолжать, в интересах дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения, решительную борьбу на два фронта - как против правого оппортунизма, так и против догматизма и сектантства. Коммунистич. партия Советского Союза вместе с другими коммунистич. партиями постоянно выступала и выступает против любых оппортунистических извращений марксизма-ленинизма.
Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, гл. 2 (т. 1); его же, Некритическая критика, там же, т. 3 (т. 3); его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4 (т. 4); его же, Протест российских социал-демократов, там же; его же, Рецензия. К. Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Что делать?, там же, т. 6, гл. 1 (т. 5); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18 (т. 14); его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17 (т. 15); его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20 (т. 16); его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же, т. 20 (т. 17); его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23 (т. 18); его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27 (т. 22); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); Резолюция XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Ревизионизм - главная опасность, M., 1958; Против современного ревизионизма, под ред. проф. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, M., 1958; Зарубежные марксисты в борьбе против реформизма и ревизионизма, сб. переводов, М., 1960.
В. Г. Толстиков. Москва.
Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .
РЕВИЗИОНИЗМ — враждебное марксизму течение в рабочем движении, возникло в период перехода домонополистического капитализма в его империалистическую стадию, когда марксизм становится общепризнанным учением пролетариата и побеждает все прочие идеологии рабочего движения.
Как оформленное течение ревизионизм сложился в конце 90-х гг. в Германии, где бывший марксист Бернштейн дал имя этому течению, выступив с рядом «поправок» к Марксу, с «ревизией» марксизма. В статьях в «Neue Zeit» в 1896 г., а затем в изданной им в 1899 г. книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн отказывается от марксизма, «ревизует» Маркса в основных вопросах философии, политэкономии и политики марксизма.
В области политэкономии ревизионизм ополчился против марксовой теории концентрации, в частности, в области аграрных отношений против теории обнищания пролетариата. Ревизионизм пытался утверждать, что монополистический капитализм несет с собой демократизацию капиталистической собственности (акционерные общества), уничтожает капиталистическую конкуренцию, ослабляет кризисы, притупляет и смягчает классовые противоречия. Тем самым отвергалась марксова теория кризисов и краха капитализма.
В области политики ревизионизм отбрасывает теорию революции, насильственного захвата власти пролетариатом, теорию диктатуры пролетариата, противопоставляя им путь мирного развития, врастания капитализма в социализм, затухания классовой борьбы. Ревизионизм представлял собой течение, «требовавшее отказа от революции, от социализма, от диктатуры пролетариата». [История ВКП(б). Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 37]
Социально-экономической базой ревизионизма является рабочая аристократия, подкармливаемая буржуазией, мелкобуржуазные попутчики, партийные и профсоюзные бонзы. Ревизионизм опирался и на более отсталые элементы рабочего класса, на новых «рекрутов» движения, еще не оторвавшихся от мелкобуржуазной идеологии.
Ревизионизм - интернациональное явление, проявившееся с большей или меньшей силой во всех партиях 2-го Интернационала, принимавшее в связи с различной исторической обстановкой различные формы. Во Франции идеологом ревизионизма выступал Жорес, его практическим выразителем - Мильеран, осуществивший на деле теорию классового сотрудничества с буржуазией. «В чем состоит «новое» направление, которое «критически» относится к «старому, догматическому», марксизму, это с достаточной определенностью сказал Бернштейн и показал Мильеран». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 367) «Французский мильеранизм, - указывает Ленин, - самый крупный опыт, применения ревизионистской политической тактики в широком, действительно-национальном масштабе». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188)
Своеобразные формы принял ревизионизм в Австрии, где он носил характер так называемого австромарксизма, наиболее тонкой и завуалированной формы ревизии марксизма.
В России ревизионизм, меняя свое обличие, прошел тот же путь, что и в Западной Европе. «Легальный марксизм» (Струве, Булгаков), «экономизм» (Прокопович, Кускова, Мартынов) отстаивали те же взгляды, что и бернштейнианство, являясь его русской разновидностью. Меньшевизм, троцкизм были дальнейшим этапом развития ревизионизма на русской почве; они подвергли пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. Годы реакции в России породили и усилили новые попытки ревизии марксизма. Знамя ревизионизма было подхвачено и теми течениями, которые долгие годы открыто вели борьбу с марксизмом, и которые в условиях гегемонии марксизма в рабочем движении пытались приспособиться к марксизму, «исправляя» его. «Революционные синдикалисты» (Лагардель, Сорель, Лабриола) «сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимаемому». (Ленин, там же, стр. 189)
Отношение к ревизионизму, как идейно-теоретическому прикрытию оппортунизма, было той лакмусовой бумажкой, которая выявила подлинный характер различных течений в рабочем движении, исторически проверила их. Борьба Плеханова, Р. Люксембург, Фр. Меринга против бернштейнианства принадлежит к лучшим страницам их деятельности. Плеханов отстаивал материалистическую диалектику против идеалистической похлебки Бернштейна, К. Шмидта и др. Роза Люксембург и левые германские социал-демократы вскрыли буржуазный характер ревизионизма. Но и Плеханов, и Роза Люксембург обошли важнейшие вопросы, поднятые Бернштейном. Плеханов обошел молчанием проблему государства и диктатуры пролетариата, ничего не сделал, чтобы вскрыть фальсификацию Бернштейном взглядов Маркса по этим вопросам.
В блестящих и острых по форме статьях Р. Люксембург сказались ее собственные ошибки, теория автоматического краха капитализма, теория стихийности. Она также обошла вопрос о диктатуре пролетариата, уступила ревизионизму в вопросе о насильственном захвате власти пролетариатом. Люксембург и другие не смогли вскрыть классовые корни ревизионизма, не вели подлинной борьбы за полное и окончательное размежевание с ним.
Бебель на Ганноверском съезде 1899 г. и Дрезденском 1903 г. отстаивал марксистские взгляды, заявив, что партия останется на прежних позициях, будет держаться старой испытанной тактики, но борьба с ревизионизмом не была поднята им на должную идейно-политическую высоту. Осудив ревизионизм, германская социал-демократия не только не сделала никаких организационных выводов, но предоставила Бернштейну полную возможность пропаганды своих взглядов. Ревизионизм становится законным течением в рядах социалистических партий, примиренческое отношение к ревизионизму стало характерным явлением для всего 2-го Интернационала. Наиболее ярким выразителем его явился Каутский. Начав полемику с Бернштейном против своей воли, под давлением Бебеля и Р. Люксембург, Каутский, отстаивая на словах марксизм, на деле сдавал ревизионизму одну позицию за другой. Как показал Ленин, Каутский в полемике с Бернштейном прямо обошел вопрос о пролетарской диктатуре, не разоблачая бернштейнианского извращения Маркса в вопросе о том, что пролетариат не может просто овладеть готовой государственной машиной. Он обошел этот вопрос и в своей работе «Путь к власти» (1909). Ярко сказалось примиренчество Каутского в резолюции, внесенной им на Парижском конгрессе 2-го Интернационала по поводу «казуса Мильерана». «Каучуковая» резолюция по сути дела оправдывала мильеранизм, оставляя лазейку для всех ревизионистов.
Последовательно революционную борьбу против ревизионизма повел Ленин и возглавленная им партия большевиков. Уже с первых шагов своей революционной деятельности Ленин задолго до Плеханова начинает борьбу с русской разновидностью ревизионизма, с «легальным марксизмом», со Струве. В знаменитом «Протесте», направленном против программного документа русского «экономизма» «Credo», Ленин дает политическую оценку ревизионизма «Пресловутая Бернштейниада… означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революционную рабочую партию в реформаторскую». (Ленин, Соч., т. II, стр. 481)
В «Что делать?» Ленин развернул борьбу с ревизионизмом, как русским, так и международным, показал его единство, его интернациональный характер. «В настоящее время (теперь это уже явственно видно) английские фабианцы, французские министериалисты, немецкие бернштейнианцы, русские критики, - все это одна семья, все они друг друга хвалят, друг у друга учатся и сообща ополчаются против «догматического» марксизма». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 366) Ленин проводил борьбу с ревизионизмом и при обсуждении программы «Искры». Благодаря настоянию Ленина, впервые после Маркса и Энгельса был в программу РСДРП включен вопрос о диктатуре пролетариата. «Вопрос о диктатуре пролетариата поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппортунизма». (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 431) Ленин показал недостаточность борьбы с ревизионизмом со стороны лидеров 2-го Интернационала. Он показал лицо ревизионизма как замаскированного буржуазного либерализма, вскрыл его классовые корни. Ленин настойчиво и систематически вел линию на раскол с ревизионизмом и примиренцами к нему как внутри РСДРП, так и во 2-м Интернационале. Идейно-политическую борьбу с ревизионизмом Ленин тесно увязывал с классовой борьбой пролетариата.
Одновременно с Лениным ведет борьбу с ревизионизмом Сталин. «В решительной и непримиримой борьбе против грузинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и выросла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская социал-демократическая большевистская организация в Закавказье ». (Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, 5 изд., 1939, стр. 23) Наряду с «легальным марксизмом» Сталин ведет борьбу с «экономизмом», меньшевизмом. Борьбе против ревизионизма, как и против анархизма, посвящен ряд замечательных статей Сталина «Анархизм или социализм».
В борьбе с ревизионизмом как русским (меньшевизм, троцкизм, отзовизм, ликвидаторство), так и международным, с примиренчеством к нему, с центризмом Ленин и Сталин выковали партию нового типа, вооруженную теорией революционного марксизма. В процессе этой борьбы Ленин и Сталин подняли теорию Маркса на новую высоту. Гениально, пророчески Ленин предвидел, что «идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце 19 века есть лишь преддверие великих революционных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шатаниям и слабостям мещанства». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189) Это ленинское положение блестяще оправдалось. В период всеобщего кризиса капитализма, победы Великой Октябрьской социалистической революции ревизионизм, ставший официальной идеологией 2-го Интернационала, выступает, как открыто враждебное марксизму течение, отвергающее идейно-теоретические и программно-политические основы марксизма.
Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но под флагом пересмотра и «исправления» выступил против философской основы марксизма-ленинизма - против диалектического материализма.
Наиболее распространенными течениями философского ревизионизма являлись: неокантианство (Бернштейн, Макс Адлер, Форлендер, Каутский и др.), махизм (Фридрих Адлер, Отто Бауэр и др.), в последнее время - неогегельянство (Зигфрид Марк) в Западной Европе, а в России - «легальный марксизм», неокантианство (Струве, Булгаков, Бердяев), махизм-эмпириокритицизм (Богданов, Базаров, Юшкевич и др.) и, наконец, меньшевиствующий идеализм и механицизм. По-разному, но с единых позиций выступали ревизионисты против марксизма. Это единство заключалось в том, чтобы философию марксизма превратить в кантианство, махизм, идеализм, мистику и поповщину, чтобы теоретически разоружить рабочий класс и отравить его сознание буржуазными «теориями» примирения с капитализмом.
Поход против философии марксизма оформился в 90-х годах прошлого века, когда марксизм и диалектический материализм завершили свою победу над всеми враждебными рабочему классу идеологиями. Остатки этих враждебных марксизму идеологий продолжали борьбу против марксизма, изменив методы и формы этой борьбы. Враги марксизма под видом его исправления и дополнения пытались выхолостить его революционное содержание. Те элементы, которые раньше занимали явную антимарксистскую позицию, теперь выступали на почве победившего марксизма как его ревизионисты. Ревизионизм был удобной формой прикрытия, маскировки для врагов марксизма. В 1913 г. в статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» Ленин писал: «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 332)
Ревизионисты «признавали» марксизм и философский материализм Маркса, но это признание имело целью подорвать марксизм изнутри, чтобы, используя его авторитет, под флагом марксизма, протаскивать реакционные и враждебные пролетарскому движению теории. Они являлись проводниками буржуазного влияния на пролетариат. В своей борьбе с марксизмом ревизионисты, заявляя «о согласии» с философскими основами марксизма, так «поправляли» марксизм, что это приводило к отказу от марксизма, к извращению его в угоду идеализму, поповщине, в угоду реакционным классам. Пересмотр теоретических основ марксизма начал Эд. Бернштейн. Свою ревизию марксизма он начал с обвинения марксистов в гегельянстве, с доказательства несостоятельности диалектики. «Диалектика, - писал он, - предательница, она - засада на пути к правильному суждению о вещах».
Диалектика как развитие на основе борьбы противоположностей, как развитие со скачками, катастрофами, переходами от старого к новому, революциями в природе и обществе вызывает дикую злобу и ненависть со стороны ревизионистов. Диалектика у ревизионистов заменяется вульгарной теорией эволюции, рассматривающей движение как простой процесс роста, где медленное, постепенное развитие и количественное изменение не ведут к качественным изменениям, к скачкам. ««Конечная цель - ничто, движение - все», это крылатое словечко Бернштейна, - писал Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188) Учение об эволюции является теоретическим обоснованием отрицания революции пролетариата, обоснованием мирного сотрудничества классов - буржуазии и пролетариата. Общее стремление философских ревизионистов заключается в уничтожении материалистической диалектики, так как это мировоззрение дает объективное реальное представление о ходе развития природы и человеческого общества, так как это мировоззрение способствует осознанию исторической роли пролетариата. Эти лакеи буржуазии пытались отвлечь массы от материализма и отравить их сознание идеализмом и религией. Все ревизионисты апеллируют к Канту, утверждая необходимость соединения Маркса с Кантом. Форлендер развивает ту мысль, что марксизму недостает этического обоснования социализма, якобы обоснованного и развитого Кантом. Он считает, что «категорический императив Канта оживляет Маркса в наше время».
Другой кантианец, Макс Адлер, доказывал, что у Маркса нет своей философии, а есть лишь материалистическое понимание истории. Кантовскую теорию чистого разума и ее априорных форм, о которой сам Кант говорил, что в ней он ограничил разум, чтобы дать место вере, Адлер считает необходимым объединить с материалистическим пониманием истории. В угоду буржуазии все философские ревизионисты клевещут на материализм, называя его метафизикой и мистикой.
Ленин разоблачил реакционную, буржуазную сущность ревизионистов, которые «отвергают некоторые более или менее существенные стороны учения Маркса, становятся, например, в философии не на сторону диалектического материализма, а на сторону неокантианства». (Ленин, Соч., т. III, стр. 499) Почти все ревизионисты в своей критике марксизма примыкали к неокантианству, этой официальной философии социал-демократии. В России в качестве прямого лозунга борьбы с марксизмом и революционным рабочим движением лозунг «назад к Канту» был выдвинут в 1890-900-х гг. тогдашними «легальными марксистами» Струве, Булгаковым, Бердяевым. Весь политический смысл «легального марксизма» и его философии заключался в том, чтобы выхолостить революционное содержание марксизма и приспособить его к полицейскому режиму русского самодержавия. Ленин вскрыл кантианские основы «легального марксизма» (струвизма), показав сплошную реакционность этого течения. После поражения революции 1905 г. «наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом «культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 96-97]
Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и другие выступили с критикой марксизма. «Критика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась, не открыто и честно, а завуалированно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, освободить его от некоторых основных положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо старались подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя марксистами». (там же, стр. 97)
Ленин и большевики рассчитывали, что против «нового» ревизионизма выступит Плеханов, но эти ожидания не оправдались. Плеханов больше отделывался от эмпириокритиков, чем разделывался с ними. Он написал ряд статей фельетонного порядка, но не дал критики по существу. Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге «Материализм и эмпириокритицизм». Вскрыв классовые и гносеологические корни эмпириокритицизма, Ленин показал, что представители его, «объединенные - несмотря на резкие различия политических взглядов - враждой против диалектического материализма, претендуют в то же время на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть «мистика», - говорит Берман, взгляды Энгельса «устарели», - мимоходом, как нечто само собою разумеющееся, бросает Базаров, - материализм оказывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на «современную теорию познания», на «новейшую философию» (или «новейший позитивизм»), на «философию современного естествознания» или даже «философию естествознания 20 века»». (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 11)
В 1906-09 гг., в связи с ростом философской реакции, Сталин написал ряд теоретических статей, где разоблачил ревизионистов и показал всю их враждебность марксизму. (см. Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье). В этих статьях Сталин дает глубокое изложение основ диалектического материализма, дает их в единстве с насущными задачами революционной классовой борьбы пролетариата. Философскую, теоретическую борьбу Ленин и Сталин всегда связывали с политическими течениями в партии и рабочем классе, с основными вопросами революции. Все же формы философского ревизионизма, так или иначе, характеризуются отрывом теории от практики, отрывом политических идей марксизма от философской основы, эклектизмом, софистикой и т. п. Партийность философии отвергается всеми. Бернштейн настаивал на строгом отграничении области науки от практики. Каутский противопоставляет научный социализм Маркса «чистой науке». Не понят принцип партийности в философии и Плехановым. Отрицание партийности в философии характерно и для разновидностей современного философского ревизионизма - механицизма и меньшевиствующего идеализма.
Наиболее полную и глубокую характеристику ревизионизма дал Ленин. «В области философии, - писал он, - ревизионизм шел в хвосте буржуазной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», - и ревизионизм тащился за неокантианцами, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, - и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали…, что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку», и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, презрительно пожимали плечами по поводу диалектики, - и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хитрую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отрабатывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т.е. к теологии), - и ревизионисты пододвигались к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному государству, а по отношению к партии передового класса.
Какое действительное классовое значение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится говорить - дело ясно само собой». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 184- 185) Ленин показывает, что все виды философского ревизионизма питаются враждебными марксизму буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями.
Философия диалектического материализма как неразрывная составная часть единого целостного мировоззрения марксизма-ленинизма, как теоретический фундамент коммунизма выковывалась в борьбе против ревизионизма - против идеализма и против вульгарного, механического материализма. Маркс и Энгельс боролись как с идеалистическими взглядами Прудона и т. д., так и с механическим материализмом и эклектизмом Дюринга и других, и вульгаризаторством школы Бюхнера-Фогта-Молешотта. Ленин показал нам классические образцы последовательной непримиримой борьбы с ревизионизмом против субъективного метода в социологии народников, против кантианства и объективизма Струве, против махизма Богданова и др., против механистических тенденций в лагере материалистов, против отступлений Плеханова от философии марксизма.
Товарищ Сталин повседневно показывает нам классические образцы борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом за линию партии на философском фронте, за очищение и оттачивание теоретического оружия пролетариата, строящего, коммунизм. «История партии учит…, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капитулянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство, и дисциплину своих рядов, не может выполнить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, не может выполнить свою роль строителя нового, социалистического общества. История развития внутренней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - «экономистов», меньшевиков, троцкистов, бухаринцев, национал-уклонистов». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 343]
Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. I (Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, гл. II); т. II (Еще к вопросу о теории реализации, стр. 411); т. III (Некритическая критика, стр. 500- 501); т. IV (Что делать? [раздел] I); т. XII (Марксизм и ревизионизм); т. XIII (Материализм и эмпириокритицизм, стр. 11-12); т. XV (Разногласия в европейском, рабочем движении, О некоторых особенностях истории развития марксизма); т. XXI (Государство и революция, стр. 382-383); т. XXVIII ([Письма], стр. 20, 25, 39-40); т. XXX ; Сталин И., Вопросы ленинизма II изд., [М.], 1939; Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, [М.], 1939; Плеханов Г., Соч., 3 изд., т. XI, М.-Л., 1928 (см. статьи против Бернштейна, статьи против К. Шмидта, статьи против П. Струве); Люксембург Р., Избранные сочинения, т. I - Против реформизма, ч. 1, М.-Л., 1928, ч. 2, М., 1930.
БСЭ, 1 изд., т.48 , к.363-370
Возможно, будет полезно почитать:
- Развал ссср: цру рассекретило документы о горбачеве ;
- Борьба за власть в партии большевиков план-конспект урока по истории (9 класс) на тему ;
- Заговор, как забыть любимого человека Заговор чтобы не думать о бывшем муже ;
- Молитва от венца безбрачья Заговор на воду снять безбрачие ;
- Как научиться быть гордой? ;
- Некрещеному в церковь можно? ;
- Молитва для работы, чтобы все ладилось ;
- Оборотно-сальдовая ведомость ;