Станислав Гроф: «Психология — это не то, что вы о ней думаете. Станислав Гроф - Психология будущего

Гроф Станислав - Психология будущего. Уроки современных исследований сознания - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний сознания являются важным вкладом в понимание природы сознания и исцеления.

В этой итоговой книге Гроф предложил читателям невиданный объем данных, переживаний и фактов о необычных состояний сознания, собраных им в ходе почти полувековых исследований.

Станислав Гроф
ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО
Уроки современных исследований сознания

PSYCHOLOGY OF THE FUTURE

Lessons from ModernConsciousness Research

State University of New York Press


Перевод с английского Станислава Офертаса

Научный редактор Владимир Майков


Издательство Института трансперсональной психологии

Издательство К. Кравчука

Издательство АСТ


Моей жене Кристине

С большой любовью и глубокой признательностью

за твой вклад в идеи,

выраженные в этой книге

Предисловие редактора

Среди вершин современного знания о человеке есть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тысячам метров или превосходят их. Одна из таких вершин - Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и мастером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведения трехдневного семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии. До этого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой«Области человеческого бессознательного» , которую затем мне было суждено издать и официально. Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода этой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воедино ниточки миров науки и миров экзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащупал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, - это что-то вроде стражей на пути к свободе.

Холотропный подход в психотерапии представляет собой важную и эффективную альтернативу традиционным подходам глубинной психологии, основанной на вербальном обмене между терапевтом и пациентом, как говорит Станислав Гроф.

Термин "холотропный" означает "направленный на восстановление целостности" или "движение в направлении цельности. Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Психолог Станислав Гроф успешно развивает это направление в психологии. По словам Станислава Грофа, это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматические расстройства психологической природы. Трансперсональная психология Станислава Грофа рассматривает такие случаи. Развитие симптомов дистресса можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента.

Продолжительность и глубина такого срыва вполне коррелирует с развитием психотических явлений, на что указывает Станислав Гроф. Возникающая в результате ситуация оказывается кризисной или даже критической, но одновременно и очень плодотворной. По словам Станислава Грофа, проявившиеся симптомы отражают усилие организма освободиться от стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию.

Основная цель эмпирических техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах. Холотропная терапия, трансперсональная терапия Станислава Грофа содействуют активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов и в ритуалах различных сект. По словам Станислава Грофа, для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны.

В такого рода работе для Станислава Грофа нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня с широким спектром фактов трансперсональной природы. Как говорит Станислав Гроф, надличностное видение может объяснить многие вещи.

Практическая работа показывает, что динамическая структура психогенных симптомов содержит исключительно могущественные эмоциональные и физические энергии. Поэтому любая попытка серьезно повлиять на них исключительно проблематична. Требуется терапевтический контекст, обеспечивающий и усиливающий непосредственный опыт, чтобы получить заметные результаты в сравнительно короткий срок. Кроме того, имея в виду многоуровневый характер психогенных симптомов, концептуальные рамки врача должны включать перинатальный и трансперсональный уровни психики, без которых терапевтическая работа не может быть полностью эффективной. Если не прорабатываются незаконченные гештальты серьезных психических травм, если процесс практической терапии фокусируется на биографическом уровне, то результаты его обычно неполны.

Непосредственные и долгосрочные эффекты драматизируются по мере углубления самоанализа, достигая пределов рождения и смерти. Клаустрофобия и другие типы состояний тревоги, депрессия, суицидальные тенденции, алкоголизм, наркомания, астма, мигрень, садомазохистские наклонности и многие другие проблемы могут быть глубоко проработаны посредством переживаний перинатального характера. Однако в тех случаях, когда проблемы уходят корнями в трансперсональную сферу, окончательный результат не может быть получен до тех пор, пока человек не согласится на специфические переживания трансперсонального опыта. Здесь могут быть интенсивные переживания прошлых инкарнаций, сюжеты расового и коллективного бессознательного, а также многие другие темы. Различные школы психотерапии сильно отличаются друг от друга пониманием природы и функционирования психики человека, интерпретацией происхождения и динамики психогенных симптомов, а также установками относительно успешной стратегии и техники психотерапии. Такая фундаментальная рассогласованность взглядов по основным вопросам является одной из причин того, что психотерапия не имеет статуса научной процедуры. Можно поддержать идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником автономных целительных сил является коллективное бессознательное. Отсюда задача врача сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблем с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации человека по заранее выработанному плану.

Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. Техника психотерапии, разработанная на основе современных исследований сознания, опирается в первую очередь на непосредственное переживание как исходное трансформирующее средство. Вербальные варианты применяются на стадии подготовки и затем - по окончании сеанса, чтобы усилить интеграцию переживаний. Врач формирует русло работы, создает доброжелательную рабочую обстановку и предлагает технику, которая активизирует бессознательное с помощью дыхания, музыки и работы с телом. В таких условиях имеющиеся симптомы усиливаются и из латентного состояния переходят в проявленное, становясь доступными сознанию. Задача врача состоит в том, чтобы способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяя этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно концентрированный опыт. И здесь симптом оказывается не только проблемой, но и возможностью в равной степени. Когда энергия высвобождается, симптом трансформируется в сознаваемое переживание и, благодаря этому может быть отработан. Очень важно, чтобы врач способствовал непроизвольному раскрытию, не вмешиваясь в процесс и специфику переживаний, какой бы характер они ни приобретали - биографический, перинатальный или трансперсональный.

Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции, и обладающих оздоровительным воздействием, Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этом процессе.

Очень важно, чтобы терапевт способствовал раскрытию (развитию) этого процесса, даже если он и не понимает его в какой-то момент. Некоторые переживания, несмотря на могучую трансформирующую силу, могут и не иметь никакого специфического содержания; они могут представлять собой интенсивно проявленные эмоции или физические напряжения, сменяющиеся глубоким облегчением и релаксацией. Довольно часто инсайт и специфическое содержание возникает позднее или даже на последующих сеансах. В одних случаях разрешение (результат) проявляются на биографическом уровне, в других - в перинатальном материале или в темах трансперсональных переживаний. Иногда драматически протекающий целительный процесс и трансформация личности сопровождающиеся растянутыми во времени результатами, ассоциируются с опытом, не поддающимся рациональному пониманию.

Сама процедура холотропной терапии включает в себя: контролируемое дыхание, побудительную музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом. Веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались довольно широко - от активных (насильственных) вмешательств в дыхательный процесс до утонченных методов духовных практик (традиций). Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов.

С общепринятой физиологической точки зрения гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также к респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов. Многочисленные эксперименты С.Грофа выявили, что в пневмокатарсисе основное значение имеет не специфическая техника дыхания (их превеликое множество в различных подходах), но сам факт того, что дыхание в течение 30-90 минут совершалось в более быстром темпе и более глубоко, чем обычно. В этом случае многие участники психотерапевтической сессии испытывают глубокие трансформирующие переживания. Большинство из них в символической форме переживают процесс смерти-возрождения, либо даже буквально вспоминают свое собственное появление на свет. На многих примерах можно подтвердить правоту Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация - автономная функция, но на нее можно оказывать волевое влияние6 учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного).

Действительно, пока не засвидетельствуешь на сессии или не испытаешь этот процесс лично, трудно поверить, исходя из одних теоретических оснований, в силу и эффективность этой техники. Характер и течение опытных сессий с использованием метода гипервентиляции существенно различается у разных людей, поэтому описать этот опыт можно лишь в общих и среднестатистических выражениях. Иногда продолжительная гипервентиляция усиливает релаксацию, ощущение расширения (сознания) и комфорта, вызывает световые видения. Случаются сильные переживания, связанные с захватывающим чувством любви и единения со всеми людьми, природой, космосом и Богом. Переживания такого рода обладают исключительно целительной силой, их следует поощрять и всячески способствовать их развитию; это обсуждается заранее на предварительной беседе.

Просто удивительно, какое множество людей под влиянием западной культуры или по каким-либо другим причинам не в состоянии принять экстатические переживания без страданий и тяжелой работы, а иногда даже и при этих условиях. Возможно, это связано с чувством незаслуженности такого опыта и возникающим в связи с этим чувством вины. Если это удается разъяснить, и человек принимает такие переживания, то сеанс от начала до конца проходит без каких-либо вмешательств со стороны терапевта и оказывается исключительно благотворным и продуктивным/По мере накапливания количества сеансов вероятность такого гладкого течения возрастает. Однако в большинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточно драматические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосоматических проявлений.

Кратко остановимся на тех ошибочных представлениях относительно гипервентиляции, которые укоренились в медицинской модели Запада. В учебниках по физиологии дыхания так называемый "синдром гипервентиляции" описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. Сюда прежде всего относится знаменитый "карпопедальный спазм" - непроизвольное подергивание и спазм рук и ног. Симптомы синдрома гипервентиляции обычно рассматриваются в патологическом контексте и объясняются на языке биохимических изменений в составе крови, таких, как увеличение щелочности и понижение ионизации кальция. Хорошо известно, что некоторые пациенты, страдающие психическими заболеваниями, склонны к развитию форм гипервентиляции с драматическими эмоциональными и психосоматическими проявлениями; это особенно характерно для больных истерией. Обычно при проявлении признаков гипервентиляции начинают давать транквилизаторы, делать внутривенные вливания кальция, накладывать на лицо бумажный пакет, чтобы предотвратить уменьшение двуокиси углерода в легких. Такое понимание гипервентиляции не совсем верно. Существует множество людей, у которых не развивается классический "синдром гипервентиляции" даже после продолжительных сеансов; наоборот, они испытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства и даже мистические переживания. У некоторых из них появляются напряжения в различных частях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от "карпопедального спазма". Более того, продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопоставим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихся холотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило, понижается.

Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных устарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двумя способами. Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивание, драматические телодвижения, покашливания, перехваты дыхания, рвотные позывы, вскрикивания и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы. Этот механизм хорошо известен в традиционной психиатрии из работ З.Фрейда и Д.Бройера, посвященных исследованию истерии. Он используется в традиционной психиатрии при лечении травматических и эмоциональных неврозов, а также в новой экспериментальной психиатрии, такой, как неорайхианская практика, гештальтпрактика и первичная терапия Артура Янова. Второй механизм - принципиально новый для психиатрии и психотерапии и, как представляется, гораздо более эффективный и интересный, чем первый. В этом случае глубокие напряжения проявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов. Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.

Типичный результат холотропного сеанса - глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исключительно мощным и действительным средством снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать как попытку самолечения. Аналогичное понимание находим в литературе, описывающей технику духовного развития, например, Кундалини-йогу, где проявления подобного рода носят название "крийя". Из этого следует, что спонтанную гипервентиляцию надо всячески поддерживать, а не подавлять. Характер и течение холотропного сеанса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются в процессе сеанса. Иногда сеанс может протекать от начала до конца без каких-либо эмоциональных или психосоматических сбоев.

Однако, в большинстве случаев начинается все с достаточно драматического опыта, который по прошествии какого-то времени, индивидуально значимого, сменяется сильными эмоциями и развитием стереотипных паттернов мышечных напряжений. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в этом контексте, имеют широкий спектр; наиболее типичные из них - гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, униженности, вины и ничтожности. Физические проявления включают кроме мышечного напряжения также головные боли и боли в различных частях тела, перехватывание дыхания, тошноту, рвоту, удушье, повышенное слюноотделение, потение, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений. Встречаются люди, которые остаются совершенно спокойными, почти неподвижными; они могут испытывать очень глубокие переживания, и при этом постороннему наблюдателю кажется, что с ними либо ничего не происходит, либо они просто спят. Другие люди оказываются очень возбужденными и демонстрируют повышенную моторную активность. Их трясет, скручивает в каких-то сложных движениях, перекатывает с боку на бок, они принимают утробные позы, ведут себя как младенцы, сражающиеся в родовых каналах, или выглядят и действуют как новорожденные младенцы. Также довольно часто можно наблюдать движения, напоминающие ползание, плавание, копание, лазание и им подобные. Нередко движения и жесты бывают удивительно рафинированными, сложными, специфическими и многообразными. Можно видеть странные анималистические движения, имитирующие змей, птиц и других представителей этого мира, сопровождаемые соответствующими звуками. В определенных частях тела во время дыхательного сеанса развиваются физические напряжения. Не являясь простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека. Иногда они представляют собой усиленный вариант привычных напряжений и болей, проявленных в виде хронических проблем или же в форме симптомов, возникающих в моменты эмоциональных или физических стрессов, утомления, при бессоннице, слабости, вызванной болезнью, употреблением алкоголя или наркотиков. В других случаях их можно рассматривать как реактивацию старых проблем, возникших в период младенчества, детства, пубертата или в результате тяжелого эмоционального стресса. Независимо от того, узнает ли человек в этих физических проявлениях специфические события своей биографии, их все равно интересно рассмотреть в плане психологического значения или содержания. Например, если развивается спазм в руках и ногах ("карпопедальный спазм" в традиционной терминологии), то это свидетельствует о наличии глубокого конфликта между сильным стремлением к совершению определенных действий и столь же сильной тенденцией сдерживания (торможения) этого действия. Возникающее таким образом динамическое равновесие представляет собой одновременную активацию сгибающих и разгибающих мышц одинаковой интенсивности. Люди, испытывающие такие спазмы, обычно сообщают о том, что в течение всей жизни или, по крайней мере, большей ее части, они чувствовали подавленную агрессивность, сдерживали желание наброситься на окружающих или же испытывали неудовлетворенные сексуальные стремления.

Иногда болезненные напряжения такого рода являются неосуществленными творческими импульсами: такими, как например, рисование, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, какое-то ремесло или деятельность, осуществляемая с помощью рук. Такой подход позволяет проникнуть в сущность конфликта, порождающего эти напряжения. Как правило, процесс, достигнув кульминационной точки напряжения, сменяется глубокой релаксацией и ощущением устранения преграды, мешавшей свободной циркуляции энергии в руках. Часто люди, пережившие это, открывали у себя различные творческие способности и достигали удивительных успехов в рисовании, сочинительстве, танцах или ремесле.

Другим важным источником мышечных напряжений являются воспоминания о перенесенных в прошлом операциях или травмах. В периоды, причиняющие боль и страдания человеку, приходится подавлять, иногда надолго. Эмоциональные и физические реакции на боль. И если травма залечена только анатомически и не интегрирована эмоционально, она остается как незавершенный гештальт. Поэтому травма физического характера чревата серьезными психологическими проблемами, и, наоборот, ее проработка на терапевтических сеансах может способствовать эмоциональному и психосоматическому выздоровлению. Напряжение ножных мышц имеет ту же динамическую структуру, только менее сложную; это отражает тот факт, что роль ног в человеческой жизни проще роли рук (кистей). Многие относящиеся сюда проблемы связаны с использованием ног и стоп в качестве инструментов агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжение и спазмы в бедрах и ягодицах часто ассоциируются с сексуальной защитой, страхами и торможениями, особенно у женщин. Архаическое анатомическое название одной из мышц бедра фактически звучит как "харанитель девственности" - musculus custos virginitalis. Многие напряжения мышц могут быть соотнесены с физическими травмами. На более глубоком уровне динамические конфликты, вызывающие напряжение мышц конечностей и многих других частей тела, связаны с "гидравлическими" обстоятельствами биологического рождения. На этом этапе родового процесса ребенок, часто в течение многих часов, оказывается в ситуации, которая сопряжена с ужасом, тревогой, болью и удушьем. Это вызывает мощное нейронное стимулирование, не получающее периферического выхода, поскольку ребенок не может дышать, кричать, двигаться или спастись из этой ситуации. Заблокированная энергия накапливается, в результате, в организме, сохраняется в равной степени в сгибающих и разгибающих мышцах. Если этот динамический конфликт выходит наружу для разрядки (запоздалой во времени), он протекает в виде интенсивных и чисто болезненных спазмов. Иногда можно проследить более глубокие причины напряжений в руках и ногах в сфере трансперсональных переживаний, в частности, с различными воспоминаниями прошлой жизни. Интересно отметить, что многие напряжения в других частях тела наблюдаются в тех местах, которые тантрическая система называет центрами психической энергии "тонкого тела" - чакрами. В этом нет ничего удивительного, так как приемы холотропной терапии аналогичны упражнениям, используемым в тантрической традиции, придающей большое значение дыханию. В процессе типичного дыхательного сеанса напряжения и блокировки усиливаются и все больше проявляются. Продолжительное дыхание способствует динамическому развитию, достижению кульминационной точки процесса с разрешением и освобождением.

Станислав Гроф (чеш. Stanislav Grof, 1 июля 1931 Прага, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания, почётный член Российского психологического общества. Внёс значительный вклад в развитие психологической науки.

В 1956 году окончил Карлов университет, в 1965 году защитил докторскую диссертацию по медицине. С 1956 по 1967 гг. С. Гроф — практикующий психиатр-клиницист, активно изучает психоанализ.

С 1961 года он возглавил в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделических средств для лечения психических расстройств. В 1967-1969 годах, получив стипендию Фонда поддержки психиатрических исследований (США), прошел двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса, потом продолжил исследования в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

В 1973-1987 годах работал в институте «Эсален» (штат Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного дыхания — ставшего уникальным методом психотерапии, самопознания и личностного роста.

В настоящее время С.Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, а также проводит обучающие семинары для профессионалов. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), ее президент в 1978-82 годах.

Книги (19)

Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания

Укоренены ли наши эмоциональные состояния и поведение исключительно в химии мозга и жизненном опыте или они могут быть и выражениями намного более обширных и универсальных энергий? Какие особые состояния сознания в наибольшей степени способствуют интеграции и исцелению, и как мы можем научиться этим состояниям?

В этой небольшой книге, обобщающей результаты работы всей его жизни, Станислав Гроф отвечает на эти вопросы и затрагивает множество других. Вы узнаете о мирах шамана и мистика, о том, как ваши околородовые переживания влияют на вас сейчас, чему вас смогут научить надличностные переживания, и многое другое.

Неистовый поиск себя

Духовное развитие — это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это движение по направлению к целостности, к раскрытию подлинного потенциала индивида.

Оно является таким же общим и естественным для всех, как рождение, физический рост и смерть; это неотъемлемая часть нашего существования

Сочетание слов «измененное состояние сознания» вызывает какое-то волнение и трепет, как и имя человека, который посвятил свою жизнь таким исследованиям. Речь идет о знаменитом основателе трансперсональной психологии по имени Станислав Гроф.

Биографическая справка

Родился он в Праге в 1931 году. Получил высшее медицинское образование, двадцать лет изучал психоактивные вещества и их использование в психотерапии. Эти знания изложены в книге «ЛСД психотерапия».

С 1967 года Станислав жил и работал в Америке. В 1975 году он знакомится со своей будущей женой, это дает старт новым открытиям. В связи с запретом психоделических препаратов был разработан альтернативный метод погружения в состояние измененного сознания - холотропное дыхание. Вместе они начинают проводить сеансы. Затем Станислав Гроф начинает вести работу по подготовке трансперсональных психологов, читает лекции и ведет семинары по всему миру.

Что такое трансперсональная психология?

Объектом интереса этого стали переживания особого рода, которые называют духовным миром человека. Они условно подразделены на две группы: входящие в «объективную» реальность и выходящие за ее пределы. К первой группе относятся: переживания ребенка в период опыт предков, феномены предвидения, воспоминания о прошлых воплощениях и многое другое. Ко второй группе относят опыт медиумов и духовный опыт.

Особенность этого направления в том, что оно активно использует идеи философии, религиозных учений, социологии и других наук.

Большинство научных сообществ не признают трансперсональную психологию, считают, что у нее нет научных оснований, а эффективность ее методов крайне сомнительна.

Расширенная карта сознания

До Грофа в психологии считалось, что новорожденный ребенок - это чистый лист. У него нет ни воспоминаний, ни опыта. Однако на сеансах ученого выяснилось, что люди помнят и рождение, и период внутриутробного развития, способны покидать пределы своего тела, сливаться с сознанием других живых существ, даже со Вселенной и планетой.

На основании исследований было выделено три уровня сознания:

  • Биографический, то есть содержащий информацию с момента рождения.
  • Перинатальный, охватывающий внутриутробное развитие и рождение.
  • Трансперсональный.

В эту карту включены не только западные теории, но и те, что содержат духовные учения Востока. Также Гроф выявил взаимосвязь между уровнем осознанности и доступным человеку уровнем энергии.

Идея холотропного дыхания

Приобрести популярность не только в узких кругах специалистов, но и у людей, интересующихся психологией в личных целях, помогло холотропное дыхание. Это техника, которую создал Станислав Гроф. было разработано ученым совместно с его супругой для того, чтобы получить альтернативу ЛСД, который был запрещен. Однако существуют точки зрения, что аналогичные дыхательные техники использовались давно, например в практике йоги для достижения высшего состояния - самадхи.

Методика подвергается критике. Считается, что гипоксия вызывает разрушение клеток головного мозга, поэтому опасна. Сторонники же утверждают, что переживания, которые испытывает человек во время сеанса, целительны. Это позволяет выводить из глубин бессознательного эмоции и неприятные переживания, которые не являются осознанными, а потому продолжают беспокоить человека и проявляться как различные симптомы.

Суть метода

Холотропное дыхание - это метод, суть которого в том, чтобы создать ситуацию за счет техники частого дыхания. Такой способ устраняет из крови человека углекислый газ, создает ситуацию кислородного голодания, на что мозг реагирует измененным состоянием сознания. Считается, что при этом активизируется бессознательное, поднимаются на поверхность вытесненные переживания в виде галлюцинаций.

В сеансе участвуют два человека. Один - холонавт, он дышит, другой - ситтер, его роль - помогать и наблюдать. Затем в паре меняются местами. У техники есть длинный перечень противопоказаний.

Базовые перинатальные матрицы

Это еще одна теория, автором которой является Станислав Гроф. Матрицы - это модель, которая описывает состояние психики человека в период внутриутробного развития и рождения. Эта теория утверждает, что, проживая период внутриутробного развития, а затем момент рождения, человек получает особый опыт, который оказывает влияние на всю последующую жизнь, а также может явиться причиной психических расстройств.

Первая матрица, названная «амниотической вселенной», относится к периоду, когда эмбрион находится в утробе матери, воспринимает ее как свою вселенную. Это статическая матрица. Если беременность была легкой, то матрица наполняется ощущением покоя и радости. Какие-либо осложнения во время беременности добавляют в матрицу негативные элементы (метафора рая).

Вторая матрица соответствует периоду схваток перед родами. Выхода еще нет, но кислорода и питательных веществ уже не хватает (метафора безысходности).

Третья матрица относится к периоду потуг в родах. Плод постепенно продвигается по родовому каналу, это становится первым в жизни опытом преодоления (метафора борьбы).

Четвертая матрица связана с самим рождением и первыми моментами, которые ребенок переживает сразу после него. Это окончательная потеря связи с телом матери, первый вдох, ощущение света и другие (метафора возрождения).

Теория матриц тоже подверглась активной критике в научных кругах. Однако есть исследования, которые проводились отдельно и с другими целями, но они подтвердили то, что течение беременности и родов действительно оказывает влияние на психическое развитие человека.

Работы Станислава Грофа

Если вам понравились идеи, которые высказывал Станислав Гроф, книги - один из способов познакомиться с ними ближе. На русском языке можно найти 18 его работ. Всего же его книги опубликованы на 16 языках. Какой работой больше всего гордится Станислав Гроф? «Холотропное сознание» - одна из самых популярных его книг. В ней он подробно излагает свои теории, подтверждая яркими историями из клинической практики.

Еще одна интересная книга, которую написал Станислав Гроф, - «За пределами мозга». В ней он не только описывает свои научные теории, но и критикует тех, кто не принимает идей расширения человеческого сознания и называет психически больными тех, кто испытал подобный опыт. В книге, которую написал Станислав Гроф («За пределами мозга»), рассматриваются также многие поступки знаменитых людей и политических деятелей с точки зрения влияния на них родовой травмы. Такие шедевры должен прочитать каждый.

Вас заинтересовал Станислав Гроф? Книги его обязательно расскажут больше о всех методах работы, исследованиях.

Станислав Гроф

ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО

Уроки современных исследований сознания


PSYCHOLOGY OF THE FUTURE

Lessons from ModernConsciousness Research

State University of New York Press


Перевод с английского Станислава Офертаса

Научный редактор Владимир Майков


Издательство Института трансперсональной психологии

Издательство К. Кравчука

Издательство АСТ


Моей жене Кристине

С большой любовью и глубокой признательностью

за твой вклад в идеи,

выраженные в этой книге

Предисловие редактора


Среди вершин современного знания о человеке есть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тысячам метров или превосходят их. Одна из таких вершин - Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и мастером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведения трехдневного семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии. До этого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой «Области человеческого бессознательного» , которую затем мне было суждено издать и официально. Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода этой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воедино ниточки миров науки и миров экзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащупал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, - это что-то вроде стражей на пути к свободе.

Мы рождаемся, и из-за родовых мук нам сужден человеческий удел. Те из нас, кому удастся повернуть время вспять и обрести второе рождение, которое в каком-то смысле наследует первое, развеивают чары, навеянные человеческим рождением, этой жизнью, этим воспитанием, этими травмами, освобождаются от того, что делало нас закрытыми, застывшими, обособленными от мира. Все это может рассеяться, и перед ними предстанет другой мир, знакомый по воспоминаниям детства, по героическим историям, - мир свободы и озарения, мир просветления, радости, счастья и исследования.

Гроф очаровал нас возможностью свободы и пробуждения. И мы стали изучать все, что было связано с трансперсональной психологией, одним из виднейших основателей которой он стал. Он начал свою медицинскую карьеру в 1956 году врачом-психиатром, классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях, могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретической ограниченности Фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального (надличностного) бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального (околородового) бессознательного, являющегося мостом между личным и надличностным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Эта область бессознательного несет в себе наибольшие возможности к преображению.

В своих последних работах Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадий развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному. Гроф сам ассистировал во время сеансов психоделической психотерапии, а их было около четырех тысяч, и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во многих странах мира и на разных континентах.

Сформулируем вкратце итоги исследований Грофа, последовательно изложенные в главах этой книги.

Гроф экспериментально показал возможность для любого человека иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для экстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживаниями экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения. Необычные состояния сознания широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое изменение в индивиде и обществе. Среди этих состояний выделяются холотропные, или целостные, состояния сознания (от holos - «целый» и trepein - «двигаться к…»), обладающие особо мощным терапевтическим и обновляющим потенциалом. Они определяются по отношению к обычным, или хилотропным, состояниям (hile - «земля»). Европейская картезианская наука основана на опыте хилотропных состояний, возникающая новая научная парадигма основывается на опыте холотропных состояний.

Развитая Грофом расширенная картография психического вбирает в себя не только большинство картографий западной психологии, но и соответствует практически всем известным восточным, в том числе мистическим, картографиям. Универсальность грофовской картографии состоит в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии. В «энергетической антропологии» Грофа степень осознавания прямо связана с уровнем доступной энергии и степенью проработки блоков на пути ее освоения в качестве привычного уровня.



 

Возможно, будет полезно почитать: