STASIS обзор: ужасы в изометрии. Игра подходит к концу

Хоррор - относительно статичный жанр, где сложно придумать что-нибудь новое. Есть перечень канонических шаблонов, которые с определенной периодичностью используются в кино, играх и книгах. Будь это выпрыгивающие из-за угла монстры или общая угнетающая атмосфера - все это вы уже видели. не стала исключением. Южноафриканская студия The Brotherhood не изобрела ничего нового, но показала, как правильно смешать все известные приемы устрашения в одной игре.

Сюжетная завязка Stasis довольно банальна. Из криокамеры в каком-то помещении выбирается человек. Он потерял память и совершенно не понимает, где оказался. Вокруг десятки других баков с людьми внутри, но практически все они сломаны или разбиты. Стены заляпаны кровью. По мере продвижения по полуразрушенным комнатам выяснится, что вы каким-то непонятным образом, оказались на гигантском космическом корабле под названием «Грумлейк», ваша семья исчезла, а в живых нет никого, кроме запертого где-то далеко сотрудника компании Кейн по имени Тэа.

Несмотря на неказистое начало, дальше сюжет превратится в интригующую полудетективную историю, разворачивающуюся на корабле-лаборатории, где нечто уничтожило весь экипаж, превратив летящую сквозь космос посудину в склеп. Этакая с изометрией, но без стрельбы.

Да, стрелять не придется, как, впрочем, и проверять свою реакцию. Stasis - классический квест. Задача героя - выжить, узнать, что произошло с родными и каким-то образом спастись. Вы не космический десантник, а обычный учитель Джон Марачек, который не разбирается в инженерии, но должен решать загадки с открытием дверей и запуском кибернетических механизмов. И стоит сказать, что загадки здесь как раз те, которыми изобиловали старые квесты - сложные и порой не совсем понятные с точки зрения классической логики. Некоторые могут надолго поставить вас в тупик - в таком случае стоит обращаться за помощью. Иначе как минимум на половину паззлов придется потратить уйму времени, и наслаждение от игры будет уже не тем. Придется изрядно поохотится, высматривая на локации нужную пару пискелей, которые могут представлять собой необходимый вам в решении головоломки элемент. К примеру, в одной из последних локаций нужно будет отыскать маленький тюбик клея, лежащий среди огромной комнаты, наполненной десятком разных вещей.

Постоянно пытайтесь комбинировать предметы в инвентаре. Часто это может быть разгадкой к мучавшей вас проблеме.

Сам корабль представляет собой жуткое место. The Brotherhood не стесняется показывать расчлененные тела, трупы без кожи или еще что похуже. Конечно, детализация картинки не слишком высока, но все равно эффект получается внушающий. Главное, что Stasis не столько пугает, сколько постоянно держит в напряжении. С монстрами вы будете встречаться не так часто, но где-то на фоне будут постоянно мелькать тени и раздаваться скрежет раздираемого метала.

Одним из элементов такого устрашения служат дневники персонала. Возле трупов часто можно найти электронные журналы, в которых члены экипажа записывали свои мысли и фиксировали происходящие вокруг события. Такая себе хроника катастрофы, от которой становится жутко. Один закрылся на складе и ждал своей смерти. Другой заметил признаки наступающего безумия коллег еще до наступления критической точки. А третий не выдержал напряжения и убил всех своих друзей, закинув их тела в холодильник.

Обязательно читайте весь текст и осматривайте предметы с описанием. В них может быть скрыта последовательность необходимых действий. Пропустить что-то легко, поэтому будьте максимально внимательными.

В такие моменты Stasis просто кричит о том, что настоящие монстры - это люди. Эта мысль не будет отпускать вас до конца, и когда она достигнет апогея вы наконец-то узнаете, в чем была настоящая причина трагедии, произошедшей на корабле.

Еще один важный аспект игры - человеческая психология. The Brotherhood ставит перед игроком этическую дилемму, которую, к счастью, уже поздно решать. Стоит ли пожертвовать несколькими ради блага человечества? И можно ли вообще определить, что есть благом для всех людей без исключения? По мере развития сюжета вы начнете понимать истинный смысл фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад».

А вот звуковое оформление подкачало. В музыкальном плане в игре присутствуют мелодии, от которых бросает в дрожь, но чаще всего музыка не слишком подходит к происходящему на экране. Да и когда в абсолютно сухих комнатах начинает слышаться дождь - это выбивает из колеи. Порой хочется выключить звук вовсе и самому найти подходящие треки в Интернете.

Человек приходит в себя в стазис-капсуле неизвестного корабля, не понимая, как он здесь оказался, как его зовут и куда делись все люди. На стенах – кровавые отпечатки ладоней, на полу – лужа непонятной субстанции, за стенами слышатся странные звуки. Так начинается 90% фантастических игр и фильмов-ужасов. Можно сказать, что STASIS просто поддерживает традицию.

STASIS

Жанр адвентюра
Платформы Windows, Mac OS
Разработчик THE BROTHERHOOD
Издатель THE BROTHERHOOD
Сайт stasisgame.com

Оценка

Мрачная атмосфера, интересный саундтрек, классический геймплей

Сюжет предсказуем, изометрическая перспектива не способствует погружению

Космический хоррор на любителя

Правда, в отличие от хоррор-шутеров и хоррор-RPG, STASIS – хоррор-адвентюра, а значит, оружие попадет вам в руки только тогда, когда это будет необходимо по сюжету, и использовать его придется, скорее всего, не для того, чтобы отбиваться от монстров, а для решения очередной головоломки, причем именно так и только так, как решили разработчики.

Итак, странный корабль, незаконные биологические эксперименты, пограничная этика… что же могло пойти не так? Сюжет STASIS пытается быть оригинальным, но мы видели уже столько вариаций на тему захваченного монстрами космического корабля, что при всем желании сказать что-либо оригинальное на эту тему уже сложно, тем более что авторы не очень и пытаются. Похоже, они решили уделить фонам больше внимания, чем собственно сюжету. Истории гибели конкретных членов экипажа, традиционно подаваемые в виде персональных логов, кажутся до скуки банальными и предсказуемыми, как и основная сюжетная линия.








Главный герой пытается найти свою семью — жену и дочь, потерявшихся на этом проклятом богом корабле. С момента катастрофы прошло уже три месяца, надежда на спасение призрачна, но все, что осталось у простого школьного учителя Джона Марачека – это только надежда. И голос в рации, который ведет его по кораблю из одного разрушенного отсека в другой. Впрочем, мы отлично помним, что случается с теми, кто верит голосу на той стороне. Ассоциация очень уж явная, предсказать, что случится в финале, можно еще в первой трети игры.

STASIS – очень олдскульная адвентюра. С изометрической проекцией, рисованными задниками и классическим point-and-click интерфейсом. Да и головоломки здесь не чета современным эпизодическим адвентюрам – традиционный сбор и комбинация предметов. Порой задачки очень прагматичны, порой же подчиняются какой-то инопланетной логике. Впрочем, это тоже в духе 90-х – приходится перебирать все возможные варианты.










Во время этих переборов, в том числе попыток использовать предметы на себя, наш герой может умереть самыми разнообразными способами, включая десяток вариантов самоубийства. А вот монстры, которыми так пугают найденные записи, совсем не опасны, они здесь больше для антуража, как кровавые разводы на стенах и остатки членов экипажа в темных углах.

Впрочем, атмосферу заброшенности, безысходности и безумия игра создает неплохо. Особая заслуга здесь композитора и звуковиков. Музыка STASIS достойна большего, ее хоть сейчас можно переносить в любой фантастический фильм. А инженерам по звуку удалось передать фоновые шумы корабля так, что их боишься больше, чем происходящего на экране.










Темная, густая и мрачная история научной фантастики с биологическими экспериментами в фоновом режиме.

Как хорошо, что создатель Stasis знали, что есть больше, чем один только способ, чтобы сделать приключения разнообразными. Много у нас этого добра в последнее время, не так ли? Но подавляющее большинство ссылается на бессмертные схемы заработка, такие легенды от LucasArts, как Monkey Island или Full Throttle и очень сильно имитирует ScummVM, обычно с помощью знаковых Adventure Game Studio. И конечно, к сожалению, все эти игры похожи друг на друга, со визуальной стороны. И именно потому, Stasis заслуживает аплодисменты за то, что восходит к истокам жанра и при этом не похожа на другие игры. Благодаря этому удается получить глоток свежего воздуха, за что игре и ее автору наши аплодисменты. И не только за это. И не только аплодисменты, потому что, хотя Stasis — это очень интересная игровая концепция, но, к сожалению, полна недостатков.

Дело происходит в неопределенном будущем на борту большого научно-исследовательского корабля Groomlake, принадлежащего Cayne Corporation. Наш герой, Джон, просыпается еле живой в одном из трюмов. Джон каким-то чудом выжил, в отличие от своих спутников, мертвые тела которых лежат повсюду. И совсем один, со сломанными ребрами и все медленнее бьющимся сердцем. Невеселая ситуация.

Со временем, мы наталкиваемся на доказательства того, что его экипаж был частично эвакуирован. По мере изучения найденных записей, жалость — превратится в гнев. А все потому, что персонал занимался нелегальными генетическими исследованиями, проводимые на людях, таких как Джон, похитив их против воли.

Stasis — это действительно хорошая история ужасов, где каждая последующая обнаруженная находка вселяет в нас все больше трепета. Здесь нас пытаются напугать различные голограммы, и странные звуки, а иногда даже тень, но все эти ключевые компоненты хорошего фильма ужасов, не достаточно проработаны. В целом они не в состоянии напугать, сделать так, что мы начнем бояться за жизнь нашего героя. Также потому, что это жизнь, не слишком много стоит. Мы погибаем в Stasis удивительно часто. И, что более важно, во многих ситуациях совершенно случайно и без нашей вины. А как можно бояться нападения мутантов, или черт знает чего там еще, когда любое нажатие клавиши может привести нас к смерти в той или иной форме, за которой следует быстрая загрузка автоматического сохранения?

Сюжет как таковой не играет здесь главной роли — ничто не удивляет, не движется и не дает советы.

Stasis выглядит потрясающе. Да, это только двухмерные, картинки с технической стороны. Но оформление просто прелесть. Groomlake изнутри выглядит как воплощение космического ужаса, технического кошмара. Может и мы не боимся здесь постоянно, но холод в затылке и неприятная струбцина в недрах, сопровождают нас постоянно. Stasis делает свое дело, несмотря на все, и волнительные ощущения остаются, даже когда мы перестанем уже играть.

Stasis имеет свои недостатки. Мрачная экскурсия по безликим уголкам Groomlake, немного нудновато, и, хотя игра пытается затянуть нас в свой мир, ей это не до конца это удается. Ужас здесь приходит не с помощью разового шока, а постепенно, шаг за шагом, по спирали прогрессивного ума. И за это Stasis необходимо дать долю уважения. Это не лучшая космическая игра ужасов в истории, но нужно только иметь в виду, что эта маленькая, независимая игра. Безусловно, фантазия у разработчиков есть, Stasis является лучшим доказательством. Но им просто необходимо немного больше опыта.

Представительница крайне необычного жанра, изометрическая хоррор-адвенчура без особых проблем собрала средства на Kickstarter, однако шла она к этому долго. Прежде чем обратиться к краудфандингу, автор-одиночка Крис Бишоф (Chris Bischoff) три года трудился над проектом в свободное время, и только после успешной кампании нанял помощников и полностью посвятил себя разработке.

Welcome to the Rapture Groomlake!

Джон Марачек очнулся на полу в зловонной жиже. Он помнит, как собирался с семьей лететь на Титан, как вместе с женой пел дочери колыбельную, укладывая ее в анабиоз, как ложился в криокамеру на борту собственного корабля… Но окружающая действительность противоречит воспоминаниям: жены и ребенка рядом нет, непонятная субстанция натекла из помеченной его именем стазис-капсулы, а вокруг — заброшенные, безлюдные, незнакомые помещения.

Благодаря редким работающим терминалам и лежащим тут и там электронным записным книжкам Джон вскоре поймет, куда попал. Громадная исследовательская станция «Грумлейк», принадлежащая крупной корпорации «Кейн», многие годы дрейфует в пронизываемой молниями атмосфере Нептуна. Сюда привозили гениальнейших ученых, здесь запускали самые необычные и перспективные научные разработки и ставили потрясающие, смелые, безумные опыты.

Чудеса науки

«Грумлейк» производит впечатление. Большой любитель изометрии и талантливый художник, Бишоф наполнил множеством намертво врезающихся в память картин. Кровавые потеки на стеклянных дверях, расползающиеся от старости кресла перед разбитыми и заляпанными невесть чем мониторами, упакованные в мешки трупы детей и взрослых, тени от гигантских вентиляторов на решетчатом полу… Бывший отдел гидропоники превратился в настоящие джунгли: там растут деревья, жужжат насекомые, лианы оплетают потолочные балки под ласкающим светом ламп. А в заполненном высохшими телами клубе всё еще играет бодрая музыка.

Да, изображение могло быть более четким, а анимация главного героя – не такой «деревянной», но это, в принципе, мелочи. Вдобавок там, где не хватает графики, выручает текст. Будто в классических Fallout , при наведении на некоторые предметы внизу возникает красивое лаконичное описание. Типичный для point-and-click прием отлично вписался в изометрический хоррор.

Впрочем, жанровая принадлежность проглядывает не только в этих заметках. Чтобы идти вперед, Джону нужно решать головоломки, и вот тут-то очарование дает трещину. Нет, загадки любопытны, в основном логичны и уместны: мы перезагружаем системы безопасности, боремся с навесными замками с помощью лома, чиним хитроумные механизмы, пытаясь освободить путь… Но скажите, вы любите «пиксельхантинг»? А в темноте? А с очень мелкими вещами, которые и разглядеть-то нельзя, пока не тронешь курсором?

Потому-то самое сложное в пазлах – понять, что и где ты не подобрал на этот раз. На утомительные поиски уходит уйма времени и нервов, местами даже проседает общий темп рассказа. И ведь всего-то стоило подумать о включаемой подсветке «активных» предметов. Самостоятельно зелеными огоньками сияет далеко не всё – обычно это терминалы и записные книжки.

Интересного чтива в них – горы. Изучая служебные компьютеры, письма и дневники в электронных планшетах, мы узнаём невероятное количество историй, искусно вплетенных в канву повествования (и очень прилично переведенных на русский язык). «Грумлейк» – не просто декорация для головоломок, на ее борту жили и работали сотни разных людей. Их записи позволяют увидеть катастрофу во всех жутких подробностях.

Правда, о страхе в сугубо «хоррорном» понимании речи не идет. По-настоящему пугают здесь редко, как правило — неожиданными громкими звуками. Да и дрожать за свою шкуру затруднительно. В куча способов умереть, но почти все они — лишь последствия наших собственных действий. Мерзко вопящих чудовищ, истребивших население станции, можно не опасаться – в большинстве случаев герой им безразличен.

Хотя тут это не так уж важно. Намного печальнее, что Крис не совладал с сюжетом, прекрасно разворачивавшимся на протяжении всей игры. После внушительной проработки побочных линий и нескольких действительно хороших сцен странная развязка, пусть и с внезапным поворотом, выглядит слабовато. А жаль – эта история заслуживает более выдающегося финала.

* * *

Вдумчивый рассказ о безумии, подлости и порожденном ими кошмаре, периодически спотыкающийся о грабли, разложенные автором.

Snor

Stasis

Несмотря на поток мусорных поделок и не доживших до релиза игр, именно благодаря Kickstarter индустрия смогла сохранить талантливых разработчиков, которые по прежнему создают действительно интересные проекты. Pillars of Eternity , Divinity: Original Sin , Wasteland 2 и Elite: Dangerous показали, что обделенные бюджетами крупных издателей независимые студии благодаря пожертвованиям аудитории могут создавать если не первоклассные хиты, то, как минимум, действительно качественные нишевые продукты.

Kickstarter также дал шанс любителям, которые не имели багажа необходимых знаний, но хотели делать собственные игры. Грамотно надавливая на необходимые точки и напоминая о культовых франшизах прошлого, подражатели маскировали и продолжают маскировать свои проекты под духовных наследников популярных серий – и даже не обязательно игровых.

Stasis – одна из таких игр. Разработанная небольшой студией, которая до этого занималась созданием графики, игра во всем цитирует киноклассику жанра ужасов, что позволило ей оставаться в поле зрения редакции, из года в год попадая в топ ожидаемых проектов следующих двенадцати месяцев. Итоговый релиз дословно копирует антураж и целые сцены из «Чужого » и некоторых других произведений, в том числе « Dead Space » и подзабытый «Санитариум », и ощущается довольно тривиальным изометрическим квестом, в котором хоррор является лишь фоном для надоевшего еще в начале двухтысячных пиксельхантинга.

Да, работа с графикой и звуком действительно впечатляет. Детальные пререндеренные задники, саундтрек от Марка Моргана вместе с многочисленными дневниками бывших обитателей станции создают густую атмосферу заброшенного где-то на орбите Нептуна корабля - первое время от игры получаешь эстетическое удовольствие. Но затем магия улетучивается и становится очевидно, что авторы просто не умеют делать игры. Неопытность разработчиков выливается в многочисленные проблемы с игровым процессом. В темных локациях с фиксированной изометрией вы просто не увидите необходимого прохода или целого куска уровня. Тьма и удаленность камеры скрывает от вашего взгляда важные интерактивные объекты, которые зачастую занимают жалкие миллиметры экранного пространства. Авторы активно подсвечивают дневники и терминалы, но не делают никакого акцента на предметы. Вы гарантировано пропустите нужный объект на детальном не интерактивном фоне, из-за чего будете часами блуждать «в трех соснах» до тех пор, пока не посмотрите прохождение. И даже после этого сложно поверить, что, например, тот еле заметный стикер у разбитого монитора – на самом деле важная железная пластина, которую необходимо смешать со смолой для заделывания пробоины в стеклянной капсуле в лаборатории.

И это уже не говоря о еще менее очевидных способах получения необходимых предметов, когда вам придется искать побочные скриптовые эпизоды для продвижения по сюжету. Складывается впечатление, что целые сцены были созданы заранее, “чтобы было”, а уже потом авторы додумывали для них применение. Всё это серьезно замедляет темп прохождения и сводит на нет все позитивные впечатления.

Но, быть может, в Stasis есть хотя бы интересный сюжет с неожиданными поворотами и уникальными персонажами, которые перекрывают кривой игровой дизайн и скучный геймплей? На самом деле нет. Игра идет по шаблонам и не предлагает ничего нового, кроме личного журнала гея-мусорщика, что вряд ли станет положительным фактором при выборе очередной покупки в Steam . А линейная концовка с дважды неловким персонажем и сомнительной финальной сценой не вызывает ничего, кроме разочарования.

Хотя стоит отметить, что дневники в целом написаны довольно хорошо, а перевод текста на русский язык, если не считать пары ошибок, получился неплохим. В свою очередь, переделанная в Stasis операция из Dead Space 2 была одним из самых жутких моментов 2015 года.

Stasis – морально устаревший квест, который пытается выехать за счет многочисленных заимствований из культовых произведений прошлого и настоящего. Даже логотип игры с выезжающей вниз буквой «i» клонирует The Evil Within . Игру можно было бы рекомендовать поклонникам жанра хоррор и ценителям творчества Марка Моргана , но унылый пиксельхантинг и жалкая концовка не дают нам права этого сделать.



 

Возможно, будет полезно почитать: