В здоровом теле — здоровый дух? В здоровом теле здоровый дух? У здоровом теле здоровый дух.

"В здоровом теле здоровый дух" - известный спортивный девиз, искаженный перевод древнеримского афоризма.

Автором данного афоризма (Mens sana in corpore sano) является древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, профессиональный ритор-декламатор и яркий приверженец стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. В X книге своих "Сатир" среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano - Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом (перевод Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: "Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни...". Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, "сила есть - остальное приложится"), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием…

Российская история переводов Ювенала началась в эпоху Петра Великого. Во время своего путешествия по Европе, русский царь увидел в руках у одного немца сборник римского поэта и заинтересовался его содержанием. Ему зачитали отрывок из десятой сатиры с этим знаменитым афоризмом (возможно именно тогда прозвучал первый русский вариант "неправильного" перевода). Эти стихи настолько понравились великому государю, что он выписал себе Ювенала в голландском переводе. С присущим ему рвением Петр стал изучать сатиры, и вскоре о древнеримском поэте заговорили многие.

Ювенал был чрезвычайно популярен среди российских стихотворцев, которые, к их чести, следили за верным истолкованием слов поэта. Ему во многом подрожал Антиох Кантемир, некоторые стихи которого звучат как очень близкий и почти дословный перевод великого сатирика. Среди достоинств Евгения Онегина Пушкин выделяет умение "потолковать о Ювенале". Сам же Александр Сергеевич еще с лицейских лет занимался творчеством римлянина, а в конце своей жизни собрался всерьез заняться переводом его стихов, начал он с его десятой сатиры, так заинтересовавшей в свое время Петра I (к сожалению, из пушкинского перевода уцелело всего несколько стихов). К середине XIX века имя Ювенала становится нарицательным для обозначения образцового сатирика вообще.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский в рецензии на русский перевод од Горация писал о необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала: "Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведен".

Переводом сатир занимались многие отечественные поэты, в числе удачных переводов можно выделить работы А.А. Фета (1885 г.), Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского (1937 г.).

Интересно, что в связи со сменой эпох афоризм Ювенала начали толковать по-другому. В первые годы Советской власти, когда наркомат здравоохранения возглавлял Н.А.Семашко, это выражение считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке "Искаженная истина" (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: "В здоровом теле здоровый дух", иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов.

Сатиры Ювенала не имели ни воспитательной, ни философской цели - это резкое обличение, вызванное негодованием и раздражением. Поэт показал читателю Рим как место вырождения и беспросветной порочности. Позднее переводчики превратили сатирика в борца за здоровый образ жизни...

Литература

  • Дуров В. С. Ювенал. М., 1995г.
  • Ювенал в переводе Фета. СПб., 1996г.
  • Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского. Переводы.Спб,1999 г.

Наивную веру в наличие связи между физическим здоровьем и духовным безжалостно обсмеял поэт Игорь Иртеньев: "В здоровом теле здоровый дух. На самом деле - одно из двух". Но все равно принято думать, что если тело здорово, то и дух в нем здоров. И наоборот: здоровый дух не может обитать в нездоровом теле. Выходит, физически здоровые люди неизменно должны обладать здоровым духом, а здоровые духовно - не страдать от физических заболеваний. К сожалению, жизнь то и дело опровергает такую логику. Обсудим тему с клириком храма Христа Спасителя, протоиереем Андреем Овчинниковым.

Я веду здоровый образ жизни

Вы, я знаю, закончили институт физкультуры по специальности "плавание и водное поло". Сейчас в свободное от церковной службы время кого-нибудь тренируете?

Нет, я ушел от педагогической деятельности почти двадцать пять лет назад. А работал учителем физкультуры в православной гимназии. Дело в том, что на третьем курсе института я принял крещение. К окончанию института у меня созрело желание совместить мою профессиональную деятельность с православием. Мы жили в Ясенево, и через дорогу от нашего дома открылась первая в Москве православная гимназия "Радонеж", где требовался учитель физкультуры. И я получил туда распределение. Это было тогда не так-то просто. Но руководство института пошло мне навстречу, и после окончания учебы я год работал там учителем физкультуры. Условия для занятий были не очень хорошие - ни спортивного зала, ни инвентаря. Но дети все равно были довольны. А по специальности я не работал, хотя имею квалификацию тренера.

- Спортом сейчас занимаетесь?

Нет. Просто веду здоровый образ жизни. В храме у меня есть велосипед. После нашей беседы я планирую совершить на нем часовую прогулку. Есть очень приятный круг протяженностью в двадцать километров - от храма Христа Спасителя до Киевского вокзала, вдоль Парка Горького, по набережной Москва-реки...

- Вы ставите перед собой задачу - регулярно проезжать на велосипеде по двадцать километров?

Такой задачи я не ставлю, просто катаюсь в свое удовольствие.

Лишние килограммы располневшего батюшки вряд ли способствуют успеху проповеди

- По вашим наблюдениям, многие ли священнослужители ведут здоровый образ жизни?

К сожалению, немногие. Почему-то в духовном сословии не принято говорить о занятиях спортом, физкультурой. Хотя когда я учился в институте, профессора внушали нам, что физическая культура - часть общей культуры человека. Я не вижу противоречий между христианством и здоровым образом жизни. Одно другому не противопоказано. Для иллюстрации этой мысли не будем брать спорт, у него другие цели и задачи, возьмем именно физическую культуру, где кроме движения присутствует еще правильное питание, закаливание, гигиена.

- Вы себя в чем-то ограничиваете? В еде, например?

Наша христианская жизнь, особенно жизнь священнослужителя, много чем регламентируется. В том числе постами. У нас из трехсот шестидесяти пяти дней в году около двухсот постных. Естественно, я как священник все посты соблюдаю. Не скажу, что строго по монашескому уставу, но как могу пощусь. Здоровое питание должно стать нормой жизни любого человека. Страсть к пресыщению, чревоугодию - наша серьезная проблема.

- Всеобщая или внутрицерковная?

В том числе и внутрицерковная. Наш Патриарх на одном из собраний московского духовенства говорил о таком печальном явлении, как тучные священники. Почему я продолжаю вести здоровый образ жизни? Потому что священник совершает служение, которое связано с большими нагрузками - и психическими, и физическими. И если не заниматься своим здоровьем, то сойдешь с этого служения как больной, расслабленный человек. К сожалению, подчас так и бывает. Ну, и странно выглядит батюшка, проповедующий аскезу и при этом носящий на себе пятьдесят-семьдесят килограммов лишнего веса. Эти лишние килограммы вряд ли способствуют успеху проповеди.

- Среди священников есть мастера спорта?

Думаю, что есть. Я знал одного такого. К сожалению, он почивший уже. Он был ватерполист, мастер спорта международного класса. Играл в команде МГУ и подавал большие надежды. Потом ушел служить церкви, принял монашество и оставил спортивную карьеру. Я читал, что есть священники, которые выступают в тяжелой атлетике, участвуют в соревнованиях. Священником является, например, известный путешественник Федор Конюхов. Он протоиерей и, кажется, заслуженный мастер спорта по парусному спорту. Я сам перворазрядник по водному поло и плаванию. Был у меня разряд и по альпинизму, по лыжам, но на этом я остановился, дальше не пошел.

Тело - это слуга души

Перейдем к выражению "в здоровом теле здоровый дух". Это вырванное из контекста и донельзя упрощенное изречение Ювенала: Оrandum est, ut sit mens sana in corpore sano - "Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом". По Ювеналу, нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается, и здесь только на Божью помощь приходится уповать. То есть здоровое тело никому автоматически не гарантирует духовного здоровья.

Да. Если мы обратимся к христианской жизни, то увидим, что некоторые святые, у которых был здоровый дух, несли крест болезни. Но многие угодники Божьи были и здоровыми. Пример тому - святитель Феофан Затворник, который взял на себя подвиг затвора, двадцать восемь лет провел в одном монастыре, практически не выходя из кельи. Он прожил почти восемьдесят, но вряд ли потому так много, что занимался гимнастикой. Никогда не было прямой связи между христианским подвигом и физическими упражнениями. Поэтому изречение Ювенала нельзя воспринимать как абсолютную истину. Здоровое тело не гарантирует наличия в этом теле здорового духа.

- К телесному здоровью стоит стремиться уже ради него самого, разве нет?

Видите ли, для людей, живущих вне церкви, земная жизнь представляет высшую ценность. Если ты в этой жизни хочешь чего-то достичь, то тело для тебя один из главных объектов заботы. Посмотрите, сколько людей, особенно молодых, совершают утренние пробежки, посещают тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны... Так вот, люди, которые чрезмерно заботятся о своем теле, как правило, живут ущербной духовной жизнью. Тогда как христианство основное внимание уделяет именно жизни души и духа как высшей силы. Тело - это слуга души. Некоторые святые отцы сравнивали тело с осликом, на котором человек едет по дороге. Ослик должен быть послушным, выносливым, его нужно кормить, но не перекармливать. Потому что если его перекормить, он ляжет и уснет. А если, наоборот, он не получит порцию овса, у него подкосятся ноги, и он от бессилия упадет на дорогу. Примерно так мы и должны относиться к своему телу. Тело - это не злое начало, это помощник, это соработник нашей души. Многие добрые дела мы совершаем именно через тело. Поэтому христианство не отождествляет тело с чем-то греховным или уродливым, нет, о теле говорится как о доме души, требующем заботы. Да, в древние времена святые могли безропотно нести крест болезни. Но сегодня больной священник уже просто не сможет служить. Церкви нужен священник здоровый, крепкий, который не будет опаздывать на службы и сможет совершать те труды, которые на него возлагаются. Тем более в наше время. Тем более в таком большом городе, как Москва.

Если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным

Вы полагаете, что чрезмерное внимание к телу губительно для души. Но даже в православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, проводятся спортивные состязания. Да вы сами только что сказали, что священник должен быть физически крепок, вынослив.

Сейчас проясню свою мысль. Тот, кто занимается спортом, он же всегда к физическим нагрузкам добавляет заботу о внешности, красивую одежду, правильное питание и тому подобное. Представляете, какой большой процент времени, сил, средств человек тратит именно на это. Он создает из тела культ. А культ тела христианством осуждается. Никто не говорит, что о теле не нужно заботиться. Нужно. Но в меру. В любом православном учебном заведении, кроме учебы, есть послушание, богослужение. И все равно выделяется время для занятий физкультурой. Не в ущерб духовному воспитанию, конечно. Я убежден, что если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным. Сейчас есть три серьезные опасности - компьютер, вкусная еда и алкоголь. Человек разгружается, расслабляется с помощью этих трех средств - алкоголя, еды и компьютера. Редко кто берет книгу, редко кто идет на тренировку и редко кто посещает места, где действительно душа отдыхает. Я против еды, алкоголя и компьютера как антидепрессантов.

- Помогает ли спорт, на ваш взгляд, духовному развитию человека?

Прямой связи здесь нет. На духовный рост человека влияет правильная, аскетическая жизнь. В христианстве эта культура - культура аскетической жизни - разрабатывалась веками и доведена до совершенства. Спорт нужен в городе. А в сельских храмах, сельских монастырях его заменяет правильная, аскетическая практика, когда нужно косить сено, пасти скотину, поливать огород, работать в трапезной, просфорне, решать хозяйственные, строительные, бытовые проблемы, да еще совершать поклоны, соблюдать посты. Там, наверное, спорт и не нужен.

Здоровый дух дает силу слабому телу

- Можно ли сказать, что здоровый дух оздоравливает тело?

Думаю, да. Дух обладает колоссальной энергией. Потому что наш дух связан с духом Божьим. Если здоровый дух действительно с Богом соединился, то и тело подтягивается к нему. Дух способен тело - слабое, немощное, больное, старческое - наполнить необыкновенной силой. И мы знаем такие примеры. Почему великие подвиги совершали на войне люди, подчас вроде бы немощные? Потому что дух был на высоте. Взять хотя бы наше богослужение. Какая-нибудь бабушка стоит три часа на одном месте, как свечка, а двадцатилетний парень, пришедший из спортзала, потопчется минут пятнадцать и говорит: ой, больше не могу, спина болит, ноги ноют. Здоровый дух дает силу слабому телу, а отсутствие духа способно ослабить любого физически крепкого человека.

- Можно ли победить болезнь силой духа?

Болезнь дается Богом, здесь все в Его власти. Если болезнь нам для душеспасения полезна, то Бог нам ее оставит. Любя нас, Бог дает нам болезни. Это трудно понять и принять, но это так. Дело в том, что у Бога другие цели. Они отличны от наших. Нам хочется выздороветь и больше ничего. А Богу нужно, чтобы мы достигли вечной жизни. Иногда болезнь останавливает человека на пути греха. Больной человек много чего уже не в состоянии совершить. Но отними у него болезнь - и может начаться блуд, воровство...

Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели — спасении души

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх

Некоторые спортсмены перед выходом на старт или за минуту до начала матча молятся о победе. Как вы к этому относитесь?

Я бы им советовал прийти в храм и помолиться в уединении, вдали от посторонних глаз. Никому не нужно их показное моление.

В США проводились исследования. Оказалось, двадцать пять процентов американцев считают, что исход спортивного состязания решает не человек, а Бог. Кроме того, большинство американцев уверены, что если спортсмен верит в Бога, то у него больше шансов на победу. Что вы на это скажете?

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх или в чемпионатах. Последнее не входит в Его промыслы. Но я не хочу, чтобы мое слово отталкивало кого-то от спортивных занятий. А с другой стороны, мне как священнику было бы неловко выглядеть слишком усердным пропагандистом физкультуры и спорта. Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели - спасении души.

Визитная карточка

Протоиерей Андрей Овчинников - клирик Кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1987 году поступил учиться в Государственный центральный институт физической культуры. После окончания первого курса был призван в армию. Службу проходил в Воздушно-десантных войсках. В 1992 году окончил институт по специальности "тренер-преподаватель по водному поло". С ноября 1991 года стал работать педагогом в православной гимназии "Радонеж". Педагогическую работу совмещал с послушанием алтарника в храме Вознесения Господня (Малого Вознесения) г.Москвы. В 1993 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию. В 1996 году зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Тема диссертации: "Пастырское служение протоиерея Валентина Амфитеатрова". После окончания академии был назначен штатным священником Кафедрального соборного храма Христа Спасителя по совместительству с преподавательской работой в Николо-Угрешской семинарии. Является членом Дисциплинарной комиссии г. Москвы. В храме Христа Спасителя руководит взрослой группой воскресной школы. Женат, имеет 7 детей.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.

Омар Хайям


Кто не слышал выражения «в здоровом теле — здоровый дух»? Наверное, на свете нет такого человека… Однако, чем дальше, тем понятнее становится, что по сути дела все совершенно наоборот!

Именно только здоровый дух позволяет иметь здоровое тело. И если вы понаблюдаете за своими знакомыми, да, впрочем, и за собой — тогда вам сразу станет ясно, что, действительно, тело может быть здорово лишь при здоровом и бодром духе!

Намного точнее другое утверждение, что все болезни от нервов. И действительно, наверное, каждому из вас приходилось сталкиваться с тем явлением, что чаще всего даже обычный грипп сбивает с ног в периоды переутомления или депрессии, что подскоки артериального давления случаются при недосыпании или после конфликтов, что травмы или боли в ногах возникают в то время, когда вы подсознательно не хотите делать какой-то важный шаг в жизни, а гастрит или язва желудка обостряются в период обиды на другого человека.

Если вы понаблюдаете за связью ваших недомоганий с психологическими причинами, то заметите однозначную связь. Психологическое состояние человека сразу же отражается не только на его настроении, но и на защитных свойствах организма. Вследствие затяжной депрессии снижаются защитные силы организма, падает иммунитет, и человек становится легкой добычей для различных инфекций, да и старые болячки тут же поднимают голову. Нервозное, раздраженное состояние и постоянное напряжение тоже дают такой же эффект. Длительное ожидание предполагаемых неприятностей точно так же ослабляют жизненный тонус и защиту организма.

Нередко приходится наблюдать, как во время тяжелых жизненных испытаний человек становится устойчив ко всем неблагоприятным факторам, неуязвим для всех инфекций и болезней, но стоит лишь ослабеть напряжению, как от малейшего сквозняка начинается воспаление легких или какое-то другое серьезное заболевание.

Во время серьезной внешней опасности происходит максимальная мобилизация всех защитных сил организма, которая дает человеку возможность справиться с навалившимися на него невзгодами, решить первоочередные, жизненные задачи. После того, как критическая ситуация заканчивается, организм «расслабляется» и уже не может противостоять болезням, так как исчерпал все свои ресурсы сопротивления.

Именно поэтому очень опасны затяжные критические ситуации. И именно нерешенные в течение долгого времени бытовые, профессиональные или личные конфликты приводят к разным серьезным болезням. К тяжелым хроническим заболеваниям приводит привычка оставлять без решения возникшие проблемы, а только пассивно постоянно думать о них, злиться, горевать, обвинять всех на свете, негодовать на кого угодно, но только не на себя, перекладывать решение своих вопросов на других людей.

В принципе, если действовать, то можно найти выход из практически любой ситуации. Однако это подразумевает серьезную ответственность за свою жизнь, за свои действия. Далеко не каждый человек осмеливается взять на себя ответственность даже за свои слова — где уж там говорить о поступках… Далеко не каждый может сделать конкретные и решительные шаги — пусть даже и неверные. Верные они или нет, будет видно только через некоторое время, по результатам.

Боясь совершить ошибку, великое множество людей оставляют ситуацию без контроля, предпочитают плыть по течению, одновременно внутри себя тяжело переживая ситуацию и возводя ее в ранг трагедии — но такой пассивностью они только углубляют проблему. «Всякая проблема, оставшаяся без присмотра, имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему» — гласит один из законов Мэрфи…

И в итоге вот так, «накручивая» себя, люди создают себе массу проблем со здоровьем. Невнимательный взгляд эту связь не замечает и продолжает «накручивать» себя уже по поводу своего расстроенного здоровья. Так и начинается путешествие по порочному кругу: психологические проблемы — болезнь — стресс из-за болезни — ухудшение здоровья — снова переживания — здоровье ухудшается еще больше — и так далее. И очень редко человек осознает, что причиной его болезней и плохого самочувствия является именно психологическая проблема, которую он загонял вглубь вместо того, чтобы однозначно решить и забыть о ней навсегда. Многие люди не понимают этого, даже попав на больничную койку… Тогда начинается другой, более тяжелый виток порочного круга — из больницы домой, потом снова в больницу.

Что же делать?

Об этом поговорим в следующий раз.

Задавайте свои вопросы, рассказывайте о своих наблюдениях, будем обсуждать эту тему подробнее на примерах ваших комментариев.

Ваша доктор Мара

Иеромонах Иов (Гумеров)

Крылатое латинское выражение «Mens sana in corpore sano» впервые встречается в 10-й сатире (356-я строка) римского поэта Ювенала (I в. по Р.Х.).

Взятая вне контекста произведения, она получила неверную интерпретацию: здоровье тела понимается как условие здоровья духовного. Однако у римского поэта мысль совсем другая:

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала
».

Ясно выражена назидательная мысль: имея здоровое тело, позаботься о духовном и душевном здоровье.

Христианская антропология, в отличие от обыденного сознания, не считает физическое здоровье условием духовно-нравственного здоровья. Оно может быть как в здоровом теле, так и в человеке, страждущим болезнями. Духовная крепость зависит от правильной веры и исполнения заповедей Божиих. Если этого нет, то грех постепенно разрушительно действует и на тело. «Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда человек ведет греховную жизнь и не думает ее оставить, то Господь врачует такую душу болезнями. Об этом пишут святые отцы, и это подтверждается многовековым опытом.

«Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (святитель Григорий Палама)

«Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию; как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

Нередко Господь, видя, что неразумие и греховные наклонности человека могут привести его к бедствиям, удерживает его от этого с помощью болезней: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы» (святитель Феофан Затворник).

Для христианина болезни (как телесные, так и духовные) окружающих его людей – обширное поле для возделывания, чтобы иметь спасительные плоды: «Потрудились над больными? Благословенный труд, ибо и тут приложимо утешительное слово: “Болен бех и посетисте Мене”()» (святитель Феофан Затворник).

«В здоровом теле — здоровый дух », данное выражение сегодня означает, что если человек сохраняет тело здоровым, то сохраняет и духовное здоровье. Однако фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли автора был совсем другим: «Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» — Ювенал (60-127 гг).

В более развёрнутом варианте:

«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала».
Десятая сатира Ювенала

1 . По одной версии, в основе этих строк лежит известная в Древнем Риме поговорка:
«В здоровом теле здоровый дух – редкое явление ».

2 . По другой версии, Ювенал взял за основу ответ Гомера из предания «Состязание Гомера и Гесиода» (VIII-VII в. до н.э.)
Гесиод – «Что самое лучшее?»
Гомер – «Здоровый дух в мужественном теле »

3 . Фраза Ювенала стала популярной, когда её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель, мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778):
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире » — Джон Локк.

Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие здорового духа . Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко. — Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, В. Серов.



 

Возможно, будет полезно почитать: